В некоторых предыдущих публикациях «Борисфена» рассматривались перспективы экономического развития Европейского Союза. В контексте сравнения представляют интерес также и экономические тенденции в другой группе стран, с так называемой «переходной» экономикой, а именно — Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР (группа БРИКС). В течение последних лет они демонстрируют неплохие темпы экономического роста (на уровне 3–8 %), превышающие аналогичные показатели ведущих европейских стран — Франции и ФРГ (в пределах 0,2–0,8 %).
БРИКС на карте мира http://iport.info/blogs/bolshoj-evrazijskij-soyuz-shosodkbbriks/ |
По мнению ведущих мировых экспертов, причина — в некоторых особенностях условий экономической деятельности стран БРИКС, в частности — дешевая рабочая сила и сравнительно небольшие социальные расходы, что способствует экспорту продукции национального производства, а также позволяет избегать большого дефицита государственных бюджетов. Кроме того, существенным преимуществом этих стран (в первую очередь России) являются значительные запасы природных ресурсов (в т. ч. энергоносителей), что позволяет с выгодой их экспортировать и удовлетворять собственные запросы.
Однако, несмотря на сравнительно высокие темпы своего экономического развития, у стран группы БРИКС есть проблемы. И они не позволяют в полной мере реализовать экономические потенциалы этих государств. Тут нужно обязательно упомянуть о стагнации внешних рынков этих стран, а также уменьшении западных инвестиций из-за сложной экономической ситуации в США и Европейском союзе. Да и мероприятия руководства КНР, сознательно сдерживающего рост китайской экономики из-за ее «перегрева» (а она считается одним из «локомотивов» экономик стран БРИКС), тоже можно отнести к проблемным факторам.
Нужно отметить, что каждая из стран БРИКС имеет свои характерные особенности, в частности:
[1] Китай (занимает место лидера в группе) — владеет одной из наиболее мощных экономик в мире с высокими темпами роста (около 9 % в 2011 году и 8 % в 2012 году). Так, как оценивает международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers, по своему экономическому потенциалу КНР может опередить США уже в течение последующих четырех лет. В частности, до 2017 года объем ВВП КНР будет составлять 20 трлн. долл. США (по паритетной покупательной способности), и превысит соответствующий показатель США, а до 2030 года — около 30,6 трлн. долл. США. При этом, исходя из данных Министерства торговли КНР, в 2012 году Китай уже обошел США по объемам внешней торговли, достигнув уровня 3,87 трлн. долл. США, в то время как такой показатель в Соединенных Штатах Америки составляет 3,82 трлн. долл. США.
Реальный рост ВВП (%) http://www.spa.msu.ru |
Заметим, что существенным проблемным фактором в экономическом развитии КНР является ее преимущественно экспортная ориентация. Поэтому она очень зависима от ситуации на внешних рынках. Технологическое отставание от ведущих западных стран, продукция, по качеству уступающая западной, кредитно-долговые проблемы внутри Китая (предприятия и провинциальные правительства не в состоянии рассчитаться за кредиты, полученные от государственных банковских учреждений), диспропорция в экономическом развитии восточных (приморских) и центральных и западных китайских провинций — также вносят свои коррективы в китайскую экономику.
Руководство КНР пытается избежать ухудшения экономической ситуации в стране, сосредоточиваясь на создании условий для повышения внутреннего спроса на продукцию китайского производства, которое будет компенсировать снижение объемов ее экспорта. С этой целью предусматриваются мероприятия по повышению покупательной способности китайского населения (увеличение зарплат и социальных расходов). Кроме того, планируется реструктуризация банковской сферы, что позволит устранить проблемы внутренних долгов.
Китай исполнит роль спасителя Европы
А широкому привлечению иностранных компаний к работе в КНР (в первую очередь в высокотехнологичной сфере) будет способствовать, по мнению китайского руководства, либерализация китайской экономики, в частности, послабление государственного контроля за ее функционированием. Большое значение уделяется усилению энергетической безопасности страны. Для этого Китай попытается получить более широкий доступ к месторождениям нефти и газа в других регионах мира (в частности, в Африке и Центральной Азии), и внедрить новые технологии добычи сланцевых углеводородов на собственной территории.
Но даже это, как утверждают западные эксперты, в течение ближайших лет не даст возможности китайской экономике избежать «провала». Так, правительство КНР уже снижает темпы экономического роста страны (ориентировочно до 7 %), во избежание перепроизводства товаров.
Индия (удерживается на втором месте в БРИКС по своему экономическому потенциалу) — имеет относительно стабильную экономику с позитивной динамикой развития и высокими инвестиционными возможностями. Так, по данным Министерства финансов Индии, в 2012 году рост валового внутреннего продукта страны составлял 7,4 %, а общие объемы накопленных инвестиций достигли приблизительно 30 % от ВВП. К тому же, исходя из прогноза мировых экспертных учреждений, к 2030 году Индия может выйти на третье место в мире (после КНР и США) по объему ВВП — на уровне приблизительно 14 трлн. долл. США.
Все это позволяет Индии успешно решать свои задачи в политической, экономической и безопасностной сферах, а также делает индийское государство привлекательным партнером для других стран.
Уровень инфляции (%) http://www.spa.msu.ru |
В то же время темпы экономического развития Индии тормозятся неспособностью правительства страны к проведению эффективных экономических реформ (значительная бюрократичность системы государственного управления, ее чрезмерное вмешательство в работу индийской экономики); неэффективностью индийского законодательства в инвестиционной сфере; слабым развитием транспортной инфраструктуры; дефицитом квалифицированных кадров; сложностями, связанными с перераспределением ресурсов между малопроизводительным сельским хозяйством и высокотехнологичными отраслями промышленности, а также существенным отставанием последних от отраслей ведущих западных стран.
Такие обстоятельства, а также негативное внешнее влияние приводят к падению темпов экономического развития Индии, которые в 2013 году ожидаются на уровне приблизительно 5,7 %. К тому же прогнозируется ухудшение внешнеторгового баланса Индии и увеличение дефицита государственного бюджета из-за падения спроса на индийские товары.
Пытаясь как-то справиться с проблемами, индийское правительство стремится улучшить инвестиционный климат в стране и получить доступ к передовым технологиям, реализуя совместно с ведущими западным странами экономические проекты (в т. ч. в энергетической и военно-технической сферах). Кроме того, участвует в мероприятиях по повышению роли Индии в экономическом развитии Евразийского региона. Например, в создании так называемого «Нового шелкового пути», который должен соединить Юго-восточную Азию, Центральную Азию, Ближний Восток и Европу в рамках единой транспортной системы. Индийское руководство заботится также и об экономии бюджетных средств.
Бразилия — сохраняет позитивную динамику в развитии национальной экономики, однако имеет существенные проблемы из-за негативного внешнего влияния. В первую очередь это касается снижения объемов импорта бразильских товаров Аргентиной и КНР (из-за собственных экономических проблем), которые являются основными торговыми партнерами Бразилии.
Из-за этого в течение последних двух лет темпы роста ВВП страны снизились с 2,7 % в 2011 году до приблизительно 2 % в 2012 году. В такой ситуации правительство страны было вынуждено тратить золотовалютные резервы страны для поддержки национальной экономики, что помогло избежать еще больших экономических проблем.
Динамика изменения ВВП стран БРИКС, 2010–2013 гг. (в % к предыдущему году; 2012–2013 гг. – прогноз) http://www.spa.msu.ru |
Пытаясь стабилизировать экономику, руководство Бразилии принимает следующие меры: проводит менее жесткую денежно-кредитную политику (снижает ставку на кредиты); реализует планы государственных закупок, поддерживая национальную промышленность; оптимизирует фискальную политику (уменьшает налоги для реальных производителей); привлекает частные средства в модернизацию и развитие транспортной инфраструктуры (в частности, автодорог и аэропортов).
Увеличиваются объемы добычи и переработки нефти в стране за счет освоения новых нефтяных месторождений и строительства нефтеперерабатывающих заводов. Пристальное внимание правительство уделяет также повышению эффективности сельского хозяйства (одной из ведущих отраслей бразильской экономики) путем более рационального использования земельных угодий и применения новых технологий.
По оценкам международных консалтинговых учреждений, вышеприведенные мероприятия дадут возможность Бразилии увеличить объемы ВВП приблизительно до 4 % уже в 2013 году и удерживать этот показатель в течение последующих лет.
ЮАР — имеет большой экономический потенциал, однако пребывает в достаточно трудном положении из-за негативного влияния как внешних, так и внутренних факторов. Основной проблемой экономики ЮАР стало снижение внешнего спроса на продукцию национального экономического комплекса, имеющую, в основном, сырьевой характер (главной статьей южноафриканского экспорта является продукция черной металлургии). В результате темпы роста ВВП страны упали с 3,1 % в 2011 году до 2,5 % в 2012 году; кроме того, наблюдается увеличение дефицита государственного бюджета страны и государственного долга (до 50 % от ВВП). Существенные также негативные факторы ЮАР — неэффективность государственной системы управления экономикой (чрезмерное количество управляющих структур, коррумпированность и непрозрачность работы органов власти); обострение противоречий между разными политическими силами в парламенте и правительстве страны; недостаток квалифицированных кадров; слабое развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
Характеристика стран группы БРИКС http://panslavist.ru |
Решая приведенные проблемы, правительство ЮАР пытается поддержать частный бизнес, широко привлечь иностранные инвестиции, стимулировать кредитно-финансовую сферу, а также развить национальную транспортную инфраструктуру. Внимание уделяет процессу формирования «среднего класса», который должен расширить объемы внутреннего потребления и торговли. Основные чаяния руководства ЮАР — на постепенное возрождение мировой экономики и, соответственно, увеличение спроса на продукцию экономики национальной. Это повысит темпы роста ВВП в 2013 году до 4 % и сохранит данный показатель на таком уровне в течение последующих лет.
Россия, вопреки своему потенциалу, по своей экономической перспективе считается аутсайдером группы БРИКС. У нее сохраняется преимущественно сырьевой (энергетический) характер экономики, делающий ее зависимой от текущей конъюнктуры на мировых рынках. Так, в результате сокращения объемов импорта российских энергоносителей и других видов сырьевой продукции партнерами по торговле Российской Федерации (в первую очередь ЕС и Китаем), темпы роста ВВП России снизились с 4,3 % в 2011 году до 3,5 % в 2012 году, и прогнозируются на таком же уровне в течение последующих лет.
Поэтому для России крайне нежелательна активизация мероприятий ЕС по снижению энергетической зависимости от Российской Федерации, появление излишка газа на мировом рынке из-за широкого применения США и другими странами новейших технологий добычи сланцевых углеводородов, а также истощение российских месторождений нефти и газа.
Дополнительными факторами деструктивного влияния на российскую экономику можно считать следующие: отток иностранных капиталов из России; наличие значительных объемов внешней задолженности российских банков и корпораций по государственным гарантиям (приближаются к объемам золотовалютных резервов РФ); сохранение фактического государственного контроля экономики страны в условиях высокого уровня коррумпированности и бюрократии государственных органов власти РФ; неудовлетворительное состояние российской производственной и транспортной инфраструктуры; ухудшение структуры трудовых ресурсов (старение населения) и недостаток высококвалифицированных кадров.
Пытаясь обеспечить устойчивое развитие своей экономики, руководство РФ задекларировало продолжение курса модернизационных реформ в стране, предусматривающих привлечение передовых иностранных технологий, а также сокращение сырьевой составляющей в структуре российского экспорта. Кроме того, проводятся мероприятия по искоренению коррупции, усилению контроля над государственными расходами и устранению злоупотреблений в экономической отрасли. В то же время отдельным направлением действий Российской Федерации остается сохранение российских позиций на европейском рынке энергоносителей, а также расширение выхода на энергетические рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Эти меры пока что не имеют высокой эффективности и не позволяют российской экономике встать вровень с передовыми экономиками мира.
В целом, исходя из приведенных примеров, можно сделать вывод об отсутствии у стран группы БРИКС существенных преимуществ перед странами Европейского Союза с точки зрения их экономического развития. Фактически имеющиеся у них показатели стабильности и сравнительно высокие темпы роста национальных экономик достигаются по большей части благодаря существенному ограничению расходов на социальную сферу. Благоприятным фактором для России стало удержание высоких цен на нефть, как основы ее экспорта.
По существу, ЕС и БРИКС демонстрируют две разных модели экономического развития, первая из которых предусматривает достижение высоких результатов за счет применения передовых технологий, а вторая — эксплуатации рабочей силы и природных ресурсов. Учитывая это, достаточно некорректны утверждения некоторых экспертов (в первую очередь — российских) относительно «преимущества группы БРИКС перед Европейским Союзом», из чего делается вывод о каком-то «упадке Западного мира» и, в частности, «нецелесообразности европейской интеграции Украины». В действительности же, как было показано выше, ситуации присущ совсем иной характер, и ее нельзя не учитывать при определении экономической стратегии нашего государства.
[1] Изображение флагов стран БРИКС http://www.mid.ru/brics.nsf