Часть 8. «Раскол»
Часть 7 «Сепаратисты начинают и… проигрывают»
Часть 6 «На пике общефлотского психоза»
Часть 5. «В шаге от войны...»
Часть 4. «Севастополь – Крым – Россия»
Часть 3. Как делился Черноморский флот «по-братски»
Часть 2. Черноморский флот на весах политического торга
Часть 1. Черноморский флот Российской Федерации и национальная безопасность Украины
«...Наиболее напряженная ситуация сложилась вокруг полка Национальной гвардии Украины в Севастополе, доставлявшего особое неудобство сепаратистам. В этой связи они всячески пытались заставить руководство Украины вывести полк из города, — используя провокации и нагнетая отрицательное общественное мнение по отношению к украинским военнослужащим».
Так закончилась предыдущая 8 часть материалов «Крым 94»
Часть 9. «В августе девяносто четвертого»
Но планы руководства Крыма имели гораздо более широкий, просто таки геополитический характер. В конце июля 1994 года Верховный Совет Крыма огласил тезисы «Концепции межрегиональной политики республики». Предлагалось создать так называемое экономическое объединение «Юг-Восток» в составе Запорожской, Луганской, Донецкой и Харьковской областей. Конечно же, это объединение должно было ориентироваться на Россию, устанавливая тесные связи с соседними российскими областями. Так крымский парламент предполагал реализовать установку Москвы по федерализации Украины с последующим поглощением Россией ее отдельных регионов.
* * *
30 июля 1994 года, по инициативе блока РДК-ФНС, на площади Нахимова в Севастополе, провоцируется проведение так называемого «народного веча» http://sevrus.narod.ru/ |
Еще агрессивней были севастопольские отделения различных пророссийских организаций. Их активно поддерживал горсовет Севастополя. 30 июля 1994 года, по инициативе блока РДК-ФНС, на площади Нахимова в Севастополе, провоцируется проведение так называемого «народного веча».
Участники «веча» поддержали обращение к Верховному Совету Крыма, требуя более активного вывода автономии из состава Украины. В этой связи был подготовлен проект решения парламента Крыма, включающий следующие положения:
- «Севастополь является частью России»;
- «полномочия представителя Президента Украины в Крыму не признаются»;
- «МВД, СБУ, прокуратура, суды, таможенная служба и средства массовой информации строят свои отношения с крымскими властями в соответствии с законами Российской Федерации»;
- «государственным языком в Севастополе является русский»;
- «запрещается преподавание в учебных заведениях на украинском языке»;
- «государственная символика Украины заменяется символикой России»;
- «воинские формирования Украины должны быть выведены из Севастополя».
Для пропагандистского обеспечения мероприятия в Севастополь были завезены специальные, отпечатанные в России, газеты «Русская партия Шувайникова» http://www.nr2.ru/ |
Для пропагандистского обеспечения мероприятия в Севастополь были завезены специальные, отпечатанные в России, газеты «Русская партия Шувайникова», а также «Республика Крым». Тираж этих изданий составлял соответственно 3 и 5 тыс. экземпляров.
* * *
В мутных водах крымской политики все более отчетливо просматривались российские экономические интересы. Так, несмотря на мораторий Верховного Совета Крыма о приватизации государственной собственности на территории полуострова, правительство АРК разрешило регистрацию акционерного общества закрытого типа «Ялта курорт», главными акционерами которого стали министерство иностранных дел России, государственный комитет РФ по телевидению и радиовещанию, а также министерство внешнеэкономических связей Российской Федерации.
* * *
Готовясь к защите российских интересов, Черноморский флот продолжал наращивать свою севастопольскую группировку. В начале августа
1994 года командование ЧФ приступило к практической реализации планов передислокации в Севастополь танкового батальона из состава 126-й дивизии береговой обороны. Планами предусматривалась переброска танков трейлерами из Симферополя в Евпаторию, откуда уже на больших десантных кораблях морским путем — в Севастополь.
* * *
Очередным шагом в отделении Крыма от Украины стало открытие Крымской межбанковской валютной биржи http://www.kmvb.com.ua/ |
Очередным шагом в отделении Крыма от Украины стала практическая реализация указов «президента» Крыма «О банках и банковской деятельности», а также «О валютном регулировании в Республике Крым», в частности, открытие Крымской межбанковской валютной биржи. На первых торгах 3 августа 1994 года было продано 738 млн. российских рублей. Сам же Ю. Мешков отбыл с очередным визитом в российскую столицу.
* * *
А отношения между правительством и парламентом Крыма становились все более напряженными. 5 августа в Симферополе состоялось заседание кабинета министров Крыма, посвященное исключительно этому вопросу. В ходе заседания отмечалось, что постоянное отсутствие Ю. Мешкова из-за его многочисленных турне существенно ослабляет взаимодействие исполнительной и законодательной властей. В частности, упоминалось, что никто не знает о цели последнего визита «президента» Крыма в Москву. А члены крымского парламента поинтересовались причиной отсутствия на заседании министра внутренних дел АРК генерала Кузнецова.
* * *
На аэродром Саки перебрасывается подразделение морской авиации России в составе фронтовых бомбардировщиков Су-24 http://flot.sevastopol.info/ |
Москва же продолжала усиливать свое военное присутствие в Крыму. 6 августа 1994 года на аэродром Саки перебрасывается подразделение морской авиации России в составе фронтовых бомбардировщиков Су-24 якобы для подготовки пилотов авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» (Северный флот).
* * *
И хотя была поддержка Москвы, крымский парламент все еще не решался на прямую конфронтацию с Украиной. 7 августа 1994 года, по требованию руководства Украины, депутаты Верховного Совета автономии отменили закон о двойном гражданстве для жителей Крыма.
Вместо этого опять был поднят вопрос о формировании собственной милиции АРК, что должно было дать возможность крымской власти более уверенно отстаивать свои позиции перед Киевом. В соответствии с принятым решением, правительству Крыма было поручено изыскать дополнительные средства для обеспечения финансирования министерства внутренних дел республики.
* * *
Погрузка КШМ Р-145БМ «Чайка» на большой десантный корабль http://www.arms-expo.ru/ |
В тот же день в поселок Новоозерный прибыли первые 6 танков Т-64 из состава 126-й дивизии береговой обороны ЧФ для дальнейшей переброски в Севастополь. В составе подразделения находилось также 2 БМП-2, боевая машина связи на базе БТР-80, а также грузовой автомобиль «Урал».
После кратковременной подготовки технику начали грузить на десантные корабли Черноморского флота.
* * *
10 августа 1994 года депутаты крымского парламента снова вернулись к вопросу о двойном гражданстве для жителей полуострова. На очередном заседании Верховного Совета было принято постановление «О законодательной инициативе ВС Крыма к Верховному Совету Украины о внесении изменений и дополнений в Конституцию Украины по вопросу двойного гражданства в Республике Крым».
При этом вопрос рассматривался большинством депутатов крымского парламента, а также руководством Крыма исключительно как возможность получения российского гражданства этническим русским населением полуострова. Как заявил глава Верховного Совета Крыма С. Цеков, парламентское большинство, которое представляет блок «Россия», не собирается отказываться от своей основной цели — вхождения полуострова в состав Российской Федерации.
* * *
16 августа 1994 года в Севастополь была доставлена последняя партия боевой техники из состава 127-го отдельного танкового батальона 126-й дивизии береговой обороны ЧФ. Всего с начала переброски было доставлено 36 танков Т-64Б, 5 БМП-2 и 2 танковых тягача, которые направлялись на усиление 810-й бригады морской пехоты Черноморского флота. Кроме того, в пункте базирования Донузлав в готовности к немедленной отправке в Севастополь находилось около 40 БМП-2 и несколько БТР-80.
* * *
Несмотря на эти обстоятельства, процесс раздела Черноморского флота все же не прерывался. 17 августа 1994 года в ходе работы экспертных групп России и Украины были согласованы следующие параметры раздела ЧФ: из 833 единиц плавсредств 669 должны были отойти России, а 164 — Украине. Предметом обсуждения экспертов стали также вопросы о создании российской ВМБ в Крыму и величине арендной платы России за ее использование.
* * *
Опираясь на военную силу ЧФ и при поддержке командования флота, руководство местных властей Севастополя сделало очередной политический шаг по выводу города из-под юрисдикции Украины, который, по задумке его организаторов, должен был иметь решающее значение. 25 августа
1994 года, в ходе внеочередной сессии севастопольского горсовета, принимается решение о «российском федеральном статусе» Севастополя. В связи с этим предлагалось немедленно провозгласить город российским, сорвать украинскую символику, поднять российские флаги, а также потребовать вывода из Севастополя подразделений ВМС Украины, которые были названы «оккупационными». Активное участие в обсуждении поднятых вопросов принимали офицеры Черноморского флота России. В частности, резким, антиукраинским было выступление начальника войск береговой обороны ЧФ генерал-майора В.Романенко, входившего в состав группы «Россия».
По примеру крымских властей, в рамках практической реализации своих намерений, депутаты севастопольского горсовета пытались установить свой контроль над управлением внутренних дел Севастополя. В ходе сессии они призвали милиционеров не исполнять приказы из Киева, а также потребовали подчинить УВД Севастополя городскому совету или же министерству внутренних дел Крыма. Поступило также предложение о создании независимой муниципальной милиции города. А депутаты потребовали прекращения действия украинских законов в Севастополе и перехода к российскому законодательству.
* * *
Сергей Цеков: Русские Крыма будут всегда вместе с Россией... http://russ-edin.org |
Постановление севастопольского горсовета о российском статусе Севастополя вызвало горячие отклики пророссийских организаций Крыма, которые расценили его как «еще одну победу на пути присоединения полуострова к России». По словам заместителя председателя Верховного Совета Крыма В. Мажака, 79 % депутатов крымского парламента одобрили позицию местных властей Севастополя.
Одновременно, на фоне общего подъема антиукраинской истерии в Крыму и Севастополе, Верховный совет автономии сделал еще одну попытку подчинить себе органы внутренних дел полуострова. С этой целью председатель крымского парламента С. Цеков направил телеграмму Президенту Украины, выразив «обеспокоенность по поводу обострения криминогенной ситуации в Крыму». По его мнению, причина этого — в переподчинении Киеву правоохранительных структур Крыма. Поэтому он просил Президента Украины возобновить министерство внутренних дел Крыма.
Кроме того, парламентом Крыма было принято постановление «О законодательной инициативе ВС Крыма в Верховном Совете Украины о внесении изменений и дополнений к ст. 131 Конституции Украины и Закон о гражданстве Украины». В этом постановлении высший законодательный орган полуострова предложил Верховному Совету Украины решить вопрос о двойном гражданстве в Крыму.
* * *
Начало конца
Как ни объединяла «президента» и парламент Крыма идея отрыва полуострова от Украины, но все же это не помогло предотвратить обострения между ними конфликта. Откровенно популистские обещания Ю. Мешкова уже раздражали даже представителей блока «Россия» и других пророссийских организаций. В конце августа 1994 года координационный совет Республиканского движения Крыма выступил с резкой критикой в адрес исполнительной власти полуострова и отказался в дальнейшем поддерживать ее курс. По мнению представителей РДК, Ю. Мешков и Е. Сабуров отдалились от блока «Россия» и занимались своей политической деятельностью, абсолютно не собираясь выполнять предвыборных обещаний. Более того, звучали призывы отправить в отставку «президента» Крыма и его «московское» правительство уже в сентябре 1994 года.
Ю. Мешков начал подготовку референдума о доверии парламенту Крыма http://novoross.info/ |
В ответ Ю. Мешков начал подготовку референдума о доверии парламенту Крыма, который, по его мнению, препятствовал проведению экономических реформ на полуострове. Предварительной датой волеизлияния называлось 10 сентября 1994 года. Вместе с тем, не дожидаясь его результатов, в администрации Ю. Мешкова уже готовился указ о роспуске Верховного совета Крыма. Как видно, обе стороны пытались опередить друг друга, лихорадочно ища поддержку «третьих сил», в частности — коммунистов. Искали, но не находили ее, что объяснялось полной потерей авторитета местной властью.
30 августа 1994 года в Евпатории состоялся митинг по поводу третьей годовщины запрета коммунистической партии Украины. Попытался выступить и Ю. Мешков, но его освистали присутствующие, требуя его отставки вместе с Е. Сабуровым.
* * *
В таких условиях Москва все еще пыталась укрепить свое политическое присутствие на полуострове. В конце августа 1994 года в Евпатории на базе Русской партии была создана крымская региональная организация Партии национального единства (ПНЕ), которая ставила своей целью «объединение славянских республик на основе российского национал-социализма». Штаб ПНЕ находился в столице Российской Федерации.
* * *
С началом сентября 1994 года Верховный Совет Крыма пошел в «решительное наступление» на «президента» полуострова, пытаясь законодательно ограничить его полномочия. В частности, парламент автономии признал недействительным указ Ю. Мешкова «О службе президента АРК по безопасности и межгосударственным связям».
На этом фоне социологические службы Крыма и далее фиксировали резкое падение популярности «президента» Крыма, что было связано в первую очередь с падением жизненного уровня на полуострове, а также невыполнением Ю. Мешковым своих предвыборных обязательств. Так, по данным крымского Центра гуманитарных исследований, по истечению 200 дней президентства рейтинг Ю. Мешкова упал на 30 %.
* * *
«Черноморский флот России должен расширить присутствие на Феодосию и Донузлав» http://sevastopolis.com/ |
В условиях явного кризиса «российской идеи Крыма» Россия пыталась сохранить свое влияние хотя бы в Севастополе, используя для этого недавние решения его городского совета. В этой связи первостепенная роль отводилась российскому военному присутствию в городе — своеобразной главной «козырной карте» Москвы. При этом важна была роль личности командующего севастопольским гарнизоном и, прежде всего, его готовность применить вооруженную силу против Украины в случае необходимости. С этой целью 1 сентября 1994 года приказом командующего ЧФ на должность начальника гарнизона Севастополя был назначен отличавшийся своей непримиримой антиукраинской позицией командующий береговыми войсками Черноморского флота генерал-майор с украинской фамилией В.Романенко.
* * *
В связи с известными решениями севастопольского горсовета, повышенное внимание руководства ЧФ уделялось возможным действиям силовых структур Украины по пресечению попыток сепаратистов нарушить территориальную целостность государства. В частности, 7 сентября вертолеты морской авиации Черноморского флота совершили несколько облетов штаба ВМС Украины, где в то время проходили командно-штабные учения по реагированию на кризисную ситуацию.
* * *
Эти усилия Москвы с готовностью поддерживал Верховный Совет полуострова, который, вопреки внутренним противоречиям в отношениях с исполнительной властью, не прекращал активной антиукраинской деятельности. 8 сентября 1994 года парламент Крыма принял решение обратиться к органам государственной власти России и Украины о предоставлении российского статуса Севастополю.
* * *
В связи с обострением в отношениях с парламентом Крыма Ю. Мешков отбыл в Москву, где он искал поддержку своей позиции. Там он предоставил план урегулирования ситуации в автономии, которая, по его мнению, очень напоминала Россию 1993 года.
* * *
Ситуация в Крыму действительно напоминала то, что происходило в России в 1993 году. В качестве ответного хода руководство крымского парламента реально попыталось отстранить Ю. Мешкова от власти.
На очередной сессии Верховного Совета Крыма 10 сентября 1994 года был принят проект «Положений про приведение закона о президенте Крыма в соответствие с Конституцией Крымской Автономии». Главной идеей этого документа было существенное сокращение полномочий Ю. Мешкова, который должен был стать просто «высшим должностным лицом», а не главой государства. Кроме того, «президент» Крыма лишался права назначать глав исполнительной власти на местах, а также проводить референдум о доверии Верховному Совету Крыма.
По словам председателя крымского парламента С. Цекова, конечная цель всех этих действий — превращение Крымской Автономии в парламентскую республику. Он также выступил за то, чтобы президент и глава исполнительной власти полуострова избирались парламентом Крыма, перед которым они должны отчитываться.
В рамках практической реализации своих планов С.Цеков провел совещание с представителями 16 крымских партий, в ходе которого был создан Общественный консультативный совет при председателе Верховного Совета Крыма. По мнению большинства участников совещания, правительство Крымской Автономии продемонстрировало полную неспособность решать проблемы полуострова, вследствие чего оно обязано уйти в отставку.
* * *
В ответ «президент» Крыма Ю. Мешков 11 сентября 1994 года издал Указ «О прекращении полномочий Верховного Совета Крыма и местных советов», которым возложил на себя всю полноту власти на полуострове. Он также уведомил о планах своей администрации подготовить проект новой Конституции Крыма, которую предусматривалось принять в апреле 1995 года на референдуме. После этого в течение трех месяцев планировалось провести выборы «Народного собрания» Крыма и сформировать органы самоуправления на местах.
А для подкрепления своих действий Ю. Мешков, в духе матроса Железняка 1917 года, захватил здание парламента, а также телевидение Крыма с помощью верных ему милицейских сил. Кроме того, для острастки своих противников он отдал распоряжение прокуратуре Крыма вместе со Службой Безопасности и МВД проверить факты «сращивания части депутатского корпуса с криминальными структурами». Конечно, кому как не «президенту» Крыма было знать, где искать эти самые структуры.
Все это он мотивировал «посягательствами Верховного Совета автономии на его президентские полномочия, которые были вручены ему народом Крыма». По мнению «президента» Крыма, все это неминуемо грозило тяжелыми последствиями из-за «утраты управляемости ситуацией на полуострове, угрозы социально-политической дестабилизации, экономического хаоса, а также дальнейшего роста преступности», что было чревато социальными потрясениями и прочими бедами. В этих условиях Ю. Мешков «без страха и упрека» брал на себя личную ответственность за сохранение стабильности в Крыму.
* * *
Естественно, что парламент автономии и не собирался выполнять указы Ю. Мешкова. В тот же день Верховный Совет Крыма провел экстренное заседание в здании прокуратуры полуострова. По его итогам было принято специальное обращение к населению автономии. В частности, указы «президента» АРК о прекращении полномочий парламента Крыма трактовались как «попытка государственного переворота». В связи с этим обстоятельством, Президиум ВС Крыма обратился к Верховному суду автономии за оценкой конституционности действий Ю. Мешкова. Кроме того, парламент потребовал от руководства МВД Крыма обеспечить исполнение Конституции и законодательства республики на территории АРК, немедленно допустить депутатов к работе в их административном здании, взять под охрану объекты связи, телевидения и радиовещания, а также обеспечить нормальное функционирование средств массовой информации. При этом вся вина за состояние дел на полуострове была возложена на «президента» Крыма.
Позицию парламента АРК поддержал прокурор Крыма В. Купцов. Он обвинил Ю. Мешкова в нарушении закона «О президенте», где не говорилось о его праве распускать Верховный Совет полуострова, либо же прекращать его работу.
* * *
Мешков: «Меня ничто не остановит для того, чтобы защитить или принести пользу народу» http://novoross.info/ |
Вечером, 11 сентября 1994 года, конфликтующие стороны все же встретились за столом переговоров. Представители Верховного Совета предложили «президенту» разблокировать помещение парламента, после чего провести в нем совместное заседание для поиска путей выхода из кризиса. «Президент» Крыма отказался от переговоров с депутатами. По словам С. Цекова, судя по поведению Ю. Мешкова, он сознательно провоцировал обострение обстановки в Крыму.
* * *
Характерно, что в условиях конфликта обе стороны искали поддержку у Украины, от которой они пытались отделиться все это время. Как Ю. Мешков, так С. Цеков обратились к Президенту Украины за помощью в решении своих проблем в борьбе за власть.
* * *
В связи с обострением обстановки на полуострове Президент Украины призвал обе стороны найти цивилизованное решение проблемы в рамках Конституции Украины и законодательства Крыма.
В свою очередь, силовым структурам Украины в Крыму была поставлена задача: ни при каких обстоятельствах не применять насилие, которое бы угрожало жизни и здоровью граждан.
* * *
Ситуацию в Крыму активно использовали коммунисты для восстановления своего подорванного рейтинга. Комментируя развитие событий в привычном для себя ракурсе, республиканский комитет компартии Крыма определил, что цель мешковских указов — «…попытаться устранить народ от управления государством, а также создать условия для бесконтрольного раздела государственной собственности», что, по мнению коммунистов, «…обязательно должно было привести к резкой дестабилизации социально-политической и криминогенной обстановки в Крыму». В связи с этим коммунисты потребовали возобновления в полном объеме действия Конституции Крыма, немедленного принятия закона о местных органах власти, а также незамедлительного проведения их выборов.
* * *
Активно стремились к власти и другие крымские организации пророссийского характера. В ходе 2-го съезда Русской партии Крыма (РПК) было сформировано так называемое «теневое правительство» АРК. При этом, по мнению лидера движения С. Шувайникова, ситуация в Крыму все более приобретала «революционные черты». В то же время политсовет движения признал нежелательным участие РПК в повторных выборах в Верховный Совет Украины, поскольку это противоречило его главному курсу: обретение Крымом независимости.
* * *
Не обращая внимания на противодействие Верховного совета Крыма, Ю. Мешков продолжал гнуть свою линию. Игнорируя переговоры с парламентом полуострова, он пытался привлечь на свою сторону широкие массы крымчан. С этой целью 13 сентября 1994 года около здания ВС Крыма был организован очередной митинг в поддержку «президента» автономии.
Выступая у стен парламента, Ю. Мешков в очередной раз обвинил Верховный Совет Крыма в попытке отстранить его от власти, что, по мнению «президента», обострило обстановку на полуострове. Однако он сказал, что готов к переговорам с законодательной властью полуострова. Но при условии возобновления той ситуации, которая сохранялась перед решением парламента Крыма ограничить его полномочия. В качестве «отступного» Ю. Мешков распорядился разблокировать здание парламента полуострова.
* * *
В тот же день президиум Верховного Совета АРК принял постановление «О создании комиссии по расследованию событий
11–13 сентября 1994 года». Были заслушаны выступления по вопросам «О правительстве Крыма» и о «Внутренней охране здания Верховного совета».
Депутаты обсудили условия принятия «нулевого» варианта устранения конституционного кризиса в Крыму, в результате чего было принято решение, в котором данный вариант рассматривался только в плане возможной отмены «президентом» Крыма Ю. Мешковым своих указов, без отмены постановлений ВС автономии.
* * *
Учитывая эти позиции сторон, создававшие реальные предпосылки к дальнейшему развитию конфликта, Президент Украины выступил с обращением к руководству автономии, призвав немедленно прекратить борьбу за власть. В противном случае Киев обещал предпринять соответствующие меры.
В состояние повышенной боеготовности были приведены подразделения украинской милиции в Симферополе и других городах Крыма, где они разместились так, чтобы исключить столкновения между сторонниками «президента» и парламента полуострова.
* * *
Из-за ситуации в Крыму командование Черноморского флота было в полной растерянности. В сложившихся условиях острого конфликта между пророссийскими силами Крыма оно никак не решалось выбрать ту сторону, которой должна оказываться поддержка. Похоже, что ситуация как-то непредсказуемо выходила из-под контроля. В конечном итоге все это привело к резкому падению авторитета Ю. Мешкова и Верховного Совета автономии также на Черноморском флоте. Как считали на ЧФ, ни «президент» Крыма, ни парламент автономии уже не в силах присоединить полуостров к России. В конце концов, было решено объявить о формальном нейтралитете флота, о чем и сообщил его пресс-центр.
Но командование Черноморского флота России таки попыталось использовать крымскую ситуацию в своих интересах. В хаосе политической неразберихи была предпринята очередная попытка оторвать от Украины хотя бы Севастополь. Для этого начальник войск береговой обороны ЧФ генерал-майор В.Романенко активно включился в процесс подготовки внеочередной сессии горсовета Севастополя, на которой предполагалось обсудить практические шаги по подтверждению «российского статуса» города. Под такими шагами подразумевались прекращение действия в Севастополе украинских законов и введение российского законодательства, подчинение горсовету севастопольской милиции, а также замена в городе украинской государственной символики на символику российскую.
При этом, как сказал В.Романенко, части морской пехоты ЧФ готовы возложить на себя «функции поддержания порядка в Севастополе».
* * *
Е. Марчук: ЧФ РФ в Крыму при нейтралитете – это абсурд http://mignews.com.ua/ |
15 сентября в Крым с посреднической миссией прибыл заместитель премьер-министра Украины Е. Марчук для участия в переговорах между «президентом» автономии Ю. Мешковым и представителями парламента Автономной Республики. Целью этих переговоров было достижение сторонами взаимоприемлемого компромисса по «нулевому варианту».
* * *
Несмотря на объявленный нейтралитет, командование ЧФ РФ крайне раздражительно восприняло требование политического руководства Украины к «президенту» Крыма Ю. Мешкову и парламенту полуострова согласовать все законодательные акты автономии с украинским законодательством. При этом конфронтация между ветвями власти полуострова была расценена как «удар по единству пророссийских сил, которые вели борьбу за выход Крыма из состава Украины, а также за сохранение единого российского Черноморского флота».
Одновременно началась подготовка к очередным масштабным учениям флота, запланированным на вторую половину сентября
1994 года.
* * *
16 сентября сессия Верховного совета Крыма одобрила решение правительства «О создании комиссии ВС для расследования антиконституционных действий, которые происходили с 11 по 13 сентября 1994 года». Комиссия под руководством заместителя председателя ВС АРК В. Межака получила широкие полномочия для опроса граждан, имевших отношение к указанным событиям. Другим постановлением ВС РК был признан недействительным указ «президента» Крыма Ю. Мешкова «О назначении руководителей государственной исполнительной власти в районах и городах Крыма». Верховный Совет Крыма также выразил недоверие кабинету министров автономии и потребовал его отставки. По словам С. Цекова, нынешнее правительство полуострова не решило ни одной из проблем, которые стояли перед Крымом.
Собственные постановления о недействительности указов Ю. Мешкова принимались и на более низком уровне, в частности, местными советами Феодосии и Красноперекопска.
* * *
В ответ Ю. Мешков заявил, что готов защищать свое правительство, поскольку его отставка «нанесет непоправимый удар по экономике полуострова». При этом, придавая вес своей позиции, он сообщил о том, что поддерживает постоянный контакт с Президентом Украины.
11 сентября 1994 года против Ю. Мешкова выступили даже его ближайшие сторонники из симферопольской организации Республиканской партии Крыма, которую он возглавлял до своего избрания «президентом». Они обвинили Ю. Мешкова в невыполнении его предвыборных обещаний и отходе от программы партии.
* * *
Против Ю.Мешкова по традиции выступал и Меджлис крымских татар http://lenta-ua.net/ |
Против Ю. Мешкова по традиции выступал и Меджлис крымских татар. В своем обращении он раскритиковал политический курс «президента» и Верховного Совета Крыма, поставившие под удар гражданское согласие на полуострове. Причинами кризиса татары назвали: чрезмерное увлечение «президента» и Верховного Совета Крыма политическими вопросами взаимоотношения Крыма с Украиной; полное игнорирование экономических проблем полуострова; несоответствие законодательства автономии законам Украины, а также стремление крымских властей нарушить территориальную целостность Украины.
* * *
18 сентября специальный посланник Президента Украины в Крыму Е. Марчук встретился в Симферополе с «президентом» автономии Ю. Мешковым и председателем Верховного Совета АРК С.Цековым. Представителям крымской власти было еще раз предложено решить возникшие проблемы мирным, конституционным путем. Однако те не желали отказываться от своих принципов.
Большинство депутатов крымского парламента и далее настаивали на проведении расследования антиконституционных действий Ю. Мешкова в период 11–13 сентября 1994 года. В свою очередь, «президент» Крыма категорически возражал против этого и отказывался отправлять в отставку свое правительство во главе с Е. Сабуровым. При этом, в целях сохранения власти в своих руках, он предлагал создать так называемой «техническое правительство» из представителей внепартийных специалистов, которых не нужно было утверждать Верховным Советом Крыма. За счет этого Ю. Мешков пытался задержать назначение постоянного правительства как минимум до весны следующего года.