Богдан Соколовский
...но ее величина не совсем понятна
Единая для всех потребителей цена природного газа 6879 гривен за 1000 кубометров определена Кабинетом Министров Украины с 1 мая 2016 года. При этом отменены все льготы и нормы, действовавшие до указанного времени. О целесообразности такого подхода спорят много и политиков, и чиновников, которые, по правде говоря, отстаивают свои интересы. Например, кто-то из политиков критикует высокую цену. Чиновники оправдывают ее рыночными факторами, требованиями МВФ и покрытием дополнительных расходов за счет бюджетных субсидий и тому подобное. И все это перерастает в перманентную дискуссию со многими негативами... В этой связи необходимо отметить следующее:
1. Установление единой цены на газ в нынешних украинских реалиях практически исключает перепродажу «дешевого» газа за большую цену другим потребителям, то есть исключает такого рода коррупционные деяния. Вводя ее, усиливается роль государства в рыночном обеспечении своих граждан. После налаживания надежного учета и контроля качества газа можно будет перейти к схеме разного уровня цен для различных групп потребителей. Такая практика введена во многих развитых странах.
2. Единая цена в комплексе с упомянутыми другими мерами, будет способствовать упорядочению газовой отрасли.
3. Массовые субсидии реально означают, среди прочего, сохранение прежних имперских (советских) принципов функционирования газового хозяйства. Таким образом, как бы увеличивается зависимость гражданина от государства — характерная особенность авторитарных режимов. А средств для субсидий обязательно будет не хватать уже через некоторое время (через год, два, три или позже).
4. МВФ специально никогда не занимался коммунальными тарифами, а наоборот — изучает предложения украинской стороны — каким образом наше правительство сбалансирует бюджет. Если с нашей стороны, среди прочего, предлагается увеличить поступления за счет коммунальных платежей (гарантировано), то МВФ с этим соглашается.
Подытоживая изложенное, можно сказать, что установление единой цены на газ (по крайней мере, временно, на определенный период) может стать положительным шагом в правильном направлении и в комплексе с другими мерами, в частности — с повышением доходов украинских граждан. Скорее всего, такой процесс будет наблюдаться несколько лет — до полного введения учета и контроля газа и тому подобное. Впоследствии можно прорабатывать вопрос оптимизации — в т. ч. разной цены для разных групп потребителей, в разные времена года или даже суток и тому подобное. Если же увеличение доходов населения в связи с повышением тарифов не предусмотрены, то эта т. н. акция очень рискует вызвать негативные последствия.
Нужно подчеркнуть: «очень рискует»! Речь идет о факте сохранения единой цены, а не об абсолютном значении 6,879 гривен за 1 кубометр. Это абсолютное значение малопонятно и непрозрачно. Откуда оно взялось, на чем базируется, как устанавливается — не совсем ясно. Почему не 7, 8 или 2, 3, 4, 5 гривен? Кстати, подсчет по методике, доступной в 2007-2010 годах, предоставляет цену менее 4 гривен за кубометр. Но может быть, что это устаревший взгляд на современность, который чего-то уже не учитывает.
Вместе с тем, нынешняя ситуация (боязнь населения, дискуссии и догадки экспертов и т. п.) демонстрирует, что в вопросе определения единой цены на газ проблемой является слабая информационно-разъяснительная работа. Прежде всего — среди населения и, в частности, в экспертной среде, с целью доведения, что эта цена является лишь одним из многих шагов в комплексе мер, предусматривающих и повышение доходов. Эту работу должно выполнять уже новое правительство.