Участие в XXIII экономическом форуме г. Криница, Польша (3–6 сентября 2013 г.)

Участие в XXIII экономическом форуме г. Криница, Польша (3–6 сентября 2013 г.)

Выступление на панели «Евразийский Союз или Pax Rusicca». Семинар «Россия в ХХІ веке — «Эпоха Путина»?

Вернувшись на должность президента Российской Федерации, В. Путин существенно активизировал меры по возобновлению роли России как великой мировой державы.

С этой целью он выдвинул стратегическую идею создания Евразийского союза, что фактически означает попытку возродить определенную форму бывшего Советского имперского государства — СССР.

Реализацией этой идеи предусматривается реинтеграция стран бывшего Советского Союза в политической, экономической, культурной и сфере безопасности на основе советских, а фактически российских цивилизационных принципов и ценностей.

В частности, это означает возобновление единого надгосударственного управления московского центра бывшими советскими республиками, объединение их экономических и военных структур и консолидацию населения вокруг России и ее государственного руководства на основе возрождения «российского величия» и общего противостояния внешним угрозам (в первую очередь США/НАТО и исламскому экстремизму).

Исходя из этого, создание Евразийского союза преподносится руководством РФ как всеобщая национальная идея и способ сохранения единства России и обеспечения ее государственного развития.

К тому же реализация такого проекта важна для личных амбиций президента РФ В. Путина, стремящегося войти в историю в качестве «собирателя русских земель».

В рамках евразийского проекта руководство Российской Федерации пытается также достичь ряда дополнительных практических целей, которые включают:

  • укрепление региональных и мировых позиций России методом возобновления контроля над экономическим, демографическим, территориальным и ресурсным потенциалами стран бывшего СССР;
  • создание противовеса Европейскому Союзу и НАТО как «естественным противникам» (конкурентам) Российской Федерации;
  • повышение авторитета руководства РФ в глазах населения России, а также отвлечение внимания российского сообщества от своих экономических проблем;
  • получение российскими олигархическими кругами возможности доступа к экономическим и иным ресурсам стран бывшего СССР.

Механизм построения Евразийского союза, к которому прибегает Россия, во многом напоминает механизм формирования Европейского Союза и предусматривает поэтапное создание:

Евразийского экономического содружества (ЕврАзЭС) — образовано в 2000 году, в состав которого вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Узбекистан и Таджикистан;

Таможенного союза ЕврАзЭС — функционирует с 07.2010 года в составе России, Беларуси и Казахстана (форма интеграции стран-участниц организации с единым таможенным пространством без пошлины при взаимной торговле и экономических ограничений);

Единого экономического пространства (ЕЭП) ЕврАзЭС — вступило в силу с 07.2012 года (форма интеграции стран-участниц организации с обеспечением свободной торговли, свободного перемещения товаров, услуг, финансов и человеческих ресурсов);

Евразийского экономического союза (ЕЭС) — планируется создать до 2015 года на основе ЕЭП с дальнейшим присоединением к нему других стран-членов ЕврАзЭС и СНГ (организация будет преемником Таможенного союза и Единого экономического пространства);

Евразийского союза (ЄАС) — планируется создать до 2020–2025 года (проект конфедеративного союза (бщегосударственного объединения) стран с единым политическим, экономическим, таможенным, гуманитарным и культурным пространством, а также безопасностью на основе Евразийского экономического союза и других интеграционных объединений в СНГ).

Кроме того, в сфере безопасности Россией создано и развивается военно-политическое объединение постсоветских стран в формате Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Предполагается, что впоследствии структуры ОДКБ будут одной из составляющих Евразийского союза.

Упомянутые планы Россия пытается воплотить за счет комплекса определенных мер в нескольких сферах, а именно:

политической — развить общегосударственные органы и политические составляющие интеграционных структур в рамках СНГ, а также вынудить постсоветские страны двигаться в фарватере российской внешней политики;

экономической — установить российский контроль над экономиками стран бывшего СССР (путем приобретения акций, создания совместных предприятий и тому подобное), а также предотвратить достижение ими энергетической и транзитной независимости от России;

безопасности — убедить в существовании «общих внешних угроз» странам СНГ, которые требуют объединения их усилий в сфере безопасности;

информационной и гуманитарной — реализовать политику «мягкого влияния», предусматривающую навязывание идей российской интеграции, «единства» истории и культуры постсоветского пространства и «общего будущего» стран СНГ средствами массовой информации, неправительственными организациями, культурной, религиозной, образовательной и научной сферами.

При этом Россия придает первоочередное значение возобновлению своего контроля именно над Украиной, как наиболее мощным государством из числа стран бывшего СССР. По оценкам российских политологов, создание полноценного Евразийского союза без Украины фактически невозможно, что и объясняет активность российской стороны в вопросе привлечения Украины к Таможенному союзу (как первого шага на пути к ЕАС) и в противодействии процессам ее европейской интеграции.

Необходимо отметить, что существенной проблемой России в достижении этих целей является наличие своих интересов у стран СНГ, нежелающих, двигаясь в русле российской политики, потерять свой суверенитет. В первую очередь это касается Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы (группы ГУАМ). Кроме того, наблюдаются противоречия с Россией и в других странах СНГ, в том числе у ее ближайших союзников — Армении и Казахстана.

Учитывая это, наряду с вышеприведенными формами влияния на страны бывшего СССР, Россия прибегает к мерам прямого давления на их руководство и общество:

  • повышает цены на энергоносители и ограничивает объемы поставок (вплоть до прекращения) нефти и газа для стран СНГ;
  • частично или полностью закрывает российский рынок для товаров стран бывшего СССР, а также ограничивает для их граждан возможность работать в России;
  • вносит раздор в руководстве стран СНГ, а также формирует мощное пророссийское лобби в их властных структурах и оказывает поддержку пророссийским политическим силам;
  • провоцирует политическую, межэтническую и межрелигиозную напряженность в странах бывшего СССР;
  • подрывает международные позиции стран СНГ и их имидж в глазах западных государств и международных организаций, а также пытается расколоть отношения между постсоветскими странами.

В отдельных случаях Россия не останавливается перед применением силы против стран бывшего СССР под лозунгами «принуждения к миру» и «защите российских соотечественников» на их территории (как это произошло в Грузии), а также провоцированием конфликтов и поддержкой сепаратистских режимов (в частности, в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии и Нагорном Карабахе).

Однако все эти меры России не имеют весомого успеха, о чем свидетельствует последовательная реализация планов европейской интеграции Украины, Молдовы и Грузии, в частности, в рамках подготовки соглашений об ассоциации с Европейским Союзом.

А вот неоимперская политика России и ее недальновидные поступки относительно разрыва связей со странами СНГ фактически разрушают планы россиян по объединению государств постсоветского пространства.


  
Геополитический дневник Виктора Гвоздя
...Как наше слово отзовется
...Как наше слово отзовется

...якобы посол США в Украине вызвал на ковер лидера партии «Свобода» для сурового замечания по поводу ксенофобии, антисемитизма и радикальной идеологии...

Параллели и меридианы Богдана Соколовского
Заявление Азарова о «замораживании части ГТС» скорее всего провокация, нежели конструктивизм.
Заявление Азарова о «замораживании части ГТС» скорее всего провокация, нежели конструктивизм.

Богдан СОКОЛОВСКИЙ

Заявление Николая Азарова на самом деле является «медвежьей услугой» Украине