15 декабря 2016

Международно-правовые санкции против России — неотвратимы

Независимый аналитический центр геополитических исследований «Борисфен Интел» предоставляет возможность аналитикам высказать свою точку зрения относительно конкретной политической, экономической, информационной ситуации в Украине и в мире в целом, на основании личных геополитических исследований и анализа.

 

Заметим, что точка зрения авторов
может не совпадать с редакционной.

 

Надежда Сербенко

1995 года рождения,

студентка 5 курса Института международных отношений

Киевского национального университета имени Тараса Шевченко,

специальность «Международное право»

 

За любые действия каждый из нас неотвратимо понесет ту или иную ответственность. И тут нет разницы — за действия правомерные или неправомерные. Ответственность в любом случае наступит: или перед судом Божьим, или перед судом присяжных, Международным уголовным или Международным судом (трибуналом) ООН, но она обязательно будет. Наша история тому подтверждение.

Но будет ли это ответственность, которой мы сможем гордиться (за те или иные успешно выполненные задачи), или наоборот — придется отвечать за действия или же бездеятельность (еще страшнее — это за молчаливое согласие!), которые привели к негативным (уголовным или даже преступным) последствиям? И это касается как каждого индивидуума (личности) в его повседневной жизни, отдельной страны или коалиции стран в их деятельности, так и международного сообщества или организации, в рамках которой действует большое количество субъектов.

В этом коротком, но конкретном исследовании мне бы хотелось поставить вопросы сугубо о санкциях в международном праве, поскольку они являются и формой, и средством международно-правовой ответственности одновременно. Опыт их применения свидетельствует, что они являются одним из действенных механизмов международно-правового регулирования. А международно-правовое регулирование — это влияние государственной власти на межгосударственные отношения с помощью международного права.

Международно-правовые санкции

Международно-правовые санкции

Для Украины, которая уже почти три года ведет освободительную борьбу против российской агрессии, вопрос введения и поддержания международных политико-экономических санкций против Российской Федерации является чрезвычайно актуальным и жизненно важным.

 

Международные санкции — это коллективные или односторонние меры принуждения, которые применяются государствами или международными организациями к нарушившим нормы международного права. Они могут применяются в одностороннем порядке или на многосторонней основе. Т.е., международно-правовые санкции — это средство, с помощью которого восстанавливают нарушенные права и добиваются возмещения.

Каждому типу международно-правовых санкций присущи свои виды, формы и способы их применения. Это нашло свое отображение в представленной выше схеме классификации международно-правовых санкций, которые, при легитимных условиях, можно и необходимо использовать против России (схема разработана сугубо для данной статьи). Относительно форм международно-правовых санкций, то иногда они совпадают по видам или же различаются в зависимости от вида (в каждом случае мы их будем рассматривать и анализировать конкретно).

В целом право на меры принуждения принадлежит каждому субъекту международного права. Государства могут реализовывать это право индивидуально, коллективно и с помощью международных организаций. Применение санкций — односторонний процесс. Субъект, который применяет санкцию, не может быть стороной-правонарушителем. Основанием для применения санкций является не столько факт международного правонарушения, сколько отказ выполнять международные обязательства по ликвидации последствий такого правонарушения.

 

Различают санкции, применяемые в порядке самопомощи, и санкции, применяемые с помощью международных организаций.

Начнем анализ с санкций, которые применяются государствами в порядке самопомощи.

Самооборона — это особый вид санкций, которые выражаются в применении по отношению к государству-правонарушителю вооруженных мер принудительного характера в соответствии с Уставом ООН в ответ на его вооруженные действия (провокации, нарушение границы, нападение и т. п.). Выделяют две формы самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии.

Непочтовая марка, посвященная пилоту U-2 Фрэнсису Гэри Пауэрсу

Непочтовая марка, посвященная пилоту U-2 Фрэнсису Гэри Пауэрсу

Необходимой обороной является защита государства вооруженными силами от посягательств иностранного государства на неприкосновенность государственной границы, его военным провокациям, которые еще нельзя квалифицировать как акт агрессии (полеты иностранных военных разведывательных самолетов над территорией государства-жертвы, провокационные действия военных судов в территориальных водах такого государства и т. п.). При необходимой обороне обязательно предупреждение государства-нарушителя о возможности ее применения, если оно (государство-нарушитель) не прекратит такого рода действия. Предупреждение необходимо и потому, что правонарушение может объективно отсутствовать (скажем, мероприятия боевой подготовки государства-нарушителя) или быть вынужденным (нарушение государственной границы из-за аварии или навигационной ошибки). Применение вооруженной силы в таких случаях не является правомерным.

Например, 1 мая 1960 года над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет U-2. Американский пилот Ф. Пауэрс признал, что выполнял боевую задачу. Т.е., СССР использовал свое право на оборону. В 1962 году во время Карибского кризиса советской ракетой был сбит еще один американский самолет-разведчик U-2. В обоих этих случаях имел место полет военного разведывательного самолета над территорией государства-жертвы, которое использовало свое право на необходимую оборону, хотя и не предупреждало об этом.

Право на самооборону от агрессии — суверенное право каждого государства, так как агрессия является тягчайшим международным правонарушением. Но и при его реализации необходимо придерживаться принципа пропорциональности. В соответствии со ст. 51 Устава ООН, государства могут использовать военную силу в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, пока Совет Безопасности ООН не примет необходимые действия для поддержания международного мира и безопасности другими мерами. Устав ООН подчеркивает значение и незыблемость этого права, называя его неотъемлемым. Право на самооборону принадлежит государству-жертве нападения. Оно же решает и вопрос о порядке его использования. Но о факте вооруженного нападения на него государство должно немедленно сообщить в Совет Безопасности ООН.

Так, после нападения террористов 11 сентября 2001 года США заявили, что они вправе применить вооруженную силу против террористических организаций и поддерживающих их государств в порядке осуществления права на самооборону. На этом основании была проведена военная операция США и их союзников против Афганистана в 2001 году. Такое понимание права на самооборону не встретило протеста со стороны международного сообщества.

Кроме того, Устав ООН предусматривает право не только на индивидуальную, но и на коллективную самооборону, которая может иметь место только по просьбе государства, подвергшегося нападению. Без такой просьбы другие государства не вправе принимать меры в порядке коллективной самообороны.

Международная коалиция во время операции «Буря в пустыне», 1991

Международная коалиция во время операции «Буря в пустыне», 1991

Примером коллективной самообороны могут послужить действия государств, которые предоставили Кувейту военную помощь после нападения на него Ирака в 1990 году. В ряде своих следующих решений Совет Безопасности ООН признал такое же право на коллективную самооборону за любым государством, помогающим Кувейту в его справедливой войне.

Вместе с тем, возможно также и злоупотребление правом на самооборону.

Так, в апреле 1986 года американская авиация бомбила г. Триполи (Ливия). При этом пострадало значительное количество мирных жителей. Основанием для бомбардировки послужил приписываемый спецслужбам Ливии взрыв на дискотеке в Западном Берлине, в результате которого пострадали американские военнослужащие.

В июле 1993 года США подвергли бомбардировке Багдад, обвинив Ирак в заговоре с целью убийства американского президента во время его пребывания в Кувейте.

Т.е., в обоих случаях американская администрация «обосновывала» свои действия правом на самооборону. Хотя едва ли могут быть сомнения, что подобные действия не имеют ничего общего ни с дипломатической защитой, ни с самообороной.

 

Репресалии — это правомерные меры принуждения, совершаемые с целью восстановления нарушенных прав и направленные на ограничение или ликвидацию прав другого государства в ответ на его неправомерное поведение. Репресалии не могут применяться в ответ на действия, не являющиеся международным правонарушением. Они должны соответствовать нанесенному ущербу с применением принуждения, необходимого для его возмещения. Современное международное право не признает таких репресалий как бомбардировка, захват чужой территории, блокада, интервенция и т. п.

Среди форм репресалий правомерными являются только политические и экономические репресалии: лишение или ограничение дипломатических привилегий и иммунитета официальных представителей государства-нарушителя; эмбарго; бойкот; секвестр имущества; замораживание вкладов государства-нарушителя в своих банках; изъятие своих вкладов из банков государства-нарушителя и т. п.Наиболее ощутимыми формами репресалий являются разрыв торгово-экономических отношений с государством-нарушителем и его полная экономическая изоляция.

К экономическим формам репресалий следует относить: эмбарго (запрет продавать имущество и технологии на территорию государства-нарушителя), бойкот (запрет покупать и ввозить на территорию имущество, происхождением из данного государства); замораживание вкладов государства-нарушителя в своих банках; изъятие своих вкладов из банков государства-нарушителя; денонсацию или аннулирование договоров с этим государством.

Нефтяное эмбарго против ИранаЗдесь можно привести множество примеров: 1807 год — запрет на вывоз всех товаров из США. Президент Соединенных Штатов вводит эмбарго, рассчитывая, что эта мера поставит в затруднительное положение Англию и Францию, которые захватили американские торговые суда. Был отменен в 1809 году; 2012 год — нефтяное эмбарго против Ирана. Опасаясь, что в Иране ведутся разработки атомного оружия, западные страны, США и Израиль используют экономические меры давления, в том числе и отказ от иранской нефти. До этого США ввели жесткие финансовые санкции против Центрального банка Ирана; после прихода в результате выборов в 2006 году к власти в Палестине движения «Хамас», США и страны ЕС прекратили финансирование Палестины, что создало там экономические и гуманитарные проблемы.

Что касается политических репресалий, то здесь примерами могут быть: денонсация германо-польского договора 1934 года; денонсация Египетского договора 1936 года о Суэцком канале; аннулирование СССР в апреле 1945 года договора (Пакта) о нейтралитете с Японией от 1941 года. В 1991 году Верховная Рада УССР денонсировала Союзный договор от 30 декабря 1922 года и постановила не рассматривать Украину как составляющую часть СССР.

Кроме того, система политических санкций, введенных США против Кубы (если рассматривать абсолютно все действия, начиная с 10 октября 1960 года до 6 сентября 2014 года, направленные США против Кубы) фактически привела к ее полной экономической блокаде.

 

Реторсии — ответные меры принуждения, которые ведут к ограничению таких интересов государства-нарушителя, которые не охраняются международным правом. Т.е., это меры воздействия одного государства на другое, которые преследуют цель побудить последнее прекратить недружеские, несправедливые и дискриминационные действия. Реторсии могут применяться и в ответ на недружеский акт, несправедливое, предубежденное поведение другого субъекта, но в рамках, допустимых международным правом.

Чаще всего реторсии применяются государством в случае дискриминации его граждан на территории другого государства, а также в случае недружеских ограничений экономических и культурных связей и т. п.

Международная практика выработала следующие формы реторсии: установление ограничений на импорт товаров из государства-нарушителя; повышение таможенных сборов на товары из этого государства; введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством; предъявление завышенных требований к товарам и компаниям из государства-нарушителя; повышение налоговых платежей и др. В качестве реторсии следует также рассматривать такие меры, как национализация собственности государства-нарушителя, его предприятий и т. п.

Политическими формами реторсии являются различного рода ограничения, которые устанавливаются как для дипломатов, так и граждан государства-нарушителя; отзыв дипломатических представителей из государства-нарушителя; объявление сотрудников дипломатического представительства государства-нарушителя персонами нон грата (лат. рersona поп grata); отмена запланированных визитов руководителей этого государства и т. п.

Таким образом, реторсии это меры, тождественные или аналогичные тем, против которых направлены. При этом право на реторсии всегда принадлежит государству. Но в отличие от права на репресалии оно не возникает в результате совершенного другим субъектом правонарушения. Отсюда важное качество реторсий — они могут применяться как превентивная мера, при наличии угрозы правонарушения. А репресалии могут применяться только после того, как правонарушение станет свершившимся фактом. В этом их отличие.

Некоторые примеры реторсий: постановление СНК СССР от 26 ноября 1937 года «Об имуществе иностранцев, которые не проживают на территории Союза ССР», изданное в ответ на действия ряда государств, которые дискриминационным образом не признавали за советскими гражданами прав на имущество (недвижимость), находившееся на их территориях.

Политические реторсии: в 1961 году Н. Хрущев отменил запланированное совещание на высшем уровне и запланированный визит Д. Эйзенхауэра к СССР (в ответ на отказ извиниться за разведывательный полет над территорией СССР американского самолета U-2); в апреле 1974 года Министерство иностранных дел Мексики объявило об отзыве из Сантьяго своего посла (решение было принято в результате того, что военный переворот в сентябре 1973 года в Чили вызвал напряженность в отношениях между двумя странами); в 1961 году из Гаваны (Куба) были высланы все американские дипломаты.

 

Разрыв или приостановка дипломатических и консульских отношений является самостоятельным видом международно-правовых санкций. При этом разрыв дипломатических отношений не означает автоматического разрыва консульских отношений. Разрыв дипломатических отношений может происходить отдельно или одновременно с разрывом консульских отношений. Кроме того, возможна приостановка дипломатических и консульских отношений как более мягкая форма влияния на государство-нарушитель. Следует отметить, что эти меры могут применяться и в ответ на недружеский акт, но тогда они не имеют характера санкций.

Разрыв дипломатических отношений между США и Кубой в 1961 году

Разрыв дипломатических отношений между США и Кубой в 1961 году

Некоторые примеры: разрыв дипломатических отношений между США и Кубой в 1961 году; разрыв дипломатических отношений между СССР и Албанией в 1961 году; 26 августа 2008 года Российская Федерация признала независимость грузинских территорий — Южной Осетии и Абхазии, в ответ Грузия приняла решение о разрыве дипломатических отношений с РФ; после нападения Израиля на арабские государства в 1967 году Ирак разорвал дипломатические отношения с Великобританией и США и объявил им торгово-экономический бойкот за их поддержку политики Израиля. Кроме того, в ответ на захват 4 ноября 1979 года Посольства США в Тегеране, Соединенные Штаты ввели эмбарго на торговлю с Ираном и разорвали с ним дипломатические отношения.

В целом существует два способа разрыва дипломатических отношений: индивидуальный и коллективный. В первом случае — любое государство действует по своему усмотрению, если оно считает, что имеет на это право. Так, после Второй мировой войны за период с 1945 по 1971 гг. было зафиксировано 213 случаев разрыва дипломатических отношений. Причем не все они были обусловлены вооруженными конфликтами между сторонами.

Множество государств разорвало дипломатические отношения в 1965 году с Южно-Африканской Республикой — из-за проведения последней политики апартеида, значительная часть из этих государств еще долгое время не восстанавливала с ней дипломатические отношения. В данном случае — это применение международной санкции — коллективный разрыв дипломатических отношений.

 

Непризнание может касаться результатов или ситуаций, вызванных неправомерными действиями государства-нарушителя. Формы непризнания: отказ государства признавать юридическую силу договоров и соглашений, заключенных в результате неправомерного применения силы или которые противоречат общепризнанным принципам международного права; непризнание неправомерных территориальных изменений, произошедших в результате агрессии; отказ признавать противоправный (фашистский, расистский, колониальный или марионеточный) режим государства, что ведет к изоляции такого государства и т. п.

Мадридский договор 1526 года

Мадридский договор 1526 года

Например: в 1526 году французский король Франциск I отказался от подписанного им в плену у испанцев Мадридского договора с Карлом V, заявив, что подписал его по принуждением; «Договор» Германии о протекторате над Чехословакией от 17 марта 1939 года был подписан чехословацким президентом Эмилем Гахой под угрозой бомбардировки немецкими воздушными силами Праги и применения к самому Э. Гахе физических методов воздействия; процесс международной изоляции большевистского правительства, который развернулся в скором времени после прихода РСДРП(б) к власти в октябре 1917 года.

 

А теперь перейдем к анализу санкций, которые применяются при участии и помощью международных организаций.

Приостановление прав и привилегий, которые вытекают из членства в международной организации — может быть добровольным или в форме санкции. При добровольном приостановлении членства государства, оно не порывает с международной организацией юридической связи. При приостановлении прав и привилегий (которые вытекают из членства в международной организации) в форме санкции — активная деятельность государства в международной организации принудительно прекращается. Это возможно в форме лишения голоса за следующие действия:

  • неуплату взносов (независимо от срока задолженности — ст. 7 Устава ВООЗ, ст. 62 Конвенции ICAO, в случае годовой задолженности — ст. 42 Устава IMCO; в случае двухлетней задолженности — ст. 12 п. 4 Устава МОТ, ст. IV Устава ЮНЕСКО, ст. XIX (ч. А) Устава МАГATЭ);
  • неуплату взносов в одном из главных органов организации (ст. 19 Устава ООН, ст. IV, п. 8 b,с Устава ЮНЕСКО);
  • неуплату взносов только в главных органах организации (ст. 62 Устава (Конвенции) ICAO, ст. 3 п. 4 Устава ФАО);
  • неуплату взносов во всех органах организации (ст. XIX г. А Устава МАГАТЭ, ст. 13 п. 4 Устава МОТ);
  • за нарушение международных не финансовых обязательств (в одном органе организации — ст. 7 Устава ВООЗ; в главных органах организации — ст. 88 Устава ICAO; во всех органах организации — ст. IV Устава ЛАГ);
  • за нарушение уставных не финансовых обязательств (ст. 55 учредительного акта Международной организации по проблеме природного каучука).

Так, в 1999 году Украина, вместе из некоторыми другими государствами, была лишена права голоса в Генеральной Ассамблее ООН — из-за невыполнения финансовых обязательств перед этой международной организацией. В 1968 году Гаити и Доминиканская Республика были лишены права голоса в Генеральной Ассамблее ООН из-за финансовой задолженности по членским взносам. Начиная с 1970 года было приостановлено представительство ЮАР в Генеральной Ассамблее за проведение политики апартеида.

 

14 декабря 1939 года Советский Союз был исключен из Лиги наций

14 декабря 1939 года Советский Союз был исключен из Лиги наций

Отказ в членстве в определенной международной организации может быть в форме запрета на принятие в организацию или исключения из нее.

Например, в 1939 году, в связи с началом военных действий СССР против Финляндии и отказом от сотрудничества с Лигой наций в решении советско-финского военного конфликта, Советский Союз был исключен из международной организации — Лиги наций. В феврале 1962 года под давлением США Куба была исключена из Организации американских государств.

 

Исключение из международного общения влечет за собой: разрыв экономических отношений; разрыв военного и военно-технического сотрудничества, транспортных сообщений (морского, воздушного, железнодорожного, телефонного, телеграфного, радиосвязи и т. п.); разрыв возможных политических отношений и другое.

В феврале 1962 года под давлением США Куба была исключена из Организации американских государств, что привело к разрыву экономических и других отношений между государствами-членами ОАГ и Кубой. В 1963 году на конференции ОАЕ в Аддис-Абебе были приняты решения о коллективном разрыве дипломатических отношений с Португалией из-за ее колониальной политики в Африке.

 

Миротворческие миссии ООН

Миротворческие миссии ООН

Коллективные вооруженные (и возможные невооруженные) меры применяются на универсальной международной основе (в рамках ООН) и отдельными региональными организациями. В случае особо опасных посягательств на международный мир и безопасность международные организации могут принять решение об использовании коллективных (коалиционных) вооруженных мер для поддержки международного мира и безопасности. Возможность применения мер такого рода предусмотрена Уставом ООН, Уставом ОАГ, Пактом ЛАГ и документами ряда других региональных организаций.

Меры, используемые согласно Уставу ООН, могут применяться в двух формах: отдельными государствами от имени и согласно специальных полномочий (специальной резолюции) ООН; специально создаваемыми вооруженными силами ООН. Определение порядка применения вооруженных мер относится сугубо к компетенции Совета Безопасности ООН.

Коллективные меры применяются при необходимости предотвращения угроз миру и для пресечения акта агрессии, однако они могут применяться не только против актов агрессии конкретного государства, но и в целях предотвращения эскалации международного вооруженного конфликта.

При этом, санкции вооруженного характера должны применяться, если уже исчерпаны все другие меры воздействия.

Санкции в рамках ООН до недавнего времени носили всеобъемлющий характер и предусматривали объявление (в соответствии с резолюцией СБ ООН) всеми государствами-членами ООН полного эмбарго на торговлю с государством-объектом санкций. Такие санкции были применены к Ираку и Югославии, в меньшей мере к Гаити и Южной Родезии (ныне Зимбабве). На сегодняшний день санкции ООН в своем большинстве представляют собой запрет на поездки или замораживание активов лиц, внесенных Советом Безопасности ООН в так называемый «черный список» или эмбарго на поставки оружия в государство-объект санкций. Такие санкции называются «точечными» или «целенаправленными».

Так, санкции для КНДР согласно Резолюции № 1718 от 14 октября 2006 года предусматривают: эмбарго на поставки оружия; эмбарго, связанное с ядерными программами; запрет на экспорт в КНДР предметов роскоши; запрет на поездки; замораживание активов и другое.

 

Как это может касаться Украины?

Для Украины, которая уже почти три года ведет справедливую освободительную войну в условиях вероломной российской агрессии против нее, вопрос сохранения и расширения международно-правовых санкций против Российской Федерации остается чрезвычайно актуальным и жизненно важным.

Так, весной 2014 года Россия цинично аннексировала украинский полуостров Крым и развязала боевые действия на Востоке Украины. В целом, на сегодня аннексия украинского Крыма Россией и ее действия на Донбассе подпадают под определение агрессии резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы.

Оккупированные Россией украинские территории

Оккупированные Россией украинские территории

Уже начиная с 2014 года, в связи с агрессией Российской Федерации против Украины в Крыму, а затем и на Донбассе — Запад (Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз и некоторые другие страны) в несколько этапов ввел ряд пакетов международных санкций против России. Главным образом они касаются российских физических и юридических лиц, а также лиц и учреждений из числа донбасских и крымских сепаратистов и представителей бывшего руководства Украины. Кроме того, секторальные санкции наложены и на некоторые отрасли экономики России. При этом санкции несколько раз усиливались и продлевались. Дальнейшее продление международно-правовых санкций против Российской Федерации следует ожидать в декабре 2016 — январе 2017 года.

В целом на сегодня существует несколько международно-правовых механизмов Европейского Союза, практически действующих в ответ на агрессию Российской Федерации. Среди них экономические санкции к конкретным секторам российской экономики, действительные до 31 января 2017 года. А также ограничительные меры в ответ на незаконную аннексию Крыма и Севастополя, действующие до 23 июня 2017 года.

 

В Министерстве иностранных дел Украины отмечают, что Россия как государство-агрессор является стороной международного вооруженного конфликта, а ее руководство несет полную ответственность за его планирование, подготовку, развязывание и ведение. При этом никакие политические, экономические и военные причины не могут быть оправданием гибели людей.

Таким образом, в случае эскалации агрессии Российской Федерации против Украины перед Россией может появиться перспектива легитимного применения против нее широкого спектра новых, в том числе более жестких и ощутимых международно-правовых санкций, рассмотренных и проанализированных нами выше.

Т.е., международно-правовые санкции против России — неотвратимы.

А это уже другой разговор.

 

www.reliablecounter.com