1 декабря 2012

Украине на самом деле интересен газопровод Южный поток — нам необходимо получить с него выгоду!

Что получает Газпром с построением Южного потока?

С момента, когда в 2015 году заработает газопровод Южный поток мощностью более 60 млрд. кубометров газа, Россия сможет отказаться от услуг Украины как транзитера газа в Европу. То есть, Газпром будет экспортировать весь газ через существующий газопровод Северный и Южный потоки (всего — более 110 млрд. кубометров газа). А 110 млрд. кубометров — это, наверное, наибольший объем транзита через Украину, который был в 2008 году.

Все надежды Газпрома на то, что Европа увеличит закупку российского газа пока что не имеют под собой оснований. В частности, не факт, что Европа, в случае увеличения объемов своего потребления газа, отдаст предпочтение именно российским поставкам, а не каким-то другим.

Уже сейчас, с целью загрузки этих газопроводов, Москва вынуждена перераспределять экспортный газ за счет сокращения объемов транзита через Украину.

В пользу такого сокращения «работает» и то, что в России приостановлена на неопределенный срок реализация проекта освоения Штокмановского газового месторождения в Северном море, которое, как планировалось изначально, должно было загружать Северный поток.

Способствует этому сокращению украинского транзита и потеря позиций России на европейском газовом рынке, и кризис, который приводит к всевозможным сокращениям, в т. ч. — и экономики.

Существенно повлияло не в пользу Газпрома и появление на европейском газовом рынке сжиженного газа, который ранее предназначался для Америки. А там от него отказались, потому что в США и Канаде уже идет добыча сланцевого газа, которая значительно компенсирует их потребности в импорте.

Итак, Газпром, мягко говоря, ничего нового в Европе не получает.

Политические последствия от Южного потока для Украины

Безусловно, Москва будет отказываться от украинских услуг (в частности, будет сокращать объемы до нерентабельного уровня) с определенным апломбом - как «наказание» украинцев. Еще не придумали за что нас наказывать, но за два с половиной года все-таки придумают. И главной задачей власти в Украине в этом контексте было бы использование намерений Москвы в своих интересах, а не прошение, как сейчас, «с протянутой рукой». Словом, надо газовый кнут повернуть в другую сторону.

Сокращение дешевого транзита через Украину в пользу обходных маршрутов, безусловно, следует воспринимать как недружественный шаг по отношению к нашему государству. Подразумевается, что таким образом РФ избавит нас возможности зарабатывать на транзите.

Экономические последствия Южного потока для Украины

Необходимо тщательно проанализировать условия транзита российского газа через Украину, обстоятельства и объемы. А также возможность наладить разумную энергетическую независимость Украины сейчас и после построения Южного потока.

Во-первых, дополнительные объемы газа на европейском газовом рынке приведут к усилению конкуренции, а следовательно - к снижению его цены.

Северный и Южный потоки этому будут способствовать. А Украина, после открытия в 2015-м году Южного потока, сможет почти безболезненно обеспечить полноценный «реверс» своей ГТС и таким образом существенно уменьшить зависимость от РФ.

Во-вторых, за транзит газа украинская сторона в лице НАК «Нафтогаз Украины» получает за год примерно 1,5 млрд. долл. США (это, в частности, за вычетом расходов на технологический газ, необходимый для обеспечения этого транзита). На первый взгляд, это — значительная сумма для государственной компании. Но, учитывая российские проблемы, возникающие у Украины почти ежегодно из-за этих «транзитных» заработков, это — не та сумма, ради которой должно постоянно унижаться (незаслуженно или заслуженно) такое государство, каковым является 46-ти миллионная Украина (кстати: как-то ухитряется оставаться самодостаточной без «транзитных» прибылей намного меньшая за нас Венгрия, ряд других государств).

В-третьих, как мы уже упоминали, старт Южного потока приближает нас к относительно безболезненного «реверса» украинской ГТС (как для внешнего, так и для внутреннего обеспечения). Правда, сначала нашу ГТС надо основательно модернизировать (до этого на коммерческой основе можно привлечь и РФ, и страны ЕС) — чтобы она могла обеспечить газом внутреннего потребителя на длительное время и с любого направления (с Запада на Восток, или, наоборот, с Юга на Север или с Севера на Юг). Первый шаг в этом направлении недавно сделан: подписаны документы о поставках газа через Польшу от немецкой компании RWE. Надо осознавать, что это положительное явление. Но полноценный реверс можно реализовать только при условии прекращения транзита российского газа. Таким образом понятно, что следующим шагом должно быть обеспечение полноценного «реверса» всей ГТС. То есть — полный отказ от транзита российского газа, чем, кстати, нас хочет напугать Москва в 2015-м году. И в ближайшее время, очевидно, начнет готовить для этого почву. В частности, Москва за приличную сумму попытается продемонстрировать Европе, что с нами не стоит иметь дело.

В. В. Путин на презентации 20 декабря 2012 г.

Что же делать Украине теперь?

Во-первых, московский «подарок» в виде прекращения транзита газа нам нужно воспринять достойно, и есть еще достаточно времени (2.5 года!), чтобы к нему подготовиться должным образом.

Именно в этот период, кроме официальных объяснений миру об экономической абсурдности Южного потока (что, безусловно, необходимо продолжать, учитывая, что нас все равно никто не услышит), неофициально надо подталкивать и Европу, и РФ к как можно скорейшей реализации проекта.

Также, в этот период, надо решить с поставщиком и отдельными покупателями газа много важных технических вопросов. Например, как поставлять российский газ в Молдову, Турцию или Румынию, на каких условиях и кто может арендовать украинские газохранилища и использовать их в случае сильного похолодания и т.д. Можно, например, предложить россиянам вместе с ЕС построить новый транзитный газопровод через Украину, который не полностью был бы связан с внутренними поставками ( что не раз уже предлагалось). Но россияне вместе с некоторыми европейцами определились с обходными маршрутами, которые минимум в 10 раз дороже. Это их право. Суверена надо уважать!

Причем, все это надо предлагать, имея ввиду прежде всего выгоду Украинского государства. В частности, в случае построения нового транзитного газопровода, дать 100 % гарантии его безопасности, ни в коем случае не соглашаясь на экстерриториальность этого газопровода, даже если бы для этого нужно было переориентировать значительную часть военных формирований. В этом плане Украина получила бы полную поддержку ЕС, уже уставшего от российской непрозрачности.

Во-вторых, сумму в 1,5 млрд. долл. США за год надо «перекрывать» за счет создания и развития новых отраслей вместо ликвидированных, не выгодных Украине в стратегическом плане, «осколков» бывшей советской промышленности.

Почему бы, например, не создать и не развивать ІТ-индустрию или перерабатывающую отрасль с/х продукции за счет перепрофилирования газоубыточных отраслей? Прежде всего речь идет о металлургии и химии. Безусловно, этим перепрофилированием невыгодных отраслей должны заниматься в первую очередь правительства Украины и парламенты. Но они этого, к сожалению, не делали уже более 20 лет! Вместо этого чаще занимались тактическими вопросами, которые диктовались очередными выборами или частными интересами, и ... Москвой!

Вместо обобщения:

Итак, нам, как государству, которому больше подходит роль солидного, в ситуации, которая исторически сложилась в отношениях с РФ, выгоднее не быть в роли «газотранспортного» государства, еще и постоянно зависящего от прямых иностранных случайных газовиков.

Хорошо, если будем иметь транзитные заработки, но рассчитывать на них не стоит, в т. ч. — в бюджете. Лучше бы они осуществлялись на наших условиях и были своеобразной положительной неожиданностью, дополнительными заработками!

Вместо этого стоило бы взяться за полноценную реструктуризацию экономики с «дальним прицелом» на развитие государства. Но при этом следует иметь в виду, что речь идет о решениях непопулярных. И сроки реализации «реструктуризированных» проектов часто долговременней за периоды между выборами, даже президентскими. Итак, можно предположить, что те государственники, которые осмелятся реструктуризировать украинскую экономику, обречены проиграть в следующих выборах, и вообще — на политическое неприятие обществом. Как это, например, произошло в Украине с Президентом В. Ющенко, отважившимся реструктуризировать украинскую ментальность, или Л.Бальцеровичем в Польше, начавшим вводить в своем государстве новые экономические принципы.

...Но, как мы уже убеждаемся, жертв требует не только наука — экономика тоже. Возможно, в наше время, даже больше, чем наука.