30 января 2013

Афганский Рубикон. Что будет с Афганистаном и соседними с ним регионами после вывода иностранных войск

Еще в семидесятые годы двадцатого века Афганистан стал одной из тех горячих точек Центральной Азии, где непрерывно идут войны или вооруженные конфликты. Очередным важным для этой страны этапом развития сложившейся непростой ситуации должен стать год 2014-й, когда официально завершается международная антитеррористическая операция, начавшаяся в Афганистане в 2001 году под эгидой США и НАТО.

Так, до конца года с афганской территории запланировано вывести большую часть Международных сил ISAF, функции по обеспечению в стране безопасности которых возьмут на себя местные национальные силовые структуры. Этот процесс может серьезно отразиться на ситуации в Афганистане и, бесспорно, существенно повлияет на соседние страны и регионы.

Несмотря на отдаленность Афганистана от Украины, афганская проблематика для нашего государства, так или иначе остается актуальной. Как из-за находящихся в Афганистане украинских миротворцев (22 человека в Кабуле и провинциях Гор, Газни и Кандагар), так и из-за негативного влияния афганских событий на украинские интересы в Центрально-Азиатском регионе. Следовательно, рассмотрим этот вопрос более внимательно.

Так, с 2001 года, вопреки всем неурядицам, при помощи США и НАТО успешно возобновляется и развивается государственная структура Афганистана. В частности, созданы и функционируют центральные и местные органы власти, ощутимо укрепилась безопасность на большей части территории страны (за исключением Кабула и юго-восточных районов), реализуется ряд экономических проектов (в т. ч. модернизация транспортной инфраструктуры, добыча полезных ископаемых и развитие сельского хозяйства), а также наблюдаются сдвиги в гуманитарной сфере (открыты больницы, школы, культурные заведения и т. п.).

Дислокация региональных командований миротворческих сил и групп по восстановлению провинций
http://skeiz.livejournal.com/1784850.html

Важное значение имеет создание национальных силовых структур Афганистана (в т. ч. армии и полиции), численность которых достигает 330 тыс. человек. Сегодня на афганские силовые структуры уже возложена ответственность за безопасность до 70 % территории страны, где проживает две трети афганского населения. При этом местное население больше доверяет афганским армии и полиции, чем иностранным военным специалистам, оказывающим помощь афганским силовым структурам.

Позитивным аспектом можно считать согласие определенной части умеренных лидеров движения «Талибан» на ведение переговоров с действующей властью Афганистана о национальном примирении. Это положило начало процессу возвращения местных боевиков к мирной жизни.

В целом, все это позволило минимизировать участие Международных сил ISAF в боевых действиях против экстремистов (что, соответственно, заметно уменьшило потери среди личного состава военнослужащих ISAF) и приступить к мероприятиям по их сокращению.

Однако в Афганистане еще сохраняется высокий уровень коррумпированности среди представителей государственных органов власти, наблюдается повсеместное обнищание населения, не хватает рабочих мест, увеличивается производство и контрабанда наркотиков. Не прекращается также диверсионно-террористическая деятельность исламских экстремистов, закрепившихся в приграничных районах Афганистана и Пакистана.

При этом деятельность экстремистов активизируется по мере сокращения численности Международных сил (в частности, в течение 2012 года количество вооруженных инцидентов в районах выполнения заданий украинских миротворцев, по сравнению с 2011 годом, выросла почти на 30 %). Из-за недостаточного уровня своей профессиональной подготовки силовые структуры Афганистана пока что не в состоянии сполна отвечать за безопасность на афганской территории. Как считают американские эксперты, сейчас армия и полиция Афганистана способны охранять объекты и инфраструктуру, патрулировать и поддерживать общественный порядок. Но у них очень ограниченные возможности ведения активных боевых действий против вооруженных формирований экстремистов, что объясняется нехваткой тяжелого вооружения, авиации, средств разведки и довольно скромным логистическим обеспечением. Кроме того, серьезные проблемы создают экстремисты, внедряясь в ряды афганских силовых структур.

Учитывая эти факты, можно предполагать, что вывод Международных сил из Афганистана (по существу являющихся стержнем действующего строя и безопасности) повлечет за собой, в частности, резкое обострение ситуации в стране. Это, в свою очередь, возобновит вооруженное противостояние между разными кланами, племенными и национальными группировками наподобие того, которое наблюдалось когда-то после вывода Советских войск с афганской территории. Из-за этого существенно повысится угроза возникновения масштабной гражданской войны в Афганистане, смены афганского руководства, а также страна может превратиться в мощную ячейку терроризма и источник регионального экстремизма.

В частности, такие события в Афганистане вполне могут активизировать исламских экстремистов и в странах Центральной Азии, что в первую очередь касается Таджикистана, Киргизии и Узбекистана, как это уже наблюдалось в период с 1990-х годов и до начала военной операции США и их союзников на афганской территории. А из-за обострения ситуации в Центральной Азии, в свою очередь, неминуемо возникнут потоки беженцев из региона, увеличатся объемы контрабанды наркотиков и оружия, последствия от которых в полной мере почувствуют на себе Европа и, в частности, Украина.

Афгано-Пакистанская племенная карта
http://www.ogoniok.com/5063/29/

Опасность распространения исламского экстремизма подстерегает также и Пакистан, где у исламистов достаточно мощные позиции и контроль части территории страны (так называемые «племенные зоны» в Белуджистане, на западе Пакистана вблизи границы с Афганистаном). При этом дестабилизация тамошней обстановки и исламизация будут иметь опасные последствия для региональной и мировой безопасности (с учетом наличия в Пакистане ядерного оружия).

Кроме того, уход американских войск из Афганистана (составляющих основу ISAF) существенно ослабит позиции Соединенных Штатов Америки в Центральном и Южно-Азиатском регионах, стратегически важных для США с точки зрения доступа к природным ресурсам, а также сдерживания России и Китая. К тому же, возможность влиять на обстановку в регионе от США неминуемо перейдет к их геополитическим противникам, из-за чего убытки американцев будут ощутимыми. Поэтому США пытаются сохранить свое военное присутствие в Афганистане после 2014 года. В частности, планируется оставить в стране от 10 до 15 тыс. американских военнослужащих, на которых будут возложены задачи по поддержке силовых структур Афганистана, а также по подготовке афганских сил безопасности.

В основу такой деятельности положен Договор о стратегическом партнерстве между США и Афганистаном, подписанный в мае 2012 года сроком на десятилетие, предусматривающий дальнейшую американскую помощь Афганистану в сфере безопасности, а также в экономической и дипломатической сферах. Правда, сохранение американских баз в Афганистане требует соответствующей законодательной базы, в частности, подписание Соглашения о статусе сил, согласно которого определяются условия пребывания подразделений вооруженных сил США на афганской территории.

В целом же, сегодняшнее руководство Афганистана соглашается с необходимостью присутствия американских войск в стране как основы своей опоры. Однако, есть существенный нюанс в подписании отмеченного Соглашения: США требуют предоставить американским военнослужащим иммунитет от преследований афганскими судебными органами в случае, если они совершат преступление. Этот вопрос очень важен как для президента Афганистана Х.Карзаи, так и для парламента страны, учитывая многочисленные случаи жертв среди мирного афганского населения из-за ошибочных ударов подразделений ISAF во время проведения антитеррористических операций.

Эта проблема очень чувствительна для афганской стороны в условиях приближающихся президентских выборов в апреле этого года. Так, перспективы подписания Соглашения о статусе сил США в Афганистане обсуждались на высшем государственном уровне в ходе визита Х. Карзая в Соединенные Штаты Америки в январе текущего года. Однако конкретных результатов они не имели.

Отсутствие гарантий позитивного решения этого вопроса вынуждает США искать другие пути обеспечения своих интересов как в Афганистане, так и в целом в регионе. В частности, США активизируют сотрудничество с Индией, отводя ей роль одного из главных своих союзников в Юго-Восточной Азии. Например, США сняли ограничения в поставках Индии мирных ядерных технологий и топлива для АЭС, введенные в ответ на создание и испытание Индией ядерного оружия. Наращивается также их военно-техническое сотрудничество. Кроме того, США стремятся расширить участие Индии в обновлении Афганистана, привлекая ее к работе по внедрению экономических проектов, а также по подготовке афганских силовых структур.

Важным своим партнером в регионе США считают Пакистан, не взирая на осложнение пакистано-американских отношений в 2012 году (в связи с проведением вооруженными силами США антитеррористических операций в западных районах Пакистана без согласования с руководством страны, а также ошибочного нанесения ударов по позициям пакистанских войск). Так, вооруженные силы Пакистана принимают непосредственное участие в борьбе с отрядами талибов и других исламских экстремистов, базирующихся на пакистанской территории. Кроме того, именно по территории Пакистана проходит основной — Южный маршрут логистического обеспечения Международных сил в Афганистане (включая вооруженные силы США).

США, в свою очередь, оказывают финансовую и военно-техническую помощь Пакистану, что важно для пакистанской стороны в условиях сложной ситуации в регионе. При этом, в рамках налаживания отношений с Пакистаном, США в основном ориентируются на более прагматичное военное руководство страны, чем на пакистанских политических лидеров.

Газопровод «Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия»
http://www.wprr.ru/?p=2855

В последнее время, учитывая афганские проблемы, США активизируют связи со странами Центральной Азии. Они стремятся укрепить свои позиции в регионе, получить возможность использовать воздушное пространство и инфраструктуру центрально-азиатских стран для логистического обеспечения американских войск, а также для их последующего вывода с афганской территории (так называемая Северная распределительная сеть), и содействуют экономическому развитию Афганистана, привлекая его к региональным экономическим проектам (в частности, развития транспортной инфраструктуры региона, активизации приграничной торговли, а также сооружения газопровода Туркменистан-Афганистан-Индия).

Для этого США инвестируют средства в общие экономические проекты со странами Центральной Азии (в первую очередь в энергетической сфере), оказывают помощь в деле налаживания и укрепления безопасности. В частности, это касается поставок Соединенными Штатами Америки оружия, военного снаряжения и оборудования для границы, а также участия в подготовке военных кадров (в т. ч. в тренировочных центрах, созданных при участии США в Киргизии, Узбекистане и Таджикистане). Кроме того, по согласию с таджикским руководством, специальные подразделения ВС США привлекаются к поиску и ликвидации террористов в приграничных с Афганистаном районах Таджикистана.

Авиабаза США в аэропорту "Манас" (Киргизия)
Фото с сайта airforcetimes.com

Для США очень важно использовать киргизскую авиабазу «Манас» для обеспечения транзита грузов в интересах американских войск в Афганистане. Фактически, «Манас» занимает центральное место в системе Северной распределительной сети логистического обеспечения ISAF, проходящей по территории Узбекистана и Казахстана с дальнейшими ответвлениями в направлениях Балтийского (через территорию России) и Черноморского (через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию) регионов. Кроме того, один из потенциальных маршрутов Северной распределительной сети включает в себя воздушное пространство и транспортную инфраструктуру Украины, что закреплено специальным договором между Украиной и НАТО.

По оценкам американских экспертов, реализация вышеприведенных планов позволит контролировать развитие ситуации в Афганистане и в целом в регионе после вывода американских войск из страны, свидетельствуя об успешности политики Соединенных Штатов Америки на афганском направлении.

Иные, более пессимистические прогнозы, — у российских специалистов и их коллег из стран Центральной Азии. На их взгляд, вывод Международных сил из Афганистана обязательно будет иметь крайне негативные последствия и требует заблаговременного усиления всей системы коллективной безопасности России и ее союзников в регионе. Так, сегодня противодействие возникающим истокам нестабильности из Афганистана определено одной из главных задач Организации Договора о коллективной безопасности, а также используется Россией для обоснования ее интеграционных инициатив в Центрально-Азиатском регионе.