1 августа 2017

Китай (中国) сегодня

Обзор событий (24.07–30.07.2017)

 

I. Основные события и тенденции в развитии ситуации вокруг КНР

В июле с. г. Китай выполнял функции временно председательствующего в Совете Безопасности ООН. В течение месяца КНР был поднят ряд важных вопросов, в т. ч. по реформированию Совета Безопасности ООН, повышению уровня безопасности в Африке, а также урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке.

Так, постоянный представитель КНР при ООН Лю Цзеи выступил с предложением об активизации процесса обсуждения вопроса реформирования СБ ООН в ходе следующей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Он подтвердил позицию Китая о необходимости повышения возможностей СБ ООН в противодействии глобальным вызовам и угрозам. КНР также поддерживает идею расширения состава СБ ООН, в частности за счет включения в него ФРГ и других ведущих стран мира, однако без предоставления им права вето. Кроме того, КНР выступает за повышение роли развивающихся стран в ООН.

По инициативе КНР в ООН была проведена открытая дискуссия на тему повышения эффективности работы организации по обеспечению мира и стабильности в Африке. В ходе дискуссии Лю Цзеи отметил целесообразность более активного участия мирового сообщества в решении проблем Африки, в т. ч. путем углубления взаимодействия ООН с Африканским союзом (АС). Вместе с тем, по словам китайского дипломата, африканские проблемы должны решаться «африканскими методами», то есть с учетом местной специфики. В данном контексте Лю Цзеи отметил положительный опыт сотрудничества Китая с АС, где реализуются около десяти совместных программ в сферах экономического развития, общества, мира и безопасности.

В рамках рассмотрения вопросов урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке под председательством Лю Цзея было проведено открытое заседание по палестино-израильской проблеме. Представитель КНР изложил китайские предложения по этому вопросу, которые предусматривают налаживание отношений между Израилем и Палестиной на основе принципа «два государства для двух народов», соблюдения концепции комплексной и устойчивой безопасности, углубления координации усилий мирового сообщества по продвижению процесса политического решения конфликта, а также стимулирования мира путем развития.

Отдельным направлением китайского председательства в СБ ООН оставалось усиление борьбы с международным терроризмом. 20 июля с. г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию о подтверждении и расширении санкций против «ИГ» и «Аль-Каиды». В санационный список добавлен ряд лиц и организаций, связанных с террористами. По заявлению Лю Цзея, Китай полностью поддерживает деятельность Комитета по санкциям против «ИГ» и «Аль-Каиды», который выполняет важные функции ограничения финансирования террористов.

Положение временно председательствующего в СБ ООН в полной мере использовалось Китаем для продвижения идей глобализации мировой экономики и реализации китайской инициативы «Пояс и путь». Указанные вопросы постоянно поднимались представителем КНР как на заседаниях Совета Безопасности ООН, так и в его заявлениях по различным поводам.

 

II. Стратегическая инициатива КНР «Пояс и путь» в контексте китайских и региональных интересов

Важным результатом деятельности «Пояса и пути» является увеличение объемов торговли между странами-участницами инициативы. Так, за первое полугодие этого года данный показатель вырос почти на 30 %. При этом доля стран «Пояса и пути» во внешней торговле КНР достигла 28 %.

Одним из основных факторов, который способствовал достижению таких результатов, стало развитие транспортных коммуникаций между Китаем и Европой через Центральную Азию. Так, в последнее время было открыто несколько новых транспортных маршрутов из Китая в Европу, в т. ч. из городов Сямэнь (провинция Фуцзянь, Юго-Восточный Китай), Ганьчжоу (провинция Цзянси, Восточный Китай) и Урумчи (административный центр Синьцзян-Уйгурского автономного округа, Северо-Западный Китай).

Кроме того, проводится активная модернизация внутренней транспортной инфраструктуры КНР. В июле с. г. была введена в действие скоростная автомобильная магистраль Пекин-Урумчи. За счет этого длина пути для автомобильных перевозок между этими городами сократилась на 1,3 тыс км по сравнению со старой трассой. Интересно, что магистраль Пекин-Урумчи проходит через пустыню Гоби и не имеет аналогов в мире.

 

III. Другие тенденции и события, которые сказываются на ситуации в Китае и вокруг него

3.1. Политика. Развитие международного сотрудничества КНР

Ключевым политическим событием в КНР стал семинар высокого уровня 26–27 июля этого года, посвященный подготовке 19-го съезда Коммунистической партии Китая (КПК). В ходе семинара Председатель КНР, генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин поставил стратегическую задачу руководству страны о продолжении работы по построению социализма с китайской спецификой, а также созданию среднего класса как основы общества страны. Решение данного вопроса планируется по пяти основным направлениям, а именно: экономического, политического, культурного, социального и экокультурного строительства, а также на основе четырех главных принципов, в т. ч.: создания средне зажиточного общества, всестороннего углубления реформ, полного обеспечения законности в государственном управлении и осуществления строгого партийного контроля.

По словам Си Цзиньпина, 19-й съезд КПК будет иметь принципиально важное значение с точки зрения его проведения на этапе массового увеличения прослойки среднего класса в стране (должен занять ведущее положение в Китае до 2020 года). После этого КПК направит усилия партии и всего народа на реализацию стратегической цели — превращения Китая в богатое, могущественное, демократическое, цивилизованное и модернизированное социалистическое государство.

Кроме того, в приведенном контексте Си Цзиньпин поставил ряд отдельных задач по усилению борьбы с коррупцией, бедностью и загрязнением окружающей среды.

 

В то же время продолжается активное развитие международного сотрудничества Китая как на двустороннем, так и многостороннем уровнях. 25 июля с. г. в Вашингтоне с участием посла КНР в США Цуй Тянькая прошел семинар на тему «Перспективы и вызовы китайско-американских отношений». В ходе мероприятия Цуй Тянькай отметил наличие глубоких общих интересов у КНР и США, которые намного перевешивают разногласия между ними. В этой связи посол КНР отметил положительные результаты первого раунда китайско-американского диалога по вопросам внешней политики и безопасности и первого раунда китайско-американского всестороннего экономического диалога в июне–июле этого года, которые открыли новые перспективы для развития сотрудничества двух стран.

Вместе с тем Цуй Тянькай отметил необходимость повышения внимания к трудностям и вызовам на пути развития отношений между КНР и США с целью предотвращения любых рисков, которые могут «выбить их из колеи». Прежде всего, среди таких проблем он назвал военное и военно-техническое сотрудничество США и Тайваня, которое противоречит утверждениям Вашингтона о поддержке принципа «одного Китая». Кроме того, Цуй Тянькай подверг критике отдельные аспекты политики США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а именно: мероприятия по демонстрации силы перед КНДР и наращивание американского военного присутствия в АТР. В этом плане посол КНР выразил особую озабоченность Пекина действиями США по развертыванию системы ПРО THAAD на территории Южной Кореи.

 

В свою очередь, 24–26 июля с. г. в КНР состоялся ряд мероприятий, посвященных подготовке 9-й встречи лидеров стран группы БРИКС (планируется в сентябре т. г. в китайском городе Сямэнь), в т. ч. встречи представителей министерств экономики, промышленности, торговли и коммуникаций, безопасности и налоговых ведомств, а также профсоюзов Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки (ЮАР).

Обсуждались пути углубления сотрудничества в рамках БРИКС по различным направлениям, в т. ч. перспективы создания «большого интегрированного рынка» стран-членов организации. Главное внимание участников встреч уделялось вопросам разработки «дорожных карт» взаимодействия сторон в сферах электронной коммерции, защиты интеллектуальной собственности, а также упрощения процедур взаимных инвестиций.

В этой связи представители КНР отмечали устойчивый рост объемов торговли Китая, как ведущей страны группы БРИКС, с другими членами организации. Так, в первой половине 2017 года импорт КНР из других членов БРИКС увеличился на 33,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 70,16 млрд долл. США. В частности, импорт Китая из Бразилии составил 28,93 млрд долл. (+33,5 %), России — 20,34 млрд долл. (+29,4 %), Индии — 8,23 млрд долл. (+42,5 %) и ЮАР — 12,66 млрд долл. (+35,4 %).

 

В этот же период в камбоджийском городе Сиемреап прошел 11-й форум Китай-АСЕАН по вопросам социального развития и ликвидации бедности с участием представителей правительств, ученых, специалистов соответствующих профилей, СМИ и международных и неправительственных организаций. Участники встречи рассмотрели концепцию сокращения бедности в рамках реализации программы развития АТР и Юго-Восточной Азии на период до 2030 года.

Во время форума представитель Государственного совета КНР Хун Тяньюн назвал проблему бедности общим вызовом для всего региона, которая требует объединения усилий Китая и стран АСЕАН для ее решения. По его словам, политические и экономические реформы, которые проводились в Китае в течение почти 40 лет, позволили вывести из нищенского состояния более 700 млн человек, что является наибольшим показателем в мире. В то же время, за счет содействия экономическому развитию других стран, КНР вносит значительный вклад также и в преодоление бедности в мире.

 

3.2. Экономика. Отдельные аспекты экономической ситуации в КНР

По оценкам Академии общественных наук КНР, которые подтверждаются Государственным информационным центром страны, рост ВВП КНР в третьем и четвертом кварталах текущего года составит 6,8 % и 6,7 % соответственно. С учетом этого, а также показателей первого полугодия, рост китайского ВВП по итогам 2017 года ожидается на уровне 6,8 %. Такой результат превышает запланированный уровень, который был определен в 6,5 %.

В рамках приведенной тенденции стабилизируется рост и повышается эффективность работы китайской промышленности. В первом полугодии 2017 года объем производства крупных китайских предприятий вырос на 6,9 % по сравнению с тем же периодом 2016 года, что стало самым высоким полугодовым показателем за последние три года. По оценкам китайских экспертов, данный показатель сохранит тенденцию роста и во втором полугодии этого года.

Положительная динамика развития экономики КНР подтверждается также и ведущими международными институтами в финансово-экономической сфере. Так, Международный валютный фонд увеличил прогноз экономического роста Китая до 6,7 % в 2017 году и 6,4 % — в 2018 году. С учетом этого ожидается и продолжение процесса восстановления роста мировой экономики — на 3,5 % в этом году и на 3,6 % в следующем.

 

3.3. Вопросы безопасности и силовые структуры

Руководство КНР придает приоритетное значение укреплению Вооруженных сил страны в качестве основного гаранта национальной безопасности государства. В ходе торжественных мероприятий по случаю 90-й годовщины создания Народно-освободительной армии Китая (НОАК), которая отмечается 1 августа 2017 года, Председатель КНР Си Цзиньпин выразил твердую позицию руководства страны продолжить активные усилия по реформированию НОАК.

По словам Председателя КНР, нынешняя военная реформа имеет всеобъемлющий характер и является революционной по своему содержанию. Реформа преследует цель преодоления системных противоречий, препятствующих развитию оборонной составляющей Китая и снижающих ее эффективность вследствие устарелости организационной структуры НОАК и неэффективности системы управления вооруженными силами.

Согласно решениям Центрального военного совета КПК в ноябре 2015 года, в этом плане уже проведена значительная работа, в т. ч. по оптимизации соотношения видов и родов войск НОАК, а также реформированию военных учебных заведений и научно-исследовательских учреждений в интересах подготовки высококвалифицированных офицерских кадров и повышения качества разработки новых образцов вооружения и военной техники.

Кроме того, разработаны и реализуются программы, направленные на повышение боевой готовности войск и усиление эффективности патрулирования в воздухе и на море, активно проводятся военные учения, в т. ч. на отдаленных территориях. Осуществлены важные шаги в сфере военно-гражданской интеграции и конверсии. Создана Комиссия по интегрированному военному и гражданскому развитию. Отдельное внимание руководства КНР уделялось совершенствованию системы военного права с китайской спецификой. За последние пять лет в Китае было принято 3 военных закона, 53 правила и около 800 постановлений в военной сфере.

Важным направлением усилий правительства КНР стало расширение и укрепление связей с иностранными партнерами. На стратегическом уровне была осуществлена трансформация и модернизация всей системы военной дипломатии на основе концепции создания сильной армии. Так, был достигнут прогресс в развитии военных отношений с другими государствами в интересах обеспечения мировой и региональной стабильности, а также укрепления международных позиций Китая.

Вооруженные силы КНР активно участвовали в миротворческих операциях и миссиях, борьбе с пиратством, оказании гуманитарной помощи населению пострадавших стран и регионов, ликвидации последствий стихийных бедствий и др.

По оценке правительства КНР, в целом на сегодняшний день НОАК достигла способности не только гарантировать национальную (в т. ч. военную) безопасность Китая, но и обеспечить реализацию его интересов в мире.

В рамках праздничных мероприятий на полигоне Чжужихе в автономном районе Внутренняя Монголия 30 июля с. г. впервые был проведен военный парад, посвященный 90-й годовщине НОАК. К проведению парада привлекались девять боевых групп НОАК, в т. ч. сухопутная боевая группа, группа информационных войн, группа специальных операций, группа противовоздушной и противоракетной обороны, морская боевая группа, воздушная боевая группа, группа комплексного обеспечения, группа борьбы с терроризмом и обеспечения стабильности, а также группа стратегического удара (всего около 12 тыс. военнослужащих, 600 единиц военной техники и до 100 самолетов).

В ходе парада были продемонстрированы межконтинентальные баллистические ракеты «Дунфэн-26» (DongFeng-26), противокорабельные баллистические ракеты наземного базирования «Дунфэн-21Д» (DongFeng-21D), ракеты «Дунфэн-16Г» (DongFeng-16G) для нанесения точечных ударов, а также новейшие истребители «Цзянь-20» (Chengdu J-20) и другая современная военная техника собственного производства.

На этом фоне главным фактором нестабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе остаются действия Северной Кореи по разработке и испытанию ракетно-ядерного оружия. 28 июля с. г. КНДР осуществила очередной пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Hwasong-14», которая пролетела 998 км за 47 минут и упала в исключительной морской зоне Японии.

Запуск ракеты сопровождался новыми угрозами руководства Северной Кореи в адрес США. По заявлению лидера Северной Кореи Ким Чен Ына, ракетные испытания имели принципиально важный характер и подтвердили способность КНДР наносить удары по любой стране мира, в т. ч. Соединенным Штатам Америки.

По сути такая возможность была признана и Министерством обороны США, которое подтвердило способность ракеты «Hwasong-14» достичь штата Аляска. Учитывая это, США решительно осудили действия Северной Кореи и призвали СБ ООН усилить санкции против нее. Кроме того, США обвинили КНР и Россию в фактическом попустительстве КНДР в рамках продолжения торгово-экономического сотрудничества с ней.

Наряду с этим США и их союзники в АТР активизировали меры по демонстрации силы в регионе, а также повышению собственной безопасности от возможного нападения со стороны КНДР. В частности, 29 июля с. г. США и Южная Корея провели совместные военные учения с пусками тактических баллистических ракет ATACMS и «Hyunmoo-2». Одновременно были проведены совместные учения военно-воздушных сил США и Японии с участием двух стратегических бомбардировщиков В-1В ВВС США и двух истребителей F-16 ВВС Японии.

30 июля с. г. Агентство по противоракетной обороне США и подразделения 11-й артиллерийской бригады ПВО США (Форт Блисса, шт. Техас) провели успешное испытание системы ПРО THAAD на Аляске. Ракета-мишень была запущена самолетом ВВС США над Тихим океаном и была успешно перехвачена с применением противоракет.

 

3.4. Наука и технологии

Одним из основных направлений научно-технической деятельности в КНР является повышение эффективности работы транспортной инфраструктуры страны. Так, в глубоководном порту Яншань в Шанхае завершается строительство самого крупного в мире автоматического контейнерного терминала. С началом работы терминала он сможет обрабатывать до 4 млн морских контейнеров в год, а после выведения на проектную мощность — до 6,3 млн. При этом весь процесс перевалки контейнеров полностью автоматизирован на основе единой базы данных и интегрированной с ней погрузочно-разгрузочной техники. Значительный интерес к технологиям порта Яншань проявляет руководство других ведущих портов мира, в частности Роттердама.

В то же время в Китае активно развивается производство автомобильной техники на новых экологически чистых источниках энергии. В частности, китайскими компаниями Beijing Urban Construction Heavy Industry и Tangshan Caofeidian Development Investment Group начат выпуск грузовых электромобилей. Грузоподъемность новой машины составляет 1,5 тонны, дальность пробега на одной зарядке — 230 км. Согласно предварительным планам, предполагается выпуск до 5 тыс. таких автомобилей в год.

Продолжаются также гидрографические исследования в акватории Тихого океана и прилегающих к Китаю морей. На прошлой неделе были проведены работы по обследованию дна Южно-Китайского моря с одновременным использованием двух беспилотных подводных аппаратов —дистанционно управляемого батискафа «Фасян» и автономного робота «Таньсо». Аппараты произвели сканирование морского дна и исследовали район одного из холодных подводных источников.

 

IV. Планы и перспективы сотрудничества между КНР и Украиной

В рамках развития украинского-китайских отношений важное значение для Украины имеет правильное понимание китайской политики в мире и в отношении Украины. Основные направления такой политики были очерчены Чрезвычайным и Полномочным Послом КНР в Украине Ду Вэйем в интервью СМИ 27 июля с. г.

Так, посол Ду Вэй подтвердил отношение Пекина к Украине как стратегическому партнеру КНР, а также подчеркнул твердую позицию китайской стороны по поддержке территориальной целостности, суверенитета и независимости нашего государства. При этом он отметил позитивный характер участия Украины в китайской инициативе «Пояс и путь».

По оценке Ду Вэя, основными преимуществами Украины в сотрудничестве с КНР в рамках «Пояса и пути» является географическое положение Украины и удобная транспортная сеть (воздушная, сухопутная и морская), а также возможности взаимного дополнения украинской и китайской экономик (у китайской стороны есть значительный финансовый потенциал и опыт внедрения научно-технических результатов, а у украинской — большой потенциал рынка и солидная научно-техническая и кадровая базы).

С учетом приведенных обстоятельств Ду Вэй отметил заинтересованность китайских инвесторов во вложении инвестиций в финансовую, аграрную и торговую сферы Украины, а также в создании совместных предприятий. В то же время среди проблем украинской-китайского сотрудничества были названы нестабильная ситуация в Украине, а также низкий уровень использования кредитов КНР, открытых на сумму 7 млрд долл. США.