20 марта 2017

Экспресс-анализ событий недели № 11(42)/03

 

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В РАЗВИТИИ СИТУАЦИИ ВОКРУГ УКРАИНЫ НА ПЕРСПЕКТИВУ
(13.03–19.03.2017 г.)

 

I. Главные резонансные события в развитии ситуации вокруг Украины

На прошлой неделе главным резонансным событием в развитии ситуации вокруг Украины стала 3-я годовщина аннексии Россией украинского Крыма 18 марта 2014 года (дата подписания указа президента РФ В. Путина о включении Крымского полуострова в состав России). В контексте данного события со стороны ЕС, США и других западных стран была подтверждена неизменность негативного отношения к вооруженной агрессии России против Украины.

Так, 13 марта с. г. Совет Европейского Союза продолжил санкции против России за военную агрессию и оккупацию территории Украины еще на 6 месяцев. Причиной такого решения было названо отсутствие каких-либо аргументов для изменения режима санкций. Вместе с тем 16 марта с. г. Европейский парламент принял резолюцию «Украинские политические узники в России и ситуация в Крыму». Резолюция призывает Совет ЕС поддержать иск Украины против России в Международном суде ООН, подтверждает незаконность аннексии Россией украинского Крыма, а также признает нарушения прав человека на Крымском полуострове. Кроме того, Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини призвала все страны-члены ООН присоединиться к санкциям против России.

3-я годовщина аннексии Россией украинского Крыма

Твердую позицию в отношении России сохраняет руководство США. 16 марта с. г. Государственный департамент США выступил со специальным заявлением, в котором осудил аннексию Крыма Россией и притеснение свобод граждан на полуострове, а также подчеркнул твердую позицию Вашингтона сохранить санкции против России до возвращения Крыма Украине. Эта позиция была подтверждена американскими сенаторами во время комитетских слушаний в верхней палате Конгресса США на тему «Оценка санкций США против России — следующие шаги». По словам представителя Центра по вопросам санкций и предотвращения незаконного финансирования Э. Лорбера, главной причиной этого является «…враждебная деятельность Москвы, которая несет угрозу интересам США». Проявлениями такой деятельности были названы: аннексия Россией украинского Крыма и провоцирование конфликта на Востоке Украины, поддержка режима Б. Асада в Сирии, а также вмешательство в ход президентских выборов в США.

В свою очередь, 15 января с. г. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека обнародовало доклад о соблюдении прав человека в Украине, в котором констатируется наличие существенных проблем в данной сфере на оккупированных территориях Донбасса и в аннексированном Крыму.

В целом приведенные обстоятельства в очередной раз засвидетельствовали провал попыток Москвы повлиять на политику США и ЕС. Учитывая это, руководство РФ переходит к новому этапу «гибридной» войны против Украины в плане реализации практических шагов в русле возможности признания «ДНР» и «ЛНР», как средства давления на Украину и ее западных партнеров.

В частности, за последнее время такими шагами стали: признание Россией «паспортов» и других «документов» самопровозглашенных республик; «национализация» украинских предприятий на оккупированных территориях; начало поставок угля из «ДНР» и «ЛНР» в Россию. Кроме того, правительство РФ реализует план привлечения крупных предприятий российской металлургической отрасли к сотрудничеству с профильными заводами, находящимися под контролем самопровозглашенных республик. В начале марта с. г. предложения по этому поводу были выдвинуты руководителям российских холдингов «Металлоинвест» и «Северсталь».

При этом Москва прибегает к прямому шантажу Украины. Так, согласно заявления представителя РФ в ОБСЕ А. Лукашевича от 17 марта с. г., Россия может отменить свое решение о признании документов «ДНР» и «ЛНР» в случае «выполнения Украиной Минских договоренностей», в т. ч. прекращения АТО, предоставления особых статусов самопровозглашенным республикам, а также прекращения «блокады» Донбасса.

В сущности, в рамках приведенных действий Россия повторяет сценарий, который в свое время был реализован Москвой в отношении Абхазии и Южной Осетии, а именно: предоставление военной помощи самопровозглашенным республикам, включение их в экономическую систему РФ, признание квазигосударственных образований и установление отношений с ними на основе политических, экономических и военных договоров.

Вместе с тем режим В. Путина активизирует мероприятия по дестабилизации обстановки и провоцированию политического кризиса в Украине. С этой целью используется неоднозначное отношение украинской общественности и мирового сообщества к решениям руководства Украины о временной приостановке транспортного сообщения с оккупированными территориями Донбасса, а также о введении санкций против российских банков, работающих в Украине. На основе такой ситуации разворачивается мощная информационная кампания для внесения раскола в украинское общество, а также дискредитации Украины перед Западом.

При этом руководство РФ признает значительные негативные последствия для России упомянутых решений Украины, которые наносят существенные убытки российской финансовой системе. По оценкам экспертов, санкции Украины против российских банков могут привести к потере ими около 5 млрд долл. США, а также подрыву их имиджа в других странах. Учитывая это, 17 марта с. г. президент РФ В. Путин провел экстренное заседание Совета безопасности РФ для определения возможных направлений реагирования на действия Украины.

Кроме того, Москва осуществляет поиск новых «точек соприкосновения» с США и ЕС, а также возможностей влияния на их позиции с использованием фактора «борьбы с международным терроризмом». Так, 17 марта с. г., комментируя внешнеполитические приоритеты России, министр иностранных дел РФ С. Лавров в очередной раз высказал заинтересованность Москвы в «создании широкой антитеррористической коалиции на международно-правовой основе для политико-дипломатического урегулирования кризисов и конфликтов, прежде всего на Ближнем Востоке». Он также высказался за «практическое воплощение заявлений США и ЕС о необходимости объединения усилий мирового сообщества для борьбы с международными угрозами».

В этом плане новым направлением действий Москвы может стать Ливия. Так, на прошлой неделе лидеры оппозиционных сил Ливии уже обратились к России с просьбой предоставить помощь для противодействия террористам. При этом американской разведкой был отмечен факт развертывания подразделений специального назначения ВС РФ на территории Египта около границы с Ливией. В октябре прошлого года подразделение воздушно-десантных войск РФ (до роты из состава 106-й Тульской дивизии ВДВ плюс оперативная группа) уже направлялось в Египет для проведения совместных учений антитеррористической направленности.

Справка:

Анализ имеющейся информации указывает на признаки изучения Кремлем возможности и подготовки совместной с Египтом военной операции в регионе (Ближнего Востока и Северной Африки), наиболее вероятно, в Ливии, со временным развертыванием ограниченного контингента ВС РФ. С помощью подобной операции на территории Ливии В. Путин попробует сместить акцент с политической поддержки Б. Асада в Сирии на усилия по борьбе с ИГИЛ в регионе. Кроме этого, Кремль получит возможность развивать его традиционную риторику об усилиях по стабилизации ситуации в странах, где ситуация вышла из-под контроля, как заявляет РФ, «...в результате политики США». В случае вероятного подключения к операции одной из стран Евросоюза (возможно, Франции или Италии и т. п.), Кремль также будет иметь возможность декларировать как отсутствие изоляции России, так и «прорыв» в отношениях с ЕС.

По оценкам экспертов «Борисфен Интел», подобные внешнеполитические «дриблинги» России в регионе направлены на формирование конкуренции с США, а также на создание конфронтационных ситуаций, которые позволят Москве отвлечь внимание США от событий в Восточной Европе (в т. ч. вокруг Украины), усилить переговорные позиции с Вашингтоном, а в конечном итоге — достичь с ним договоренности о распределении зон влияния в мире.

 

II. Ситуация в зонах конфликтов и территории Украины

Развитие ситуации вокруг зон конфликтов на территории Украины в полной мере отвечает политике Москвы в отношении нашего Государства.

 

2.1. Восток Украины (зона АТО)

Так, в ходе очередной встречи Трехсторонней контактной группы в Минске 15 марта с. г. представитель РФ на переговорах Б. Грызлов снова поднял вопрос о необходимости урегулирования конфликта на Донбассе по т. наз. формуле Штайнмайера (по трактовке Москвы, предусматривает выполнение Украиной политической части «мирного плана» до вывода российских войск из оккупированных территорий Донбасса). При этом принятое 15 марта решение СНБО Украины о временной приостановке транспортного сообщения с оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей было расценено как «нарушение Минских договоренностей».

В ответ Украина подтвердила свою позицию о недопустимости применения «формулы Штайнмайера», как такой, что принципиально противоречит украинским интересам. Кроме того, была подчеркнута неприемлемость действий России и лидеров самопровозглашенных республик в плане признания «документов» «ДНР» и «ЛНР», а также «национализации» украинских предприятий на оккупированных территориях. Вместе с тем Украина высказала готовность продолжить обсуждение вопроса отвода войск от линии столкновения сторон. Из-за сохранения принципиальных расхождений сторон по основным вопросам переговоров встреча в очередной раз завершилась безрезультатно.

На этом фоне российско-террористические продолжали активные обстрелы позиций сил АТО и мирных населенных пунктов (прежде всего Авдеевки) с пиковой интенсивностью более 100 в сутки. По уже постоянной «традиции» основной пик обстрелов пришелся именно на день проведения встречи Трехсторонней контактной группы в Минске.

 

2.2. Крымский полуостров

Третья годовщина аннексии украинского Крыма Россией широко использовалась Москвой в качестве очередной возможности для подтверждения «законности возвращения полуострова в состав Российской Федерации», а также «положительных последствий» данного акта. При этом к праздничным мероприятиям привлекались также и иностранные представители, в частности депутаты Европейского парламента и законодательных органов ряда европейских стран, в т. ч. ФРГ, Великобритании, Чехии и Сербии. Как всегда, они представляли различного рода радикальные, националистические, пророссийские и евроскептические партии. За счет этого, вопреки твердым позициям подавляющего большинства стран о непризнании «российской принадлежности» Крыма, режим В. Путина пытался создать впечатление «поддержки политики Москвы мировым сообществом».

3 года назад Россия провела нелегитимный референдум в Крыму и незаконно аннексировала Крым

На фоне общей эйфории по поводу «российского Крыма» рядом средств массовой информации РФ (в т. ч. проправительственной направленности) было признано осложнение социально-экономических проблем на полуострове, включая: повышение цен на жилье и основные виды товаров до уровня выше, чем в Москве; снижение реальных доходов населения (в особенности работников бюджетной сферы); ухудшение условий инвестиционной деятельности на полуострове, что значительно усложняет развитие крымской экономики.

17 марта с. г. правозащитная организация Amnesty International обнародовала доклад о нарушениях прав человека в Крыму. В докладе отмечаются факты создания препятствий в работе СМИ, давления на адвокатов, а также преследований активистов, выступающих за свободу слова и собраний на полуострове. По оценке правозащитников, политические репрессии в Крыму имеют более острый характер, чем на территории самой Российской Федерации.

При этом, в условиях активизации деятельности оппозиционных сил России крымский вопрос становится одним из факторов возобновления политического противостояния в РФ. Так, в отличие от предыдущих годов, Коммунистическая партия России отказалась от празднования очередной годовщины аннексии Крыма. По словам лидера КПРФ Г. Зюганова, «коммунисты не намерены подыгрывать власти» и выступают за изменение социально-экономического курса страны. При этом КПРФ планировала проведение акции под лозунгами отставки правительства РФ, однако власть Москвы не дала ей разрешения на такое мероприятие.

 

2.3. Другие аспекты действий Российской Федерации против Украины и Запада

В рамках демонстрации военной силы Россия проводит активные мероприятия оперативной и боевой подготовки ВС РФ.

Внезапные проверки боевой готовности ВС РФ и Росгвардии

Так, 14 марта с. г. стартовала очередная тренировка Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) с выводом на маршруты боевого патрулирования ракетных комплексов «Тополь-М» и «Ярс». К тренировке привлечены девять полков РВСН в Ивановской, Новосибирской, Свердловской областях и в Алтайском крае. Отрабатываются вопросы выхода ракетных комплексов на полевые позиции, их инженерного оборудования и охраны.

Кроме того, 13 марта с. г. началась внезапная проверка боевой готовности войск Южного военного округа ВС РФ, в т. ч. на территории Ставропольского и Краснодарского краев, Астраханской и Волгоградской областей, Чечни, Карачаево-Черкессии и Адыгеи, а также Армении и Абхазии. К проверке привлекаются около 6 тыс. военнослужащих и 1,5 тыс. единиц вооружения, боевой и специальной техники. В ходе проверки задействованы более 20 штабов и других органов управления.

Также была проведена внезапная проверка 14-й армии ВВС и ПВО, которая оперативно подчинена Центральному военному округу ВС РФ. В рамках проверки отрабатывались задачи вывода тактической авиации (истребителей МиГ-31 и фронтовых бомбардировщиков Су-24) из-под удара условного противника и ее перебазирования с аэродромов постоянной дислокации в Пермском крае и Челябинской области в Поволжье и Западную Сибирь.

В свою очередь, 13 марта с. г., в рамках подготовки руководства РФ к акциям протестов дальнобойщиков и фермеров (планируются с 27 марта с. г.) была начата проверка боевой готовности соединений и частей «Росгвардии» в Южном и Центральном федеральных округах России (впервые, со времени ее создания). Отрабатываются вопросы борьбы с «террористическими и экстремистскими группировками», а также усиления охраны важных государственных органов и объектов энергетической, промышленной и транспортной инфраструктуры.

Продолжаются также мероприятия по наращиванию группировки ВС РФ около границы с Украиной и в Черноморском регионе. Так, в Министерстве обороны России были подтверждены планы развертывания в составе Южного военного округа ВС РФ новой — 8-й общевойсковой армии со штабом в г. Новочеркасск Ростовской области. На протяжении 2017 года будут сформированы штаб армии и бригада управления и связи. По предварительной информации, 8-й армии будет подчинена 150-я мотострелковая дивизия, которая была развернута и достигла оперативной готовности в 2016 году в районе г. Новочеркасск.

Наряду с этим, по информации руководства Грузии, с начала текущего года на территории оккупированной Россией Абхазии был развернут зенитный ракетный комплекс С-300.

На этом фоне руководство РФ продолжает применение новых форм экономического давления на Украину. Так, российский «Сбербанк» ввел дополнительные ограничения на снятие и перевод средств украинских клиентов на территории Украины и за ее пределами. Согласно новым правилам, юридические лица не могут переводить на счета в других банках более 3 млн гривен в сутки. Кроме того, на протяжении суток с карточного счета нельзя снять более 20 тыс. гривен.

 

III. Украина, международные организации и ведущие западные страны

3.1. Международные организации

Европейский Союз. Наряду с политической поддержкой Украины руководство Европейского Союза продолжает предоставление и финансовой помощи нашему государству. По словам главы представительства ЕС в Украине Х. Мингарелли, в начале апреля с. г. Украина получит второй кредитный транш в объеме 600 млн евро. Выделение данных средств осуществляется в рамках решения ЕС в апреле 2014 года о предоставлении Украине 11 млрд евро, в т. ч.: 1,6 млрд — кредитов; 1,4 млрд — грантов; 5 млрд — от Европейского банка реконструкции и развития; 3 млрд евро — от Европейского инвестиционного банка.

НАТО. Согласно политическим решениям Североатлантического союза о военном сдерживании России, командование НАТО проводит мероприятия по обеспечению постоянного присутствия Объединенных ВМС НАТО в Черноморском регионе. 16 марта с. г. в акваторию Черного моря вошел ракетный фрегат ВМС Франции La Fayette. Вместе с тем 17 марта с. г. в акваторию Черного моря зашел американский десантный корабль Carter Hall. Оба корабля примут участие в совместном с Румынией учении Spring Storm–17, которое пройдет около румынского города Констанца с 18 до 21 марта с. г.

Справка:

Ракетный фрегат ВМС Франции La Fayette построен по технологии Stealth. Фрегат вооружен современными противокорабельными ракетами Exocet с дальностью действия 70 км и зенитным ракетным комплексом Crotale Naval. В последний раз корабль заходил в Черное море в 2015 году и, в частности, нанес визит в порт Одесса.

USS Carter Hall относится к серии десантных кораблей-доков, был введен в строй в сентябре 1995 года. Корабль имеет экипаж до 400 человек, может взять на борт 500 морских пехотинцев с военной техникой и вооружением. Средства доставки на берег — 2 десантные корабля на воздушной подушке LCAC, малые десантные корабли, танки, десантные вертолеты.

 

Ракетный фрегат ВМС Франции La Fayette (F710) и американский десантный корабль Carter Hall (LSD-50) проходят пролив Босфор

Кроме того, 17 марта с. г. в Эстонию прибыло первое подразделение ВС Великобритании (130 военнослужащих), которое станет основой батальонной тактической группы (БТГ) НАТО на эстонской территории. Всего численность БТГ составит 1,2 тыс. военнослужащих, в т. ч. из состава вооруженных сил Великобритании (800 человек), а также Франции и Дании. На следующей неделе планируется прибытие военной техники, включая танки Chellenger 2, БМП Warrior и самоходные гаубицы AS-90.

 

3.2. Ведущие западные страны

США. В рамках принятия государственного бюджета США на следующий финансовый год (начинается с 1 октября 2017 года) администрация Д. Трампа демонстрирует неизменность своих приоритетов, направленных на обеспечение безопасности Соединенных Штатов Америки. Так, согласно проекту основного финансового документа, обнародованного Д. Трампом 16 марта этого года, предполагается существенное увеличение расходов на оборону США (на 30 %) за счет сокращения расходов на поддержку других стран.

Несмотря на это, руководство США подтвердило решение о выделении 54 млн долл. США для Украины. Прежде всего, указанные средства будут направлены на реализацию программ борьбы по коррупцией в Украине, сельское хозяйство, реформирование системы государственных закупок и повышение энергетической безопасности.

Директор Национальной разведки США Дэн Коутс на церемонии принятия присяги

На этом фоне продолжается процесс формирования новой администрации США. 15 марта с. г. американский Сенат утвердил решение о назначении Д. Коутса (экс-сенатор от Республиканской партии) на должность директора Национальной разведки Соединенных Штатов Америки. В ходе парламентских слушаний одним из основных заданий Д. Коутса было определено расследование вмешательства Москвы в президентские выборы в США.

Германия. Развитие ситуации вокруг Украины стало отдельной темой первой встречи Президента США Д. Трампа и Федерального канцлера Германии А. Меркель. По результатам переговоров стороны высказали общую позицию о необходимости мирного решения конфликта в Украине. По словам А. Меркель, только при таких условиях возможна нормализация отношений между Западом и Россией. В свою очередь, в контексте усиления угроз трансатлантической безопасности Д. Трамп подтвердил решительную поддержку НАТО и подчеркнул необходимость безусловного выполнения всеми странами-членами Альянса своих обязательств о финансировании оборонной сферы.

Великобритания. Позиции США, как основной сдерживающей силы России, в полной мере разделяются Великобританией. Так, в день 3-й годовщины аннексии Крыма Россией Министерство иностранных дел Великобритании выступило со специальным заявлением по данному вопросу, в котором осудило действия режима В. Путина, поддержало территориальную целостность Украины, а также выступило за необходимость безоговорочного возвращения Крымского полуострова Украине.

Франция. С приближением президентских выборов во Франции (апрель–май с. г.) власти страны усиливают давление на пророссийских кандидатов на должность главы французского государства. 16 марта с. г., после завершения предварительного расследования, прокуратура Франции возбудила уголовное дело против кандидата от Республиканской партии Ф. Фийона. Политику выдвигаются обвинения в разворовывании государственных средств и пособничестве в их нецелевом использовании.

Результаты парламентских выборов в Нидерландах, март 2017

Нидерланды. Результаты парламентских выборов в Нидерландах подтверждают тенденцию провала попыток Москвы оказывать влияние на расстановку политических сил в странах ЕС и, соответственно, их отношение к России.

Так, по итогам голосования 15 марта с. г. победу получила Народная партия за свободу и демократию (НПСД) во главе с премьер-министром страны М. Рютте, которая поддерживает европейские ценности и выступает за более тесную интеграцию ЕС. Второе место заняла ультраправая Партия свободы Г. Вилдерса. По оценкам нидерландских экспертов, новая правящая коалиция в парламенте Нидерландов будет включать НПСД, а также партии «Христианско-демократический призыв», «Демократы-66», «Христианский союз» и «Зеленые левые», что в целом будет определять неизменность политики страны, в т. ч. по вопросу голосования в Сенате Нидерландов (ориентировочно, в апреле с. г.) за законопроект о ратификации Соглашения об ассоциации Украина-ЕС.

Турция. Вопреки ожиданиям Москвы о поддержке ее действий Анкарой, руководство Турции сохраняет твердые позиции по крымскому вопросу. Так, на прошлой неделе правительство Турции приняло решение о прекращении паромного сообщения с Крымским полуостровом, а также запретило каким-либо турецким судам посещать оккупированный Крым. Премьер-министр Турции Б. Йылдырым подтвердил позицию Анкары об осуждении российской аннексии Крыма, а также поддержал территориальную целостность Украины. Кроме того, он отметил усилия украинского правительства, направленные на решение проблем крымских татар.

 

 

 

IV. Другие важные тенденции и события, касающиеся национальных интересов Украины

Президент РФ одобрил вхождение «войск» Южной Осетии в состав российской армии

Российская Федерация. 14 марта с. г. президент РФ В. Путин своим распоряжением одобрил предложение правительства о том, чтобы подразделения так называемых вооруженных сил самопровозглашенной Южной Осетии вошли в состав российской армии. Другими словами, незаконные вооруженные формирования незаконно отторгнутой территории суверенной Грузии получат правовой статус частей регулярной армии другого государства — России. То есть, Россия фактически узаконивает оккупацию территории Грузии.

На сегодня ни Европейский Союз, ни США да и в целом мировое сообщество не потребовали от Москвы немедленных объяснений по данному вопросу. (Зато Европейский Союз потребовал объяснений от Украины по поводу решения об установлении официальной блокады ОРДЛО. А в Государственном департаменте США заявили, что внимательно отслеживают ситуацию, связанную с транспортной блокадой оккупированных районов Донбасса со стороны украинских властей). То есть, по мнению независимых экспертов, Запад без какой-либо конкретной реакции «проглотил» очередную провокационную выходку режима В. Путина так же, как и все предыдущие (узаконенную «паспортизацию» «ДНР» и «ЛНР», последующую «национализацию» украинских предприятий в ОРДЛО, «встречную блокаду», объявленную Захарченко и другие).

Эксперты небезосновательно задаются вопросами: какой будет следующая выходка В. Путина? Ведь в таких условиях совсем не исключается признание Москвой самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР», тем более, что уже есть и заявления Захарченко и Плотницкого о подготовке как в «ДНР», так и в «ЛНР» референдумов о присоединении их к Российской Федерации.

А каким в этом случае будет уровень «обеспокоенности» нынешнего постбрекзитного ЕС и нынешних США при Трампе?

Грузия. В последнее время произошло очередное ухудшение внутренней ситуации в Грузии. Так, 11–12 марта с. г. в грузинском городе Батуми (Аджария) произошли массовые беспорядки, связанные с выступлениями населения против усиления жесткости действий местной полиции. В ходе беспорядков была произведена попытка штурма здания управления полиции г. Батуми, повреждена инфраструктура центральной улицы города.

По утверждению руководства Грузии, беспорядки были организованы оппозиционными силами страны с целью подрыва позиций действующей власти. Ряд независимых экспертов не исключает причастности к этому России, которая осуществляет последовательные попытки дестабилизировать обстановку в Грузии с целью создания препятствий в процессе ее европейской интеграции. Свидетельством указанного может быть начало беспорядков в Батуми сразу же после решения ЕС об упрощении визового режима с Грузией.

 

V. Основные тенденции в развитии ситуации вокруг Украины на перспективу

5.1. Ключевые события и тенденции, которые будут иметь наиболее важное значение для Украины

По оценкам западных и независимых российских экспертов, режим В. Путина последовательно теряет ресурсы для продолжения неоимперской политики России и удержания стабильности в стране, что связано с негативным влиянием западных санкций на российскую экономику. Данная проблема приобретает особую остроту в условиях активизации различного рода оппозиционных и протестных движений в РФ, которые планируют начать массовые акции в конце марта этого года.

Приведенные обстоятельства в очередной раз подтверждают критическую актуальность украинского вопроса для России, которая пытается ускорить его решение в свою пользу. В этом плане следует ожидать применения Россией новых форм шантажа Украины и давления на нее, в т. ч. очередных шагов, направленных на демонстрацию возможности признания «ДНР» и «ЛНР». Также будут продолжаться активные действия Москвы по дестабилизации обстановки и провоцированию политического кризиса в Украине на основе расхождений в украинском обществе вокруг путей решения конфликта на Донбассе и других важных вопросов.

Руководство РФ очевидно понимает невозможность быстрой реставрации пророссийской власти в Украине, которая бы смогла принять выгодные для России решения. Учитывая это, в текущей ситуации внутренняя нестабильность в Украине будет использоваться Москвой для утверждений о «неспособности украинской власти выполнить Минские договоренности», а в итоге — об «отсутствии оснований для продолжения санкций против Российской Федерации».

 

5.2. Перспективы развития событий в зонах конфликтов на территории Украины

Исходя из стратегических интересов режима В. Путина, Москва будет продолжать последовательные действия для поддержания напряженности в зоне конфликта на Востоке Украины. Это будет преследовать цель как оказания давления на Украину и истощения ее ресурсов, так и дальнейшего обострения разногласий в украинском обществе по вопросу Донбасса. Кроме того, Россия попытается получить дополнительные обоснования для обвинений Украины в «нарушениях Минских договоренностей».

Так, несмотря на возможность достижения новых мирных договоренностей, российско-террористические войска в любом случае не прекратят обстрелы позиций сил АТО и мирных населенных пунктов. При этом, с целью провоцирования ВС Украины на нанесение ответных ударов, такие обстрелы и в дальнейшем будут производиться из жилых районов городов и поселков на оккупированных территориях. А через своих представителей в составе Специальной наблюдательной миссии ОБСЕ на Донбассе Россия попытается убедить западные страны и международные организации в «невыполнении Украиной своих международных обязательств».

Вместе с тем не исключена возможность подготовки Москвы к более масштабным действиям против Украины. Свидетельством этого является активизация мероприятий оперативной и боевой подготовки ВС РФ на украинском и европейском направлениях (в т. ч. проведение внезапных проверок войск Южного, Западного и Центрального военных округов ВС РФ), как это происходило накануне начала вооруженной агрессии РФ против Украины в 2014 году.

 

5.3. Другие важные события, которые будут иметь влияние на интересы и безопасность Украины

26 марта с. г. в Болгарии планируется проведение досрочных парламентских выборов.

26 марта в Болгарии пройдут досрочные парламентские выборы, предпочтения избирателей

По данным социологических исследований, в новый парламент страны могут войти пять партий, основными из которых являются «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ, находится на строго проевропейских позициях) и коалиция «Болгарская социалистическая партия за Болгарию» (почти 30-процентный рейтинг, выступает за отмену санкций и возобновление отношений с Россией). Считается, что результаты парламентских выборов могут закрепить победу социалистов (после избрания президентом Болгарии Р. Радева в ноябре 2016 года) или ослабить их позиции в случае получения проевропейскими партиями большинства в болгарском парламенте.