22 мая 2017

Экспресс-анализ событий недели № 20(51)/05

 

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В РАЗВИТИИ СИТУАЦИИ ВОКРУГ УКРАИНЫ НА ПЕРСПЕКТИВУ
(15.05–21.05.2017 г.)

 

I. Главные резонансные события в развитии ситуации вокруг Украины

Основным событием в развитии ситуации вокруг Украины в контексте ее европейской интеграции стало завершение процесса упрощения визового режима с ЕС. 17 мая с. г. президент Европейского парламента А. Таяни и представитель мальтийского председательства в Совете ЕС подписали законодательное решение по данному вопросу. По новым правилам граждане Украины имеют право пребывать в странах ЕС без виз не более 90 суток в качестве туристов или посещать родственников, знакомых, приезжать по делам бизнеса.

Такое решение демонстрирует провал российской политики препятствования сближению Украины с Европейским Союзом, и то, что россиянам не удалось дискредитировать наше государство. Кроме того, упрощение визового режима наглядно свидетельствует о преимуществах проживания в свободной Украине над прозябанием на оккупированных украинских территориях под лозунгами «русского мира».

По этому поводу одним из факторов, удерживающих режим В. Путина от расширения масштабов вооруженной агрессии против Украины, является политико-экономические санкции США и ЕС. Поэтому для Украины очень важно, чтобы руководство Европейского Союза продлило эти санкции в июле с. г. Предварительно такой вопрос рассматривался 15 мая во время рабочей встречи министров иностранных дел стран-членов ЕС в Брюсселе, где они пришли к выводу, что необходимо сохранить санкции в отношении России за провоцирование конфликта на Донбассе. Определена и причина — невыполнение Москвой Минских договоренностей, из-за чего продолжается вооруженное противостояние на Востоке Украины.

В данном контексте весьма показательным является факт единства взглядов европейских политических сил по сохранению давления на Россию. В отличие от прошлого года необходимость такого давления фактически не оспаривается членами ЕС. Указанное является следствием практической реализации решений Европейского Союза по активизации противодействия российскому влиянию в Европе, что способствует более глубокому осознанию странами ЕС подлинной сути политики режима В. Путина.

Например, крупнейшие партии Европейского парламента — Европейская народная партия и Альянс либералов и демократов «За Европу» — решили вести совместную политику в отношении России. В частности, сделают попытку убедить страны ЕС в необходимости поддержки т. н. «акта Магнитского» (принятого в США и предусматривающего введение санкций против лиц, причастных к нарушениям прав человека), а также усиления противодействия информационной экспансии Москвы.

 

ІІ. Вооруженная агрессия России против Украины

2.1. Восток Украины (зона АТО)

Нынешние события в зоне конфликта на Востоке Украины показывают, что Москва фактически не пытается мирным путем урегулировать ситуацию на Донбассе. Так, во время очередного заседания Трехсторонней контактной группы в Минске 15 мая с. г. специальный представитель ОБСЕ на переговорах М. Сайдик сообщил об обострившемся вооруженном противостоянии во время майских праздников, которое, по его словам, «...стало самым смертоносным в течение длительного периода». При этом он рассказал об увеличении количества жертв среди мирного населения, в частности, вследствие обстрелов Авдеевки тяжелой артиллерией.

И уже вопреки очевидным фактам полномочный представитель России в контактной группе Б. Грызлов вместе с представителями самопровозглашенных республик опять обвинил Украину в том, что она «блокирует минский процесс». Для подтверждения сослался на отказ Украины ввести в действие закон об особом статусе Донбасса на основе «формулы Штайнмайера», который предусматривает выполнение политической части Минских договоренностей до решения проблем безопасности региона (прежде всего, вывод российских войск с оккупированных территорий и передача Украине контроля над ее восточным участком границы). Украина же, придерживаясь своих принципиальных позиций, отвергла эти требования как таковые, которые не отвечают мирному плану.

В ответ Россия активизировала боевые действия на Донбассе: российско-террористические войска начали более интенсивно вести огонь, в т. ч. с применением тяжелых систем вооружений, запрещенных минскими договоренностями. А 15 мая с. г. в районе поселка Пески на юго-западном пригороде Донецка была попытка захватить позиции ВС Украины. Благодаря ответным действиям атака противника была отбита. Фактически, Россия вновь прибегает к тактике «ползучего» расширения оккупированных территорий Украины, используя на отдельных направлениях локальные наступления.

 

2.2. Крымский полуостров

Наиболее резонансным событием в Крыму на прошлой неделе можно считать очередную годовщину депортации (в мае 1944 года) крымских татар. Несмотря на репрессии со стороны оккупационных властей Крымского полуострова, 18 мая с. г. — в День борьбы за права крымско-татарского народа — Меджлис крымских татар провел несколько акций чествования депортированных. Таким образом, еще раз продемонстрировано, что Россия не способна всесторонне контролировать Крым. Хотя она и пытается давить на крымских татар, в т. ч. производя аресты активистов. Очевидно, что ее главная цель — полное уничтожение национального самосознания, исторической памяти, культурных традиций и достоинства крымско-татарского населения.

О преступных действиях Москвы по депортации крымских татар, о преследовании крымско-татарского населения Россией рассказала временный поверенный в делах Миссии США при ОБСЕ К. Бернс на заседании Постоянного совета Организации в Вене 18 мая с. г.

 

2.3. Другие аспекты действий Российской Федерации против Украины и Запада

Противостояние между Россией и США/НАТО сопровождается активными действиями российского руководства по наращиванию боевого, с откровенно наступательной направленностью, потенциала российских ВС. Так, на сегодня принято решение о создании ударных армейских соединений, в которые будут входить наиболее боеспособные части ВС РФ.

Отметим, что, по словам президента РФ В. Путина в ходе серии совещаний с руководящим составом МО России и предприятий ОПК 16–19 мая с. г. в Сочи, российское правительство приняло решение о пересмотре планов переоснащения группировок войск на Западном и Юго-Западном стратегических направлениях вследствие изменения военно-политической ситуации. В этой связи предполагается корректировка Государственной программы вооружений на 2011–2020 годы.

В частности, после государственных испытаний предполагается принятие на вооружение танков нового поколения Т-14 «Армата». В первую очередь такими танками будут оснащены 1-й танковый полк (восстановлен в 2016 году) 2-й гвардейской мотострелковой Таманской дивизии 1-й танковой армии Западного военного округа ВС РФ. Сегодня полк укомплектован модернизированным танками Т-72Б3 (последняя партия таких танков передана в этот полк в мае с. г.).

В целом, по состоянию на начало 2017 года, оснащенность ВС РФ современными образцами вооружения и военной техники достигает 58,3 %. Основным приоритетом остается развитие стратегической ядерной составляющей Вооруженных сил РФ. Так, будут приниматься на вооружение новые мобильные ракетные комплексы «Ярс» и подводные лодки стратегического назначения проекта «Борей», модернизированные стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС.

 

В рамках начавшегося летнего периода обучения в ВС РФ возобновляется активная оперативная и боевая подготовка российских войск и флотов. В частности, с 12 мая с. г. в Баренцевом море идут учения отряда боевых кораблей (ОБК) Северного флота РФ во главе с ракетным крейсером «Маршал Устинов» (имеет 16 пусковых установок крылатых ракет). Наряду с отработкой задач боевого применения ОБК, на учениях демонстрируется российское военное присутствие в Арктическом регионе.

Продолжаются мероприятия по совершенствованию организационной структуры и наращиванию группировки сухопутных сил Северного флота (СФ) РФ, как основного компонента Арктического объединенного стратегического командования «Север». Так, в апреле с. г. береговые войска СФ России были объединены в рамках нового 14-го армейского корпуса. В 2016 году аналогичные корпуса береговых войск (11-й и 32-й) были сформированы соответственно в составе Балтийского и Черноморского флотов РФ.

 

Кроме того, не прекращаются провокации России против США и НАТО в Балтийском и Черноморском регионах. Так, 18 мая с. г. два российских бомбардировщика Су-24 кружили в Балтийском море на малой высоте над фрегатом «Evertsen» ВМС Нидерландов.

 

ІІІ. Украина, международные организации и ведущие западные страны

3.1. Международные организации

НАТО. В ответ на активную военную деятельность России на Европейском направлении руководство НАТО прибегает к мероприятиям по демонстрации силы. Например, в рамках реализации стратегии «Быстрого глобального удара» командование НАТО проводит комплекс военных учений в Балтийском и Черноморском регионах. С 8 мая на территории Эстонии и в Балтийском море продолжаются международные учения НАТО «Весенний шторм-2017» (в северных и северо-восточных районах страны вблизи границы с Россией; в учениях принимают участие более 9 тыс. военнослужащих из США, Великобритании, ФРГ, Франции, стран Балтии, а также Украины и Грузии).

Во время учений на прошлой неделе в Эстонию прибыло шесть боевых кораблей из состава 1-й противоминной группы (SNMCMG1, включает тральщики «Wambola» ВМС Эстонии, «Hinnoey» ВМС Норвегии, «Shoreham» ВМС Великобритании и «Primula» ВМС Бельгии), а также 1-й постоянной группы (SNMG1, включает фрегаты «Roald Amundsen» ВМС Норвегии и «Evertsen» ВМС Нидерландов) НАТО. Кроме того, на аэродромы Эстонии переместились четыре штурмовика Су-22 ВВС Польши, четыре вертолета АН-64 Apache и три вертолета UH-60 Black Hawk ВС США. В учениях принимают также участие реактивные учебные самолеты L-39 ВВС Эстонии и истребители F-18 Hornet из состава миссии НАТО по охране воздушного пространства Балтийского региона.

Всего в 2017 году в Балтийском и Черноморском регионах планируется 28 учений НАТО, в которых будут участвовать более 60 тыс. военнослужащих вооруженных сил стран-членов и партнеров Североатлантического союза.

Европейский Союз. Избрание Э. Макрона на пост президента Франции, приближение нынешних парламентских выборов в ФРГ (осенью) делают более актуальным вопрос будущего Европейского Союза. Ведь именно от позиций Франции и ФРГ, как ведущих европейских стран, и будет зависеть дальнейшая судьба ЕС.

Итоги президентских выборов во Франции продемонстрировали, что идеи усиления сотрудничества с ЕС и НАТО ей более близки, чем популистские лозунги сближения Парижа с Москвой. Аналогичная ситуация наблюдается также и в ФРГ. Так, итоги местных выборов в некоторых немецких землях свидетельствуют о высокой вероятности победы нынешней правящей коалиции и на парламентских выборах, а, следовательно, — и о сохранении за А. Меркель должности Федерального канцлера Германии. В частности, на прошлой неделе за Христианско-демократический союз было отдано самое большее количество голосов на выборах в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия.

При таких обстоятельствах ключевое значение в определении перспектив дальнейшего развития ЕС имела встреча А. Меркель и Э. Макрона 15 мая с. г. в Берлине. Стороны решили разработать «дорожную карту» реформ Европейского Союза, которые придадут новую динамику развитию ЕС и активизируют интеграцию стран-членов организации, а также повысят уровень безопасности в Европе.

 

Этот вопрос особенно важен в условиях нынешних насущных проблем ЕС, связанных с «миграционным кризисом». Так, на прошлой неделе руководство Европейского Союза предупредило Польшу и Венгрию о необходимости выполнения квот ЕС по перераспределению мигрантов. При этом были доведены намерения Европейской комиссии ввести санкции против этих стран в том случае, если они откажутся выполнять свои обязательства перед ЕС.

 

В то же время А. Меркель и Э. Макрон подтвердили, что готовы продолжать сотрудничество в рамках «нормандской» группы по урегулированию конфликта на Донбассе. Позиции ФРГ и Франции по данному вопросу были согласованы с Украиной на встрече А. Меркель и Президента Украины П. Порошенко 20 мая с. г. Тем самым еще раз было подтверждено, что какие-либо договоренности между Западом и Россией «за спиной Украины» невозможны.

 

3.2. Ведущие западные страны

США. Конгресс США увеличивает давление на режим Б. Асада в Сирии и его союзников. 18 мая с. г. Палата представителей приняла законопроект о санкциях в отношении стран и граждан, которые предоставляют сирийской власти финансовую, материальную, технологическую помощь и услуги в военной сфере. Принятие закона Конгрессом позволит США усилить санкции против России и Ирана. Таким образом, военное вмешательство Москвы в ситуацию в Сирии не только не оправдывает надежды режима В. Путина на возможность налаживания отношений с Западом, но и приводит к дальнейшему росту негативных последствий для Российской Федерации.

В то же время в США продолжается политический скандал вокруг отставки директора ФБР Д. Коми. Так, представители Демократической партии в Конгрессе США настаивают на его заслушивании с тем, чтобы завершить расследование возможных связей окружения президента Д. Трампа с Россией.

Осложнение политической ситуации в США в результате очередного усиления противостояния между Конгрессом и президентом страны негативно сказывается на развитии американской и мировой экономики. Эти проблемы 17 мая с. г. привели к резкому падению мирового фондового рынка, из-за чего крупнейшие корпорации мира потеряли около 35 млрд долл. США, в т. ч. Microsoft — 1 млрд долл. и Facebook — 2 млрд долл. США.

ФРГ. Федеративная Республика Германии, как ведущая страна ЕС, демонстрирует свою особую ответственность за будущее Украины. 19 мая с. г. в Бундестаге (парламенте) ФРГ состоялись слушания на тему «Немецкая историческая ответственность перед Украиной».

Во время обсуждения подчеркивалась необходимость не только исторического примирения между двумя народами, но и поддержки Германией Украины на современном этапе ее развития. В этой связи представители фракции блока ХДС/ХСС в правящей коалиции в парламенте ФРГ говорили о нравственном долге Германии сделать все возможное для включения Украины в объединенную Европу.

 

ІV. Другие важные тенденции и события, касающиеся национальных интересов Украины

Российская Федерация. Потеря каких-либо перспектив возобновления сотрудничества между Россией и США и ЕС обусловливает новую волну «бегства» иностранных инвесторов из Российской Федерации. Так, в течение января–апреля с. г. отток таких капиталов более чем в два раза превысил этот показатель в аналогичном периоде прошлого года и достиг 21 млрд долл. США. Кроме того, дополнительной проблемой является необходимость выплаты по внешним долгам РФ в сумме 15,3 млрд долл. США во 2-м квартале и 8,5 млрд долл. США — в 3-м квартале 2017 года.

Осложняет экономическую ситуацию в России активный протест ее граждан. С 12 июня с. г. планируется возобновление массовых акций протеста под руководством лидера российской оппозиции А. Навального. Акции планируются в более чем в 200 городах Российской Федерации. При этом репрессивные действия руководства РФ против А. Навального и его сторонников, а также попытки их дискредитации (в частности, путем обвинений в поддержке антитеррористической операции Украины в Донбассе) только увеличивают популярность оппозиционных сил.

Дополнительная проблема в России — активизация деятельности исламских экстремистов на Северном Кавказе. В частности, в ночь на 12 мая с. г. предпринималась попытка захвата полицейского поста в пригороде г. Малгобек в Ингушетии. Во время нападения был тяжело ранен один из полицейских, уничтожены два террориста. По данным российской полиции, значительная часть оружия, которое используется террористами, поставляется на Северный Кавказ из зоны конфликта на востоке Украины. Тем самым, как и предполагалось, спровоцированный режимом В. Путина конфликт на Донбассе провоцирует нестабильность в самой России.

Известно также, что вмешательство россиян во внутренний конфликт в Сирии также повышает уровень террористических угроз для России и ее вооруженных сил. По данным турецкой разведки, боевики «Исламского государства» планируют с помощью переносных ракетных комплексов нападение на российские военные корабли в тот момент, когда они будут проходить через Черноморские проливы.

 

V. Основные тенденции в развитии ситуации вокруг Украины на перспективу

5.1. Ключевые события и тенденции, которые будут наиболее важны для Украины

Характер военной деятельности вооруженных сил России и США/НАТО свидетельствует о дальнейшем обострении противостояния между ними. Оно переходит на новый уровень, который присущ периоду «холодной войны». Например, стороны одновременно проводят масштабные учения и другие военные мероприятия в одних и тех же районах, что значительно повышает угрозу вооруженных инцидентов с их перерастанием в военные конфликты. В частности, таким примером стал обстрел кораблем Черноморского флота РФ военного самолета Украины, участвующего в учениях НАТО в Черном море в марте с. г. Кроме того, не исключается возможность и других инцидентов, в т. ч. столкновений военных самолетов России и США и НАТО в результате провокационных действий российской стороны, ошибочных обстрелов (в т. ч. зенитно-ракетных), а также сбоев в работе радаров и компьютерных систем комплексов ПРО/ПВО.

Угроза военного столкновения между Россией и США и НАТО будет оставаться актуальной с приближением президентских выборов в Российской Федерации (18 марта 2018 г. — в день 4-й годовщины аннексии украинского Крыма Россией). Так, социально-экономическая ситуация в РФ, а также протестные настроения в российском обществе вынуждают режим В. Путина принимать меры для укрепления в стране своего авторитета. Традиционно такими мерами является обострение конфронтации с Западом, что должно отвлекать внимание населения от внутренних проблем и сплачивать его вокруг руководства страны для «совместного противостояния внешнему врагу». Поэтому Россия будет использовать военную активность на европейском и американском направлении, что повысит опасность возникновения вооруженных инцидентов и конфликтов между РФ и США/НАТО. Кроме того, в критической для себя ситуации В. Путин может решиться на прямую агрессию против стран Балтии.

В рамках таких процессов знаковым событием станут совместные стратегические командно-штабные учения ВС России и Беларуси в сентябре текущего года на Балтийском направлении. В этот же период в Балтийском регионе планируются учения ВС США и НАТО с целью демонстрации силы и сдерживания Москвы от возможного нападения на страны Балтии. Тем самым создается реальная опасность возникновения вооруженного инцидента. Об этом свидетельствует реакция России на военные учения НАТО «Весенний шторм-2017», когда с 9 мая с. г. в районе учений были сосредоточены практически все боеспособные корабли Балтийского флота РФ.

 

5.2. Перспектива развития событий в зонах конфликтов на территории Украины

Обострение противостояния между Россией и США/НАТО угрожает значительным расширением масштабов вооруженной агрессии Москвы против Украины, в т. ч. проведением комплексной наступательной операции по прокладыванию сухопутного коридора в Крым и Приднестровье. Операция может быть проведена Россией как во время военного конфликта с США и НАТО, так и отдельно — в случае возникновения соответствующих условий (в частности, резкого обострения внутриполитической ситуации в Украине).

Подготовка России к реализации таких планов подтверждается наращиванием ее военных группировок на Западном и Юго-Западном стратегических направлениях, перевооружением новыми образцами вооружения и военной техники, а также созданием ударных армейских формирований. Так, по оценкам российских экспертов, оснащение частей 1-й танковой армии модернизированными танками Т-72Б3 повысило их ударные возможности почти вдвое.

Кроме того, признаком возможного перехода России к более масштабным действиям против Украины является оживление вооруженного противостояния на Донбассе. При этом Россия откровенно пользуется достаточно пассивной позицией Специальной Мониторинговой Миссии ОБСЕ, которая «не замечает» очевидного российского вмешательства в этот конфликт. ОБСЕ фактически даже не реагирует на нападения боевиков на представителей СММ или на препятствование их деятельности, ограничиваясь лишь заявлениями по этому поводу.

В целом это еще раз подтверждает актуальность вопроса о размещении в зоне конфликта на востоке Украины вооруженного международного миротворческого контингента, имеющего реальные полномочия.

 

5.3. Другие важные события, которые отразятся на интересах и безопасности Украины

В ближайшее время Президент Украины П. Порошенко после встречи с Федеральным канцлером Германии А. Меркель должен встретиться с новоизбранным президентом Франции Э. Макроном. Это важно для Украины с точки зрения поддержки ее позиции ведущими странами ЕС, а также согласования взглядов сторон на пути урегулирования конфликта на Донбассе (прежде всего, в рамках возобновления дальнейшей работы «нормандской» группы).

В то же время 23 мая с. г. в Сенате (верхней палате) парламента Нидерландов должна начаться дискуссия по вопросу ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС (23 февраля с. г. Соглашение было ратифицировано нижней палатой высшего законодательного органа страны). Положительное решение Сената будет означать окончательное завершение процесса принятия Соглашения странами Европейского Союза.