27 августа 2016

Станет ли саммит G20 поворотным в развитии мировой экономики?

4–5 сентября с. г. в китайском городе Ханчжоу состоится очередной саммит «Большой двадцатки» (G20), на котором в одиннадцатый раз соберутся лидеры ведущих развитых стран и стран с развивающейся экономикой. Саммит в Ханчжоу будет завершением цикла предварительных рабочих встреч представителей стран-членов группы G20, которые проходили при организационной поддержке Китайской Народной Республики (КНР).

 

Лозунг саммита G20: «За стабильное развитие мировой экономики»

Председательство Китая в организации G20 позволило Пекину влиять на направленность ее работы в текущем году. По заявлениям представителей китайского руководства, деятельность КНР заключалась в создании условий для устойчивого глобального экономического роста. Исходя из этого, китайской стороной было предложено провести саммит под лозунгом «Построение инновационной, здоровой, взаимосвязанной и инклюзивной мировой экономики».

По мнению китайской стороны, сбалансированное развитие мировой экономики в условиях ее динамичного развития требует повышенного внимания к обеспечению международной финансовой стабильности за счет активного противодействия рискам в этой сфере.

В частности, на рассмотрение участников 11-го саммита G20 будут вынесены вопросы содействия глобальному экономическому росту, в том числе:

  • создание системы долгосрочного управления деятельностью G20, которая позволит перейти от реагирования на кризисы к предупреждению их возникновения;
  • противодействие реальным и потенциальным рискам в мировой экономике за счет применения инноваций в денежном и налогово-бюджетном стимулировании роста экономики;
  • обеспечение стабильности международного финансового рынка и реформирование финансовых структур;
  • международное взаимодействие и сотрудничество в налоговой области (унификация налоговых правил) и инвестиционной политике;
  • упрощение международных правил и процедур внедрения технологических инноваций;
  • поддержка принципов свободной торговли и недопущение финансовой дискриминации в международных экономических отношениях;
  • ослабление конфликтного потенциала в международных отношениях.

Особое место в обсуждении мировых проблем планируется отвести экономическому содействию усилиям по борьбе с терроризмом и экстремизмом, которые несут реальную угрозу стабильности развития международных экономических отношений.

 

Возможно ли развитие мировой экономики без стабильности в международной политике?

В контексте оживления мировой экономики китайская сторона предприняла интенсивные усилия для деполитизации будущего саммита в Ханчжоу. На пресс-конференции 15 августа с. г. заместитель министра иностранных дел КНР Ли Баодонг акцентировал внимание на том, что саммит G20 будет посвящен исключительно экономическим вопросам. За счет этого Китай намеревается не допустить возникновения препятствий для продвижения китайских инициатив, которые могут открыть новые перспективы для роста экономики именно КНР. В частности, Пекин старается всячески избежать обсуждения территориальных споров в Южно-Китайском море, которые существенно обострились в этом году.

Вместе с тем, полная деполитизация встречи лидеров «Большой двадцатки» представляется маловероятной, учитывая ожидающиеся переговоры между председателем КНР Си Цзиньпинем и президентом РФ В. Путиным, которые состоятся на полях проведения G20. Не смотря на международные санкции, которые должны убедить Россию отказаться от применения военной силы во внешней политике и прекратить вооруженную агрессию против Украины, китайская сторона с особым вниманием относится к визиту российского президента в КНР. По сообщению директора департамента Европы и Центральной Азии МИД КНР Гуй Цунъюя, в ходе отдельной встречи глав двух стран будут обсуждаться российско-китайские отношения и выполнение договоренностей, достигнутых во время визита В. Путина в Китай в июне с. г.

В свою очередь, Россия намеревается использовать саммит G20 в интересах отмены международных санкций за счет создания условий для прекращения переговоров по урегулированию конфликта на востоке Украины в формате «Нормандской четверки» и замены Минских соглашений новым, более выгодным для Москвы, договором. С этой целью российская сторона добилась встречи президента РФ В. Путина с канцлером ФРГ А. Меркель и президентом Франции Ф. Олландом, которая состоится в рамках саммита «Большой двадцатки». Таким образом, Россия продолжает действия по дискредитации Украины, как ответственного участника переговорного процесса и надежного партнера в международных отношениях.

Кроме того на полях G20 также состоится встреча В. Путина и нового премьер-министра Великобритании Т. Мэй, о которой была достигнута предварительная договоренность в телефонном разговоре 9 августа с. г. Стороны обсудят пути улучшения двусторонних отношений, участие государств в урегулировании конфликта в Сирии, ситуацию в Крыму и конфликт на востоке Украины, а также отмену международных санкций против России.

Одновременно, предпринимая значительные усилия для качественного изменения международных экономических отношений и получения поддержки в этом со стороны азиатских стран, Китай продолжает развивать стратегический диалог с Индией. Так, во время визита министра иностранных дел КНР Ван И в Индию 12–14 августа с. г. между Пекином и Дели, кроме согласия Китая на присоединение Индии к Группе ядерных поставщиков, была достигнута договоренность о взаимной поддержке в проведении G20 и встречилидеров стран БРИКС в Гоа (15–16 октября с. г.). В соответствии с этой же договоренностью, председатель КНР Си Цзиньпин выступит с речью на неформальной встрече руководителей стран БРИКС в рамках саммита G20 в Ханчжоу.

В рамках проведения саммита G20 также запланированы переговоры между председателем КНР Си Цзиньпинем и президентом США Б. Обамой. По заявлению пресс-секретаря Белого дома Дж. Эрнеста, стороны обсудят ряд вопросов относительно американо-китайских отношений. Эта встреча пройдет в условиях усилившейся напряженности вокруг территориальных споров в Южно-Китайском море, а также вопросов, связанных с кибернетической безопасностью и противоречиями в сфере экономики двух стран.

Вполне вероятно, что эта встреча станет одним из этапов стратегического диалога между США и КНР, от которого будет зависеть реализация китайских инициатив, вынесенных на саммит G20. От того насколько Вашингтону и Пекину удалось достичь взаимопонимания, будет определяться позиция США на саммите АСЕАН и саммите стран Восточной Азии (состоятся 6–9 сентября с. г.), на которых планируется обсуждение перспектив реализации проекта Транстихоокеанского  партнерства и территориальных споров в Южно-Китайском море.

Кроме того, рассматривая возможности стабильного развития мировой экономики, участники саммита G20 будут обязаны обсудить и возможные последствия решения Великобритании о выходе из Европейского Союза и попытки военного переворота в Турции. Эти события запустили процесс установления новых экономических и политических взаимоотношений между странами Евроазиатского континента, что может усилить нестабильность в международной экономике.

 

Экономичным инициативам препятствуют существующие сложности

Анализ результатов проведения рабочих встреч в период председательства КНР в «Большой двадцатке» свидетельствует о наличии существенных проблем в международных экономических отношениях. Среди основных проблем первые места занимают существенный разрыв в экономическом развитии государств-членов G20 и медленное восстановление глобальной экономики. Так, после встречи министров финансов и руководителей центральных банков стран G20 в Чэнду (23–24 июля с. г.) высказывалось мнение о преждевременности определения содержания и временных рамок для программы стимулирования развития мировой экономики. Исходя из этого, участники саммита G20 в Ханчжоу могут отложить решение о реализации такого рода стимулирования.

Также экономическая политика самого Китая в значительной степени провоцирует неопределенность в мировой экономике. В ходе встреч «Большой двадцатки» в текущем году высказывались нарекания по отношению к валютной и фискальной политике Пекина, увеличению экспорта китайской стали и снижению показателей развития китайской экономики.

Кроме того инициативы, поддерживаемые Китаем, могут вызвать негативную реакцию стран, которые участвуют или рассматривают вопрос о присоединении к проекту Транстихоокеанского  партнерства.

 

G20 — новые возможности для развивающихся стран

Современное развитие международных отношений становится все более зависимым от глобализации мировой экономики, в которой страны с развивающейся экономикой пытаются увеличить долю своего участия в «глобальных цепочках добавленной стоимости». В частности, в борьбе за экономическое процветание значительная часть стран «Большой двадцатки» пытается обеспечить себе место за рамками стадии производства, занимая новые места в допроизводственных и послепроизводственных стадиях «глобальных цепочек добавленной стоимости».

Фактически, эта цель прослеживается в предложенных китайской стороной теме и содержании саммита G20 в Ханчжоу. Именно строительство инновационной, здоровой, взаимосвязанной и инклюзивной мировой экономики позволит увеличить долю развивающихся стран в высокотехнологических научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, дизайнерских процессах, а также послепродажных услугах.

Вместе с тем, негативные процессы в мировой экономике и стремление развивающихся стран укрепить свои позиции, не позволяют надеяться на то, что в ходе саммита G20 в Ханчжоу будут выработаны решения всех проблем.

В тоже время небезосновательно считается, что саммит G20 позволит определить позиции стран «Большой двадцатки» по наиболее важным вопросам развития мировой экономики, а также их готовность к решению общих проблем в ходе предстоящего председательствования в G20 ФРГ.