12 марта 2015

Иран: новый бюджет со старыми проблемами

Президент Исламской Республики Иран (ИРИ) Хассан Роухани в декабре 2014 года представил Меджлису (Парламенту) ИРИ проект бюджета на следующий иранский год (1394-й), наступающий в субботу 21 марта 2015 года. Новый бюджет, впрочем, как и предыдущий, утверждался в условиях действия все еще жестких санкций, падения цен на нефть и в разгар вялотекущих переговоров по иранской ядерной программе.

Тегеран по-прежнему обвиняет во многих своих проблемах монархии Персидского залива, в частности, Королевство Саудовской Аравии. Мало в чем изменилась и риторика по отношению к США. Казалось бы, иранское руководство должно было учесть новые глобальные экономические тенденции и новую геополитическую ситуацию, формирующуюся в мире. Но…

Итак, несколько слов о новом бюджете. При формировании бюджета на следующий год Иран исходит из цены на нефть около 80 долларов за баррель, заявил в интервью иранскому информационному агентству ИРНА глава Комиссии по планированию и бюджету иранского Меджлиса Голям Реза Таджгардун. Напомним, что в бюджете на прошлый год цена нефти закладывалась на уровне 100 долларов за баррель. Г. Таджгардун отметил, что в случае, если прогнозы не подтвердятся, и цена на нефть вернется к уровню 100 долларов за баррель, излишки средств, образующиеся в результате получения сверхприбыли, Иран намерен разместить в своем Фонде национального развития. В то же время, по его словам, Иран предпринимает активные дипломатические шаги с целью договориться с партнерами по ОПЭК, а также другими крупными игроками на рынке нефти о сокращении добычи нефти в общей сложности на 1 млн барр. в сутки для того, чтобы остановить дальнейшее падение цены.

Примечание

Иран обладает третьими по величине разведанными запасами нефти после Саудовской Аравии и Венесуэлы (18,8 млрд тонн — 9,9 % мировых запасов). Даже в условиях ограничения на экспорт нефти Исламская Республика сохранит положительный торговый баланс. Кроме того, наряду с появлением на нефтяном рынке новых игроков (в первую очередь, африканских), иранский фактор продолжает играть важную роль в снижении цены на нефть.

Европейские государства, желающие диверсифицировать поставки энергетического сырья из России, уже давно готовы приобретать нефть и газ в Иране, однако камнем преткновения между ними и Исламской республикой остается нерешенная проблема ядерной программы Ирана (ЯПИ).

По мнению иранских экономистов-аналитиков, президент ИРИ Хассан Роухани продолжает оставаться непоследовательным и в новом бюджете Ирана, «опять предлагая иранскому народу боль неолиберализма без надежды на будущее, что грозит новыми опасными тенденциями в экономике, новыми рисками, что, в конечном итоге, ввергнет Иран в экономический хаос времен правления Ахмадинеджада».

Концептуальная основа бюджета

Проект бюджета начинается словами Имама Али (первого и самого почитаемого шиитского имама) из Корана, смысл которых, если перефразировать на наш язык, сводится к следующему: «Правильное планирование экономики увеличивает богатство народа, а неправильное — его уничтожает». Так вот, если обратиться к некоторым иранским экономистам, то можно услышать в ответ слова о «бюджетировании и отсутствии какого-либо планирования». В частности, они утверждают, что ключевой концепцией нового бюджета есть не что иное, как «витиеватая версия неолиберальной модели невмешательства», которая была довольно популярной в 1970-х-80-х годах прошлого столетия.

Сторонники неолиберальной экономической политики выступают в поддержку обширной либерализации экономики, свободной торговли и сокращения государственных расходов в целях повышения роли свободного рынка, человека и частного сектора в экономике. Но, как показывает практика, экономический либерализм предполагает наличие политического либерализма, напрочь отсутствующего в Исламской Республике Иран. При этом наивысший приоритет отдан программам на оборону и укрепление безопасности страны. Соответственно, и меры экономии в виде значительного сокращения расходов на социальные программы, девальвация национальной валюты (иранский риал), приватизация государственных предприятий и регрессивное налогообложение остаются главными политическими инструментами.

Бюджет также включает в себя идею «сопротивления экономики», что вступает в противоречие с такими идеями неолиберализма, как свободный рынок и свободная торговля.

Бюджет без роста

Иранский бюджет ограничен суммой в 294 млрд долларов США при официальном обменном курсе 28,500 риалов за 1 доллар США, что на 4 процента больше, чем бюджет 2013 года.

Примечание

Три года назад, 27 января 2012 года, Иран ввел единый фиксированный обменный курс национальной валюты к доллару США, что было вызвано падением стоимости риала после введения санкций ЕС против Тегерана. Он составил 12,260 риалов за 1 доллар США. Эта ставка была действительна для всех сделок, в том числе импортных... а также действует для студентов за границей, или тех, кто собирается ехать за рубеж. При этом Центральный банк Ирана угрожал обменным пунктам закрытием, если те будут продавать доллар физическим лицам более чем на 5 % выше нового официального курса.

Сейчас в Иране существует фактически два обменных курса — официальный и курс частных обменников. Курс доллара на неофициальном рынке более чем на 80 % превышает официальный курс, установленный Центробанком Ирана.

Таким образом, с учетом падения цены на нефть прогнозируемый показатель вряд ли будет реализован. Незначительное увеличение бюджета по сравнению с предыдущим также предлагает сценарий «нулевого роста» для экономики. И это несмотря на тот факт, что население Ирана увеличивается на 1,8 % в год, а его доходы снижаются, продолжает расти безработица среди молодежи. Центральные власти не планируют увеличивать расходы на социальные программы, игнорируя задекларированный принцип «социальной справедливости».

Источники поступления средств в бюджет

Основными источниками первичного дохода в бюджет остаются поступления от продажи нефти и ненефтяного экспорта, а также налоги, и доходы от приватизации.

Введение санкции снизили экспорт иранской нефти на 40 %, что составило около 1,3 миллиона баррелей в день. Эта цифра включает официальные продажи и продажу нефти на черном рынке, что по некоторым данным составляет около половины официального рынка. Из-за банковских санкций значительная доля поступлений от продажи нефти Ирана оседает в банках стран-покупателей. По результатам «промежуточной ядерной сделки» Иран получил доступ к около 5 % «замороженных» средств от продажи сырой нефти.

В настоящее время чуть более 70 процентов поступлений в иностранной валюте Ирана приходятся на средства, полученные от продажи нефти, газа, нефтепродуктов и сопутствующих товаров. Прогнозируемая цена за один баррель нефти для бюджета составляет 72 доллара. Предполагается, что Иран с трудом, но сможет заработать 53-55 млрд долларов от продажи нефти и смежного экспорта. При этом из этой суммы около 15 млрд будет израсходовано Министерством нефти ИРИ для поддержания текущего производства нефти на уровне около 3 миллионов баррелей в день.

По данным Международного валютного фонда (МВФ), Иран, учитывая экономические санкции, в ближайшие два года должен продавать свою нефть по цене, не ниже 131 доллара за баррель, чтобы только покрыть дефицит бюджета.

Средства от ненефтяного экспорта можно считать «надеждой» иранского правительства для компенсации острой нехватки средств в бюджет. В недалеком прошлом этот источник доходов приносил около 20 млрд долларов в год и поэтому одной из важных задач правительства Роухани считается его планируемое увеличение на 20 % в 2015 году. Экономисты полагают, что ненефтяной экспорт может принести около 22 млрд долларов прибыли.

Таким образом, Иран может рассчитывать в новом иранском году (март 2015 г. - март 2016 г.) поступлений в бюджет иностранной валюты на уровне 57-59 млрд долларов США. Падение цены на нефть уже стоило Ирану около 7 млрд долларов, а значит, хронический бюджетный дефицит будет увеличиваться.

Основными статьями ненефтяного экспорта Ирана являются дешевые автомобили, экспортируемые в Ирак, Сирию и Афганистан. Вторым по величине источником доходов является продукция нефтехимического комплекса, в основном поставляемая в Китай. Немалую долю в этом экспорте занимают знаменитые на весь мир ковры, консервированные продукты, овощи, фрукты и сухофрукты, что поставляются в разные страны мира.

Прогнозируемое увеличение ненефтяного экспорта основано на предположении, что, либо будет заключена всеобъемлющая ядерная сделка, либо статус-кво в регионе будет оставаться практически неизменным.

При этом аналитики сходятся во мнении, что судьба ядерной сделки остается неопределенной, а вот ситуация в регионе определенно ухудшается.

Примечание

В Женеве 22 февраля прошел очередной раунд переговоров между Ираном и «шестеркой» международных посредников по ядерной программе. Пленарному заседанию предшествовали встреча госсекретаря США Дж. Керри с главой МИД Ирана Д. Зарифом и координационная встреча стран-членов «шестерки» без участия Ирана. Стороны стремятся согласовать политическую часть соглашения по урегулированию иранской ядерной проблемы до 24 марта.

Дж. Керри сообщил, что США выступают против продления сроков переговоров, но отметил, что сохраняются «существенные расхождения» с Ираном. Тем временем МАГАТЭ распространило доклад, согласно которому Иран, при соблюдении ряда договоренностей, скрывает работы военного характера, направленные на разработку ядерных зарядов для ракет.

Саудовская Аравия, Египет, Катар и ОАЭ обеспокоены тем, что возможная договоренность государств Запада с Ираном по ядерной программе Тегерана может «подвигнуть страны региона разрабатывать свои ядерные возможности, чтобы быть равными по силе с иранскими».

Таким образом, Исламская Республика входит в новый год с бюджетом и солидным багажом нерешенных экономических проблем, грозящими похоронить под собой благие намерения президента Хассана Роухани.