18 июня 2013

Конец монополии «Газпрома»?

Для Украины, как самостоятельного государства, принципиально важно устранить все проблемы энергетической отрасли, вызванные межгосударственными отношениями с Российской Федерацией. Ведь они, как правило, обостряются именно в тот момент, когда Россия пытается использовать энергетический фактор в качестве инструмента давления на Украину с целью вернуть ее в поле своего влияния.

Кстати, нынешнее состояние российского энергетического сектора, от которого непосредственно зависит российская экономика, нельзя назвать идеальным. И отметим, что это непосредственно сказывается на реализации Россией своих внешнеполитических планов в отношении иных стран, в том числе и Украины.

Добыча газа Группой «Газпром»
Добыча газа Группой «Газпром»
http://gazpromquestions.ru/

Работа ОАО «Газпром», играющего ведущую роль в вопросах реализации российских интересов, сегодня обуславливается особенностями мировой энергетики, возникшими вследствие так называемой «сланцевой революции «а также совершенствования инфраструктуры производства и транспортировки сжиженного природного газа (СПГ), насытившей мировой и, в частности, европейский газовые рынки, что, соответственно, резко уменьшило спрос на российский газ и привело к падению его цены. Поэтому в 2012 году «Газпром» снизил объемы добычи и экспорта газа, его доходы сократились более чем на 10 %.

Одновременно существенно обострились проблемы, связанные с реализацией ряда энергетических проектов Российской Федерации, что может сорвать планы экономического развития России и отрицательно сказаться на ее геополитических амбициях. В частности, это касается перспектив вывода на полную мощность нового российского газопровода «Северный поток» (из России в ФРГ по дну Балтийского моря), сооружение которого должно было укрепить позиции России на европейском газовом рынке, а также снизить транзитную зависимость РФ от Украины, предоставив, таким образом, дополнительные рычаги влияния на Киев.

Газопровод «Северный поток»
Газопровод «Северный поток»
http://ru.wikipedia.org/

Так, сегодня газопровод «Северный поток» заполняется не более, чем на 30–40 %. Из-за того, что руководство Европейского Союза отказалось предоставить в распоряжение ОАО «Газпром» европейский трубопровод OPAL (мощностью 36 млрд. куб. м за год), соединяющий точку выхода российского газопровода в ФРГ с немецкими регионами и Чехией, а через нее — и с остальными сегментами европейской газотранспортной системы. Европейская комиссия обосновывает свою позицию необходимостью выполнения Третьего энергетического пакета ЕС, не предусматривающего монополизации одной компанией функций добычи, транспортировки и продажи газа. Автоматически реально делает убыточным и экономически нецелесообразным использование «Северного потока» (по существу, блокирует его функционирование и развитие), а еще фактически срывает вышеупомянутые планы России.

Газопровод OPAL
Газопровод OPAL
http://novostienergetiki.ru/

Пытаясь преодолеть это препятствие, российская сторона убеждает руководство ЕС в необходимости вывода газопровода OPAL из-под действия Третьего энергетического пакета ЕС, что, якобы, будет отвечать европейским интересам. В частности, этот вопрос затрагивался на высшем уровне президентом РФ В. Путиным на саммите РОССИЯ-ЕС в Екатеринбурге в мае текущего года. Однако, по убеждению западных экспертов, Европейская комиссия вряд ли пойдет навстречу России, нарушив собственные законодательные нормы.

Основные маршруты поставок российского газа в Европу
Основные маршруты поставок российского газа в Европу
http://aftershock.su/

К тому же газопровод «Северный поток» имеет существенную особенность: не менее чем на две недели каждые два-три месяца его эксплуатацию необходимо систематически прерывать для технической профилактики. Последняя такая остановка в начале июня с.г. вынудила Россию увеличить объемы транспортировки газа по территории Украины. Необходимость такой профилактики вызвана как некачественной трубопроводной системой, сооруженной ускоренными темпами (из-за политических решений руководства РФ, пытавшегося оказывать давление на Украину), так и подводным местонахождением газопровода, что технически значительно усложняет его роботу.

Кстати, такие же проблемы присущи и уже действующему, также проложенному по дну Черного моря российско-турецкому газопроводу «Голубой поток», приобретшему славу наиболее убыточного проекта ОАО «Газпром».

Такая же судьба, очевидно, уготовлена и российскому проекту газопровода «Южный поток», также сооружаемому в обход Украины по дну Черного моря. Ведь российскому проекту составит существенную конкуренцию ряд европейских проектов в рамках так называемого «Южного энерготранспортного коридора», предполагающих прокладку новых маршрутов транспортировки каспийских и центрально-азиатских энергоносителей в Европу не по территории России.

Проект Nabucco-West
Проект Nabucco-West
http://bg-daily-news.eu/

Основным таким проектом является Nabucco — West (длиной 1,3 тыс. км). Это сокращенный и удешевленный вариант газотранспортной системы Nabucco, предусматривающий прокладку трубопровода от турецко-болгарской границы по территории Болгарии, Румынии и Венгрии к австрийскому городу Баумгарден. Предполагается, что по нему будет поступать газ как в страны, по которым он будет проложен, так и уже по имеющимся трубопроводам в страны Балканского региона, Грецию, Италию, Словакию, Чехию, Польшу, Францию, ФРГ и Украину.

Сегодня фактически закончились переговоры между консорциумами Nabucco Gas Pipeline International GmbH и «Шах Дениз» (разработчик одноименного газового месторождения в азербайджанском секторе Каспийского моря) о подписании соответствующего акционерного соглашения, которое предполагается заключить уже в ближайшее время.

Кроме того, рассматривается еще несколько вариантов транспортировки газа в Европу. В частности, проект сооружения Трансадриатического газопровода из Турции в Грецию и Албанию (по дну Адриатического моря) и далее — в европейские страны. При этом ключевое преимущество этих проектов перед российским «Южным потоком» в том, что их поддерживает Европейский Союз, стремящийся уменьшить свою энергетическую зависимость от России.

Фактически обречены на провал и стратегические планы Российской Федерации по расширению поставок газа в Китай с целью диверсификации направлений российского газового экспорта и, соответственно, получения дополнительных возможностей давления на ЕС (обещанием переориентировать газовые потоки с запада на восток).

Вопреки растущим объемам потребления газа, КНР сегодня не испытывает острой потребности именно в газе российском. Об этом свидетельствуют многолетние, фактически зашедшие в тупик споры между Китаем и Россией о цене на российский газ. В то же время на этом фоне Китай активизирует реализацию других, более выгодных для себя газовых проектов.

Так, в последнее время Пекин профинансировал сооружение нескольких параллельных газопроводных систем из стран Центральной Азии — Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. В перспективе КНР планирует участвовать в построении еще одного газопровода из Туркменистана, с помощью которого будет эксплуатироваться новое мощное газовое месторождение Галкыныш.

КНР также достраивает шесть терминалов для приема сжиженного природного газа, которые по своей мощности превосходят российский проект трубопроводной поставки газа китайскому городу Синьцзян. Кроме того, в КНР в стадии разработки еще восемь терминалов по приему СПГ. Ввод в эксплуатацию всех этих терминалов позволит Китаю получать больше газа, чем предлагает ему Россия в рамках всех ее проектов экспорта газа в КНР (в т. ч. «Восточного газопровода», одного из самых больших в РФ Чаяндинского месторождения).

Китайские компании CNPC и Sinopec, а также их иностранные партнеры принимают активные меры по разработке китайских месторождений сланцевого газа, которые, по разным оценкам, на 50 % превышают мощность аналогичных месторождений США. Это создает потенциальные возможности для выхода КНР в мировые лидеры по добыче газа. Китай опередит Соединенные Штаты Америки, занимающие сегодня первое место благодаря реализации масштабных газосланцевых проектов на своей территории.

В целом все эти мероприятия вскоре позволят КНР вообще отказаться от сотрудничества с Россией в энергетической отрасли.

Можно сделать вывод, что наблюдается устойчивая тенденция потери Россией своих позиций на зарубежных газовых рынках. Это подрывает ее экономику, уменьшает возможности влияния на другие страны. Однако и дает партнерам Российской Федерации в энергетической отрасли, в том числе и Украине, дополнительные основания для того, чтобы отстаивать свои интересы перед Москвой.

В частности, в случае с Украиной это может касаться как определения цен на российский газ, так и противодействия попыткам россиян привлечь Украину к своим интеграционным инициативам на постсоветском пространстве, в первую очередь в Таможенный союз РФ, Беларуси и Казахстана.