15 апреля 2013

Крым 94. Часть 8 «Раскол»

Часть 7 «Сепаратисты начинают и… проигрывают»

Часть 6 «На пике общефлотского психоза»

Часть 5. «В шаге от войны...»

Часть 4. «Севастополь – Крым – Россия»

Часть 3. Как делился Черноморский флот «по-братски»

Часть 2. Черноморский флот на весах политического торга

Часть 1. Черноморский флот Российской Федерации и национальная безопасность Украины

 

Часть 8. «Раскол»

Сессия Верховного Совета Крыма продолжила свою работу 27 мая 1994 года. Неожиданно депутаты крымского парламента и «президент» полуострова перестали понимать друг друга. Это, как вскоре выяснилось, был раскол. Парламент Крыма отказался утвердить состав правительства. Не помогли ни призывы Ю. Мешкова, ни премьер-министра автономии Е. Сабурова. Тогда Ю. Мешков вместе с сопровождающими его кандидатами на министерские посты в автономии покинули зал заседания.

Потерпев неудачу в деле формирования правительства полуострова, Ю. Мешков опять принялся обвинять Украину в ее попытках дестабилизировать крымскую обстановку. Но, пытаясь перехватить инициативу у Верховного Совета автономии, он пошел на переговоры с Киевом о путях решения крымских проблем.

* * *

Правда, эти переговоры усложнялись из-за позиции командования Черноморского флота, пытавшегося по-своему влиять на политическую ситуацию в регионе. Так, 27 мая офицерское собрание ВВС ЧФ поддержало решение Верховного Совета Крыма о возобновлении действия Конституции полуострова от 1992 года.

В это же время средства массовой информации Севастополя опубликовали обращение координационного совета офицерских собраний ЧФ к президентам Украины, России и Крыма, а также главам государств СНГ, в котором утверждалось, что именно из-за позиции Украины ухудшилась обстановка на полуострове.

* * *

А тем временем Черноморский флот «играл мускулами». 28 мая с 9 часов утра до обеда в штабе ЧФ проходит очередная тренировка по «отражению нападения диверсионных групп», выставляется внешняя охрана, личному составу выдаются бронежилеты. В Качинском гарнизоне ВВС ЧФ отрабатывались вопросы мобилизационной готовности, в воинских частях разворачивались пункты для приема и подготовки военнослужащих запаса, в том числе проживающих в Крыму граждан Украины.

На качинском аэродроме в часовой готовности к вылету дежурил вертолет Ми-14 из состава 872-го отдельного противолодочного вертолетного полка с задачей отслеживать перемещение украинских войск по территории полуострова.

* * *

А. В. Руцкой, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, первый и последний вице-президент Российской Федерации с 1991 по 1993 год
А. В. Руцкой, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, первый и последний вице-президент Российской Федерации с 1991 по 1993 год.: «России необходимо занять более жесткую позицию в отношении бывших союзных республик»
http://www.all-kursk.ru/pro/

Между тем, Москва выжидала, явно опасаясь негативной реакции Запада на ее прямую поддержку крымских сепаратистов. Однако, она никак не могла бездействовать. Кто-то в Кремле посчитал целесообразным использовать бывшего вице-президента России А. Руцкого. Он и озвучил, якобы «лично от своего имени», кремлевскую позицию. В частности, по заявлению А. Руцкого в средствах массовой информации России, проблема Крыма могла быть решена только в случае договоренности между Россией и Украиной о предоставлении полуострову политической независимости, а также статуса свободной экономической зоны. При этом он не исключал вооруженного конфликта в Крыму, а также высказал мнение, что России необходимо занять более жесткую позицию в отношении бывших союзных республик. Например, усилить давления на них, прекратив подачу газа, нефти и электрической энергии.

Бывший вице-президент в очередной раз назвал Крым «российской территорией», а город Севастополь — «российской военно-морской базой». Этот статус, утверждал А. Руцкой, «был, есть и всегда будет оставаться за Севастополем».

* * *

В Симферополе с пониманием восприняли заявление А. Руцкого.

30 мая 1994 года крымский парламент отказался выполнить требование Верховного Совета Украины об отмене своих предыдущих решений. К тому моменту время ультиматума истекало.

В этот же день бригада морской пехоты Черноморского флота была приведена в высшую степень боевой готовности — «военная опасность». Личный состав бригады получил оружие, а для его усиления прибыл танковый батальон.

* * *

Ю. Мешков — это крымская бомба замедленного действия
Ю. Мешков — это крымская бомба замедленного действия: окружной административный суд Крыма поддержал представление СБУ о выдворении первого и последнего президента Крыма Юрия Мешкова с территории Украины с ограничением срока въезда сроком на пять лет
http://rusouz.org/n4_110702_1.html

Правда, это уже не могло спасти «русскую идею Крыма», которая в очередной дала ощутимый сбой. Трещина между парламентом Крыма и его «президентом» превращалась в глубокую и непреодолимую пропасть. В первую очередь это касалось контролирования правительства полуострова, что обеспечивало доступ к финансовым и материальным ресурсам Крыма. Именно назначение членов Кабинета министров стало первым серьезным «камнем преткновения» в отношениях между Верховным советом АРК и Ю. Мешковым.

1 июня 1994 года «президент» Крыма предложил парламенту ряд кандидатур на должности министров полуострова, среди которых были известные московские политики и экономисты. Однако, парламент автономии отказался их рассматривать, имея собственные виды на исполнительную власть в АРК.

Кстати, против президентских кандидатур выступили даже его бывшие коллеги по политическому блоку «Россия», что вызвало резкую полемику между аппаратом Ю. Мешкова, председателем Верховного совета Крыма С. Цековым, а также вице-премьером Е. Сабуровым, сопровождавшуюся взаимными обвинениями сторон на страницах средств массовой информации Крыма, что, естественно, не добавляло авторитета руководству полуострова.

Тем более что настоящая причина конфликта — всего лишь недовольство многих депутатов крымского парламента распределением руководящих постов в высшем законодательном органе АРК, где им не нашлось места. В то же время против «варягов из Москвы» активно выступали местные бизнес-структуры, никак не желавшие утратить свой контроль над экономикой Крыма. В этой связи Верховный совет Крыма, выражая интересы местного бизнеса, пытался подменить собой исполнительную власть полуострова, особенно в вопросах налогообложения и распределения дотаций от Украины.

Парламент АРК не согласился также с требованием Ю. Мешкова предоставить ему дополнительные полномочия с правом единоличного правления на полуострове: депутаты опасались, что «президент» узурпирует всю власть.

Е. Сабурову развитие событий в Крыму напоминало обстановку в Москве 1993 года. Он также говорил, что депутаты Верховного Совета автономии сами подталкивают Киев к принятию жестких мер в отношении полуострова.

* * *

Не получив нужной поддержки от Верховного Совета Крыма, разгневанный «президент» Крыма покинул зал заседаний. Позже он выступил с очередным посланием, распространенным в средствах массовой информации полуострова, надеясь все же на поддержку крымчан. Однако он просчитался. Большинство жителей полуострова от своего «президента» уже отвернулось.

По данным проведенных в Симферополе социологических исследований, рейтинг Ю. Мешкова резко пошел на снижение. Если во время выборов за него проголосовало 73 % жителей Крыма, то теперь его поддерживало едва ли 30 % респондентов. Ополчились против Ю. Мешкова даже его сторонники из откровенно пророссийских организаций. Впрочем, такого же отношения удостоился и Верховный совет Крыма.

Так, политический совет «Союза в поддержку Республики Крым» (СПРК) выступил с резким заявлением в отношении руководства АРК, в котором обвинил:

  • парламентское большинство — в нежелании работать и необоснованных упованиях на иностранную (российскую) помощь;
  • Ю. Мешкова — в бездеятельности и неисполнении ни одного из его обещаний;
  • блок «Россия» — в предательстве общих интересов;
  • С. Цекова — в непоследовательности действий.

Кроме того, СПРК выступил против правового и политического нигилизма администрации Ю. Мешкова, которая своими противоречивыми поступками спровоцировала обострение отношений между Республикой Крым и Украиной.

Крымские татары созывают курултай
Крымские татары созывают курултай:
«главный итог трехмесячной деятельности правительства Крыма во главе с Ю. Мешковым «ускоренное сползание автономии к силовому противостоянию с Украиной»
http://kafanews.com

Еще более жесткая позиция была у Курултая крымских татар.

В первых числах июня 1994 года Курултай опубликовал заявление, в котором главным итогом трехмесячной деятельности правительства Крыма во главе с Ю. Мешковым назвал «ускоренное сползание автономии к силовому противостоянию с Украиной с целью прикрытия своей неспособности решить социальные проблемы полуострова».

Такая же негативная оценка была дана и Верховному совету Крыма. По мнению Центрального совета Меджлиса крымско-татарского народа, первые дни работы крымского парламента продемонстрировали открытое нежелание депутатов блока «Россия» считаться с мнением представителей крымских татар. Исходя из этого, руководство Меджлиса требовало предоставить избранным крымскими татарами депутатам парламента Крыма право «вето» на принимаемые решения. В противном случае Центральный совет Меджлиса обещал на внеочередной сессии Курултая принять решение по ряду принципиальных вопросов, в том числе:

  • об отзыве депутатов от Курултая из состава Верховного совета Крыма;
  • об обращении в ООН и другие международные организации по факту игнорирования прав крымско-татарского народа;
  • о выборе путей и форм практической реализации права на самоопределение.
М. Джемилев, Глава Меджлиса крымскотатарского народа
М. Джемилев, Глава Меджлиса крымскотатарского народа: упрекнул Украину в «слишком больших уступках крымским сепаратистам» и призвал Киев занять более жесткую позицию в отношении Крыма
http://glavcom.ua

Оценивая ситуацию в Крыму, лидер крымско-татарского народа М. Джемилев упрекнул Украину в «слишком больших уступках крымским сепаратистам» и призвал Киев занять более жесткую позицию в отношении Крыма.

* * *

В этих условиях едва ли не единственной поддержкой Ю. Мешкова оставалось так называемое «черноморское казачество», стремящееся заработать себе авторитет на сомнительных политических авантюрах «президента» Крыма.

 

Так, еще 28 мая 1994 года в Симферополе был проведен «Совет казачьих атаманов России и ближнего зарубежья», на котором присутствовало около сотни так называемых «казаков» из Сибири, Дальнего Востока, Краснодарского края и Ингушетии. По их мнению, которое, очевидно, отражало их преувеличенные личные амбиции, «только казачество могло стать стабилизирующей силой, способной не допустить конфликта между Россией и Украиной». По итогам заседания было принято решение открыть представительство донского казачества в Симферополе.

Со своей стороны «президент» Крыма тоже обещал «казакам» всяческую поддержку. В соответствии с его указом «Про казачество Крыма», правительство автономии должно было до 15 мая 1994 года разработать программу «возрождения казачества полуострова».

Крымские казаки.
Крымские казаки: «только казачество могло стать стабилизирующей силой, способной не допустить конфликта между Россией и Украиной»
http://ru.tsn.ua/

Всего на момент подписания указа численность зарегистрированных «казаков» в Крыму составляла несколько сотен человек, что, по мнению Ю. Мешкова, было «реальной силой», на которую он мог рассчитывать как в его противостоянии с Украиной, так и собственным крымским парламентом. Для расширения этих возможностей с 1 сентября 1994 года в Крыму должна была начать работу специальная «казачья академия», в которой предполагалось обучать до 150 человек. Кроме того, решался вопрос о выделении земельного участка для размещения «опорного пункта казачества» в районе города Алупка.

Пока же, за неимением техники и оружия, «казаки» планировали и далее патрулировать улицы крымских городов вместе с местной милицией.

* * *

Раскол пророссийских сил Крыма, а также нерешительность Москвы в прямой поддержке крымских сепаратистов вынуждали Верховный совет автономии идти Украине на уступки. 2 июня 1994 года была проведена первая встреча делегации Верховного Совета Украины с руководством парламента Крымской автономии. По словам главы киевской делегации В. Буткевича, она имела конструктивный характер и наряду с политическими вопросами касалась поиска путей решения экономических проблем Крыма.

В ходе встречи было решено создать юридическую группу для экспертной оценки постановлений обоих парламентов, а также для контроля исполнения принимаемых решений.

Правда, руководство крымского парламента все еще пыталось «показывать зубы». Так, на фоне проводимых переговоров глава крымского парламента С. Цеков направил телеграмму Президиуму Верховного Совета Украины, в которой упрекнул Киев в «пребывании на территории Крыма представителей силовых структур и Министерства юстиции Украины без согласования с руководством автономии». Кроме того, спикер парламента Крыма выступил с резким протестом против введения на полуострове прямого правления Президента Украины, на чем настаивали некоторые депутаты украинского парламента. В ответ С. Цеков угрожал провести референдум о независимости АРК.

Тем не менее, конфликт между законодательной и исполнительной ветвями крымской власти мешал ей выступить единым фронтом против Украины. Такое состояние дел подрывало позиции крымских сепаратистов едва ли не больше, чем все усилия Украины по наведению конституционного порядка в Крыму.

Борьба продолжается. Севастополь и Черноморский флот как факторы «независимости» Крыма

В связи с расколом руководства Крыма центр пророссийской активности на полуострове постепенно перемещался в Севастополь, где чувствовалась активная поддержка командования Черноморского флота.

А. Г. Круглов (1924-2010), депутат Верховного Совета Автономной республики Крым двух созывов (1990-1998). Организатор Российского Народного вече города Севастополя. Фото 1995 г.
А. Г. Круглов (1924-2010),  депутат Верховного Совета Автономной республики Крым двух созывов (1990-1998). Организатор Российского Народного вече города Севастополя: пообещал немедленно вернуть Севастополь Российской Федерации в случае его избрания мэром города
http://navsegda3.narod.ru

По традиции, наиболее последовательной позицией в данном вопросе выделялся депутат Верховного совета Крыма, кандидат на должность председателя городского совета Севастополя А. Круглов. 3 июня 1994 года он выступил с очередным обращением к севастопольцам и морякам-черноморцам, называя Крымский полуостров «исторической территорией России». Кроме того, он пообещал немедленно вернуть Севастополь Российской Федерации в случае его избрания мэром города. Для реализации подобных замыслов в Севастополе, под руководством А. Круглова, организовывается очередной «Народный фронт». Он призвал мировое сообщество «поддержать право народа Крыма самому решать свою судьбу в соответствии с международным правом».

Ю. М. Лужков, на протяжении 18 лет (с 1992 по 2010) занимал пост мэра Москвы
Ю. М. Лужков, на протяжении 18 лет (с 1992 по 2010) занимал пост мэра Москвы
(уволен «в связи с утратой доверия Президента России»): «Севастополь —  двенадцатый округ столицы Российской Федерации»
http://durdom.in.ua/

Активную поддержку пророссийским организациям Севастополя оказывала Россия, фактически осознавшая необратимую потерю Крыму, но все же сосредотачивающая свои усилия на «городе русской славы». В частности, Севастополю были обещаны дотации в городской бюджет на сумму 50 млрд. рублей, льготное обеспечение нефтью и газом, а также содействие в области образования. В Севастополе, например, планировалось учредить несколько филиалов российских вузов. Не отставал в этих «пропагандистских» делах и мер Москвы Ю. Лужков, назвавший Севастополь «двенадцатым округом столицы Российской Федерации».

Однако все эти обещания никак не влияли на стремительно ухудшающуюся экономическую ситуацию в Севастополе: продолжался спад производства; у предприятий не было денег для выплаты заработной платы; каждый третий работник пребывал в неоплачиваемом отпуске или же работал не полный рабочий день.

Между тем политическая деятельность местной власти никак не оставляла ей времени для выполнения своих прямых служебных обязанностей. В этих условиях единственной опорой Севастополя оставались финансовые дотации Украины.

* * *

Закрепляя свое влияние в Севастополе, российская сторона одновременно затягивала процессы раздела Черноморского флота, пытаясь сохранить его за Россией. А командование ЧФ и не скрывало таких намерений. Как заявил командующий флотом Э. Балтин в ходе подведения итогов первого полугодия учебного периода, главное — сорвать переговоры по этому вопросу.

И офицерские собрания флота под руководством полковника Володина координировали свои действия с командованием флота. Не зря Володин даже настаивал на проведении переговоров после 26 июня 1994 года: на этот день был назначен опрос жителей Севастополя о статусе города. Россиянам хотелось затянуть переговоры вплоть до президентских выборов в Украине.

В поддержку «неделимости флота» активно выступали и некоторые общественно-политические организации шовинистического толка в самой России. В частности, с подобным требованием выступил исполком «Союза городов-героев», одновременно предлагая вывести из Севастополя штаб ВМС Украины, самому городу предоставить российский статус, а также Крым передать в состав России.

Но переговоры о разделе Черноморского флота продолжались вопреки всем таким требованиям. В начале июня 1994 года стороны достигли принципиального соглашения, по которому 669 боевых кораблей передавались России, а 164 — Украине. В Севастополе работали экспертные группы ВМФ России и ВМС Украины по оценке объектов Черноморского флота. Но вот командование ЧФ всячески усложняло эту работу. Так, оно утаивало от Украины полный список корабельного состава Черноморского флота, в результате чего его раздел, по сути, осуществлялся «вслепую».

Кроме того, акцентировалось на невозможности раздела флотской инфраструктуры из-за социально-бытовых проблем его военнослужащих.

Это якобы подтверждали всевозможные «обращения флотских коллективов» с просьбами не передавать Украине их подразделения. В частности, такое обращение было от «офицеров и мичманов военно-морской базы Донузлав», опасавшихся потерять свои квартиры из-за нежелания служить в украинских ВМС.

* * *

Очередной раунд переговоров о разделе Черноморского флота, как всегда, сопровождался всевозможными провокациями российской стороны. Например, под предлогом «угрозы захвата украинской стороной» была приведена в повышенную степень боевой готовности 116-я бригада речных кораблей. В рамках соответствующих мероприятий была усилена охрана береговых баз бригады, расконсервированы корабельные артиллерийские установки, а катера пришвартованы по-боевому. Право на применение оружия было отдано их капитанам.

Фрегат "Гетман Сагайдачный" ВМС Украины
Фрегат "Гетман Сагайдачный" ВМС Украины: в целях недопущения самовольного ухода катеров из Измаила был передислоцирован в порт Усть-Дунайск
http://soobscha.tomsk.ru

В ответ, в целях недопущения самовольного ухода катеров из Измаила, в порт Усть-Дунайск был передислоцирован противолодочный корабль ВМС Украины «Гетьман Сагайдачный».

Кроме того, командование ВМС Украины решило с 1 июня 1994 года не использовать радионавигационную станцию в одесском гидрографическом районе из-за нежелания гидрографической службы ЧФ сотрудничать с украинской стороной. В частности, гидрографическая служба ЧФ отказалась согласовывать с командованием ВМС Украины свои планы по проведению гидрографических работ в украинских территориальных водах.

* * *

Такими же непростыми были переговоры между Верховным Советом Украины и парламентом Крыма. 3 июня 1994 года их делегации приняли итоговый документ, в котором подтверждались статус Крыма как части Украины, а также полномочия украинской Конституции на территории полуострова. 4 июня украинской стороне для ознакомления был предоставлен проект Конституции Крыма, принятый законодательным органом полуострова.

В. Клычников, Председатель Комиссии парламента Крыма по взаимодействию с органами местного самоуправления в АРК
В. Клычников, Председатель Комиссии парламента Крыма по взаимодействию с органами местного самоуправления в АРК:
«руководство Украины готово к конструктивному сотрудничеству по согласованию нового варианта Конституции Крыма»
http://www.rada.crimea.ua

На следующий день президиум парламента Крыма заслушал доклад главы крымской делегации В. Клычникова о результатах его работы в Верховном Совете Украины. По его словам, руководство Украины готово к конструктивному сотрудничеству по согласованию нового варианта Конституции Крыма.

После обсуждения доклада было решено провести 6 июня 1994 года заседание конституционной комиссии, которая должна была подготовить поправки к проекту Основного закона полуострова для их дальнейшего обсуждения парламентом Крыма с учетом замечаний Верховного Совета Украины. Парламентская комиссия Украины по изучению политико-правовой ситуации в Крыму к указанному сроку должна была подготовить по этому проекту свои соображения.

6 июня делегация Верховного Совета Украины и рабочая группа парламента Крыма решили создать две рабочие группы. Первая должна была до 15 июня 1994 года внести предложения в парламент Крыма по согласованию Основного закона Крыма с Конституцией Украины, а вторая — разработать предложения о социально-экономическом развитии региона в составе народнохозяйственного комплекса Украины.

Е. Ф, Сабуров (1946–2009), вице-премьер Республики Крым в 1994 г.
Е. Ф. Сабуров (1946–2009), вице-премьер Республики Крым  в 1994 г.: исключил возможность выхода Крыма из состава Украины
http://www.chaskor.ru

По мнению вице-премьер-министра Крыма Е. Сабурова, именно нерешенность экономических проблем полуострова оставалась главной причиной проблем в отношениях между Крымом и Украиной. При этом он исключил возможность выхода Крыма из состава Украины. В тоже время Е. Сабуров выступил за приоритетное развитие связей автономии с Россией, за сохранение «прозрачности» границ между Крымом и Российской Федерацией, а также за введение двойного гражданства, что, по сути, должно максимально способствовать российской экспансии на полуострове.

8 июня 1994 года Верховный совет Крыма вернулся к рассмотрению итогового документа о статусе полуострова. За принятие документа выступал глава крымской делегации на переговорах с Верховным Советом Украины В. Клычников. По его мнению, документ был составлен крайне взвешенно и не предполагал никаких обязательных условий. А его главной целью было сохранение мира в отношениях между Крымом и Украиной.

Однако итоговый документ так и не был принят парламентом полуострова. По утверждению представителей пророссийского большинства в высшем законодательном органе полуострова, он означал «сдачу Крымом своих позиций».

Вместо этого парламент автономии принял решение о смене состава делегации на переговорах с Украиной, а также крымской части смешанной комиссии по согласованию украинского и крымского законодательств. Тем самым был сделан шаг назад в, казалось бы, уже решенном вопросе.

Проблема статуса Крыма вызвала раскол в парламентском блоке «Россия». 10 ранее входивших в этот блок депутатов огласили о создании новой фракции «Республика». Одновременно они выступили против парламентского большинства, заявив, что их целью является не объединение с Россией, а создание в Крыму самостоятельного государства.

* * *

Необходимо отметить, что руководство Крыма пыталось всеми силами удержать под своим контролем силовые структуры автономии. Так, игнорируя Указ Президента Украины «О реорганизации МВД Крыма», Ю. Мешков распорядился учредить коллегию МВД Республики Крым. В ее состав были включены 11 человек, в том числе министр внутренних дел Крыма В. Кузнецов, а также его заместители и начальники управлений.

Кроме того, «президент» Крыма направил телеграмму министру внутренних дел Украины С. Василишину, требуя отзыва из автономии генерал-полковника Недрыгайло, который, по утверждению Ю. Мешкова, «деморализовывал сотрудников МВД полуострова».

С. Цеков, Председатель Верховного Совета Крыма в 1994—1995 гг.
С. Цеков, Председатель Верховного Совета Крыма в 1994—1995 гг.: «выступая в 1991 году против независимости Украины, мы пытались сохранить в Крыму Советский Союз»
http://www.ruscrimea.ru/

В свою очередь председатель парламента Крыма С. Цеков призвал крымских милиционеров не переходить на службу в Главное управление внутренних дел Украины в АРК, заявляя при этом, что Верховный совет Крыма сделает все возможное, чтобы сохранить МВД Крыма и обеспечить его финансирование.

Выступил и «министр внутренних дел Крыма» В. Кузнецов с уверением, что никаких мероприятий по переподчинению милиции Крыма Главному управлению МВД Украины не проводится и проводиться не будет.

С учетом этих заявлений депутаты Верховного совета Крыма обязали руководство законодательного органа полуострова встретиться с сотрудниками МВД автономии и разъяснить им позицию парламента.

Был также рассмотрен вопрос об источниках финансирования «министерства внутренних дел Крыма». В интересах решения этой проблемы было принято предложение об увеличении цен на хлеб, а также акцизного налога на алкогольные напитки.

 

* * *

Для продолжения переговоров о разделе Черноморского флота 8 июня 1994 года в Украину прибыла государственная делегация России во главе с послом по особым поручениям Ю. Дубининым. В состав делегации входил главнокомандующий ВМФ России адмирал Ф. Громов. На переговорах был согласован перечень подлежащих разделу плавсредств, а также соответствующих им объектов береговой инфраструктуры. Была также достигнута договоренность о базировании российской части Черноморского флота в Севастополе.

Учитывая эти обстоятельства, российская сторона резко ускорила вывоз имущества флота на территорию России. Как и ранее для этого использовались большие десантные корабли, совершавшие регулярные рейсы из Севастополя в Новороссийск.

Вывозилось имущество прежде всего из пункта базирования Донузлав, который передавался Украине. Постепенно сворачивалась и деятельность квартирно-эксплуатационной части, которая должна была вести подготовку к зиме 1994–1995 годов.

Прикрывая этот процесс, в пункте базирования Донузлав командование ограничивает доступ к информации военного характера военнослужащим, принявшим присягу на верность народу Украины.

Реагируя на такие действия командования ЧФ, Военный совет ВМС Украины высказал протест по фактам незаконного вывоза техники и имущества флота с украинской территории. В частности, эти факты касались Крымской военно-морской базы, Очаковского дивизиона, а также других частей и соединений Черноморского флота.

* * *

Дизель-электрическая подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 651
Дизель-электрическая подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 651
(по классификации НАТО - «Juliett» - Джульетта) из состава 14-й дивизии подводных лодок ЧФ
http://ru.wikipedia.org/

В тот момент было видно, как резко усиливается давление на дислоцирующиеся в Крыму украинские части, а также ущемляются военнослужащие Черноморского флота, выразившие желание перейти в ВМС Украины.

Так, 5 июня 1994 года координационный совет офицерских собраний Черноморского флота выступил с обращением к представителю Президента Украины в Севастополе, в котором выражалось неудовольствие военнослужащих ЧФ и членов их семей «вводом в город дополнительных подразделений украинских силовых структур», а также содержалось требование объяснить причину таких действий.

Со своей стороны «личный состав» 14-й дивизии подводных лодок обратился с открытым письмом к руководству Крыма, России и Украины, где приводилось мнение о «невозможности совместного базирования флотов России и Украины в Севастополе», поскольку, утверждали авторы документа, «это могло привести к различным конфликтам». Помимо этого «подводники» призывали руководство Украины не вводить дополнительные воинские контингенты на территорию Крыма без разрешения руководства автономии, а также предупреждали о своей готовности предпринять все возможные меры для недопущения захвата баз и кораблей флота.

Примечание

14-я дивизия подводных лодок была сформирована 30 марта 1967 года в составе 153-й (с базированием на Южную бухту Севастополя), 155-й и 27-й бригад (с базированием на Балаклаву и 381-го дивизиона подводных лодок (с базированием на Феодосию); подчинялась непосредственно командующему Черноморским флотом. Дивизия базировалась в трёх военно-морских базах Крыма, на момент формирования имела в своём составе 47 подводных лодок (из них больших — 1, средних — 34, малых — 12) с суммарным торпедным залпом по морским и береговым целям — более 400 торпед. Шесть пл проектов 644, 665 и 651 (С-69, С-158, С-162, С-164, Б-67, Б-318) были оборудованы крылатыми ракетами П-5. Управление дивизией находилось в Балаклаве, там же на объекте К-825 находился защищённый командный пункт дивизии с узлом специальной связи.

С 1969 года подводные лодки дивизии на постоянной основе несли боевую службу в Чёрном море (на каждую из них выходила 1 ракетная и 1 торпедная пл). За 1969 году на боевую службу вышло восемь подводных лодок, в следующем одиннадцать. Далее до 1975 года на боевой службе в Чёрном море ежегодно находилось десять-одиннадцать пл. Так как ракетных лодок для несения постоянной боевой службы не хватало, на боевых дежурствах они находились дольше, чем торпедные лодки

 

Подводная лодка U01 «Запорожье» ВМС Украины
Подводная лодка Б-435 проекта 641
(по натовской классификации «Фокстрот») из состава 14-й дивизии подводных лодок ЧФ, ныне U01 «Запорожье» ВМС Украины
http://www.segodnya.ua/life

Для дискредитации ВМС Украины в печатных изданиях Севастополя публикуются мнения родственников некоторых курсантов Севастопольского военно-морского института, считающих ошибкой принятие ими украинской присяги. При этом они обращались с просьбой к Э. Балтину разрешить их близким служить в ВМФ РФ по окончанию обучения в институте. Адмирал же на эти обращения ответил отказом, мотивируя свою позицию «низким уровнем подготовки выпускников».

* * *

Не прекращались и провокационные действия против расположенных в Крыму подразделений украинских Вооруженных Сил. В частности, в начале июля группа лиц попыталась напасть на КПП в/ч А0950 ВС Украины в городе Саки.

А с аэродрома Кача продолжались регулярные (2–3 вылета в сутки) разведывательные полеты авиации ЧФ над территорией Крыма. При этом на всех самолетах и вертолетах флота поменялись коды аппаратуры распознавания «свой-чужой».

Наиболее напряженная ситуация сложилась вокруг полка Национальной гвардии Украины в Севастополе, доставлявшего особое неудобство сепаратистам. В этой связи они всячески пытались заставить руководство Украины вывести полк из города, — используя провокации и нагнетая отрицательное общественное мнение по отношению к украинским военнослужащим.