9 ноября 2014

Благодаря газу Москва будет финансировать агрессию против Украины за счет украинцев

Богдан Соколовский

Недавно, после длительных переговоров в Брюсселе, были подписаны документы о газе. Кое-кто из украинцев воспринял это событие как победу. Но автор этих строк так не считает. Объясню почему.

С украинской стороны в переговорах принимали участие и представитель государства Украина, и руководитель компании НАК «Нефтегаз Украины». С точки зрения компании, договоренности можно считать позитивом, поскольку они разблокируют ее деятельность на основном направлении. С точки зрения государства, а именно это подразумевает автор, эти договоренности и подписанные документы выглядят, как капитуляция Украины.

По брюссельским договоренностям, официальный Киев недавно перечислил РФ 1,45 миллиардов долларов США, как часть долга за ранее импортированный российский природный газ. В общем, еще до конца этого года Украина должна заплатить 3,1 млрд долларов. Таким образом, и наше государство, и компания, к сожалению, в очередной раз демонстрируют миру, что Украина всегда руководствуется международным правом и может считаться надежным партнером.

Итак, агрессору, к сожалению, отдаем в виде платы огромные средства. И не претендуем на общепринятую, в частности в дипломатии, норму симметрии во взаимоотношениях, чем, в частности, создаем прецедент во всем мире. Ведь до сих пор было известно, что только сталинский СССР и гитлеровская Германия в июне 1941-го года в течение определенного времени сотрудничали в ходе начавшейся Второй мировой войны...

Газовые переговоры фактически свелись к покупке у РФ газа для нашего государства. Мол, без него ну никак нам «не преодолеть» отопительного сезона. К тому же никто не объяснил украинскому народу, собственно, почему и кому в Украине не хватает газа? И почему обязательно надо покупать именно российский газ, как это заложено в уши практически всем высшим должностным лицам Украины!?

Итак, стоит ли сейчас покупать у агрессора газ за счет жертв украинских граждан? Проще, в таком случае, оперировать арифметическими подсчетами. Мы в течение года: добываем более 20 млрд кубометров, к середине июня с РФ импортировали около 12, по реверсной схеме должны получить еще 3–4. В целом получается, что в 2014 году Украина будет иметь, минимум, 37 миллиардов кубометров газа. По сравнению с прошлым годом (Украина использовала в 2013-м 50,2 миллиарда кубометров газа; ранее — еще больше), нам не хватает 12–13 миллиардов газа в прошлогодних объемах потребления. Однако в этом году мы использовали существенно меньше, поскольку: из-за войны не работает ряд предприятий, введен режим экономии; нет четкой определенности в вопросе обеспечения газом населения Донбасса, наблюдается устойчивая тенденция ежегодного сокращения потребления и т.д. Четкости в подсчетах нет, поскольку у нас проблемы с планированием и прогнозированием. Хотя еще в 1991 году стараниями В. Ланового и В. Черняка в отношении Украины оно было достаточно основательно спланировано в программе НРУ. Об отсутствии планирования, тактики и стратегии свидетельствует решение СНБО от 12 сентября 2014 года, по которому только сейчас должны быть разработаны стратегия и тактика развития государства. Поэтому неудивительно, что нехватка газа оценивалась, в частности, различными цифрами от 4 до 7 млрд кубометров. А недавно — 2, 3 и даже 1 млрд! Конечно, «точность» таких подсчетов (от 1 до 7 млрд кубометров!) смущает даже партнеров Украины, в частности, ЕС и США. Поэтому неудивительно, что еще с июня они постоянно ищут ответы на вопросы: «Сколько же газа вам нужно? Сколько за него нужно заплатить не агрессору? Неужели в таком большом государстве некому подсчитать точнее? Почему вы тянули с подсчетом до сих пор, а не решали вопрос приобретения не русского (например, норвежского) газа заранее, когда планировались объемы добычи — хотя бы с июня?», и т. д. При таком поведении и «точных» подсчетах не удивительно, что 30 октября в Брюсселе представитель ЕС фактически наблюдал за капитуляцией государства Украина в газовой сфере.

...Но вернемся к газовой арифметике. Из общего объема максимум 27 млрд кубометров газа прямо и косвенно потребляло украинское население. Очевидно, что в этом году — существенно меньше. Остальные 23–25 млрд кубометров потребляла промышленность. В этом году, опять же из-за агрессии РФ, она потребляет значительно меньше.

Было несколько вариантов решения такого запутанного газового вопроса. Сосредоточимся, по крайней мере, на трех:

1-й вариант: Украина больше не покупает газ у агрессора; категорически отказывается рассматривать газовый вопрос отдельно от остальных, касающихся отношений с РФ, в частности, без фактов воровства Москвой у Украины в 1992-м году почти 140 млрд американских долларов; не признает и не платит никаких долгов; обходится количеством в 37+9 млрд кубометров газа, усиливая режим его экономии. А 3,1 млрд долларов США (что сегодня составляет почти 40 млрд гривен!) тратит на переквалификацию украинских граждан (или членов их семей), занятых на устаревших предприятиях, в основном на Донбассе, и организацию деятельности солидных инвесторов. Только так можно рассчитывать на привлечение в Украину серьезных многомиллиардных инвестиций.

Очевидно, что этот вариант направлен на развитие, системное реформирование и укрепление Украинского государства. В целом это соответствует украинским национальным интересам.

2-й вариант: Украина рассчитывается с РФ за газовые долги по так называемой аккредитивной схеме. Это когда покупатель (в нашем случае НАК «Нефтегаз Украины») сразу после получения порции газа перечисляет деньги третьей стороне (нейтральному банку, которому доверяет Газпром) с условием. А та платит продавцу (в данном случае Газпрому) после выполнения им этого условия. Очевидно, что нашим главным условием могло бы быть: «Полностью вывести российские войска и прекратить агрессию против Украины». Тогда ни РФ, ни мир не может к нам иметь претензий (например, типа немецкой насмешки: за полученное у мясника мясо надо платить), поскольку мы тщательно рассчитываемся за потребленный газ. А то, что Москва не получает поступлений — сама виновата. Прекращайте агрессию! Конечно, здесь нужны, наверное, соответствующий закон, высококлассные переговоры и содействие мирового сообщества, например, ЕС и США.

Этот вариант имел бы много сторонников и в мире, и в Украине, и в РФ.

3-й вариант: Украина соглашается исключить вопрос газа из контекста всех отношений с РФ, молча признает долги за газ (видимо, долги РФ нам не упоминаются), платит России 3,1 миллиарда американских долларов так называемого долга, благодаря чему та и может оплатить свои военные операции в Украине и таким образом обеспечить агрессию и уничтожение украинских граждан. При этом перед Киевом открываются возможности покупки у РФ столько газа, сколько хватит денег, не заботясь о его экономии.

Этот вариант, безусловно, является негативным для национальных интересов, удушающим для Украины и ее руководства.

К сожалению, избран именно третий вариант. Россияне уже подсчитали, что, кроме уплаченных 3,1 миллиарда американских долларов, еще почти на 2 млрд Украина закупит газ. Все это будет оплачено за счет внешних заимствований (например, у МВФ и ЕБРР), а потом наш народ (не чиновники!) будет рассчитываться за это при помощи бюджета.