11 ноября 2014

Политика обновленных институций ЕС: современные подходы и приоритеты, действия на украинском направлении

1. Особенности внутренней ситуации в Евросоюзе и ее влияние на политику ЕС 

1. Особенности внутренней ситуации в Евросоюзе и ее влияние на политику ЕС

2. Анализ политики обновленных институций ЕС на украинском направлении

  2.1. Обновленная Еврокомиссия

  2.2. Президент Европейского Совета

  2.3. Председатель Еврокомиссии   

  2.4. Отдельные функционеры Еврокомиссии

  2.5. Европарламент

3. Современные принципы и приоритеты Европейской политики соседства

4. Общие выводы

Нынешняя ситуация в ЕС характеризуется ослаблением евроинтеграционных устремлений, продолжающимся в ряде государств-членов ЕС финансово-экономическим кризисом, который становится причиной роста безработицы, сопровождающейся усилением евроскептических и ультраправых настроений, а также радикально-экстремистских и джихадистских движений среди европейцев.

 

Команду новоизбранного Председателя Еврокомиссии Ж.-К. Юнкера ожидает сложная работа в условиях неблагоприятной общеполитической ситуации. Как показали итоги майских выборов в Европарламент, в государствах-членах ЕС усиливается роль и место евроскептических, антиинтеграционных и антииммиграционных партий, подозреваемых в получении финансирования со стороны России и, несмотря на это, пытающихся занять лидирующие позиции.

Задачей нового состава Еврокомиссии является поиск более эффективных путей решения таких проблем ЕС, как снижение зависимости от российских поставок энергоресурсов, разработка дополнительных мер по созданию рабочих мест и обеспечение устойчивого экономического роста в государствах-членах ЕС в условиях, когда значительная часть из них выступает против инициатив институтов Евросоюза или игнорируют их.

В то же время под руководством Председателя Еврокомиссии Ж.-К. Юнкера не планируется внесение изменений в Лиссабонский договор. Правящие элиты ЕС опасаются, что пересмотр этого договора может привести к ослаблению интеграции, учитывая рост числа государств-членов, требующих для себя больше исключений или специальных уступок в рамках Евросоюза.

В течение последующих пяти лет ЕС так же не намерен принимать в свой состав новые страны, несмотря на продолжающиеся переговоры со странами Западных Балкан (Черногорией, Македонией, Сербией, Боснией и Герцеговиной, Албанией). Такая позиция может негативно сказаться на темпах ратификации Соглашения об ассоциации Украина-ЕС странами-членами Евросоюза, переходе к безвизовому режиму и формализации согласия на присоединение нашего государства к Евросоюзу — «предоставлении европейской перспективы».

В целом, в процессе реализации основных задач по усилению евроинтеграции, ЕС сталкивается с серьезными трудностями, поскольку в условиях растущей политической раздробленности некоторые европейские страны отказываются выделять дополнительные средства в бюджет ЕС. При этом, дальнейшее усиление различий между национальными интересами государств-членов ЕС и общеевропейскими затрудняет принятие решений в рамках Евросоюза.

В то же время, значительная часть стран-членов ЕС считают, что существующие вызовы больше угрожают их национальной идентичности, чем безопасности, а принятая в 2003 году Общая политика безопасности и обороны (ОПБО), определяющая приоритеты ЕС в этой сфере, уже устарела, ее подходы стали неэффективными, а в отдельных случаях — контрпродуктивными. Учитывая это, еще одной задачей обновленных евроинституций будет выработка новых приоритетов в области безопасности и обороны.

В Украине впервые проходит ориентационный курс общей политики безопасности и обороны ЕС
http://army.unian.net/

Предполагается, что официальное начало процесса разработки новой стратегии, которая будет определять общую внешнюю политику и политику безопасности ЕС, состоится только в июне 2015 года в рамках заседания Европейского Совета, на котором Высокий представитель ЕС выступит с отчетом о современных международных угрозах.

На внутреннюю ситуацию в Евросоюзе будет существенно влиять позиция США, настаивающих на увеличении оборонных расходов стран-членов ЕС. С другой стороны, слабость СПБО заставляет европейские страны идти на уступки Вашингтону и направлять ресурсы в НАТО, укрепляя тем самым военно-экономическое и технологическое доминирование США и еще более ограничивая потенциал ЕС в сфере безопасности и обороны. Кроме того, требования Вашингтона по увеличению военных расходов заставляют ЕС косвенно финансировать рост американского военного производства и экспорта, увеличивая собственные дефициты и ресурсную базу еврообороны. Такой дисбалансный для ЕС замкнутый круг невозможно изменить без внутренней консолидации оборонного сектора Европейского Союза.

В целом, стратегической целью Евросоюза в среднесрочной перспективе будет оставаться преодоление зависимости от США (сейчас рассматриваются Брюсселем в качестве единственного стратегического партнера ЕС) во всех сферах взаимодействия и получение, наряду с Соединенными Штатами и Китаем, статуса одного из основных игроков на международной арене, о чем неоднократно заявляли политические лидеры ЕС.

Однако, исходя из анализа внутренней ситуации ЕС, достижение указанной цели в среднесрочной перспективе видится маловероятным, поскольку сейчас даже на уровне руководящих структур Евросоюза признают, что ЕС в силу своей неконсолидированности, наличия различных интересов среди ведущих государств-членов (например, ФРГ и Великобритании), незавершенности формирования механизмов принятия решений и отсутствия возможностей для реализации собственной, независимой от США политики безопасности (собственного военного потенциала) может позиционировать себя на международной арене лишь как «младший партнер» Соединенных Штатов.

В этом контексте не исключается, что заключение соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном сотрудничестве между ЕС и США (завершение соответствующих переговоров ожидается в 2015 году) приведет к усилению экономической зависимости Брюсселя от Вашингтона. В то же время, европейская сторона считает, что таким способом удастся уменьшить негативное влияние свертывания сотрудничества с РФ на экономику стран Европейского Союза.

Вместе с тем, ЕС пытается активизировать внешнеполитическую деятельность, направленную на закрепление за организацией ведущей роли при решении актуальных международных проблем в зонах собственного стратегического интереса: странах-участницах «Восточного партнерства» (особенно в Украине, Грузии и Молдове); «Средиземноморском союзе» (прежде всего, в Тунисе, Ливии, Египте); на Ближнем Востоке (Сирии, Ираке, Палестине), а также при решении иранской ядерной проблемы.

При выстраивании собственной политики на европейском направлении Украине необходимо учитывать, что обновленный состав институций Евросоюза будет уделять значительное внимание и направлять существенные ресурсы, прежде всего, на преодоление внутренних проблем. При этом, внешняя политика ЕС в кратко- и среднесрочной перспективе, в т. ч. на украинском направлении, будет формироваться по итогам трансатлантического взаимодействия (с США) и, как и раньше, по тактическим направлениям будет определяться исходя из согласованных подходов Еврокомиссии и ведущих стран-членов ЕС (Германия, Франция, Великобритания, Италия), а также сложного комплекса взаимоотношений между ними.

2. Анализ политики обновленных институций ЕС на украинском направлении

2.1. Обновленная Еврокомиссия

В отличие от предыдущего состава евроинституций, главной задачей которых было преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса и расширения влияния ЕС на соседние государства, новое руководство Евросоюза фактически будет иметь новую структуру и сосредоточено, прежде всего, на преодолении центробежных тенденций среди стран-членов, решении экономических проблем, возникших в результате введения санкций против России, и экономической модернизации ЕС в целом.

Это нашло свое отражение в подходах к формированию и распределению полномочий в новом составе Еврокомиссии, которая была утверждена 423 голосами евродепутатов (209 против, 69 — воздержались). Так, в состав новой Коллегии ЕК вошли семь вице-президентов (вместо пяти в Еврокомиссии во времена президентства Ж. М. Баррозу). При этом они имеют более широкие полномочия, чем их предшественники. В частности, вице-президенты будут выполнять обязанности заместителей президента ЕК. Четверо из них возглавят «проектные группы», которые соответствуют главным направлениям политики, определенной Стратегической повесткой дня ЕС. Остальные три вице-президента имеют специальные полномочия (первый вице-президент, вице-президент по вопросам бюджета и человеческих ресурсов, Высокий представитель).



Новый состав Еврокомиссии: связи с Украиной поручили австрийцу
http://zn.ua/

Кроме того, в зависимости от обстоятельств, вице-президенты ЕК в различных форматах (которые могут меняться) будут координировать деятельность нескольких комиссаров ЕС. При этом отношения между вице-президентами и еврокомиссарами выстраиваются на основе взаимозависимости: комиссары будут получать поддержку вице-президентов для включения новых инициатив в рабочую программу ЕК или Коллегии еврокомиссаров; вице-президенты несут ответственность за определенные проекты, где им потребуется поддержка комиссаров из «проектных групп» (то есть, прямое участие этих групп в выполнении проектов).

Кроме того, в сфере своей ответственности вице-президенты будут решать, кто будет представлять интересы ЕК в других европейских структурах, в национальных парламентах и в других постоянных структурах на национальном, европейском и международном уровнях. Вице-президенты получат поддержку Генерального секретариата, будут тесно взаимодействовать с профильными службами ЕК.

 
Персональный состав Еврокомиссии
Фото http://zn.ua/

 

При этом следует отметить, что наиболее важными функционерами ЕС на украинском направлении, кроме Президента Европейского Совета и Председателя ЕК, будут: Высокий представитель ЕС по вопросам внешних отношений и политике безопасности, вице-президент ЕК Ф. Могерини (представительница Италии), вице-президент ЕК по вопросам бюджета и гуманитарных ресурсов К. Георгиева (представительница Болгарии), еврокомиссар по европейской политике соседства и переговоров по расширению Й. Хан (представитель Австрии), еврокомиссар по вопросам миграции и внутренних дел Д. Аврамопулос (представитель Греции), первый вице-президент ЕК по вопросам совершенствования регуляторной деятельности, межинституционных отношений, верховенства права и Хартии фундаментальных прав ЕС Ф. Тиммерманс (представитель Нидерландов), вице-президент ЕК по вопросам Энергетического союза М. Шефчович (представитель Словакии) и еврокомиссары — по финансово-экономическим делам, налогам и таможенным союзам П. Московиси (Франция), по вопросам международного сотрудничества и устойчивого развития Н. Мимица (Хорватия), по вопросам гуманитарной помощи и реагирования на кризисные ситуации Х. Стилианидис (Кипр).

2.2. Президент Европейского Совета

Решение о назначении Д. Туска на должность Президента Европейского Совета было принято для сохранения равновесия в представленности регионов Евросоюза в европейских структурах. Эксперты связывают это с достигнутым компромиссом между руководством ФРГ и Великобритании (в контексте попыток официального Лондона сдерживать растущие амбиции Германии в ЕС).

Прогнозируется, что на новой должности Д. Туск будет отстаивать вопрос уменьшения зависимости стран-членов ЕС от поставок российского газа путем создания Энергетического союза. Главной задачей данного объединения предполагается координация закупок природного газа и унификация его цены для всех стран ЕС. Также Д. Туск является сторонником максимального использования имеющихся в странах ЕС залежей угля и сланцевого газа.

В контексте нашего государства Д. Туск неоднократно заявлял о своей позиции по поддержке национальных интересов Украины в противостоянии с РФ и отстаивает необходимость предоставления консолидированного и адекватного ответа на провокации России. По словам Д. Туска, от разрешения российско-украинского конфликта зависит безопасность, в т. ч. и Польши.

В представительстве ЕС в Украине отмечают, что избрание Д. Туска Президентом Европейского Совета открывает новые политические перспективы для Украины. Однако, исходя из осторожности и прагматичности Д. Туска, эффективность сотрудничества Украины с ЕС будет зависеть от активной позиции и конкретных шагов официального Киева. В этом контексте европейские дипломаты подчеркивают необходимость проведения структурных преобразований и реформирования в Украине, поскольку, по их оценкам, положительные изменения в нашей стране не менее важны, чем разрешение конфликта на востоке.

В то же время, европейские эксперты обращают внимание на сдержанность Д. Туска относительно политики продолжения и углубления санкций против России, поскольку их введение может негативно сказаться на экономике Польши и ЕС в целом.

2.3. Председатель Еврокомиссии

Жан-Клод Юнкер (бывший председатель Еврогруппы), был официальным кандидатом от наибольшей фракции в Европарламенте — Европейской народной партии (стала победителем выборов в Европейский парламент в конце мая). Эксперты считают, что Ж.-К. Юнкер был назначен на должность исключительно благодаря поддержке канцлера ФРГ А. Меркель, что свидетельствует о дальнейшем усилении позиций Германии в ЕС. Против его кандидатуры выступали премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон, премьер-министр Венгрии В. Орбан. Однако, другие 26 лидеров европейских стран поддержали избрание Юнкера. Так, впервые в истории избрание председателя Европейской комиссии состоялось на основе большинства голосов, а не консенсуса.

Председатель Европейской Комиссии Ж.-К. Юнкер сосредоточит основные усилия на решении внутренних проблем ЕС, проявляя при этом побочный интерес к внешней политике, в т. ч. и к «украинскому вопросу». Он уже заявил о 10 приоритетах работы Евросоюза на 2015 год, в частности:

  • экономический рост, инвестиции и увеличение количества рабочих мест;
  • создание единого цифрового рынка;
  • создание мощного Энергетического союза, деятельность которого должна осуществляться с учетом проблем изменения климата;
  • развитие внутреннего рынка;
  • большая интеграция в рамках Экономического и Монетарного союзов;
  • переговоры по Соглашению о зоне свободной торговли с США;
  • развитие сферы юстиции и фундаментальных прав человека;
  • разработка новой политики миграции;
  • дальнейшая реализация стратегии Европы как сильного глобального игрока;
  • демократические перемены в ЕС.

Учитывая внутренний характер большинства выбранных приоритетов, украинская сторона может рассчитывать только на сегментарное участие в реализации этих проектов. В то же время, непосредственно Украины могут касаться вопросы создания Энергетического союза (будет способствовать уменьшению зависимости от РФ), создания Трансатлантической зоны свободной торговли (по оценкам экспертов не ранее 2016 года), в которые потенциально может быть включено и наше государство, а также либерализация внутренних миграционных правил, что может положительно сказаться на визовом диалоге между ЕС и Украиной.

Необходимо также учитывать, что Ж.-К. Юнкер выступает категорически против дальнейшего расширения Евросоюза, подчеркивая при этом, что уже начатые переговоры с государствами-кандидатами будут продолжаться.

В контексте агрессии России против Украины Ж.-К. Юнкер придерживается позиции о необходимости защиты общих европейских ценностей, прежде всего, путем введения санкций и давления на официальную Москву с использованием инструментов «мягкой силы». Однако, он категорически исключает возможность военного вмешательства Евросоюза в решение этого вопроса, отмечая, что Европа должна ориентироваться на силу права и противопоставить ее военной силе, на которую делает ставку президент России.

Во время своего выступления на сессии Европарламента (15 июля с. г.) Ж.-К. Юнкер заверил, что единственным путем Украины является интеграция в Европу, поскольку «украинцы — это европейский народ, и будущее Украины — в Европе». В то же время он выразил убеждение в том, что Украина не станет членом Евросоюза в ближайшие десять лет.

2.4. Отдельные функционеры Еврокомиссии

Позиция новоназначенного Высокого представителя ЕС по вопросам внешних отношений и политике безопасности Ф. Могерини (экс-министр иностранных дел Италии) по отношению к Украине отмечается попыткой сохранять равноудаленность и обеспечить окно для диалога с Россией.

Ф. Могерини постоянно подчеркивает отсутствие военного решения кризиса в нашей стране и необходимость поиска путей дипломатического диалога, призывает не спешить с признанием провала Минского процесса по урегулированию конфликта в Украине.

Что касается т. н. «пророссийской позиции» Ф. Могерини, которая является кавалером ордена Дружбы РФ, европейские эксперты отмечают, что она отражает традиционную итальянскую внешнюю политику и экономические связи между официальными Римом и Москвой, поскольку Италия является вторым торговым партнером РФ среди стран-членов ЕС (энергетическая компания ENI является главным инвестором проекта «Южный поток», итальянский банк Unicredit занимает прочные позиции на российском рынке и т. п.). В то же время, занимая важный пост в структурах ЕС, Ф. Могерини будет вынуждена постепенно дистанцироваться от политики Италии на российском направлении и продвигать выработанную на основе консенсуса позицию Брюсселя в отношении Украины и России.

Утверждение на должность Комиссара ЕС по Европейской политике соседства и переговоров по расширению Йoханнеса Хана (экс-еврокомиссар по вопросам региональной политики) стало очередным свидетельством второстепенности для Евросоюза на нынешнем этапе вопроса интеграции новых стран. По мнению европейских экспертов, во время своей каденции Й. Хан будет уделять необходимое внимание восточном соседству ЕС. При этом, в отличие от его предшественника (Ш. Фюле), он будет придерживаться более прагматичного подхода к реализации инициативы ЕС «Восточное партнерство». В то же время, передача этому комиссару достаточных полномочий для несения ответственности за инструменты развития для стран-соседей считается обоснованной и такой, что может способствовать улучшению координации различных направлений политики соседства.

В частности, Й. Хан высказывается за такие подходы к указанной политике ЕС и отношениям с Украиной:

  • качество процесса расширения ЕС имеет приоритет над его скоростью;
  • Украина является частью Европы, важно учитывать разочарование украинцев отсрочкой подписания официальным Киевом соглашения с Европейским Союзом;
  • поскольку нынешняя ситуация не является удовлетворительной, Европейский Союз должен работать над тем, чтобы приблизить Украину в будущем;
  • в контексте урегулирования украинского кризиса важно держать открытыми для общения все каналы. Целью усилий должно быть прекращение конфликта и создание предпосылок для обеспечения мирного сосуществования;
  • внешняя политика остается приоритетной сферой компетенции государств-членов ЕС.

Кроме того, Й. Хан заявил, что последние действия РФ на востоке Украины обусловили нынешнюю позицию Евросоюза, согласно которой никакого ослабления санкций в отношении России не будет. Еврокомиссар также отметил, что он поддерживает стратегию Президента Украины относительно подачи заявки на членство в ЕС в 2020 году.

Важная роль в определении потребностей и предоставлении финансовой помощи Украине отводится вице-президенту Еврокомиссии по вопросам бюджета и гуманитарных ресурсов Кристалине Георгиевой и еврокомиссару по вопросам международного сотрудничества и устойчивого развития Невену Мимице (экс-еврокомиссар по вопросам защиты прав потребителей). В частности, подходы К. Георгиевой (в предыдущем составе — еврокомиссар по международному сотрудничеству, гуманитарной помощи и урегулированию кризисов) к оказанию помощи Украине заключаются в следующем:

  • ЕК подчеркивает необходимость усилить реагирование Украины на текущий кризис, что главным образом предусматривает создание центрального правительственного учреждения, которое отвечало бы за координацию гуманитарной помощи, принятие закона о внутренне перемещенных лицах, а также освобождение от налогов товаров, поставляемых международными гуманитарными организациями;
  • ЕК активизировала Механизм гражданской защиты ЕС для координации взносов в натуральной форме от государств-членов Евросоюза, что касается дефицитной продукции или тех товаров, которые отсутствуют на рынке Украины. В то же время ЕК еще не пришла к окончательному выводу о целесообразности предоставления нашему государству помощи в натуральной форме.

Ожидается, что указанные меры Евросоюза будут осуществляться в тесной координации между представителями ЕК, Европейской службы внешнеполитической деятельности и государств-членов ЕС.

Стоит также отметить, что представители Еврокомиссии пока скептически оценивают возможность проведения в начале 2015 года международной донорской конференции для Украины, аргументируя свою позицию отсутствием существенных успехов официального Киева в проведении так ожидаемых государствами Запада и международными финансовыми организациями наиболее важных системных реформ в стране (борьба с коррупцией, судебная и правоохранительная системы, государственная служба).

В Брюсселе также отмечают необходимость разработки Украиной соответствующей Национальной стратегии на 2015–2017 годы, которая, среди прочего, учитывала бы мероприятия, предусмотренные в рамках имплементации положений Соглашения об ассоциации. По оценкам экспертов, поскольку без демонстрации нашей страной определенных успехов в разработке указанных программных документов и проведении реформ, Брюссель будет занимать принципиальную позицию, проведение международной донорской конференции может произойти не ранее лета 2015 года.

Еврокомиссар по вопросам миграции и внутренних дел Димитрис Аврамопулос (экс-министр обороны Греции) декларирует поддержку Украины в скорейшем переходе к безвизовому режиму с Евросоюзом.

В то же время, он указывает на то, что, несмотря на формальную возможность предоставления Евросоюзом безвизового режима Украине уже в первой половине 2015 года, Еврокомиссия вряд ли сделает (до мая следующего года) положительное заключение по этому вопросу, учитывая неудовлетворительные темпы борьбы с организованной преступностью и коррупцией в нашей стране.

Вместе с тем, Д. Аврамопулос отмечает прогресс в такой сфере исполнения второй фазы Плана действий по либерализации визового режима (ПДЛВР) как «интегрированное управление границами», а также работу украинской пограничной службы в целом. При этом подчеркивается, что неконтролируемость Украиной части своей границы с РФ не является препятствием для введения безвизового режима.

2.5. Европарламент

Важную роль в отношениях Украины с ЕС будет продолжать играть избранный в мае 2014 г. Европарламент, расклад политических сил в котором сейчас в целом благоприятен для дальнейшего сближения Украины с Евросоюзом, в т. ч. для завершения имплементации Соглашения об ассоциации Украина-ЕС и введения безвизового режима.

В частности, этому будет способствовать сохранение ведущими силами Европарламента (ЕНП и Прогрессивный альянс социалистов и демократов) наибольшего среди других политических сил влияния на выработку и реализацию курса ЕС на украинском направлении, а также высокий уровень инкорпорации их представителей в исполнительную и законодательную вертикаль институтов Евросоюза.

В то же время, неблагоприятным для Украины является использование Россией своих лоббистов (прежде всего, представителей партий крайнего левого и правого спектра, 137 из которых голосовали против ратификации Европарламентом Соглашения об ассоциации с Украиной) в новом составе ЕП и других институтах Евросоюза с целью стимулирования процессов децентрализации и, в целом, уменьшения единства внутри ЕС. Последнее будет препятствовать укреплению Евросоюза как целостного субъекта международной политики, в т. ч. в вопросах сдерживания агрессивной и экспансионистской политики РФ.

 

Сейчас представители Комитета Европарламента по иностранным делам предоставляют такие оценки ситуации в нашем государстве:

  • Глава Комитета Европарламента по иностранным делам Эльмар Брок: Сейчас не время обсуждать вопрос членства Украины в НАТО
    http://www.dialog.ua/
    Эльмар Брок считает первоочередной задачей приближение Украины, Молдовы и Грузии к ЕС, а дискуссии вокруг вступления в НАТО этому только мешают

    результаты внеочередных парламентских выборов в Украине продемонстрировали четкую поддержку европейского выбора украинских граждан (80 %), независимо от регионального распределения. Результаты опросов показали значительную уверенность украинцев в победе проевропейских сил;
  • приоритетными сферами для реформирования в Украине являются: децентрализация, государственное управление, переформатирование системы правосудия (этому вопросу посвящен один из самых больших разделов коалиционного соглашения, разработанного с учетом рекомендаций СЕ и ЕС), борьба с коррупцией, реформирование гражданского сектора, а также экономические реформы. Важным вопросом в контексте проведения реформ остается прекращение дестабилизации со стороны РФ;
  • в контексте проведения реформы гражданского сектора важными задачами для соответствующей Консультативной миссии ЕС должно быть определение и принятие пакета законодательных актов, а также сопровождение их имплементации;
  • Верховная Рада Украины уже приняла антикоррупционный пакет, имплементация которого начнется весной 2015 года. К этому времени будет осуществлена подготовка институциональной основы для имплементации этой реформы, а именно: создание Антикоррупционного бюро, антикоррупционных подразделений в регионах, разработка и внедрение мониторинговых механизмов. Должное внимание должно быть уделено преодолению «коррупционной ментальности» среди населения;
  • в контексте децентрализации Украина намерена применить «польскую модель», в которой основное внимание концентрируется на передаче полномочий не столько регионам, сколько местным общинам. Продвижение Россией идеи федерализации как единственно возможной модели мирного урегулирования имеет целью блокирование безопасности и экономической политики центральной власти, включая европейский выбор и процесс реформ. Главной целью российских действий является сохранение контроля над Украиной;
  • на территории Украины находятся тысячи российских военнослужащих и сотни единиц военной техники. Украинская сторона остается верной Минским договоренностям, предусматривающим все ключевые предпосылки для урегулирования существующего кризиса (восстановление эффективного контроля над границей, вывод российских войск, отвод тяжелого вооружения, освобождение заложников и т. п.). Украинские силы открывают огонь только в ответ на атаки боевиков. Украинская и европейская стороны выступают за возобновление переговоров с российской стороной в Женевском формате;
  • украинская сторона исходит из необходимости обеспечения гуманитарных потребностей граждан, проживающих в зоне проведения АТО. В этой связи было принято решение о возобновлении поставок газа и электроэнергии в регион, даже несмотря на отсутствие оплаты предоставленных услуг. Отмечены усилия ЕС и стран-членов по направлению гуманитарной помощи в регион. Они проинформированы о случаях блокирования боевиками доступа в регион гуманитарной помощи, оказываемой украинским государством, аргументируемых боязнью усиления проукраинских настроений среди населения;
  • наблюдается смена настроений в Крыму — общество переживает разочарование. В связи с упадком туристического бизнеса снижается жизненный уровень населения. Комитету ЕП по иностранным делам целесообразно получать подробную информацию о ситуации в АРК от лидера крымских татар, путем его участия в заседании Комитета;
  • украинская сторона является верной надлежащей имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС. Прорабатывается система для координации европейской интеграции. В структуре Секретариата Кабинета Министров Украины образовано Бюро европейской интеграции. Европейская интеграция — это, прежде всего, часть внутренней политики Украины.

С учетом сказанного, в контексте урегулирования ситуации в нашем государстве, европейские парламентарии акцентируют внимание на важности сохранения единства позиции стран-членов; передаче четких и последовательных сигналов российской стороне, включая усиление санкций; оказание помощи нашей стране в проведении реформ; военно-технической помощи для развития военного потенциала украинской армии.

Кроме того, по их мнению, важным шагом со стороны ЕС должны стать реальные сигналы украинскому обществу, которые могли бы включать предоставление европейской перспективы и введение безвизового режима. В то же время, ряд вопросов украинско-российских отношений должны решаться только в трехстороннем формате с участием Евросоюза.

3. Современные принципы и приоритеты Европейской политики соседства

Корректировка новоизбранным руководством учреждений ЕС приоритетов политики расширения обусловливает также изменения в Европейской политике соседства (ЕПС). В частности, прогнозируется, что будущее (с января следующего года) Латвийское председательство в Совете ЕС будет продвигать идею безотлагательного усиления и переформатирования проекта «Восточное партнерство» (ВП) для того, чтобы лишить Россию шансов перехватить инициативу у Евросоюза на постсоветском пространстве (саммит «Восточного партнерства» пройдет в Риге в мае 2015 г.).

В частности, будет предлагаться, чтобы одним из направлений усиления ВП стало ускорение внедрения общего экономического пространства в рамках стран «Восточного партнерства», которые подписали Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, а также предоставление на саммите в Риге перспективы присоединения к Евросоюзу наиболее успешным государствам-участникам. Латвийская сторона предлагает уже сейчас закрепить указанные направления в операционных планах Евросоюза на ближайшую перспективу.

Более сдержанно к этому вопросу относятся отдельные государства Евросоюза. Так, Франция предлагает придерживаться в отношении стран-участниц Инициативы ЕС «Восточное партнерство» согласованной позиции и не делать никаких явных или скрытых упоминаний о каком-либо «европейском будущем». С экономической точки зрения официальный Париж придает большое значение имплементации соглашений о зоне свободной торговли ЕС с Украиной, Молдовой и Грузией, указывая на необходимость предложения странам-участницам «Восточного партнерства» дополнительных средств для того, чтобы они смогли противостоять торговому давлению России.

Испания, Италия, Греция, Мальта, Португалия и Кипр предлагают в ходе дальнейшей реализации ЕПС учитывать следующие принципы:

  • четкое разграничение Европейской политики соседства и процесса расширения ЕС;
  • выработка индивидуальных подходов и разработка отдельных программ для каждой страны-партнера, предусматривающих учет потребностей, возможностей, обязательств и требований каждого отдельного государства;
  • гибкость при предоставлении финансовой поддержки партнерам для обеспечения оперативного реагирования на ургентные потребности;
  • большее внимание вопросам энергетики, миграции и безопасности при осуществлении мероприятий ЕПС;
  • соблюдение «комплексного подхода» к предотвращению конфликтов и их урегулированию;
  • сосредоточение на развитии среднесрочных и долгосрочных отношений с соседями ЕС и на нецелесообразности сведения взаимоотношений с ними только к политике урегулирования кризисов;
  • регулярность обсуждения ЕПС в рамках заседаний Совета ЕС, что позволит корректировать процесс реализации в зависимости от обстоятельств, изменяющихся и развивающихся в той или иной стране;
  • равнозначность для Евросоюза Южного и Восточного измерений ЕПС («Союза Средиземноморья» и «Восточного партнерства»);
  • приоритет общих интересов, что означает обязательное включение определенных положений об «общих интересах и целях» в программы сотрудничества со всеми странами;
  • развитие регионального сотрудничества с помощью региональных стратегий и механизмов, включая «Союз Средиземноморья», Инициативу «Восточное партнерство», а также другие важные форумы регионального и субрегионального сотрудничества;
  • совместимость ЕПС с другими сферами сотрудничества или партнерами всех соседних стран;
  • обязательность популяризации ЕПС и взаимодействие с гражданским обществом.

Новизна указанного подхода заключается в фактическом пересмотре принципа дифференциации «больше за большее», предусматривающего иерархию среди стран-партнеров, а также определение уровня иерархии среди «лидеров» (Украина, Молдова, Грузия) и «аутсайдеров» (Азербайджан, Армения, Беларусь) в программах «Восточного партнерства». Вместо этого, предлагается отказаться от такой иерархии и разработать для каждой страны индивидуальные программы сотрудничества и, соответственно, их финансовое стимулирование.

Кроме того, для украинской стороны является важным отстаивание южными странами-членами ЕС принципа отделения ЕПС от процесса расширения Евросоюза, что на практике может означать несогласие вышеуказанных государств (такой же позиции придерживается и Франция) с предоставлением Украине (вместе с Молдовой и Грузией) перспективы членства в ЕС уже во время майского саммита ВП в Риге, как того хочет Латвия — будущий председатель в Совете ЕС.

В целом, в ЕС считают, что на развитие Инициативы ЕС «Восточное партнерство» в ближайшей перспективе будут влиять следующие факторы:

  • постепенное снижение внимания европейского сообщества к реализации Инициативы на фоне актуализации финансово-экономических проблем в странах-членах ЕС и роста уровня террористической и эпидемиологической угрозы из стран Африки и Ближнего Востока;
  • уменьшение влияния авторитетных европейских политиков (Р. Сикорский, К. Бильдт), активно поддерживающих европейский выбор соседних стран;
  • кризис в «Вишеградской четверке», участники которой из-за разной степени отношений с Россией не могут выработать общий скоординированный подход по «украинскому вопросу»;
  • общее ухудшение политической ситуации в большинстве стран ВП.

4. Общие выводы

Учитывая внутренние проблемы и обстановку вокруг Украины, в т. ч. агрессивное противодействие со стороны России украинской евроинтеграции, Евросоюз в ближайшей и среднесрочной перспективе будет проводить такую политику на украинском направлении:

  • не будет форсировать сближение с Украиной. В частности, маловероятно предоставление Украине перспективы членства, хотя положительное решение этого вопроса будут лоббировать Латвия и другие государства сторонники Украины (особенно в ходе подготовки к майскому саммиту ВП в Риге). Маловероятным также является введение в 2015 году безвизового режима ЕС с Украиной;
  • в течение ближайшего времени ЕС будет существенно усиливать контроль за выполнением Украиной взятых на себя обязательств, в т. ч. в рамках имплементации Соглашения об ассоциации Украина-ЕС, проведением полноценных реформ в политической (конституционной), судебной, экономической сферах, секторе безопасности и обороны, государственного управления, регулирования закупок, борьбы с коррупцией и т. д.;
  • Брюссель может существенно увеличить предоставление финансовой и организационной помощи Украине, параллельно усиливая контроль за использованием средств;
  • Евросоюз будет тесно координировать свои шаги на украинском направлении с США;
  • Брюссель будет всячески способствовать мирному прекращению конфликта в Украине, при этом неофициально уже готов согласиться на фактическое «замораживание конфликта» на Востоке Украины, подталкивая наше государство к фактическому признанию сепаратистских образований, а также переносу на более поздний (неопределенный) период решения «крымского вопроса». При этом ЕС не считает такое длительное «замороженное статус-кво» существенным препятствием для расширения сотрудничества с Украиной;
  • при условии «замораживания конфликта» ЕС будет актуализировать рассмотрение вопроса о целесообразности уменьшения (отмены) санкций против РФ, поскольку желает возвращения своих производителей и инвесторов на российский рынок. В случае продолжения агрессии России против Украины, под давлением США и их союзников среди стран-членов ЕС (Великобритания, Швеция, Польша, Румыния и государства Балтии) ЕС будет вынужден расширять перечень антироссийских санкций;
  • военные провокации со стороны России против Швеции, Финляндии, Эстонии и других стран, вероятно, обусловят включение вопросов противодействия российской угрозе в число приоритетных во внешней политике ЕС в 2015 году;
  • указанные действия РФ будут также стимулировать лидеров государств-членов Евросоюза к продолжению активных мер по укреплению энергетической инфраструктуры и созданию Энергетического союза ЕС, в рамках которого будет координироваться процесс поставки российского газа;
  • отдельные страны-члены (в частности, Франция, Испания, Италия, Греция, Португалия и Кипр) могут искусственно тормозить ратификацию Соглашения об ассоциации Украина-ЕС. Вместе с тем, следует учитывать, что в 2015 году ожидается уменьшение влияния Франции в ЕС, вместе с тем усилится роль ФРГ, федеральный канцлер которой занимает все более критическую позицию в отношении В. Путина.

 

Исходя из этого, украинской стороне целесообразно:

  • совместно с другими заинтересованными странами-участницами «Восточного партнерства» продолжать настаивать на ускорении предоставления Украине перспективы членства и введения безвизового режима;
  • наладить тесное взаимодействие с Латвийским председательством (январь – июнь 2015 г.) в Совете ЕС, прежде всего, в контексте подготовки к майскому саммиту ВП в Риге;
  • достичь согласия как можно большего количества стран-членов по ратификации в ближайшее время Соглашения об ассоциации Украина-ЕС, создав тем самым эффект «подавляющего большинства» в Евросоюзе сторонников ассоциации с нашей страной;
  • содействовать европейской стороне в создании консультационных структур и внедрении института иностранных советников по вопросам реформ, а возможно и на назначении известных иностранных специалистов в украинское правительство, демонстрируя открытость украинской стороны и готовность к ускоренному внедрению стандартов ЕС в нашей стране;
  • несмотря на общую поддержку новым составом Европарламента Украины в конфликте с РФ, а также евроинтеграционных устремлений нашей страны, поддерживать линию на углубление диалога с высшим законодательным органом Европейского Союза, решения которого легитимизуют стратегию отношений ЕС с зарубежными партнерами и закрепляют ориентиры тактических шагов Европейского Совета, Еврокомиссии и руководства стран-членов Евросоюза по внешнеполитическим вопросам, в т. ч. отношений с Украиной. При этом целесообразно учитывать большую (более 500) группу настроенных на конструктивный диалог с нашим государством евродепутатов, поддержка со стороны которых будет способствовать нейтрализации возможных антиукраинских действий со стороны пророссийски настроенных парламентариев;
  • более активно использовать возможности диалога и взаимодействия украинских политических партий с европейскими коллегами в рамках Комитета ЕП по иностранным делам (возглавляемого сторонником Украины евродепутатом от Германии Э. Броком), Комитета по парламентскому сотрудничеству между Украиной и ЕС (также сторонник Украины евродепутат от Хорватии А. Пленкович), соглашений о сотрудничестве с европейскими партиями, работы созданного в 2011 году межпарламентского клуба «Друзей Украины»;
  • активно включиться в процесс формирования обновленной стратегии Общей политики безопасности и обороны Евросоюза, а также Энергетической стратегии ЕС в контексте их наполнения положениями, направленными на укрепление европейской среды, усиления в нем роли ЕС и углубления соответствующего сотрудничества с Украиной.