25 ноября 2012

Перспективы новой энергетической революции в мире и ее возможные геополитические последствия

Богдан Соколовский

Главной движущей силой в развитии мировой экономики традиционно остается энергетическая составляющая. Об этом свидетельствуют, в частности, промышленные революции 19-го и 20-го столетий, первая из которых была связана с промышленной добычей и использованием угля, вторая — нефти и газа, а в дальнейшем важную роль начала играть атомная энергия. Указанные процессы со временем привели также и к радикальным политическим изменениям в мире, вследствие которых начала формироваться система современного мирового устройства.

В последнее время в энергетической политике ведущих стран мира наблюдается ряд новых тенденций, которые создают предпосылки для очередных революционных изменений во всей энергетической области с соответствующими экономическими и политическими последствиями. В основном из-за действий стран-потребителей энергоносителей, которые вынуждены усиливать собственную энергетическую безопасность в условиях роста нестабильности на мировых энергетических рынках, и намерения отдельных государств (прежде всего России) сделать энергетический фактор инструментом реализации своей внешней политики. Бесспорно, к этим мероприятиям можно отнести наиболее важные, значение которых переоценить трудно. А именно:

  • переход Соединенных Штатов Америки и Канады к промышленной добыче сланцевого газа, а также разработка ими новых технологий добычи сланцевой нефти и освоение арктических, шельфовых и глубоководных нефтяных месторождений, которые дают возможность США и Канаде не только удовлетворить собственные энергетические нужды, но и экспортировать эти энергоносители в значительном количестве;
  • появление нового мощного источника поставок энергоносителей на мировой рынок в рамках реализации проектов увеличения объемов добычи нефти и газа в странах Каспийского региона и Центральной Азии, а также развитие и диверсификация их транспортно-энергетической инфраструктуры как в западном, так и в восточном направлениях.
    Прежде всего имеется в виду освоение новых месторождений нефти и газа в Азербайджане, Казахстане, Туркменистане и Узбекистане;
  • приближение к практической реализации планов создания «Южного енерготранспортного коридора» (в т.ч. газопровода «Nabucco»);
  • сооружение газопроводов Туркменистан — Иран, Туркменистан — Узбекистан — Казахстан — КНР и нефтепровода Казахстан — Китай. Одновременно возрастают объемы добычи нефти и газа (как из традиционных, так и из нетрадиционных источников) в ряде других стран, таких как Австралия, Китай, Нигерия, Индия;
  • развитие промышленных мощностей сжижения и регазификации газа в странах-производителях и потребителях газа, которые дополняют стационарные сети магистральных газопроводов, жестко привязанных к конкретным странам и регионам, более гибкими и мобильными схемами танкерных поставок сжиженного природного газа (ЗПГ). Так, например, в течение следующих 10–15 лет общие мировые мощности сжижения природного газа будут составлять свыше 1 трлн. куб. м. В это же время общий потенциал европейских стран по приему и регазификации газа возрастет с нынешних 150 млрд. куб. м  до 270 млрд. куб. м. Это даст возможность покрыть за счет ЗПГ около 40 % газовых потребностей стран Западной Европы, до 100 % — стран Южной Европы и до 50 % — стран Балтии и Польши;
  • принятие ведущими странами масштабных программ, которые предусматривают сокращение потребления нефти и газа за счет более широкого использования возобновляемых источников энергоносителей (солнечной, ветровой и геотермальной энергии, а также биотоплива), переход от потребления тепловыми электростанциями нефти и газа к углю, применение энергосберегающих технологий как в промышленном, так и коммунальном секторах;
  • осуществление странами ЕС комплекса мероприятий по объединению их энергетических рынков и инфраструктуры, что позволяет оперативно перераспределять энергоносители в случае сбоев их поставок с того или другого направления.

На энергетическую ситуацию в мире и Европе влияют также мероприятия ведущих европейских стран по переброске наиболее энергоемких производств в другие регионы (Азии и Африки), что значительно уменьшает европейские энергетические потребности.

Необходимо отдельно указать, что энергетическая безопасность стран Западного мира является одной из приоритетных задач НАТО на уровне других задач Североатлантического союза в сфере безопасности. Катализатором описанныхвыше процессов стали, в частности, «энергетические войны» России против Украины и ЕС, которые продолжаются, обостряясь в зимний период.

Все это не могло не иметь определенных геостратегических последствий. Например:
увеличились объемы поступления нефти и газа на мировые энергетические рынки (в т. ч. европейские), что привело к снижению цен на энергоносители. Так, по прогнозам российских экспертов, на протяжении следующих 2–3 лет средняя цена газа на европейском рынке может упасть до 300–350 долл. США за 1 тыс. куб. м, а цена нефти будет составлять не более 90 долл. США за баррель. Что касается фактической зависимости Соединенных Штатов Америки от нефтяных и газовых поставок из нестабильных регионов Ближнего Востока и Северной Африки, то она фактически устранена и, следовательно, значительно возросли возможности США в достижении своих геополитических целей. Кроме того, снижение внутренних цен на газ в США до 60–70 долл. за 1 тыс. куб. м увеличивает конкурентоспособность американской продукции на мировых рынках. Уменьшение объемов потребления энергоносителей европейскими странами, получение ими реальных возможностей диверсификации источников и путей импорта нефти и газа ослабило их как энергетическую, так и политическую зависимость от России и создало более благоприятные условия для ЕС и НАТО в реализации собственных интересов, в том числе и на постсоветском пространстве.

Поставки ближневосточных и северо-африканских энергоносителей были переориентированы с США и Европы на страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии, в частности, на Китай и Индию. Это, а также получение этими странами доступа к центральноазиатским энергетическим ресурсам, повысило уровень обеспеченности собственных нужд нефтью и газом, а страны Центральной Азии смогли самостоятельно выйти на внешние энергетические рынки. С одной стороны, это повысило их роль в удовлетворении мировых энергетических нужд, а с другой — дает реальные возможности выйти из-под российского контроля.

Следствием этих процессов является изменение баланса сил на мировом энергетическом рынке. На наших глазах ослабевают позиции Российской Федерации, позиционирующей себя как «большое энергетическое государство» — «ведущий производитель и поставщик энергоносителей в мире». В частности, это связано с усилением конкуренции российскому газу в Европе как более дорогому по сравнению с предложениями других американских, европейских и ближневосточных газовых компаний.

Учитывая это, с начала 2012 года практически все европейские страны (в т. ч. ближайшие партнеры России в газовой области — Италия и ФРГ) уменьшают объемы закупки российского газа. Кроме того, благодаря полученному доступу к альтернативным источникам газа, европейские энергетические компании усилили давление на ОАО «Газпром», вынуждая его снижать газовые цены (в том числе, путем обращения в международные судебные органы). Так, Россия снизила стоимость газа для своих потребителей, в частности, для итальянских компаний Sinergie Italiane и Eni, немецкой Wingas, французской GDF/Suez, австрийских Econgas, Centrex, и GWN Gashandel, турецкой Botas, польской PGNIG и чешской RWE Transgas.

Вместе с тем, в рамках выполнения положений «Третьего энергетического пакета ЕС» (относительно недопущения монополизации европейского газового рынка отдельными компаниями), Европейская комиссия начала антимонопольное расследование деятельности ОАО «Газпром» в странах Европейского союза. Если будут выявлены нарушения европейского законодательства «Газпромом» , то против него будут применяться штрафные санкции в объеме свыше 10 млрд. долл. США.

Сложилившиеся обстоятельства значительно усложнили деятельность ОАО «Газпром» на европейском рынке, приведя к сокращению объемов добычи и экспорта газа и, как следствие — к существенному снижению прибылей. Так, на протяжении первого полугодия 2012 года экспорт газа ОАО «Газпром» снизился на 18 %, а его доходы — на 22 %. При этом, по оценкам российских экспертов, в 2012 году ОАО «Газпром» сможет добыть не более 500 млрд. куб. м газа, что на 28 млрд. куб. м меньше запланированного уровня.

Наличие существенных проблем в работе ОАО «Газпром» уже признается самым руководством Российской Федерации. Так, в сентябре 2012 года Министерство экономического развития РФ сделало достоянием гласности рекомендательное письмо в адрес российской компании, в котором говорится о реальной угрозе дальнейшего снижения как спроса на российский газ в Европе так и его цены.

Кроме того, наблюдается и снижение мировых цен на нефть, объясняющееся восстановлением нефтяной промышленности Ливии, а также увеличением объемов экспорта нефти Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими эмиратами и рядом других стран. Вследствие этого увеличиваются проблемы в работе нефтяного сектора России, а также сокращаются доходы государственного бюджета РФ, что усложняет реализацию предвыборных обещаний В. Путина и вынуждает российское правительство сокращать расходы на социальные нужды.

При таком состоянии дел руководство Российской Федерации и ОАО «Газпром» активизируют мероприятия по сохранению своих позиций в Европе. К таким мероприятиям можно отнести:

  • попытки усилить российский контроль над европейской энергетической инфраструктурой путем приобретения акций европейских энергетических компаний, а также созданием совместных предприятий;
  • обеспечение более широкого выхода российского газа на европейский рынок создавая новые газотранспортные системы, что будет удерживать страны ЕС от переориентации на других поставщиков газа и от развития альтернативной газотранспортной инфраструктуры. Так, в конце октября текущего года Россия ввела в эксплуатацию вторую нитку газопроводной системы «Северный поток», и ее действующие мощности возросли до 55 млрд. куб. м в год. Кроме того, реализуется  проект прокладывания газотранспортной системы «Южный поток» (в частности, есть предварительные договоренности относительно прокладки участков газопровода через территории или территориальные воды Австрии, Болгарии, Сербии, Хорватии, Венгрии и Турции, основаны соответствующие совместные предприятия с этими странами);
  • диверсификацию рынков экспорта российских энергоносителей. В связи с увеличением проблем в сотрудничестве ОАО «Газпром» со странами ЕС, руководство РФ прилагает усилия относительно расширения выхода российских нефти и газа на Азиатско-тихоокеанский рынок, стараясь ускорить мероприятия по разработке газовых месторождений в Восточной Сибири, в частности в Якутии (общие запасы газа оцениваются в около 10,4 трлн. куб. м), намереваясь провести газопровод к Владивостоку (длиной 3,2 тыс. км и мощностью 30 млрд. куб. м газа в год), а также соорудить завод сжижения газа (мощностью до 10 млн. тонн ЗПГ в год). В общем, на реализацию указанных проектов ОАО «Газпром» планирует выделить 1,5 трлн. руб. до 2018 года. Кроме того, в 2011 году ОАО «Газпром» заключил соглашение с южнокорейской компанией Kogas относительно проведения газопровода от Владивостока до Южной Кореи по территории Северной Кореи (длиной 1,1 тыс. км и мощностью 10 млрд. куб. м газа в год);
  • попытки обойти «Третий энергетический пакет ЕС», создавая новые, на первый взгляд независимые от «Газпрома», однако ему подконтрольные газовые компании. В частности, при содействии руководства РФ и лично Президента Российской Федерации В. Путина в последнее время наращивается добыча газа рядом «независимых» газовых производителей, отдельным из которых уже предоставлена возможность самостоятельного выхода на внешний рынок, а именно: «Новатэк», «Лукойл» и «Роснефть»;
  • препятствование в реализации планов добычи сланцевого газа в Европе. По некоторым оценкам, причиной запрета парламентами Франции, Болгарии и Румынии работ в указанной области (а объясняли запрет экологической опасностью) стало лоббирование Россией данного вопроса через определенные политические силы упомянутых стран. Одновременно РФ начинает собственные проекты добычи сланцевых углеводородов. В частности, российская компания «Газпром нефть», вместе с американской компанией Shell, готовится к разработке месторождения сланцевой нефти в Ханты-Мансийском автономном округе РФ. А компания «Роснефть», совместно с норвежской Statoil, намеревается провести разведку месторождений сланцевой нефти в Ставропольском крае России;
  • государственную поддержку ОАО «Газпром» в его спорах со странами ЕС. Для этого в сентябре текущего года Президент РФ В. Путин подписал Указ «О мероприятиях по защите интересов РФ при осуществлении российскими юридическими лицами внешнеэкономической деятельности», которым разрешается стратегическим предприятиям России выполнять требования иностранных контролирующих и регулирующих органов относительно внесения изменений в подписанные контракты лишь после согласования с правительством Российской Федерации. Ссылаясь на этот Указ, глава ОАО «Газпром» О. Миллер отказался от переговоров с европейскими компаниями относительно снижения цены на газ и направил их к правительству РФ. Таким образом, сугубо экономические разногласия между ЕС и российским газовым монополистом фактически превращаются в политические.

Вместе с тем, для снижения рисков колебания цен на мировых рынках нефти и газа россияне стараются уменьшить зависимость России от экспорта энергоносителей. Так, в государственном бюджете Российской Федерации на 2013 год предусмотрено сократить энергетическую составную его прибыльной части.

Российская Федерация, воплощая проекты «Северный поток» и «Южный поток», намеревается ликвидировать транзитную зависимость России от Украины, что будет предоставлять Москве дополнительные рычаги давления на Украину в вопросах определения цены на газ, установление контроля над украинской газотранспортной системой, а также «привлечение» нашего государства к российским интеграционным проектам на постсоветском пространстве (прежде всего — Таможенный и Евразийский союзы).

Однако, по оценкам как западных, так и независимых российских экспертов, указанные мероприятия не будут реализованы Россией в полной мере, что не позволит ей эффективно решать очерченные проблемы. И объясняется это рядом причин, первой из которых является истощение большинства действующих месторождений нефти и газа, а также сложность разведки и разработки новых залежей энергоносителей в труднодоступных и отдаленных регионах. На сегодня основные нефтегазовые месторождения России истощены уже на 60–90 %. и введение в действие новых нефте- и газоносных районов РФ (в основном на севере страны) не решит указанную проблему из-за крайне невысокой рентабельности их эксплуатации. Это, кстати, одна из причин фактического отказа России и ее западных партнеров от разработки потенциально перспективного Штокмановского месторождения в Охотском море. Довольно проблематичной является также реализация планов добычи сланцевых углеводородов. Так, затраты на добычу сланцевой нефти в России ориентировочно составляют 25 долл. США за баррель, в то время, как обычной нефти — около 19 долл. США за баррель. При этом перспективы добычи сланцевого газа в России даже не рассматриваются.

Второй причиной является критическое ухудшение технического состояния газотранспортной системы Российской Федерации. Ведь около 70% российских магистральных газопроводов эксплуатируется уже свыше 30 лет, в то время, как максимально допустимые сроки их технической пригодности не могут превышать 25 лет. Так, изношенность основных элементов инфраструктуры транспортировки газа в РФ уже достигла 60–70 %. Этим и объясняется увеличение количества аварий на трубопроводах (в частности, последняя из таких аварий случилась 3 ноября 2012 года на газопроводе в Щелковском районе Московской области), что приводит к перебоям в поставках газа как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Этим объясняется и систематически резкое сокращение Россией объемов поставок газа в Европу, случающееся в последнее время преимущественно в зимний период, во время сильных морозов. Это автоматически снижает рентабельность российских магистральных газопроводов, составляющую не более 2 % (при норме — не менее 10 %).

Причина третья — низкая рентабельность эксплуатации тех российских газопроводов, которые планируется проложить в рамках проектов «Северный поток» и «Южный поток», а также сложность их реализации. Так, расчетная стоимость транспортировки газа газопроводом «Северный поток» втрое превышает стоимость транспортировки газа украинской ГТС, а газопроводом «Южный поток» — почти в пять раз. Причем, устранению этой проблемы препятствует позиция руководства ФРГ, которое фактически отказывается от строительства третьей и четвертой ветвей «Северного потока», исключая его дальнейшее развитие. Не менее важной проблемой в реализации проекта «Южный поток» является требование итальянской компании ЕNI (основной партнер ОАО «Газпром» в сооружении морского участка газопровода) снизить цены на российский газ, что опять таки делает нерентабельным его транспортировку по этому газопроводу. Кроме того, вопреки всем усилием России, руководство Европейского Союза отказывается причислять «Южный поток» к перечню приоритетных программ ЕС, а Европейская комиссия планирует начать расследование относительно соглашений стран-членов Евросоюза по их участию в российском проекте.

Четвертой причиной можно считать невозможность ОАО «Газпром» проводить эффективную политику на европейском газовом рынке в условиях изменений конъюнктуры спроса и предложения газа. В частности, российская сторона продолжает настаивать на сохранении практики заключения долгосрочных газовых контрактов, в то время, как европейские страны предоставляют преимущество краткосрочным спотовым соглашениям.

Причина пятая — существенные проблемы в реализации российских планов относительно переориентации экспорта энергоносителей с европейского рынка на восточный. Объясняется это сложностью разработки и низким качеством газа восточносибирских месторождений, значительной отдаленностью потребителей, что повышает стоимость транспортировки газа, а также реализацией странами АТР собственных энергетических проектов, составляющих конкуренцию российским энергоносителям. Так, продолжительное время Россия и КНР не могут прийти к соглашению относительно поставок российского газа в Китай из-за требования китайской стороны снизить его цену.

Вдобавок, России не хватает средств для реализации всех своих энергетических проектов.

Все это вместе взятое не может не усложнять в дальнейшем проблем в энергетическом секторе России и, как результат, неустанно ухудшает состояние российской экономики, сохраняющей свою критическую зависимость от экспорта энергоносителей. Это также отрицательно сказывается как на внутреннем состоянии России (ухудшается социально-экономическая ситуация и возрастают протестные настроения среди российского населения), так и на возможностях Российской Федерации реализовать ее внешнеполитические планы (включая стратегические планы создания Евразийского союза и усиление российского влияния в Европе).

Приведенные факты ярко свидетельствуют о неэффективности энергетической политики России, которая преимущественно преследует политические цели и направлена на получение сверхприбылей российскими олигархическими кланами без учета реальных возможностей и состояния российского энергетического сектора. При этом наблюдается переориентация главных усилий руководства РФ на развитие экспортных возможностей страны, в то время, как ослабляется внимание к вопросам поддержания и модернизации внутренних систем транспортировки нефти и газа, именно которые и служат фундаментом энергетического сектора страны.

В целом это усиливает скептицизм со стороны европейских стран к перспективам сотрудничества с Российской Федерацией в энергетической отрасли. При этом, по оценкам представителей руководства ЕС, несмотря на планы сооружения новых газотранспортных систем «Северный поток» и «Южный поток», ОАО «Газпром» фактически не имеет шансов сохранить свои позиции на европейском газовом рынке без газотранспортной системы Украины.