5 июля 2014

По поводу последней реакции на ситуацию вокруг Украины

Подписание экономической части Соглашения об ассоциации с Украиной, Бакинская декларация Парламентской ассамблеи ОБСЕ, а также попытки В. Штайнмайера убедить Россию согласиться на четырехсторонние консультации глав МИДа Германии, Франции, России и Украины свидетельствуют о высокой поддержке мировым демократическим сообществом усилий Украины по восстановлению мира и конституционного порядка в государстве.

Вместе с тем В. Путин (а не Россия) не отказывается от планов ползучей дестабилизации и дефрагментации Украины, делая, в том числе, ставку на разъединение «международного фронта» против кремлевского агрессора и его союзников — украинских сепаратистов и уголовников.

Российская государственная машина продолжает наступать на внешнеполитическом фронте, используя для «принуждения Киева к миру» энергетическое, экономическое, информационное оружие и дипломатический инструментарий

Невзирая на высокую для российских граждан экономическую цену[1] путинского проекта «поддержки соотечественников в Украине» (а по своей сути необъявленной/гибридной войны против Украины), российская государственная машина продолжает наступать на внешнеполитическом фронте, используя для «принуждения Киева к миру» энергетическое, экономическое, информационное оружие и дипломатический инструментарий. И как следствие, соседнее с ней государство станет слабым, раздробленным и потеряет свою независимость.

Используя свое председательство в Совете Безопасности ООН, Россия активизировалась в вопросе принятия предложенной ею резолюции по Украине, пытаясь таким образом навязать свои взгляды на ситуацию в восточных областях Украины как на «гуманитарную катастрофу», вызванную украинской военной/карательной кампанией. (Не имеет никаких шансов на поддержку, получив решительный отпор от государств-друзей Украины в ООН, воспринимающих ситуацию на Востоке Украине как вооруженный мятеж, поддерживаемый и финансируемый Россией, и пользующийся незначительной общественной поддержкой).

К величайшему сожалению, такая активная работа Кремля иногда все же приносит и желательные для В. Путина плоды. Имеются ввиду, в частности, признаки сближения позиций ФРГ и РФ по Украине и возможное присоединение к ним Китая, объявленное Австрией и Венгрией решение по «Южному потоку» (транзит газа в обход Украины) и «забывчивость» вопросов о замене Будапештского меморандума на обязывающее международное соглашение о гарантиях территориальной целостности Украины и членстве Украины в НАТО, кадровое решение по поводу представителя ОБСЕ на трехсторонних переговорах (симпатизирующий Кремлю), лоббистские успехи Восточного комитета немецкой экономики и представителей других национальных бизнесс-ассоциаций, не афишированные решения отдельных государств по поводу отношений с РФ и даже перспектива вооружения агрессора новейшими образцами военной техники (для примера: французские «Мистрали»).

А руководство Италии, председательствующее в ЕС с 1 июля с. г., активно пытается нейтрализовать попытки США по консолидации лидеров государств-членов Евросоюза в вопросе расширения ограничительных мероприятий против России из-за фактического несоблюдения Кремлем условий перемирия.

Российско-украинский конфликт вскрыл ряд наблюдающихся среди государств Вышеградской группы расхождений по поводу учреждения миссии общей политики безопасности и обороны ЕС в Украине, а также ввода санкций против РФ (особенно это касается Венгрии и Словакии). Последовательную и наступательную проукраинскую политику ведет Польша. Официальная Братислава на политическом уровне придерживается общеевропейской позиции — осуждение действия России по отношению к Украине. Однако правительство Словацкой Республики не намерено прерывать сотрудничество с РФ по многим направлениям (недавно подписано соглашение о возможном вкладывании российских инвестиций в развитие электросетей Словакии на сумму около €800 млн., продолжаются переговоры словацкого энергетического оператора SPP с ОАО «Газпром» о снижении в следующем году закупочных цен на газ).

Некоторые страны ЕС (в т. ч. Германия, Италия, Испания, Греция, Словакия, Чехия) не готовы к разрыву экономических связей с РФ

По оценкам экспертов, некоторые страны ЕС (в т. ч. Германия, Италия, Испания, Греция, Словакия, Чехия) не готовы к разрыву экономических связей с РФ. И поэтому они будут «цепляться» за любые формальные признаки того, что Россия идет на уступки и готова способствовать устранению конфликта дипломатическим путем при условии, что против нее не будут вводиться дополнительные экономические санкции. Как следствие, период ведения этих «дипломатических игр» РФ активно использует для усиления позиций боевиков и для контроля восточных регионов Украины.

Некоторые эксперты-международники не исключают, что европейская дипломатия постепенно будет склоняться к тому, чтобы горячая фаза конфликта на Донбассе была переведена в переговорную плоскость с активным подключением к этому процессу международных организаций, в частности, ОБСЕ. Единственным сдерживающим фактором для более активного давления на Киев в этом направлении есть отсутствие контраргументов на безусловный тезис о защите Украиной в рамках АТО своей территориальной целостности.

Объективно надо признать, что настроение в европейских институтах следующее: окончательная перспектива введения третьего секторного пакета санкций будет зависеть от позиции глав государств и правительств стран-членов ЕС, отдельные из коих обеспокоены риском асимметричного ответа со стороны РФ в энергетическом секторе, влиянием санкций на экономику их стран, а также неопределенностью вопроса вокруг использования «фонда солидарности» государствами-членами ЕС, которые испытают определенные потери от введения санкций.

В последнее время несколько изменилась позиция стран-партнеров РФ по Таможенному союзу по отношению к Украине: Астана (вместе с Минском) отказалась от предложения России принять коллективное решение о повышении пошлин на украинские товары на территории Таможенного союза, однако в течение мая-июня с. г. в официальных документах и обращениях Республики Казахстан не наблюдалось как обвинений в адрес нового руководства Украины, так и фактического признания аннексии Крыма. В то же время казахстанская сторона выразила категорическое несогласие (хотя и не публично) с заявлениями некоторых российских правительственных чиновников по поводу возможного использования сил ОДКБ (в виде подразделений ВС РФ) для «миротворческой операции» на территории Украины.

При таких внешних и безопасностных условиях особую актуальность приобретает наступательная работа украинского Правительства и МИДа по нейтрализации планов российского руководства, противодействию дипломатическому наступлению Кремля и скорейшему внедрению давно ожидаемого украинским обществом модернизационного пакета политических и экономических реформ.

 



[1] По оценке министерства финансов Российской Федерации, невзирая на наличие резервов для компенсации возможных экономических потерь от санкций, эскалация напряженности уже до конца года снизит прирост ВВП РФ до 0,2-0,3% и приведет к оттоку иностранного капитала в размере до 100 млрд. долларов США, а в средне- и долгосрочной перспективе внешние и внутренние риски для экономики РФ будут чрезвычайно высокими, включительно с падением рубля, оттоком капитала, ограничением импорта технологий, ухудшением условий экспорта энергоносителей и существенным снижением бюджетной устойчивости.