20 ноября 2013

Украина и государства Персидского залива: сотрудничество в энергетической сфере. Часть 3

Независимый аналитический центр геополитических исследований «Борисфен Интел» предоставляет возможность аналитикам высказать свою точку зрения относительно конкретной политической, экономической, информационной ситуации в Украине и в мире в целом, на основании личных геополитических исследований и анализа.

 

Заметим, что точка зрения авторов
может не совпадать с редакционной.

Алексей Волович

Украина и государства Персидского залива: сотрудничество в энергетической сфере. Часть 1.

Украина и государства Персидского залива: сотрудничество в энергетической сфере. Часть 2

Украина и государства Персидского залива: сотрудничество в энергетической сфере. Часть 3

Перспективы сотрудничества в ядерной и альтернативной энергетике.

 

Владея самыми большими в мире запасами нефти и газа, страны Персидского залива все же осознают, что традиционные энергоносители постепенно истощаются. Кстати, если уровень потребления нефти и в дальнейшем будет сохраняться в пределах 8–10 % в год, то до 2030 года у них почти не останется нефти для экспорта. И это их вынуждает развивать ядерную и альтернативную (возобновляемую) энергетики.

В настоящее время отдельные страны Персидского залива, в частности, ОАЕ и КСА, считаются лидерами в деле развития альтернативной энергетики. Так, Саудовская Аравия на протяжении последующих двух десятилетий планирует получить 54 МВт энергии благодаря установкам возобновляемой энергетики. (Для сравнения: потенциал инфраструктуры возобновляемой энергетики в США, население которых в 10 раз превышает население КСА, в настоящее время составляет 50 МВт).

В настоящее время отдельные страны Персидского залива, в частности, ОАЕ и КСА, считаются лидерами в деле развития альтернативной энергетики

Развивая альтернативную энергетику, страны Персидского залива главное внимание уделяют строительству солнечных и ветряных электростанций. Рассматривается также возможность использования геотермических электростанций и переработки бытовых отходов и мусора на биотопливо. К слову, саудовские и емиратские компании выделяют средства для строительства солнечных и ветряных электростанций не только в КСА и ОАЭ, но и в других странах.

О значительных достижениях стран Персидского залива в отрасли альтернативной энергетики свидетельствует факт местонахождения в Абу-Даби штаб-квартиры Международного агентства по возобновляемой энергии (IRENA), созданного в 2009 году решением 75 государств мира в Бонне. В середине января 2013 года в Абу-Даби состоялось третье заседание IRENA, в котором участвовали делегации 100 государств, включая Украину. Среди иных основных вопросов на заседании обсуждалось принятие Рабочей программы деятельности IRENA на 2013 год, а также «дорожная карта» возобновляемой энергетики до 2030 года. В эти же дни в Абу-Даби проходил VI Всемирный саммит по возобновляемой энергетике World Future Energy Summit (WFES).

Иран — единственная страна Персидского залива, имеющая действующую АЭСЯдерная энергетика. В настоящее время Иран — единственная страна Персидского залива, имеющая действующую АЭС. В ближайшие 20 лет Иран намеревается построить еще 19 АЭС. Сегодня группа украинских специалистов-ядерщиков работает на Бушерской АЭС. Остальные страны, кроме Омана, АЭС будут строить в ближайшее время. Саудовская Аравия планирует до 2030 г. построить 17 ядерных реакторов стоимостью 100 млрд. долл., которые будут размещаться на четырех АЭС. И первые две электростанции запланировано построить в течение ближайших 10 лет. До 2020 года ОАЕ планируют выделить 20 млрд. долл. на строительство четырех АЭС. В 2011 г. в ОАЕ открыт Институт инфраструктуры ядерной энергетики Залива (GNEII) — высшее учебное заведение, где ведется подготовка физиков-ядерщиков для стран РСАДПЗ.

Солнечная энергия является основным источником возобновляемой энергии в странах Персидского заливаСолнечная энергия является основным источником возобновляемой энергии в странах Персидского залива, где коэффициент инсоляции в день составляет 5,2 кВт/м2. Каждый квадратный километр тамошней территории получает в течение года солнечную энергию, эквивалентную 1,5 млн. брл. сырой нефти. Если установить фотоэлектрические панели на территории в 1,7 км2 Аравийского полуострова, то производимая ими энергия будет эквивалентна 25 млн. тоннам нефти.

Саудовская Аравия предполагает до 2032 года обеспечить треть своих потребностей в электрической энергии за счет альтернативной энергетики, выработанной преимущественно солнечными электростанциями. Запуск первой в Саудовской Аравии установки по использованию солнечной энергии мощностью 25 МВт состоялся в 2012 г. Электростанция будет обеспечивать электроэнергией один из университетов в Ер-Рияде. Следующую солнечную электростанцию мощностью 100 МВт и стоимостью 640 млн. долл. запланировано построить в Мекке. В ее строительстве будут участвовать до двух десятков иностранных консорциумов, объединяющих 100 компаний. Международная экологическая организация Green Prophet считает, что уже в ближайшие двадцать лет Саудовская Аравия может стать экспортером выработанной солнечными электростанциями энергии.

До 2020 года ОАЕ планируют производить 7 % своей электроэнергии посредством возобновляемых источников. В настоящее время в Эмиратах заканчивается строительство солнечной электростанции Shams 1 мощностью 100 МВт. В эмирате Дубай строится солнечная электростанция мощностью 1 гВт. Арабские Эмираты намереваются увеличить мощность солнечных электростанций от 67 гигаватт в 2012 году до 53 тераватт в 2021 году. В течение последующих 6 лет Катар намеревается довести производство электроэнергии на солнечных электростанциях до 10 % в общем балансе электроэнергии. Введение в действие солнечной электростанции мощностью 1,8 МВт запланировано на 2018 год. Электроэнергия этой электростанции будет использоваться для опреснения воды.

Ветряным электростанциям в зоне Персидского залива придается меньшее значениеВетряным электростанциям в зоне Персидского залива придается меньшее значение, поскольку мощных ветров здесь практически не бывает. Но, тем не менее, некоторые страны субрегиона заинтересованы в развитии и этого вида альтернативной энергетики. В настоящее время в Иране ветряные электростанции производят 300 млн. кВт/часов электроэнергии. До 2015 г. планируется повысить потенциал производства энергии ветра до 40 гВт. В 2013 году в иранском Манджиле завершается строительство ветряной электростанции мощностью 180 млн. кВт/часов. Руководство Саудовской Аравии определило 5 районов на территории страны, где в ближайшие годы планируется построить ветряные электростанции. В феврале в 2013 г. в КСА объявлен тендер на строительство двух ветряных электростанций мощностью 650 МВт и 1,05 гВт. На развитие возобновляемой энергетики Ирак планирует в ближайшие 3 года выделить 1,6 млрд. долл., значительная часть из которых предусматривается для строительства ветряных электростанций. Первая ветряная электростанция в Кувейте, введенная в строй в марте в 2012 г., может производить 500 кВт/ч. В 2011 году в ОАЭ началось строительство ветряной электростанции мощностью 30 МВт. Находясь 25–26 ноября в 2012 г. в ОАЕ с официальным визитом, Президент В. Янукович предложил построить в ОАЕ «под ключ» солнечные и ветряные электростанции. Теперь, емиратская сторона рассматривает предложения Президента Украины на экспертном уровне.

Морские газогидраты сегодня признаны специалистами самым перспективным альтернативным топливомМорские газогидраты сегодня признаны специалистами самым перспективным альтернативным топливом. По их прогнозам,количества метана в газогидратах может хватить для всего человечества, по меньшей мере, на тысячу лет. Над их разведкой и освоением активно работают специалисты Франции, Германии, США, Канаде, России, Индии и Японии. Проявляют интерес к газогидратам также и некоторые страны Персидского залива. Так, в декабре 2012 года Иран официально объявил об открытии в его территориальных водах в Оманском заливе огромных залежей газогидратов, энергетический потенциал которых приравнивается ко всем доказанным иранским запасам нефти и газа.

 

Выводы и рекомендации:

1. Новая геополитическая ситуация, формирующаяся в Ближневосточном регионе в результате «арабских революций», потребует пересмотра ближневосточной политики Украины. Поскольку все страны Персидского залива занимают определенные, нередко прямо противоположные позиции по отношению к «арабским революциям», Украина должна взвешенно формировать свою позицию, обязательно учитывая при этом следующие принципы: внутренние драматические трансформации в Тунисе, Ливии, Египте, Йемене, Сирии и некоторых других арабских странах являются исключительно внутренним делом народов этих стран. В этой ситуации внерегиональные страны и международные организации должны, прежде всего, способствовать диалогу и достижению взаимопонимания между сторонами конфликта не предоставляя преимущество какой-либо из сторон. Ни одна страна или международная организация не имеет права определять легитимность или не легитимность президентов суверенных стран, поскольку это является неотъемлемым правом народов этих стран.

2. Учитывая, с одной стороны, сложность отношений между некоторыми странами Персидского залива и, с другой стороны, наличие определенных проблем в отношениях этих стран с внерегиональними странами, важно определить оптимальный формат сотрудничества со всеми странами субрегиона, независимо от отношений между ними, и отношений этих стран с внешним миром. В процессе развития двухсторонних отношений Украины со странами Персидского залива следует избегать, по возможности, таких ситуаций, когда расширение сотрудничества Украины с одними странами может привести к усложнению отношений с другими.

3. В процессе разработки долгосрочных планов экономического и научно-технического сотрудничества Украины с государствами бассейна Персидского залива необходимо учитывать, что в этом субрегионе начался этап глубоких трансформационных сдвигов, модернизационных процессов, когда обостряется конкурентная борьба за рынки между ведущими экономическими государствами мира. Следовательно, для сохранения и укрепления своих экономических позиций в этом ближневосточном субрегионе Украине необходимо изменить структуру экспорта товаров и услуг, переориентировав их на экспорт высококачественной и высокотехнологичной продукции, на наращивание экспорта научно-технических, инжиниринговых услуг, прежде всего — в отрасли энергетики.

4. На энергетическом рынке стран Персидского залива Украина будет конкурировать с ведущими европейскими и азиатскими странами, что потребует планомерной деятельности и координации усилий между Кабинетом министров Украины и отдельными государственными и частными нефтегазовыми компаниями. Сотрудничество с государствами Персидского залива может обеспечить Украине широкие возможности для взаимовыгодного сотрудничества и воплощения масштабных экономических проектов. В первую очередь, Украина могла бы активно участвовать в строительстве объектов энергетической инфраструктуры в странах Персидского залива.

5. Используя геостратегическое расположение, уникальные возможности Украины как страны-транзитера энергоресурсов с востока в Европу, украинское правительство должно выработать комплекс мероприятий политического, экономического и научно-технологического характера, касающийся практических поставок ближневосточных углеводородов. Особую роль нужно отвести всесторонней проработке путей поставок в Украину иракской нефти и иранского газа. Нынешняя нестабильная ситуация в этих странах и вокруг них, особенно касающаяся ядерной программы Ирана, не должна замедлять работу над проектами энерготранспортных коридоров из субрегиона Персидского залива в Украину.

6. При условии активных действий соответствующих украинских министерств и ведомств энергетические и финансовые ресурсы субрегиона Персидского залива через 5–10 лет могут сыграть ключевую роль в решении Украиной заданий по диверсификации снабжения энергоносителями и созданию надежной системы энергетической безопасности. Прежде всего, это обусловлено тем, что в течение ближайших трех десятилетий зона Персидского залива и по-прежнему будет играть доминирующую роль на мировом рынке нефти и газа.

7. Визиты в 2012 году Президента Украины В. Януковича, Премьер-министра М. Азарова и экс-министра иностранных дел Украины К. Грищенко в ОАЕ, Катар и Ирак придали новый мощный импульс дальнейшему углублению политического диалога и активизировали сотрудничество с этими странами в разных отраслях, и прежде всего — энергетической. Эти визиты свидетельствуют, что лишь при условии постоянного политического диалога со странами Персидского залива на наивысшем уровне можно достичь позитивных результатов. В данный момент необходимо обязательно провести переговоры на наивысшем уровне с руководством Ирана, Кувейта и Саудовской Аравии.

8. Исходя из того, что доля нефти в энергетическом балансе Украины, как и в балансе других стран мира, постоянно уменьшается из-за увеличения потребления природного газа, оптимальными потенциальными его поставщиками для Украины из субрегиона Персидского залива являются Катар и Иран. Природный газ этих двух стран может поставляться в Украину как в виде сжиженного, так и по тем газопроводам, строительство которых планируется этими обеими странами по территории Турции и далее в Европу.

9. Традиционно в странах Персидского залива хозяйничают мощные транснациональные нефтегазовые компании и консорциумы, владеющие не только современными технологиями, но и значительными капиталами. За небольшим исключением, украинские нефтегазовые компании таких капиталов не имеют, но, как правило, у них есть квалифицированный персонал и вполне приличные современные технологии. Таким образом, чтобы закрепиться на энергетическом рынке стран Персидского залива, украинским компаниям желательно вступать в консорциумы с компаниями ведущих стран Европы, США, России, Китая, Японии, Южной Кореи, Индии и других стран.

10. Мировой финансовый кризис практически не затронул банковскую систему арабских стран Персидского залива, которые еще и извлекли значительную выгоду благодаря усилению своей роли как надежного хранителя депозитов со всего мира. Таким образом, арабские страны Персидского залива остаются одним из самых больших в мире резервуаров для размещения свободных капиталов и, соответственно, потенциальными инвесторами экономики Украины, прежде всего энергетической отрасли. Украине более выгодно привлекать инвестиции из стран Персидского залива для добычи собственных энергоносителей, модернизации энергетической инфраструктуры, в частности, НПЗ, ГТС, строительства СПГ- и нефтяных терминалов, производства необходимого оборудования и оборудование для нефте- и газопроводов, чем импортировать энергоносители из этих стран.

11. В процессе развития сотрудничества Украины с государствами Персидского залива в энергетической сфере следует в полном объеме использовать уникальные экономические возможности, имеющиеся в украинском агропромышленном комплексе. То есть, в процессе заключения двусторонних межгосударственных соглашений на поставки украинской сельскохозяйственной продукции в страны Персидского залива следует, по возможности, выдвигать условие о привлечении арабских инвестиций в развитие не только агропромышленного комплекса, но и энергетической отрасли Украины.

12. Чрезвычайно важным и перспективным может быть сотрудничество Украины с государствами Персидского залива в отрасли разработки и применения технологий добычи метана из газогидратов морских шельфов, что, в частности, зафиксировано в Меморандуме между Украиной и Катаром от 8.05.2012 года. На наш взгляд, желательно как можно оперативнее принять меры для реализации этого положения Меморандума, а также рассмотреть вопрос о сотрудничестве с Ираном в деле совместного освоения газогидратов в Оманском заливе и в Черном море. В Украине, как и во всем мире, технологии добычи метана из газогидратов лишь разрабатываются, и для этого необходимы значительные средства. А они имеются в распоряжении стран Персидского залива.

13. Выйти на рынок альтернативной энергетики стран Персидского залива Украина могла бы, сотрудничая с мощными транснациональными компаниями, реализующими или имеющие намерения реализовать энергетические проекты как в странах Персидского залива, так и в Украине (ExxonMobil, Royal Dutch Shell, Siemens/KWU, Westinghouse, Chevron, Millennium Energy, General Electric, Total, AREVA, Samsung и другие).

14. Большинство подписанных двухсторонних документов между Украиной и ведущими странами Персидского залива (Ираком, Ираном, ОАЕ, КСА, Катаром) имеют преимущественно декларативный характер и не заканчиваютсязаключением контрактов. Среди причин отсутствия перехода от намерений к реальным действиям можно назвать следующие: отсутствие регулярного и постоянного взаимодействия с партнерами; нестабильное финансовое состояние большинства украинских государственных и частных компаний; частая смена руководителей соответствующих украинских министерств и компаний и, как следствие, отсутствие преемственности в их деятельности; неспособность подавляющего большинства украинских компаний работать в специфических условиях арабских стран; отсутствие постоянной и достаточной финансовой, информационной и дипломатической поддержки украинских компаний со стороны государства.

15. В процессе продвижения национальных интересов Украины на Ближнем Востоке, включительно с зоной Персидского залива, следует учитывать особенности ближневосточного региона — политические, социальные, экономические, культурные, ментальные и цивилизационные, — что предусматривает разработку Концепции внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Украины в этом регионе до 2030 года. Ближневосточная политика Украины не должна зависеть от политических пристрастий, уровня образования, компетенции и эрудиции украинских государственных служащих разных уровней.

16. Продвижение национальных интересов Украины на Ближнем Востоке и в зоне Персидского залива предусматривает активную информационно-аналитическую работу, направленную на разъяснение основных принципов внутренней и внешней политики нашего государства, формирование благосклонного отношения к Украине в парламентских, правительственных и неправительственных кругах этого региона. Однако, сейчас в странах Ближнего Востока и Персидского залива практически отсутствуют украинские постоянно и эффективно действующие культурные и информационные центры, корреспондентские пункты государственных украинских СМИ. Возможности информационной деятельности посольств Украины из-за нехватки кадров и средств крайне ограничены. Информацию об Украине, не всегда при этом объективную, ближневосточные СМИ получают преимущественно из российских и западных информационных агентств.

Для создания необходимой информационной продукции, ее постоянного распространения на Ближнем Востоке следует учредить соответствующий информационно-аналитический центр в Украине, который должен работать в тесном контакте с МИДом, РНБОУ, СБУ, профильными комитетами Верховной Рады, Администрацией Президента Украины, ТПП Украины, НИСД и научно-исследовательскими институтами НАНУ с целью:

  • формировать позитивный имидж Украины на Ближнем Востоке;
  • информативно сопровождать политические и экономические интересы Украины на Ближнем Востоке;
  • информативно сопровождать важные визиты высокого уровня;
  • постоянно взаимодействовать с ведущими информационными ближневосточными агентствами и самыми влиятельными СМИ;
  • распространять информацию об экономическом потенциале Украины, в частности, о ее возможностях в сфере энергетики, о деятельности соответствующих украинских государственных и частных структур и компаний;
  • нейтрализовать информационные диверсии против Украины и ее национальных интересов.