16 мая 2014

Внешнеэкономическое сотрудничество Украины: состояние, перспективы развития, угрозы и риски

1. Современные факторы влияния на развитие внешней торговли Украины

1. Современные факторы влияния на развитие внешней торговли Украины

2. Анализ мировых региональных рынков в контексте интересов Украины

  2.1. Постсоветское пространство

    2.1.1. Российская Федерация и страны ТС/ЕЭП

    2.1.2. Другие постсоветские страны

  2.2. Западная Европа

  2.3. Центрально-Восточная Европа

  2.4. Балтия и Скандинавия

  2.5. Балканский регион

  2.6. Средний Восток

  2.7. Ближний Восток

  2.8. Восточная Азия

  2.9. Южная Азия

  2.10. Юго-Восточная Азия

  2.11. Северная Африка

  2.12. Западная и Центральная Африка

  2.13. Латинская Америка

  2.14. Северная Америка

3. Мероприятия по защите внешнеэкономической деятельности Украины

Приложение. Статистика внешней торговли Украины в 2013 году

Внешняя торговля является одним из важнейших источников наполнения государственного бюджета Украины. В прошлом году развитие торгово-экономического сотрудничества Украины столкнулось с рядом проблем, ключевые среди которых были связаны с диверсификацией геополитических и региональных приоритетов украинского государства. На развитие внешней торговли также решающее влияние оказал ряд других негативных факторов:

  • неблагоприятная конъюнктура на ключевых для Украины мировых рынках;
  • неравномерное развитие различных стран;
  • перераспределение финансовых потоков и активов;
  • колебания мировых валют и сырьевых цен;
  • нестабильность курса национальной валюты;
  • обострение проблем в торгово-экономических и политических отношениях с Россией;
  • нерациональная структура отечественного экспорта, в котором доминируют сырье и продукция с низким уровнем переработки;
  • низкая конкурентоспособность украинских товаров и услуг;
  • наращивание финансовых обязательств из-за несвоевременных расчетов украинских предприятий с иностранными партнерами.

Глобализация мировых товарных рынков и экономик, растущее значение внешнеэкономических и торговых отношений, развитие международной кооперации обусловливают все более тесную интеграцию и взаимозависимость внешней торговли и внутренней экономики. Однако критическая зависимость Украины от конъюнктуры внешних рынков является одним из главных сдерживающих факторов, влияющим на темпы экономического развития государства. Поэтому масштабные кризисные явления в международной экономике ограничивают возможности для наращивания и географической диверсификации отечественного экспорта, что негативно отражается на экономике Украины.

На сегодня в мировой экономике более стремительные темпы роста показывают страны «Большой семерки», в отличие от государств группы БРИКС и других «новых» рынков, где наблюдается ограничение роста потребительского спроса, в т. ч. на традиционные товарные группы украинского промышленного экспорта (металлопродукция, товары машиностроительной и химической промышленности).

Особо негативно на динамику внешней торговли Украины будет влиять вероятное замедление темпов экономического развития в России и Китае. С другой стороны, данные негативные процессы в меньшей степени отразятся на отечественном аграрном экспорте, так как в развивающихся странах продолжится динамичное увеличение спроса на продовольствие. Кроме того, при положительном сценарии развития мирового рынка металлопродукции (в т. ч. при условии преодоления кризисных явлений в промышленности Китая и Турции, как основных игроков на этом рынке), Украина получит возможности для улучшения сальдо внешней торговли.

Кроме влияния глобальных тенденций развития мировых экономик, социально-экономические изменения на региональных рынках также будут зависеть и от влияния рисков в сферах политики и безопасности, связанных с:

  • ухудшением отношений стран Запада с Россией (в т. ч. введение взаимных экономических санкций) из-за оккупации Крыма, поддержки сепаратистских движений на юге и востоке Украины;
  • осложнением общей ситуации в сфере безопасности в Черноморском бассейне. Это может спровоцировать образование новых вызовов для экономической безопасности, в первую очередь для стран Восточной Европы и Балтии, Южного Кавказа, Турции, а также государств Таможенного союза;
  • проведением очередного избирательного цикла в странах Евросоюза (в т. ч. в странах, имеющих статус приоритетных и ведущих для Украины экономических партнеров, прежде всего Венгрии и Словакии), отдельных странах G-20 (в частности, Бразилии, Индии, Индонезии, ЮАР и Турции), а также в Ираке, Алжире, Египте, Колумбии;
  • повышением на протяжении т. г. риска дальнейшего роста нестабильности (из-за социальных взрывов) в Аргентине, Боливии, Венесуэле, Бахрейне, Йемене, Нигерии, Греции, Боснии и Герцеговине;
  • сохранением угрозы эскалации военных конфликтов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (Сирия, Ливан), в Африке (ЮАР, Конго, Мали, Судан/Южный Судан) с перспективой расширения существующих зон нестабильности.

 

2. Анализ мировых региональных рынков в контексте интересов Украины

2.1. Постсоветское пространство

Позиции и влияние Российской Федерации на постсоветском пространстве усиливаются, несмотря на рост негативных тенденций в российской экономике, а также постепенное ухудшение показателей инновационно-технологического развития большинства стран региона. Это обусловлено использованием официальной Москвой широкого спектра экономических и политических рычагов, в т. ч. в рамках соответствующих региональных организаций и объединений. Вместе с тем, между странами-участницами Таможенного союза/Единого экономического пространства (ТС/ЕЭП) продолжается негативная динамика падения объемов взаимной торговли. Такое падение вызвано влиянием как общемировых тенденций, так и развитием экономического сотрудничества государств региона с третьими странами. Кроме того, в центрально-азиатском регионе продолжается усиление влияния внешних факторов, в частности, экономической экспансии Китая, постепенного налаживания отношений США и ЕС с Ираном, роста региональных амбиций Турции, ухудшения общего состояния в сфере безопасности и возникновения дополнительных угроз стабильности в Центральной Азии.

2.1.1. Российская Федерация и страны ТС/ЕЭП

Текущий характер украинско-российских отношений указывает на готовность официальной Москвы применить полный инструментарий для блокирования двустороннего торгово-экономического сотрудничества (за счет развязывания полномасштабной торговой войны), замораживания на неопределенный срок сотрудничества в финансово-кредитной и инвестиционной сферах, а также проектов в сферах промышленной кооперации и инфраструктуры.

Ожидается, что получение Украиной внешней финансовой помощи и кредитных средств от МВФ, ЕС и США с целью стабилизации экономической ситуации в государстве обусловит форсирование официальной Москвой активных мероприятий, направленных на вытеснение экспортной продукции Украины с внешних рынков (с целью блокирования поступлений дополнительной валюты).

Для этого российская сторона скорее всего мобилизует имеющиеся политико-экономические ресурсы, возможности партнеров по Таможенному союзу и потенциал ориентированных на российские власти олигархических групп. Будет использоваться российское военное присутствие в отдельных иностранных государствах, а также военно-техническое сотрудничество со странами, вооруженные силы которых оснащены образцами российского вооружения. При этом постсоветский регион будет ключевым объектом приложения соответствующих усилий.

Дополнительными рисками для внешнеэкономического сотрудничества Украины с партнерами России по Таможенному союзу могут быть:

  • стремление президента Беларуси А. Лукашенко (в контексте президентских выборов 2015 года) получить от России достаточный для поддержания социально-экономической стабильности и собственного политического авторитета объем преференций при подготовке и подписании договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Также целесообразно учитывать ожидаемое усиление влияния российских бизнес-структур в Беларуси, где наблюдается рост их настроенности на осуществление рейдерских захватов белорусских предприятий после подписания договора о ЕАЭС (демонстрируя неготовность платить за активы, расположенные в странах-членах будущего союза);
  • постепенное превращение Казахстана в приоритетного в рамках Таможенного союза партнера по инвестированию для стран Центральной Азии. Это обусловлено неоднозначным отношением азиатских стран к действиям России на фоне проведения руководством Казахстана ряда мероприятий по улучшению инвестиционного и делового климата. Это, в свою очередь, может вызвать снижение интереса официальной Астаны к внутреннему рынку Украины (как потребительского для казахстанской продукции) и сотрудничества с Киевом (использование украинской продукции для обеспечения ускоренного индустриального развития страны).

Усиление влияния Москвы на страны постсоветского пространства несет для Украины следующие риски:

  • существенного сокращения экспортных поставок в Казахстан, Беларусь, Армению, Киргизию, Таджикистан, а также невозможности компенсации убытков, связанных с сокращением экспорта в постсоветские страны, в т. ч. в Россию, только за счет введения ЕС в действие положений Соглашения о свободной торговле «Украина-ЕС» в части импортных пошлин на украинский экспорт;
  • ухудшения показателей экспорта в Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан;
  • осложнения торгово-экономического взаимодействия с Молдовой, Азербайджаном и Грузией из-за проблем в сфере безопасности в Черноморско-Каспийском регионе (Приднестровье, Нагорный Карабах, Южная Осетия).

Надо учитывать, что существующие на сегодняшний день возможности российских властей позволяют им применять инструменты частичной компенсации российским поставщикам аналогичной украинской номенклатуре товаров на традиционные для Украины экспортные рынки (Северная Африка, Ближний и Средний Восток, Южная Азия, а также отдельные страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки) по заниженным ценам (как особая форма поддержки экспортеров) с одновременной реализацией политики дискредитации украинских товаропроизводителей на внешних рынках.

Учитывая это, основными рисками для Украины, исходящими от Российской Федерации и имеющими влияние на отношения с другими странами, являются:

  • высокая емкость российского рынка как потребителя продукции развивающихся стран, в частности, Китая (в 2013 году — $53,2 млрд), Турции ($7,3 млрд), Бразилии ($3,5 млрд), Индии ($3,1 млрд), Вьетнама ($2,6 млрд), Таиланда ($2,1 млрд), Аргентины ($1,1 млрд), Мексики ($1,1 млрд). При этом, кроме Индии и Турции, все эти страны в рамках торговли с РФ имеют большое положительное сальдо баланса. Учитывая это, российская сторона может инициировать с ними диалог о целесообразности устранения текущих дисбалансов (в т. ч. за счет предложив заместить украинский экспорт в эти страны российским);
  • значительное влияние российских экспортеров на рынках Монголии (в 2013 году — $1,6 млрд), Алжира ($1,6 млрд) и ОАЭ ($2,1 млрд).

Не исключено, что особый акцент может быть сделан на вытеснении украинской продукции с рынков Сирии, Нигерии, Пакистана, Египта, Ирана и Кубы, где для российских компаний существует наиболее весомая конкуренция со стороны отечественных товаропроизводителей.

В зону первоочередного внимания российской стороны также могут войти такие традиционные партнеры Украины как Ирак, Саудовская Аравия, Ливан, Иордания, Бангладеш, Тунис, Индонезия, Малайзия, Ливия.

Российская сторона (в т. ч. через энергетические рычаги давления и инспирацию военного вмешательства) продолжит реализацию мероприятий по дестабилизации обстановки в восточных и юго-восточных областях Украины с целью срыва или осложнения проведения посевной кампании, препятствования работе отечественных горно-металлургических и угледобывающих предприятий (продукция черной металлургии, зерновые и энергетический уголь являются одними из наиболее важных позиций отечественного экспорта) и функционированию логистических схем поставок украинских товаров через черноморские и азовские порты в страны Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии.

2.1.2. Другие постсоветские страны

Основные риски для внешнеэкономического сотрудничества Украины со странами постсоветского пространства, которые на сегодня не являются странами-членами ТС/ЕЭП:

  • направление Молдовой усилий на развитие национального судоходства на р. Дунай при поддержке румынской стороны. Это значительно усилит позиции Молдовы в Придунайском регионе, создаст конкуренцию не только порту Рени, но и портам Большой Одессы. Кроме того, проведение в устье Дуная дополнительных дноуглубительных работ будет иметь негативные экологические последствия как в контексте влияния на режим течения р. Дунай, так и загрязнения реки в результате сброса грунта;
  • отсутствие отдельного упоминания Украины в программе правительства Грузии по внешним отношениям (Украина включена в список стран Черноморского бассейна). Это может привести к снижению интереса грузинской стороны к развитию двусторонних экономических отношений, что, скорее всего, негативно повлияет и на показатели внешней торговли с этим государством;
  • предоставление Азербайджаном в рамках стратегического направления внешнеэкономического развития приоритета вопросам обеспечения стабильного экспорта энергоносителей в основные страны-партнеры и привлечению инвестиций в экономику страны. Несмотря на это, азербайджанская сторона не будет рассматривать вопрос поставок углеводородов в Украину в качестве приоритетного, что предопределяет сохранение этого вопроса только на декларативном уровне без существования реалистических перспектив его решения в интересах Украины. Сдерживающим фактором для развития двусторонней украинско-азербайджанской торговли является также нарушение со стороны Баку в одностороннем порядке положений действующего договора между Украиной и Азербайджаном о введении зоны свободной торговли (ЗСТ). Следствием этого является установление таможенными органами немотивированных неофициальных ограничений на объемы ввоза в страну продукции украинского производства, в отдельных случаях отечественные товары облагаются дополнительными «теневыми» сборами;
  • в отношениях с Арменией сдерживающим фактором являются планы вступления этой страны в Таможенный союз, высокая вероятность монополизации ее рынка со стороны РФ, недостаточный транзитный потенциал (закрытость границ с Турцией и Азербайджаном), задолженность армянской стороны перед отечественными предприятиями, что приведет к сокращению объемов товарооборота с Украиной;
  • узкоспециализированное наполнение внешнеэкономической политики Туркменистана, направленной на поддержку экспортеров (состоит преимущественно из правовых инструментов обеспечения безопасности экспорта энергоресурсов), а также высокая степень ее централизованности и консерватизма (любые значимые внешнеэкономические контракты должны быть одобрены лично президентом страны) может повлечь приостановление развития сотрудничества с Украиной;
  • осложненный характер украинско-узбекских отношений на фоне соблюдения президентом И. Каримовым принципа сохранения приоритета политической стабильности над экономическими интересами. Это может вызвать стагнацию или сокращение объемов экономического взаимодействия с Украиной, но прежде всего будет зависеть от изменения позиции Киева относительно своего участия в строительстве Рогунской ГЭС в Таджикистане. Следует также учитывать, что Узбекистан в рамках внешнеэкономической политики уделяет приоритет привлечению в страну прямых иностранных инвестиций, которые в основном направляются в экспортно-ориентированные отрасли экономики (параллельно реализуется программа по поддержке узбекских экспортеров). Такая политика свидетельствует о консервативном подходе Ташкента к решению вопроса наращивания импортных поставок без инвестиционных вливаний в национальную экономику.

Значительные разрывы в паритетности торгово-экономических отношений Украины с Азербайджаном, Молдовой, Арменией и Кыргызстаном, а также низкие инвестиционные возможности Украины по инвестированию в зарубежные проекты могут снижать мотивацию этих стран к дальнейшему углублению торговых отношений с официальным Киевом. При таких условиях существует риск их быстрой переориентации на потребление иностранных заменителей отечественной продукции, что не окажет значительного негативного влияния на состояние национальных экономик этих стран.

2.2. Западная Европа

Значительные различия в темпах развития государств Западной Европы обусловливают сложную макроэкономическую ситуацию в регионе. Это связано с неравномерным влиянием кризиса на состояние национальных финансовых систем, рынков труда и недвижимости, а также различными уровнями эффективности шагов правительств (фискальных и монетарных) по преодолению кризисных явлений. В последнее время ситуация имеет тенденцию к стабилизации, что подкрепляется активными действиями лидеров ведущих государств Западной Европы по усилению налоговой дисциплины и формированию Банковского союза. Принимаются меры (как в двустороннем формате, так и в рамках Евросоюза) для расширения географии европейского экспорта. Зато остаются неурегулированными проблемы, несущие риски дальнейшему развитию экономики, ключевыми среди них являются — сокращение объемов банковского кредитования; неравномерность размеров кредитных ставок по странам региона; нестабильность внутриполитической ситуации в ряде государств, вызванная высоким уровнем безработицы, ухудшением социальных стандартов, активизацией радикально настроенных политических сил накануне выборов в Европарламент (конец мая т. г.).

Основные риски для внешнеэкономического сотрудничества Украины со странами Западной Европы:

  • обострение российско-украинского конфликта спровоцирует отток из Украины инвестиций, в первую очередь из сектора финансовой и страховой деятельности, где в основном сосредоточен акционерный капитал из Италии, Австрии и Франции. В тоже время такие страны как ФРГ могут оказывать давление на украинскую сторону для усиления гарантий защиты интересов собственных инвесторов, работающих на отечественном рынке;
  • ориентация стран-лидеров ЕС (прежде всего, Великобритании, Франции, Германии), непосредственно задействованных в урегулировании украинского кризиса, на получение индивидуальных выгод от сложившейся ситуации и политико-экономических бонусов на перспективу, в т. ч. тех, которые могут непосредственно влиять на экономический суверенитет Украины;
  • координация действий между Великобританией, Францией, Италией и Испанией в процессе обмена информацией с целью противодействия использованию европейскими компаниями оффшорных юрисдикций для уклонения от уплаты налогов и усиление регулирования традиционных финансовых институтов, что несет опасность перевода части рисковых сделок, в т. ч. с участием украинского бизнеса, в «теневой» банковский сектор;
  • включение Францией (в рамках реализации политики государственного содействия продвижению товаров и услуг на внешние рынки) Украины в перечень 47-ми стран, внутренние рынки которых целесообразно использовать с целью наращивания экспортных поставок. Это должно способствовать ликвидации негативного сальдо во внешней торговле страны из-за значительного отрицательного баланса, прежде всего, в отношениях с КНР и ФРГ;
  • выделение стратегической целью в рамках развития национальной экономики Великобритании вопроса поддержки собственного малого и среднего бизнеса. Это обуславливает внедрение на государственном уровне комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности реализации их экспортного потенциала. Поэтому не исключен рост интенсивности действий по освоению внутреннего рынка Украины, что приведет к увеличению диспропорции в внешней торговли с Великобританией;
  • развитие политических отношений ФРГ со странами и региональными объединениями, которые динамично развиваются, как правило, используется официальным Берлином как способ обеспечения стабильности экономической ситуации в государстве с учетом экспортно-ориентированной структуры немецкой экономики. При этом Германия проводит политику, которая предусматривает применение платформы совместного противодействия ключевым глобальным/региональным вызовам и угрозам в целях обеспечения роста объемов поставок немецкой товарной продукции и услуг;
  • статус Италии как одного из крупнейших внешнеторговых партнеров России может вызвать рост влияния российской власти на позиции итальянской бизнес-элиты в вопросе развития украинско-итальянского сотрудничества.

При этом следует отметить, что увеличение инновационно-технологического разрыва между Украиной и странами Западной Европы ограничивает возможности Киева по применению стратегий, направленных на обеспечение паритетности в торговых отношениях с ними.

2.3. Центрально-Восточная Европа

Для стран региона в рамках проведения мероприятий по поддержке социально-экономической стабильности наиболее актуальными остаются такие вопросы, как борьба с безработицей, сокращение разрыва в экономическом развитии со странами Западной Европы, поиск новых источников внешнего финансирования. Кроме того, перед большинством стран ЦВЕ стоит задача реконструкции и совершенствования железнодорожной, автотранспортной, портовой и энергетической инфраструктуры. В тоже время особое внимание руководство государств уделяет вопросу разработки модели сотрудничества ЕС с РФ и КНР и укрепления структурной устойчивости Евросоюза. Значительную роль в восстановлении экономики региона играют действия стран по диверсификации внешнеторговых отношений и привлечению прямых иностранных инвестиций.

Основные риски для внешнеэкономического сотрудничества Украины со странами Центрально-Восточной Европы:

  • формирование в сфере внешнеэкономической деятельности Польши устойчивой тенденции опережения темпов роста экспорта над импортом, а также существенные изменения его товарной структуры. На сегодня страна специализируется на экспорте продукции машиностроения, а также электрического, электротехнического и транспортного оборудования, что предопределяет дальнейшее снижение зависимости РП от сырьевого импорта из Украины. В тоже время ожидается, что такие изменения приведут к усилению позиций польских товаропроизводителей на рынках развивающихся стран (в т. г. ожидается рост экспортных поставок на 21 %), создавая таким образом дополнительную конкуренцию для украинских компаний. При этом экспансия Польши на рынки стран ЦВЕ (прогнозируется рост экспортных поставок в т. г. на 19 %) может привести к частичному вытеснению отечественных производителей с этого регионального рынка;
  • соблюдение официальной Варшавой практики игнорирования проблем деятельности украинских инвесторов в Польше (в первую очередь связанных с ситуацией вокруг АО «Судостроительная верфь «Гданьск»). При этом актуализируется вопрос урегулирования проблемных аспектов деятельности польских инвесторов в Украине (в первую очередь это касается возврата НДС);
  • учитывая экспортную ориентированность экономики Чехии, Украина для официальной Праги имеет приоритетное значение в контексте открытия украинского внутреннего рынка для европейских товаров;
  • зависимость Словакии от поставок российских энергоносителей, вопросы ценовой политики в отношениях с российским «Газпромом», а также взаимодействия в сфере атомной энергетики образуют риски использования РФ этих возможностей с целью влияния на глубину украинско-словацкого торгово-экономического сотрудничества. Для этого Москва также может использовать стремление Братиславы осуществлять в рамках СНГ диверсификацию экспорта продукции автомобилестроительной отрасли, которая формирует 30 % ВВП страны;
  • высокая зависимость стабильности экономической ситуации в Венгрии от финансирования из структурных фондов ЕС может привести к частичному замораживанию реализации значимых для Украины инфраструктурных трансграничных проектов. Это связано с возможным осложнением отношений в т. г. между официальными Будапештом и Брюсселем. В тоже время получение венгерскими аграриями в 2014 году из бюджета ЕС помощи для хозяйствования на уровне со «старыми» членами Евросоюза может привести к актуализации для венгерской стороны вопросов дальнейшего наращивания поставок продуктов питания и сельскохозяйственной продукции в Украину. Кроме того, в случае невозможности внедрения во внешнеэкономической сфере курса «прорыва на восток» из-за кризиса отношений «ЕС-Россия» официальный Будапешт будет заинтересован компенсировать соответствующие потери, в т. ч. за счет внутреннего рынка Украины.

2.4. Балтия и Скандинавия

Результаты 2013 года показали общую слабость национальных экономик стран Балтийско-Скандинавского региона, кроме Латвии и Литвы, которые продемонстрировали одни из самых высоких темпов прироста ВВП среди стран ЕС. При этом положительную динамику темпов экономического развития правительствам стран Балтии, несмотря на рестриктивную налоговую политику и высокую миграцию, удается сохранить благодаря масштабным евродотациям (внешний фактор) и растущему спросу в связи с улучшением покупательной способности граждан (внутренний фактор). Социальными вызовами остаются структурная безработица и значительное неравенство в доходах. Ухудшение их экспортных позиций связано с замедлением экономического роста в государствах Евросоюза и РФ — основных торговых партнеров Латвии, Литвы и Эстонии.

Основные риски для внешнеэкономического сотрудничества Украины со странами Балтии и Скандинавии:

  • низкая емкость внутреннего рынка прибалтийских стран не позволяет его рассматривать как весомый в контексте выработки Украиной стратегий компенсации возможных потерь на других внешних рынках;
  • ограниченные возможности для увеличения объемов поставок украинской продукции на рынки стран Скандинавии даже в условиях либерализации торговых отношений «Украина-ЕС». Однако внутренний рынок Украины будет использоваться соответствующими государствами как целевой для наращивания собственного экспорта. При этом структура и система управления экономикой скандинавских стран практически не предоставляет украинской стороне возможности получения экономических дивидендов от сближения с ЕС.

2.5. Балканский регион

Развитие социально-экономической ситуации на Балканах характеризуется фактическим пребыванием в кризисном состоянии экономик большинства стран региона (Греция, Республика Кипр, Сербия, Болгария) и их значительной зависимостью от внешних источников финансирования. На данном этапе необходимость принятия национальными правительствами мер жесткой экономии для уменьшения уровней бюджетного дефицита и государственного долга практически исключает возможность применения мер экономического стимулирования, усиливает социальную напряженность в обществе. Реализация руководством государств региона планов приватизации объектов государственной собственности, актуализированных в связи с необходимостью погашения кредитных задолженностей (или получения новых траншей кредитов) и поддержания жизнедеятельности национальных экономик, связано с поиском стратегических инвесторов, подавляющее большинство из которых (европейские) в условиях нестабильной мировой конъюнктуры занимает выжидательную позицию.

Основные риски для внешнеэкономического сотрудничества Украины со странами Балканского региона:

  • Греция в отношениях с Украиной намерена сосредоточиться на активизации, прежде всего, экономического взаимодействия, что обусловлено объективным стремлением греческой стороны как можно быстрее преодолеть последствия глубокого финансово-экономического кризиса. Для этого предполагается увеличить объемы греческого экспорта в Украину с сосредоточением приоритетного внимания на сельскохозяйственной продукции и диверсификации номенклатуры товаров. Таким образом, на нынешнем этапе планы украинской и греческой сторон являются полностью идентичными, что усложняет выработку компромиссных решений по внедрению соответствующих национальных приоритетов;
  • экономика Сербии демонстрирует наибольшую в рамках региона открытость для российского капитала. Официальный Белград проводит курс на укрепление стратегического партнерства с РФ, пытаясь привлечь российские инвестиции в экономику (прежде всего энергетический сектор), а также интенсифицировать отношения с Москвой в оборонной и военно-технической сферах;
  • инвестиции Румынии в экономику Украины осуществляются, как правило, в виде поступлений капитала в уставной фонд совместных предприятий, открываемых румынскими компаниями. Однако на нынешнем этапе Бухарест не выражает прямой заинтересованности в этом, прежде всего, из-за отсутствия реальных возможностей участвовать в масштабных проектах на территории Украины. Целесообразно также учитывать, что среди основных причин инертности румынских компаний отмечается их низкая капитализация, отсутствие эффективного менеджмента и более весомая прибыльность деятельности на внутреннем рынке Румынии. Кроме того, из-за текущей экономической ситуации в стране ожидается, что представители румынских деловых кругов направят усилия на восстановление своих позиций именно на внутреннем рынке (за исключением энергетических компаний, которые основные усилия направят на поиск новых источников энергоресурсов и диверсификацию маршрутов поставок углеводородов);
  • планы румынских властей предусматривают разработку стратегии реиндустриализации страны, основными направлениями которой на сегодня определены — масштабная приватизация за исключением стратегических отраслей, сохранение государственной поддержки ключевых отраслей экономики, стимулирование перерабатывающей промышленности, создание новых промышленных парков и содействие развитию действующих бизнес-инкубаторов, а также активизация экономической дипломатии за рубежом. Учитывая это, а также текущую структуру румынской промышленности (основу которой составляют металлургическая отрасль, химическая промышленность, автомобилестроение и авиастроение, ИТ-сектор и ОПК), потребности Бухареста в импорте украинской сырьевой продукции могут динамично снижаться;
  • руководство Болгарии планирует усилить экономическое направление внешней политики. Новые приоритеты включают активизацию работы дипломатических представительств, поиск новых рынков для болгарских производителей и содействие привлечению иностранных инвестиций. При таких условиях, учитывая значительное отрицательное сальдо в торговле с Украиной, болгарская сторона примет меры для обеспечения паритетности в торгово-экономических отношениях, не исключено, что за счет сокращения импорта.

2.6. Средний Восток

Стремление правительства Турции превратить страну в региональный центр распределения углеводородов, а также высокий показатель энергетической зависимости (потребности страны в энергоресурсах на 90 % удовлетворяются за счет импорта сырья), заставляют Анкару маневрировать между ведущими геополитическими игроками, доказывая каждому из них свой статус регионального лидера. На фоне положительных результатов переговоров Ирана с группой «5+1», Турция декларирует стремление к развитию с официальным Тегераном двусторонних отношений (создание свободной экономической зоны, увеличение объемов импорта энергоносителей и общей двусторонней торговли). В тоже время борьба за региональное лидерство и существования ряда нерешенных вопросов, в т. ч. «сирийского», вносят ограничения в дальнейшее турецко-иранское сближение. Кроме этого, непоследовательная политика Турции в отношениях с Багдадом, существование «курдского вопроса» и формирование торгово-экономических отношений с Курдистаном (в т. ч. нелегальный экспорт энергоносителей из региона) создают затруднения для развития турецко-иракских отношений. В свою очередь, стремление Ирана и Ирака реализовывать свою углеводородное сырье в обход Турции вынуждает последнюю внедрять тактику блокирования альтернативных маршрутов поставок.

Основные риски для внешнеэкономического сотрудничества Украины со странами Среднего Востока формируются под влиянием следующих факторов:

  • в целях противодействия экономическим вызовам правительство Турции проводит шаги, направленные на проведение жесткой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, а также снижение зависимости от импорта, в т. ч. за счет развития импортозамещающих производств. Учитывая это, не исключается, что турецкая сторона снизит уровень заинтересованности в инвестиционном сотрудничестве с Украиной, где турецкие компании уже реализовали 128 масштабных проектов на общую сумму более $3 млрд;
  • на сегодня турецкая сторона считает вопрос заключения соглашения о зоне свободной торговли с Украиной единственным важным пунктом повестки дня двусторонних торгово-экономических отношений. Учитывая это, не исключено, что реализация украинско-турецких договоренностей по наиболее перспективными для официального Киева направлениям взаимодействия будет корректироваться официальной Анкарой в зависимости от прогресса в диалоге по ЗСТ. При этом целесообразно учитывать, что, несмотря на положительные для Украины результаты торгово-экономического сотрудничества с Турцией в 2013 году, политика официальной Анкары по освоению внутреннего рынка Украины является более эффективной, чем украинская. Введение в течение 2013 года сторонами новых торговых барьеров свидетельствовало о последовательном соблюдении стратегии отстаивания национальных интересов в сфере внешней торговли;
  • Турция стремится сохранить тесные отношения с Россией, которая рассматривается важным источником поставок энергоресурсов и альтернативным Украине источником импорта чугуна, стали, сплавов на основе железа, древесины, зерновых культур;
  • ориентация украинского экспорта в Иран на поставки сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на фоне сохранения чрезвычайной сложности осуществления банковских расчетов между двумя странами, вызывает уязвимость такой структуры экспорта к действиям Тегерана по проведению товарных взаимозачетов с Индией, Пакистаном и КНР за поставки аналогичных групп товаров;
  • учитывая позитивные ожидания урегулирования иранского ядерного вопроса, ведущие страны-члены ЕС уже активизировали контакты с официальным Тегераном. Инициаторами выступают мощные европейские финансово-промышленные группы, которые, используя собственные лоббистские возможности, оказывают влияние на национальные правительства для получения их поддержки в рамках реализации концепции «возвращения» на иранский рынок в условиях высокого уровня конкуренции со стороны азиатских компаний, прежде всего китайских. В случае сохранения украинской стороной пассивности на этом направлении, будет образовываться риск дальнейшей потери сегментов иранского рынка. Вместе с тем, ограничивающим фактором в этом вопросе, вероятно, будет выступать позиция США, которые последовательно препятствуют развитию сотрудничества Ирана с третьими государствами, в т. ч. Украиной, видя в этом прямое или опосредованное содействие Тегерану в реализации его ядерной программы;
  • высокая зависимость тенденций развития социально-экономической ситуации в Ираке от обстановки в сфере безопасностью в узловых центрах по добыче, транспортировке и поставке нефти на внешний рынок, а также снижение инвестиционной привлекательности иракских проектов для иностранных инвесторов (прежде всего в т. н. «арабских» провинциях страны) создает для экономики значительные риски. Прежде всего — это способность правительственных структур выполнять взятые на себя финансовые обязательства и поддерживать стабильность социальных процессов в условиях возможного вхождения Ирака в фазу растущей нестабильности в период после проведения парламентских выборов. При этом отставка Нури аль-Малики с поста премьер-министра Ирака потребует от украинской стороны выработки новых схем выхода и работы на иракском рынке. В тоже время негативный опыт сотрудничества с Ираком в сфере ВТС, учитывая оказанную США поддержку привлечению Украины к его выполнению, может существенно осложнить перспективы получения дополнительных оборонных заказов, осуществляемых при финансовой поддержке Вашингтона для нужд вооруженных сил Ирака.

2.7. Ближний Восток

Подавляющее большинство стран региона демонстрирует рост в «не-нефтяном» секторе, что обеспечивается привлечением государственных средств и постепенным ростом объемов частного кредитования. В тоже время в связи с сохранением нестабильности в регионе, страны-аутсайдеры испытывают усиление кризисных явлений в экономике, что приводит к снижению уровня конкурентоспособности, занятости, заработных плат, росту потребительских цен. Нестабильная ситуация в сфере безопасности снижает туристические потоки и иностранные инвестиции.

Основные риски для внешнеэкономического сотрудничества Украины со странами Ближнего Востока:

  • значительная зависимость объемов будущих поставок в Саудовскую Аравию украинских черных металлов и изделий из них от позиции руководства страны о введении мер по защите интересов национальных производителей (прежде всего саудовской корпорации SABIC) на внутреннем рынке страны;
  • использование саудовской стороной при импорте продуктов питания схемы, согласно которой часть суммы (6-10 %) внешнеэкономического контракта возвращается на личные счета принцев, которые обеспечивают принятие соответствующих решений и финансирование сделок. В тоже время в государстве существует запрет на выезд за пределы страны (без разрешения наследного принца) принцев молодого поколения (с целью искоренения «ненормативного» поведения членов королевской семьи за рубежом), что затрудняет установление и развитие контактов с ними;
  • ориентированность саудовской «Международной аграрной и продовольственной инвестиционной компании «Агроинвест» (основной целью которой является инвестирование в птицеводство и сооружение систем орошения, а также создание аграрных фирм за рубежом для выращивания сельскохозяйственных культур) на развитие сотрудничества с Бразилией, Вьетнамом, Индонезией, Филиппинами, Пакистаном и Турцией. В тоже время в рамках реализации инфраструктурных проектов саудовская сторона, как правило, предпочитает компании из КНР, Индии и Турции;
  • не исключено, что развитие украинско-эмиратских отношений может рассматриваться Объединенными Арабскими Эмиратами через призму российских интересов. Кроме того, целесообразно учитывать, что в рамках сотрудничества в сфере машиностроения эмиратская сторона ориентируется на сотрудничество с компаниями США, ФРГ, Швеции, Великобритании, а в медицинской отрасли — Индии, КНР и США. При строительстве крупных промышленных объектов и жилых массивов предпочтение отдается взаимодействию со специализированными компаниями Малайзии, Индонезии, Индии и Турции. Также в стране наблюдается постепенное сокращение импорта металлургической продукции в рамках реализации стратегии федерального правительства ОАЭ, направленной на развитие национального производства;
  • незначительный уровень взаимодействия с Катаром в сфере инвестиционного сотрудничества создает риски дальнейшего снижения актуальности для катарской стороны этого вопроса. Учитывая крайне высокий уровень централизации системы принятия решений в Катаре, для украинской стороны является необходимым установить и развивать контакты высокого и высшего уровня с новым эмиром государства Тамимом бин Халифа Аль-Тани, так как получение от катарской стороны любых крупных заказов на производство или приобретение украинской продукции авиастроения и ОПК невозможно без одобрения с его стороны соответствующих контрактов;
  • даже при условии создания ЗСТ между Украиной и Израилем экспорт отдельных видов продукции из Украины может быть затруднен, поскольку Израиль широко использует методы нетарифного регулирования торговли, в частности, практику запрета импорта товаров, объясняя это соображениями защиты здоровья, нравственности и вопросами безопасности нации. Ввоз значительного количества товаров на таможенную территорию этой страны требует получения лицензии, имеющей целью гарантирование безопасности, а также ограничение импорта в рамках тарифных квот;
  • израильские бизнесмены демонстрируют заинтересованность и готовность сотрудничать с Украиной только при условии государственных гарантий по их капиталовложениями, что затруднено при существующей экономической ситуации в Украине. Большинство израильских компаний в схемах трансфера инвестиционных ресурсов в украинскую экономику использует оффшорные коммерческие структуры, что фактически делает невозможным осуществление надлежащих процедур их регистрации в Украине;
  • потребительская емкость внутренних рынков стран региона, прежде всего Ливана и Иордании, для украинской продукции может продолжить сокращаться с учетом ожидаемого роста зависимости экономик соответствующих государств от внешнего финансирования, а также постепенной утраты ими статуса ведущих ре-экспортеров иностранных товаров и услуг в рамках ближневосточного региона.

2.8. Восточная Азия

Постепенный переход Китая от экспортно-ориентированной концепции роста к стратегии использования внутренних факторов развития замедляет динамику экономического развития региона и создает риски для экспортно-ориентированных экономик Восточной Азии. Страны региона внедряют специальные программы предотвращения и противодействия потенциальным финансовым рискам валютной нестабильности путем формирования политических буферов для быстрой реакции на изменение ситуации в сфере глобальной ликвидности активов. В соответствии с этими условиями прогнозируется временный застой региональной торговли с одновременным оживлением переговоров по преодолению тарифных барьеров и обеспечению доступа к новым рынкам сбыта.

Главные факторы, которые будут влиять на развитие внешнеэкономического сотрудничества Украины со странами Восточной Азии:

  • основным локомотивом роста объемов украинского экспорта на рынок Китая в 2013 году было стремление официального Пекина продемонстрировать конкретные шаги по устранению значительных дисбалансов во взаимной торговле, в первую очередь путем увеличения импорта украинской продукции при искусственном сдерживании роста поставок китайских товаров на внутренний рынок Украины. Это позволило задекларировать эффективность установленного в двусторонней торговле режима наибольшего благоприятствования во взимании таможенных пошлин на экспортные и импортные товары двух стран, налогов и других внутренних сборов. В тоже время возможность соблюдения китайской стороной аналогичных подходов и в будущем является сомнительной;
  • сравнительно низкая ценовая конкурентоспособность украинской продукции (оборудования и оснащения) и ее технологическое отставание от аналогичной продукции основных мировых производителей будет продолжать ограничивать рост объемов украинского экспорта в КНР. Важно также учитывать, что Пекин рассматривает инновационно-технологический прогресс как один из наиболее значимых приоритетов развития китайского общества;
  • согласно позиции китайского руководства, непременным условием для начала новых масштабных проектов с Украиной в различных отраслях экономики является неуклонная, качественная и своевременная реализация в полном объеме подписанных контактов и соглашений по пилотным проектам в сельскохозяйственной, энергетической и инфраструктурной сферах, а также четкое соблюдение всеми сторонами-участниками своих обязательств по договорам и контрактам. Не исключено, что рост фактора кредитного риска для финансово-банковской системы КНР может спровоцировать изменение в подходах официального Пекина к кредитованию проектов, реализуемых или планируемых к реализации в Украине;
  • масштабные инвестиции Китая в развитие собственной горно-металлургической отрасли несут угрозу для украинских металлургов. Наиболее уязвимыми к китайской экспансии на мировой металлургический рынок являются украинские производители ферроникеля, которые из-за китайского демпинга вынуждены снижать объемы производства или заполнять склады, что негативно влияет на их финансовое состояние;
  • в сфере ведения международного бизнеса в КНР активно и широко используют практику использования подставных одноразовых компаний (фирмы под разными предлогами предоставляют о себе недостоверную информацию, или вообще не предоставляют) с целью получения сведений о ценах, продукции, потребностях и, в особенности, клиентской базе. От мошеннической деятельности подобных китайских фирм неоднократно страдали иностранные и отечественные компании горно-металлургической отрасли;
  • значительное влияние США на внешнеэкономическую деятельность Японии в сочетании со стратегическим форматом украинско-китайских отношений (на фоне кризиса китайско-японских отношений из-за спорных островов Сенкаку), а также введение Украиной специального налога на импорт новых автомобилей являются основными факторами, которые будут определять характер украинско-японского торгово-экономического сотрудничества;
  • внимание руководства Южной Кореи сконцентрировано на мерах по развитию «креативной» экономики, а также развитии отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это будет предопределять низкий интерес официального Сеула к масштабному инвестированию в проекты на территории Украины, что подтверждает восприятие украинского рынка исключительно как потребительского для корейской продукции.

Стоит отметить, что увеличение инновационно-технологических разрывов между Украиной и Японией и Южной Кореей ограничивает возможности Киева обеспечивать паритетность во внешнеторговых отношениях с ними.

2.9. Южная Азия

Особенностями развития Южной Азии являются значительный демографический потенциал, низкий уровень жизни и значительная роль государства, которая реализуется через широкие регуляторные полномочия и контроль над отдельными отраслями и предприятиями. Главными факторами экономического роста стран региона являются развитие инфраструктурных отраслей (электроэнергетика, транспорт, тяжелая промышленность) и экспортных производств (легкая промышленность, фармацевтика, сельское хозяйство, сфера информационных технологий) за счет масштабного привлечения иностранных инвестиций. В тоже время девальвация национальных валют, а также ухудшение для них условий по привлечению внешних заимствований и прямых иностранных инвестиций будут предопределять медленные темпы экономического роста региона. Дополнительными катализаторами образования негативных явлений в экономиках могут стать затягивание переговоров по выработке приемлемой формулы мирного сосуществования между Индией и Пакистаном (с периодическим обострением отношений), осторожное отношение менее влиятельных стран к любым инициативам Индии (которые рассматриваются как попытка усиления исключительно собственных позиций), а также внутриполитическая нестабильность ситуации в Бангладеш.

Основные риски для внешнеэкономического сотрудничества Украины со странами Южной Азии формируются под влиянием следующих факторов:

  • приоритетным направлением внешней политики Индии в экономической сфере определено увеличение к концу 2014 года объемов экспорта товаров до $450 млрд. Учитывая это, игнорирование украинской стороной проблемных аспектов, связанных с импортом индийских товаров, будет снижать мотивацию Нью-Дели обеспечивать динамичное развитие торгово-экономического взаимодействия с Украиной. Целесообразно учитывать, что индийская сторона постоянно акцентирует внимание на наличии ряда проблемных вопросов сотрудничества в фармацевтике (сертификация и выдача свидетельств, анализ партий импортированной продукции, анализ рабочих стандартов), что значительно ухудшает имидж Украины как надежного делового партнера и создает неблагоприятные условия для развития дальнейшего сотрудничества, в том числе по привлечению прямых иностранных инвестиций;
  • возможности украинских предприятий участвовать в тендерах на территории Индии, а также выполнять ими контрактные обязательства, значительно ограничивают финансовые сложности, связанные с требованиями индийской стороны предоставлять дополнительные финансовые гарантии со стороны украинских государственных предприятий и компаний при осуществлении предконтрактной и контрактной работы с индийскими государственными учреждениями. Неурегулированность этого вопроса может усложнить или сделать невозможным взаиморасчеты между украинскими и индийскими партнерами. При этом вопрос признания банковских гарантий с украинской стороны фактически игнорируется индийской стороной;
  • негативно повлиять на дальнейшее развитие сотрудничества с Индией может дальнейшее непризнание индийским правительством рыночного статуса украинской экономики (несмотря на то, что такой статус уже длительное время подтвержден и признается рядом стран-членов ВТО, США и странами ЕС). Это создает угрозу распространения практики применения антидемпинговых расследований по отношению к отечественным товарам;
  • сохранение негативных тенденций в экономике Пакистана может непосредственно привести к сокращению экспортных поставок в эту страну. В стране происходит переориентация рынков строительства и обслуживания энергетических объектов на поставщиков товаров и услуг из состава кредитно-финансовых доноров Пакистана. Учитывая это, официальный Исламабад будет сосредоточивать внимание на развитии политического диалога на высоком и высшем уровнях со странами-кредиторами, а также теми государствами, которые предоставляют ему рыночные преференции. В тоже время в случае недостижения запланированных показателей государственного бюджета, вероятным считается свертывание отдельных проектов, уже реализуемых или запланированных к реализации. Под угрозой оказываются перспективные для украинских компаний проекты (строительство и модернизация электроэнергетических объектов, реализация проектов по газификации угля, ТЭС, многочисленные проекты по улучшению сети линий электропередач и распределительных устройств);
  • первоочередным приоритетом внешнеэкономической политики Бангладеш является внедрение стратегии диверсификации экспорта национальных производителей. Поэтому уровень заинтересованности официальной Дакки в проведении дальнейших закупок украинской продукции может зависеть от готовности Киева наращивать импортные поставки из Бангладеш, прежде товаров текстильной промышленности.

2.10. Юго-Восточная Азия

Сохранение темпов роста экономик стран региона в начале 2014 года частично нивелируется рисками ухудшения перспектив мировой торговли. Сочетание возможности глобального перепроизводства с низкими торговыми барьерами в рамках АСЕАН способствует усилению международной конкуренции в регионе, что оказывает давление на ценовую политику и снижает уровень прибыли в отдельных отраслях промышленности. Постепенная стабилизация динамики развития развитых стран будет способствовать улучшению ситуации в государствах региона с высокотехнологичными экспортно-ориентированными отраслями экономики, в частности в Сингапуре и Малайзии. В тоже время свертывание политики «количественного смягчения» США может привести к значительным негативным последствиям. Среди них — повышение долгосрочных кредитных ставок, нестабильность на фондовых рынках и резкое снижение объемов поступления капитала в такие страны как Индонезия и Филиппины. Несмотря на это, регион будет оставаться достаточно привлекательным для прямых иностранных инвестиций благодаря политической стабильности, низким затратам на оплату труда, сохранению значительного платежеспособного спроса и внедрению масштабных инфраструктурных проектов.

Основные риски для внешнеэкономического сотрудничества Украины со странами Юго-Восточной Азии:

  • Украина должна использовать сбалансированный подход к реализации своей торгово-экономической политики в регионе АСЕАН с целью предотвращения образования линий потенциальной напряженности в украинско-китайских отношениях. Необходимо принимать во внимание предложение официального Пекина для Малайзии и Вьетнама емкого пакета экономических предложений (перспективы возможного роста к 2017 году объемов двусторонней торговли с КНР — до $100 млрд для Ханоя и $160 млрд для Куала-Лумпура). Кроме того, КНР стремится к углублению формата взаимодействия с Брунеем, Таиландом и Сингапуром (соответственно в энергетической, торгово-экономической и финансовой сферах);
  • сотрудничество с Сингапуром в научно-технической сфере не имеет системного характера из-за отсутствия необходимой договорно-правовой базы. Такое сотрудничество основывается преимущественно на эпизодических контактах между представителями отечественных предприятий высокотехнологичной сферы, учеными и их сингапурскими коллегами, что не исключает осложнений характера двусторонних отношений;
  • приоритетная направленность сингапурского бизнеса на инвестирование проектов в Крыму (рассматривался как первичная площадка для прихода в Украину мощных компаний из Сингапура), с учетом аннексии полуострова можно считать утерянной;
  • весомым сдерживающим фактором развития сотрудничества с Индонезией является применение чиновниками этой страны практики искусственного блокирования переговорного процесса с иностранными поставщиками товарной продукции из-за «бюрократических формальностей». Учитывая это, установление необходимых контактов требует длительного переговорного процесса и непосредственной заинтересованности представителей деловых кругов Индонезии в ведении бизнеса с украинской стороной. Кроме того, как правило, существует практика посредничества для налаживания и установления реальных деловых контактов. В сфере поставок в Индонезию трубного проката наибольшую конкуренцию для отечественных предприятий будут составлять компании Китая и России;
  • первоочередным приоритетом Малайзии в контексте экспансии на внешние рынки является усиление экономических связей со всеми странами Юго-Восточной Азии (развитие стратегических отношений с Индонезией, Сингапуром, Таиландом, Филиппинами и Брунеем) и Океании. Учитывая это, малазийская сторона будет продолжать усиливать торговые, инвестиционные и туристические связи со стратегически влиятельными странами региона, а также с Мьянмой, Вьетнамом, Австралией и Новой Зеландией. В тоже время с целью создания плацдарма для экспансии на рынок стран Центральной и Восточной Европы, Малайзия рассматривает наряду с Украиной и несколько альтернативных вариантов, в т. ч. Македонию и Турцию;
  • весомым риском для развития отношений с Таиландом является уязвимость структуры экономики этой страны вследствие ее ориентации на иностранные инвестиции, экспорт и дешевую рабочую силу, а также высокую зависимость от импорта энергоносителей на фоне постоянного роста спроса. При этом Россия рассматривается как ключевой рынок сбыта таиландского риса и каучука, что может привести к влиянию российского фактора на вопросы сотрудничества с Украиной;
  • в рамках развития сотрудничества с Вьетнамом целесообразно учитывать, что российская сторона в ходе проведения двусторонних мероприятий регулярно доводит до партнеров информацию, направленную на дискредитацию конкурентов на вьетнамском рынке, в т. ч. Украины. Как правило, основной упор делается на критике украинской продукции ОПК, судостроения, авиастроения и энергетического машиностроения. Кроме того, на вьетнамскую сторону оказывалось давление с целью предотвращения подписания соглашения о ЗСТ между Вьетнамом и Украиной. Наряду с тем, в 2013 году в рамках российско-вьетнамских контактов были согласованы решения о завершении переговорного процесса по заключению соглашения о свободной торговле между Вьетнамом и странами Таможенного союза до конца 2014 года и подписании этого соглашения в 2015 году.

2.11. Северная Африка

Из-за высокого уровня террористической активности в регионе сохраняется сложная ситуация в сфере безопасности, в первую очередь в Ливии. С учетом усиления влияния кризисных явлений это приводит к нестабильности социально-экономической обстановки в результате роста потребительских цен, сокращения рабочих мест, осложнений с наполнением доходной части бюджета, снижения объемов золотовалютных резервов, а также в значительной степени блокирует возможности привлечения прямых иностранных инвестиций. Кроме этого, на фоне замедленного динамики роста мировой экономики, большинство стран региона испытывает снижение спроса на собственный экспорт.

Основные риски для внешнеэкономического сотрудничества Украины со странами Северной Африки:

  • проведение Египтом исключительно национально-прагматической внешнеэкономической политики может привести к вытеснению украинских поставщиков с этого рынка за счет их замещения поставщиками из числа стран первоочередного приоритета (например, пшеница — Россия/Казахстан, а металлопродукция — Китай). При этом целесообразно учитывать, что рост объемов поставок украинской металлопродукции на рынок АРЕ произошел только из-за кризиса отношений между новой египетской властью и Турцией (отечественные экспортеры оперативно заняли долю сегмента поставок, принадлежавшую турецким металлотрейдерам);
  • учитывая принятие новой конституции АРЕ, уровень дальнейшего сотрудничества с этой страной в экономической и военно-технической сферах будет напрямую зависеть от способности украинской стороны обеспечить развитие контактов с армейской верхушкой страны, которая сохранила контроль над стратегическими секторами египетской промышленности и получила расширенные полномочия. Однако такое сотрудничество может осложниться из-за уже заявленной готовности США и РФ осуществить аналогичные шаги в этом направлении;
  • сохранение на египетском рынке значительных финансово-экономических рисков приведет к осложнениям в работе иностранных компаний и проведении внешнеэкономических операций. Основными среди них могут быть — вопросы платежеспособности; риски, связанные с национализацией ранее приватизированных компаний; неопределенность законодательной, регламентной и договорной базы; проблемы, связанные с безопасностью предприятий и условиями окружающей среды;
  • с учетом отсутствия перспектив выхода в ближайшее время национальной экономики Египта из системного кризиса, возможны сложности с расчетами египетской стороны с филиалом НАК «Нефтегаз Украины», который работает в этой стране;
  • развитию сотрудничества Украины с Алжиром в высокотехнологичных секторах (авиация, энергетика, металлургия, ВТС) угрожает ориентация этой страны на партнерство с мировыми лидерами в каждой конкретной отрасли и налаживание на своей территории производственных мощностей;
  • рынок зерновых АНДР характеризуется почти полной привязкой к Франции (80 % рынка пшеницы). При этом Алжирский межпрофессиональный офис зерновых (монополист на рынке зерновых; занимается закупкой/продажей зерна, подготовкой и проведением соответствующих тендерных торгов, выполняет регулирующие функции), благодаря давно налаженным коррупционным схемам, при подготовке технических заданий на тендеры ориентируется исключительно на французских производителей, что фактически не дает шансов другим конкурентам. Поэтому потенциальные возможности для увеличения экспорта украинских зерновых, будут ограничиваться только кукурузой и ячменем;
  • приоритетность внутреннего рынка Алжира для отдельных стран ЕС, прежде всего Франции, а также существование режима свободной торговли между Алжиром и ЕС не будет обеспечивать возможности получения украинскими экспортерами весомых ценовых преимуществ над европейскими поставщиками;
  • активизация в 2013 году алжиро-российского сотрудничества и углубление взаимодействия на политическом и экономическом уровнях и в военной сфере будет создавать противовес региональной политике Франции, а также постепенной активизации в регионе Соединенных Штатов;
  • из-за сложной ситуации в экономике (вследствие внутриполитического кризиса) Тунис будет испытывать существенный недостаток собственных финансовых ресурсов для оплаты импорта;
  • отмена в т. г. визита Президента Украины в Марокко возобновит у марокканской стороны сформированное в предыдущие годы впечатление о нехватке реальной настроенности Киева на развитие сотрудничества, что может негативно отразиться на уровне торгово-экономического сотрудничества. Это также может поставить под угрозу развитие таких потенциально привлекательных направлений, как сотрудничество в геологоразведке, горнодобывающей промышленности, энергетике, водном хозяйстве, строительстве, производстве сельскохозяйственной техники.

2.12. Западная и Центральная Африка

Рост ВВП подавляющего большинства стран региона сдерживают жесткие внешние условия (неблагоприятная ценовая конъюнктура на сырьевые товары, снижение динамики на развивающихся рынках, рост расходов на финансирование) и внутренние факторы (медленные темпы инвестирования, сокращение потребительского спроса, возникающие время поставок товаров на внешние рынки осложнения). В условиях замедления динамики роста мировой экономики, предоставление иностранными инвесторами приоритета инвестированию в добывающую промышленность приведет к сокращению экспорта товаров из африканских стран и росту отрицательного сальдо счета текущих операций. Это вызывает падение курса национальных валют, что требует от правительств проводить денежно-кредитную политику, направленную на снижение уровня инфляции. Для подавляющего большинства стран региона дальнейшее сохранение инфляции под контролем требует осуществления значительных валютных интервенций в условиях дефицита золотовалютных резервов, что де-факто обуславливает ключевое влияние на состояние их экономики внешних игроков, в т. ч. транснациональных компаний.

Основные риски для внешнеэкономического сотрудничества Украины со странами региона:

  • активизация внешнеэкономической политики Турции и стран Персидского залива, направленной на развитие экономического сотрудничества с африканскими государствами, имеющими весомую минерально-ресурсную базу и значительную часть мусульманского населения в регионе. Учитывая это, не исключен рост влияния финансово-банковского капитала ведущих стран исламского мира в этих регионах, что приведет к дальнейшему обострению конкурентной борьбы;
  • особенности внутриполитических процессов в странах Западной и Центральной Африки в 2013-2014 гг. предоставляют западным государствам, прежде всего Франции, возможности обеспечить оптимизацию политико-экономических затрат на внедрение стратегии «возвращения в Африку» с учетом возможного переформатирования политических элит отдельных стран уже в 2015-2016 гг.;
  • авторитарный стиль руководства ведущих нефтедобывающих стран региона (Ангола, Нигерия, Конго, Экваториальная Гвинея, Габон, Чад, Камерун) и длительные сроки их пребывания у власти обуславливают первоочередную ориентацию последних на развитие торгово-экономического партнерства с геополитическими лидерами, которые способны предоставить гарантии стабильности действующим режимам, однако Украина к таким государствам не относится;
  • в соответствии с заявлением министра иностранных дел Сенегала, поиск экономических партнеров, иностранных инвесторов и финансовых спонсоров является главной задачей иностранных дипломатических учреждений страны, а их деятельность будет оцениваться именно по результатам этой работы. Учитывая ограниченные возможности Украины в этом направлении, существует угроза стагнации или сокращения объемов торгово-экономического сотрудничества с этой страной;
  • ухудшение инвестиционной привлекательности Нигерии из-за пересмотра ранее заключенных контрактов с иностранными инвесторами, а также намерения нигерийских властей ввести ограничительные меры по защите внутреннего рынка. Такие действия могут привести к сокращению поставок украинской продукции в Нигерию. Кроме того, в стране существует риск дальнейшего роста межэтнического и межконфессионального противостояния, в т. ч. с учетом подготовки к проведению президентских выборов в 2015 году;
  • среди рисков в отношениях с Кот-д'Ивуаром целесообразно выделить то, что государство обеспечивает финансовую поддержку реализации лишь незначительного количества проектов на территории страны, отдавая предпочтение использованию схемы ВОТ (Build Operate Transfer), которая прежде всего распространяется на отрасли энергетики, транспортной инфраструктуры, жилищного строительства. В тоже время отсталое техническое состояние железной дороги в стране сдерживает развитие потенциала Абиджана как важного внешнеторгового морского порта;
  • низкий уровень платежеспособности Кении, а также ориентация руководства страны на реализацию экономически емких проектов в основном за счет средств иностранного инвестора может сдерживать развитие украинско-кенийского сотрудничества. При этом иностранные государства вроде Украины используются руководством страны с целью получения уступок в отношениях со стратегическими инвесторами, прежде всего Китаем. В частности, блок предложений, которые были предложены украинской стороне как перспективные направления развития экономического взаимодействия, идентичны вопросам, которые обсуждал президент Кении в рамках визитов в Россию и Китай;
  • применение Анголой принципа «плановой экономики» будет предопределять ограниченный характер двустороннего сотрудничества с учетом отсутствия на нынешнем этапе двусторонней комиссии по вопросам развития торгово-экономического сотрудничества. Кроме того, официальная Луанда в рамках экономического взаимодействия с Украиной будет исходить из позиции России по этому вопросу;
  • на рынке Эфиопии наблюдается обострение конкуренции между ведущими иностранными компаниями преимущественно из КНР, РФ и Турции за право быть привлеченными к реализации масштабных энергетических и инфраструктурных проектов. При этом особенностью политики страны по обновлению промышленности является выдвижение к иностранным партнерам требований об обязательности создания совместных предприятий, через которые будет происходить передача эфиопской стороне технологий производства конечной продукции, а также размещение части заказов по изготовлению ее отдельных составляющих на национальных предприятиях.

2.13. Латинская Америка

Активизация инфляционных процессов, сокращение объемов экспорта и притока иностранных инвестиций, уровня делового и потребительского доверия являются характерными чертами экономической ситуации в регионе. Географическая структура латиноамериканского экспорта по результатам 2013 года претерпела определенные изменения, в том числе сократилась доля ЕС и увеличились поставки продукции в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). В 2014 году в целом по региону ожидается ускорение экономического развития за счет Мексики и стран Центральной Америки, и способствовать этому будет восстановление экономики США. В тоже время сдерживающим фактором может стать снижение цен на мировом рынке на сырьевую продукцию, что отрицательно скажется на крупнейших экономиках МЕРКОСУР. Основные риски для экономик Тихоокеанского альянса будут заключаться в возможности роста внутриполитической нестабильности в Колумбии, а также слишком высокой социальной ориентированности идеологических основ экономической политики новоизбранного президента Чили М. Бачелет. Основные усилия руководства стран региона будут нацелены на противодействие внешним угрозам и вызовам в экономической и финансовой сферах путем диверсификации и углубления торгово-экономических отношений с развитыми государствами мира.

Перспективы развития ситуации в регионе в основном будут зависеть от хода противостояния «США-КНР». Вашингтон рассматривает возможность постепенного изменения приоритетов экспансии Пекина в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) с торгово-экономической в военно-политическую как одну из самых больших угроз своим национальным интересам. Для предотвращения этого Белый дом, в том числе, намерен реализовывать т. н. «стратегию выхватывания», согласно которой США попытаются сосредоточить усилия на работе с отдельными, наиболее уязвимыми левыми правительствами, подчеркивая важность существенного расширения экономического сотрудничества с Соединенными Штатами для устойчивого развития и процветания этих стран.

Для Китая развитие широких политических и экономических контактов со странами региона ЛАКБ является частью обновленной внешнеполитической стратегии, направленной на достижение до 2049 году статуса глобальной державы. Основными целями, которые ставятся китайским руководством на латиноамериканском направлении, являются повышение уровня энергетической безопасности КНР и доступа к природным ресурсам региона ЛАКБ (с учетом возможного блокирования США и их сателлитами традиционных путей поставки ресурсов, прежде всего энергоносителей); расширение рынков сбыта для китайских товаров; продолжение политики наращивания китайской военной мощи в сочетании с локализацией попыток сдерживания глобальных стремлений Китая со стороны США и их союзников; создание сети «друзей и союзников» КНР на международной арене с помощью дипломатии и активного экономического сотрудничества с отдельными государствами.

Основные риски для внешнеэкономического сотрудничества Украины со странами Латинской Америки:

  • руководство Бразилии на нынешнем этапе будет делать ставку на превращение страны в глобального игрока не путем расширения собственной роли в региональных интеграционных процессах, а, прежде всего, обеспечивая собственное экономическое и военное лидерство. Учитывая это, а также текущее состояние торгово-экономического сотрудничества с Бразилией, возможности Украины по использованию формата стратегического партнерства для продвижения с помощью бразильской стороны отечественной продукции на другие рынки региона будут ограниченными;
  • несмотря на вступление Венесуэлы в МЕРКОСУР, перспективы превращения этого государства в полноценного члена объединения связаны с длительной процедурой приведения Каракасом своей нормативно-правовой базы в соответствие с требованиями блока. Недавнее обострение торговых противоречий Аргентины с Бразилией и Чили сделало фактически невозможным выработку единых подходов к стратегии дальнейшего развития МЕРКОСУР. На этом фоне перманентный внутренний конфликт лидеров этого объединения (Аргентины и Бразилии) с другими членами деструктивно влияет на перспективы развития данного интеграционного объединения;
  • Мексика, фактически отказавшись от лидерства в региональных интеграционных процессах, ищет эффективный формат взаимодействия в процессе продвижения общих интересов на международной арене с примерно равными игроками. В частности, на сегодня особый интерес официальный Мехико проявляет к проекту «МИНТ» (экономическое образование по аналогии с БРИКС, в которое могут войти, кроме Мексики, Индонезия, Нигерия и Турция), а также стремится, закрепив за собой статус лидера Тихоокеанского альянса, проводить политику укрепления отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
  • постепенное восстановление двусторонних отношений между ЕС и Кубой, в частности, торгово-экономических, будет способствовать улучшению социально-экономической ситуации в этой стране и положительным образом отразится на ее финансовом положении. В тоже время углубление кубинско-европейских отношений усилит конкурентную борьбу на этом рынке, что может привести к ослаблению позиций отечественных экспортеров.

 

2.14. Северная Америка

Вопрос расширения и углубления соглашения о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА) 1994 года стало центральной темой переговоров в рамках последнего саммита лидеров Северной Америки (в феврале т. г.). Это обусловлено появившимися в последнее время новыми возможностями для усиления региональной интеграции и укрепления позиций Северной Америки на международной арене. Также было достигнуто понимание между США, Канадой и Мексикой в вопросе внедрения общей политики с целью превращения Северной Америки в современный инновационный регион. В обновленном соглашении планируется тщательно определить все вопросы, связанные с добычей, переработкой и торговлей нефтью и нефтепродуктами, а также дополнить ее положениями, регулирующими торговые отношения в сравнительно новых сферах (инновационные технологии и альтернативные источники энергии). Было принято решение расширить торгово-экономическое сотрудничество Североамериканской зоны свободной торговли с Азиатско-Тихоокеанским регионом (в рамках Транс-Тихоокеанского партнерства).

Главные факторы, которые будут влиять на развитие внешнеэкономического сотрудничества Украины со странами Северной Америки:

  • ориентация стран Северной Америки на активизацию торгово-экономического сотрудничества со странами АТР, в т. ч. за счет введения более либеральных торговых режимов, грозит сокращением объемов поставок отечественной продукции и услуг в Азиатско-Тихоокеанский регион;
  • динамика развития торговых отношений с США в значительной степени будет определяться прогрессом в вопросе заключения Трансатлантического соглашения «США-ЕС» в контексте подписания соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли Украины с ЕС. При этом главными проблемными вопросами в двусторонних экономических отношениях Украины с США являются — антидемпинговые меры по отношению к некоторым видам украинской продукции, проблемы в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, намерения Украины пересмотреть в рамках ВТО более 350 тарифных позиций на основные сельскохозяйственные и промышленные товары, а также гарантии защиты американских инвестиций в Украину;
  • перспективы развития торгового сотрудничества с Канадой будет зависеть от завершения процесса подписания соглашения о зоне свободной торговли «Украина-Канада». Среди отраслей, которые наиболее привлекательны для двустороннего сотрудничества — сельское хозяйство, сельскохозяйственное машиностроение, энергетика, технологии.

 

3. Мероприятия по защите внешнеэкономической деятельности Украины

Экономические последствия от реальных и потенциальных негативных воздействий глобальных и региональных процессов приведут к рискам ускоренного исчерпания внутренних резервов роста украинской экономики и снижению эффективности освоения стабилизационных внешних кредитов. Это будет снижать для Украины экономический эффект от действия зоны свободной торговли с Евросоюзом и может спровоцировать образование глубоких кризисных явлений в отдельных секторах отечественной экономики. Товарная и географическая несбалансированность экспорта и импорта Украины свидетельствуют об отсутствии государственной экспортно-импортной стратегии, что негативно влияет на гарантирование экономической безопасности Украины.

Дополнительные риски связаны с внедрением Россией стратегии блокирования сотрудничества Украины со странами постсоветского пространства и вытеснения украинской продукции с приоритетных экспортных рынков. Украина имеет ограниченные возможности самостоятельно противодействовать мерам России по противодействию торгово-экономическому сотрудничеству с отдельными странами и региональными группами, прежде всего, географически удаленными и с низким уровнем дипломатического присутствия официального Киева. Это требует срочного начала политических консультаций с ЕС, США и КНР с целью противодействия такой угрозе. В частности, необходимо разработать «дорожную карту» ориентиров, определяющих приемлемые для сторон формы сотрудничества во внешнеэкономической сфере на территориях третьих стран. Аналогичные меры целесообразно также предпринять в рамках диалога с ФРГ, Францией, Великобританией, Италией, Испанией, Польшей.

С целью предотвращения рисков и преодоления угроз внешнеторговой деятельности Украины предлагается:

  • диверсифицировать географическую структуру внешней торговли, минимизировав зависимость от отдельных рынков и государств;
  • оптимизировать и обеспечить сбалансированность структуры импорта и экспорта;
  • разработать долгосрочные программы международного сотрудничества Украины с ведущими экономиками мира и ведущими импортерами отечественной продукции с учетом динамики их развития и рисками нового финансового кризиса в группе стран с развивающимися рынками;
  • определить наиболее привлекательных для Украины ключевых региональных игроков, способных обеспечить учет украинских торговых интересов как в формате двусторонних отношений, так и в региональном разрезе (прежде всего в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в странах Латинской Америки);
  • выработать «дорожную карту» активизации инвестиционного сотрудничества с государствами Персидского залива (прежде всего, Саудовской Аравией, ОАЭ, Катаром и Кувейтом), Юго-Восточной и Восточной Азии (Японией, Республикой Корея, Брунеем, Сингапуром, Малайзией) и Северной Америки (США, Канадой);
  • сосредоточить усилия государственного, корпоративного и научного секторов на создании отечественных высокотехнологичных товарных групп и продвижении их в региональном (европейский рынок, страны СНГ) и международном рынках. Это, прежде всего, электроника, энергетика, биотехнологии, инжиниринговые услуги;
  • определить возможности самостоятельного (или в сотрудничестве с западными компаниями или КНР) завершения приостановленных украинско-российских проектов в высокотехнологичных сферах;
  • использовать фактор ВТО с целью влияния на позицию иностранных государств по вопросам диверсификации внешнеторговых отношений и развития сотрудничества с Украиной.

Отметим, что эффективное осуществление внешнеэкономической деятельности способствует повышению конкурентоспособности продукции отечественных производителей, и является определяющим фактором экономического роста, а также реальным рычагом структурной трансформации и стабилизации национальной экономики Украины.


 

Приложение. Статистика внешней торговли Украины в 2013 году

В 2013 году Украина осуществляла внешнеторговые операции с 229 странами мира. 13,7 тыс. украинских предприятий экспортировали отечественные товары на общую сумму $63,3 млрд (что на 8 % меньше объемов 2012 года). Отрицательное сальдо внешней торговли товарами в прошлом году составило $13,7 млрд.

В последние годы основные позиции украинского экспорта оставались почти неизменными. В структуре товарного экспорта в 2013 году преобладали черные металлы — 22,6 % от общего объема экспорта, механические и электрические машины — 11 %, зерновые культуры — 10,1 %, руды, шлак и зола — 6,2 %, минеральные топлива, нефть и нефтепродукты — 4,5 %, изделия из черных металлов — 4,1 %, железнодорожные локомотивы — 3,9 %, жиры и масла — 5,5 %, семена и плоды масличных растений — 3,2 %.

Внешняя торговля товарами в 2013 году

Среди главных торговых партнеров Украины в прошлом году следует отметить Российскую Федерацию и страны СНГ, страны Европы, Азии и Африки (в т. ч. Турцию, Китай, Египет, Польшу, Италию и Казахстан).

 

Основные страны-партнеры Украины в экспорте товаров в 2013 году

Кроме того, в 2013 году украинские предприятия предоставили услуги 216 странам мира на общую сумму $14,8 млрд, что на 9,1 % больше объемов 2012 года. Положительное сальдо внешней торговли услугами составило $7,2 млрд.

 

Внешняя торговля услугами в 2013 году

Главными торговыми партнерами, которые пользовались услугами Украины, были Российская Федерация и страны СНГ, страны Евросоюза (в т. ч. Великобритания, Германия, Кипр и Бельгия), Швейцария и США. Среди услуг, которые предоставляла Украина, значительную долю от общего объема экспорта традиционно занимали транспортные услуги (56 %). На экспорт услуг по переработке материальных ресурсов пришлось 11,6 %, деловые услуги — 10,6 %, услуги в сфере телекоммуникации, компьютерные и информационные услуги — 10,1 %.

 

Основные страны-партнеры Украины в экспорте услуг в 2013 году

 http://ukrstat.org