22 мая 2014

Каким будет новый Европарламент. Последний прогноз.

Итоги выборов в Европарламент существенно не повлияют на внутреннюю и внешнюю политику Евросоюз

Вопреки достаточно четко наблюдаемой тенденции усиления евроскептицизма и поддержки партий правого толка, итоги выборов в Европарламент (22–25 мая) и обязательное переизбрание руководства и нового состава институций ЕС существенно не повлияют на внутреннюю и внешнюю политику Евросоюза, в т. ч. в отношении украинской направленности, поскольку, как предполагается, представленным в Европейском парламенте ведущим политическим силам удастся сохранить свои позиции.

Выборы в Европейский парламент
http://ru.wikipedia.org/

По прогнозам наших экспертов, больше всех голосов в новоизбранном Европейском парламенте получат главные политические силы нынешнего его состава — Европейская народная партия (ЕНП, «народники»), Прогрессивный альянс социалистов и демократов (ПАСД, социал-демократы) и Альянс либералов и демократов за Европу (АЛДЕ, либеральные демократы), которые, очевидно, создадут коалицию и будут определять парламентскую политику.


Европейская народная партия

Прогрессивный альянс социалистов
и демократов

Альянс либералов и демократов
за Европу

Полагаем, что ЕНП утратит позицию безоговорочного лидера Европарламента (274 места), а «народникам» и социал-демократам достанется приблизительно одинаковое количество мест (по 200–220 из 736).

Вполне вероятно, что будет сформирована коалиция в составе «ЕНП-ПАСД-АЛДЕ». Представители этих самых больших фракций в апреле с. г. договорились, что лидер той партии (объединения), которая наберет больше всех голосов на выборах в Европарламент, получит право провести консультации по формированию коалиции.

Среди обсуждаемых экспертами разных коалиционных конфигураций необходимо уделить внимание сценарию объединения в Европарламенте социал-демократов, левых, зеленых и либеральных партий. Это возможно лишь в том случае, когда Социал-демократическая партия Германии получит больше прогнозируемого количества голосов на выборах в Европарламент в ФРГ, как в стране, имеющей самое большое представительство в ЕП, — 96 депутатов.

Как только будет сформирована коалиция, она получит право выдвинуть кандидатуры на должности:

  • Председателя Еврокомиссии (его избрание должно произойти во время учредительной сессии ЕП 1–3 июля). При этом сегодня приблизительно одинаковые шансы занять упомянутый пост имеются у выдвиженца ЕНП Ж.-К. Юнкера (бывший премьер-министр Люксембурга) и лидера социалистов, нынешнего председателя Европарламента М. Шульца (также получит поддержку представителей левых, зеленых и либеральных партий, в то же время не получит поддержку А. Меркель);
  • Президента Европейского Совета. Главные претенденты на этот пост — бывший еврокомиссар, глава правительства и внешнеполитического ведомства Италии М. Монти, бывший депутат Европарламента и председатель Совета министров Италии Е. Летта, президент Литвы и бывший еврокомиссар Д. Грибаускайте, премьер-министр Польши Д. Туск, нынешний председатель Еврокомиссии Ж. М. Баррозу и генеральный секретарь НАТО А. Расмуссен, а также Ж.-К. Юнкер и М. Шульц (в том случае, если они не будут утверждены на должности главы ЕК);
  • Высокого представителя ЕС по вопросам внешних отношений и политики безопасности, которая достанется представителю той партии, которая не получит в рамках коалиционного распределения должность главы Еврокомиссии. В этом ключе рассматриваются министры иностранных дел Швеции К. Бильдт и Польши Р. Сикорский, М. Шульц, а также Д. Туск, глава МИДа Нидерландов Ф. Тиммерманс и еврокомиссар по вопросам расширения и Европейской политики добрососедства Ш. Фюле.
Кандидаты на пост Председателя Европарламента


Жан-Клод Юнкер


Мартин Шульц

 

Кандидаты на пост Президента Европейского Совета


Марио Монти


Энрико Летта


Даля Грибаускайте


Дональд Туск


Жозе Мануель Дурау Баррозу


Андерс Фог Расмуссен


Жан-Клод Юнкер


Мартин Шульц

 

Кандидаты на пост Высокого представителя ЕС
по вопросам внешних отношений и политики безопасности


Карл Бильдт


Радослав Сикорский


Мартин Шульц


Дональд Туск


Франс Тиммерманс


Штефан Фюле

Среди основных претендентов на должность главы Еврокомиссии и участников упомянутой коалиции наиболее проукраинской позиции придерживается представитель АЛДЕ Г. Верхофстадт, публично призвавший к решительным действиям ЕС по отношению к В. Путину и его окружению.


Среди главных претендентов на пост главы Еврокомиссии и участников упомянутой коалиции наиболее проукраинской позиции придерживается представитель АЛДЕ Г. Верхофстадт

Также к решительным шагам для сдерживания России (однако, с наименьшими потерями для ЕС) призывает М. Шульц, при этом выступая за мирное урегулирование российско-украинского конфликта. В частности, он выступает за организацию нового раунда переговоров в Женеве, где, по его мнению, необходимо будет, прежде всего, выяснить, есть ли у ЕС, России и Украины общие интересы, на основании которых можно согласовать мероприятия для разблокирования создавшейся ситуации. Он полагает, что членство Украины в ЕС возможно лишь в отдаленной перспективе и при условии проведения прозрачных экономических реформ и стабилизации ситуации в стране. М. Шульц является сторонником более тесного взаимодействия стран ЕС в сфере безопасности, обороны и внешней политики. Особую позицию занимает в отношении энергетической безопасности ЕС и всемерно поддерживает инициативу министров иностранных дел ФРГ, Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, касающуюся согласования энергетической политики и снижения зависимости от российских энергоносителей.

Ж.-К. Юнкер демонстрирует сдержанные и умеренные подходы к российско-украинскому конфликту, отмечая, что украино-российский вопрос необходимо решать исключительно дипломатически, без предоставления Евросоюзом военной помощи Украине, достаточно скептически воспринимает процесс евроинтеграции Украины и не считает приоритетом расширение ЕС. Он сторонник сосредоточения усилий на решении внутренних проблем ЕС и указывает на приоритетность для Евросоюза вопроса диверсификации источников энергоснабжения с целью уменьшения зависимости от «Газпрома».

Один из претендентов, лидер зеленых С. Келлер не проявляет необходимой активности в украинском вопросе и поддерживает взгляды Ж.-К. Юнкера.

Эксперты полагают, что коалиция «ЕНП-ПАСД-АЛДЕ» не будет лояльной к России, в частности, в вопросах агрессии Кремля по отношению к Украине. В то же время уровень толерантности Европарламента в оценках политики Москвы будет подниматься пропорционально увеличению количества представительства левых, националистических и евроскептических партий. В частности, социал-демократы будут выступать против радикальных мероприятий ЕС в отношении России лишь при условии их полного доминирования в руководящих органах Европарламента, мотивируя это интересами обеспечения стабильности европейской экономики, что невозможно без сотрудничества с РФ.

Кремль рассматривает выборы в Европарламент, в первую очередь, через призму возможного создания в ЕП и Еврокомиссии мощного пророссийского лобби. Поэтому российская сторона определилась в вопросах приоритетного сотрудничества с партиями правого и националистического толка. В частности, основные усилия Кремля сосредоточены на предоставлении финансовой поддержки кандидатам от таких политических сил в Венгрии и Франции.

В том случае, если европейские праворадикалы смогут устранить свои разногласия (такие, какие, например, наблюдаются между Партией независимости Великобритании и французским Национальным фронтом, объявившими о невозможности объединения в новом составе ЕП), они получат возможность заблокировать влияние США и евроатлантическую направленность нынешнего курса Брюсселя, что совпадает с планами российской стороны.

В данном контексте Кремль, чтобы обеспечить свои стратегические интересы в Евросоюзе, попытается выступить в роли посредника между правыми политическими силами Европы для их консолидации. При этом планируется торможение развития проекта объединенной/централизованной Европы, продвижение концепции «Европы регионов» и уменьшение влияния Вашингтона и Брюсселя на европейские страны при сосредоточении управления европейскими процессами в Берлине. Задачей-максимумом считается распределение сфер влияния в новой «Европе регионов» между Германией и Францией.


Возможна ли Европа регионов?
Экономический кризис Европы с новой силой возрождает давний политический вопрос о праве наций на самоопределение. Но на смену национально-этническому сепаратизму приходит экономический — богатые регионы стремятся освободиться от бедных в надежде на независимое процветание. А бедные считают, что в самостоятельном плавании станут богатыми.
http://ava.md/

В рамках выборов в Европарламент Кремль также уделяет значительное внимание взаимодействию с рядом субрегиональных организаций, разрабатывающих и воплощающих в жизнь проект «Европы регионов», в частности, Ассоциацией европейских пограничных регионов, Советом коммун и регионов Европы, Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы, Ассамблеей европейских регионов и Федералистским союзом европейских этнических меньшинств.


Ассамблея европейских регионов

В балтийских государствах Россия делает ставку на пророссийские партии, общественные объединения и отдельных политиков, также пытающихся войти в Европарламент. К ним, в частности, принадлежат «Русский интернационал», куда вошли самые большие пророссийские политические и общественные объединения Латвии («Центр согласия» во главе с мэром г. Рига Н. Ушаковым, объединение «Родина» во главе с евродепутатом от Латвии Т. Жданок) и Эстонии («Русский альянс общественных объединений Эстонии»).

Вместе с тем большинство экспертов не склонны переоценивать роль и возможности влияния «правых» на политику ЕС и на формирование персонального состава Еврокомиссии, а также на принятие решений Европейским парламентом в целом. Поскольку общее количество мест правых сил в новом составе ЕП, избранных во Франции, Италии, Бельгии, Венгрии, Австрии, Греции, ФРГ, Литве, Словакии и Швеции, не будет превышать количества 45-ти представителей (в нынешнем ЕП — 26 представителей).

Для создания новой политической группы в Европарламенте на основе правых сил, по регламенту, необходимо получить согласие 25 евродепутатов, которые представляют 7 государств-членов ЕС. Учитывая сравнительно высокий рейтинг французского Национального фронта и ожидаемое получение им около 20 мест в Европарламенте, наиболее достоверно, что лидером объединения «правых» в ЕП будет М. Ле Пэн — приверженка агрессивной пророссийской риторики по отношению к событиям в Украине.


Наиболее
вероятным лидером объединения «правых» в ЕП рассматривается М. Ле Пен, которая склонна к агрессивной пророссийской риторике относительно событий в
Украине
http://www.1tvnet.ru/

В то же время влияния этой условно пророссийской группы в ЕП будет недостаточно для лоббирования необходимых Москве решений, поскольку она (группа) не будет входить в коалицию, формирующую состав Еврокомиссии, а практически все остальные присутствующие в ЕП политические группы не будут сторонниками таких взглядов «правых».

Прогнозируемое расписание политических сил в будущем составе ЕП в целом благоприятно для дальнейшего продвижения процесса евроинтеграции Украины

Кроме правых сил, определенное количество пророссийски настроенных депутатов и кандидатов имеется и среди других политических групп ЕП, в первую очередь среди социал-демократов. Однако практика Европарламента подтверждает приоритетность партийной линии перед личной позицией и взглядами отдельных депутатов, которые могут излагаться лишь во время дебатов, но при голосовании они нивелируются.

В целом прогнозируемое расписание политических сил в будущем составе ЕП в целом благоприятно для дальнейшего продвижения процесса евроинтеграции Украины, в т. ч. для поддержки завершения процедуры подписания Соглашения об ассоциации УКРАИНА-ЕС и введения безвизового режима.