Сторожевые корабли проекта 11661 — (шифр «Гепард», головной корабль — «Татарстан», код NATO — Gepard) — тип сторожевых кораблей (по классификации NATO — корветов) российского и вьетнамского флота. Корабль предназначен для выполнения комплекса задач: поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, несения дозорной службы, проведения конвойных операций, а также охраны морской экономической зоны. Оснащён артиллерийским, противокорабельным, зенитным и противолодочным вооружением.
Корабль имеет мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. Основное оружие корабля — ударный комплекс «Уран» с противокорабельными крылатыми ракетами (ПКР) типа Х-35, имеющий дальность стрельбы до 130 км. Второй корабль этого проекта «Дагестан» является первым кораблём в ВМФ России вооружённым универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», в составе которого может применяться несколько типов высокоточных крылатых ракет как по надводным, так и по береговым целям на удалении до 300 км[2].
Артиллерийское вооружение включает 76,2-мм артиллерийский комплекс АК-176М (152 выстрела) и 30-мм автоматизированную спаренную артиллерийскую установку АК-630М (2000 выстрелов), которое обеспечивает борьбу с морскими, наземными и низколетящими воздушными целями.
Для противовоздушной обороны используются ракетные установки «Оса-МА» с боезапасом 20 ракет. В качестве противолодочного вооружения на корабле установлены два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата, противоторпедного — одна реактивная бомбомётная установка РБУ-6000, ГАС типа МГК-335. Возможно оснащения корабля другими вариантами вооружения, в том числе и противолодочным вертолётом корабельного базирования типа Ка-27.
Первый корабль проекта 11661, «Татарстан» вступил в строй 31 августа 2003 года, став флагманом Каспийской флотилии ВМФ России.
Второй СКР — «Дагестан» введен в состав Каспийской флотилии в начале августа 2012 г.
Сторожевой корабль СКР-112 (проект 159А) был заложен 26 апреля 1967 г. на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Флаг ВМФ СССР поднят 30 мая 1968 г.
Водоизмещение полное: 1060 т.
Главные размерения: 82,13 x 9,1 x 2,83 м.
Силовая установка: 2 ГДТМ-2 (30 000 л. с.) +1 дизель 61-Б (6 000 л. с). Скорость хода максимальная: 32 узла. Дальность плавания: 2 000 миль при 14 узлах. Автономность: 10 суток.
Вооружение: 2 x 2 76-мм артустановки АК-726, 2 x 12 реактивных бомбомёта РБУ-6000, 2 x 5 406-мм торпедных аппарата ПТА-40-159, 22 мины заграждения.
Экипаж: 96 человек (в том числе 8 офицеров)
21 июля 1992 года сторожевой корабль СКР-112 17-й бригады охраны водного района (ОВР) Крымской военно-морской базы под командованием капитан-лейтенанта Сергея Настенко самовольно вышел из базы в районе озера Донузлав, поднял государственный флаг Украины и перешёл в Одессу. Инициаторы перехода заявили, что таким радикальным образом намеревались привлечь внимание руководства Украины к проблеме Черноморского флота (ЧФ), часть личного состава которого уже приняла украинскую присягу и продолжала нести службу в условиях неопределённости правового статуса ЧФ. Национальная пресса сразу же окрестила беглеца, ставшего первым кораблём существовавших пока только на бумаге ВМС, украинским «Потёмкиным». Демонстративная акция СКР-112 придала дополнительный импульс чрезвычайно сложным межгосударственным переговорам по дальнейшему разделу Черноморского флота между Россией и Украиной.
Группа преследования в составе малого десантного корабля на воздушной подушке МДК-184, так и не сбежавшего МПК-93, ракетного катера и сторожевого корабля «Разительный» предприняла несколько попыток остановить СКР-112, опасно маневрируя.
Незадолго до акции СКР-112 в 17-й бригаде ОВР с занимаемых должностей были сняты начальник штаба бригады капитан 2-го ранга Николай Жибарев (за утрату оружия), заместитель командира бригады капитан 2-го ранга Юрий Тарабукин и помощник командира дивизиона капитан-лейтенант Василий Горобец. Командир СКР-112 капитан-лейтенант Сергей Настенко, ранее также принявший украинскую присягу, судя по всему, предполагал, что его ждёт похожая судьба.
17 декабря 1992 года СКР-112 вернулся в Севастополь уже с другим бортовым номером. Это был его последний выход в море.
http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/12226-%D0%B1%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D1%86-%D0%B8%D0%B7-%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%B7%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0/
Противопожарный дезактивационный катер "ПДК-38" проекта 364 был построен на в Рыбинске на судостроительном заводе №341(заводской №366), вступил в строй в 1954 году. Вошел в состав Черноморского флота.
В 1977 г. был переклассифицирован в противопожарный катер, получив новое название "ПЖК-38" . Входил в состав аварийно-спасательной службы (АСС) ЧФ с базированием на Очаков.
15 мая 1993 в Очакове на корабле был поднят украинский флаг, ПЖК-38 перешел к острову Майский к 17-й бригаде спецназа.
01.08.1997 г. "ПЖК-38" был включен в состав Военно-Морских Сил Украины, получил новое название "Борщив" в честь небольшого одноименного украинского села Борщив (Барышевский район Киевской области), с присвоением бортового номера "U722".
С 2004 г. ПЖК "Борщив" входит в состав Центра поисково-аварийно-спасательных работ ВМС Вооруженных Сил Украины.
Водоизмещение стандартное: 145,9 т.
Водоизмещение полное: 180,8 т.
Размеры: длина - 34,9 м, ширина - 6,5 м, осадка - 1,85 м.
Скорость полного хода: 15,7 узлов.
Дальность плавания: 1050 миль при 10 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля М50-6 по 900 л.с., 1 дизель 6ЧСП23/30 450 л.с., 2 дизель-генератора по 12,5 кВт, 3 вала.
Радиотехническое вооружение: навигационная РЛС "Донец-2".
Спец. снаряжение: 4 пожарных ствола по 200 куб.м/ч
Экипаж: 24 чел.
Гвардейский ракетный крейсер «Москва» (ГРКР «Москва») — российский ракетный крейсер, головной корабль проекта 1164 «Атлант».
Представители проекта: Москва | Маршал Устинов | Варяг | Украина
Ракетный крейсер (РКР) "Москва" предназначен для нанесения ударов по крупным надводным кораблям и ударным группировкам противника, обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных групп (КРУГ), решения задач коллективной противовоздушной обороны (ПВО) соединений в удаленных районах. Вспомогательными задачами являются борьба с подводными лодками (ПЛ), огневая поддержка десантных операций, обстрел побережья противника.
C 10 по 23 августа 2008 года корабль в составе корабельного соединения разнородных сил принимал участие в обеспечении миротворческой операции "Принуждение к миру", находясь в восточной части Черного моря.
С 23 ноября 2012 года по 06 февраля 2013 года крейсер нес боевую службу в восточной части Средиземного моря, а в конце января 2013 года принимал участие в учениях ВМФ России совместно с силами Балтийского и Северного флотов. За время похода "Москва" совершила дружественные визиты на остров Кипр и в порты Греции. Всего за кормой флагмана ЧФ осталось более 13 тысяч морских миль.
Гвардейский ракетный крейсер "Москва", являясь флагманом Черноморского флота России, активно участвует в боевой подготовке флота и боевых службах в самых разных уголках Мирового океана.
Вооружение корабля
- противокорабельные ракеты: 16 пусковых установок противокорабельных ракет (16 ракет П-500 "Базальт", после модернизации - 16 ракет П-1000 "Вулкан");
- артиллерийское вооружение: 1x2 130-мм артустановка AK-130, 6 6-ствольных 30-мм артустановок АК-630;
- зенитно-ракетное вооружение: 8x8 пусковых установок Б-204 зенитно-ракетного комплекса С-300Ф "Риф" (боекомплект 64 ракеты), 2x2 пусковых установки ЗРК "Оса-МА" (боекомплект 48 ракет);
- противолодочное вооружение: 2x5 533-мм торпедных аппарата, 2x12 реактивных бомбомета РБУ-6000;
- авиационное вооружение: 1 вертолет Ка-27
|
|
|
«Североморск» — большой противолодочный корабль проекта 1155.
Большой противолодочный корабль (БПК) — класс кораблей советского и российского военно-морских флотов, введённый 19 мая 1966 года. В соответствии с названием корабли класса предназначены прежде всего для борьбы с подводными лодками вероятного противника в океанской зоне. В военно-морских силах других стран класс больших противолодочных кораблей соответствует эскадренному миноносцу (DD)
Представители серии: «Удалой» • «Вице-адмирал Кулаков» • «Маршал Василевский» • «Адмирал Захаров» • «Адмирал Спиридонов» • «Адмирал Трибуц» • «Маршал Шапошников» • «Североморск» • «Адмирал Левченко» • «Адмирал Виноградов» • «Адмирал Харламов» • «Адмирал Пантелеев»
«Адмирал Чабаненко» • «Адмирал Басистый» • «Адмирал Кучеров»
Основные тактико-технические характеристики БПК проекта 1155:
Водоизмещение полное 8400 т
Длина 162.8 м
Ширина 19 м
Осадка 7, 7 м
Мощность газотурбинной установки 61 000 тыс.л.с
Скорость хода до 30 узлов
Дальность плавания 14 уз. ходом 3000 миль
БПК «Североморск» приступил к охране от сомалийских пиратов очередного каравана судов Mar. 4th, 2013 at 5:43 PM
Экипаж большого противолодочного корабля (БПК) «Североморск» приступил к сопровождению очередного каравана гражданских судов из акватории Красного моря в Аравийское.
Караван, сопровождаемый российскими военными моряками, состоит из 9 судов под флагами Греции, Панамы, Либерии, Таиланда, Маршалловых островов, Индии и Тувалу. Четверо из 183 моряков, находящихся на них в составе экипажей, имеют российское гражданство. Планируется, что 8 марта суда прибудут в назначенную точку в Аравийском море, где моряки-североморцы приступят к формированию очередного каравана, следующего в обратном направлении.
а время дальнего похода, начавшегося 18 декабря 2012 года, моряки Северного флота оставили за кормой более 12500 морских миль, обеспечили безопасный переход в Индийский океан новейшему российскому ледокольному судну «Витус Беринг» и осуществили деловые заходы в порты Сеута (Испания) и Суда (Греция). Экипаж БПК «Североморск» принял участие в крупномасштабных учениях ВМФ России в Средиземном море и в международном антипиратском учении с кораблем ВМС НАТО (ДВКД «Сан Марко»), также задействованном в обеспечении безопасности гражданского судоходства в акватории Аденского залива и вдоль побережья Африканского рога.
Многоканальный всепогодный зенитно-ракетный комплекс морского базирования предназначенный для отражения массированных налетов с применением средств воздушного нападения (низколетящих противокорабельных и противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб и т. п.) в ближней зоне (до 12 км).
Может быть размещён на кораблях водоизмещением более 800 тонн. Данным комплексом вооружены:
9М330-2 одноступенчатые твердотопливные телеуправляемые, унифицированные с ракетой сухопутных войск «Тор-М1» (по классификации МО США и НАТО SA-15 Gauntlet).
Подпалубные пусковые установки комплекса «Кинжал» состоят из 3-4 пусковых модулей барабанного типа по 8 ТПК с ракетами в каждом. Вес пускового модуля без ракет — 41,5 тонны, занимаемая площадь — 113 кв. м. Расчет комплекса состоит из 8 человек.
Старт ракеты — вертикальный, с помощью газовой катапульты, после покидания ПУ происходит запуск маршевого двигателя и склонение ракеты газодинамической системой на цель. Перезарядка — автоматическая, интервал пуска — 3 секунды
Кроме ЗУР комплекс Кинжал может управлять огнем 30-мм автоматов АК-360М, производя дострел уцелевших целей на расстоянии до 200 метров.
РБУ-6000 (сокр. от «Реактивно-бомбовая установка-6000», наименование — «Смерч-2») — советский реактивный морской бомбомёт со стационарной наводящейся в двух плоскостях установкой с двенадцатью радиально расположенными стволами. Предназначен для уничтожения подводных лодок и атакующих торпед противника.
Калибр, мм | 212 |
Число стволов | 12 |
Дальность стрельбы, м | 6000 м |
Скорострельность в залпе, выстр/мин | 2,4 |
Характеристики бомбы | |
---|---|
Масса бомбы, кг | 119,5 |
Скорость полёта бомбы, м/с | 400 |
Скорость погружения в воде, м/с | 11,6 |
Глубина погружения, м | 450 |
Радиус подрыва бомбы, м | 6 — 50 |
АК-630 — 30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка АО-18. В наименовании «6» означает 6 стволов, 30 — калибр. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.
Огневые характеристики:
В боекомплект артустановок АК-630 и АК-306 входят два типа выстрелов:
УРК-5 «Раструб-Б» — советский универсальный ракетный комплекс. Используется для вооружения больших противолодочных проекта 1134-Б, 1155 и сторожевых кораблей проекта 1135 с целью уничтожения подводных лодок (ПЛ), а также боевых надводных кораблей (НК) и транспортов вероятного противника.
В состав комплекса УРК-5 входят:
Крылатая ракета 85РУ комплекса УРК-5 несет на пилоне боевую часть - малогабаритную (калибр 400мм) противолодочную самонаводящуюся торпеду УМГТ-1. Применение в противолодочном ракетном комплексе управляемой крылатой ракеты обеспечивает существенное повышение эффективности комплекса по сравнению с применением баллистической ракеты аналогичного назначения. Для поражения надводных кораблей ракета 85РУ имеет тепловую головку самонаведения и дополнительный заряд взрывчатого вещества (вес 185кг), расположенный в гондоле ракеты.
Пусковые установки КТ-106 имеют четыре контейнера и наводятся в горизонтальной плоскости, что позволяет производить атаку без дополнительного маневрирования. Стрельба производится двухракетными залпами или одиночными ракетоторпедами. По команде корабельной системы управления торпеда в расчетной точке нахождения ПЛ отделяется от ракеты и приводняется на парашюте, затем заглубляется, проводит циркуляционный поиск системой самонаведения и поражает цель. Скорость торпеды УМГТ-1 - 41 узел, дальность хода 8 км, глубина хода 500 м, радиус реагирования системы самонаведения 1,5 км.
Основные тактико-технические характеристикиРакетный сторожевой корабль (СКР) «Ярослав Мудрый» (при закладке «Неприступный») — сторожевой корабль (по классификации NATO — фрегат) Балтийского флота ВМФ России. Второй из построенных кораблей проекта 11540 «Ястреб». Корабль предназначен для поиска, обнаружения и слежения за подводными лодками противника, для обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесения ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.
В июле 2010 года сообщалось, что совместно с СКР «Неустрашимым» корабль в 2011 году, после согласования этого вопроса с Украиной, будет перебазирован на Черноморский флот и будет ориентирован командованием ЧФ на поддержание оперативного режима в зоне ответственности флота — Черном и Средиземном морях. Однако переход не состоялся.
По сообщениям СМИ, 25 апреля 2012 год корабль, с согласия Командующего Балтийским Флотом вице-адмирала В.В. Чиркова, «был передан под шефство главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны.
Сторожевой корабль БФ «Ярослав Мудрый» примет участие в военно-морском учении «ФРУКУС-2013», учение пройдет с 25 июня по 2 июля у берегов Франции с участием боевых кораблей России, США, Великобритании и Франции.
Корабль вооружен ракето-торпедным комплексом "Водопад-НК", производящим стрельбу, как противолодочными ракетами, так и торпедами. Боезапас - 6 противолодочных ракет или торпед с дальностью стрельбы до 120 км. Две трехтрубные горизонтальные пусковые установки установлены по каждому борту в направлении носовой части корабля и фиксированным углом подъема около 20°.
Комплекс противокорабельных ракет "Уран" включает две восьмиконтейнерные пусковые установки с 16 ПКР К-35 и автоматизированную систему управления. Ракета K-35 оснащена инерциальной системой управления, обеспечивающей управление ракетой в полете, и активной радиолокационной головкой наведения, обеспечивающей обнаружение, наведение и уничтожение цели. Система наведения ракеты обладает высокой живучестью против электронного противодействия противника. Для успешного преодоления системы противоракетной обороны противника ракета имеет малую отражающую поверхность и низкую траекторию полета. В начальной фазе высота полета составляет 10-15 м выше уровня моря, но в фазе подлета к цели ракета при скорости 280-300 метров в секунду снижается до высоты 3-5 м над уровнем моря. Минимальные и максимальные дальности полета от 5 до 130 км. Полетный вес - 603 кг.
Комплекс ПВО "Клинок" обеспечивает защиту корабля от противокорабельных ракет, беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, кораблей противника, а также оружия берегового базирования. Четыре модуля вертикального пуска установлены в носовой части корабля за корабельным 100 мм орудием. Комплекс состоит из автоматизированной системой управления стрельбой и подпалубную пусковую установку с четырьмя барабанами, каждый с восемью ракетами 9M330 (32 ракеты). Ракета является морской версией ракеты СА-15.
Основные характеристики | |
---|---|
Водоизмещение | 3 590 (стандартное), 4350 тонн (полное) |
Длина | 129,8 м (наибольшая), 117,2 м (по КВЛ) |
Ширина | 15,6 м (наибольшая), 14,2 м (по КВЛ) |
Скорость хода | 30 узлов (полная), 18 узлов (экономическая) |
Автономность плавания | 30 суток, дальность хода – около 3000 миль |
Экипаж | 214 человек, в том числе 27 офицеров |
Вооружение | |
Артиллерия | 1 х АК-100 |
Ракетное вооружение | 2х4 ПУ ПКР «Х-35», 4x8 ПУ «Кинжал», 2 ЗРАК «Кортик» |
Противолодочное вооружение | 2x3 533-мм ТА, 1 х РБУ-6000, 2 х «Водопад-НК» |
Авиационная группа | 1 вертолёт «Ка-27» |
Назначением корабля, в соответствии с ОТЗ, являлось: противовоздушная оборона кораблей и транспортов в море от атак низколетящих самолетов и управляемых реактивных снарядов (крылатых ракет), а так же противолодочная оборона (ПЛО) кораблей и транспортов в море.
В настоящий момент переклассифицирован в ракетный сторожевой корабль (СКР), весьма активно используется в боевых службах Черноморского флота. В 2003 году в составе группы кораблей Черноморского флота участвовал в совместных океанских учениях в Индийском океане совместно с Тихоокеанским флотом и с ВМС Индии. В 2006 году проходил плановый ремонт в Новороссийске. В период 30.10-19.11.2011 корабль принимал участие в российско-итальянских военно-морских учениях "Иониекс-2011" в Средиземном море. С 1 апреля по 31 мая 2012 года нёс боевую службу в Средиземном море с заходом в порт Тартус (Сирия). В октябре 2012 года нес боевую службу в Средиземном море.
Основные характеристики | |
---|---|
Водоизмещение | 3400 т (стандартное), 4300 т (полное) |
Длина | 131,96 м (по КВЛ), 143,95 м (наибольшая) |
Ширина | 13,99 м (по КВЛ), 15,78 м (наибольшая) |
Осадка | 4,47 м (средняя) |
Двигатели | ГТУ |
Мощность | 46 800 (по другим данным 72 000) л. с. |
Скорость хода | 30,24 узла (полная), 34-35 узлов (максимальная) |
Дальность плавания | 1520 миль на 33 узлах, 2700 (по другим данным — 3500) миль на 18 узлах |
Автономность плавания | 10 суток (по запасам провизии) |
Экипаж | 266 человек (в том числе 22 офицера) |
Вооружение | |
Радиолокационное вооружение | 2 РЛС обнаружения ВЦ и НЦ МР-310, 2 РЛС управления артиллерийской стрельбой МР-105 |
Радиоэлектронное вооружение | ГАС кругового обзора «Титан» |
Зенитная артиллерия | 2x2 76-мм АУ АК-726 |
Ракетное вооружение | 2х2 ПУ ЗРК «Волна» |
Противолодочное вооружение | 2х12 213-мм РБУ-6000 (192 РГБ-60), 2х6 305-мм РБУ-1000 (48 РГБ-10) |
Минно-торпедное вооружение | 1х5 533-мм ТА ПТА-53-61 |
Авиационная группа | 1 вертолёт Ка-25 |
Авианосец типа «Нимиц». Второй корабль в серии. Назван в честь 34-ого президента США Дуайта Эйзенхауэра.
3 августа 2012 года американский атомный авианосец «Эйзенхауэр» вместе с кораблями боевого охранения вошел в Персидский залив, в дополнение к авианосной ударной группе ВМС США, уже находящейся на боевом дежурстве к востоку от Ормузского пролива, соединяющего Персидский залив с Аравийским морем во главе с атомным авианосцем «Энтерпрайз». Это произошло после того, как 21 июля 2012 года меджлис Ирана большинством голосов поддержал законопроект о перекрытии Ормузского пролива.
Боевое применение авианосца происходит в составе авианосных ударных групп (АУГ) или авианосных ударных соединений (АУС) оперативных флотов, развертываемых в зоне конфликта. При развертывании на боевую службу на базе корабельных соединений воздушных сил флота формируются оперативные АУГ. В них, кроме авианосца и крейсера (крейсеров) УРО, включаются фрегат и два эсминца УРО, атомная подводная лодка и транспорт снабжения.
АУГ может вести боевые действия без пополнения запасов до 14 суток, наносить удары по кораблям в море на глубину до 925 км, по береговым объектам — около 1600 км. Способность АУГ перемещаться за сутки на расстояние 1100-1300 км обеспечивает относительную скрытность, а следовательно, и внезапность действий, позволяющую быстро прибыть в назначенный район.
Основными задачами АУГ в военное время являются: (http://modernarmy.ru/article/73)
Основным ударным оружием АУГ является авиакрыло численностью до 90 единиц и 500 высокоточных крылатых ракет морского базирования «Томагавк» на кораблях УРО (в настоящее время - системы «Иджис»).
В состав авиакрыла входят:
В мирное время с помощью АУГ США осуществляют одно из ключевых стратегических заданий национальной безопасности страны - демонстрацию силы в ключевых регионах мира.
Ударная группа авианосца Дуайт ЭйзенхауэрМогучий Айк - головной корабль 8 ударной авианосной группы (CSG-8, CARSTRKGRU 8 или полное наименование - Carrier Strike Group Eight) базирующейся в Норфолке (штат Вирджиния). В настоящий момент состав группы следующий:
USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69)
USS Hué City (CG-66) - ракетный крейсер типа "Тикондерога". Девиз - " Верность, мужество, честь" (fidelity, courage, honor).
USS Farragut (DDG-99) - эскадренный миноносец типа "Арли Бёрк". Помимо 2 ПУ системы "Иджис" (Aegis) может комплектоваться крылатыми ракетами "Томагавк" (Tomahawk) и другими крылатыми ракетами. На корабле базируются 2 вертолета. Девиз - "К бою готов" (Prepared for battle).
USS Jason Dunham (DDG-109) - эскадренный миноносец типа "Арли Бёрк". Девиз "Semper Fidelis, Semper Fortis" - лат. "Всегда верный, всегда сильный" (Always faithful, always strong)
USS Winston S. Churchill (DDG-81) - эскадренный миноносец типа "Арли Бёрк". Девиз: "На войне - решительный, в поражении - неповиновенный, в победе - великодушный, в мире - доброжелательный" (In war: Resolution; In Defeat: Defiance; In Victory: Magnanimity; In peace: Good Will).
Основные характеристики | |
---|---|
Водоизмещение | 97 000 тонн |
Длина | 340 м, по ватерлинии — 317 м |
Ширина | 76,8 м, по ватерлинии — 40,8 м |
Осадка | 11,3 м |
Двигатели | 2 реактора, 4 турбины |
Мощность | 260 000 л. с. (191 МВт) |
Скорость хода | 30 узлов (56 км/ч) |
Экипаж | 3200 человек, Авиакрыло: 2480 человек |
Вооружение | |
Ракетное вооружение | 2 × RIM-7 Sea Sparrow, 2 × RIM-116 |
Авиационная группа | 90 самолётов и вертолётов |
Крейсер УРО «Хью Сити» класса «Тикондерога». Основными задачами крейсера «Хью Сити» является поддержка боевых действия в море ударной авианосной или амфибийно-десантной групп, их защита против скоординированных ударов надводных кораблей, подводных лодок, самолетов и ракет противника. Каждый крейсер типа «Тикондерога» приспособлен для действий в условиях применения оружия массового поражения. Корабли данного типа явились первыми боевыми кораблями ВМС США, оснащенными боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Иджис» ( AEGIS). Крейсеры класса «Тикондерога» считаются наиболее опасными среди судов такого типа.
Основу корабля составляет компьютеризированная система зональной противовоздушной обороны «Иджис», которая имеет радиолокационную станцию SPY-1A с двумя парами фазированной антенной решеткой, способная как управлять своими самолетами, так и одновременно обеспечивать наблюдение, обнаружение и слежение за целями по всей верхней полусфере над и вокруг корабля. Используемые ракеты — «Стандарт» SM2-ER на двух пусковых установках Мк 26 считаются эффективным средством противодействия массированным атакам высокоманевренных самолетов, взаимодействующих с высотными и низковысотными противокорабельной ракеты, запущенными как с поверхности, так и из-под воды, в условиях интенсивного РЭП. С шестого корабля две пусковых установки Мк 26 и их магазины для боеприпасов будут заменены на две вертикальные пусковые установки Мк 41, рассчитанные на размещение 122 ракет «Томагавк», «Гарпун», «Стандарт» SM2-ER и противолодочных ракет вместо 104 ракет, которые несли первые корабли.
Тактико-технические характеристики Класс «Тикондерога»
Водоизмещение, т: полное 9600.
Размеры, м: длина 172,8, ширина 16,8, осадка 9,5.
Главная энергетическая установка - четыре газотурбинных установки LM 2500 фирмы «Дженерал Электрик», работающие на два вала, мощностью, л. с. (кВт): 80 000 (59 655).
Скорость хода, узлов: 30.
Самолет: два многоцелевых вертолета SH-2D «Сиспрайт» или SH-60B «Сихок»
Вооружение: две восьмизарядные пусковые установки с 16 противокорабельными ракетами «Гарпун», две спаренные пусковые установки для зенитной управляемой ракеты «Стандарт» SM2-ER и противолодочных ракет ASROC (боекомплект соответственно 68 ракет и 20 ракет), две одноствольные 127-мм артиллерийские установки, два 20-мм зенитных артиллерийских комплекса самообороны «Фаланкс», два трехтрубных торпедных аппаратов Мк 32 калибра 324 мм с боезапасом 14 торпед Мк46
Электроника: две объединенные фазированные антенные решетки SPY-1A«Иджис», радиолокационная станция обнаружения воздушных целей SPS-49, радиолокационная станция обнаружения надводной (наземной) цели SPS-10, система SPQ-9A системы управления огнем, четыре радиолокационные станции системы управления огнем SPG-62 для зенитная управляемая ракета «Стандарт», один комплект средств радиоразведки SLQ-32, четыре пусковых устройств Мк 36 Super RBOC для постановки дипольных отражателей, система спутниковой навигации NAVSAT, одна гидроакустическая станция SQS-23, гидроакустическая станция SQR-19 с буксируемой антенной решеткой, спутниковая система связи SATCOMM.
Экипаж, чел.: 360.
Надпись на транспаранте, размещённом на борту головного крейсера типа «Тикондерога» в 1983 году: «Stand by admiral Gorshkov: “Aegis” — at sea!» («Адмирал Горшков, имейте в виду: «Иджис» — в море».)
Эскадренные миноносцы типа «А́рли Бёрк» (англ. the Arleigh Burke class destroyers) — тип эскадренных миноносцев УРО (с управляемым ракетным оружием) четвёртого поколения. К числу основных боевых задач, поставленных перед эскадренными миноносцами УРО типа «Арли Бёрк», относятся:
Второстепенными задачами кораблей этого типа являются:
Благодаря боевым возможностям системы «Иджис», эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» способны вести скоротечный трёхмерный бой (с одновременным обеспечением противовоздушной, противокорабельной и противолодочной обороны) в условиях высокой степени угрозы со стороны противника. По сравнению с крейсерами «Тикондерога», эсминцы типа «Арли Бёрк» имеют меньшие габаритные размеры, лучшие параметры остойчивости и боевую живучесть, а также оснащены преимущественно более поздними и более совершенными модификациями систем радиоэлектронного, зенитно-ракетного и артиллерийского вооружения.
Все эсминцы серии IIA оборудованы средствами спутниковой связи, позволяющей членам корабельной команды звонить в любое время домой либо пользоваться Интернетом. Эскадренный миноносец «Джейсон Данхем» назван в честь Джейсона Данхема, первого морского пехотинца, награждённого Медалью Почёта за участие в операции «Свобода Ираку».
Основные характеристики (эсминцы серии IIA) | |
---|---|
Водоизмещение | 9648 тонн (полное) |
Длина | 155,29 м наибольшая |
Ширина | 20,4 м (наибольшая) |
Высота | 45,7 м (от уровня ватерлинии до топа мачты) |
Бронирование | Кевларовая защита основных боевых постов, двигателей и систем вооружения |
Двигатели | 4 газотурбинные установки General Electric LM2500-30 |
Мощность | 105 000 л. с. |
Скорость хода | 32 узла (максимальная), 20 узлов (крейсерская) |
Дальность плавания | 4400 — 4890 морских миль на 20 узлах, 6000 морских миль на 18 узлах |
Экипаж | 380 человек (в том числе 32 офицера) |
Вооружение | |
Тактическое ударное вооружение | 2 ПУ Mark 41 системы «Иджис» на 32 (носовая) и 64 (кормовая) ячейки, от 8 до 56 ракет Tomahawk. |
Артиллерия | 1*1 127-мм АУ Mark 45. Mod. 2/54 клб (на эсминцах серии IIA — 1*1 127-мм АУ Mark 45. Mod. 4/62 клб), боезапас — 680 снарядов |
Зенитная артиллерия |
2 6-ствольных 20-мм ЗАК Mark 15 Phalanx CIWS (не устанавливаются на корабли, начиная с DDG-85), 2 25-мм ЗАУ Bushmaster (на некоторых кораблях), 4 12,7-мм пулемёта M2HB |
Ракетное вооружение |
2*4 ПКР Harpoon (8 ракет) (отсутствуют на эсминцах серии IIA) до 74 ракет SM-2 или SM-3 в ПУ Mark 41 системы «Иджис», 24 ракеты RIM-7 Sea Sparrow(только на кораблях серии IIA) |
Противолодочное вооружение | ПЛУР RUM-139 ASROC |
Минно-торпедное вооружение | 2*3 324-мм торпедных аппарата Mark 32 (6 торпед Mark 46 или Mark 50) |
Авиационная группа | 2 вертолёта SH-60 LAMPS III, вертолётный ангар |
Корабли класса «Иводзима» находились в составе ВМС США на протяжении 20 лет и предназначались скорее для высадки десантов на вертолетах, чем с помощью других средств. По своим размерам и конструкции они напоминают конвойные авианосцы времен Второй мировой войны. Каждый из кораблей этого типа способен вместить усиленный батальон морской пехоты со штатной техникой, оборудованием и припасами. Вертолетные ангары способны вместить 24 машины (то есть усиленную вертолетную эскадрилью). Из семи построенных кораблей типа «Иводзима» к середине 90-х годов на службе в ВМС США оставались только два.
Десантные вертолетоносцы типа «Иводзима» стали первыми кораблями, специально разрабатывавшимися и построенными для использования вертолетов. Каждый корабль этого типа может нести на борту усиленную вертолетную эскадрилью, усиленный батальон морской пехоты со штатной техникой, оборудованием и припасами, а также обслуживающий персонал.
"Иводзима" внешне напоминала старые авианосцы того времени, когда те еще не имели угловой палубы. Ее отличала большая высота борта - полетная палуба отстояла от поверхности воды более чем на 15м. На корабле имелось до восьми посадочных мест для самых тяжелых вертолетов того времени, а всего "Иводзима" могла брать до 30 машин различного веса. Огромные бортовые лифты поднимали из ангара как сами вертолеты, так и различные грузы массой до 17 т. В нерабочем положении площадки лифтов разворачивались вертикально, уменьшая ширину судна и закрывая ангар. Вертолетоносцы имели обширные жилые и грузовые помещения, а также мастерские. Впервые ударный десантный корабль мог постоянно содержать на борту 2000 человек с полным вооружением, причем в условиях, которые солдаты назвали бы просто райскими. Достаточно сказать, что медицинская часть включала полтора десятка специализированных кабинетов, в том числе зубоврачебный и рентгеновский. Для большего комфорта суда имели пассивные успокоители качки (типа цистерн Фрама), заодно облегчавшие взлет и посадку вертолетов в плохую погоду. Казалось, конструкторы продумали почти все, но... За словом "почти", увы, стояло полное отсутствие плавающих высадочных средств. Вера в вертолеты поначалу оказалась настолько сильной, что плашкоуты признали излишними. В результате выгрузка техники просто не успевала за очень быстрым десантированием морской пехоты, поскольку надо было доставить катера на другом корабле, спустить их на воду, подогнать к борту вертолетоносца, загрузить тяжелыми машинами и отправить на берег. Образовывался значительный разрыв между первым броском и последующими наступательными действиями.
Корабль управления Военно-Морских Сил Украины «Славутич» U510 был заложен и строился как большой разведывательный корабль — корабль освещения подводной обстановки проекта 12884. По другим данным, первоначально проект разрабатывался как специальное судно вспомогательного флота ВМФ — база по разгрузке и обезвреживанию реакторов атомных подводных лодок. Корабль специальной постройки стал единственным такого типа за всю советскую и постсоветскую историю судостроения. При закладке был назван ССВ-189 «Приднепровье». После распада СССР принят в состав ВМС Украины, где был переименован в «Славутич». До июля 1994 года имел бортовой номер 800, затем U510.
В 90-е годы БРЗК «Славутич» проводя плановые походы по Чёрному морю «наводил шорох» в военно-морских силах стран Черноморского бассейна и заставлял их приводить флоты в состояние повышенной боевой готовности. Кроме сбора разведывательной информации Военно-Морские Силы Украины используют КУ «Славутич» в качестве корабля управления для осуществления координации боевых действий небольшого соединения кораблей.
В конструкции корабля предусмотрена сквозная внутренняя шахта для опускаемой цилиндрической антенны, однако в связи с распадом СССР станция так и не была установлена. В дальнейшем шахту предполагалось использовать для скрытного вывода боевых пловцов-диверсантов.
Технические характеристики: (http://ship.bsu.by/ship/102386)
Длина - 106 м;
Ширина - 16 м;
Осадка - 6 м;
Водоизмещение - 5700 тонн;
Силовая установка - дизельная, одновальная, мощностью 5236 л. с.;
Скорость - 16,5 узла;
Дальность плавания - 13000 миль;
Экипаж - 129 человек;
Офицеров - 19 человек;
Вооружение:
Вооружение: 4 пусковых установки МТУ-4 ЗРК "Стрела-3" (16 зенитных ракет),
2х6 30-мм артустановки АК-306,
2х2 14,5-мм установки 2М-7,
1х1 45-мм салютная пушка 21КМ,
комплекс выстреливаемых помех ПК-10 (2 пусковые установки).
Радиотехническое вооружение: НРЛС "Вайгач-У"
Гидрографическое исследовательское судно пр.861 "Челекен" было построено в Польше на верфи «Сточни Полночни», заводской №17, вошло в состав флота 30.05.1970 г. Входило в состав 176-й отдельного дивизиона океанографических исследовательских судов, базировавшийся на Севастополь.
За свою историю судно неоднократно участвовало в различных экспедициях. Для исследований на борту судна имеется все необходимое - два малых гидрографических катера, соответствующие приборы и оборудование. Виды наблюдений, которые осуществляет данное судно - это батитермографные наблюдения, морская метеорология, наблюдения за течением, химическая гидрология.
Характеристики судна «Челекен»: http://flot.sevastopol.info/ship/gidrograf/cheleken.htm
Водоизмещение около 1600 тонн
скорость полного хода 17,3 узла,
дальность плавания 8900 миль при скорости экономического хода 11 узлов.
На судне имеется грузовой трюм размером 6,7х5,7х2,8 метра на 40 тонн, а так же возможность размещения до 20 тонн груза на палубе в районе крана.
Радиотехнические средства представлены двумя РЛС "Дон" и радиопеленгатором АРП-50Р.
Крановое оборудование - кран AN718 грузоподъемностью в 7 тонн и одна кранбалка на 150 кг.
Автономность судна 35 суток.
Большой противолодочный корабль проекта 1134Б. Корабль был включён в состав кораблей ВМФ СССР 25 декабря 1969 года. Предназначен прежде всего для борьбы с подводными лодками вероятного противника в океанской зоне. В военно-морских силах других стран класс больших противолодочных кораблей соответствует эскадренному миноносцу.
В 1976 году в течении 6 месяцев выполнял задачи боевой службы в Средиземном море. Неоднократно участвовал в различных океанских и морских учениях, боевых службах в Средиземном море.
В конце 80-х годов на нем было модернизировано радиолокационное вооружение (установка нового радара).
С 16 июня по 10 июля 1993 года «Керчь» находилась на своей последней в XX веке боевой службе. За время похода дважды (21 и 23 июня) был зафиксировал контакт с атомными ПЛ США. В 1994 году «Керчь» выходила в семнадцатисуточный поход в Средиземное море для обеспечения визита Президента России Б. Н. Ельцина в Грецию. Задачи обнаружения иностранных ПЛ в походе не решались.
После вывода из состава флота ПЛК "Москва" с 27.04.1994 г. и до момента вступления в строй из ремонта ГРКР "Москва" 12.06.1997 г. являлся флагманом Черноморского флота.
В июне 2011 года БПК «Керчь» осуществлял двухнедельное слежение в акватории Черного моря за ракетным крейсером ВМС США «Монтеррей».
За время нахождения в составе сил постоянной готовности «Керчь» прошла более 180 000 морских миль, в ходе проведения противолодочных операций в течение восьми часов поддерживала контакт с иностранными атомными подлодками и в течение 40 часов — с дизельными.
В настоящий момент находится в составе 30 дивизии надводных кораблей ЧФ
1 вертолет Ка-25ПЛ, 2 счетверенные пусковые установки противолодочного ракетного комплекса "Метель", пусковые установки зенитно-ракетного комплекса "Шторм", пусковые установки зенитно-ракетного комплекса "Оса-М", 2 двухорудийные 76 мм артиллерийские установки АК-726, 4 шестиствольные 30 мм артиллерийские установки АК-630, 2 пятиконтейнерных 533 мм торпедных аппарата, 2 реактивные бомбометные установки РБУ-6000, 2 реактивные бомбометные установки РБУ-1000.
Сторожевой корабль, по современной классификации - фрегат. Закладывался как сторожевой корабль, проекта 11351 «Нерей» под имененм «Киров», ныне флагман ВМС Украины. Нынешнее имя корабль получил в честь гетмана Петра Кононовича Сагайдачного. В июне 1992 года перешел в собственность ВМС Украины. Бортовой номер U-130.
Тактико-технические характеристики фрегата
Водоизмещение стандартное: 3274 т.
Водоизмещение полное: 3642 т.
Размеры: длина - 123 м, ширина - 14,2 м, осадка - 4,8 м.
Скорость полного хода: 31 уз.
Дальность плавания: 3636 миль при 14 узлах, 1600 миль при 30 узлах
Силовая установка: 1х46000 л.с. ГТА М7К (2х6000 л.с. маршевая М62, 2х17000 л.с. форсажная М8К) - зав.№201-203 (на последних М7Н - зав.№207-209), ДГ ДГАС-500МШ по 500 кВт
Вооружение: 1х1 100-мм артустановка АК-100, 2х6 30-мм автоматы АК-630М, 1х2 пусковая установка ЗИФ-122 зенитно-ракетного комплекса «Оса-МА2», 2х4 533-мм торпедных аппарата ЧТА-53-1135, 2х12 реактивные бомбовые установки РБУ-6000 «Смерч-2», 1 вертолет Ка-27ПС.
Радиотехническое вооружение: РЛС общего обнаружения МР-760 «Фрегат-МА», РЛС РЭБ МП-401С «Старт-С», НРЛС «Волга»,ГАС МГК-335С «Платина-С», ГАС МГ-345 «Бронза», ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста», ГАС приема сигналов гидроакустических буев МГС-407, станция обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110КМ, комплекс связи Р-782 «Буран», СУ МР-114 «Лев».
Экипаж: 193 чел.
Зарубежные визиты корабля:
- в июне 1994 г. совершил официальный визит во Францию;
- в 1995 году совершил деловой визит в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) на выставку оружия "Айдекс-95", в том же году корабль посетил порт Варна (Болгария) и Специя (Италия).
- в 1996 г. совершил первый трансатлантический поход во главе отряда кораблей ВМС Украины в США в порт Норфолк. Тогда же совершены деловые визиты (дважды) в порты Гибралтар (Великобритания) и в Понта-Делгада (Португалия) на Азорских островах. В этом же 1996 г. посещал Поти, Стамбул и Варну.
- в 1999 г. в июне месяце совершил официальный визит в составе отряда кораблей ВМС Украины в Израиль в порт Хайфа.
- в 2000-2004 г. самостоятельно и в составе групп кораблей посещал различные порты Турции, Болгарии.
- в 2008 году фрегат на протяжении 3 месяцев принимал участие в операции "Активные усилия" в Средиземном море.
14-я дивизия подводных лодок (сокращённо: 14-я ди ПЛ) — соединение подводных сил Черноморского флота, существовавшее в период с 1967 по 1994 годы. Дивизия была сформирована 30 марта 1967 года в составе 153-й (с базированием на Южную бухту Севастополя), 155-й и 27-й бригад (с базированием на Балаклаву и 381-го дивизиона подводных лодок (с базированием на Феодосию); подчинялась непосредственно командующему Черноморским флотом. Дивизия базировалась в трёх военно-морских базах Крыма, на момент формирования имела в своём составе 47 подводных лодок (из них больших — 1, средних — 34, малых — 12) с суммарным торпедным залпом по морским и береговым целям — более 400 торпед. Шесть пл проектов 644, 665 и 651 (С-69, С-158, С-162, С-164, Б-67, Б-318) были оборудованы крылатыми ракетами П-5. Управление дивизией находилось в Балаклаве, там же на объекте К-825 находился защищённый командный пункт дивизии с узлом специальной связи. Дивизия была расформирована 15 декабря 1994 года.
Подводная лодка Б-877 «Алроса» http://grafskaya.com/?p=6937
С 1969 года подводные лодки дивизии на постоянной основе несли боевую службу в Чёрном море (на каждую из них выходила 1 ракетная и 1 торпедная подводная лодка). В 1969 году на боевую службу вышло восемь подводных лодок, в следующем одиннадцать. Далее до 1975 года на боевой службе в Чёрном море ежегодно находилось десять-одиннадцать подводных лодок. Так как ракетных лодок для несения постоянной боевой службы не хватало, на боевых дежурствах они находились дольше, чем торпедные лодки. http://ru.wikipedia.org
Первая в СССР подземная военно-морская база для подводных лодок, Балаклава, возведена в 1950–1960-е годы и функционировала вплоть до распада Советского Союза. В соответствии с проектом ГТС № 825 должно было без малейшего ущерба выдерживать прямое попадание 100-килотонного ядерного боеприпаса (в 4–5 раз более мощного сброшенной в августе 1945 года на Хиросиму атомной бомбы).
В 1990 г. начался развал Черноморского флота, многие корабли и в том числе подлодки были проданы на слом. А в 1991 г. развалился «союз нерушимый республик свободных», и флот долго и мучительно стали делить Россия и Украина. В мае 1994 г. в свой последний парад на день Флота в Севастополе вышла последняя подлодка проекта 613, а 15 декабря 14 дивизия вообще была расформирована; за 27 лет через дивизию прошли 130 лодок. Сразу после этого командование ЧФ принимает решение упразднить базу подлодок в Балаклаве. На территории военного городка, где была 155-я бригада подлодок, начала базироваться часть национальной гвардии Украины. В ходе раздела КЧФ Украине досталась всего одна подлодка Б-435 проекта 641, получившая название «Запоріжжя», её поставили в плавучий док в Балаклаве, а позднее отбуксировали в Николаев.
После всех этих событий объект К-825 потерял свой смысл, с 1994 г. боевое охранение было снято и он надолго стал «самыми главными копями» цветных металлов в Балаклаве. Власти о бывшей секретной базе напрочь забыли, на полуразвалившихся и полностью разграбленных остовах зданий красовались многочисленные надписи типа: «Собственность Погранвойск Украины» или «Дембель неизбежен». Секретный судоремонтный завод, только на проходку штольни которого ушло около 70 миллионов советских рублей, попросту стал никому не нужен. 1 декабря 1995 года город Севастополь и прилегающий район стал открыт для свободного посещения. Много желающих потянулось в Балаклаву, чтобы посмотреть уникальный объект или хоть чем-то поживиться. Сотни метров силовых кабелей, люки, станки и, вообще, всё, что можно было вынести, было разграблено дотла. Местные жители штольню прозвали «труба» или «чёрная дыра», где иногда безвести пропадали незадачливые «старатели» и прочие искатели приключений. Из подземного города вывезли несколько сотен тысяч тонн металла, на чём «подняли» не один миллион долларов. За символическую плату местные «сталкеры» готовы были провести любого желающего по подземным лабиринтам, однако с риском для жизни.
Сегодня о былой мощи напоминает только облезлая надпись «Счастливого плавания!», на стенах сохранились ленинские лозунги и надписи типа: «Нет аварийности оправданной и неизбежной, аварийность и условия её возникновения создают люди своей безответственностью и безграмотностью». За последние десять лет на бывшем объекте К-825 побывали представители и пресс-атташе из 43-х стран мира, смотрели, приценивались, всех поражала грандиозность сооружения и полное равнодушие властей к его дальнейшей судьбе.
Очень долгое время местные энтузиасты вынашивали идею о создании в штольне музейного комплекса Холодной войны. После восьми лет бездействия предприятия Министерство обороны Украины таки приняло решение о создании военно-морского музейного комплекса. На сегодняшний день подобие его уже создано, штольня и потерн приведены в порядок и там можно посмотреть небольшую экспозицию, которую планируется расширять по мере поступления средств и экспонатов. По мнению сотрудников музея вся секретная информация об объекте К-825 станет доступной, не ранее чем, через 50 лет
Подводная лодка Б-435 проекта 641 (по натовской классификации «Фокстрот») из состава 14-й дивизии подводных лодок ЧФ, ныне U01 «Запорожье» ВМС Украины
http://www.segodnya.ua/life/stories/ictorii-olecja-buziny-flot-razrezannyj-po-zhivomu-kak-delili-chernomorckoe-nacledie-cccr.html
Спущена на воду 29 мая 1970 года. В состав ВМФ СССР вошла под обозначением Б-435 20 января 1971 года и в феврале 1971 года включена в состав Северного флота ВМФ СССР. В 1997 году при разделе Черноморского флота СССР между Россией и Украиной Б-435 была передана Украине и получила имя U01 «Запорожье». По состоянию на март 2012 года U01 находилась в строю, являясь единственной украинской подводной лодкой и единственным кораблём проекта 641, до сих пор находящимся на вооружении. В январе 2013 года в Севастополе состоялись торжественные мероприятия по случаю принятия подводной лодки «Запорожье» в боевой состав флота.
Основные характеристики | ||
---|---|---|
Тип корабля | Большая ДПЛ | |
Обозначение проекта | проект 641 | |
Классификация НАТО | Foxtrot | |
Скорость (надводная) | 16 узлов | |
Скорость (подводная) | 15 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 250 м | |
Предельная глубина погружения | 280 м | |
Автономность плавания | 90 суток | |
Экипаж | 83 человека | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 1 952 т | |
Водоизмещение подводное | 2 475 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 104 м | |
Ширина корпуса наиб. | 7,4 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 5,9 м | |
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
6 носовых и 4 кормовых ТА калибра 533 мм, 22 торпеды или 32 мины |