6 мая 2014

Иранская альтернатива российскому газу. Миф или реальность?

Как сообщает иранское информационное агентство ISNA, американский аналитический журнал Foreign Affairs в конце апреля текущего года опубликовал на своих страницах статью министра иностранных дел Исламской Республики Иран Мохаммада Джавада Зарифа «Истинные цели Ирана: внешняя политика правительства Хассана Роухани». В статье красной нитью проходит тезис о том, что Иран, будучи могучей региональной державой, имеет исключительное значение в мировой политике, переживающей сегодня сложный переходный период. Он, в частности, пишет, что Исламская республика способна активным образом содействовать процессу установления мира, безопасности и стабильности не только в ближневосточном регионе, но и играть видную роль в международных отношениях. «Подобная позиция требует не только учитывать сохранение национальной безопасности, но и повышать международный статус страны, реализовывать универсальные долгосрочные задачи, — пишется в статье. — В целом такая политика исключает всякое противостояние и задает вектор развития страны в сторону диалога, конструктивного сотрудничества и взаимопонимания. Такая умеренная позиция основывается на реализме, уверенности в собственных силах, практичном идеализме и действенном сотрудничестве».

oreign Affairs в конце апреля текущего года опубликовал на своих страницах статью министра иностранных дел Исламской Республики Иран Мохаммада Джавада Зарифа «Истинные цели Ирана: внешняя политика правительства Хассана Роухани»
Foreign Affairs в конце апреля текущего года опубликовал на своих страницах статью министра иностранных дел Исламской Республики Иран Мохаммада Джавада Зарифа «Истинные цели Ирана: внешняя политика правительства Хассана Роухани»

Исходя из содержания статьи, рассмотрим, как Тегеран намерен на практике реализовать свою позицию. Не будем анализировать практические возможности Ирана в глобальном масштабе, а рассмотрим перспективы ИРИ в деле транспортировки газа в страны Западной Европы, о чем совсем недавно было сообщено иранскими властями.

Встречаясь с прибывшим в Иран с официальным визитом главой финансовой комиссии французского Сената Филиппом Марини (а вместе с ним прибыла французская экономическая делегация), заместитель министра нефти Али Маджеди заявил, что Иран готов экспортировать газ в Европу. Такие поставки вполне реальны в том случае, если будут созданы необходимые условия. По его словам, Иран имеет огромные запасы газа, и для него очень важна диверсификация экспортных рынков, а Европа, в свою очередь, стремится диверсифицировать источники получения энергоносителей. «Мы хотим экспортировать газ в Европу через территорию Турции или по каким-то другим маршрутам», − уточнял заместитель министра нефти.

Примечание: На сегодняшний день Иран располагает подтвержденными запасами природного газа в размере около 35 триллионов куб. м. Ежесуточно добывается около 700 млн кубометров. Для сравнения отметим, что «Газпром» в конце прошлого года зафиксировал рекордный, в 1,6 млрд кубометров суточный объем добычи газа за последние почти пять лет, что на 230% превышает иранскую суточную добычу. В пересчете на годовые объемы добычи газа, по данным, опубликованным в Статистическом обзоре мировой энергетики (Statistical Review of World Energy), Иран уступает США и России почти в четыре раза, добыв в 2011 году чуть более 150 млрд куб. м. газа. Планами развития газовой отрасли Ирана в 2014 и 2015 гг. предусмотрено увеличение этого показателя соответственно до 895 и 950 млн кубометров в сутки. Причем, абсолютно большая часть от этого объема будет потребляться внутри страны. Хотя увеличение добычи газа нужно Ирану в первую очередь для экспорта, объем которого, по прогнозам самих иранцев, должен составлять не менее 30% от всего добываемого в стране газа, или до 250 млн кубометров в сутки. То есть, ежедневный объем газа, поставляемый за рубеж, планируется в ближайшие годы увеличить с 35 млн куб. м. практически в семь раз.

В условиях, когда Россия активно использует газ в отношении стран Западной Европы в качестве оружия, оказывая на них давление и шантажируя их, опять стали активно вестись разговоры о том, что вскоре зависимость Европы от традиционных энергоресурсов будет устранена. Но разговоры остаются разговорами, а в реальности более половины своих энергетических нужд Евросоюз по-прежнему удовлетворяет с помощью импорта. По оценкам западных аналитиков, вплоть до 2050 года около 25% потребности Европы в энергии будет удовлетворяться за счет газа, а стоимость импорта горючего к 2030 году достигнет примерно 500 млрд евро.

Зависимость стран от российского газа
Зависимость стран от российского газа

http://bin.ua/

На сегодняшний день Россия занимает первое место среди экспортеров энергоносителей в страны Европы, опережая Алжир, Норвегию и другие страны, а Болгария, Литва, Латвия, Словакия, Финляндия, Чехия и Эстония целиком и полностью зависят от российского газа. Даже Германия, где доля российского газа составила в 2013 году всего 28%, зависит от него настолько, что не может ускоренно сокращать газовую зависимость.

 

Доставить сжиженный газ в Европу можно только по морю
Доставить сжиженный газ в Европу можно только по морю
. Терминал по приему сжиженного природного газа в Адриатическом море у побережья Италии
http://rus.azattyq.org/

Кроме того, найти замену экспорту российского газа не так просто. Так, поставки сжиженного природного газа (СПГ) из США в Европу, по ряду причин, следует ожидать не ранее 2019 года, да и стоимость его будет весьма не чувствительна. Доставить сжиженный газ в Европу можно только по морю, а необходимой для приема СПГ инфраструктуры в Германии, к примеру, нет вовсе. Однако и тогда газ из Америки не спасет Европу. Лицензии, выданные властями США американским компаниям, позволят к 2020 году нарастить поставки в Европу до 60-70 млрд кубометров газа, а только в 2013 году страны Западной Европы потребили газа почти в десять раз больше.

Норвегия, как экспортер энергоносителей, не сможет существенно расширить поставки газа в случае значительного снижения закупок в России. В 2013 году Норвегия добывала 110 млрд кубометров газа, а до 2020 года добыча газа, как планируется, будет увеличена до 130 млрд кубометров. Других источников диверсификации в Западной Европе нет. В этой ситуации есть два варианта — покупать газ у «Газпрома» или искать экспортера на Востоке.

Схема маршрутов экспорта СПГ из Катара и Ямала
Схема маршрутов экспорта СПГ из Катара и Ямала. Из Катара в Северную Европу — путь неблизкий, в то же время транспортное плечо с Ямала в Европу — относительно небольшое

http://www.odnako.org/

А там самым крупным газовым экспортером является Катар, откуда доставляется более четверти потребляемого в странах ЕС сжиженного газа. Но в цифровом выражении объемы поставок катарского газа хотя и понижают конкурентоспособность российского сырья, но пока что незначительно. При этом следует учитывать тот факт, что Доха отдаёт предпочтение долгосрочным контрактам с государствами Азии и Южной Америки.

За 10 лет Катар нарастил производство СПГ на 80 милиардов кубометров в год
За 10 лет Катар нарастил производство СПГ на 80 милиардов кубометров в год

 http://slanceviy-glas.livejournal.com/

Другой страной, которая может снабжать газом страны Западной Европы, является Азербайджан, активно пропагандируемый в качестве альтернативы, но который не в состоянии конкурировать с Россией. В долгосрочной перспективе, даже при условии успешной реализации проектов TAP и TANAP, Баку сможет удовлетворить потребности ЕС в природном газе только на 4%. По запасам природного газа Азербайджан занимает 28-е место, уступая Туркмении.

Что касается туркменов, то они не намерены вкладывать деньги в строительство Транскаспийского газопровода и переориентировали свои долговременные контракты на Китай. Кроме этого, Туркмения серьезно рассматривает проект поставок своего газа в Афганистан, далее в Пакистан и Индию.

Итак, каким образом Иран сможет поставлять свой газ в страны Европы?

Министр промышленности, рудников и торговли Ирана Мохаммад Реза Нематзаде заявил, что Иран не намерен составлять конкуренции России, но при этом не прочь получить свою часть европейского газового рынка.

Примечание: сегодня Иран является самым крупным газовым экспортером Турции, поставляя ей ежесуточно около 28 млн кубометров газа, что немногим превышает 10 млрд кубометров в год. Российские поставки газа в Турцию составляют около 26 млрд кубометров.

Действующий газопровод позволяет перекачивать до 40 млн кубометров иранского газа в сутки в Турцию, однако его пропускная способность используется всего на 70-75% (около 28 млн куб.м). Есть мнение, что резервы пропускной способности могут быть использованы для транзита иранского газа в страны Европы. Но суть вопроса в том, что Тегеран не намерен довериться Анкаре, и не прочь иметь свой, «независимый» газопровод.

Речь идет о создании стратегического «газового коридора» в Европу на территории дружественных Ирану арабских государств (Ирак и Сирия) с выходом на побережье Средиземного моря. Соглашение о строительстве газопровода, получившего название «Исламский газ», было подписано сторонами еще в июле 2012 года. Протяженность газопровода по территории Ирана составляет 225 км, Ирака − около 500 км, Сирии − 600 км. Согласно проекту, пропускная мощность газопровода составит 110 млн кубометров газа в сутки.

Газопровод, получивший название «Исламская магистраль» может составить конкуренцию как «Южному потоку», так и Nabucco
Семь международных инвесторов готовы инвестировать в проектирование и строительство газопровода Иран-Ирак-Сирия-Европа. Газопровод, получивший название
«Исламская магистраль» может составить конкуренцию как «Южному потоку», так и Nabucco
http://www.trubagaz.ru/

Планируется, что Ирак и Сирия будут покупать ежедневно от 20 до 25 млн кубометров газа. Определенное количество газа через арабскую газотранспортную систему будет поступать в Ливан и Иорданию, остальные 50-60 млн кубометров иранского газа могут быть законтрактованы для стран Европы.

Но не все так просто. Планы Ирана здесь вступают в конфликт с интересами Катара и США. Реализация иранского проекта делает ненужным строительство газопровода из Катара к сирийскому побережью Средиземного моря. Газопровод «Исламский газ» не устраивает США и монархии Персидского залива, которые не намерены позволить Ирану слишком сблизиться с Сирией и установить энергетический контроль над регионом практически всего Ближнего Востока.

У Запада пока не получается склонить Тегеран к газовому сотрудничеству, отбив тем самым у России часть ее экспортного европейского рынка. Предложение, сделанное президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым во время своего недавнего визита в Тегеран стать посредником в организации поставок иранского газа в Европу, минуя Россию, Тегеран категорически отверг. Иран не хочет использовать нынешнюю ситуацию в своих интересах вопреки энергетическим интересам России.

Главным препятствием на пути транспортировки иранского газа в Европу, в дополнение к уже действующим не один год санкциям, запрещающим инвестиции в иранскую газовую промышленность, является эмбарго на поставки природного газа из Ирана, введенные ЕС. Это решение касается импорта, приобретения и транспортировки газа, а также финансирования и страхования деятельности, связанной с газовой отраслью. До отмены газовой блокады Ирана любые рассуждения на тему иранского газа для Европы лишены смысла. Вот если Европа заинтересована заменить российский газ иранским, и сочтет возможным снять эмбарго, то Тегеран реально рассмотрит вопрос транспортировки газа в Европу.

Али Маджеди напомнил, что Иран в течение длительного времени находился вне международных рынков, однако сегодня, в связи с переговорами между Ираном и странами группы «5+1» по иранской ядерной программе, появляется вполне реальная надежда на положительные результаты этих переговоров и на возвращение Ирана на эти рынки.

Отвечая на вопрос одного из членов французской делегации о том, как повлияет добыча сланцевого газа в США на ситуацию на газовом рынке, Али Маджеди отметил, что такой газ позволит американцам обеспечить свои собственные потребности в энергоносителях и отказаться от энергоносителей импортных.

Что же касается Европы, то ее потребности будут только увеличиваться, и иранский газ был бы, как никогда, кстати.