11 февраля 2013

Балканский синдром. Сербия и Косово между США, НАТО, ЕС и Российской Федерацией

Все попытки мирового сообщества уладить конфликт вокруг Косово и таким образом устранить один из главных источников нестабильности в Европе кажутся тщетными. Даже вопреки известным мероприятиям ООН, НАТО и ЕС, и их партнеров, хотя и остановившим на территории края вооруженное противостояние, однако не гарантирующим ему стабильность и безопасность.

Более того, в течение 2012 года ситуация в Косово опять обострилась, что автоматически вынудило руководство НАТО приостановить процесс сокращения миротворческих сил KFOR и прибегнуть к дополнительным мероприятиям по предотвращению в регионе межэтнической вражды.

 
Карта Косово
http://www.liveinternet.ru/users/alexandre75/post69961931/

Надо полагать, столкновения возникли в тот момент, когда практически закончился так называемый период «контролируемой независимости» Косово (фактическая передача властных полномочий международными структурами ООН и ЕС косовско-албанскому руководству края), и косовское руководство попыталось ускорить процесс установления полного контроля над северными муниципалитетами республики (Зубин Поток, Звенач, Лепосовач, Косовска Митровица) и другими муниципалитетами (Грачаница, Штрпце, Гора), где, кстати, сербское население составляет большинство.

Что касается именно этого «процесса», то он осуществляется в рамках специального «Плана интеграции сербского населения северных муниципалитетов в косовское сообщество» и включает несколько направлений, а именно: прекращение деятельности параллельных сербских органов местной власти в северных муниципалитетах Косово; открытие на их территории представительств косовского правительства (в частности, в г. Косовска Митровица); установления косовской юрисдикции в таможенных пунктах на границе между сербскими районами Косово и Сербией.

В то же время, стремясь достичь своих целей, албанская власть Косово усилила экономическое давление на сербское население северных районов края, в частности, путем прекращения подачи электрической энергии (якобы из-за неуплаты за использованную электроэнергию), рейдерских захватов сербских предприятий, а также выдавливания из региона сербского бизнеса.

http://www.liveinternet.ru/users/alexandre75/post69961931/

Все это вызывало крайне негативную реакцию, как сербского населения Косово, так и руководства Сербии. Так, политические лидеры косовских сербов категорически отказались прекращать деятельность параллельных органов сербской местной власти на севере Косово. Кроме того, местное сербское население массовыми акциями протеста выступило против политики центральной косовской власти, а также блокировало подъездные автодороги к КПП на косовско-сербской границе. Были также зафиксированы нападения на таможенные пункты, один из которых полностью разрушен. На этом фоне активизировались межэтнические столкновения в районах смешанного проживания этнических албанцев и сербов.

Вследствие этого миротворческие силы НАТО KFOR и ЕС — EULEX-Kosovo усилили патрулирование северных районов Косово, стремясь предотвратить межэтническое противостояние между албанским и сербским населением. Одновременно силы KFOR были привлечены к разблокированию перекрытых косовскими сербами дорог, а также к охране пограничных КПП, что в ряде случаев привело к столкновениям местного населения с миротворцами. Кроме того, косовские сербы, обвинив KFOR и EULEX-Kosovo в фактической поддержке албанской власти края, решили воспрепятствовать деятельности миротворческих сил. Все это поставило под угрозу личный состав миротворческих подразделений в Косово, в т. ч. и украинских военнослужащих.

В свою очередь, в противовес действиям албанской власти Косова по установлению контроля над сербскими районами края, руководство Сербии реализует собственную стратегию на косовском направлении, предусматривающую создание условий для сохранения сербских позиций в Косово путем его фактической федерализации. В рамках данного подхода в декабре 2012 года правительством Сербии была завершена разработка проекта «Политической платформы по урегулированию косовского конфликта», предусматривающая предоставление сербским муниципалитетам края статуса автономии с широкими полномочиями (создание так называемого «Автономного содружества сербских муниципалитетов»).

Этим документом предусматривается:

  • создание на территории «Автономного содружества сербских муниципалитетов» самостоятельных органов законодательной и исполнительной власти, в компетенции которых будут находиться вопросы политической, экономической и гуманитарной сфер;
  • обеспечение участия косовских сербов и других этнических меньшинств в политической жизни Косово путем установления для них соответствующих квот в Косовском парламенте;
  • обеспечение безопасности края исключительно воинскими подразделениями ЕС, вооруженными силами Сербии и Албании, а также косовской полицейской службой, в состав которой должны войти представители косовских сербов;
  • принятие парламентом края закона о возвращении беженцев и их потомков;
  • подписание договора между руководством Косово и Сербской Православной церковью об урегулировании проблемных вопросов, связанных с ее имуществом и деятельностью на территории края.

Учитывая сложную ситуацию вокруг Косово и усиливая сугубо миротворческую деятельность на территории края, руководство ЕС активизирует также и политические мероприятия по содействию переговорному процессу между Сербией и Косово. При этом стратегия Европейского Союза по решению косовской проблемы предусматривает ускорение процессов европейской интеграции Сербии и Косово (в т. ч. в плане начала переговоров о вступлении в Европейский Союз) в обмен на достижение ими компромиссов по наиболее проблемным вопросам в их отношениях.

Результатом практической реализации такого подхода стало подписание в декабре 2012 года соглашения между Сербией и Косово о совместном контроле четырех контрольно-пропускных пунктов на сербско-косовской границе (в районе н.п. Кончуль, Мердаре, Ярине и Баняк). Исходя из этого соглашения, на КПП будут работать вместе представители международных сил, а также сербские и косовско-албанские таможенники и полицейские.

На фоне удачно проведенных переговоров Совет министров ЕС позитивно оценил готовность Сербии к началу переговоров о вступлении в Европейский Союз, которые могут начаться уже летом 2013 года в случае достижения реального прогресса в нормализации отношений между Белградом и Приштиной.

Эта ситуация стала реальным инструментом в достижении позитивных сдвигов по урегулированию длящихся конфликтов в Европе при участии ООН, ОБСЕ, США, НАТО и ЕС, качественно отличающихся от «замороженных» конфликтов на контролируемом Россией постсоветском пространстве, не имеющих никаких перспектив удачного решения в ближайшем будущем.

Все это напрямую касается российских интересов на Балканском полуострове, где Россия пытается сохранить свои позиции посредством стратегического партнерства с Сербией. В этом плане главные усилия российской стороны сосредотачиваются на энергетической сфере и вопросах безопасности, исключительно важных для сербской стороны.

Так, по предложению России в парламенте Сербии рассматривается вопрос о присоединении сербской стороны к парламентской ассамблее ОДКБ в качестве наблюдателя. За счет этого Россия пытается воспрепятствовать развитию сотрудничества Сербии со структурами безопасности НАТО и ЕС.

В то же время российский ОАО «Газпром» фактически взял под свой контроль энергетический сектор Сербии. В частности, российский газовый монополист и его дочерние компании получили в собственность или долговременную аренду практически все газовые месторождения на сербской территории, газотранспортную систему страны, а также единственное сербское подземное газохранилище «Банатский Двор».

Кроме того, Сербия рассматривается Россией в качестве одного из основных партнеров по строительству газопровода «Южный поток», с помощью которого Москва стремится выйти на европейский газовый рынок в обход Украины. В рамках этих планов, в ноябре 2012 года ОАО «Газпром» и сербская компания «Сербиягаз» подписали инвестиционное соглашение по «Южному потоку».

Но это замедляет процесс европейской интеграции Сербии, которая, в свою очередь, не спешит с урегулированием конфликта вокруг Косово.

Популяция населения Косово
http://www.liveinternet.ru/users/alexandre75/post69961931/

Дополнительной проблемой в решении косовской проблемы является экстремистская деятельность как сербских, так и косовских радикальных националистических организаций. В частности, проявлением таких действий стало решение местной власти сербской провинции Прешево (южный район Сербии, населенный преимущественно этническими албанцами) снести памятник погибшим албанским боевикам из так называемой «Армии освобождения территорий Прешево, Буяноваца и Медведжи».

В ответ на это албанские экстремисты провели широкомасштабные антисербские акции в Косово, нападая на сербское население края, а также уничтожая сербские культурные и религиозные святыни на косовской территории. Это создало реальную угрозу срыва процесса налаживания взаимопонимания между Сербией и Косово, наметившегося после переговоров глав сербского и косовского правительств.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что имеются определенные силы, не заинтересованные в разрешении косовского конфликта из-за собственных интересов.

Анализ политических, экономических вопросов и вопросов безопасности, касающихся всех заинтересованных сторон, показывает, что такой силой может быть Россия, для которой косовский конфликт является одним из основных инструментов сохранения ее позиций на Балканах.