6 сентября 2014

Нож в спину, по-братски

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за создание двух новых государств — еврейского и арабского (резолюция № 181). Еврейское население радостно восприняло это решение. А вот арабское — нет, так как территория еврейской страны оказалась значительно большей арабской.

14 мая 1948 года еврейский Национальный совет объявил о создании Государства Израиль, а в ночь на 15 мая египетские самолеты бомбили Тель-Авив, и тридцатитысячная армия пяти арабских государств начала боевые действия против только что провозглашенной страны. Так возник долговременный и кровопролитный ближневосточный конфликт.

Ближневосточный конфликт
Ближневосточный конфликт
http://knowhistory.ru/

21 февраля 2014 года Майдан победил. Он еще был залит кровью героев «Небесной сотни», и Украина была слаба, но преисполнена надежд на будущее. И вот уже 27 февраля в Крыму «неожиданно» появились «зеленые человечки» и началась аннексия Крымского полуострова, впоследствии переросшая в прямую агрессию России против Украины.

11 марта была принята Декларация независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. 16 марта «быстренько» фабрикуется референдум, и уже 18 марта был подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии последней в состав РФ.

Между этими двумя событиями поместилось 66 лет… Ближний Восток и Европа — что здесь может быть общего? Если разобраться, то общего немало. Долговременная война на Ближнем Востоке представляет определенный интерес для Украины. В частности, тактика и стратегия Израиля в его противодействии внешней вооруженной агрессии. И особенно — такой же опыт Сирии. Парадокс здесь в том, что страны Израиль и Сирия, много лет находясь в состоянии войны между собой, одновременно еще и окружены странами, пытающимися уничтожить их государственную независимость.

Оставим вне поля зрения политические и экономические составляющие, более внимательно рассмотрим основные отличия военной составной организованного Израилем и Сирией противодействия внешней агрессии.

 

Государство Израиль:

Во-первых, это относительно небольшая территория, не позволяющая вооруженным силам осуществлять масштабные военные маневры, как то оперативное наступление/отступление, перебрасывание войск на большое расстояние и тому подобное.

Во-вторых, достаточно высокая плотность населения, практически поголовно имеющее общую военную подготовку и в очень короткий промежуток времени готовое к всеобщей мобилизации — «Один народ — одна армия».

Именно поэтому руководство страны проводит исключительно агрессивную наступательную тактику, в том числе в виде нанесения «хирургических» ракетных и авиационных ударов по расположенным на территории противника объектам.

 

Сирийская Арабская Республика:

Более внимательно рассмотрим последний период — 2011–2014 годы. Невзирая на 300-тысячные вооруженные силы CAP, проведенную всеобщую мобилизацию, сформированные добровольческие батальоны и помощь в виде групп «Хизбалла» и отрядов сил специальных операций «Кодс» из состава Корпуса стражей исламской революции Исламской Республики Иран (всего около 400 тыс. человек), сирийское руководство из-за имеющейся большой территории (длина границы с Турцией 900 км, с Ираком 600 км, с Иорданией 370 км) не смогло организовать надежной защиты внешних рубежей и было вынуждено постепенно отводить войска от границ вглубь территории. Как следствие, сирийское правительство:

- полностью потеряло контроль над большей частью границ и пограничных территорий, через которые осуществляется перебрасывание техники и боевиков исламистских террористических организаций. При этом правительство САР наносит ракетно-артиллерийские и авиационные удары по противнику и проводит отдельные наземные операции;

- потеряло контроль над частью сельскохозяйственных районов и нефтегазовых месторождений, что вынуждает осуществлять масштабные внешние закупки продовольствия и топлива;

- практически потеряло контроль над частью населения, проживающего вдоль границы, и частично — над населением центральных районов страны, в определенной степени деморализованного длительной гражданской войной, отсутствием нормального обеспечения продовольствием, электроэнергией, дефицитом товаров первой необходимости, а также постоянной угрозой жизни в результате осуществления исламистами террористических актов;

- сумело сохранить основное количество личного состава и техники сухопутных войск ВС и МВД Сирии. При этом, руководство сконцентрировало силы воинских и полицейских подразделений на обороне столицы САР — Дамаска, других больших городов, портов, стратегических транспортных путей и объектов экономической инфраструктуры, баз хранения военной техники и складов тылового обеспечения. Контроль морских портов, основных транспортных путей и аэропортов дал возможность постоянно получать помощь извне.

На сегодняшний день сложилась ситуация, когда ни ВС CAP, ни вооруженные формирования террористических исламистских организаций не способны продолжать активные наступательные действия и ограничиваются отдельными боевыми операциями.

 

В организации противостояния внешней агрессии этих двух стран можно выделить следующие схожие особенности:

1. Высокая степень патриотизма, сплоченности населения и готовности стать на защиту своего государства. В частности, население Сирии, в своем большинстве не поддержало идею «Арабской весны», не сбросило режим Б. Асада и фактически третий год подряд ведет вооруженную борьбу за свою независимость.

2. Продолжительное время страны ведут боевые действия против агрессора, численно, а в некоторых случаях и технически имеющего преимущество над их национальными вооруженными силами.

3. Обе страны имеют отлаженную систему военной мобилизации; созданы полувоенные формирования «Шабиха» (Сирия); на разных государственных уровнях отработаны и согласованы мероприятия по социально-экономической защите населения и по переориентации мощностей национальных экономик с цивильных на военные потребности.

4. Как показывает практика, военное командование как Израиля, так и в последние два года Сирии, организовывая на тактическом уровне военные операции, очень осторожно вводит в бой пехотные части, отдавая преимущество как одиночным, так и массированным артиллерийским и ракетно-бомбовым ударам с широким использованием, так называемых, боевых платформ (БПЛА, способные доставить ракеты и наносить удары по целям).

 

Таким образом, история и опыт ближневосточного конфликта доказывает, что как государство Израиль, так и Сирия не в состоянии собственными силами гарантировать защиту своих территорий от внешних угроз, из-за чего вынуждены обращаться за помощью к другим странам и региональным лидерам. Те, в свою очередь, открыто используют Израиль и Сирию для достижения своих геополитических целей.