2 сентября 2014

Анализ современных тенденций развития экономик ведущих стран мира и рисков, связанных с российско-украинским конфликтом

1. Общие тенденции развития мировой экономики

1. Общие тенденции развития мировой экономики

2. Анализ развития ведущих экономик мира и рисков вокруг российско-украинского конфликта

  2.1. СНГ и Таможенный союз

    2.1.1. Российская Федерация

  2.2. США

  2.3. Европейский союз

    2.3.1. ФРГ

    2.3.2. Великобритания

    2.3.3. Франция

    2.3.4. Италия

  2.4. Азиатско-Тихоокеанский регион

    2.4.1. Китай

    2.4.2. Япония

    2.4.3. Индия

  2.5. Ближний Восток

   2.5.1. Турция

  2.6. Латинская Америка

   2.6.1. Бразилия

  2.7. Африка

    2.7.1. Южно-Африканская Республика

3. Внешние риски и угрозы экономической безопасности Украины

Приложение. Таблица 2. Основные показатели социально-экономического развития ведущих экономик мира
во II квартале 2014 г.

Сейчас в мире отмечается тенденция постепенного замедления роста глобальной экономики. Это, прежде всего, обусловлено следующими основными факторами:

  • ослаблением темпов роста экономик стран ЕС и развивающихся стран, в т. ч. государств Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки;
  • замедлением темпов экономического развития Китая и угрозой возникновения новых корпоративных дефолтов, что приводит к росту рисков для стабильности финансово-банковского сектора и предприятий добывающей промышленности КНР;
  • постепенным сокращением Федеральной резервной системой США программы «количественного смягчения».

Кроме этого, обострение геополитического противостояния между странами Запада и РФ из-за российско-украинского конфликта привело к образованию новых финансовых, экономических и геополитических вызовов для глобального экономического развития, основными факторами формирования которых являются:

  • значительная зависимость экономик отдельных стран-членов ЕС от поставок российских энергоносителей, а также возможного введения российской стороной ответных действий в случае усиления экономической изоляции Москвы со стороны стран Запада;
  • распространение негативных тенденций, связанных с девальвацией российского рубля и значительным замедлением темпов экономического развития РФ, стран-членов ТС и ЕЭП, а также государств Центрально-азиатского региона;
  • проведение Москвой политики ускоренного сближения с КНР (не исключено до уровня создания политико-военного альянса), что расценивается Вашингтоном как существенная угроза собственным национальным интересам;
  • активные действия Москвы по консолидации потенциала БРИКС с целью ускорения процесса создания альтернативных западным механизмов по поддержке стабильного экономического развития членов объединения и ориентированных на сотрудничество с ним партнеров из числа развивающихся стран;
  • наращивание конфликтного потенциала в политических отношениях между Саудовской Аравией и странами-членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива из-за иранского вопроса;
  • существенным ростом рисков для инвесторов на постсоветском пространстве, а также в регионах с высоким конфликтным потенциалом из-за неурегулированности спорных территориальных вопросов (Юго-Восточная Азия, Южная Америка).

В результате международные профильные учреждения уменьшили свои прогнозы роста мировой экономики на 2014 год (табл. 1).

 

Таблица 1

Прогнозы роста мировой экономики в 2014 году

Показатели

ОЭСР

МВФ

ВБ

ЕБРР

Предыдущий прогноз

3,6 %

3,7 %

3,2 %

2,7 %

Актуальный прогноз

3,4 %

3,4 %

2,8 %

1,4 %

 

Развитию мировой экономики на сегодня способствует ряд факторов, среди которых:

  • активизация инфляционных процессов, в частности в странах ОЭСР уровень инфляции увеличился на 2 %, а ежегодный показатель в государствах G-20 — до 2,8 %;
  • проведение ведущими экономиками стран Запада, в т. ч. ЕС, Японии и Великобритании, более мягкой монетарной политики, в то время как экономики развивающихся стран (Индия, РФ, ЮАР) принимают меры для стабилизации уровней доходов;
  • ожидаемое увеличение объемов мировой торговли до 4,7 % в этом году;
  • ориентация стран на разработку и внедрение более гибких и адаптированных к кризисным явлениям моделей экономики, предусматривающих стимулирование роста.

В то же время росту мировой экономики препятствуют такие факторы:

  • низкие показатели экономического роста развитых государств, что не позволяет обеспечить устойчивое восстановление глобального рынка труда и увеличение численности рабочих мест;
  • рост торгового дисбаланса в странах Западной Европы, Северной Америки и Японии, что вызвано процессами старения населения и высоким уровнем безработицы;
  • эскалация конфликтов в Украине, в Секторе Газа, Ираке и Сирии, а также усиление территориальных претензий Китая к Японии, оказывают негативное влияние на международные рынки, инвестиции и перспективы восстановления глобальной экономики;
  • введение ограничительных мер между РФ и США и ЕС в двусторонней торговле и финансовой сфере.

 

2. Анализ развития ведущих экономик мира и рисков вокруг российско-украинского конфликта

2.1. СНГ и Таможенный союз

Во II квартале 2014 г. наблюдается планомерная стабилизация макрофинансовой ситуации региона. Этому предшествовало временное снижение темпов экономического роста в странах Таможенного союза до уровня 1,2 %, вызванного снижением инвестиционной активности в РФ, ослаблением темпов развития в Казахстане и низкими показателями ориентированных на экспорт секторов национальных экономик. Постепенное восстановление бюджетного и внешнеторгового баланса экономик государств региона повышает их устойчивость к дополнительным рискам. В то же время для стран с менее сбалансированным платежным балансом, прежде всего Беларуси, сохраняется повышенная уязвимость к внешним факторам экономической нестабильности. При этом, несмотря на формальное снятие таможенных барьеров, Россия продолжает применять практику экономического давления на своих партнеров (Беларусь и Казахстан), включая повышение цен на энергоносители и ограничения их поставок, а также закрытие своего рынка для определенных видов белорусской и казахстанской продукции.

Государства Центральной Азии с начала российско-украинского конфликта занимают сдержанную позицию, официально не осуждая шаги РФ в отношении Украины, с одной стороны, и не признавая результатов референдума в Крыму и аннексии полуострова Россией — с другой. Вместе с тем, эти страны уже испытывают дискомфорт и последствия кризиса в отношениях между РФ и Украиной в экономической сфере.

 

2.1.1. Российская Федерация

Современные тенденции развития. Усиление в российской экономике устойчивых негативных тенденций обусловлено влиянием введенных странами Запада санкций первого и второго уровня. Проблемы в экономике существенно препятствуют российскому правительству обеспечивать эффективное стратегическое планирование и управление социально-экономическими процессами в государстве.

По результатам I полугодия 2014 г. в российской экономике сформировались следующие негативные тенденции:

  • замедление темпов экономического роста (I квартал — 0,9 %, II квартал — 0,8 %) до уровня балансирования на грани технической рецессии при ослаблении инвестиционной активности и сокращении темпов роста реальных доходов населения;
  • низкая эффективность предпринятых правительством шагов по сокращению дефицита региональных бюджетов (с перспективой увеличения соответствующего консолидированного показателя по результатам этого года до 700-800 млрд рублей, в 2013 году — 640 млрд рублей) из-за замедления темпов экономического роста страны. При этом объем государственного долга субъектов РФ по отношению к первому полугодию 2013 г. повысился на 23,8 % (до 1,742 млрд рублей);
  • слабая эффективность действий российских властей, направленных на стимулирование экономики монетарными методами вследствие сочетания рекордно низкого уровня безработицы в стране (4,9 %) с высокой инфляцией (7,8 %). Наблюдается замедление темпов и ухудшение условий кредитования и, как следствие, повышение процентных ставок и снижение уровня потребительского доверия населения;
  • снижение с начала года объемов международных резервов Центробанка России на $31,3 млрд (по состоянию на 1 июля 2014 г. составляли $478,25 млрд) в сочетании с оттоком иностранного капитала (около $80 млрд с начала года) существенно сузило инвестиционные возможности РФ, привело к сохранению нестабильности в сфере промышленного производства и строительства. Это также заставило российское правительство искать дополнительные источники финансирования для реализации программ импортозамещения.

Таким образом, под влиянием санкций первого и второго уровня минимальный размер прямых и косвенных убытков российской стороны уже достиг суммы более $130 млрд, а по результатам текущего года отток капитала из РФ может превысить $200 млрд. Кроме того, ключевым источником роста ВВП РФ остается почти исключительно чистый экспорт, что значительно усиливает степень уязвимости российской экономики от неблагоприятного (в контексте конъюнктуры) развития ситуации на мировом рынке нефти. При этом нефтегазовые доходы будут использоваться правительством для компенсации недополученных поступлений от других секторов экономики.

Риски, связанные с российско-украинским конфликтом. Принимая во внимание, что секторальные санкции США и ЕС в основном ориентированы на получение эффекта в среднесрочной перспективе (до 3-х лет), в течение 2014-2015 гг. наибольшие риски для российской экономики составят ограничения по отношению к финансовому сектору РФ. Необходимость замещения внешних заимствований будет побуждать российские власти использовать для этого часть нефтегазовых доходов (Фонда национального благосостояния), что повлечет за собой существенное снижение объема новых поступлений на счета Резервного фонда.

Ограничение доступа к иностранным рынкам капитала российских банков и компаний, которые попали в санкционные списки, может вызвать:

  • дополнительное ускорение инфляции на уровне 0,7-1 % (в годовом исчислении) из-за необходимости предоставления банкам помощи в поддержку ликвидности (не считая оплату «Сбербанком», ВТБ, «Газпромбанком», ВЭБ, «Банком Москвы» и «Россельхозбанком» в течение 2014-2015 гг. внешней задолженности по действующим обязательствам на сумму около $66 млрд);
  • снижение доходности банковской сферы из-за ожидаемого сокращения указанными банками объемов частного и корпоративного кредитования может вызвать замедление динамики развития этого сектора российской экономики (негативный эффект оценивается на уровне 0,5 % ВВП);
  • сокращение объемов розничных продаж с учетом уменьшения объемов потребления домохозяйств (отрицательный эффект оценивается на уровне 0,2 % ВВП).

Несмотря на то, что санкции США и ЕС против РФ в топливно-энергетической сфере не будут иметь весомых негативных последствий для Москвы в ближайшее время (наибольшие риски возникнут для «Роснефти», которая в декабре 2014 г. и феврале 2015 г. должна погасить $26,5 млрд кредита, полученного на приобретение ТНК), однако:

  • ожидается приостановление освоения арктического шельфа, сокращение количества предложений иностранных компаний по сотрудничеству в рамках проектов освоения новых труднодоступных участков, снижение объемов добычи энергоносителей вследствие использования устаревших технологий и концентрации усилий на добыче энергоносителей из старых месторождений;
  • длительный период действия санкций и их постепенное расширение могут вызвать сокращение добычи российской нефти в объемах до 10-20 млн тонн в год, что грозит Кремлю потерей наиболее устойчивого источника финансирования приоритетных государственных проектов и программ.

Ограничения стран Запада на поставки в РФ продукции двойного назначения, а также введение эмбарго на торговлю вооружением и военными технологиями будет непосредственно сдерживать темпы реализации Кремлем национальных программ по снижению импортозависимости российского оборонно-промышленного комплекса, ракетостроения, авиастроения, судостроения и атомно-промышленного комплекса.

Прогноз. По результатам 2014 года потенциал экономического роста России оценивается на уровне 0,2-0,5 % с перспективой ухудшения этого прогноза в случае дальнейшего усиления экономического давления со стороны стран Запада. Уже в 2015 году Россия может столкнуться с проблемами устойчивого дефицита финансовых ресурсов, ускоренного износа основных фондов, постепенной деградации инфраструктурных и магистральных коммуникаций.

На фоне комплекса вышеупомянутых негативных процессов в российской экономике, по состоянию на июль 2014 г. ключевой задачей российской власти стало недопущение сокращения реальных доходов федерального бюджета. Россия также должна обеспечивать поддержку отраслей, гарантирующих рост промышленного производства, сектора финансово-банковских услуг и розничной торговли с целью недопущения дальнейшего замедления темпов экономического развития на фоне негативных потребительских ожиданий населения. Особое значение также приобрел вопрос обеспечения долгосрочной устойчивости источников финансирования наиболее приоритетных программ импортозамещения и реализации мощных инфраструктурных проектов, в т. ч. в оккупированном Крыму.

В тоже время, по отношению к Украине Россия будет продолжать реализацию сценария по срыву выполнения антикризисной программы стабилизации финансово-экономической ситуации в Украине с перспективой его дальнейшей трансформации в сценарий разрушения существующих основ украинской промышленности и, в конце концов, экономики.

 

2.2. США

Современные тенденции развития. Принятие мер для активизации механизмов ускорения экономического роста остается главным приоритетом США. После значительного сокращения, по сравнению с I кварталом 2014 г., рост ВВП США за второй квартал 2014 г. составил 4 %, в то время как ВВП за аналогичный период 2013 года — 2,4 %. Также отмечаются ускорение инфляции, наращивание объемов кредитования частного сектора и промышленного производства, восстановление экономической активности, улучшение ситуации на рынке труда (уровень безработицы — 6,2 %).

При этом Соединенные Штаты планируют сохранить гибкую монетарную политику в текущих условиях, а вопрос о начале повышения процентных ставок остается открытым. На фоне ожиданий инвесторов увеличения Федеральной резервной системой США процентных ставок и ухудшения ситуации в ЕС отмечается укрепление доллара. Однако неравномерное восстановление темпов роста экономики США на фоне углубления российско-украинского кризиса, который формирует дополнительные вызовы для глобальной экономики, удерживает ФРС от повышения процентных ставок, оставляя этот инструмент стимулирования экономики как страховку от стагнационных процессов.

Риски, связанные с российско-украинским конфликтом. Позиция США заключается в принципиальном непризнании оккупации Крыма Россией, принятии мер постепенной изоляции РФ, а также в предоставлении Украине широкой политической, дипломатической, финансовой и информационной поддержки при одновременном воздержании от военной и военно-технической помощи. Агрессия РФ против Украины, ее суверенитета и территориальной целостности, расценивается США как нарушение Москвой базовых норм международного права, что угрожает международному миру и безопасности.

В июле 2014 г. США объявили о введении секторальных санкций по отношению к РФ, наиболее важными из которых являются ограничение доступа российских компаний и финансовых учреждений к западным финансовым рынкам. Потенциальные экономические убытки США от введения Москвой ответных санкций (продовольственное эмбарго) оцениваются на уровне $1-1,5 млрд и значительно ниже ожидаемых потерь ЕС.

Учитывая это, прогнозируется усиление давления на Вашингтон со стороны Евросоюза для ускорения выработки совместных шагов по противодействию российским контрмерам. Это, прежде всего, будет предусматривать необходимость более полного учета позиции официального Брюсселя в рамках переговоров о создании т. н. «Трансатлантической зоны свободной торговли».

Прогноз. Несмотря на положительные тенденции в экономике США, прогноз экономического роста страны в текущем году был пересмотрен в сторону уменьшения до уровня 2-2,3 % по итогам года. Кроме этого, в краткосрочной перспективе не ожидаются значительные позитивные изменения на рынке труда и в показателе инфляции. Несмотря на вынужденное смещение официальным Вашингтоном фокуса геополитического внимания из Азиатско-Тихоокеанского региона на европейский континент в результате агрессии РФ против Украины, безоговорочным стратегическим приоритетом США будет и дальше оставаться проведение политики по сдерживанию Китая. Учитывая это, США будут вынуждены проводить дипломатически и экономически затратную политику, направленную на усиление международной изоляции РФ, с одной стороны, и противодействие укреплению КНР — с другой.

 

2.3. Европейский союз

Современные тенденции развития. На сегодня наблюдаются все признаки замедления темпов развития европейской экономики (рост ВВП во II квартале 2014 г. составлял 0,7 %) — снижение объемов промышленного производства в странах еврозоны, в т. ч. Франции (-2 %) и Греции (-6,7 %), сокращение положительного сальдо торгового баланса валютного блока до €16,8 млрд (в июне 2014 г.), уменьшение индекса деловой активности в государствах ЕС. Положительный эффект от предпринятых в июне Европейским Центробанком стимулирующих шагов, включающих уменьшение базовой процентной ставки до 0,15 % годовых и начало целевой программы кредитования банков, проявится лишь со временем.

Риски, связанные с российско-украинским конфликтом. В результате введения ЕС секторальных санкций третьего уровня против РФ и российских ответных действий, совокупные экономические потери стран Евросоюза могут составить €40 млрд (0,3 % ВВП ЕС). При этом наибольшие потери от введения Россией эмбарго на импорт продуктов питания из ЕС понесли Польша ($1,1 млрд в 2014 году), ФРГ ($814 млн), Нидерланды ($797 млн), Испания ($796 млн), Дания ($545 млн), Франция ($444 млн), Финляндия ($367 млн). Однако сумма убытков крупнейших экономик Европейского союза (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания) в соотношении с общими показателями их экспорта является крайне незначительной по сравнению с Польшей или Финляндией.

Учитывая это, основными рисками для ЕС от введения Россией запрета на импорт европейских продуктов питания являются:

  • замедление динамики экономического роста (восстановления экономик) отдельных стран Восточной, Южной и Северной Европы (прежде всего, Польши, Литвы, Греции, Финляндии), агропромышленный экспорт которых в основном был ориентирован на российский внутренний рынок. В то же время убытки ЕС от сокращения экспорта продовольствия в РФ из-за введенного эмбарго могут составить до 25 % от общей суммы ежегодных поставок агропромышленной и пищевой продукции, которые оцениваются на уровне €12 млрд (потенциальные потери — €3 млрд). Несмотря на это, российская сторона оценивает потенциальные убытки для Евросоюза значительно выше;
  • рост уровня безработицы и выделение дополнительных средств на социальные программы. Это обусловлено перспективой возникновения новых осложнений на рынке труда вследствие снижения внутренних цен на европейском продовольственном рынке, что может вызвать волну банкротств мелких фермерских хозяйств;
  • возможное усиление санкционного давления на ЕС в случае распространения Россией запрета на импорт алкогольной продукции и детского питания.

В то же время риски для экономики ЕС в контексте агрессии РФ против Украины оцениваются как значительные. Учитывая это, Евросоюз стремится обеспечить выработку сбалансированных решений по вопросу экономических санкций против России, предпочитая скрытые финансовые санкции.

Прогноз. Системными рисками для экономики Евросоюза продолжают оставаться высокая долговая нагрузка, проблемы банковского сектора, слабый внутренний спрос, высокий уровень безработицы и незавершенность корректировки существующих дисбалансов экономического развития (к 14 странам-членам ЕС применена процедура чрезмерного дефицита бюджета).

 

2.3.1. ФРГ

Современные тенденции развития. Высокая активность бизнес-среды, положительная динамика на рынке труда, умеренная инфляция и благоприятный показатель потребительских настроений обеспечивают пребывание немецкой экономики в стадии подъема. В этом контексте определенное замедление роста ВВП во II квартале 2014 г. (на 0,8 %) не рассматривается как критическое. В то же время ФРГ находится под угрозой возможного применения Еврокомиссией санкций за чрезмерный внешнеторговый профицит.

Риски, связанные с российско-украинским конфликтом. Руководство ФРГ в рамках урегулирования российско-украинского кризиса исходит исключительно из плоскости обеспечения собственных национальных интересов. Осторожность подходов Берлина к радикальному усилению экономического давления на Кремль обусловлена:

  • высокой зависимостью экономики ФРГ от поставок российских углеводородов (доля импорта нефти из РФ составляет 56,5 %, газа — около 30 %);
  • значительными убытками, которые уже понесли немецкие компании, работающие в РФ;
  • тесными торгово-экономическими связями (в 2013 году двусторонний товарооборот составил €76 млрд) и весомыми социальными последствиями (около 300 тыс. работников задействованы в кооперационных связях с РФ).

Действия, которые проводятся немецкой стороной для экономического давления с целью принуждения российской стороны к де-эскалации ситуации на Востоке Украины, гораздо меньше потенциала Берлина. Введенные в рамках секторальных санкций ЕС ограничения на сотрудничество с РФ лишь незначительно скажутся на немецкой экономике, а убытки экспортеров правительство будет компенсировать путем предоставления им дополнительной поддержки для выхода на альтернативные рынки. Однако в случае вхождения России в фазу стремительного экономического снижения или применения со стороны Москвы мер, предусматривающих ограничение поставок нефти и газа в Евросоюз, негативные последствия прежде всего почувствуют немецкие производители железнодорожного транспорта (11 % немецкого экспорта в РФ), промышленного оборудования (6 %), машиностроители (5 %), производители автомобилей (4 %), электротехники (3 %), химии и фармацевтической продукции (3 %), авиатранспорта (2 %).

Введение официальной Москвой запрета на импорт ряда продовольственных товаров из стран ЕС не рассматривается официальным Берлином как весомая угроза экономическим интересам ФРГ. Однако, заявленная российской стороной подготовка т. н. «второго пакета» санкций против США и Евросоюза (скорее всего, в первую очередь будет предусматривать ограничения на поставки отдельного перечня машин и оборудования, которые Россия имеет возможность заместить своими аналогами) может нанести более весомый ущерб немецким производителям и экспортерам промышленной продукции и связанных с этим услуг.

Учитывая это, официальный Берлин прилагает максимальные дипломатические усилия для достижения (до конца октября) прогресса в вопросе де-эскалации ситуации на Востоке Украины, что позволит немецкой стороне избежать наращивания конфликтности в отношениях с Москвой.

Прогноз. Несмотря на определенное торможение экономического развития Германии во II квартале, правительственный прогноз дальнейшего роста ВВП страны по итогам 2014 года остается на уровне 1,5 %. Основными направлениями усилий правительства А. Меркель остаются привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры, ускорение процесса перехода энергетической отрасли на возобновляемые источники энергии, проведение пенсионной реформы. При этом, в результате низкого показателя безработицы и высокого внутреннего спроса, существует вероятность ускорения экономики ФРГ в условиях отсутствия дальнейших шагов по усилению экономической изоляции РФ.

 

2.3.2. Великобритания

Современные тенденции развития. Благоприятным тенденциям экономического развития Великобритании во II квартале 2014 г. (устойчивые темпы роста ВВП на уровне 3,2 %, снижение уровня безработицы до 6,4 %, отсутствие риска дефляции) способствует соблюдение правительством Д. Кэмерона четкого курса на консолидацию бюджета. Вместе с тем, угрозу развитию британской экономики несут увеличение стоимости жилья и сохранение низкого уровня темпов роста промышленного производства (1,2 % по состоянию на июль). Эти факторы могут привести к рецессии. Однако, наибольшее беспокойство в финансово-промышленных кругах на протяжении последнего времени вызывает развитие ситуации вокруг подготовки к проведению парламентских выборов в 2015 году.

Риски, связанные с российско-украинским конфликтом. На сегодня конфликт вокруг Украины в основном повышает риски прежде всего для британских компаний, работающих в РФ и имеющих бизнес-интересы в российской энергетической отрасли. Так, введение ЕС ограничений на экспорт в Россию оборудования и техники, связанной с энергетикой (экспортные лицензии не будут выдаваться на продукцию, предназначенную для добычи и производства глубоководной нефти, разведки или добычи арктической нефти и сланцевых нефтяных проектов в РФ), может нанести убытки таким компаниям с британским капиталом, как «Shell» (участвует в проекте «Сахалин-2») и «British Petroleum» (подписала договор о создании СП с российской стороной в рамках поиска и разработки сланцевой нефти в Волго-Уральском регионе). Также убытки могут понести такие мощные компании, как «Marks&Spencer» (сеть магазинов на территории РФ), «Rolls-Royce» (поставляет в РФ авиационные двигатели), «Diageo» (алкогольные напитки), «Intercontinental» (гостиничный бизнес).

Ожидается, что усиление экономического давления на РФ может привести к уменьшению совокупного объема притока иностранных инвестиций в Соединенное Королевство за счет снижения «российской доли» (из-за замораживания авуаров олигархов, оттока российских финансовых ресурсов в другие международные финансовые центры), а также спровоцировать кризис на столичном рынке недвижимости.

В тоже время, несмотря на активную политическую поддержку Украины, казначейство Великобритании отказало Еврокомиссии в ее предложении увеличить государствам-членам ЕС взносы для покрытия расходов на программы экономической помощи Украине (ориентировочный рост объема помощи должен был составить £500 млн). Таким образом, на данном этапе британский политикум готов идти только на определенные экономические издержки, частично перекладывая бремя санкций на наиболее мощные промышленные компании, которые имеют широкие возможности диверсифицировать свои инвестиционные портфели.

Прогноз. В июле МВФ улучшил прогноз роста британской экономики на 2014 год — с 2,8 % до 3,2 %, что вызвано позитивной динамикой ключевых макроэкономических индикаторов и принятием эффективных антикризисных мер в стране на данном этапе.

 

2.3.3. Франция

Современные тенденции развития. Главными катализаторами углубления кризисных явлений в экономике Франции стали нестабильные макроэкономические показатели во II квартале 2014 г. (ВВП увеличился лишь на 0,3 %, сальдо торгового баланса было отрицательным на уровне €5,3 млрд, сокращение промышленного производства составило 2 %). Это в очередной раз актуализировало для президента Франции вопрос проведения ротаций в экономическом блоке правительства М. Вальса (путем отставки кабинета министров в конце августа с. г.).

С целью уменьшения дефицита бюджета (по запросу Еврокомиссии) правительство продало государственный пакет акций энергетической компании «GDF Suez» (на сумму €1,5 млрд), приняло программу дополнительного сокращения бюджетных расходов (€4 млрд), а также ввело налоговые льготы для малообеспеченных слоев населения. В рамках выполнения своих предвыборных обещаний власти планируют ввести осенью с. г. вторую программу помощи низовым территориально-административным единицам с наиболее серьезными экономическими дисбалансами (€5 млрд).

Риски, связанные с российско-украинским конфликтом. Франция входит в тройку крупнейших иностранных инвесторов экономики РФ (более 1,2 тыс. французских компаний непосредственно работают в России). Из-за усиления Евросоюзом санкций в отношении РФ в стране наблюдаются следующие тенденции:

  • сокращение прибыльности французского продовольственного экспорта с учетом того, что на Россию приходится 8 % от общих поставок в этой сфере (около 6 тыс. французских фирм регулярно экспортируют аграрную и аграрно-продовольственную продукцию на российский рынок);
  • французские компании начали пересматривать свои отношения с российскими партнерами. Так, нефтегазовый концерн «Total» приостановил покупку доли акций в российской компании «Новатэк»; компания «EDF Trading» отказалась от российского термального угля, который поставляла угольная компания «Заречная»;
  • сохраняется высокий риск для финансово-банковского сектора Франции в связи с широким присутствием французского капитала в банковском секторе России (российским клиентам выдано кредитов на сумму €36,5 млрд).

В случае усиления экономических санкций против Кремля наибольший ущерб могут понести такие компании как «Societe Generale», «Alstom», «Renault», «Peugeot», «Citroen», «L'Oreal», «Auchan», «Leroy Merlin», «Decathlon», «Accor», «Vinci Construction», «Air Liquide», «Alcatel-Lucent», «Areva», «Essilor».

Прогноз. Руководство Франции придерживаться курса смягчения монетарной политики и параллельного поиска средств для выполнения своих предвыборных обещаний по улучшению жизненного уровня населения. Актуализируется угроза дальнейшего сохранения в стране безработицы на уровне 10 % из-за ухудшения темпов развития компаний, связанных с российским и украинским рынками. По предварительным оценкам, годовой показатель роста ВВП в 2014 году составит 0,5-0,6 %.

 

2.3.4. Италия

Современные тенденции развития. Макроэкономическая ситуация в Италии находится в стадии технической рецессии. Снижение объема ВВП отмечается в течение второго квартала подряд (на 0,3 % во II квартале 2014 г.), а уровень государственного долга достиг отметки в €96 млрд (увеличился на 4,7 % с начала года). С целью наполнения доходной части бюджета с 1 июля была повышена ставка налога на финансовый доход — с 20 % до 26 % (дополнительная мера по наполнению бюджета и стимулированию активизации фондового рынка). В сентябре с. г. планируется начать масштабную программу реформ. В частности, среди срочных мероприятий, предусмотрено: предоставить на 9 месяцев налоговые льготы предприятиям, которые покупают новое оборудование; разрешить страховым фондам кредитовать компании; снизить тарифы на электроэнергию для малых и средних предприятий.

Риски, связанные с российско-украинским конфликтом. Италия имеет статус одного из крупнейших внешнеторговых партнеров РФ (уступает только Китаю, Нидерландам и Германии), а также широкий спектр двустороннего взаимодействия в таких сферах как энергетика (итальянские компании участвуют в строительстве газопровода «Южный поток», разработке шельфа Черного и Баренцева морей, газовых месторождений на Ямале; «Лукойл» и «Роснефть» осуществляют нефтепереработку на Сицилии и Сардинии; «Газпром нефть» производит моторные масла) и высокотехнологичная промышленность (итальянский холдинг «Финмеканика» участвует в проекте «Сухой Суперджет 100»; «Фиат» производит современную сельскохозяйственную технику; «Пирелли» наладило в России выпуск шинной продукции; российские «Евраз» и «НЛМК» выступают ведущими инвесторами металлургического сектора итальянской экономики). При этом доля России в газовом импорте Италии составляет более 40 %, что делает страну достаточно зависимой от Москвы не только экономически, но и политически.

Сейчас официальный Рим выражает обеспокоенность негативным эффектом от введения санкций в отношении России на энергетический концерн «Eni» (один из акционеров «Южного потока»), а также на деятельность широко представленного в России банка «Uni Credit». По предварительным оценкам, Италия может понести убытки от санкций на сумму более €10 млрд.

Прогноз. Распространение таких негативных экономических тенденций, как снижение индекса промышленного производства, рост уровня безработицы более чем на 12 %, сохранение низкой активности в строительной отрасли (-4,7 %), будут служить основными факторами продолжения технической рецессии в стране. По предварительным оценкам, годовой рост ВВП страны составит 0,1 %.

Локализация итальянского бизнеса на решении внутренних проблем в сочетании с высоким уровнем влияния со стороны России на ситуацию в энергетическом секторе Италии предопределяет сохранение тенденции сдерживания официальным Римом позиции ЕС, направленной на радикальное усиление давления на Кремль.

 

2.4. Азиатско-Тихоокеанский регион

Современные тенденции развития. Обеспечение курса экономического роста стран региона АТР обусловлено реализацией первоочередных задач по макроэкономической стабилизации в рамках национальной экономической политики региональных лидеров. При этом блок АСЕАН демонстрирует устойчивую тенденцию к росту на основе предпочтений внутри-региональной кооперации и углубления экономических связей с государствами-соседями. Увеличение концентрации прямых иностранных инвестиций в указанный интеграционный блок вызвано благоприятным бизнес-климатом и перспективным потребительским рынком. В то же время в результате частичного оттока иностранного капитала в регионе АТР начинает четко выделяться группа стран-аутсайдеров (Пакистан, Вьетнам, Таиланд). Кроме того, углубление российско-украинского кризиса, а также продолжающееся противостояние КНР с США и их военными союзниками стало дополнительным фактором наращивания оборонных расходов государствами АТР.

Риски, связанные с российско-украинским конфликтом. В рамках т. н. «восточного» направления экономической политики (как инструмента противодействия экономической изоляции со стороны стран Запада), российская сторона активно продвигает в странах АТР и на уровне региональных объединений мнение о готовности применять широкие преференции для углубления торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия с государствами АТР. Учитывая это, на неофициальном уровне большинство стран региона, которые имеют экспортно-ориентированные модели экономики с большой долей высокотехнологичных производств, не исключают возможность использования потребительского потенциала российского рынка (для противодействия развитию кризисных явлений на национальном/региональном уровнях) в случае выхода из него западных компаний.

Однако высокий конфликтный потенциал в АТР из-за территориальных споров, а также ожидаемого усиления КНР выступают основными сдерживающими факторами, которые не будут способствовать изменению ранее заявленных позиций по российско-украинскому конфликту со стороны ключевых региональных игроков.

Прогноз. Направление развития азиатских экономик, как и раньше, критически зависит от инвестиционно-торговой активности США и ЕС. Страны региона, включая Китай, Индию и Индонезию, пока используют необходимые макрофинансовые инструменты для страхования рисков постепенной переориентации западных инвесторов на развитые рынки. Сейчас стабилизационная политика таких стран, как Индия и Индонезия, направлена на сокращение дефицита счета текущих операций. В свою очередь, Китай внедряет комплекс мероприятий, направленных на минимизацию зависимости от внешнего экспорта и иностранных инвестиций.

Эффективная реализация реформ в КНР может обеспечить значительные экономические дивиденды региональным торговым партнерам, экспортирующим в Китай сельскохозяйственную продукцию, потребительские товары и разноплановые услуги. С другой стороны, неупорядоченное восстановление экономического равновесия в Китае может негативно сказаться на региональном и глобальном росте, особенно в странах, зависящих от экспорта природных ресурсов.

 

2.4.1. Китай

Современные тенденции развития. В основе текущей динамики экономического развития КНР лежит реализация концепции экономического «ребалансирования» (больший уклон на внутреннее потребление, чем на роль инвестиций). По результатам II квартала 2014 г. рост ВВП страны составил 7,5 %, чему способствовали результативные монетарные меры Центробанка Китая (девальвация юаня на 2 %) и сбалансированная инвестиционная политика. В экономике страны наблюдаются положительные сдвиги в сфере образования, науки и техники (доля расходов на инновационные исследования и разработки превысила 2 % ВВП). Фиксируется форсирование инфраструктурного строительства, в частности досрочная реализация отдельных проектов по обеспечению регионов страны водными ресурсами, расширение подземной системы коммуникаций и других сооружений городской инфраструктуры. Удельный вес центрального и западного регионов страны в общегосударственном ВВП продолжает увеличиваться, что способствует гармоничности регионального развития.

Риски, связанные с российско-украинским конфликтом. Китайская сторона использует обострение конфликта вокруг Украины с целью получения весомых уступок в цене на российские энергоносители и усиления зависимости РФ от поступления кредитных и инвестиционных ресурсов из КНР. Для сбалансирования продовольственной безопасности РФ (вследствие блокирования поставок с европейского направления) китайскими компаниями уже налажены централизованные поставки продовольственной продукции в Россию. Однако, реакция Китая на возможные предложения РФ (прежде всего, в военной и энергетической сферах) будет обусловлена тем, что экономическая и технологическая значимость стран Запада, в контексте содействия достижению задекларированных официальным Пекином политических ориентиров и базовых принципов развития, является большей, чем энергетическая значимость России.

Последствиями достижения КНР национальных приоритетов в российском направлении должны стать перспективы получения Пекином значительных политических преференций в АТР, как в зоне своего геополитического влияния. Существует высокая вероятность перехвата у РФ стратегической инициативы в Центральной Азии и получения контроля над процессом ожидаемой смены политических элит ключевых стран региона — Узбекистана и Казахстана. Важной стратегической целью является распространение экономического влияния в государствах Южной Азии с перспективой занимать лидирующие позиции в противодействии росту региональных амбиций Индии.

Прогноз. Макроэкономическим ориентиром курса действующей власти является поддержка роста ВВП на уровне 7,5 %, что является оптимальным показателем в рамках правительственной экономической политики на 2014-2015 гг. Сбалансированный показатель индекса промышленного производства (9 % за июль) наряду с активизацией иностранного инвестиционного ресурса ($120 млрд за II квартал 2014 г.) формируют положительные темпы экономического развития страны.

В то же время вследствие ухудшения структуры кредитного портфеля банковской системы страны фиксируются случаи корпоративных дефолтов, а также прогнозируется увеличение их количества из-за цепной реакции, которая будет контролироваться правительственными структурами. Для противодействия кризисным явлениям усилена борьба с теневым кредитованием и введены ограничения на создание новых предприятий с базовым иностранным капиталом, который финансируется из международных оффшорных фондов. На государственном уровне (региональных ограничений не существует) поддерживались в основном технологические инвестиции из Гонконга, Тайваня, Южной Кореи, Японии, Германии и США.

 

2.4.2. Япония

Современные тенденции развития. Экономика Японии находится в фазе умеренной стагнации. Главными дестабилизирующими факторами экономического равновесия является низкая активность ориентированных на экспорт секторов японской экономики в сочетании с медленным восстановлением внутреннего потребления (розничная торговля за июль сократилась на 0,4 %). С апреля 2014 г. фиксируется отрицательная динамика индекса промышленного производства (по состоянию на июль составляет 3,1 %). После повышения ставки налога на потребление наблюдается значительное сокращение объемов промышленных заказов и деловой активности в машиностроительной отрасли, имеющей существенное влияние на валютные и фондовые рынки страны. Непоследовательное принятие правительством важных решений, касающихся энергетической сферы и роли атомной энергии для Японии, привело к определенным проблемам с энергообеспечением страны.

На сегодня основное внимание правительства Японии сконцентрировано на разработке более эффективной формулы исчисления корпоративного налога (снижение базовой налоговой ставки за счет расширения базы налогообложения).

Риски, связанные с российско-украинским конфликтом. В контексте кризиса вокруг Украины японская сторона придерживается осторожной линии вынужденного применения санкций, что объясняется тесным торгово-экономическим взаимодействием с Россией. Дальнейшее разрушение связей с РФ может привести к значительным экономическим убыткам, особенно в сфере автомобилестроения (60 % экспорта в Россию составляют японские автомобили), и росту угроз энергетической безопасности страны (70 % природного газа транспортируется из РФ, до 7 % нефти, 7 % СПГ, 6 % угля). Также японская сторона может понести убытки из-за блокирования дальнейшей реализации инвестиционных проектов в РФ в сфере энергетики, которые кроме добычи предусматривают и развитие инфраструктуры, переработки и транспортировки.

Несмотря на эти риски, официальный Токио в рамках противодействия политике РФ в отношении Украины находится в постоянном диалоге с США, которые поощряют более широкое участие японской стороны в программах международной помощи по поддержанию стабильности украинской экономики и в усилении экономической изоляции Кремля. При этом Япония исходит из того, что кризис вокруг Украины является одной из главных проблем для мировых рынков. Экономическое взаимодействие с Украиной будет предусматривать содействие стабилизации ее экономики с одновременным воздержанием японского бизнеса от политики расширенного инвестирования до нормализации ситуации в государстве.

Прогноз. Дальнейшее сохранение Центробанком Японии инфляционного показателя на уровне 3,6 % и инициирование правительством С. Абэ стимулирующих экономических реформ в части сокращения налоговой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности (планируется до уровня 20 %) будут способствовать активизации внутренней инвестиционной деятельности и привлечению венчурных инвестиций в национальную экономику.

 

2.4.3. Индия

Современные тенденции развития. Стабильное текущее состояние экономики Индии (рост ВВП — 4,6 %) нивелируется ее повышенной уязвимостью к внешним дестабилизирующим факторам. Снижение темпов роста экономики обусловлено как внешними, так и внутренними экономическими и социальными факторами. Положительная динамика индекса промышленного производства с апреля 2014 г. (по состоянию на июль — 3,4 %) наряду с эффективными мерами борьбы с уровнем безработицы (по состоянию на июль — на уровне 5,2 %) формируют устойчивую основу для углубления экономических реформ. В этом контексте первоочередной задачей правительства Н. Моди является восстановление высоких показателей экономического роста на уровне 7-8 %. Стабилизационный курс включает в себя преодоление негативных тенденций снижения объемов поступления иностранных инвестиций, нестабильности курса индийской рупии, текущего уровня продовольственной инфляции, а также ускорение темпов реализации инфраструктурных проектов.

Риски, связанные с российско-украинским конфликтом. Значительная кооперационная зависимость, особенно в сфере оборонно-промышленного комплекса, от российских технологий создает предпосылки для всесторонней блокировки индийской стороной процесса усиления санкций против РФ. Сейчас правительство страны задекларировало курс на углубление международного сотрудничества с Россией в сфере гражданских ядерных энергетических программ, по направлениям долгосрочной аренды российских подводных лодок и совместного производства сверхзвуковой крылатой ракеты «BrahMos».

В целом, позиция официального Нью-Дели на развитие отношений с РФ будет определяться текущим снижением устойчивости индийской экономики к противодействию внешним вызовам и угрозам в сфере обеспечения национальной безопасности, прежде всего, со стороны КНР и ряда стран Южной Азии, которые поддерживаются официальным Пекином (Пакистан, Шри Ланка). Ожидается, что более активно лоббировать собственные интересы на индийском рынке будут пытаться США — как в экономической сфере, так и в области военно-технического сотрудничества (с ориентацией на дискредитацию сотрудничества с РФ).

Прогноз. Оживление в индийской экономике ожидается после проведения системных реформ, направленных на преодоление зависимости от импорта сырой нефти, дефицита электроэнергии, решение вопросов социального обеспечения, облегчение процессов принятия административных решений. По оценкам Всемирного банка и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), экономический рост Индии в 2014 году прогнозируется на уровне 4,7 %.

 

2.5. Ближний Восток

Подавляющее большинство стран региона демонстрирует рост в ненефтяном секторе, что обеспечивается привлечением государственных средств и постепенным восстановлением тенденции роста объемов частного кредитования. В то же время в связи с сохранением нестабильности в регионе, страны-аутсайдеры (Ливия, Ливан, Сирия, Египет, Иран) и лидеры (Турция, Саудовская Аравия, ОАЭ) испытывают углубление кризисных явлений в экономике, влияние которых приводит к снижению уровня конкурентоспособности, занятости населения, заработных плат, росту потребительских цен, снижению туристических потоков и иностранных инвестиций.

Ведущие страны Ближнего Востока и Северной Африки продолжают реализацию мероприятий, направленных на дальнейшее освобождение от традиционного влияния Вашингтона и Брюсселя, что обусловлено ослаблением позиций США в регионе и усилением российских. Это приводит к созданию новых альянсов, которые смогут предложить альтернативные западному видению пути урегулирования кризисов в странах региона. Так, возникновение кризисных явлений в экономиках ряда региональных государств вызывает необходимость выстраивания, как новых систем ценностей, так и экономико-политического порядка взаимодействия между ведущими игроками.

В контексте российско-украинского противостояния наиболее важную роль в регионе играет Турция. Так, декларируя стремление гарантировать региональную безопасность и предотвратить дальнейшее провоцирование политических кризисов и распространение революций, Анкара осуждает действия Москвы по оккупации Крыма и события на Востоке Украины. В то же время энергетическая зависимость от РФ и стремление получить экономические выгоды удерживает Турцию от присоединения к западным странам в вопросе введения экономических санкций против России. Кроме этого, Анкара стремится получить дипломатическое и военно-техническое содействие со стороны Москвы в контексте противодействия региональному поясу нестабильности вокруг Турции.

 

2.5.1. Турция

Современные тенденции развития. Экономика Турции продолжает демонстрировать устойчивость к кризисным явлениям (рост ВВП в I квартале 2014 г. составил 4,3 %). Этому не помешало влияние политической нестабильности в результате прохождения государством в этом году фазы избирательного цикла, который был завершен в августе избранием президентом страны Р. Эрдогана. В то же время основными проблемами остаются растущая инфляция (прежде всего, из-за существенного повышения стоимости продуктов питания и транспортных услуг) и сохранение высокого уровня безработицы. При этом в стране наблюдается высокий уровень недоверия к банковскому сектору, что приводит к ухудшению качества его активов. В этой связи турецкими властями был введен ряд ограничений, касающихся потребительских кредитов и кредитных карт. Кроме этого, на фоне общего ухудшения экономической ситуации Министерство финансов Турции повысило налог на добавленную стоимость, гербовый сбор, потребительский налог, пошлины, официальные штрафы и комиссионные сборы.

Риски, связанные с российско-украинским конфликтом. Турция занимает осторожно-сдержанную позицию по отношению к ситуации в Украине (хотя приоритетом для нее является обеспечение прав крымских татар). Позиция Анкары заключается в отсутствии прямого осуждения действий России, что обусловлено стратегическим характером турецко-российского экономического сотрудничества, прежде всего в энергетической сфере. Кроме того, обострение кризиса имеет для Турции положительный финансово-экономический эффект.

В частности, применение экономических санкций против России со стороны США и ЕС привело к тенденции оттока с финансового и фондового рынков РФ портфельных иностранных инвестиций, значительная часть которых была направлена на турецкий рынок. Также в Турции отмечается активизация деятельности российских инвесторов, которые изучают возможности возвращения капиталов на западные рынки с использованием турецких финансовых посредников.

С учетом высокого уровня зависимости Турции от внешних игроков в вопросах привлечения иностранных инвестиций (США, ЕС), обеспечения энергетической безопасности (РФ), обеспечения системных трансформаций в сфере инновационно-технологического развития (страны Запада), в т. ч. ОПК, официальная Анкара пытаться использовать формат развития торгово-экономического сотрудничества с РФ (прежде всего, путем подготовки и заключения двустороннего преференциального торгового соглашения на выгодных для Анкары условиях) с целью получения уступок от Брюсселя и Вашингтона в вопросе присоединения Турции как стороны переговоров между США и ЕС о подписании Трансатлантического соглашения по торговому и инвестиционному сотрудничеству.

К негативным последствиям российско-украинского конфликта для экономики Турции следует отнести высокую зависимость страны от импорта чугуна, стали, древесины, зерновых культур из Украины, а также возможность сокращения бюджетных поступлений от туризма в результате снижения туристического потока как из Украины, так и РФ.

Прогноз. В ближайшей перспективе одним из главных рисков для экономики Турции будет оставаться зависимость от внешнего и внутреннего кредитования. В то же время укрепление турецкой лиры является благоприятным фактором для обслуживания внешних долгов. Во второй половине года Центробанк Турции ожидает продолжение снижения уровня инфляции (по предварительным подсчетам достигнет 7,6-8,4 % в 2014 году) благодаря росту внутреннего спроса. Кроме того, Министерство экономики Турции прогнозирует дальнейшее сокращение дефицита текущего баланса (в конце года менее $50 млрд, что составит 5,5 % ВВП), если показатели экспорта и занятости будут и дальше улучшаться.

В общем, неблагоприятные внешнеэкономические факторы имеют как негативное влияние на ориентированную на экспорт модель экономики Турции (на государства Ближнего Востока, Северной Африки, Украины и России приходится четвертая часть турецкого экспорта), так и положительные последствия (укрепление курса турецкой лиры, повышение фондовых индексов, уменьшение дефицита счета текущих операций).

 

2.6. Латинская Америка

Невысокие темпы экономического роста стран ЛАКБ (региона Латинской Америки и Карибского бассейна) обусловлены неблагоприятными конъюнктурными условиями на мировых рынках и рядом внутренних проблем отдельных государств, прежде всего крупнейших экономик МЕРКОСУР (Бразилия, Аргентина, Венесуэла). Социально-экономическая ситуация в этих странах характеризуется низкими темпами роста ВВП, высоким уровнем инфляции (в Аргентине и Венесуэле составляет 10,9 % и 60,9 % соответственно), значительными проблемами на рынке труда, сокращением объемов внешней торговли и притока инвестиций. При этом наибольшее негативное влияние на дальнейшее развитие региона вызвало объявление в мае с. г. правительством Аргентины (входит в тройку крупнейших экономик региона) технического дефолта в результате неспособности страны обслуживать свои долговые обязательства.

В то же время ситуация в государствах Тихоокеанского альянса (Мексика, Чили, Перу, Колумбия) характеризуется более динамичным экономическим ростом, средние темпы которого составляют 3,9 % по результатам II квартала 2014 г.

Геополитическая борьба между США и КНР за влияние на экономики стран региона, поиск новых и трансформация старых форматов межгосударственного и межрегионального взаимодействия (БРИКС, MINT, Тихоокеанский альянс, треугольник IBSА) будет сказываться на развитии экономической ситуации в регионе ЛАКБ.

Россия (из-за введения ограничений на импорт сельскохозяйственной продукции из стран Запада) выражает заинтересованность в поставках свинины, говядины, мяса птицы, молочной продукции, фруктов и овощей из стран Латинской Америки. Кроме того, в текущем году наблюдается наращивание интенсивности политических и экономических контактов России со странами Центральной и Южной Америки с особым акцентом на развитие сотрудничества с членами группы ALBA (Куба, Венесуэла, Боливия, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия). При этом ключевыми принципами развития отношений РФ со странами ЛАКБ выступают военное и военно-техническое сотрудничество, а также инвестиционная и энергетическая сферы.

 

2.6.1. Бразилия

Современные тенденции развития. Бразильская экономика демонстрирует дальнейшее торможение темпов экономического роста, которые по результатам I квартала 2014 г. составили 0,2 % по отношению к предыдущему кварталу. В то же время отмечается сокращение уровня безработицы до 4,9 %, инфляции в 6,5 %, увеличение внешнеторгового оборота.

Современные процессы, которые происходят в экономике страны, свидетельствуют о том, что действия властей по стимулированию роста за счет государственных займов, потребительских кредитов и финансовой поддержки бедных слоев населения исчерпали себя, а намерения руководства страны по развитию инфраструктуры, в частности строительству новых портов и других объектов, не способствовали росту экономики.

Среди основных негативных тенденций в экономике Бразилии отмечается низкий уровень поступлений инвестиций, сокращение спроса на внешних рынках, ухудшение финансового состояния крупных государственных компаний, в первую очередь нефтедобывающего предприятия «Petrobras» (руководство которого уже объявило о сокращении объема инвестиционной программы компании в 2014-2016 гг. на $16 млрд).

Риски, связанные с российско-украинским конфликтом. Текущие приоритеты Бразилии (как стратегического партнера Украины) обусловливают ее первоочередную ориентацию на обеспечение углубленного формата сотрудничества с Россией. Такая политика страны обусловлена тем, что:

  • с экономической точки зрения Москва является более важным торговым партнером Бразилии (за 2013 год товарооборот с РФ составил $5,65 млрд, что более чем в 7 раз превышает аналогичный показатель в отношениях с Украиной). Кроме того, в условиях актуализации для страны вопросов дополнительного привлечения прямых иностранных инвестиций, российская сторона в апреле с. г. выразила заинтересованность в инвестировании программы развития сети железных дорог и нефтедобывающей отрасли Бразилии;
  • в рамках подготовки к подписанию плана действий по торгово-экономическому сотрудничеству «Бразилия-Россия» на 2014-2015 гг. официальная Москва выразила желание использовать двусторонний формат сотрудничества для обеспечения сближения (с лидирующей ролью Бразилии и России) объединения МЕРКОСУР и Таможенного союза;
  • с учетом того, что большая часть населения страны воспринимает смену власти в Украине как результат прямого влияния США, поддержка официального Киева со стороны президента Бразилии Д. Руссеф означала бы одобрение политики Вашингтона, что снизит ее личный рейтинг накануне президентских выборов (в октябре 2014 г.).

Учитывая формат тесного сотрудничества между Бразилией и Россией, как на двустороннем уровне, так и в рамках международных организаций (в частности БРИКС и ООН), и соблюдения обеими странами антизападной риторики на международной арене, возникновение между этими государствами разногласий по Украине считается маловероятным.

Прогноз. Ожидается, что экономика Бразилии продолжит свое торможение. Согласно прогнозам МВФ, экономика Бразилии в 2014 году вырастет на 1,8 %, а в 2015 году — на 2,7 %. В то же время Центробанк страны ожидает меньшего увеличения ВВП — в пределах 0,9 % и 1,5 %, соответственно.

Главной задачей руководства Бразилии является необходимость принятия мер по стимулированию экономики на фоне приближения нового электорального цикла (выборов президента Бразилии в октябре 2014 г.). При этом власти страны, стремясь отражать достижения в области улучшения социальных стандартов, де-факто искусственно сдерживают усиление влияния кризисных явлений, оставляя проведение адекватных антикризисных мероприятий на поствыборный период. Несмотря на демонстрацию бразильскими чиновниками оптимизма по отношению к будущему экономическому развитию государства, в экономической политике правительства пока отсутствуют шаги, которые могут существенно ускорить экономический рост страны. В свою очередь, ограниченность имеющихся бюджетных ресурсов будет и дальше сдерживать финансовые возможности действующей власти выполнять взятые на себя социальные обязательства.

 

2.7. Африка

В африканских странах в этом году ожидается ускорение темпов экономического роста (по прогнозам — до 5,2 % в 2014 году). Этому способствуют увеличение инвестиций в освоение природных ресурсов и инфраструктуру, высокий уровень расходов населения. Кроме того, в условиях снижения мировых цен на продовольствие и топливо, а также благодаря взвешенной денежно-кредитной политике, рост инфляции в регионе замедлился. Сегодня целый ряд африканских стран находятся среди самых быстрорастущих экономик мира, что стало возможным благодаря продуманным макроэкономическим реформам, проведенным в последние годы, огромным возможностям для торговли, инвестиций, предпринимательской деятельности, научных исследований и внедрения новых технологий, а также для туризма. Потенциал экономического роста в регионе продолжает ограничивать слаборазвитая инфраструктура и внутренние риски, связанные с социальными и политическими потрясениями. Важной задачей для африканских стран остается диверсификация экспорта.

 

2.7.1. Южно-Африканская Республика

Современные тенденции развития. На темпы экономического роста государства наибольшее влияние имеет ряд факторов, главными из которых являются продолжающиеся забастовки, потеря ключевыми отраслями промышленности конкурентных преимуществ на внешних рынках, высокий уровень инфляции, снижение стоимости национальной валюты, значительный уровень безработицы, социальное неравенство. В частности, последняя забастовка затронула сталелитейную отрасль и машиностроение, что значительно повлияло на автопромышленность страны. В связи с этим, иностранные компании приостановили выпуск автомобилей на территории ЮАР, что сократило экспорт продукции на 75 %. Указанное в сочетании с забастовками в отрасли добычи драгоценных металлов приводит к уменьшению объемов промышленного экспорта, что, в свою очередь, увеличивает отрицательное сальдо счета текущих операций.

Риски, связанные с российско-украинским конфликтом. Из-за весомых внутриполитических проблем внешняя политика для руководства ЮАР играет второстепенную роль, однако ее главным приоритетом остается развитие дипломатии в рамках БРИКС и многовекторность в международной деятельности. Для ЮАР результаты разрешения российско-украинского кризиса могут иметь как долгосрочные последствия во внешней политике, так и получение экономических преференций в ближайшем будущем.

Так, российская сторона обещает Претории значительно увеличить капиталовложения в металлургическую промышленность, добычу сырья, атомную энергетику, судостроение, высокие технологии и углубить двустороннюю торговлю (в 2013 году товарооборот между странами повысился на 11 %, а в первом полугодии 2014 г. — на 10 %). При этом, РФ готова до конца года начать работы по реализации проектов строительства 8-ми энергоблоков атомных электростанций в ЮАР и вынести на обсуждение вопрос их финансирования за счет государственного кредита России.

В тоже время, углубление сотрудничества и международная поддержка со стороны ЮАР России приводит к ухудшению отношений с традиционными партнерами из США и ЕС, что может привести к блокированию последними объемов финансовой помощи. Кроме того, Претория импортирует 90 % пшеницы из России и Украины, что, с учетом введенных санкций странами Запада против Москвы, повлияет на ценообразование сырьевых товаров из Черноморского региона.

Прогноз. По результатам 2014 года ожидается торможение темпов экономического роста ЮАР до 2 %. При этом во второй половине года, кроме внешних угроз, на состояние экономики ЮАР будут влиять ряд потенциальных внутренних рисков. В частности, существуют перспективы задержки реализации инфраструктурных проектов, прежде всего введения в эксплуатацию энергетических мощностей (в стране до сих пор существует практика принудительного отключения электроэнергии в пиковые часы).

 

3. Внешние риски и угрозы экономической безопасности Украины

Влияние современных тенденций социально-экономического развития ведущих экономик мира на динамику экономического развития Украины в условиях агрессии со стороны России свидетельствует о возможности усиления риска следующих внешних угроз:

  • отсутствие факторов быстрого роста в европейском регионе и слабый спрос со стороны ЕС на импорт украинских товаров;
  • частичное замедление активности США на украинском направлении, что обусловлено актуализацией для Вашингтона вопроса о недопущении нарушения текущего американо-китайского статус-кво в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
  • сдержанное восприятие странами-лидерами ключевых для торгово-экономических интересов Украины регионов (Ближний и Средний Восток, Южная Америка, Юго-Восточная Азия, Африка) целесообразности уступать интересам в отношениях с РФ в пользу Украины;
  • попытки правительств развитых стран мира решить проблемы чрезмерной задолженности (США — 101 %, Япония — 22,7 %, Италия — 132 %, Бельгия — 101 %, Сингапур — 105 %, Греция — 175 %, Португалия — 129 %), что будет ограничивать международные потоки инвестиций;
  • сохранение преимущественно мягкой денежно-кредитной политики как в развитых странах (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Канада), так и в развивающихся (Китай, Мексика, Турция, Бразилия, Индонезия), что приведет к росту рисков изменения направления потоков капитала (возврат капиталов в развитые страны с их частичным выводом с развивающихся);
  • рост роли и влияния экономики Китая на глобальные потоки товаров и инвестиций.

В контексте дальнейшего усиления санкционного давления на экономику РФ, существует угроза того, что руководство некоторых государств ЕС (в частности Кипра, Венгрии, Чехии, Финляндии, Италии) под влиянием политических и деловых кругов может изменить свое отношение к возможности введения дополнительных санкций против России.

В любом случае в 2014-2015 гг. экономику Украины ожидает затяжное снижение (техническая рецессия), что будет сопровождаться девальвацией гривны и резким ухудшением состояния в потребительских и инвестиционных секторах на фоне эскалации агрессии со стороны России, в т. ч. в экономической сфере. При этом наиболее весомым риском для Украины в экономической сфере является проведение Кремлем мероприятий по срыву выполнения антикризисных программ украинским правительством с целью разрушения основ развития отечественной экономики.

Дальнейшие же перспективы будут зависеть от способности Украины эффективно использовать стабилизационные средства международной финансовой помощи, свидетельством чему будет выполнение первоочередных мероприятий антикризисной программы и в первую очередь по управлению государственными финансами и реальной борьбы с коррупцией.

Приложение. Таблица 2

Основные показатели социально-экономического развития ведущих экономик мира во II квартале 2014 г.