16 июля 2014

Была ли попытка устранения Рахбара?

<p>Была ли попытка устранения Рахбара?</p>

В конце мая – в начале июня текущего года западные дипломаты в Исламской Республике Иран активно обсуждали в своем кругу вопрос возможной попытки устранения от власти Верховного лидера страны («Рахбар-е Моаззам») — аятоллы Сееда Али Хосейна Хаменеи.

 

Верховный лидер ИРИ, Его светлость, Повелитель времени аятолла Али Хаменеи

Справка: Али Хосейни Хаменеи родился 17 июля 1939 года (75 лет) в Мешхеде в семье священнослужителей. По происхождению он азербайджанец, из рода сеидов (прямой потомок пророка Мухаммада). Свободно владеет арабским, персидским и азербайджанским языками.

В июне 1981 года на Хаменеи совершили покушение члены террористической Организации моджахедов иранского народа (ОМИН), в результате которого он был тяжело ранен. В том же году, после убийства второго избранного президента Ирана Мухаммада-Али Раджаи, Хаменеи стал первым представителем духовенства на должности президента ИРИ. За него проголосовало 95 % избирателей.

Заняв должность Верховного лидера, он значительно расширил полномочия Рахбара, присвоил себе часть полномочий президента Ирана в сфере контроля над деятельностью Парламента, администрации президента, Совета министров, судебной системы и Корпуса стражей исламской революции (КСИР) ИРИ, средств массовой информации, вооруженных сил, разведки, полиции и ряда негосударственных организаций, фондов и бизнес — объединений.

Следует отметить, что до назначения на должность Верховного лидера А. Хаменеи даже не имел титула аятоллы, как того требует конституция Ирана. За три месяца до своей смерти Р. Хомейни собрал комиссию по внесению изменений в конституцию и разработал поправку, согласно которой Рахбаром мог стать «любой эксперт по исламскому праву, имеющий необходимые организационные способности». 4 июня 1989 года, когда умер Хомейни, поправка еще не была принята. Но Совет экспертов назначил его временным Верховным лидером до принятия поправки к конституции. Таким образом, за одну ночь Али Хаменеи «поднялся» в исламской иерархии с Ходжат-оль-Ислама до Аятоллы.

 

При этом они это связывали с бывшим президентом Ирана, известным политиком и очень состоятельным бизнесменом и священнослужителем высокого ранга Али Акбаром Хашеми-Рафсанджани.

 

Некоронованный шах Ирана Али Акбар Хашеми-Рафсанджани

Справка: Али Акбар Хашеми-Рафсанджани родился 25 августа 1934 года (80 лет) в поселке Нуг, провинция Керман. Прозвище «кале» (безбородый). В 16 лет он переехал в город Кум, где стал посещать лекции Рухолли Хомейни по исламскому праву, и впоследствии стал не только его учеником, но и ближайшим соратником и другом. За спиной Хомейни всегда можно было увидеть безбородого кале в белой чалме, сдвинутой на ухо или на затылок. Свидетели говорят, что лишь Рафсанджани удавалось рассмешить Хомейни и улучшить его плохое настроение.

После революции 1979 года Рафсанджани вошел в состав переходного правительства, а в 1980 году он стал первым спикером Меджлиса, и занимает эту должность до 1989 года.

С августа 1989 года Рафсанджани — президент Ирана. С 2000 года он возглавляет Совет по определению целесообразности (Маджма-йе ташхис-е маслахат-е незам), принимающий окончательное решение на случай возникновения спорных вопросов между Меджлисом и Советом стражей конституции.

До 2011 года председательствовал в Совете экспертов, где и до сих пор сохраняет свое влияние на большую часть членов структуры и где у него до настоящего времени имеется много сторонников. В клерикальных и политических кругах Ирана рассматривается как основной конкурент нынешнего духовного лидера А. Хаменеи. В глазах иранцев он некоронованный шах Ирана.

 

Ветеран исламской революции, он является одним из самых состоятельных людей страны, владельцем фисташковых плантаций и целых отраслей промышленности, магнатом, капиталы которого размещены в банках многих стран мира. Опытный политик, пользующийся поддержкой в среде реформаторов-либералов, он прекрасно владеет техникой манипулирования массами. Мастер интриги, он при этом позиционирует себя умеренным либералом с консервативным уклоном, и в прошлом неоднократно заявлял о своей готовности пойти на уступки демократически настроенной молодежи, вести диалог с США.

Активная деятельность Рафсанджани и его приближенность к Рахбару всегда четко делили его окружение на друзей и врагов. Последняя попытка покушения на Рафсанджани была предпринята 2 марта 1994 года возле мавзолея имама Хомейни, когда он лично сумел обезвредить нападающего приемом каратэ, что сыграло в его пользу.

После ранения Али Хаменеи в июне 1981 года, когда в результате террористического акта погибли более 70 партийных руководителей Исламской Республиканской партии, Рафсанджани занял его место руководителя «пятничных намазов» в Тегеране. Дело в том, что человек, занимающий эту должность, имеет огромное политическое влияние, поскольку его проповеди на многолюдных намазах распространяются всеми иранскими газетами, транслируются по радио и телевидению. Именно благодаря этой высокой трибуне Рафсанджани стал самым известным политическим деятелем в стране. Разумеется, после имама Хомейни.

В Иране время от времени возникают слухи об ухудшении состояния здоровья Верховного лидера страны аятоллы Али Хаменеи. Ведь официального наследника у Хаменеи нет, потому долговременное отсутствие или смерть Лидера может спровоцировать борьбу за власть именно в тот момент, когда, например, переговоры ИРИ с Западом об иранской ядерной программе выйдут на завершающую стадию подписания долгожданного Соглашения.

За последние несколько лет Али Хаменеи не раз «умирал» на несколько недель. В Иране практически не скрывают, что состояние здоровья 75-летнего Хаменеи нестабильно, и периодически у него возникает обострение хронических заболеваний. Об этом любит писать израильское информационное агентство «Курсор». Не обходят стороной темы о состоянии здоровья Верховного лидера и в других странах. Так, теперь уже в далеком 2007 году американский эксперт Майкл Ледайн обнародовал в своем блоге информацию о смерти Хомейни. Позже стало очевидным, что он стал жертвой дезинформации.

Правда, при всем при этом длительное отсутствие Рахбара порождает массу слухов. Израильский интернет-сайт DEBKAfile считает, что отсутствие Хаменеи на этот раз «является запланированным» шагом. Для того, чтобы избежать, таким образом, объяснений о новых уступках Ирана на переговорах с группой «5+1» и не демонстрировать, чью сторону он принимает во внешнеполитических маневрах президента Хассана Роухани. При этом эксперты соглашаются с тем, что настоящей причиной может быть и очередное обострение болезни Лидера.

Действительно, после появления Хаменеи на публике 9 октября 2013 года, когда он принимал в своем доме участников Национальной конференции молодой элиты Ирана, был достаточно большой перерыв. Однако, например, только за последних два месяца Рахбар имел встречу с:

- Председателем Совета экспертов аятоллой Мехдави Кани, с 4 июня проходившим курс лечения с диагнозом сердечной недостаточности в одной из клиник Тегерана (5 июня в 2014 г.);

- профессорами и учеными иранских университетов (2 июля в 2014 г.);

- хафизами (знатоки Корана), государственными деятелями и руководителями военных ведомств (7 июля в 2014 г.).

 

Чтобы понять принцип верховной власти и роль Али Хаменеи в стране и ответить на вопрос, могла ли иметь место попытка его устранения, необходимо вернуться в 1979 год, когда победила Исламская революция в Иране.

Верховный лидер Ирана «Рахбар» (Рахбар-е Моаззам, он же Факих, он же Его светлость и Повелитель времени) является Председателем Исламской Республики Иран, Верховным главнокомандующим вооруженных сил. Лишь он определяет общее направление развития страны, ее внутреннюю и внешнюю политику.

Он также назначает руководителей силовых ведомств, органов пропаганды (радио и телевидение) и 6 из 12 членов Совета стражей конституции.

 

Справка: Совет стражей конституции — (Шоурай-е негахбан) — специальный надпарламентский орган высшей власти ИРИ. Состоит из 12 членов — 6 представителей высшего духовенства, назначаемых Рахбаром, и 6 юристов, назначаемых Парламентом (Меджлисом).

Главная функция Совета — проверка законопроектов на соответствие конституции и нормам ислама. Совет утверждает кандидатов на все ключевые должности в стране, в том числе президента, депутатов Меджлиса, членов Совета экспертов, министров правительства. Совет имеет право наложить вето на любой законопроект и вносить поправки к конституции ИРИ. Председатель Совета назначается Советом экспертов.

С 1988 года Совет возглавляет аятолла Ахмад Джаннати.

Совет экспертов (Совет старейшин, Ассамблея экспертов, «Шоурай-е хобреган») — состоит из 83 духовных лиц (муджтахидов), избирающихся народом Ирана на восьмилетний срок. В их полномочия входит назначение и устранение (в случае наличия весомых причин) Верховного лидера, избираемого пожизненно, решение других важных для страны вопросов. Совет собирается на неделю дважды в году. Все заседания Совета имеют закрытый характер. На сегодняшний день Совет экспертов не является монолитным по своему составу, политическим пристрастиям, и тому подобное. Среди членов структуры их часть, благодаря занимаемым должностям, имеет непосредственное влияние на формирование внешне- и внутриполитического курсов страны, в то время как другие не имеют большого влияния на принятие решений и фактически не имеют права решающего голоса при голосовании в Совете. На данный момент А.Хаменеи удается успешно контролировать и использовать эти противоречия для сохранения своей власти и должности.

Конституция ИРИ не определяет жестких требований к членам Совета, поскольку сам Совет решает эти вопросы.

Председатель Совета экспертов 4 созыва — аятолла Мехдави Кани.

 

Верховный лидер ИРИ имам Р. Хомейни

Согласно теории имама Хомейни «Велаят-е факих», успешно реализованной сразу после победы Исламской революции в Иране в феврале 1979 года и закрепленной в конституции ИРИ, «исламское правление» осуществляется в виде республики, в основе которой власть Факиха.

Факих — это верховный толкователь божьих заповедей, в то же время он осуществляет наивысший контроль над светской государственной властью, армией и силами безопасности. Над самим Факихом есть только власть Бога и «скрытого» 12-го имама Махди, которого как Мессию ожидают правоверные.

Во время противоборства между противниками и последователями теории Хомейни за новую конституцию, главной целью было закрепить принцип «Велаят-е факих», что дало бы духовенству конституционное право на управление страной. В начале декабря 1979 года большинством голосов конституция была принята.

Таким образом, доктрина Хомейни являет собой традиционалистскую модифицированную теорию теократического правления, а в действительности же сочетание титулов Рахбара, «Валий-е факих» и получение титула «имама» дало возможность Али Хомейни установить в Иране авторитарный режим.

Основными мотивами действий политиков стало заметное ухудшение состояния здоровья А. Хаменеи, а, следовательно, частичная потеря им возможности эффективно руководить государством, а также усиление недовольства в среде клерикалов и политической элиты многими политическими и социально-экономическими решениями духовного лидера.

По замыслу А. Хешеми-Рафсанджани, высшая духовная власть в стране должна перейти к Совету экспертов. Это дало бы возможность кардинально изменить модель государственного правления, то есть перейти от теократического авторитаризма к более демократической системе коллегиального управления страной членами Совета экспертов.

По мнению западных дипломатов, неудача Хашеми-Рафсанджани объясняется тем, что для смещения нужна более весомая причина, чем даже обоснованные слухи о состоянии здоровья лидера. Кроме того, смещение Рахбара без весомой мотивации содержит в себе угрозу разрушения принципа «Велаят-е факих», главного элемента системы государственности Ирана, что может восприниматься правоохранительными органами, всеми мусульманами как «измена родине». Такие действия могут не восприниматься консервативным большинством общества, что, в свою очередь, может дать карт-бланш А. Хаменеи для ликвидации изменников и враждебных элементов силами КСИР и других силовых структур.

Одновременно следует отметить, что нехватка информации в СМИ о попытке устранения от власти действующего духовного лидера и отсутствие любых видимых последствий для Хашеми-Рафсанджани, по оценкам экспертов-аналитиков, могут объясняться нежеланием А. Хаменеи привлекать внимание общества к вопросу его физического состояния, а также к его политической стойкости в период приближения страны к подписанию знакового соглашения с Западом по ядерной проблеме, запланированного, при позитивном стечении обстоятельств, на 20 июля текущего года. В случае подавления восстания с помощью примененных силовыми структурами мероприятий это имело бы заметный резонанс не только в иранском обществе, но и в мировом сообществе и поставило бы под угрозу перспективу достижения компромисса между Ираном и Западом.

Есть логика также в упомянутых выше мотивах умалчивания иранским руководством этого факта. Вместе с тем, в ближайшей или, по крайней мере, средней отдаленной перспективе можно ожидать очередные попытки политических оппонентов А. Хаменеи завладеть наивысшим постом. При этом сигналом будет служить, очевидно, подтвержденная информация об ухудшении физического состояния Рахбара или его смерть.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет с высокой долей вероятности утверждать о наличии неудачной попытки мирного отстранения от должности лидера страны.