17 мая 2017

Китай (中国) сегодня

Обзор событий (10.05–16.05.2017)

 

Основные события и тенденции в развитии ситуации вокруг КНР

Ключевым событием в КНР, затрагивающим также интересы других стран региона и мира, стал Форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках китайской инициативы «Пояс и путь» 14–15 мая с. г., в котором принимали участие около 1,2 тыс. человек, в т. ч. 29 глав государств и правительств, предприниматели, эксперты и журналисты более чем из 100 стран, а также представители 60 международных организаций. В частности, на форуме присутствовали генеральный секретарь ООН А. Гутерриш, президент Всемирного банка Дж. Ким и глава Международного валютного фонда К. Лагард. Состав и статус участников Форума фактически соразмерен с саммитом G20 в китайском городе Ханчжоу в сентябре 2016 года, что еще раз подтверждает возрастающую роль КНР на мировой арене.

Главная тема мероприятия — обсуждение путей реализации и практического наполнения совместных проектов в рамках инициативы «Пояс и путь». Как заявил Председатель КНР Си Цзиньпин на открытии форума, китайская инициатива будет стимулировать развитие торгово-экономических связей между странами Азии, Африки и Европы. Для этого Китай намерен углублять сотрудничество с теми странами, которые в рамках инициативы «Пояс и путь» будут участвовать в деле реализации проектов, по которым уже имеются конкретные договоренности. Среди таких проектов приоритетными будут научно-технические обмены, а также создание совместных научно-технических парков. В целом в течение ближайших лет Китай планирует вложить в создание «Нового Шелкового пути» 124 млрд долл. США. В частности, правительство Китая намерено выделить 14,5 млрд долл. США для Фонда «Шелкового пути». Еще 380 млрд юаней обещают выделить Импортно-экспортный банк КНР и Государственный банк развития Китая.

Планы развития «Пояса и пути» поддержало большинство участников форума, отметив при этом роль КНР как единого государства, способного предложить глобальный позитивный проект, способствующий росту жизненного уровня около 60 % населения Земли. Так, по словам основателя и исполнительного директора Всемирного экономического форума К. Шваба, по существу, на пространствах «Пояса и пути» возводится новый интегрированный мир, а сама инициатива служит образцом регионального сотрудничества, развития и роста.

На форуме состоялись также двухсторонние встречи руководства КНР с лидерами других стран. В целом заключено более 30 соглашений и договоренностей по двух- и многостороннему сотрудничеству, касающихся реализации совместных проектов. Кроме того, лидеры стран-участниц форума подписали совместный документ в поддержку «Пояса и пути». Как сказал глава Государственного комитета по вопросам развития и реформ КНР Хе Лифэн, все это послужит основой дальнейшего углубления прагматичных связей между всеми сторонами и будет гарантией для воплощения в жизнь китайской инициативы.

Форум также зафиксировал некоторые расхождения между КНР и Европейским Союзом в вопросах социальных и экологических стандартов, прозрачности торговли и поддержки национальных производителей. Из-за этих расхождений представители ЕС отказались подписывать совместное итоговое заявление. Кроме того, от работы в форуме отказалась Индия, что свидетельствует об обостряющемся региональном противостоянии между Дели и Пекином.

Форум в КНР в полной мере попыталась использовать Россия для продвижения своих внешнеполитических и экономических интересов, а также для создания противовеса санкциям США и ЕС за счет укрепления отношений с КНР. Именно это имел в виду президент РФ В. Путин, выступая на международной встрече в Пекине.

Кстати, как считают эксперты, китайская инициатива «Пояс и путь» создает прямую конкуренцию московским планам построения Евразийского Союза, а также фактически нивелирует задачи Шанхайской организации сотрудничества. Об этом свидетельствуют достаточно сдержанные комментарии в российских СМИ, касающиеся участия в форуме лидеров стран Центральной Азии (ЦА) и подписания ими соглашений о расширении сотрудничества с КНР. В этом контексте отмечается, что в результате заметной переориентации стран региона на Китай увеличивается в ЦА угроза российским интересам.

 

Важными были также другие тенденции и события в развитии ситуации в Китае и вокруг него.

 

Политика

Накануне форума «Пояс и путь» в КНР прибыли лидеры тех стран, которые заинтересованы в разноплановом сотрудничестве с Китаем. Так, в период 11–14 мая с. г. в Пекине Председатель КНР Си Цзиньпин и другие представители руководства Китая встречались с президентами Узбекистана Ш. Мирзиевым, Вьетнама — Чан Куангом, Чили — М. Бачелет, Чехии — М. Земаном и Турции — Р. Эрдоганом, а также главами правительств Эфиопии — Х. Десаленем, Венгрии — В. Орбаном и Греции — А. Ципрасом. Рассматривались вопросы развития связей сторон во многих сферах, в том числе политической, экономической и сфере безопасности.

 

Экономика

Одним из факторов, стимулирующих развитие китайской экономики, является торгово-экономическое и инвестиционное взаимодействие КНР с другими странами. В этом плане наиболее важным было заключенное 11 мая с. г. торговое соглашение между Китаем и США, предусматривающее взаимное расширение доступа на рынки. В частности, увеличились квоты на поставки в КНР сельскохозяйственной и биотехнологической продукции из США, а также в Китае была усовершенствована робота американских финансовых компаний, платежных систем и рейтинговых агентств. А США отменили ограничение на поставки в КНР своего природного газа, и на импорт мясной продукции из Китая.

Подписание соглашения стало первым практическим шагом в деле реализации достигнутых во время встречи Главы КНР Си Цзиньпина и президента США Д. Трампа 6–7 апреля с. г. договоренностей по урегулированию торгово-экономических проблем между двумя странами. Это свидетельствует о возобновлении позитивной динамики в развитии сотрудничества между Китаем и США, некоторым образом осложнившееся после избрания Д. Трампа президентом Соединенных Штатов Америки.

 

Также двухсторонние экономические соглашения были заключены во время встреч Главы КНР Си Цзиньпина и премьера Госсовета Китая Ли Кецяна с президентом Узбекистана Ш. Мирзиевым. Это — десять документов по нефтегазовой отрасли на общую сумму 5 млрд долл. США, в числе которых контракт на поставку природного газа из Узбекистана в КНР, соглашение о финансировании Китаем строительства завода синтетического жидкого топлива на юге Узбекистана. Была достигнута договоренность об участии Китая в развитии гидроэнергетики в Узбекистане (в т. ч. модернизации около 300 насосных станций), международного автомобильного сообщения и стимулирования взаимодействия субъектов малого бизнеса обеих стран. В целом объем подписанных соглашений и контрактов превысил 20 млрд долл. США.

В настоящее время Китай является одним из крупнейших торгово-экономических и инвестиционных партнеров Узбекистана. В 2016 году объем взаимного товарооборота составил 4,25 млрд долл. США, в т. ч. экспорт Узбекистана — 2 млрд долл. США, импорт — 2,25 млрд долл. США. Узбекские поставки сырья (природный газ, хлопок, уран) остаются основной частью взаимного товарооборота. Объем китайских инвестиций в экономику Узбекистана достиг 8 млрд долл. США. В Узбекистане функционирует более 650 китайских предприятий, включительно с 90 — со стопроцентным китайским капиталом.

 

КНР развивает торгово-экономические связи с другими странами. На прошлой неделе при участии китайских инвесторов началась реализация проекта по сооружению АЭС «Хинкли-Пойнт С» в Великобритании. Проект считается ключевым в деле развития сотрудничества между КНР, Великобританией и Францией. Его финансируют китайский концерн CGN и французская государственная компания EDF. Китайской стороне будет принадлежать 30 % акций будущей АЭС, которая должна обеспечивать поставку 7 % электроэнергии для Великобритании.

 

11 мая с. г. между КНР и Бангладеш было подписано соглашение о предоставлении китайской стороной безвозмездной финансовой помощи для развития бангладешской транспортной инфраструктуры, в частности, для строительства девятого «моста дружбы Китая и Бангладеш». Сегодня Китай уже оказал финансовую помощь для сооружения семи таких мостов.

 

Вопрос безопасности и силовые структуры

Главное, что дестабилизирует обстановку в АТР и сказывается на интересах КНР и других стран региона, так это активность Северной Кореи в ракетно-ядерной сфере. Например, в ночь на 14 мая с. г. КНДР провела очередной испытательный пуск баллистической ракеты Hwasong-12, которая на высоте почти 2 тыс. км пролетела за 30 минут 787 км и упала в Японское море (кстати, преодолела самое большее расстояние за все время испытаний). Эксперты считают, что траектория движения ракеты свидетельствует о возможности ее пуска на дальность до 4,5 тыс. км.

Комментируя этот ракетный пуск, лидер Северной Кореи Ким Чен Ын сказал, что КНДР, невзирая на давление со стороны мирового сообщества, твердо настроена продолжать реализацию своей ракетной программы. И обвинил Вашингтон в том, что тот «подталкивает Корейский полуостров к ядерной войне, которая будет иметь катастрофические последствия для самих Соединенных Штатов Америки». По его словам, «материковая часть США и операционная зона Азиатско-Тихоокеанского региона уже находятся в пределах досягаемости мощных средств КНДР, готовых к нанесению ответного удара».

Такие действия Северной Кореи осуждают США, Япония, Южная Корея, НАТО и ЕС, которые назвали их угрозой стабильности в АТР и вызовом всему миру. Принимая во внимание эти обстоятельства, 16 мая с. г. СБ ООН провел внеочередное заседание, где рассматривалась ситуация, возникшая в связи с ракетными пусками КНДР, и изучались возможности влияния на нее. К тому же Министерство иностранных дел Китая выступило с очередным заявлением, призвав все стороны решать мирным путем возникшие из-за ракетно-ядерной программы КНДР проблемы. Также отмечалось, что необходимо избегать любых провокаций, которые могут спровоцировать в регионе конфликт. В то же время КНР выразила свою готовность к взаимодействию с США в упомянутой сфере.

 

Что касается общеизвестных проблем из-за спорных островов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, то они, как говорится, остаются на повестке дня. В начале мая с. г. Филиппины развернули свой военный контингент на спорном острове Титу из состава архипелага Спратли в Южно-Китайском море. На островах этого архипелага также активно возводятся военные объекты КНР, из-за чего могут возникнуть в данном районе вооруженные инциденты.

 

К тому же новым источником нестабильности в АТР считается активная провокационная деятельность России против США. Это — возобновление систематических полетов самолетов дальней (стратегической) бомбардировочной авиации Воздушно-космических сил РФ в направлении Аляски с приближением к границе Соединенных Штатов Америки (в частности, такие полеты при участии двух бомбардировщиков Ту-95МС и в сопровождении двух истребителей Су-35 наблюдались 18 апреля и 4 мая с. г.). Реагируя на такие действия россиян, на прошлой неделе США провели масштабные учения «Northern Edge» для своих ВВС в воздушном пространстве штата Аляска. Во время учений впервые отрабатывались вопросы совместных действий истребителей F-22 Raptor ВВС США и F-35 Lighting Корпуса морской пехоты США.

 

Учитывая сложную обстановку в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также стремясь поддержать стратегический паритет сил, руководство КНР продолжает последовательно укреплять военный потенциал страны. В частности, на прошлой неделе Ракетные войска НОАК провели боевое испытание новой ракетной системы. Тип и параметры системы не оглашаются.

Особое внимание командование НОАК уделяет вопросу усиления защиты секретной информации, разрабатывая специальные автоматические средства по прослушиванию мобильных телефонов китайских военнослужащих и отслеживания их работы в сети Интернет, где могут разглашаться секретные данные.

 

Наука и технологии

Последовательная политика китайского руководства в вопросах развития науки и передовых технологий обеспечивает КНР выход на передовые позиции в этой сфере. Так, по решению Государственного комитета по делам развития и реформ Китая, в мае с. г. в городе Хэфэй открыта первая в КНР национальная лаборатория по разработке технологий «мозгоподобного» искусственного интеллекта. Лаборатория считается структурным подразделением Китайского научно-технического института, который, в частности, занимается созданием квантовых компьютеров и средств связи. В апреле с. г. институт первый в мире продемонстрировал прототип компьютера, у которого мощность на порядок выше мощности компьютеров с обычными процессорами.

 

Правительство Китая также продолжает реализацию масштабной программы океанологических исследований. 10 мая с. г. в рамках второго этапа 38-й научной экспедиции китайский пилотируемый батискаф «Цзяолун» девятый раз погрузился в районе подводной горы Пуюань в Южно-Китайском море. Аппарат пребывал под водой в течение 9,5 часов на глубине до 1900 метров, а поднявшись на поверхность, доставил придонную морскую воду, образцы донных отложений, фотографии и высококачественную видеозапись.

38-я океанологическая экспедиция стартовала 6 февраля 2017 года. В рамках ее первого этапа «Цзяолун» выполнил погружение в северо-западной части Индийского океана. На втором этапе выполняются исследования Южно-Китайского моря, а на третьем будут обследованы Японская и Марианская впадины. Батискаф «Цзяолун» опустился на самую большую глубину погружения в 7062 метра в июне 2012 года в Марианской впадине.

 

Отдельные аспекты сотрудничества между ЕС и Украиной

Для Украины крайне важно, чтобы КНР участвовала в развитии украинской транспортной инфраструктуры. По сообщению Министерства экономического развития и торговли Украины, в мае с. г. Украина и КНР решили, что Китайская корпорация дорог и мостов будет принимать участие в строительстве моста вблизи Кременчуга и в реконструкции Шулявского путепровода в Киеве.

В перспективе китайская компания может принимать участие и в реализации других инфраструктурных проектов на территории Украины, что будет способствовать ее присоединению к транспортному коридору Китай-Европа в рамках китайской стратегической инициативы «Пояс и путь». Этот вопрос обсуждался и на Форуме высокого уровня в Пекине.