25 июля 2017

Китай (中国) сегодня

Обзор событий (17.07–23.07.2017)

 

I. Основные события и тенденции в развитии ситуации вокруг КНР

Одним из основных приоритетов КНР является построение стратегического партнерства с США в рамках реализации договоренностей между лидерами двух стран, достигнутых во время их встречи в апреле 2017 года. Очередным этого пути стал 1-й раунд китайско-американского стратегического диалога 19 июля с. г. в Вашингтоне. Мероприятие проводилось под совместным председательством вице-премьера Государственного совета КНР Ван Яна и министра финансов США С. Мнучина и министра торговли У. Росса.

Стороны подчеркнули важность углубления сотрудничества между КНР и США, как странами с крупнейшими экономиками в мире, что определяет стратегическое значение китайско-американского диалога не только для участников, но и для других стран. При этом было подтверждено наличие общих интересов КНР и США, что является основой для углубления сотрудничества между ними как в экономической, так и в политической сфере и в сфере безопасности.

С учетом приведенных обстоятельств во время мероприятия обсуждался широкий спектр вопросов по конкретным торгово-экономическим проектам, а также долгосрочные стратегические задачи по выводу диалога между двумя странами на качественно новый уровень. В частности, рассматривались ход и перспективы выполнения годового плана сотрудничества между КНР и США, направления взаимной инвестиционной деятельности, возможности согласования макроэкономических политик двух стран, а также формы взаимодействия сторон в поддержке процессов глобализации мировой экономики.

Участники встречи достигли консенсуса по большинству этих вопросов, а также подтвердили намерения продолжить усилия по решению проблемы диспропорций в двусторонней торговле. Для этого предполагается расширить взаимодействие в сфере услуг, нарастить объемы взаимных инвестиций, увеличить долю высокотехнологичной продукции в китайско-американской торговле, а также усилить координацию действий сторон в сфере финансового контроля и в работе СБ ООН, G7 и G20.

По оценке сопредседателей диалога, встреча имела инновационный, прагматичный и конструктивный характер и заложила прочную базу для стабильного и долговременного партнерства между Китаем и США.

 

Примером успешного развития торгово-экономических связей между КНР и США является энергетическая сфера. В январе–мае 2017 года Китай импортировал из США около 1,97 млн тонн нефти, что более чем в 4 раза превышает данный показатель за весь 2016 год. Причиной этого является политика Д. Трампа по снятию ограничений на экспорт американской нефти, что позволило США выйти на рынок КНР. Благодаря применению США высоких технологий на сегодняшний день американская нефть уже имеет ценовые преимущества по сравнению с нефтью из стран Ближнего Востока, что позволяет Соединенным Штатам Америки укреплять свои позиции как на китайском, так и мировом рынках энергоносителей.

 

II. Стратегическая инициатива КНР «Пояс и путь» в контексте китайских и региональных интересов

Руководство КНР проводит последовательные мероприятия по усилению глобального влияния Китая в мире путем сопряжения инициативы «Пояс и путь» с другими международными объединениями. В частности, Китай инициирует вопросы налаживания взаимодействия между инициативой «Пояс и путь» и группой БРИКС (включает Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку). Кроме того, предлагается расширение формата группы БРИКС за счет включения в нее других стран. По словам министра иностранных дел КНР Вана И, решение данного вопроса позволит создать мощную платформу для углубления диалога между широким кругом стран во всем мире.

Наряду с этим Китай прилагает усилия по более активному привлечению к «Поясу и пути» стран Центрально-Восточной Европы. 17 июля с. г. в Пекине прошла специальная встреча по рассмотрению таких перспектив с участием представителей Государственного совета КНР и руководства стран ЦВЕ на уровне министров соответствующих профилей и их заместителей по связям с прессой. Встреча в таком формате проводилась впервые. Подчеркивалось, что переговоры в Пекине должны положить начало более глубоким обменам и сотрудничеству между Китаем и Центральной и Восточной Европой.

В то же время КНР продолжает шаги по развитию транспортной инфраструктуры в рамках «Пояса и пути». Так, в течение последних 12 месяцев Китай вдвое увеличил объемы инвестиций в морские порты стран-участниц китайской инициативы. Общий объем заключенных инвестиционных соглашений уже составляет около 20 млрд долл. США.

 

III. Другие тенденции и события, которые сказываются на ситуации в Китае и вокруг него

3.1. Политика. Развитие международного сотрудничества КНР

Наряду с более широким привлечением стран ЦВЕ к «Поясу и пути» Китай углубляет отношения с ними также и в других сферах. Так, продолжением «Диалога политических партий Китая и стран ЦВЕ 2017 года", который состоялся 15–17 июля с. г. в Бухаресте, стал Китайский инвестиционный форум 18 июля этого года в Праге. В мероприятии приняли участие член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, член Секретариата ЦК КПК Лю Юньшань, а также премьер-министр Чехии Б. Соботка, вице-премьер Болгарии В. Симеонов и другие представители руководства стран ЦВЕ.

Выступая на форуме, Лю Юньшань отметил важность формата «16+1» как одной из площадок для сотрудничества в рамках китайской инициативы «Пояс и путь». В этой связи он выразил намерения КНР увеличить объемы инвестиций в реализацию совместных проектов со странами Центрально-Восточной Европы в различных сферах, в т. ч. в расширении взаимной торговли и развитии транспортной инфраструктуры. Кроме того, Лю Юньшань отметил необходимость усиления политического доверия сторон в качестве основы для углубления экономического взаимодействия между ними.

На полях форума состоялась встреча Лю Юньшаня с премьер-министром Чехии Б. Соботкой. Представители двух стран подтвердили конструктивный характер отношений между КНР и Чехией. С учетом указанного были достигнуты договоренности об активизации китайско-чешских контактов по всем направлениям, включая торговлю, культуру, образование, спорт, туризм и медицину.

Значительное внимание руководства КНР уделяется укреплению отношений со странами Персидского залива, которые играют важную роль в обеспечении китайских потребностей в нефти и газе. 20 июля с. г. в Пекине состоялась встреча министра иностранных дел КНР Вана И с главой внешнеполитического ведомства Катара М. Аль Тани. Во время переговоров Ван И выразил намерения КНР активизировать усилия по содействию урегулированию проблем вокруг блокады Катара другими странами региона. Для этого Китай планирует использовать свое влияние в арабском мире, в т. ч. в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива. С учетом общих интересов в обеспечении стабильности в регионе, одном из основных источников энергоносителей мирового уровня, стороны достигли договоренности об объединении усилий двух стран в борьбе с терроризмом. Кроме того, министр иностранных дел Катара подтвердил заинтересованность его страны в более глубоком взаимодействии с КНР в реализации проектов «Пояса и пути».

 

3.2. Экономика. Отдельные аспекты экономической ситуации в КНР

Экономика Китая продолжает демонстрировать устойчивую динамику позитивного развития. Так, по данным Государственного комитета по делам развития и реформ КНР, в первом полугодии 2017 года ВВП страны вырос на 6,9 % в годовом измерении.

Отмечается также рост других базовых показателей, в т. ч.: капиталовложений в основные фонды на 8,6 % (по сравнению с аналогичным периодом 2016 года) до 28 трлн 60,5 млрд юаней; частных инвестиций — на 7,2 % до 17 трлн 23,9 млрд юаней; объемов розничных продаж потребительских товаров — на 10,4 % до 17 трлн 236,9 млрд юаней; импорта и экспорта — на 19,6 % (наибольший показатель со второй половины 2011 года); финансовых поступлений в государственный бюджет — на 9,8 % до 430,6 млрд юаней.

Причинами данной тенденции называются:

  • стабильный рост внутреннего спроса на товары китайского производства. Так, за последние три года доля вклада конечных потребительских расходов в экономический рост составила 48,8 %, 59,75 и 65,6 %, соответственно. В первом полугодии 2017 года данный показатель составлял 63,4 %;
  • повышение роли инноваций как новых драйверов китайской экономики. В первой половине 2017 года добавленная стоимость, созданная в китайских отраслях высоких технологий, выросла на 13,1 %. При этом объемы производства на предприятиях традиционных отраслей выросли всего на 6,9 %;
  • проведение структурных реформ экономики страны, в т. ч. ликвидация убыточных и избыточных производств, что создало более благоприятные условия для работы результативных компаний.

Кроме того, важное значение в развитии китайской экономики имеет программа «Сделано в Китае», которая предусматривает комплексную модернизацию промышленности страны с конечной целью превращения КНР в глобальный генератор инновационных технологий. Согласно решению Государственного совета КНР, в рамках программы в городах и городских кластерах в восточных, центральных и западных районах страны планируется создание т. н. государственных показательных зон. В рамках таких зон будут обеспечены благоприятные условия для реализации пилотных проектов в сфере построения инновационных производств.

 

3.3. Вопросы безопасности и силовые структуры

Главным проблемным фактором в развитии ситуации в сфере безопасности в АТР остается неуступчивость позиций Северной Кореи. Так, руководство КНДР отвергло предложение по урегулированию ситуации вокруг Корейского полуострова, выдвинутое Южной Кореей.

Более того, по данным американской разведки, КНДР осуществляет подготовку очередного пуска межконтинентальной баллистической ракеты, который планируется в конце июля – начале августа текущего года. Кроме того, Северная Корея осуществляет разработку технологий пуска баллистических ракет с подводной лодки.

Данные действия Северной Кореи вызывают существенную обеспокоенность США. Так, 22 июля с. г. председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал Дж. Данфорд заявил, что ядерная программа КНДР является наибольшей из реальных угроз безопасности Соединенных Штатов Америки. Исходя из этого Дж. Данфорд не исключил возможности военного конфликта между США и Северной Кореей.

 

Отдельной проблемой в АТР является негативное отношение Китая к развитию военного и военно-технического сотрудничества между США и Тайванем. 17 июля с. г. Министерство иностранных дел КНР выступило с официальным осуждением проекта закона США о национальной обороне, который включает ряд мероприятий в упомянутой сфере. В частности, планируется обмен визитами военных кораблей США и Тайваня. По заявлению МИД КНР, такие действия США противоречат утверждениям Вашингтона о поддержке политики «одного Китая».

 

В рамках военного сотрудничества с Россией ВМС Китая осваивают новые для них морские акватории. На прошлой неделе на главную базу Балтийского флота РФ в г. Балтийск прибыл отряд боевых кораблей ВМС КНР во главе с эсминцем «Хэфэй». Отряд примет участие в совместных российско-китайских учениях «Морское взаимодействие-2017» в Балтийском море. В истории отношений России и Китая это первый подобный визит кораблей ВМС НОАК. По завершении учений планируется переход китайских кораблей в г. Санкт-Петербург.

В этот же период другая флотилия боевых кораблей ВМС НОАК осуществила дружеские визиты в Грецию и Турцию. Во время торжественных церемоний отмечалось позитивное развитие отношений между Китаем и Грецией и Турцией, в т. ч. в военной сфере. В целом указанные визиты подтверждают практику Китая подкреплять мероприятия по реализации своих экономических интересов также и мерами военного характера.

 

3.4. Наука и технологии

Китайская Народная Республика подтверждает высокий уровень научно-технического потенциала страны, занимающего передовые позиции в мире. Свидетельством этого стала экспозиция КНР в рамках 13-го Международного авиационно-космического салона, который проводился 18–23 июля с. г. в г. Жуковский Московской области РФ. В мероприятии приняли участие более десяти китайских компаний, в т. ч. AVIC, CASIC и CGWIC, которые представили широкий спектр проектов по различным направлениям. В частности, были продемонстрированы системы ПВО, береговой охраны, ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля», беспилотные летательные аппараты и ракетные системы.

В ходе работы салона был подписан меморандум о сотрудничестве между Китайской корпорацией аэрокосмической науки и промышленности CASIC и российским оптико-электронным холдингом «Швабе» по совместной разработке и производству радиоэлектронных компонентов и оборудования. Кроме того, была достигнута договоренность об организации производства на территории КНР самолетов Бе-200 совместной российско-китайской разработки.

 

Вместе с тем на прошлой неделе в КНР прошли успешные испытания нового разведывательно-ударного БПЛА «Caihong-5». Аппарат изготовлен из композитных материалов, размах крыльев — 21 метр, максимальный взлетный вес — 3,3 тонны, оборудован авиационной системой дальнего обнаружения и имеет на вооружении 24 ракеты класса «воздух-земля». БПЛА способен находиться в воздухе до 60 часов с дальностью полета до 10 тыс. км.

 

Наряду с этим Китай продолжает мероприятия по изучению и освоению арктической зоны. По планам Академии наук КНР, 19 июля с. г. стартовала восьмая арктическая научная экспедиция, которая базируется на научно-исследовательском судне-ледоколе «Сюэлун» («Снежный дракон»). Предполагается проведение комплексного обследования арктических судоходных путей, а также исследований в областях биологии, гидрологии, химии и геологии Северного Ледовитого океана и его прибрежных морей. При этом основными районами действий экспедиции станут Берингово море, Чукотское море, Восточносибирских море, Северо-Западный судоходный маршрут и высокоширотные акватории Арктики. Экспедиция продлится 80 суток.

 

IV. Планы и перспективы сотрудничества между КНР и Украиной

Значительный интерес КНР вызывает транспортная инфраструктура Украины, как составляющая транспортных коммуникаций в рамках инициативы «Пояс и путь». В частности, рассматривается вопрос об аренде китайскими компаниями железнодорожного паромного терминала в украинском порту Черноморск с последующей модернизацией его инфраструктуры и сопряженных с ним транспортных магистралей на территории Украины. При этом Китай может стать одним из основных пользователей переправы в плане транспортировки китайских грузов в Европу и в обратном направлении. С целью изучения данного вопроса на прошлой неделе в порту Черноморск находилась делегация китайской компании China Road and Bridge Corporation, которая является одним из крупнейших подрядчиков в мире.

 

Совместный украинский-китайский проект по развитию портовой инфраструктуры уже реализуется в украинском порту Южный. 20 июля с. г. китайская компания China Harbour Engineering Сompany начала работы по углублению дна его внутренней портовой акватории до 16 метров. Реализация проекта позволит ввести в действие один из крупнейших в Украине зерноперевалочных комплексов — терминал MV Cargo.

 

Кроме того, Китай демонстрирует заинтересованность в сотрудничестве с Украинским Дунайским пароходством (ПАО «УДП»). На прошлой неделе в Пекине состоялась встреча представителей «УДП» и китайской компании China National Teсhnical Import&Еxport Corporation (СNТIC), в ходе которой обсуждались перспективы реализации инвестиционного проекта по обновлению флота Дунайского пароходства. Китайская сторона предлагает различные варианты финансирования строительства новых буксиров, барж и других плавсредств для «УДП».