20 августа 2014

Анализ развития международной безопасности и ее влияние на национальную безопасность Украины

1. Общие положения

1. Общие положения

2. Анализ факторов, влияющих на ситуацию с безопасностью в мире

  2.1 Аннексия Крыма и усиление военной составляющей во внешней политике России

  2.2 Обострение противостояния между Западом и Востоком

  2.3 Мероприятия стран Восточной Европы и Балтии по усилению собственной безопасности

  2.4 Усиление военной составляющей стран СНГ

  2.5 Развитие государствами мира систем противоракетной обороны

  2.6 Иранский ядерный вопрос

  2.7 Обострение ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе

  2.8 Вспышка эпидемии лихорадки Эбола

3. Общие выводы и прогнозы развития событий

Основными факторами, в первой половине 2014 года влиявшими на развитие безопасности в мире в контексте интересов Украины, были:

  • значительное усиление военной составляющей во внешней политике России;
  • аннексия Россией украинской АР Крым и ее дальнейшая милитаризация, что приводит к изменению военно-политического баланса в Черноморском регионе; поддержка РФ террористов в восточных регионах Украины;
  • преобразование ситуации в Украине в один из вопросов возобновленного позиционного противостояния между Западом (США, страны Европы, НАТО) и Востоком (Россия), что привело к обострению отношений по линии РФ-НАТО и РФ-США, в которое втягиваются другие страны;
  • активизация государствами Восточной Европы мер по усилению собственной безопасности и обороноспособности, в т. ч. путем размещения на своей территории дополнительных сил НАТО, увеличения расходов на закупку вооружения, интенсификации военной подготовки резервистов;
  • неопределенность относительно дальнейших шагов Запада и Ирана по урегулированию иранского ядерного вопроса и возможность изменения баланса сил в Ближневосточном регионе в случае выхода Тегерана из международной изоляции;
  • обострение ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в условиях противостояния США и Японии с Китаем;
  • вспышка эпидемии лихорадки Эбола в странах Западной Африки и опасность ее распространения на другие континенты.

2. Анализ факторов, влияющих на ситуацию с безопасностью в мире

2.1 Аннексия Крыма и усиление военной составляющей во внешней политике России

После аннексии АР Крым Россия начала полномасштабный процесс милитаризации полуострова

После аннексии АР Крым Россия начала полномасштабный процесс милитаризации полуострова. Продолжающееся превращение Крыма в мощный военный плацдарм РФ ведет к трансформации общего баланса сил в Черноморском регионе в пользу российской стороны.

Милитаризация полуострова сопровождается:

  • значительным увеличением военной группировки российской стороны и планами по восстановлению инфраструктуры для обслуживания авиации и флота с ракетно-ядерным вооружением в районе пгт. Краснокаменка Феодосийского района, где во времена СССР хранились ядерные боеголовки;
  • использованием Государственного авиационного научно-исследовательского центра ВС Украины (г. Феодосия) для испытаний морского оружия. Так, с 1 января 2015 года на его базе планируется создание трех управлений, подчиненных Государственному летно-испытательному центру МО РФ им. В. Чкалова. Сейчас российской стороной уже восстановлена одна из испытательных площадок центра — аэродром в с. Кировск (вблизи Феодосии). До конца года также планируется восстановление завода по доводке торпед и ракет в с. Орджоникидзе (функционировал в советское время);
  • установлением контроля над судостроительными предприятиями на территории АР Крым путем приобретения российскими компаниями контрольных пакетов акций. В то же время, учитывая международные санкции и бойкот западными бизнес-структурами сотрудничества с предприятиями аннексированного Россией Крыма, загрузку судостроительных мощностей полуострова планируется обеспечить за счет размещения военных заказов на строительство кораблей для ВМФ РФ.

Министерством регионального развития России с Черноморским флотом РФ прорабатываются варианты перепроектирования г. Севастополь и баз ЧФ РФ, предусматривающие:

  • реконструкцию аэропорта Херсонес (в т. ч. удлинение взлетно-посадочной полосы до 2,2–2,3 км), что позволит полностью передать в ведение военных аэропорт «Бельбек», а также использовать аэропорт Херсонес в случае чрезвычайных ситуаций;
  • объединение военных производственных мощностей в одном логистическом центре (район «Нефтяной гавани»), имеющем доступ к железной дороге;
  • перенос разрозненных объектов ЧФ РФ в единый компактный центр с целью улучшения их управляемости и повышения уровня безопасности;
  • оптимизацию мест дислокации частей пограничных войск в западной бухте (Балаклава).

Также Россия продолжает наращивать военное присутствие вдоль восточных границ Украины. Так, по состоянию на середину августа группировки ВС и ВВ МВД РФ вдоль государственной границы Украины насчитывали до 34 батальонных и 3 ротных тактических групп общей численностью не менее 45 тыс. военнослужащих. Войска имеют на своем вооружении около 150 танков, около 1400 боевых бронированных машин, более 400 артиллерийских систем, около 150 ракетных систем залпового огня, 190 боевых самолетов и 130 ударных вертолетов, а также до 30 боевых кораблей и катеров и 2 подводные лодки. Кроме армейских подразделений и боевой техники, вдоль российско-украинской границы создаются склады горюче-смазочных материалов, боеприпасов, концентрируются инженерно-саперные и медицинские подразделения ВС РФ.

С начала года под разными предлогами Россией проведено более 20 плановых и внеплановых учений, как в рамках военных округов РФ, так и на международном уровне, которые, кроме повышения уровня боеготовности российских войск, имели целью и предупреждение возможной острой реакции на события на востоке Украины.

Можно констатировать, что РФ проводит по отношению к Украине так называемую «дистанционную войну», заключающуюся в нанесении ракетно-артиллерийских ударов по объектам военной инфраструктуры и силам АТО. Это, в сочетании с концентрацией войск на границе, имеет целью осуществление постоянного давления на руководство Украины и Запада, сковывание ВС Украины, периодическое «выравнивание» военного баланса между силами боевиков и украинской армией, прикрытие «коридоров» логистических поставок для сепаратистов, обеспечение возможности быстрого развертывания войск в случае проведения «миротворческой операции».

Целью Москвы является перераспределение в пользу России баланса сил в Восточноевропейском и Черноморском регионах

Анализ данных по милитаризации Крыма и дестабилизации ситуации в юго-восточных регионах Украины свидетельствует о том, что конечной целью Москвы является перераспределение в пользу России баланса сил в Восточноевропейском и Черноморском регионах путем создания пророссийской дуги от юга Молдовы до Кавказа (Гагаузия — Приднестровье — юго-восток Украины — РФ — Абхазия — Южная Осетия — Грузия — Армения — Азербайджан). Это приведет к «тектоническим» сдвигам в военно-политическом балансе сил в Черноморско-Каспийском регионе не только в интересах России, но и ОДКБ. При этом агрессивная и наступательная политика Москвы, основанная на использовании существующих противоречий в Европе в сочетании с недееспособностью международных механизмов сдерживания и противовесов, может повлечь европейские дезинтеграционные процессы, а в дальнейшем позволит России продлить пророссийскую дугу на Балканский регион через Словакию, Венгрию, Болгарию, Сербию.

Важным элементом реализации данного сценария может стать попытка России установить полный контроль над Азовским морем, превратив его во «внутреннее российское море». В этом контексте РФ может осуществить такие шаги:

  • установить в Керченском проливе так называемый «режим фильтрации» (принудительная инспекция всех «подозрительных» транзитных судов, независимо от их регистрационного статуса и государственной принадлежности) путем выделения из состава ЧФ РФ военных кораблей, экипажей, специалистов-пограничников и таможенников;
  • создать новые специальные подразделения для береговой охраны российского побережья Азовского моря и обеспечить их высокотехнологичной антидиверсионной техникой;
  • усилить патрульную (в том числе и противолодочную) авиацию в регионе;
  • установить круглосуточное морское патрулирование акватории Азовского моря вдоль украинского побережья;
  • ускорить строительство моста (или туннеля) через Керченский пролив и др.

2.2 Обострение противостояния между Западом и Востоком

Агрессивные действия РФ актуализировали перед руководством НАТО и его государствами-членами вопрос о необходимости принятия важных мер в области безопасности и в оборонной сфере на восточных границах, в том числе путем существенного увеличения численности ВС союза, усиления патрулирования воздушного пространства и водной акватории, а также повлияли на повестку дня сентябрьского саммита Североатлантического союза (г. Ньюпорт, Великобритания, 4–5 сентября).

В этом контексте интересен ряд положений опубликованного 31 июля 2014 г. доклада Комитета по вопросам обороны палаты общин британского парламента (посвященного российской угрозе и соответствующим мерам противодействия), в частности, относительно:

  • незначительной вероятности реализации Россией в течение ближайшего времени рискованной стратегии открытой политической конфронтации с Западом. В то же время РФ будет продолжать давление на Украину с целью удержания ее в своей сфере влияния, что может иметь негативные последствия для безопасности не только в Европейском регионе, но и в глобальном измерении;
  • важности принятия стратегического решения по наращиванию мощности неядерных сил НАТО, а также активизации учений в приграничных с Россией и Украиной регионах;
  • необходимости создания в военной структуре Североатлантического союза новых штабов дивизионного и корпусного уровня, непосредственно отвечающих за управление силами НАТО в Восточной Европе и Прибалтике;
  • неотложности первоочередного усиления Альянсом разведывательной деятельности в отношении России (увеличение объемов финансирования и количества специалистов со знанием русского языка).

Подготовка к сентябрьскому саммиту Альянса показала некоторые различия в подходах государств-членов НАТО (в частности, Франции):

  • необходимость признания растущей роли доктрины ядерного сдерживания как надежного средства защиты территории Альянса;
  • неодобрение перевода отношений НАТО-РФ в плоскость конфронтации на фоне тенденции к усилению других региональных и глобальных вызовов и угроз (региональная нестабильность, терроризм, распространения ядерного оружия, киберпреступность);
  • важность сохранения политического диалога с Россией с одновременным свертыванием военного сотрудничества;
  • поддержка интеграционных инициатив Альянса, в частности, коренного изменения задач сил реагирования НАТО, а также поощрение европейских стран-членов Североатлантического союза в дальнейшем приложении усилий в сфере обороны, что должно подкрепляться единодушием решений на уровне ЕС;
  • необходимость усиления координации НАТО с Евросоюзом на различных уровнях деятельности (политическом, военно-стратегическом, оперативном и тактическом) с оговоркой, что развитие роли Альянса в укреплении оборонного потенциала стран, не являющихся членами ЕС, не перекрывает деятельность Евросоюза в этой сфере.

Таким образом, следует ожидать, что после саммита НАТО в Великобритании в контексте событий в Украине будет продолжаться согласование общей европейской позиции по вопросам обороны.

При Атлантическом совете США создана Экспертная рабочая группа с целью подготовки предложений для предоставления Украине статуса «основного партнера США, не являющегося членом НАТО»

Следует отметить, что с целью снижения военно-политических рисков для Украины, в т. ч. в сфере ОПК, при Атлантическом совете США создана Экспертная рабочая группа с целью подготовки предложений для американского правительства по взаимодействию в политических, экономических и оборонных вопросах с нашей страной — и предоставления Украине статуса «основного партнера США, не являющегося членом НАТО» (Major non-NATO Ally of the United States-MNNA).[1]

В то же время скорость адаптации НАТО к новым вызовам и угрозам, исхоящим из РФ, сдерживается следующими факторами:

  • нежеланием европейских союзников делать финансовый вклад в оборону Европы — большинство стран-членов не выполняют своих обязательств как в части финансирования обороны, так и в деле развития сил и способностей объединения;
  • отсутствием координации по вопросам формирования национальных оборонных бюджетов, а также взаимодействия между военным руководством стран-членов и структурами Альянса;
  • существующим недоверием между странами-членами в вопросе беспрекословного использования ими военной силы в случае агрессии против одной из стран-членов НАТО.

Проблемные вопросы трансформации оборонной политики ЕС будут обсуждаться на неофициальной встрече министров обороны стран Евросоюза в Милане 9–10 сентября 2014 г.

Обновляются также подходы стран Евросоюза к реализации Совместной политики безопасности и обороны (СПБО) ЕС, в т. ч. в части размещения в Украине гражданской миссии СПБО для помощи в реформировании отечественного сектора безопасности. В частности, в рамках подготовки к размещению указанной миссии европейские страны в конце июля отменили запрет на поставки в Украину вооружения и средств защиты, которые могут использоваться для подавления демонстраций (решение о запрете было принято в феврале 2014 г.).[2]

Кроме того, Европейская служба внешнеполитической деятельности, Европейское оборонное агентство и Европейская Комиссия планируют подключить оборонный сектор СПБО к стратегии поддержки развития возможностей местных и региональных партнеров, а также к системному и долговременному сотрудничеству в оборонной сфере до конца 2014 г., включая стимулы для содействия совместным проектам. При этом приоритетными направлениями сотрудничества и взаимодействия считаются создание многонационального флота самолетов-заправщиков, БПЛА, защита киберпространства и налаживание системы правительственной спутниковой связи, совершенствование процесса финансирования военных действий Евросоюза.

2.3 Мероприятия стран Восточной Европы и Балтии по усилению собственной безопасности

Грубое нарушение Россией норм международного права и пренебрежение положениями Будапештского меморандума мобилизовали Великобританию, страны Балтии и Восточной Европы для углубления сотрудничества в рамках НАТО с целью усиления собственной обороноспособности. При этом наибольшую заинтересованность в усилении военного присутствия Альянса на своей территории демонстрируют Румыния, Польша и государства Балтии.

Так, Румыния с самого начала аннексии Россией Крыма активизировала диалог с руководством НАТО и США с целью обеспечения защиты суверенитета страны, в т. ч. путем увеличения присутствия в государстве сил Альянса. Наибольшую обеспокоенность румынской стороны вызывает возможность реализации Россией сценария в Молдове, аналогичного крымскому, используя присутствие в Приднестровье военнослужащих 14-й армии ВС РФ и казачьих формирований.

Элементами сдерживания экспансионистских планов Москвы Бухарест считает проведение в румынских территориальных водах Черного моря совместных военно-морских учений с авиа- и ракетоносной группой флота США и НАТО. Румыния также получила заверения о неизменности планов США ввести в эксплуатацию в 2015 году румынские элементы ПРО.

Польша под влиянием украинско-российского противостояния пересматривает свои приоритеты и очередность реализации основных оперативных программ по модернизации польских ВС, увеличению количества вооружения и военной техники и сокращению сроков реализации заказов.

Основными приоритетами определено усиление потенциала разведки, противовоздушной (прежде всего, противоракетной) обороны, мобильности войск. Указанное предусматривает закупку БПЛА, боевых и многоцелевых вертолетов, военно-транспортных самолетов и систем ПВО, для чего оборонный бюджет Польши в 2014 году увеличен на 14 %, а совокупные оборонные расходы — с 1,95 до 2 % ВВП.

В этом году Польша начала подготовку резервистов инструкторами из войск специального назначения, которые (резервисты) должны будут привлекаться к диверсионной работе в случае внешней агрессии против государства и оккупации ее территории. Готовится коренная реформа Национальных резервных сил (NSR) — будет существенно расширен ежегодный объем обязательной подготовки резервистов до 50 тыс. человек (в 2013 году переподготовку прошли 3,5 тыс. человек, за первое полугодие 2014 г. — уже 7 тыс.).

28 июля министры обороны Польши и Великобритании приняли решение о проведении в ближайшее время на территории Польши совместных польско-британских военных учений под названием «Черный Орел» с участием около 1300 британских солдат и более 350 единиц британской военной техники. Варшава также достигла принципиальных договоренностей с НАТО о размещении военных баз Альянса на территории страны.

По планам Верховного главнокомандующего Объединенными ВС НАТО в Европе генерала Ф. Бридлава, на восточном фланге в рамках построения ближе к границе с РФ инфраструктуры быстрого реагирования предусматривается создание крупнейшей базы хранения вооружения, боеприпасов и продовольствия. Вероятным местом ее расположения является польский балтийский порт Щецин, где сейчас размещен многонациональный командный центр НАТО «Северо-Восток», который в дальнейшем может быть превращен в полноценную штаб-квартиру, способную в любое время принять войска для участия в мероприятиях в ответ на агрессию против страны-члена Альянса.

Государства Балтии выразили заинтересованность в размещении на своей территории элементов системы противоракетной обороны НАТО

Со своей стороны, государства Балтии выразили заинтересованность в размещении на своей территории элементов системы противоракетной обороны НАТО для защиты от самолетов или ракет, дислоцированных на военных базах в западном регионе России. Такая реакция стран Балтии на кризис в Украине объясняется, главным образом, тем фактом, что эти страны имеют сухопутную границу с Россией, а также тем, что русскоязычное нацменьшинство в них составляет значительную часть населения (в Латвии 27 %, в Эстонии 24 %, в Литве 5 %). Все эти государства из-за своих ограниченных людских и финансовых ресурсов, слабой геостратегической позиции (расположение между Калининградом и остальной территорией России) требуют от стран-членов НАТО интенсифицировать деятельность Альянса в регионе.

Фундаментальные различия в позициях государств Центральной и Восточной Европы по усилению присутствия НАТО в регионе показала встреча глав Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии (Варшава, 22 июля). В частности, Польша, Литва, Латвия, Эстония и Румыния высказались за значительное усиление оборонной политики НАТО и дислокацию войск Альянса в регионе на постоянной основе. Против такого подхода выступили Венгрия, Чехия и Словакия, опасаясь ухудшения политических и экономических отношений с Москвой.

Их позиция коррелирует с мнением отдельных стран-членов НАТО в Западной Европе, рассматривающих размещение подразделений Альянса в регионе на постоянной основе как нарушение Основополагающего акта сотрудничества Россия-НАТО 1997 года, в котором Альянс обязался не размещать постоянных «значительных боевых подразделений» в Центральной и Восточной Европе. При этом Германия считает, что любое размещение на постоянной основе сил НАТО вблизи границ России может привести к ненужной эскалации напряженности с Москвой.

При таких обстоятельствах существует вероятность раскола в странах Вышеградской группы («В-4») на почве различного отношения к военной угрозе со стороны Москвы, что может побудить Польшу переориентироваться на сотрудничество со странами Балтии, разделяющими взгляды Варшавы по этому вопросу.

Венгрия демонстрирует растущую тенденцию правительства В. Орбана к дистанцированию как от Европейского Союза, так и от экономических и политических связей с США с одновременным укреплением отношений с Россией. В то же время на церемонии передачи Словакии председательства в Вышеградской группе 1 июля венгерский министр обороны Ч. Хендэ объявил об инициативах Венгрии о проведении с начала 2015 года регулярных совместных учений стран «В-4»; обеспечении к 1 января 2016 г. полной готовности Боевой группы «В-4» (способность выполнять задания на расстоянии до 6 тыс. км от границ ЕС с боевым составом до 3360 военнослужащих). Также Ч. Хендэ отметил, что министры обороны стран «В-4» договорились о привлечении подразделений ВС Украины к БГ «В-4».

Болгария, неоднократно выражавшая обеспокоенность по поводу дестабилизации ситуации в регионе и подчеркивавшая необходимость усиления оборонных возможностей НАТО на Черном море, в отличие от стран Балтии, Польши и Румынии, не сформулировала в рамках Альянса четких требований безопасности.

2.4 Усиление военной составляющей стран СНГ

Россия активизировала деятельность по созданию совместной военной составляющей Евразийского союза на основе ОДКБ

В ответ на увеличение военного присутствия НАТО на территории Польши Россия активизировала деятельность по созданию совместной военной составляющей Евразийского союза на основе ОДКБ и ее сотрудничество с ВС РФ.

Так, в последнее время ежедневно осуществляется патрулирование западной границы Беларуси истребителями-перехватчиками Су-27П ВВС РФ, ведется радиоразведка самолетом дальнего радиолокационного обнаружения ВВС РФ А-50. Кроме того, ВВС Республики Беларусь совместно с российской стороной постоянно проводят учения по перехвату целей, которые могут представлять угрозу для вышеуказанных самолетов с привлечением систем ПВО Беларуси. Кроме того, повышена боевая готовность сил и средств ПВО в районе Минска.

На очередном заседании Совета министров обороны стран-участниц СНГ 3 июля обсуждался вопрос о поставках Кыргызстану российского вооружения и военной техники, в т. ч. в контексте вывода коалиционных сил НАТО из Афганистана, а также первоочередные меры по обеспечению 201-й российской военной базы на территории Таджикистана. Вместе с тем Казахстан к своим оборонным проектам привлекает предприятия Турции. В частности, со специалистами корпорации машиностроительной и химической промышленности Турции ведутся консультации по вопросу строительства казахского завода по производству боеприпасов.

При этом основные усилия РФ сосредотачиваются на консолидации вокруг себя партнеров по ОДКБ, навязывая им «блочное мышления», в рамках которого не будет оставаться место для нейтралитета. Так, в ходе заседания Совета министров обороны ОДКБ в Москве 10 июня министр обороны РФ С. Шойгу отметил обеспокоенность проблемой «цветных революций» как фактора дестабилизации политического ландшафта в различных государствах и призвал делегации Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана и Таджикистана обсудить возможные меры взаимной поддержки во время роста внешних угроз, политического и экономического давления, укрепления ВТС и активизации работы для повышения эффективности силового компонента ОДКБ.

Указанному мероприятию предшествовало проведение Россией конференции по международной безопасности (Москва, 23–24 мая), которую из-за ситуации в Украине бойкотировали страны-члены НАТО и ЕС, кроме Испании, Греции и Кипра. Основным лейтмотивом конференции стало обоснование тезиса, что сейчас приоритетом для России является сотрудничество с ВС государств Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, а также со странами Африки и Латинской Америки.

2.5 Развитие государствами мира систем противоракетной обороны

 

Напряженная ситуация сохраняется и в сфере развития государствами мира собственных и коллективной систем противоракетной обороны (ПРО). После аннексии Крыма российская сторона не была приглашена на конференцию по проблематике противоракетной обороны (17–20 июня, Майнц), что трактуется Москвой как отказ США продолжать диалог в этой сфере. Чувствительная реакция Москвы связана также с докладом заместителя председателя Объединенного комитета начальников штабов ВС США адмирала Дж. Виннефильда на конференции по ПРО в рамках Атлантического совета США (Вашингтон, 28 мая), в которой рассматривались следующие аспекты:

  • повышение эффективности систем ПРО — пока продолжаются работы по совершенствованию ТТХ противоракетных средств. Наиболее перспективными считаются: комплексы ПРО THAAD (эффективность применения составляет около 100 %); корабельные комплексы ПРО «Aegis BMD» (86 %); ЗРК «Patriot» РАС-3 (84 %);
  • наращивание американской системы ПРО путем размещения до 2017 года дополнительно 14 противоракет шахтного базирования GBI (50 %) на базе ПРО Форт-Грили (Аляска);
  • усиление региональных систем ПРО в Европе: развертывание в Румынии до 2015 года комплексов ПРО наземного базирования «Aegis Ashor», к 2018 году — в Польше, а также размещение до конца 2015 года на военно-морской базе Рота (Испания) четырех эсминцев ВМС США с противоракетами типа SM-3; со странами Персидского залива: ОАЭ — приобретение комплексов THAAD; Кувейт — поставка ЗРК «Patriot» РАС-3; Саудовская Аравия — модернизация ЗРК «Patriot» РАС-2 до уровня РАС-3; Израиль — совместная разработка комплексов «Arrow», «David's Sling», «Iron Dome».

Кроме того, из-за агрессии России против Украины Канада приняла решение присоединиться к американской ПРО.

Россия побуждает страны-члены ОДКБ к созданию единой системы ПВО и ПРО

В ответ Россия побуждает страны-члены ОДКБ к созданию единой системы ПВО и ПРО; провела в апреле-мае в Арктике (район Новосибирских островов) испытания трех зенитно-ракетных пушечных комплексов «Панцирь-С»; в рамках масштабных учений ВС РФ в мае осуществила запуск межконтинентальных баллистических ракет «Тополь»; а также решила продать Китаю ЗРК С-400 «Триумф» вместе с его исчерпывающей технической документацией.

Во втором полугодии этого года Польша планирует начать тендер на закупку системы противовоздушной и противоракетной обороны средней дальности, в том числе шести батарей ЗРК средней дальности «WISŁA». В тендере стоимостью около $8 млрд участвуют французский консорциум «Thales», европейская группа MBDA, польская государственная компания, правительство Израиля, американские компании «Raytheon» и «Lockheed Martin», а также консорциум MEADS.

Исламская республика Иран провела испытания новых видов радарной и ракетной техники в Персидском заливе на острове Киш, в том числе зенитных ракет, радаров и артиллерийских систем управления и контроля «Басир» и радарной установки «Матла уль-Фаджр».

2.6 Иранский ядерный вопрос

В 2014 году ситуация вокруг «иранской ядерной программы» имела реальный шанс для нормализации и выхода Ирана из международной изоляции. В таком сценарии, прежде всего, были заинтересованы США и ЕС, поскольку это позволило бы:

  • высвободить военные и политические ресурсы США для решения стратегических задач в других регионах мира (включая стратегическое соревнования с Китаем и проблему Северной Кореи);
  • перейти в кооперации с Ираном к урегулированию сирийского кризиса;
  • изменить конфигурацию сил при решении палестино-израильского конфликта (Израиль будет вынужден искать компромиссы с арабским миром, особенно Саудовской Аравией, ради уравновешивания Ирана);
  • повлиять на мировой рынок энергоресурсов (что будет способствовать снижению цен, продвижению Южного энергетического коридора с целью уменьшения зависимости ЕС от энергоресурсов России).

Однако аятолла А. Хаменеи решил изменить позицию иранской стороны на переговорах с «международной шестеркой», что сделало невозможным подписание всеобъемлющего соглашения по ядерной программе Тегерана в срок до 20 июля и продолжение консультаций до 25 ноября. При этом «международная шестерка» согласилась разморозить для Тегерана $2,8 млрд в обмен на завершение иранской стороной переработки запасов обогащенного урана до 20 %.

На данной стадии переговорного процесса США выдвинули Ирану следующие требования:

  • замена реактора на тяжелой воде на объекте в г. Арак легководным реактором;
  • подписание Тегераном дополнительных протоколов в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия по обеспечению международного контроля за деятельностью определенных ядерных объектов Ирана;
  • приостановка работ по обогащению урана на ядерном объекте в Фордо и организация на указанном объекте научно-исследовательской деятельности в сфере реализации проектов по развитию «мирного атома»;
  • ограничение развития ракетных программ Ирана. Под действия указанного требования подпадает производство ракет класса «Sajjil», «Safir», «Simorgh», «Shahab-4», «Ashura» и «Ashura-1».

Следует отметить, что МИД РФ назвал позицию Вашингтона «тактикой выдвижения новых требований», поскольку вопрос ракетных программ Ирана никогда не включался в повестку дня переговоров с «международной шестеркой». Кроме того, пытаясь предостеречь международное сообщество от введения санкций в отношении России из-за сбитого на Донбассе малазийского самолета, Москва направила следующие сигналы:

  • российская сторона может выйти из режима антииранских санкций и выполнить контракт на поставку Тегерану комплексов С-300;
  • присоединение Ирана к ШОС или БРИКС станет мощным фактором укрепления антиамериканского блока;
  • на данный момент РФ и Иран готовят широкое двустороннее соглашение о сотрудничестве в экономической, энергетической и военной сферах.

2.7 Обострение ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе

В первой половине этого года продолжилось обострение глобального соперничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе между ведущими мировыми державами, в частности, США и союзниками в регионе с одной стороны, и Китаем с Россией — с другой. Очевидно, что определенный прецедент создала Россия, аннексировав Крым и поддерживая эскалацию напряженности на востоке Украины.

В АТР наибольшая напряженность отмечается в отношениях между Китаем и Японией вокруг спорных островов Сенкаку (Дяоюйдао), а также в конфликте интересов в Южно-Китайском море между Китаем, Филиппинами и Вьетнамом (Парасельские острова). В этом контексте следует отметить ухудшение отношений между Пекином и Ханоем в мае после инцидента с потоплением в Южно-Китайском море вьетнамского рыболовецкого судна и размещения китайской стороной нефтяной буровой платформы «Хайян Шию-981» в сопровождении военных кораблей в районе спорных островов.

В то же время, вероятность полномасштабной войны незначительна ввиду серьёзных экономических связей (Китай является крупнейшим торговым партнером Вьетнама с годовым объемом товарооборота в $50 млрд). В случае же обострения китайско-вьетнамского противостояния Ханой будет вынужден обратиться за помощью к третьим странам, в частности США и Японии, являющимся основными соперниками Китая в регионе. В отличие от Москвы, осуществляющей в последнее время широкую экономическую и военно-техническую экспансию в этой стране, но не желающей рисковать отношениями с Пекином, Вашингтон выразил готовность поддержать страны региона в территориальных спорах с Китаем в Южно-Китайском море как военным присутствием, так и содействием партнерам в подаче юридических исков в международные институты о неправомерности действий Китая.

С целью ограничения влияния США в регионе правительства КНР и РФ прорабатывают программу развития общей военно-политической стратегии на период 2015–2020 гг. Кроме того, отмечается улучшение отношений РФ с Пакистаном в сфере ВТС, что в перспективе может привести к созданию «азиатской стратегической оси» Пекин — Исламабад — Москва.

Учитывая обострение отношений в АТР и намерение Евросоюза сохранить собственные интересы в регионе, институты ЕС начали консультации по выработке общей и скоординированной позиции Евросоюза в отношении неотложных вопросов повестки дня Азиатского и Азиатско-Тихоокеанского регионов. ЕС намерен усилить региональную интеграцию, в частности, опираясь на работу АСЕАН, и продвигать деятельность в сфере предотвращения конфликтов и посредничества для определения роли Евросоюза как партнера в противодействии глобальным вызовам в сфере безопасности.

Таким образом, в краткосрочной и среднесрочной перспективе ситуация в регионе будет формироваться под влиянием следующих факторов:

  1. Обновление системы военного присутствия США в Тихом океане в соответствии со взятым в 2010 году курсом на политику «сдерживания Китая». В рамках указанного, правительство США приступило к строительству военно-морской базы в Сингапуре и начало переговорный процесс с Вьетнамом о стратегическом партнерстве. Кроме того, с Южной Кореей обсуждается вопрос возможного возвращения тактического ядерного оружия на полуостров. Вместе с тем США будут использовать сейсмические, гидроакустические и инфракрасные станции наблюдения (расположенные в Австралии, Новой Зеландии и Японии) для мониторинга стратегических ядерных сил КНР.
  2. Попытки Китая постепенно модернизировать свои ядерные силы путем разработки новых межконтинентальных баллистических ракет с современными системами преодоления ПРО, а также нового типа атомных подводных лодок. В то же время без технологической помощи России КНР сама не сможет решить указанные задачи.
  3. Влияние ситуации на Корейском полуострове на военную политику Японии. В частности, из-за угрозы со стороны КНДР Япония приобрела в США новые комплексы ПРО, использование которых может рассматриваться как прецедент применения Японией оружия вне архипелага.
  4. Неопределенность в регионе в вопросах распространения ядерного оружия. Правительства Республики Корея и Японии уже несколько лет обсуждают целесообразность обладания ядерным оружием. Так, существует вероятность принятия решения правительствами указанных стран по выходу из ДНЯО и началу разработки собственного ядерного оружия, несмотря на недовольство США (теоретический и практический потенциал позволят обеим сторонам начать разработки в этой сфере).
  5. Сохранение неопределенности относительно будущего ядерной энергетики Японии, КНР и Республики Корея. Авария на Фукусиме доказала несостоятельность компенсации недостатка энергии использованием угольных электростанций и экспортом СПГ. Японские АЭС производят 30 % энергии, в РК — 45 %, в КНР — до 6 %. Правительства этих стран намерены увеличивать использование ядерной энергетики путем введения в действие новых реакторов.

2.8 Вспышка эпидемии лихорадки Эбола

На фоне эскалации военно-политических угроз, развертывания межэтнических и религиозных конфликтов, обострения территориальных споров возник эпидемиологический вызов для всего сообщества в виде вспышки лихорадки Эбола в странах Западной Африки, прежде всего в Сьерра-Леоне, Либерии, Гвинее и Нигерии. К середине августа 2014 г. от этого вируса уже умерло более 1 тыс. человек. В этих государствах объявлено чрезвычайное положение, сопредельные государства ограничивают перемещения через границы, отдельные авиакомпании отменяют свои рейсы.

В условиях фактической пандемии комитет Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) пришел к консенсусу о применении несертифицированных средств, в том числе «ZMapp», эффект и побочное действие которых полностью не изучены. ВОЗ не ввела карантин по Гвинее, Либерии, Сьерра-Леоне и Нигерии (чтобы не ухудшить их экономическое положение), однако Организация требует от правительств этих государств осуществления немедленных мер, в частности, тщательных проверок пассажиров в международных аэропортах, портах и пунктах пересечения границы (анкетирование и температурное сканирование) с изоляцией на 31 день (учитывая 21-дневный инкубационный период вируса) всех подозреваемых в заражении.

В этой ситуации КНР предоставила Либерии и Сьерра-Леоне гуманитарную помощь на $5 млн (медицинское оборудование, средства дезинфекции, одежда для медицинского персонала). Канада передала несколько десятков доз вакцины, которая была исследована только на обезьянах. Евросоюз решил увеличить на €8 млн помощь в борьбе с эпидемией лихорадки Эбола в Западной Африке и развернуть вторую мобильную лабораторию для диагностики заболевания (первая лаборатория начала работать в конце марта в Гвинее).

Возможные угрозы заражения граждан Украины этим опасным вирусом существуют при посещении ими стран (туризм, служебные командировки), в которых зафиксирована вспышка лихорадки Эбола.

3. Общие выводы и прогнозы развития событий

  1. Аннексия Россией Крыма и дальнейшая реализация тактики «дистанционной войны» против Украины спровоцировала серьезный кризис европейской и международной системы обеспечения безопасности, продемонстрировав ее неэффективность, а также иллюзорный характер гарантий безопасности, предоставленных в свое время внеблоковым государствам. При этом в среднесрочной перспективе РФ будет выступать основным источником угрозы национальной безопасности Украины.
  2. Приоритетным направлением политики РФ до конца года будет оставаться обеспечение признания на международном уровне аннексии Крыма с одновременной милитаризацией полуострова и его превращением в военный форпост России в Черноморском регионе, а также дальнейшая поддержка террористов в восточных регионах Украины (вооружение и военная техника, боевики). Сконцентрированные в приграничных районах военные силы и средства РФ недостаточны для осуществления полномасштабной военной интервенции, но они могут быть задействованы для организации «миротворческой миссии».

Вместе с этим, РФ будет осуществлять шаги по ускорению экономического и финансового истощения Украины: остановка экономики на востоке, противодействие реверсу газа из Европы, различные экономические санкции, новая волна информационной войны, формирование новых «гуманитарных конвоев» для востока Украины, усиление информационной войны против стран Запада.

  1. На современном этапе ни НАТО и США, с одной стороны, ни Россия — с другой, не заинтересованы в переходе противостояния в фазу открытой военной конфронтации. Указанное ограничивает возможности получения Украиной прямой и достаточной по объему военной помощи со стороны Альянса (из-за опасений спровоцировать неадекватную реакцию России), а также сделает невозможным ее вступление в НАТО.
  2. Основными проводниками реализации сентябрьских выводов саммита НАТО выступают США, Великобритания, страны Балтии, а также Польша и Румыния. В то же время эффективность таких мероприятий будет сдерживаться пассивной позицией других государств-членов, незаинтересованных в усилении конфронтации с РФ (в т. ч. по экономическим мотивам) и отдающих предпочтение дипломатическим и политическим вариантам урегулирования ситуации. Подобные проблемы будут наблюдаться и в рамках совершенствования СПБО ЕС.
  3. В современных реалиях стратегии РФ на постсоветском пространстве существует значительная вероятность того, что очередным потенциальным объектом агрессивной политики Кремля будет Молдова. В этом контексте в настоящее время наблюдается активизация деятельности российских спецслужб на молдавском направлении, что по своим признакам может свидетельствовать о возможности повторения сценария «донбасского сепаратизма», в частности, в Гагаузии.
  4. Стратегической целью агрессивной политики России выступает возвращение утраченного в результате распада СССР статуса мирового лидера, а также обеспечение признания Западом российской зоны стратегических интересов, развитие сотрудничества с государствами которой должно осуществляться по согласованию с Москвой.
  5. В стремлении сформировать так называемый «антиамериканский блок» Россия встречается с новыми проблемами, которые могут негативно влиять на авторитет Москвы и ее геополитические позиции в целом. Так, в рамках поиска компромиссов с Пекином, Москва не отреагировала на территориальный конфликт между КНР и Вьетнамом. Такое самоустранение России вызвало негативную реакцию официального Ханоя, который отныне будет связывать гарантии территориальной целостности Вьетнама с восстановлением функционирования на своей территории военно-морской базы США.

Кроме того, в условиях введенных ЕС санкций, переориентация России на азиатский рынок будет выступать фактором обострения на нем конкурентной борьбы российских производителей с традиционными поставщиками, которыми преимущественно являются члены ШОС и БРИКС, что, в свою очередь, будет нивелировать «идеологические усилия» Москвы. При таких условиях, Тегеран попытается сохранить для себя поле для маневра, оставляя возможность для успешного завершения переговоров с международным сообществом по ядерной программе Ирана и шанс «не сползти» в формат блокового противостояния, в котором иранская сторона будет выступать на вторых ролях.

 



[1] Статус MNNA не предусматривает гарантий взаимной обороны со стороны США, однако позволяет осуществлять полноценное военное и военно-техническое сотрудничество со странами НАТО и другими государствами, имеющими указанный статус, и пользоваться большинством привилегий стран-членов НАТО. На сегодня статус MNNA предоставлен 15 государствам, в частности Австралии, Израилю, Иордании, Новой Зеландии, Южной Корее, Японии.

[2] Консультативная миссия ЕС по гражданским аспектам реформирования сектора безопасности (EUAM Ukraine) создана 22 июля 2014 г. и окончательно должна быть сформирована не позднее 30 ноября (срок, на который выделено начальное финансирование в 2,6 млн). Предварительно задача миссии состоит в содействии украинской стороне в реформировании правоохранительных органов и системы уголовной юстиции. Назначение главой миссии К. Мижея может указывать на дополнительный интерес иностранцев к проблемам обеспечения верховенства права, прозрачности, борьбы с коррупцией. Центральное представительство EUAM Ukraine составит около 40 экспертов ЕС, которые будут координировать работу наемных работников из числа украинских граждан. Каждое областное представительство (вероятно в Харькове, Одессе и Львове) будет включать 10 экспертов. Для реализации тренировочных программ могут привлекаться еще до 10 экспертов.