16 января 2014

Особенности развития геополитической ситуации в мире в 2013 году. Часть 1

Основные тенденции в развитии глобальных мировых процессов.

В 2013 году ключевой тенденцией в развитии геополитической обстановки в мире оставалось формирование многополярной модели мирового уклада с двумя глобальными центрами силы — США и Китаем, а также несколькими центрами сверхрегионального и регионального уровней, включительно с Индией, Россией, Бразилией, Аргентиной, Ираном и Турцией. Этой тенденции характерны некоторые особенности как стратегического, так и локального масштабов.

Одна из главных таких особенностей — переход соперничества между США и Китаем на качественно новый, глобальный уровень — с Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) к более масштабному политическому и экономическому противостоянию сторон в других регионах мира. Прежде всего, здесь имеется в виду Европа, ставшая наряду с АТР, Центральной Азией, Африкой и Латинской Америкой, новым объектом, за влияние над которым ведут борьбу США и КНР. В частности, в последнее время это проявляется следующим образом: со стороны США — активизируются мероприятия по созданию зоны свободной торговли с Европейским Союзом и наращивается американское военное присутствие в Центрально-Восточной Европе (в т. ч. разворачиваются элементы системы ПРО США/НАТО, размещаются подразделения ВВС США в Польше и переносятся в Румынию базы транзитных перевозок (для обеспечения действий Международных сил в Афганистане); со стороны Китая — усиливается кредитная, инвестиционная и торгово-экономическая деятельность в европейских странах, которые вовлекаются в новую китайскую программу по построению так называемого «Экономического пояса шелкового пути» (предполагается установить качественно новый уровень связей КНР со странами Центральной Азии, Каспийского и Черноморского регионов и Европы).

В то же время США и Китай изыскивали способы распределения глобальных сфер влияния в мире и возможности для совместного решения наиболее важных вопросов мировой и региональной безопасности, а также для углубления сотрудничества в торгово-экономической сфере.

В этой связи стратегически важными были визиты Государственного секретаря США Дж. Керри в КНР в апреле 2013 года и Председателя КНР — Генерального секретаря ЦК Коммунистической партии КНР Си Цзиньпиня в США в июне того же года. Стороны условились создать новую модель американо-китайских отношений, отказавшись в дальнейшем от конфронтации между двумя странами, а также активизировать и расширить диалог на всех уровнях. Лидеры США и КНР выразили готовность усилить координацию макроэкономических политик своих стран, углубить сотрудничество в военной сфере и сфере безопасности (как основы безопасности в мире и регионе), принять необходимые правила поведения в кибернетическом пространстве, а также взаимодействовать в решении проблем Корейского полуострова и Ближнего Востока. Эти вопросы были конкретизированы на 5-й встрече Американо-китайского стратегического и экономического диалога в июле 2013 г. в Вашингтоне, а также во время визита в США министра обороны Китая Ч. Ваньцюаня.

Сближение США и КНР способствовало укреплению стратегической безопасности в мире, а также сбалансированному развитию, как мировой экономики, так и их национальных экономик. Однако в американо-китайских отношениях остаются существенные противоречия, касающиеся влияния сторон в Азиатско-Тихоокеанском регионе, подходов к решению конфликтов на Ближнем Востоке, а также доступа к рынкам и ресурсам Африки и Латинской Америки.

Вместе с тем, как США, так и КНР стремились как можно эффективнее реализовать свои национальные интересы.

Усилия американского руководства направлялись в первую очередь на сохранение и укрепление роли США, как ведущего центра силы в мире. Поэтому администрация США стремилась прежде всего решить экономические проблемы государства и обеспечить его безопасность, укрепить американские позиции в ключевых регионах мира, в частности, регионе Азиатско-Тихоокеанском, Европе и на Ближнем Востоке.

Как следствие, возобновилась позитивная динамика в развитии американской экономики, которая начала выходить из состояния затяжной рецессии. Это дает Вашингтону возможность активизировать свои усилия в достижении политических и экономических целей своей стратегии.

В частности, отстаивая свои интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, США заключили ряд договоренностей и соглашений с ведущими странами региона, в т.ч.: с Индией — о привлечении американских инвестиций в индийскую экономику для реализации совместных проектов в энергетической отрасли (включительно с ядерной энергетикой); с Индонезией — о поставках современных образцов авиационной техники; с Филиппинами, Южной Кореей и Австралией — об усилении американского военного присутствия на тамошней территории. Кроме того, продолжились переговоры США со странами АТР о создании торгово-экономической организации — «Транс-Тихоокеанское партнерство».

Об усилении интереса американского руководства к Ближнему Востоку свидетельствовали визиты в регион президента Соединенных Штатов Америки Б. Обамы (в марте 2013 года в Израиль), государственного секретаря Дж. Керри и других представителей американской администрации. Главным же в ближневосточной политике США оставалось оказание помощи в решении арабо-израильского конфликта, в урегулировании ситуации в таких странах как Египет, Ирак и вокруг Сирии (на основе устранения от власти режима Б. Асада).

Необходимо также отметить, что, невзирая на возобновление роста экономики страны, руководство США и далее сокращало оборонные расходы и проводило реформирование вооруженных сил. В частности, продолжалась реализация новой Национальной оборонной стратегии Соединенных Штатов Америки — «Joint Force-2020», предусматривающей оптимизацию структуры и численности ВС США в рамках ликвидации и объединения оперативных командований, сокращение американских войск в отдельных регионах мира (в частности, в Афганистане). Одновременно США развивают высокотехнологичные системы вооружений, в т.ч. создают орбитальный бомбардировщик многократного использования, межконтинентальные баллистические ракеты с обычным снаряжением, новый авианосец с электромагнитными катапультными системами, беспилотные летательные аппараты (включительно с истребителями корабельного базирования), боевые лазерные системы, а также разного предназначения боевые роботы.

Ключевым событием в КНР в 2013 году стала первая сессия Всекитайських собраний народных представителей Китая (парламента) 12 созыва, где подводились итоги экономических достижений страны, определялись перспективы ее дальнейшего развития. Было избрано новое государственное руководство КНР 5-го поколения во главе с Председателем Китайской Народной Республика — Генеральным секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Китая Си Цзиньпином и премьером Государственного совета (правительства) Ли Кецяном.

Исходя из программных установок новой власти КНР, основная цель развития страны — реализация так называемой «китайской мечты», предусматривающей такое национальное возрождение Китая, которое позволит ему достичь уровня развития ведущих государств мира и обеспечить достойное благосостояние китайских граждан. Для этого руководство КНР сосредоточилось на процессах перехода страны от старой экономической модели — стимулирования китайского экспорта и капитального строительства внутри страны, — к новым принципам ведения хозяйства, основывающихся на развитии внутреннего рынка и высокотехнологичных отраслях промышленности. А во избежание нежелательного «перегрева» национальной экономики, темпы ее роста решено было искусственно снизить с 12% до 7,5% .

Китайское руководство активно укрепляло международные позиции КНР, расширяло китайское экономическое присутствие в других странах и регионах. Например, в течение года общие объемы китайских инвестиций в экономику стран Азиатско-Тихоокеанского региона выросли приблизительно до 130 млрд. долл. США. При этом основными китайскими партнерами в регионе оставались Австралия, Индонезия, Филиппины, Вьетнам, Малайзия, Индия, Япония, Лаос, Южная Корея и Бруней. Приоритет КНР предоставила также развитию отношений со странами Юго-Восточной Азии, в частности, Индией. В 2013 году объем товарооборота между этими двумя странами составлял 80 млрд. долл. США и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Углублялись также торгово-экономические связи КНР со странами Центральной Азии, Африки и Латинской Америки.

Важнейшее место во внешнеэкономической деятельности КНР отводилось Европейскому Союзу, остающемуся на втором после США месте среди торговых партнеров Китая. В конце 2013 года объемы китайских инвестиций в европейскую экономику составили, по меньшей мере, 140 млрд. долл. США, а объемы двухсторонней торговли сторон достигли суммы, превышающей 550 млрд. долл. США.

Кроме того, Китай был активным членом ведущих международных организаций, в т. ч. ООН, «большой двадцатки», Шанхайской организации сотрудничества, группы БРИКС, АСЕАН, АТЭС и других межгосударственных объединений.

Приоритетным направлением в деятельности руководства КНР было укрепление обороноспособности страны. Для того чтобы Народно-освободительная армия Китая (НОАК) уверенно выходила победителем из любого вооруженного конфликта, китайская сторона технически перевооружает войска и флот, совершенствует системы управления, разведки и связи, повышает уровень боевой подготовки войск и заботится об улучшении военного образования и патриотического воспитания молодежи.

Реализуя национальную военную политику в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Китай расширял в своих юго-восточных районах сеть военных баз, укреплял ВМС для того, чтобы надежно контролировать прибрежные моря и выходы в Тихий и Индийский океаны. Естественно, особенное внимание уделялось и уделяется созданию современного авианесущего флота и авиации дальнего действия.

В целом, в 2013 году на эти цели было выделено 114,3 млрд. долл. США, что на 10,7 % больше, чем в 2012 году.

На развитии военно-политических и безопасностных процессов в мире существенно сказывается также характер отношений между США/НАТО/ЕС и Россией, владеющей одним из самых крупных военных потенциалов.

Невзирая на сотрудничество между США/НАТО и РФ в ключевых вопросах мировой и европейской безопасности, а также на сохранение позитивной динамики в развитии экономических отношений между Европейским Союзом и Российской Федерацией, в 2013 году продолжалось свертывание процесса «перезагрузки» отношений между Западом и Россией. Причина — сохраняющиеся между сторонами, а в некоторых случаях и усиливающиеся противоречия в некоторых принципиальных вопросах, затрагивающих их интересы. В т.ч. вопросы перехода США и НАТО к практической реализации планов развертывания системы ПРО в Европе, обострения ситуации в Сирии на фоне не одинакового отношения западных стран и России к участникам сирийского конфликта, а также обострение противостояния между Западом и Россией за влияние на постсоветском пространстве.

Следствием таких процессов стало обоюдное давление США и России, в т. ч. так называемые «законодательные войны» между обеими странами. Например, США приняли «Акт Магницкого», ограничивающий право россиян на въезд в США, блокирующий финансовые счета некоторых представителей российской власти, причастных к нарушениям прав человека в России. А министерство обороны США отклонило контракт на приобретение российских вертолетов Ми-17 для потребностей ВС Афганистана, что вылилось в финансовые потери для российского ОПК. Еще более резонансным стал отказ президента США Б. Обамы встретиться с президентом РФ В. Путиным накануне саммита «большой восьмерки» в Москве в сентябре 2013 года из-за предоставления Россией политического убежища бывшему сотруднику АНБ США (Э. Сноудену).

В свою очередь руководство Российской Федерации приняло некоторые законодательные акты, запретив таким образом въезд в Россию некоторым американским правительственным чиновникам, которых Москва обвинила в причастности к нарушению прав российских граждан. Кроме того, в октябре 2013 года, по распоряжению В. Путина, ликвидируется межведомственная рабочая группа при президенте России по вопросам взаимодействия с США и НАТО по ПРО.

Не менее жесткое противостояние между Россией и Европейским Союзом вызывала программа ЕС "Восточное партнерство", предусматривающая углубление европейской интеграции Украины, Молдовы, Грузии и Армении и развитие отношений между Европой и Беларусью.

Учитывая принципиальное несоответствие целей этой программы стратегическим намерениям России по возобновлению своего влияния на постсоветском пространстве, в 2013 году руководство РФ активизировало противодействие «Восточному партнерству». С этой целью Россия развязала масштабную кампанию политического, экономического и информационного давления на Украину, Грузию, Молдову и Армению, ограничивая доступ их товаров на российский рынок, поддерживая разного пошиба пророссийские организации и сепаратистские движения, выступающие за сближение с Россией и за вступление в Таможенный союз. Россия одновременно усилила давление и на европейских партнеров стран-участниц «Восточного партнерства», в первую очередь на Польшу и Литву.

В противовес России руководство ЕС, НАТО и отдельных европейских стран активизировали свою поддержку европейского выбора стран СНГ. Так, в сентябре 2013 года Европейский парламент одобрил резолюцию «Об осуществляемом Россией давлении на страны «Восточного партнерства», которая осуждает политику Москвы в отношении стран бывшего СССР. Аналогичное заявление сделало также руководство НАТО. Кроме того, Европейский Союз заявил о своей готовности оказать помощь странам-участницам «Восточного партнерства» и компенсировать нанесенные Россией убытки, а также предпринял определенные практические шаги в этом направлении. Однако под российским давлением Армения и Украина не подписали соглашения об ассоциации с ЕС. А армянская сторона даже решила вступить в Таможенный союз.

Кстати, в сложных условиях отношений с ЕС из-за вышеприведенных проблем руководство Российской Федерации пытается не допустить сокращения объемов двухсторонней торговли с Европейским Союзом, остающимся самым крупным торговым партнером России. Стратегический характер отношения сторон был подтвержден во время саммитов ЕС-Россия, состоявшихся в 2013 году.

Развитию отношений между Россией и КНР присуще дальнейшее углубление в политических и экономических вопросах.

Об этом ярко свидетельствует первый официальный визит нового Председателя КНР Си Цзиньпиня именно в Российскую Федерацию в марте прошлого года, когда он встретился с президентом РФ В. Путиным. Лидеры обеих стран подписали пакет соглашений о дальнейшем развитии сотрудничества в энергетической и банковской сферах, в частности, о сооружении газопровода из России в КНР, а также об инвестировании китайскими компаниями 2 млрд. долл. США в добычу полезных ископаемых в Восточной Сибири. Перспективы развития сотрудничества России и КНР в энергетической отрасли затрагивались также в рамках саммита «большой двадцатки» в сентябре 2013 года в Санкт-Петербурге. По достигнутой договоренности сторон, до 2015 года торговый оборот между обеими странами планируется увеличить до 100 млрд. долл. США, а до 2020 года — до 200 млрд. долл. США.

Одновременно расширяется взаимодействие между КНР и Россией в рамках международных организаций (в первую очередь ООН, БРИКС и ШОС) по политическим, экономическим вопросам и вопросам безопасности. Активизируется сотрудничество сторон в военных вопросах, в т.ч., касающихся проведения совместных учений антитеррористического и миротворческого характера.

Вместе с тем, в двухсторонних отношениях Россия озабочена усилением влияния и укреплением позиций КНР в Дальневосточном и Восточносибирском регионах Российской Федерации, а также дисбалансом в двухсторонней торговле.

В рамках отмеченных мероприятий Россия реализовывала геополитическую стратегию по возрождению своей роли как крупного мирового государства.

По оценкам российских экспертов, в течение 2013 года Россия добилась реальных показателей в данном вопросе и фактически смогла вернуться в число ведущих центров силы мирового уровня. Об этом свидетельствуют её достижения в создании Евразийского союза (когда она вынудила Армению и Киргизстан вступить в Таможенный союз и сорвала подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС), а также возобновление российского военного потенциала и постоянного военного присутствия РФ в Мировом океане, недопущение силового вмешательства США и НАТО в сирийскую ситуацию, создание новых транспортно-энергетических систем для транспортировки российского газа в Европу.

Однако в это же время существенной проблемой для России стало ухудшение ее экономики, в частности, дальнейшее сокращение темпов экономического развития, падение производства в основных отраслях промышленности и сельском хозяйстве, уменьшение объемов доходов государственного бюджета. Это объясняется снижением цены и спроса на российские энергоносители в Европе (как основные источники экспортных доходов), оттоком инвестиций и капиталов из России, фактическим свертыванием процессов модернизации страны, вездесущими коррупцией и бюрократизмом.

Рост дефицита государственного бюджета РФ вынуждает российское руководство сокращать социальные расходы и финансирование программ развития российской экономики. Но вот военные расходы России фактически остаются неизменными. Кроме того, невзирая на возникшие финансово-экономические проблемы, Россия все же увеличивает расходы на реализацию своих интеграционных проектов на постсоветском пространстве (в т.ч. за счет резервных фондов), имеющих для неё, по мнению российского руководства, стратегическое значение.

Заметная роль в мировых геополитических процессах отводится некоторым сверхрегиональным и региональным странам, в первую очередь, — Индии.

В течение года руководство Индии, и далее развивая отношения с США, странами ЕС и Россией в экономической и военно-технической сфере, стремилось достичь военного паритета с Китаем, а также противостоять угрозам Пакистана.

А вот активность на международной арене других стран из группы БРИКС — Бразилии и Южно-Африканской Республики — была относительно невысока. В основном они сосредоточивались на решении своих внутренних проблем, касающихся снижения темпов развития бразильской экономики и внутренних конфликтов в ЮАР.

Действие и позиция каждой из упомянутых выше стран определяли характер и направление деятельности ведущих международных организаций, а также сказывались на развитии ситуации в ключевых регионах мира.

Ведущие международные организации

ООН

В течение года активная работа ООН направлялась на решение мировых и региональных проблем в сфере безопасности. Так, главными темами 68-й Генеральной ассамблеи ООН были развитие ситуации в Сирии и Египте, предотвращение вооруженных конфликтов в других регионах мира, недопущение распространения ядерного оружия, реформирование СБ ООН. Кстати, последний вопрос члены ООН воспринимают по-разному. В частности, Россия выступает против расширения состава Совета Безопасности и ограничения прав ее членов.

«Большая двадцатка»

Усилия «G-20» направлялись в первую очередь на возобновление позитивной динамики развития мировой и национальных экономик стран-членов организации. Поиску путей решения обозначенных вопросов приурочивался саммит «Большой двадцатки» в сентябре 2013 г. в Санкт-Петербурге (Россия). Стороны выразили готовность к проведению структурных реформ своих финансово-экономических систем, а также к снижению дефицитов национальных государственных бюджетов.

Шанхайская организация сотрудничества

В рамках текущей деятельности ШОС отдельное внимание стран-членов организации уделялось согласованию направлений ее дальнейшего развития. Так, в течение года были приняты Стратегия развития ШОС до 2025 года, а также План действий до 2017 года по реализации положений Договора о дружбе и сотрудничестве. Кроме того, страны условились создать Банк развития ШОС и углубить сотрудничество со странами-партнерами в экономической, энергетической, транспортной сферах и сфере безопасности.

Продолжение следует