5 февраля 2015

Украинский ОПК в условиях «гибридной войны» с Россией.
Часть 5

Андрей Поспелов, кандидат исторических наук, доцент ОНУ им. И. И. Мечникова, действительный член (академик) Международной академии безопасности жизнедеятельности

Корабли и вооружение Военно-морских сил Украины — 1

ВМСУ [1] — от создания до кризиса

В советское время судостроительная отрасль УССР по своим возможностям считалась самой мощной на просторах бывшего Советского Союза. Судостроительные предприятия Киева, Николаева, Херсона, Севастополя, Керчи и Феодосии могли строить военные корабли и катера без ограничений по классу и назначению (кроме подводных лодок с АЭУ, что, однако, фактически не было связано с технической составляющей отрасли). Некоторые предприятия по своей специфике были уникальными не только в судостроительной промышленности СССР, но и считались таковыми в мировом масштабе. Так, николаевские корабелы были единственными, кто строил для советского ВМФ крейсеры авианосного класса. Херсонский государственный завод «Паллада» поставлял для нужд гражданского и военного флотов уникальные по своим характеристикам плавучие доки, а Севастопольский «Севморзавод» — плавучие краны. Однако, наиболее специализированным предприятием отрасли было Феодосийское производственное объединение «Море». Его уникальность объяснялась основным материалом для построения кораблей и катеров — алюминиево-магниевым сплавом.

Много судоремонтных предприятий, принадлежавших как Военно-морскому флоту, так и Министерству Морского флота СССР, были способны поддерживать техническое состояние кораблей и катеров ВМФ любого класса. На них также ремонтировались пассажирские, рыбопромышленные и другие торговые суда разных стран.

Теоретически самый мощный боевой корабль ВМСУ — недостроенный ракетный крейсер проекта 1164 «Украина» (бывший «Адмирал Лобов»). Независимая Украина за 23 года не достроила готовый на 95 % корабль, а РФ его так и не выкупила.
http://vpk.name/

Под стать таким мощностям в УССР было и несколько конструкторских центров судостроения (например, «Чорноморсудопроект» в Николаеве и ЦКБ «Черноморец» в Севастополе). Кроме того, значительное количество научно-исследовательских институтов и предприятий работали на военно-морскую отрасль, обеспечивая ее современными радиолокационными станциями и другим оборудованием. Нельзя сказать, что предприятия отрасли отставали от ведущих мировых разработчиков и производителей специальной военно-морской продукции. Например, киевский НИИ «Квант» во второй половине 1980 гг. разработал для новейших авианесущих кораблей ВМФ СССР комплексную радиолокационную систему «Марс-Пассат», которая по своим характеристикам вышла на уровень известной американской системы «Аеgіs» [2].

Между тем, практически все украинские судостроительные предприятия и предприятия отраслей, поставляющих кораблестроению оборудование и т. п., могли эффективно работать лишь в условиях широкой кооперации с большим количеством своих контрагентов по всему бывшему СССР. Кроме того, некоторые элементы оснастки как гражданских судов, так и военных кораблей, соответственные судостроительные заводы Украины традиционно приобретали за рубежом. Это и мощные скоростные дизели, разнообразная навигационная и радиотехническая аппаратура, отдельные виды покрытий, красок и тому подобное. В этом аспекте следует отметить, что такая ситуация полностью характерна для судостроительных предприятий даже самых мощных и традиционно самостоятельных и высокоразвитых морских государств — Японии, Великой Британии, США, Франции, Италии и других.

Уникальный противолодочный корвет на подводных крыльях проекта 1145.1 «Сокол» на стапеле Феодосийского завода «Море». Два таких корабля Украина так и не ввела в боевой состав своего флота, а в марте 2014 г. окончательно потеряла в Крыму.
http://topwar.ru/

Распад Советского Союза крайне негативно отразился на военном кораблестроении Украины. Государство смогло достроить лишь четыре корабля для своих ВМС из числа заложенных на стапелях в советское время — фрегат «Гетман Сагайдачный» в 1993 году (Керченский завод «Залив»), корветы «Луцк» и «Тернополь» в 1993 и 2002 годах соответственно (Киевский завод «Ленинская кузня»), малый десантный корабль «Донецк» (Феодосийский завод «Море»). Также в Феодосии для потребностей Пограничных войск Украины в 1993 году был спущен на воду ПСКР-115, получивший позже название «Галичина».

И это при том, что на судостроительных заводах Украины оставалось, по меньшей мере, два десятка недостроенных современных военных кораблей, катеров и вспомогательных судов. Самые большие из них — атомный авианосец «Ульяновск» (проект 1143.7, степень готовности 20 %), авианесущий крейсер «Варяг» (проект 1143.6, степень готовности 87 %), ракетный крейсер «Адмирал флота Лобов» (проект 1164, степень готовности 95 %, впоследствии получивший название «Украина»), плавучая техническая база ПМ-16 проекта 2020 (степень готовности 90 %) по геостратегическим да и финансовым причинам оказались ненужными независимой Украине. Продолжительные бессмысленные переговоры с РФ о дельнейшей судьбе недостроенных кораблей бывшего советского флота, а также финансовый груз для их содержания постепенно решил судьбу самых больших из них. Именно поэтому эти корабли или были разобраны («Ульяновск» по приказу премьер-министра Украины К. Масика от 4 февраля в 1992 г. был разрезан на стапеле, полученный из него металл был продан за границу в виде металлолома) [3], или, в крайнем случае, по заниженной цене реализованы за границу («Варяг» в КНР) [4].

Между тем, осталось еще немало кораблей-недостроев, «зависших в воздухе» на украинских предприятиях. Правительство Украины в течение более чем двух десятилетий пыталось продать крейсер «Украина» и судно проекта 2020 России. Но Москва, вопреки высокой своей заинтересованности и острой потребности их в составе своего флота, несколько раз доводила дело до того, что Украина должна была их передать северному соседу за бесценок или разрезать на «иголки» [5].

Впрочем, Украина могла завершить строительство нескольких современных боевых единиц для своего флота. Однако, этого не было сделано. По финансовым причинам и малой степени готовности в Керчи был порезан на металлолом однотипный с «Гетманом Сагайдачным» фрегат «Гетман Байда Вишневецкий», а в Киеве так и не завершили строительство корветов «Львов» и «Запорожская Сечь». На Феодосийском заводе «Море», по ряду причин, с декабря 1991 г. «застряли» почти на 95-98 % готовые уникальные малые противолодочные корабли на подводных крыльях проекта 1145.1 «Сокол» — корветы «Львов» (2-й) и «Луганск». Были также и другие корабли, катера и вспомогательные суда, из-за нехватки средств для их строительства так не попавшие в состав ВМСУ и уничтоженные на стапелях [6].

Экстренная буксировка второго, построенного для КНР малого десантного корабля на воздушной подушке проекта 958 «Бизон» (украинская версия проекта 12322 «Зубр»). Феодосия, 1 марта 2014 г.
http://bmpd.livejournal.com/

Лишь один из двух недостроенных малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» — МДК-100 «Донецк» удалось ввести в июне 1993 г. в состав ВМСУ [7]. Однако он (вместе с тремя однотипными кораблями «Горловка», «Краматорск» и «Артемовск») пробыл в составе ВМСУ лишь до начала ХХІ ст., после чего по причине нехватки средств был утилизирован. Впрочем, Феодосийское «Море» продолжало строить серию этих кораблей, правда, на экспорт. В 2001 году для Греции в рамках контракта был достроен второй корпус советских времен, к тому времени успевший получить собственное название «Иван Богун», а в состав ВМС Греции вошедший как HS «Itaki» (L-181). После того, как этим проектом заинтересовался ВМФ Китая (и на фоне политического и военно-технического противостояния между РФ и Украиной), специально для китайской стороны Украина предоставила свой вариант, а по существу клон российского «Зубра», — проект 958 «Бизон». Таких кораблей было построено лишь два в 2013-2014 гг. Последний из китайских «зубров» пришлось срочно в несколько незаконченном виде перевозить с Феодосии в «Поднебесную» 1 марта прошлого года [8].

В 1997 году, в результате официального раздела бывшего Черноморского флота, ВМСУ естественно стали вторыми (по численности корабельного состава), а по общей мощности военно-морских сил (к плавединицам прибавлялась мощь авиационной и береговой составляющих) — первыми в бассейне Черного моря. Но не столько уже традиционная, хотя вполне настоящая нехватка средств, а, прежде всего, практически полное непонимание руководством Украины флотских вопросов, привело к тому, что в отмеченном регионе они быстро скатились на пятое место.

Так, лишь по договору о разделе Черноморского флота [9] Украина получала 254 боевых корабля, катера и вспомогательных плавсредств (против 271 в РФ), среди которых 51 — боевые единицы. Однако содержать такую группировку страна, по официальной информации правительства, не имела возможности. Именно поэтому отправлялись в утиль или передавалась РФ за финансовые долги наиболее мощные и большие потенциальные корабли ВМСУ. Так, из двух подводных лодок, что подлежали передаче, фактически была принята в состав ВМСУ лишь одна. Три переданных Украине сторожевых корабля проекта 1135 и 1135М фактически простояли у причалов небоеспособными несколько лет, а потом были утилизированы. И это лишь верхушка айсберга. Корабельный состав ВМСУ быстро сокращался, пока в конце 2009 года не замер на уровне 26 боевых единиц и почти 50 вспомогательных судов и катеров. При этом был создан флот в составе нескольких военно-морских баз и двух оперативных объединений — бригад надводных кораблей. Не принимая во внимание немалые сроки службы основного состава кораблей ВМСУ, их совокупность являла собой полностью сбалансированную эскадру — 1 подводная лодка, 1 фрегат, 2 ракетных и 5 противокорабельных корветов, большой и средний десантные корабли, 2 ракетных и 3 артиллерийских катера, 2 морских, 2 базовых и 1 рейдовый тральщики, 1 средний и 1 малый разведывательные корабли, 2 корабля управления и соответствующий состав вспомогательных единиц [10]. При этом, наиболее ходовые корабли ВМСУ прошли средние ремонты, а фрегат U130 «Гетман Сагайдачный» и противолодочные корветы U205 «Луцк» и U209 «Тернополь» даже модернизацию своих гидроакустических комплексов, разработанных и изготовленных на предприятии «Кливер» в г. Красный Луч [11].

Новейший и один из наиболее активно действующих кораблей ВМСУ — корвет проекта 1124М U209 «Тернополь». Он вошел в боевой состав украинского флота в марте 2002 г., прошел модернизацию в 2013 г. и был потерян в Крыму в марте 2014 г.
http://topwar.ru/

Однако в 2012-2013 гг. опять начался процесс вывода из состава ВМСУ кораблей, катеров и вспомогательных судов. На основании соответствующих предложений командования ВМСУ, украинское правительство соответствующими распоряжениями начало процесс очередного этапа сокращения флота за счет списания тех единиц, которые в нем имелись лишь номинально. К сожалению, во время этого процесса ВМСУ в некоторых случаях потеряли целую составляющую (было исключено из списков оба базовых тральщика U330 «Мелитополь» и U331 «Мариуполь», единственный средний разведывательный корабль U511 «Симферополь» и единственный транспорт вооружения U754 «Джанкой»). Также списывались однотипные корабли. Так, из двух ракетных корветов проекта 12411Т «Молния» был списан один — U156 «Кременчуг» (U155 «Приднепровье» остался), из двух противолодочных корветов проекта 1241-2 «Молния-2» был списан U207 «Ужгород» (U208 «Хмельницкий» остался). То же случилось с двумя единственными, оставшимися в составе ВМСУ, ракетными катерами проекта 206МР — U154 «Каховка» списан (U153 «Прилуки» остался) и с двумя танкерами проекта 1844 — U759 «Бахмач» был списан (U760 «Фастов» остался) [12].

И это при том, что в 2012 году планировалось к модернизации 14 единиц корабельного состава ВМСУ [13], а фактически, согласно «Белой книге 2012» Министерства обороны Украины, окончил долговременный ремонт и частичную модернизацию лишь один боевой корабль — подводная лодка U01 «Запорожье» [14]. Поэтому не удивительно, что в следующем 2013 году ни один из кораблей и катеров ВМСУ не был модернизирован [15].

Между тем, уровень подготовки личного состава ВМСУ был достаточно высок. С начала ХХІ ст. корабли ВМСУ являются постоянными участниками многонациональных оперативно-боевых мероприятий. С апреля 2001 г. корабли ВМСУ задействовались в операциях Черноморской группы военно-морского сотрудничества «Blackseafor». В 2010 году наша страна была представлена в ней морским тральщиком U311 «Черкассы» и кораблем управления U510 «Славутич», а в 2011 году лишь последним. В 2013 году эти же корабли участвовали в двух активациях «Blackseafor» (по итогам лишь августовской их экипажи выполнили опрос 15 гражданских судов и провели более чем 80 учений и тренировок).

С 2007 года корабли ВМСУ привлекались к проведению антипиратской операции НАТО в Средиземном море «Активные усилия» (Active Endeavour). До марта 2014 г. боевые походы в Средиземное море выполнили корвет U209 «Тернополь», корвет U205 «Луцк», фрегат U130 «Гетман Сагайдачный». Так, корвет U209 «Тернополь» во время миссии 2010 года участвовал в 5 патрулированиях в разных районах, преодолел 4814 морских миль, его экипажем было опрошено свыше 100 торговых судов. Всего «Тернополь» провел в море 25 суток. Почти аналогичные достижения экипажа корабля были и в 2013 году (количество опрошенных судов — 75).

С марта 2005 г. ВМСУ участвовали в организованной Турцией в марте 2004 г. антитеррористической операции «Черноморская гармония». А 27 сентября 2010 г. Украина была официально признана контрибутором военной морской операции Европейского союза по борьбе с пиратством у берегов Сомали «EU NAVFOR — Operation Atalanta», и ее практической составляющей «Океанский щит». В апреле 2011 г. командование ВМСУ объявило о готовности отправить к побережью Сомали фрегат U130 «Гетман Сагайдачный», корвет U209 «Тернополь» и большой десантный корабль U402 «Константин Ольшанский». Впрочем, последний с 23 марта по 10 апреля 2011 г. выполнил боевой поход к побережью Ливии для эвакуации на Мальту и в Украину почти 300 иностранных граждан. А вот фрегат «Гетман Сагайдачный» почти до кризисных событий марта 2014 г. периодически выполнял задачи в Красном море и Аденском заливе в рамках операции «Океанский щит».

Первый построенный в Украине специально для ВМСУ корабль — U510 «Славутич» (проект 1288.4). Этот уникальный корабль управления флотом был потерян Украиной в Крыму в марте 2014 г.
http://vmsu.info/

Все эти учения и боевые походы реально демонстрировали не только высокую выучку костяка личного состава ВМСУ, но и повышали профессиональную подготовку командного состава украинского военного флота, на практике взаимодействующего с ВМС других стран. Однако, происходило это на грани возможностей ВМСУ. Лишь 6 боевых вымпелов ВМСУ были способны выполнить боевые задачи в полном объеме за пределами Черного моря и во всей его акватории. При коэффициенте оперативного напряжения (количество времени, проведенного кораблем в море на патрулировании, до времени официального участия в боевой операции) почти 0,4-0,5 (на уровне Великобритании), наплаванность кораблей, катеров и вспомогательных судов ВМСУ (количество времени, проведенного в море за год при выполнении задач) не превышает 21,3 (уровень Албании).

Впрочем, операция россиян по захвату Крыма продемонстрировала не только крайне невыгодную конфигурацию базирования кораблей, катеров и судов ВМСУ, о чем авторы этой статьи в специальном аналитическом докладе предостерегали еще в 2011 году, но и, самое главное, — крайне низкую идеологическую и профессиональную подготовку командных кадров ВМСУ. Как иначе можно расценивать ситуацию, когда, при очевидной угрозе месту постоянной дислокации, командиры кораблей, катеров и вспомогательных судов ВМСУ не выполнили требование статьи Боевого устава ВМСУ о срочном выходе в море по тревоге, оставшись в базах по приказу бывшего командующего ВМСУ Д. Березовского, который первым изменил Присяге на верность Народа Украины! Как следствие, украинский военный флот (в отличие от пограничников, которые, игнорируя опасность, за 20 минут вышли из своих крымских баз) потерял основные свои боевые единицы — только что модернизированную подводную лодку U01 «Запорожье» (проект 641), корветы (малые противолодочные корабли) U205 «Луцк», U209 «Тернополь» (проект 1124М «Альбатрос»), U155 «Приднепровье» (проект 12411Т «Молния») и U208 «Хмельницкий» (проект 1241-2 «Молния-2»), 2 морских тральщика — U310 «Чернигов», U311 «Черкассы» (проект 266М «Аквамарин»), большой десантный корабль проекта 775 — U402 «Константин Ольшанский» и корабль управления U510 «Славутич» (проект 1288.4). Последний, кстати, — по хронологии первый корабль, переданный ВМСУ сразу же с завода 12 августа 1992 г.

Примечания:

  1. http://www.vmsu.info/
  2. Балакин С., Заблоцкий В. Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова. — М.: Эксмо, 2007. — С. 133.
  3. Алексеев И. Долгий путь в море // Техника молодежи. — 1994. — № 4. — С. 9
  4. Балакин С., Заблоцкий В. Вказана праця. — С. 219-226.
  5. Достигнута договоренность о выкупе Россией крейсера проекта 11641 «Украина» // http://bmpd.livejournal.com/489608.html; Некоторые перспективные пути украинско-российского сотрудничества в военно-морской сфере // http://bmpd.livejournal.com/496414.html
  6. Апальков Ю.В. Боевые корабли СССР. Противолодочные корабли. — Ч. 2. — СПб: Галея-Принт, 2005. — С. 21-22, 41.
  7. Авиация и время. — 1995. — № 4. — С. 52.
  8. Второй «Зубр» («Бизон») спешно отправлен в Китай // http://bmpd.livejournal.com/763428.html
  9. Угода між Україною і Російською Федерацією про параметри поділу Чорноморського флоту від 28.05.1997 р. // http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/643_075
  10. «Біла книга-2010». Збройні Сили України у 2010 р. — К., 2011. — С. 64.
  11. О ремонте гидроакустических комплексов на фрегате и корветах ВМС Украины // http://bmpd.livejournal.com/632238.html
  12. Военно-морские силы Украины (ВМС Украины) // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8B_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B
  13. Планы по модернизации вооруженных сил Украины в 2012 году // http://bmpd.livejournal.com/246140.html
  14. «Біла книга-2012». Збройні Сили України у 2013 р. — К., 2013. — С. 68.
  15. «Біла книга-2013». Збройні Сили України у 2013 р. — К., 2014. — С. 69.