4 декабря 2012

Реформы рынка электроэнергии Украины — движение к процветанию или катастрофе?

С. Дьяченко

Реформы рынка электроэнергии Украины — движение к процветанию или катастрофе?

20 ноября этого года Верховная Рада в первом чтении приняла проект Закона Украины «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины». Проект Закона подан народным депутатом И. М. Глущенко.

Как утверждают разработчики, основными целями принятия Закона является либерализация оптового рынка электроэнергии Украины и создание эффективной конкурентной среды на рынке электрической энергии с учетом основных требований законодательства ЕС. Такую цель можно только приветствовать. Но практические действия правительства в сфере электроэнергетики, осуществляемые последние годы свидетельствуют, что она совершенно не готова к предложенным проектом Закона реформам.

Сутью предлагаемых реформ является переход к модели двухсторонних контрактов. Она предполагает, что потребители могут свободно выбирать себе поставщика и/или производителя электроэнергии. Но какой у них может быть выбор, когда после проведенной в течение 2011–2012 гг. приватизации, 86 % производства электроэнергии обеспечивают 2 компании — ДТЭК и Энергоатом.

Ценовые диспропорции, огромные задолженности предприятий, непрозрачная и коррумпированная система государственного регулирования - также не способствуют успеху реформ.

Но даже если приведенные проблемы удастся преодолеть, в самих механизмах работы рынка, предложенных проектом Закона, есть такие, которые фактически нивелируют либеральные и конкурентные преимущества новой модели. Речь идет о механизмах перераспределения средств на рынке электроэнергии через Фонд распределения стоимостного дисбаланса.

Понятно, что проблема различия себестоимости электроэнергии, производимой различными видами генерации существует. Но в проекте закона предлагается ее решать абсолютно непрозрачным способом. Какие объемы прибыли предприятий атомной- и гидрогенерации будут изыматься и распределяться, а также исходя из каких принципов это будет осуществляться — совершенно непонятно. То есть, создаются потенциальные возможности для злоупотреблений и коррупции.

В предложенном виде проекта Закона, по уровню либерализации украинский рынок электроэнергии мало чем отличается от нынешнего, при этом система его регулирования будет намного сложнее и дороже.

Принятие проекта Закона однозначно поставит под вопрос будущее атомной энергетики Украины.

Во-первых, это касается финансового состояния Энергоатома и государственной собственности на его активы. Нынешняя система ценообразования,  направленная на удержание социально низких цен на электроэнергию для населения, во многом решает эту задачу путем установления заниженных цен для атомной генерации. Это приводит к миллиардным долгам НАЭК «Энергоатом» и делает его потенциальным банкротом.     

Очевидно, что в случае принятия проекта Закона сразу встанет вопрос об отмене Закона «О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса», которым установлен мораторий на банкротство энергетических предприятий. Поскольку Фонд распределения стоимостного дисбаланса с высокой вероятностью не позволит формировать полноценный тариф для атомной генерации, банкротство Энергоатома будет вопросом времени.

Во-вторых, проектом Закона предусматривается продолжение нынешней политики стимулирования развития зеленой энергетики, которая в перспективе будет вытеснять атомную генерацию из энергосистемы.

Очевидно, что внедрение рынка двухсторонних контрактов требует более гибких и прозрачных механизмов государственного регулирования, которые бы позволяли нормально развиваться всем видам генерации. Таким может стать механизм гарантирования инвестиций в мощность. Именно его внедрение позволит создать экономически обоснованную и прозрачную систему ценообразования на рынке электроэнергии, а также необходимые стимулы к сбалансированию развития украинской энергосистемы.