9 апреля 2013

КРЫМ 94. Часть 7 «Сепаратисты начинают и… проигрывают»

Часть 6 «На пике общефлотского психоза»

Часть 5. «В шаге от войны...»

Часть 4. «Севастополь – Крым – Россия»

Часть 3. Как делился Черноморский флот «по-братски»

Часть 2. Черноморский флот на весах политического торга

Часть 1. Черноморский флот Российской Федерации и национальная безопасность Украины

 

Часть 7 «Сепаратисты начинают и… проигрывают»

На противозаконные посягательства крымских сепаратистов на территориальную целостность Украины украинское руководство вынуждено было отвечать адекватными мерами. 18 мая 1994 года в Крым перебрасываются дополнительные подразделения Национальной гвардии и войск специального назначения Вооруженных Сил Украины общей численностью до 1300 человек. Они расположились возле Севастополя, на аэродроме Бельбек, а также на мысе Херсонес, в Сухарной балке и в селении Тыловое. Подразделения украинского спецназа были направлены в Измаил для блокирования дислоцированных в этом городе подразделений Черноморского флота. В районе села Чернобаевка Херсонской области разворачивался украинский военно-полевой госпиталь: медперсонал готовился к приему раненых из Крыма.

Пресекая попытки переподчинения крымской милиции, президент Украины Л.Кравчук издает специальный указ о реорганизации Министерства внутренних дел Автономной Республики Крым в Главное управление внутренних дел в Крыму МВД Украины. Для исполнения этого Указа в середине мая 1994 года в Симферополь направляется заместитель министра внутренних дел Украины В. Недрыгайло. Его сопровождает отряд милиции особого назначения. Приказом Л.Кравчука В. Недрыгайло назначается командующим всеми Внутренними войсками Украины в Крыму.

Глава Меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев предупредил об угрозе дестабилизации в Крыму
Глава Меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев:
предупредил об угрозе дестабилизации в Крыму
http://ru.tsn.ua/ukrayina/

Осуждала крымских сепаратистов и общественность Украины. В частности, по инициативе Народного руха Украины во главе с В. Черноволом на киевском майдане Незалежности собирается массовый митинг протеста, участники которого требовали упразднить Крымскую автономию, предоставив ей почетный статус одной из украинских областей.

Против идеи присоединения Крыма к России выступало также большинство крымских татар. По словам лидера Меджлиса М. Джемилева, его народ видел свое будущее только в составе Украины.

* * *

Командование Черноморского флота, якобы соблюдая нейтралитет, в этот момент резко активизировало подготовку, как казалось, к неминуемому конфликту с Украиной. Но Россия все четче понимала: нет у нее ни сил, ни возможностей удержать Крым под своим началом. И это вынуждало ее сосредотачивать свое внимание в основном на Севастополе.

В начале мая 1994 года в районе Севастополя началось оперативное развертывание сухопутного компонента ЧФ, что, по сути, означало переход к активным действиям против Украины. Главная роль в этом процессе опять отводилась 810-й отдельной бригаде морской пехоты, в состав которой планировалось включение дополнительного танкового батальона, сформированного на базе сил и средств 126-й дивизии береговой обороны в Симферополе. А для повышения ударного потенциала группировки Черноморского флота в Севастополе из селенья Черноморское в район дислокации главной базы ЧФ был переведен 138-й отдельный береговой ракетный дивизион с ракетным комплексом «Рубеж».

Противокорабельный ракетный комплекс 4К40 "Рубеж"
Противокорабельный ракетный комплекс 4К40 "Рубеж":
для повышения ударного потенциала группировки Черноморского флота в Севастополе из селенья Черноморское в район дислокации главной базы ЧФ был переведен 138-й отдельный береговой ракетный дивизион с ракетным комплексом «Рубеж»

Для уничтожения кораблей ВМС Украины, находившихся здесь же, в севастопольских бухтах, планировалось создать специальное подразделение подводных диверсантов, для которого со складов керченско-феодосийской ВМБ (Донузлав) в Севастополь были переброшены водолазное имущество, а также специальные минно-взрывные средства.

Позаботились также и о противовоздушной обороне сил Черноморского флота в районе предполагаемых боевых действий, что было особенно важным в условиях контроля Украиной объектовой системы ПВО в Крыму. Поэтому 810-я обрмп предполагалось усилить зенитно-ракетным полком из состава 126-й дивизии береговой обороны. Планировалось перевести в Севастополь, в частности, зенитные орудия С-60, хранившиеся на 17-м арсенале ЧФ.

Зенитно-артиллерийский комплекс С-60
Зенитно-артиллерийский комплекс С-60:
планировалось перевести в Севастополь, в частности, зенитные орудия С-60, хранившиеся на 17-м арсенале ЧФ

В рамках мобилизационного развертывания Черноморского флота, в первой половине мая 1994 года на ЧФ группами по 50–70 человек прибыло более 1 тыс. военнослужащих молодого пополнения, прошедшего подготовку в учебных отрядах Ленинградской ВМБ.

В частях и подразделениях флота живо шла перестановка личного состава: отстранялись от выполнения обязанностей и увольнялись военнослужащие, выразившие желание служить в ВМС Украины. На их места назначались, естественно, пророссийски настроенные офицеры.

В это же время, по приказу командования ЧФ, в Севастополь начали завозить материально-техническое имущество, вооружение, боеприпасы. В частности, в Керчи снимаются с длительного хранения и отправляются в Севастополь технические средства отдельного морского инженерного батальона ЧФ.

Подготавливалась и полевая госпитальная база на случай приема раненых. Всего к концу апреля с различных складов Крыма в Севастополь было передано около 150 единиц автомобильной техники с различным медицинским и санитарным имуществом. Часть этого имущества сразу же отправлялась в Новороссийск для развертывания тыловых госпиталей уже на территории Российской Федерации. Именно с этой целью был использован неприкосновенный запас первой категории 152-го военно-морского госпиталя на мысе Фиолент.

Особая роль отводилась разведке ЧФ, охватывающей своими действиями весь южный регион Украины. В составе 530-го информационного центра ЧФ было даже образовано особое направление для ведения разведки против Вооруженных Сил Украины. Такие же разведывательные задачи были поставлены 315-му дивизиону кораблей охраны водного района ЧФ, базирующегося в Очакове.

Для усиления контроля над силами и средствами разведки, а также их сосредоточения в одном месте был разработан план перевода 112-ой бригады разведывательных кораблей из поселка Мирный в Севастополь. Командованию бригады приказывалось подготовить данные о необходимом количестве причалов для кораблей, складских помещений для имущества, а также жилья для офицеров и членов их семей.

Кульминацией приготовлений стало повышение боевой готовности флота в момент начала работы нового парламента Крыма, и серия военных учений откровенно провокационного характера.

7 мая 1994 года в частях и соединениях Крымской ВМБ в Севастополе была объявлена боеготовность № 1 — в связи с «угрозой нападения Вооруженных Сил Украины». Штабы и важные объекты флота усиливают свою охрану силами подразделений 810-й обрмп. Личному составу для несения службы выдаются автоматы и бронежилеты.

10 мая повышенная степень боевой готовности объявляется в 3-м морском разведывательном отряде особого назначения. На территории части появляются круглосуточные патрули, а возле штаба и технических зданий — посты вооруженной охраны. В полной боевой готовности и дежурный, вооруженный стрелковым оружием, взвод. Командование отряда установило прямую оперативную связь для экстренного вызова подразделений морской пехоты в случае «нападения украинских националистов».

Такие же мероприятия проводились в 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ, керченско-феодосийской ВМБ, других частях и подразделениях флота. В некоторых из них проводились учения по «отражению нападений боевиков УНА-УНСО».

* * *

19 мая 1994 года сессия Верховного совета Крыма возобновила свою работу. Перед депутатами выступил исполняющий обязанности министра внутренних дел автономии В. Кузнецов, заявивший о попытках украинского спецназа захватить здание министерства внутренних дел Крыма. По словам главы крымского МВД, действиями украинских спецназовцев лично руководил первый заместитель министра внутренних дел Украины В. Недрыгайло. В связи с угрозой «переворота» В. Кузнецов попросил немедленно назначить его министром внутренних дел полуострова, а также решить вопрос о выделении из республиканского бюджета дополнительных финансовых средств на содержание милиции.

Все это создало фон для обсуждения главного вопроса повестки дня — возобновления действия Конституции Крыма от 6 мая

1992 года. При этом было обнародовано заявление председателя комитета Государственной думы России по делам СНГ К. Затулина о намерении Российской Федерации и в дальнейшем оказывать помощь «президенту, Верховному Совету и народу Крыма в деле достижения независимости от Украины». Он сообщил, что в Москве создана специальная государственная комиссия, которая должна подписать российско-крымские договоренности в сферах экономики и торговли.

Однако окончательное решение указанного выше вопроса было отложено из-за твердой позиции Украины по крымскому вопросу. Президент Украины обратился к Верховному Совету Крыма, напомнив, что вопросы статуса АРК, гражданства населения полуострова, а также формирования силовых структур находятся в исключительной компетенции украинского парламента. И предупредил о возможном возникновении конфликтных ситуаций из-за игнорирования указанных принципов.

Тем не менее, такие действия России фактически «зажгли зеленый свет» дальнейшим действиям крымских сепаратистов по отрыву полуострова от Украины. И они не преминули воспользоваться такой возможностью.

Мятеж

20 мая 1994 года сессия крымского парламента продолжила свою работу. После жарких дебатов большинством голосов принимается решение возобновить Конституцию Крыма от 6 мая 1992 года, разрешающей Верховному совету автономии принимать собственные законы без согласования с Киевом. Депутаты парламента Крыма одобрили постановление, в соответствии с которым крымские призывники должны проходить службу только на территории полуострова, в том числе в частях Черноморского флота. Одновременно предлагалось прекратить призыв крымчан на службу в Вооруженные Силы Украины.

На этом же заседании генерал-майор Лепехов был назначен начальником «Службы безопасности Крыма». Но вот практически выполнять свои обязанности было для него крайне проблематично, поскольку личный состав СБУ в Крыму его не признал.

Одновременно руководство Крыма пыталось дать свою оценку действиям Украины по наведению на полуострове конституционного порядка. Так, глава крымского парламента С. Цеков подчеркнул, что требования участников митинга в Киеве лишить Крым автономии не могут быть выполнены, поскольку такая ситуация приведет к выходу полуострова из состава Украины, а также создаст угрозу распада всего украинского государства.

Еще более резким было заявление самого Ю. Мешкова. По его словам, «…ни Президент, ни Верховный Совет Украины не создавали Автономную Республику Крым, а поэтому не могут отменить ее автономный статус».

Со своей стороны, полностью одобряя решения Верховного совета Крыма по военным вопросам, командующий ЧФ Э. Балтин пригласил всех крымских призывников для прохождения службы в части и подразделения Черноморского флота. Он подтвердил готовность ЧФ поддержать политические инициативы законодательной власти полуострова.

* * *

Су-17, истребитель-бомбардировщик, первый советский самолет с крылом изменяемой геометрии
Су-17, истребитель-бомбардировщик, первый советский самолет с крылом изменяемой геометрии:
20 мая 1994 года с аэродрома Гвардейское были подняты морские штурмовики Су-17 для имитации нанесения ракетно-бомбовых ударов по местам крымской дислокации украинских войск

Демонстрацией такой готовности стали очередные учения Черноморского флота, которые «совпали» с началом работы Верховного Совета Крыма. В учениях приняли участие около 20 надводных кораблей, подводные лодки, авиация и морская пехота. Традиционно отрабатывались вопросы «отражения нападения украинских националистов на места дислокации ЧФ РФ».

В ходе учений 20 мая 1994 года с аэродрома Гвардейское были подняты морские штурмовики Су-17 для имитации нанесения ракетно-бомбовых ударов по местам крымской дислокации украинских войск.

 ***

21 апреля 1994 года Верховный Совет Украины, отстаивая целостность украинского государства, потребовал от крымского парламента отменить решение о восстановлении действия Конституции Крыма от 6 мая 1992 года, а также другие незаконные правовые акты. Для этого крымским парламентариям определялся срок до 30 мая 1994 года.

Однако парламент Крыма игнорировал это требование. Выступая перед депутатами, Ю.Мешков приветствовал их «историческое решение» и призвал всех крымчан «оставаться твердыми в своей позиции против президента и правительства Украины». Исходя из этого, законодательный орган автономии принял обращение к ООН, ОБСЕ, а также к Государственной Думе России, где обосновывал свои действия по Конституции Крыма «результатами опроса граждан полуострова».

* * *

В этот же день, «в целях противодействия возможным силовым акциям со стороны Украины», по приказу «министра внутренних дел Крыма» генерала Е. Кузнецова, во всех городских и районных отделениях милиции всему личному составу было выдано оружие. А важные объекты были взяты под охрану подразделений специального назначения, подчинявшиеся лично Ю. Мешкову.

Требование министра внутренних дел Украины к милицейским органам Крыма выполнять только распоряжения из Киева были расценены крымскими властями как «провокационные и дестабилизирующие обстановку на полуострове». Тем более что, по словам заместителя председателя крымского парламента — полковника ВВС ЧФ О. Мельникова, «…органы милиции и Службы безопасности Украины в Крыму вышли из подчинения Киеву и выполняют приказы только крымского правительства».

* * *

А в это время в Крыму «вдруг» появились российские «казаки». По решению так называемого «Совета атаманов причерноморского казачества» и по согласованию с местными органами власти они выставили патрули в Ялте и других городах полуострова. «Казаков» поддержала крымская милиция.

* * *

22 мая, при активном участии командования Черноморского флота, пророссийские движения Севастополя создали новую общественно-политическую организацию «Народный фронт Севастополь-флот-Россия».

В ее состав вошли «Российская партия Крыма», «Российское патриотическое собрание», «Братство славян Крыма», «Лига женщин», а также «Всекрымское движение избирателей за Республику Крым». Цель объединения — «консолидация усилий для отстаивания права народа Крыма самостоятельно определять свою судьбу в рамках международного права».

В Севастополе же в это время заканчивалось выдвижение кандидатов на должность мера города. Всего их было зарегистрировано тринадцать. И исключительно от пророссийских организаций. Среди них — небезызвестный А. Круглов, развернувший бурную антиукраинскую деятельность, пытаясь на волне российского шовинизма завладеть креслом градоначальника.

* * *

23 мая 1994 года офицерское собрание Черноморского флота поддержало решение парламента Крыма о возобновлении действия Конституции автономии в редакции 1992 года. На собрании был одобрен текст открытого письма «братским славянским народам», осуждающим негативную реакцию Киева на решение крымских депутатов.

А на улицах Симферополя появилась боевая техника морской пехоты Черноморского флота. Пять бронированных десантных машин разместились у КПП на подъезде к Севастополю в районе Верхнесадового, а еще три бронетранспортера – непосредственно на въезде в город. По словам командующего ЧФ, флот ну никак не мог остаться в стороне от крымских событий.

Параллельно наращивались масштабы учений Черноморского флота с фактическим выходом в море боевых кораблей, высадкой морских десантов и полетами боевых самолетов. В ходе учений отрабатывались операции разведывательно-диверсионных групп и боевых пловцов.

Спешно формировался танковый батальон в составе 810-й бригады морской пехоты, численность которой и так уже возросла более чем 2,5 раза. Готовился к отправке в Севастополь и зенитно-ракетный дивизион, исключенный из состава 126-й дивизии береговой обороны ЧФ, отходившей, кстати, по планам раздела флота к Украине.

При этом Ю. Мешков открыто заявлял, что рассчитывает на Черноморский флот в случае своего конфликта с Украиной.

Ситуация на полуострове, необратимо скатываясь к вооруженному противостоянию, приближалась к настоящей катастрофе.

* * *

На угрозу нового конфликта в европейском регионе резко отреагировало международное сообщество. В большинстве своем ведущие государства и международные организации осуждали крымский сепаратизм, поддерживая территориальную целостность Украины.

В частности, в личном послании государственного секретаря США У. Кристофера звучала высокая оценка ответственной позиции Украины, касающихся событий на Крымском полуострове. Отмечалось, что в ответ на дестабилизирующие процессы Украина поступала в соответствии с высокими принципами ОБСЕ. США полностью поддерживали суверенитет, независимость и территориальную целостность Украины в ее существующих границах.

Такая же позиция была у Великобритании, ФРГ и Франции. В заявлениях министерств иностранных дел этих государств Крым именовался неотъемлемой частью Украины, и о его отделении не могло быть и речи. В защиту территориальной целостности Украины выступили также Польша, Венгрия, Латвия, Литва и Узбекистан.

Отказалось открыто поддерживать сепаратистов и государственное руководство Российской Федерации, отчаянно нуждавшееся в западных кредитах. Президент России Б. Ельцин через свою пресс-службу отмежевался от крымских событий, заявив о необходимости «полного спокойствия на полуострове».

Еще больший удар Ю. Мешкову нанесла критика его действий со стороны деловых кругов Крыма (а, по сути, его главных спонсоров), опасавшихся потерять свой бизнес из-за возможных вооруженных конфликтов. Так, директоры крупнейших предприятий полуострова обратились с требованием к «президенту» автономии не подписывать решения парламента полуострова, поскольку они неминуемо усугубят обстановку, и более того, провалят курортный сезон на полуострове. А это — многомиллионные финансовые убытки. Проще говоря, «президент» Крыма, по сути, лишался поддержки своих недавних союзников и покровителей.

Конечно, это несколько остудило пыл Ю. Мешкова и его приспешников. И они пошли на попятную. 24 мая «президент» Крыма вместе с парламентом полуострова согласились на переговоры с Украиной по всем спорным вопросам. При этом Ю. Мешков уже пытался все свалить на парламент, который якобы «принял антиукраинские решения, несмотря на его рекомендации отложить слушания по указанным вопросам».

Похожую позицию занял и председатель крымского парламента С. Цеков, подчеркнувший в интервью средствам массовой информации, что «…Республика Крым не имеет намерения выходить из состава Украины».

* * *

За развитием событий в Крыму внимательно следили из ОБСЕ. 25 мая 1994 года состоялось специальное заседание Организации по вопросам Крыма, которая решила привлечь Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств М. Вандерстула к улаживанию противоречий между Киевом и Севастополем. Свою точку зрения по поводу крымских событий высказывали также представители других международных организаций и европейских государств.

Вот и руководство Европейского Союза безоговорочно поддержало территориальную целостность Украины. В заявлении ЕС выражал озабоченность в связи с событиями в Крыму, а также призывал руководство Украины и АРК «приложить все усилия для поиска путей политического урегулирования существующих противоречий». Кроме того, указывалось, что дальнейшая эскалация конфликта может иметь существенные отрицательные последствия для стабильности всей Восточной Европы.

За мирное решение крымских проблем выступили также Нидерланды, Италия и Венгрия.

* * *

Несмотря на начавшиеся переговоры между делегациями Крыма и Украины, командование Черноморского флота не отменило повышенную боевую готовность, демонстрируя свои намерения отстаивать интересы руководства автономии.

25 мая 1994 года в штабе ЧФ было состоялось заседание Военного совета Черноморского флота под руководством Э. Балтина. Рассматривался вопрос о сложившейся ситуации в Крыму и Севастополе. В частности, одним из пунктов повестки дня была практическая реализация «закона» Верховного совета Крыма о прохождении крымчанами военной службы исключительно на территории полуострова. По словам офицера отдела комплектования штаба ЧФ капитана 1-го ранга В. Бузова, учебные подразделения флота были готовы принять до 4 тыс. призывников из АРК.

Учитывая же напряженность в Крыму, командование ЧФ постоянно усиливало охрану объектов флота. Так, с 20 мая 1994 года возле штаба Черноморского флота постоянно находилось пять бронетранспортеров, а также патрули с собаками. 17-й арсенал охраняли 12 единиц бронетанковой техники. Возле штаба береговых войск дежурили бронетранспортер и командно-штабная машина. Военно-морская база в Донузлаве охранялась личным составом 361-го полка 126-й дивизии береговой обороны, а ВМБ в Керчи — усиленными подразделениями ЧФ со стрелковым оружием и гранатометами. Возле штаба 126-й дивизии береговой обороны дежурили один бронетранспортер и одна командно-штабная машина.

Проходили в это же время и очередные учения Черноморского флота, имевшие нескрываемую направленность по «противодействию нападению со стороны Украины». В частности, отрабатывались вопросы охраны объектов Сакского гарнизона от «проникновения диверсантов противника».

* * *

Украина тоже наращивала усилия по отстаиванию своей территориальной целостности. Формировались бригады Национальной гвардии Украины, части которой располагались в Симферополе и Севастополе. Бригада пополнялась дополнительной бронированной техникой.

Целенаправленно проводилась работа по практической реализации Указа Президента Украины о создании Главного управления МВД Украины в Крыму вместо Министерства внутренних дел Крыма, которое, кстати, было официально упразднено еще 18 мая и уже не финансировалось.

В ответ милицейские подразделения, которые еще подчинялись «министру внутренних дел Крыма» В. Кузнецову, были приведены в повышенную степень боевой готовности и переведены на казарменное положение.

* * *

Как-то неожиданно привлекла к себе внимание 116-я бригада ракетных катеров ЧФ в Измаиле.

26 мая 1994 года командир бригады, капитан 2-го ранга В. Биленко, который, очевидно, не совладал со своими нервами, перевел подчиненное ему соединение в повышенную степень боевой готовности, чтобы «предотвратить возможный захват базы как Военно-Морскими Силами Украины, так и Черноморским флотом России». При этом он заявил, что бригада подчиняется СНГ, а ее личный состав готов защищать базу своими силами. Военнослужащие бригады получили оружие, боеприпасы, бронежилеты, продовольствие на 10 суток. Одновременно 5 кораблей были подготовлены к переходу в Азовское море.

Для пресечения подобных намерений оперативный дежурный Южного пограничного командования Украины отдал приказ командиру бригады пограничных катеров перекрыть устье Дуная и не допустить выхода в море катеров 116-ой бригады ракетных катеров.