3 февраля 2016

Нефтегаз подтверждает...

Богдан Соколовский

По данным НАК «Нефтегаз Украины», наше государство в 2015 году потребило 31 миллиард кубометров природного газа. Очевидно, имеется ввиду ежегодное потребление Украиной, без учета временно оккупированных районов Донбасса и Крыма.

Несомненно, этот факт следует рассматривать как успех Украины. Потому что было время, когда мы импортировали 50 млрд кубических метров газа при собственной добыче в 21 млрд. И это за счет так называемого «малого реверса», без использования «большого реверса». К сожалению, такое сокращение потребления газа в значительной степени произошло за счет перехода на другие виды топлива и сокращения производства, а не только за счет увеличения эффективности КПД конечных газовых приборов. Будем надеяться, что вскоре будет решена и эта проблема. А тенденция, наблюдающаяся в последнее время, однозначно позитивна.

Исходя из такой логики, нужно так понимать, что на контролируемой Киевом территории добывается приблизительно 18 млрд кубометров природного газа, следовательно, импортируется до 13 млрд в течение года. Тут необходимо напомнить о том, что осенью было достигнуто соглашение о технической возможности импорта газа из Европы, по нынешним реверсным схемам, до 14,5 млрд кубометров газа в год — при суточном поступлении в Украину, к сожалению, лишь до 40 млн кубометров. То есть, в течение года, таким образом, вполне можно обеспечить весь необходимый импорт. Иначе говоря, в случае теплой зимы наше государство может полностью отказаться от импорта российского газа. Однако, в случае резкого похолодания, когда в течение суток объем потребления газа увеличивается и превышает суммарный объем собственного производства с импортированным с Запада и вместе с нынешним объемом «подъема» из подземных газовых хранилищ (ПХГ), то, к сожалению, пока что технически возможно обеспечивать такой ежедневный объем только из России.

Все это указывает на то, что в ближайшее время Украине в газовой сфере, кроме реального сокращения потребления, необходимо решить три приоритетные задачи: контрактировать газ нероссийского происхождения в Европе; обеспечить техническую возможность увеличения объема суточного «подъема» газа из ПХГ для обеспечения газом при максимально возможном похолодании; обеспечить поставку газа через Польшу с возможностью оптимальных суточных поступлений (Польша уже обеспечила получение сжиженного газа и задекларировала строительство газопровода из Норвегии, чем подготовила для нас хорошую основу). Все это можно осуществить в течение 3-4 лет.

Таким путем можно было бы реализовать идею полной диверсификации газа в Украину. И только тогда, при любой погоде, можно безболезненно отказываться от какого-либо иностранного поставщика. А с Россией можно будет взаимовыгодно сотрудничать в газовой отрасли только тогда, когда она прекратит против нас агрессию. Тогда можно было бы рассмотреть и возможность компенсации российским природным газом нанесенных нам Россией убытков.