10 февраля 2013

Украина и Энергетическое Сообщество: сказали «А», а дальше что?

Энергетическое Сообщество было основано в 2006 году с целью структуризации европейской электроэнергетики прежде всего из-за процессов интегрирования энергетических комплексов стран южно-восточной и восточной Европы, что вполне объяснимо в условиях формирования единого европейского энергорынка.

Украина, вступив в Энергетическое Сообщество, 1 февраля 2011 года отметила вторую годовщину своего членства, что послужило поводом для подведения итогов ее деятельности. Кстати, работа самого Сообщества рассчитана на 10 лет. Оно объединяет региональные рынки с населением в 73 миллиона человек и предусматривает согласование странами-членами сообщества своей нормативно-правовой базы со стандартами Евросоюза, создание в последствии условий для объединения энергетических рынков всего региона. Что касается Украины, то кроме так называемой внешней деятельности, ей предстоит выполнить работы «внутренние». Это касается вопросов установления высоких технических стандартов и современных правил регулирования, поощрения конкуренции на внутреннем рынке, привлечения инвестиций. Вследствие этого украинский энергетический сектор ускорит свое интегрирование в энергетику Евросоюза, увеличит свою безопасность, получит техническую помощь и международные кредиты. Вступление Украины в Сообщество предусматривает также внедрение ряда специальных директив и регламентов, которые модернизируют отечественное законодательство в области энергетики, согласует его с требованиями европейской правовой базы.

Двум годам украинского членства в Энергетическом Сообществе посвящается исследование общественной организации «Дикси Групп» под названием «Украина и Энергетическое Сообщество: два года в ожидании». Работа велась в рамках проекта «Мониторинг выполнения Украиной обязательств в рамках энергетического сообщества», который финансировался международным фондом «Возрождение». Достаточно ознакомиться с содержанием этого исследования, изложенного в специальном издании, чтобы осознать основательность выполненной работы. Здесь, в частности, изложены общие замечания и основные выводы с рекомендациями, имеется анализ процессов имплементации и состояния дел в отрасли электроэнергетики Украины. Повествуется также и о газе, и о нефти, и об окружающей среде, и о возобновляемой энергетике. Отдельно в исследовании освещаются вопросы украинских обязательств перед энергетическим евросодружеством, приводится статистика, список использованных нормативно-правовых актов. Содержатся в исследовании и общие замечания относительно выполнения Украиной своих обязательств в 2012 году. Словом, сомневаться в серьезности такого анализа не приходится, как и в его объективности, а также в профессионализме авторов этих исследований. Например, руководитель энергетических программ «Борисфена Интел» Сергей Дьяченко в этом исследовании анализирует выполнение Украиной своих обязательств по имплементации европейского электроэнергетического законодательства, определенных в Протоколе «О присоединении Украины к Договору об учреждении Энергетического Сообщества».

Ниже предлагаем текст статьи С. Дьяченко.

Присоединение Украины к Энергетическому Сообществу в 2011 году создало потенциал для проведения в стране комплексных рыночных реформ в энергетике, направленных на ее интеграцию в европейское энергетическое пространство. К сожалению, Украина не использует эти возможности должным образом, а предпринимаемые меры часто отвечают европейским рыночным принципам лишь по форме, а не по сути.

Об этом, в частности, свидетельствует анализ выполнения обязательств Украины по имплементации европейского электроэнергетического законодательства, определенных в Протоколе «О присоединении Украины к Договору об учреждении Энергетического Сообщества».

Ключевыми с этой точки зрения являются следующие законодательные акты ЕС.

Украина в Энергетическом Сообществе
Украина в Энергетическом Сообществе

1. Директива 2003/54/ЕС устанавливает обязательства стран ЕС по дерегулированию и либерализации электроэнергетики.

С 6 июня 2012 года (регистрационный № 10571) в Верховной Раде Украины рассматривается проект Закона «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины», поданный народным депутатом И. М. Глущенко. Как отмечают разработчики, основной целью принятия Закона является либерализация Оптового рынка электроэнергии Украины и создание эффективной конкурентной среды на рынке электрической энергии с учетом основных требований законодательства ЕС. 20 ноября Верховная Рада приняла проект закона в первом чтении.

21 июня 2012 г. принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины « О естественных монополиях», которым внесены соответствующие изменения, обеспечивающие возможности перехода к стимулирующему регулированию деятельности субъектов естественных монополий. Закон необходим для вступления в силу Постановления НКРЭ «Об утверждении Методики формирования необходимого дохода лицензиатов по передаче электрической энергии местными электросетями и тарифа на поставку электроэнергии».

2. Директива 2001/77/ЕС Европейского Парламента и Совета «О создании благоприятных условий продажи электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников на внутреннем рынке электрической энергии»

25 сентября 2008г. принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно установления «зеленого» тарифа».

3 июня 2011г. принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике» об обязательствах государства по стимулированию использования альтернативных источников энергии.

17 июня 2011 г. принят Закон Украины «О внесении изменений в статью 17-1 Закона Украины « Об электроэнергетике » относительно условий стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников».

20 ноября 2012 г. принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике» относительно стимулирования производства электрической энергии из биогаза».

28 апреля 2011г. в Верховную Раду подан проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно возобновляемых источников энергии (регистрационный номер 8455), направленный на упрощение разрешительной системы в области производства электроэнергии из возобновляемых источников. 22 мая 2012 проект принят в первом чтении.

В целом в Украине создана одна из лучших систем стимулирования развития «зеленой» энергетики. Но все же у инвесторов некоторые положения законодательства в этой области вызывают нарекания, в частности, это касается т.н. «местной составляющей».

3. Регламент 1228/2003 от 26 июня 2003г. года по доступу к сети трансграничной передачи электроэнергии. По имеющейся в СМИ информации, проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины « Об электроэнергетике », направленный на имплементацию регламента, прорабатывается и согласовывается в органах исполнительной власти.

4. Директива 2005/89/ЕС Европейского Парламента и Совета «О мерах, обеспечивающих бесперебойность поставки электроэнергии и инвестирования в инфраструктуру». 5 ноября 2012г., исходя из имплементации Директивы, принят Закон о внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике», обеспечивающий надежное (бесперебойное) снабжение электрической энергией потребителей и инвестирование в инфраструктуру.

5. Директива 2001/80/ЕС Европейского Парламента и Совета «Об ограничении выбросов некоторых загрязняющих веществ крупными сжигающими установками». Положения директивы учтены в ведомственных нормативно-правовых актах. Например, в Приказе Минприроды «Об утверждении технологических нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ из теплосиловых установок, номинальная мощность которых превышает 50 МВт» № 541 от 22 октября 2008 г. Этим приказом устанавливаются нормативы выбросов и предполагается достижение до 2016 года нормативов ЕС по выбросам загрязняющих веществ теплосиловыми установками.

Приказ Минприроды от 17 декабря 2012г. № 659 «Об утверждении базового плана адаптации экологического законодательства Украины к законодательству Европейского Союза (Базовый план апроксимации)». В нем, в частности, определяются задачи по разработке законодательной и нормативной базы в соответствии с требованиями директивы, а также создание соответствующей системы мониторинга ее реализации.

ATSOI, BALTSO, ETSO, NORDEL, UCTE та UKTSOA, объединившиеся в ENTSO-E.
ATSOI, BALTSO, ETSO, NORDEL, UCTE та UKTSOA, объединившиеся в ENTSO-E.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ENTSO-E

Также следует отметить, что формально не зафиксированным, но важным условием интеграции украинской энергосистемы в европейскую, является ее переход на параллельную работу с ENTSO-E. Сегодня с Молдовой и Румынией обсуждается проект «Исследование возможности синхронного объединения украинской и молдавской энергосистем с континентальной европейской энергосистемой ENTSO-E». По имеющейся информации, Европейской Комиссией принято решение о поддержке и финансировании этого проекта.

В Минэнергоугле прорабатывается «Государственная целевая программа интеграции ОЭС Украины в энергетическое объединение энергосистем европейских государств».

Таким образом можно отметить определенный прогресс в имплементации европейского энергетического законодательства. Но при этом следует сказать, что предложенные законодательные акты иногда искажают суть европейского подхода к рыночным реформам.

Прежде всего это касается трансформации оптового рынка электроэнергии. Сущностью предлагаемых реформ является переход к модели двухсторонних контрактов. Она предполагает, что потребители могут свободно выбирать себе поставщика и / или производителя электроэнергии. Но в условиях, когда после проведенной в течение 2011–2012 годов приватизации 86 % производства электроэнергии обеспечивают 2 компании — ДТЭК и «Энергоатом», этот выбор будет крайне ограничен.

И в самих предложенных механизмах работы рынка есть такие, которые фактически нивелируют либеральные и конкурентные преимущества новой модели. Речь идет о механизмах перераспределения средств на рынке электроэнергии посредством Фонда распределения стоимостного дисбаланса.

Понятно, что проблема неодинаковости себестоимости электроэнергии, производимой различными видами генерации, существует. Но решить ее предлагается абсолютно непрозрачным способом. Какие объемы прибыли предприятий атомной и гидрогенерации будут изыматься и распределяться и, исходя из каких принципов это будет осуществляться — совершенно непонятно. То есть, создаются потенциальные возможности для злоупотреблений и коррупции.

Пока весьма сомнительным выглядит независимый статус НКРЭ. Подчинение Комиссии Президенту Украины в 2011 году не столько усилило ее независимость, сколько сделало более уязвимой от политических влияний.

Также не понятно, каким образом планируется реализовывать требования Директивы 2001/80 / ЕС. Уже сейчас очевидно, что в установленные сроки (до 1 января 2018 года) Украина не сможет провести модернизацию всех тепловых электростанций, и для решения этой проблемы требуется разработка индивидуального плана действий.