14 февраля 2014

Украина в «геополитической центрифуге»

Сергей Рудюк, руководитель программ Центрально-Восточной и Южной Европы

 

Бурные политические события в Украине вызвали неоднозначную реакцию общественности соседних стран. Друзья украинского народа без промедления поддержали стремление украинцев к свободе и демократии. И такие благородные поступки можно только приветствовать.

Однако в некоторых соседних с нами странах нашлись и те, для кого этот политический кризис оказался благоприятным случаем для вмешательства во внутренние дела Украины. Они мечтают о расколе украинского общества, о расчленении и распределении территории украинского государства между соседями. С таким предложением эпатажный российский писатель и бывший председатель русской Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов обратился 1 декабря 2013 года в социальных сетях к руководству Российской Федерации. Через двенадцать дней он повторил эти же призывы уже со страниц газеты «Известия». Поторапливая официальный Кремль, Э. Лимонов истерически вопит: «Не проморгайте, олухи!»

Похоже, что в среде высшего руководства России «олухи» таки нашлись. Вскоре советник президента Российской Федерации Сергей Глазьев, в сферу ответственности которого входят вопросы взаимоотношений России с Украиной, выступил в печати со скандальными заявлениями. Он, в частности, высказался за «глубокую федерализацию» Украины и сближение ее юго-восточной части с Таможенным союзом. То есть С. Глазьев выдвинул идею своеобразного «раздвоения» Украины на проевропейский запад и пророссийский юго-восток.

Если применить к геополитическому проекту С. Глазьева терминологию психиатрии, то получим раздвоение личности, то есть — шизофрению. Можно предположить, что это психическое явление присуще советнику президента РФ. Даже в своем интервью изданию «Коммерсантъ» он упоминает о нем, по меньшей мере, пять раз. Интересно, откуда у Глазьева такие глубокие знания психиатрии? Не там ли он их почерпнул, где и Э. Лимонов, который в 1960-х годах длительное время лечился в психиатрической клинике?

Лимонов о своем пребывании в «психушке» поведал в художественной книге «Молодой негодяй». Аналогичное название было бы уместно подборке последних заявлений Глазьева касательно украинской тематики, правда, с допиской «…в геополитике».

Настоящая же геополитика, без психиатрии, заключается в следующем.

Территория государства Украина не является этнической территорией россиян, и они не вправе ею распоряжаться. Украина является этнической территорией украинцев. Коренным и государственно-созидательным этносом Украины является украинский этнос — отличающийся от россиян антропологическими особенностями и собственной оригинальной культурой. Современное государство Украина построено на этнической территории украинцев в результате реализации украинской нацией права наций на самоопределение, признанного международным правом.

Украина является полноценным субъектом международного права. Она не является «страной с ограниченным суверенитетом». Она не является протекторатом или подмандатной территорией Российской Федерации. Поэтому предложение вести переговоры о будущем Украины в формате «ЕС — Украина — Российская Федерация» для украинской стороны неприемлемо.

Государство Украина, как утверждает Акт от 24 августа 1991 года, опирается на тысячелетнюю государственную традицию украинского народа. В эту традицию включено и Киевское княжеское государство ІХ — ХІІІ ст., которое русская историческая школа по политическим мотивам называет начальным этапом русской государственности. Однако это утверждение не выдерживает научной критики и является лишь рабочим тезисом российской политической пропаганды.

 

В 1169 году войска Владимиро-Московского князя Андрея Боголюбского захватили и разрушили столицу Княжеской Украины город Киев.

Началом государства Российского есть зависимое от Киева, а впоследствии обретшее самостоятельность Владимиро-Московское княжество ІХ — ХV ст. Известный украинский историк и первый президент независимой Украинской Народной Республики (1917-1920 гг.) Михаил Грушевский еще в 1904 году заявил, что «...Владимиро-Московское государство не было ни наследником, ни преемником Киевского, оно выросло на своих корнях и отношения к ней Киевского можно бы скорее сравнить, например, с отношением Римского государства к ее галльским провинциям, а не преемственностью двух периодов в политической и культурной жизни Франции».

Иначе говоря, тот факт, что территория современной Франции в былые времена находилась в составе Римской империи, не может служить основанием для того, чтобы нынешнее правительство Франции считало Италию сферой своего влияния и требовало для себя от международного сообщества права определять внешнюю политику Итальянского государства или включить всю её территорию, или какую-то часть, в состав Французской республики.

Так же, как факт 300-летнего пребывания России в составе монгольского государства Чингизидов со столицей в современном Пекине не является основанием для руководства Китайской Народной Республики добиваться включения территории Российской Федерации, или какой-то ее части, например, бывшего Сибирского ханства, в состав китайского государства.

То, что отдельные регионы Украины на протяжении своей истории определенное время находились в составе иностранных государств в результате завоевания или каких-то дипломатических комбинаций, не является основанием для территориальных претензий к Украине со стороны исторических наследников этих государств. Ведь современное международное право не признает права завоевания. А межгосударственные договоры ХVІІ — ХVІІІ ст. давно уже стали достоянием архивов.

Одним из последствий многолетнего нахождения украинских земель в составе чужих государств есть то, что в Украине, кроме этнических украинцев, которые составляют подавляющее большинство населения государства, проживают и представители других народов, в частности, и российского. По своему происхождению все россияне в Украине — это эмигранты разных волн эмиграции. Их переселяли в Украину и во времена Российской империи, и во времена Советского Союза, не спрашивая на то согласия коренного этноса. Так, по окончании ІІ Мировой войны сталинский режим, преступно с точки зрения международного права, массово депортировал «в не столь отдаленные места» Российской Федерации коренных жителей западных областей т.н. «УССР» и Крыма, а на их место переселил из России русских.

О причинах такого переселения писал в своем произведении «Государь"» средневековый итальянский писатель и политик Никколо Макиавелли. То есть, они должны были служить опорой российского колониального режима. Вот так на украинском юге и востоке появилось определенное количество этнических россиян, преимущественно в промышленно-административных центрах.

Изменения национального состава населения Киева с 1874 по 1923 годы *

Год переписи населения

Всего населения

в процентах (%)

тысяч чел.

%

украинцы

русские

иудеи

поляки

другие

1874

127251

100%

30,3

47,0

11,0

8,2

3,5

1897

244723

100%

22,1

54,4

13,0

8,0

2,5

1917

467591

100%

16,4

50,0

18,6

9,1

5,9

1919

544369

100%

25,1

42,6

21,1

6,8

4,4

1920

366396

100%

14,3

46,6

31,9

3,8

3,4

1923

398886

100%

25,4

36,2

32,2

3,0

3,2

* Из книги: Шаповал М. Великая революция и украинская освободительная программа. — Прага, Изд-во «Свободный Союз», 1928.

 

Исходя из официальной статистики, ни в одной из областей Украины этнические россияне не составляют большинства. Живя на этнической территории украинцев, находясь в меньшинстве по отношению к коренному населению, эти люди, согласно международному праву, не могут претендовать на территориальную автономию, да еще и в федеральной связи со всей Украиной.

Подавляющее большинство россиян — граждан Украины это осознают. Украина стала для них родным домом и они, наравне с представителями коренного народа и других национальностей, трудятся во имя развития своей новой родины. Однако попадаются среди них и такие, которые, не восприняв идею независимости Украины, согласились на украинское гражданство исключительно из материальных соображений, надеясь на скорое падение украинского государства и возобновление российской власти на украинских землях. Если им не нравится украинский язык, украинская культура, украинские законы и украинский хлеб, то единственным законным решением проблемы является добровольный отказ этих людей от украинского гражданства и эмиграция в Россию или в другую, которая их согласится принять, страну. И это будет с их стороны, по крайней мере, честно.

Ведь согласно межгосударственным украино-российским договоренностям времен распада СССР эти люди автоматически, лишь по факту своего проживания, то есть в нарушение общепринятых в международной практике норм натурализации, получили гражданство Украины со всеми правами, которые из этого следуют. За это россияне — граждане Украины должны быть украинцам благодарны. Ведь все могло быть иначе, например, как в странах Балтии. И это было бы логично, учитывая ту роль, которую играли в Украине русские поселенцы, особенно ветераны карательных и других силовых структур России (СССР).

В то же время необходимо напомнить, что россияне-эмигранты вместе с гражданскими правами получили и обязанности перед украинским государством. Среди них — и обязанность уважать права коренного украинского этноса, уважать его язык и культуру, оберегать суверенитет и территориальную целостность Украины. То есть, быть патриотами государства, гражданами которого они являются. И так оно бы случилось.

К сожалению, безболезненной интеграции эмигрантов из России в украинское общество воспрепятствовали, с одной стороны, присущие значительной части россиян старшего поколения и культивируемые во времена СССР российский имперский шовинизм и болезненный «мессианизм». В наше время его сохранению и репродуцированию способствует псевдонаучный тезис о «решающем вкладе СССР в победу над фашистской Германией во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». На практике этот тезис переходит в псевдологическую цепочку: «Мы вас освободили — вы нам должны — вы должны нас терпеть». Как это созвучно с заявлением кайзера Германии Вильгельма в начале 1 Мировой войны: «Где ступила нога немецкого солдата, где он пролил свою кровь — там наша земля»!

С другой стороны, на протяжении всего времени независимости Украины на ее территории и в информационном пространстве наблюдаются подрывные действия российских спецслужб, силящихся использовать украинских граждан российского происхождения в деле дестабилизации внутриполитической ситуации в Украине и ликвидации независимого государства украинского народа. Антиукраинской пропагандой занимаются государственные органы России и высокопоставленные должностные лица, включая президента Российской Федерации, и общественные структуры: от Русской православной церкви (проект «Русский мир») — до всевозможных клубов по интересам и «конгрессам русскоязычных». Не остался в стороне и российский бизнес. Однако такая деятельность не является проявлением российского патриотизма, а самым обычным фашизмом…

В своих действиях в отношении граждан Украины российского происхождения В. Путин слепо копирует Гитлера, использовавшего накануне ІІ Мировой войны граждан Чехословакии немецкого происхождения («судетские немцы») в своих империалистических планах. Кремлевским политтехнологам известно, чем довелось расплачиваться «судетским немцам» за свое участие в гитлеровской авантюре. Поэтому поражает цинизм, с которым путинский режим в своих человеконенавистнических целях использует россиян востока и юга Украины. И не только россиян.

Понимая, что относительно небольшая численность русских в Украине резко уменьшает шансы в международно-правовой реализации регионального сепаратизма, российские спецслужбы пытаются компенсировать этот недостаток созданием всевозможных псевдоэтнических сообществ «русинов» (Закарпатье), «русскоязычных» (Донбасс, Крым) и тому подобное. Именно их подстрекают к «глубокой федерализации» Украины всевозможные глазьевы.

Однако это уже происходило в 1917-1918 годах. Тогда коммунистическое правительство России под лозунгами федерализма осуществило вооруженную агрессию против независимой Украинской Народной Республики. Михаил Грушевский писал об этом так: «В погоне за беглецом из московской неволи — «хохлом», в запале борьбы с ним, большевистские предводители без лишних церемоний выбросили старые лозунги «права самоопределения народов вплоть до полного отделения» и переделались в «федералистов», — очень оригинальных «федералистов», поставивших перед собой задачу «объединения демократии», великороссийской и украинской, и очевидно — всякой другой из бывшей Российской империи.

Не знаю, как выдержит и переживет федералистская идея этот тяжелый удар, который наносят ей Ленины и Троцкие, называя себя федералистами. Очень трудно будет кому-то, по крайней мере, некоторое время, называть себя федералистом, когда федералистами Ленины и Троцкие считают себя, а под этим «федерализмом» лежит на самом деле самый плохой, террористический централизм».

 

Граждане Украинской Народной Республики — жертвы карательного органа русских оккупантов ЧК (позднего КГБ). Киев, 1919 г. С книги: Куцик Р. Народная война. — К., Украинский издательский союз, 2011.

Такой же «федерализм» исповедует и путинский режим. Поэтому тезис советника президента Российской Федерации о необходимости сближения юго-восточной части Украины с Таможенным союзом выглядит провокационным, и не более того. Не так ли оценило бы действия Глазьева руководство того субъекта Российской Федерации, которому бы он вдруг предложил сепаратное «сближение с Европейским Союзом»?

К сожалению, это — российские реалии. Ведь Россия географически была в прошлом и остается сегодня Азией, а политически — азиатской деспотией. Настоящей географической чертой между Европой и Азией являются не горы Урал и река с одноименным названием, а река Дон.

Все попытки Запада «реформировать» и «демократизировать» Россию завершились неудачей. И это закономерно. Россия и ее правящая элита не могут быть иными, чем они есть сегодня и были когда-то в далеком прошлом их предки. О них оставили свои воспоминания европейские путешественники и дипломаты. Так, Юль Юст, бывший в 1709-1712 годах послом Дании при дворе царя — «реформатора» Петра І, написал: «Таким образом, хоть в настоящее время в своем поведении россияне и пытаются наследовать, как обезьяны, другие нации, хоть они и одеваются во французскую одежду, хоть по внешнему виду они немного отесаны, но внутри у них по-прежнему сидит хам». Нынешний Путин с его стремлением «мочить в сортире врагов России» не оригинален. Он является самим собой.

Украина и украинцы и в прошлом, и сегодня принадлежат к европейской цивилизации. Об этом свидетельствуют исследования антропологов, отмечающих родство украинцев, прежде всего, с балканскими и западными славянами. Об этом свидетельствуют династические связи средневековых киевских князей. Об этом свидетельствуют фамилии студентов-украинцев в списках самых старых университетов Европы. Об этом свидетельствует украинская песня-романс отечественного поэта и мыслителя ХVIII ст. Степана Климовского «Ехал казак за Дунай», которую немцы знают как «Der Kossak und sein Mädchen», англичане как «The Cossac and his Love» (опубликована в Лондоне в 1816 году, в 1815 году в Филадельфии (США), а французы в 1830 году ее пели:                                  

«Ladieu des frances
Entends les clarions retentir:
Adieu Nadeje il faut partir».

О европейскости Украины свидетельствуют также вековые экономические связи украинских предпринимателей с европейскими партнерами, которые были разорваны в ХVIII ст. правительством русского царя Петра І мероприятиями административного принуждения. Можно привести еще много доводов в пользу закономерности европейского выбора большинства украинцев. Однако самым главным является тот, что украинцы на Майдане Независимости демонстрируют свое непреодолимое стремление к свободе и нежеланию быть рабами очередного московского хана.

Кремлевская верхушка осознает, что ей не по силам задушить украинское освободительное движение, если оно будет опираться на поддержку прогрессивного человечества. Ветераны Лубянки помнят, как трудно им было одолеть Украинскую Повстанческую Армию в 1944-1956 годах. Поэтому Кремль пытается, с одной стороны, ограничить влияние на политические процессы в Украине жителей западно-украинских регионов, традиционно тяготеющих к Европе, а с другой — осуществить международную изоляцию Украины, чтобы расправиться с непокорными украинцами так, как это они сделали после Первой и Второй мировых войн, использовав выгодную для себя международную конъюнктуру. Отсюда и всевозможные обвинения в адрес Запада, выдвигаемые как Глазьевым, так и ему подобными.

 

Сотня Украинской Повстанческой армии «Ударники-2» после отступления из Украины к американской зоне оккупации Германии (Пассау, 1947 г.). Из книги: «Армия бессмертных. Повстанческие фотографии». — Львов, Изд-во «Мс», 2006.

Все дипломатические демарши России по украинскому вопросу безосновательны. В своей справедливой борьбе украинцы имеют право получать помощь от всех, кто считает нужным ее оказывать. Ведь в настоящее время через Украину проходит фронт сдерживания агрессии России. Украинцы уже в который раз стали на пути очередного азиатского нашествия на запад. Исторический опыт свидетельствует, что после падения Украины рано или поздно наступала очередь Польши, Румынии, стран Центральной Европы и Балканского региона. Поэтому международная солидарность с Украиной является жизненной необходимостью не только для нее.

Возрастающая агрессивность России представляет угрозу всему миру. Поэтому политикам Запада стоит обратить внимание на идеи классика украинской геополитики ХХ ст. Юрия Липы, изложенные им в 1941 году в книге под красноречивым названием «Распределение России». В ней Ю. Липа отмечает, что в интересах безопасности человечества необходимо освобождение субъектов Российской Федерации от диктата Кремля и политическое разделение России на национальные государства, которые будут не угрожать соседям, а заниматься творческим мирным трудом в интересах своих сограждан.