6 ноября 2015

Расширение сотрудничества между США и Ираном для содействия заключению договоренностей по распределению власти в Йемене

Дискуссионная площадка «Борисфен Интел»

Арасту Таслим

 

В рамках дискуссионной площадки «Борисфен Интел» научный сотрудник Американо-иранского совета (AИC) Арасту Таслим представляет программный документ о реальном состоянии дел в Йемене с изложением рекомендаций, которые следует принять для достижения стабильности в этой истерзанной войной стране.

 

Справка: История вопроса

Во время «арабской весны» 2011 года по всему Йемену прошли акции протеста с требованием отставки президента страны Али Абдуллы Салеха1. После 33 лет нахождения во главе государства Салех отрекся от власти в феврале 2012 года. Его место занял вице-президент Абд-Раббу Мансур Хади2, одержав победу на безальтернативных выборах. Одними из тех, кто одновременно и поддерживал свержение Салеха, и выступал против его отставки — были хуситы.

Контроль над Йеменом, март 2015 года Контроль над Йеменом, март 2015 года

 

Кто такие Хуситы?

Повстанцы-хуситыХуситы — это группировка зейдитов-шиитов, составляющая примерно одну треть населения Йемена. Хотя секта определяется как шиитская, религиозная доктрина зейдитов ближе к суннитскому Исламу, нежели к иранскому шиизму двунадесятников. Например, шииты верят в «скрытого» имама Махди3, а зейдиты, как и сунниты, в него не верят. Это фундаментальное различие развеивает представление о глубоко укоренившихся религиозных связях между иранцами и хуситами.

Основатель и религиозный лидер хуситов Хусейн Бадреддин аль-Хути4 был важной фигурой во времена восстаний против йеменского правительства в 2004 году. После смерти Хусейна аль-Хути в 2004 году движение хуситов взяло свое название в его честь.

Зейдиты-шииты правили на севере Йемена около 1000 лет, до восьмилетней гражданской войны 1962 года. С тех пор (особенно в 1994 году, 2004 году и сейчас) хуситы борются «…за то, чего так жаждет весь йеменский народ: подотчетность правительства, уничтожение коррупции, надлежащее предоставление жилищно-коммунальных услуг, справедливые цены на нефть, возможность трудоустройства для обычных йеменцев и прекращение западного влияния». Основная цель оппозиционного движения хуситов — создать справедливое правительство, в которое входило бы их руководство. Правительство Йемена обвинило хуситов в попытке свергнуть правительство и республиканскую систему в пользу иранского теократического правительства.

 

Как начинался нынешний конфликт?

Президент Йемена Абд-Раббу Мансур ХадиПосле отставки Салеха в 2012 году, в стране воцарилось безвластие, которое усугубилось ростом цен на нефть и сокращением субсидий правительством Хади. Этой ситуацией воспользовались хуситы, мобилизовав свои силы, что, в конечном счете, послужило «казус белли» — поводом для объявления ими войны правительству Хади.

В 2014 году разгорелся конфликт между повстанцами-хуситами, с одной стороны, и правительственными войсками Йемена, с другой; город Сана был взят под контроль хуситов. Им удалось добиться влияния и договорится с правительством Хади об отставке правительства, снижении цен на топливо и проведении новых выборов. Повстанцы также пытались ввести новую конституцию, которая включала бы Соглашение об установлении мира и национального согласия.

Новый кабинет министров, во главе с премьер-министром Халедом Бахахой5, состоял в основном из технократов. Хуситы приветствовали его и способствовали тому, чтобы новое правительство было технократическим, а не военным.

В январе 2015 года хуситы с перечнем требований обрушились на местную временную администрацию. Неожиданно администрация Хади уходит в отставку и хуситы публикуют свою «конституционную декларацию» о переходе власти в их руки.

В феврале 2015 года Хади, находясь под домашним арестом в г. Аден, объявляет его новой столицей Йемена и настаивает на своей легитимности. В Аден переносят свои диппредставительства некоторые страны. Хуситы, тем временем, объединяются со сторонниками экс-президента Абдуллы Салеха.

Военная коалиция во главе с Саудовской Аравией выступила против прихода хуситов к власти, начав наносить авиаудары по позициям повстанцев с целью возвращения Хади к власти.

 

Роль Ирана

Представление о роли Ирана в йеменском конфликте сильно преувеличено. Это произошло отчасти из-за ложного понимания влияния межконфессиональной вражды на конфликт. Хотя хуситы — это представители зейдито-шиитской ветви ислама, конфликт непосредственно связан с разницей в политическом представительстве. Несмотря на то, что Али Абдулла Салех является потомком семьи, исповедовавшей зейдитскую ветвь шиитского ислама, однако во время протестов в 2011 году хуситы выступали за его отставку. Они были союзниками с Салехом и его сторонниками с целью получить политическую поддержку. Все эти маневры имели политический, а не религиозный подтекст. Кроме того, амбициозность хуситов в вопросе повышения их представительства в руководящих органах страны напрямую зависела от региональных проблем. Ни прежде, ни сейчас они не совпадали и не совпадают с иранской повесткой дня.

Научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям Адам Барон о роли Исламской Республики Иран (ИРИ) пишет следующее: «Хуситы с радостью пользуются политической поддержкой Ирана. Они рады, что получают его финансовую и военную поддержку. Но когда дело доходит до сути вопроса, оказывается, что хуситы не созданы Ираном и он их не контролирует. Это местная группировка, которая занимается местными проблемами Йемена, и её действия принципиально привязаны к решениям их местных йеменских лидеров».

Даже Али Абдулла Салех, будучи на посту президента, осуждал вмешательство Ирана во внутренние дела Йемена, однако не смог обосновать свои претензии фактами. Согласно информации Wikileaks, в 2009 году посол США в Йемене Стивен Сич сообщил Государственному департаменту, что «…на сегодняшний день доступ Тегерана [в Йемен] ограничен». В апреле 2015 года заместитель министра иностранных дел ИРИ по арабским и африканским делам Хоссейн Амир Абдоллахин в своем заявлении выразил официальную позицию Исламской Республики Иран: «Иран абсолютно не вмешивается в дела Йемена, не имеет военных сил и даже военных советников для подготовки военнослужащих в Йемене. И какую оборонительную тактику применять йеменцам против Саудовской агрессии — это полностью внутренний вопрос Йемена».

При этом Иран, вероятно, осведомлен о своей преувеличенной роли в йеменском конфликте и использует это для расширения своего влияния. Как объясняет политолог Шахира Шахид Салес: «Иран преувеличивает свою региональную власть и военные достижения, чтобы создать мистический престиж, направленный на укрепление доверия со стороны широких масс как внутри, так и за пределами своих границ — в Ираке, Сирии, Ливане, а одновременно устрашая и демонстрируя силу, вынуждает своих внутренних и международных противников переходить к обороне».

Министр иностранных дел Ирана Джавад ЗарифВ то время как Иран может извлечь выгоду из этого ошибочного восприятия своей роли и влияния в Йемене, глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф в апреле 2015 года, в надежде положить конец конфликту, изложил план его мирного урегулирования, состоящий из четырех пунктов:

  • немедленное прекращение огня, в том числе со стороны иностранных военнослужащих;
  • предоставление гуманитарной помощи;
  • возобновление национального диалога;
  •  формирование инклюзивного правительства национального единства.

Правительство Йемена категорически отвергло это предложение, назвав его «политическим маневром». Западные и арабские дипломаты также отклонили иранский план, сославшись на необходимость независимого посредничества.

Не смотря на то, что роль Ирана в Йемене значительно преувеличена, тем не менее, у него могут быть необходимые рычаги влияния на хуситов, а именно: сократив финансирование и ограничив поставки вооружений — склонить их к соглашению. В то время, как прямое участие ИРИ в Йемене ограничено, иранцам хорошо известно о влиянии «Хезболлы» на политические устремления хуситов. Иранцы признают это. В январе представитель Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ходжат аль-Ислам Али Ширази заявил: «Много лет назад в Ливане была создана «Хезболла», затем в Ираке и Сирии. Сегодня в Йемене мы также наблюдаем за формированием Ансар Аллах [хуситы] и в будущем все эти группировки выйдут на поле битвы против врагов ислама и мусульман».

Другой представитель КСИР, генерал Хоссейн Салями, заявил, что «Ансар Аллах является точной копией [ливанской] «Хезболлы» в стратегическом регионе».

 

Роль Саудовской Аравии

Последствия бомбардировки силами саудовской коалиции аэропорта Саада, март 2015Саудовская Аравия крайне обеспокоена вмешательством Ирана в региональные дела на Ближнем Востоке, особенно в свете недавно достигнутого ядерного соглашения. Ранее, в этом году, из материалов WikiLeaks стало известно, что саудовцы готовы на многое ради распространения своей суннитской идеологии.

Продолжающиеся авиаудары по Йемену, которые начались в 2015 году (по просьбе президента Хади и под руководством Саудовской Аравии при поддержке практически всех стран-участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива — ССАГПЗ), подтверждают это утверждение. Главная цель этой кампании во главе с Саудовской Аравией — подорвать иранское влияние. К сожалению, применяя силу против поддерживаемых Ираном повстанцев, саудовцы усугубляют гуманитарный кризис в Йемене.

Йемен — самая бедная страна в арабском мире; 61 % йеменского населения (примерно 16 миллионов человек) нуждалось в гуманитарной помощи еще до начала нынешнего конфликта. Кроме того, почти половина населения страдает от нехватки продовольствия и недоедания. В дефиците чистая питьевая вода и объекты санитарии, 8,4 млн человек не имеют доступа к базовым медицинским услугам. Об обострении гуманитарного кризиса в апреле 2015 года директор по вопросам Йемена Международного комитета спасения Мохамед Хуссейн Эльмонстассир заявил: «В стране, которая импортирует 90 % всей своей продукции, закрытие и атаки воюющими сторонами аэропортов, ограничение доступа к морским портам и распространение бандитизма привели к росту цен на продовольствие в четыре раза, а на некоторых территориях без еды остались более чем 12 миллионов людей».

Как ранее уже говорилось, в период своего президентства Али Абдулла Салех осуждал вмешательство Ирана. Он также искал поддержки у Саудовской Аравии в противостоянии хуситам. Согласно имеющейся в WikiLeaks информации, борьбу Салеха с хуситами США называли «опасной и призрачной». В 2009 году США выразили обеспокоенность поддержкой Салеха Саудовской Аравией и ОАЭ, что, по их мнению, могло бы усугубить сектантскую и региональную напряженности. США, скорее всего, решили публично поддержать коалицию стран Персидского залива против хуситов для того, чтобы не оттолкнуть своих арабских союзников еще больше, чем их оттолкнуло ядерное соглашение США с Ираном.

Тем не менее, на основе вышеупомянутых опасений в отношении агрессии против хуситов, Соединенные Штаты Америки, вероятнее всего, намного больше озабочены действиями коалиции и ее целями, нежели демонстрируют это публично.

 

Рекомендации:

Немедленное прекращение огня

В надежде, что пришло время для возобновления переговоров в связи с усложнившейся ситуацией в Йемене, необходимо достичь немедленного прекращения боевых действий всеми сторонами. Это поможет установить доверие на начальном этапе переговоров, которые последуют после прекращением огня.

Соглашение по распределению власти

Йемен нуждается в этом соглашении. По результатам конференции «Национальный диалог» в январе 2014 года было подписано итоговое соглашение о разделении власти, которое в конечном итоге бойкотировали лидеры хуситов из-за положения, которым предусмотрено разделение Йемена на федеральные округа, а также из-за убийства одного из делегатов от хуситов. По словам Джамала Беномара, бывшего представителя ООН, который выступал посредником на переговорах между основными политическими силами Йемена, до марта 2015 года, когда саудовская коалиция начала свою воздушную кампанию, был достигнут существенный прогресс по еще одному важному соглашению о распределении власти. В апреле с. г. Беномар ушел в отставку. То, что, казалось бы, плодотворные переговоры зашли в тупик на финальной стадии, стало большим разочарованием для всех сторон.

Переговоры должны проходить на территории нейтральной региональной страны, например в Омане. За столом переговоров должны присутствовать как Хади, так и хуситы. Также в переговорах должны принимать участие крупные региональные игроки — Саудовская Аравия и Иран. Им же следует сотрудничать с Соединенными Штатами Америки (в качестве посредника), чтобы не допустить эскалации боевых действий, в то время, когда будут продолжаться переговоры.

Сотрудничество между США и Ираном

Так как Соединенным Штатам Америки и Ирану удалось успешно провести ядерные переговоры, настало время способствовать подобному сотрудничеству и по другим вопросам безопасности на Ближнем Востоке. Соединенным Штатам следует убедить своих арабских союзников, что США, по-прежнему, дорожат своими отношения с ними. Кроме того, США также должны понимать, что иранцы могли бы посадить хуситов за стол переговоров: иранцы могут и должны воспользоваться этой возможностью.

Роль Соединенных Штатов Америки

США нужно вывести свой наземный контингент и авиацию. США должны способствовать дипломатическому процессу умиротворения путем установления связей между Саудовской Аравией и Ираном (и другими сторонами); при этом крупным региональным игрокам пора взять на себя ответственность за региональную безопасность.

Деятельность ИГИЛ и «Аль-Каиды» представляет угрозу для Йемена и направлена на дальнейшую дестабилизацию ситуации в регионе. Прежде чем эти группировки начнут наживаться на раздробленном, обедневшем народе и неэффективном политическом устройстве государства, Саудовская Аравия и Иран должны содействовать созданию справедливого правового поля, в котором будут представлены все основные партии, будет восстановлена стабильность, а политика национальной безопасности будет направлена на защиту от экстремистских сил.

И Иран, и Саудовская Аравия должны поторопится с централизацией йеменского правительства и политической структуры. Иран и Саудовская Аравия должны и могут сотрудничать в борьбе против экстремистских элементов, которые неизбежно попытаются подорвать любое будущее соглашение. Соединенные Штаты Америки должны выступать в качестве катализатора этого процесса.

Европейская поддержка

Европейцы также должны поощрять заключение соглашения по распределению власти, учитывая нынешний уровень недоверия Саудовской Аравии к Соединенным Штатам Америки. Учитывая значительный приток беженцев в Европу за последнее время, европейцы должны воспользоваться такой возможностью для предотвращения риск очередного миграционного кризиса.

 

Справка:

Американо-иранский совет — беспартийная, аполитичная, образовательная организация, созданная в 1990 году с представительством в Принстоне (Нью-Джерси, США). Деятельность Советасосредоточена на содействии углублению диалога, взаимопонимания и партнерских отношений между Соединенными Штатами Америки и Ираном. АИС занимается исследовательской работой, анализом государственной политики, общественным образованием и мобилизацией сообщества. Миссия Совета — сближение Соединенных Штатов Америки и Исламской Республики Иран путем глубокого взаимопонимания и диалога.

 


 

1. Али Абдулла Салех (1942 года рождения) — Президент Северного Йемена (1978-1990), президент Йемена (1990-2012)

2. Абд-Раббу Мансур Хади (1945 года рождения) — вице-президент (1994-2012), президент Йемена (с 2012 года)

3. Махди — последний преемник пророка Мухаммеда

4. Хусейн Бадреддин аль-Хути (1956 года рождения) — основатель и религиозный лидер йеменских хуситов. В 1994 году создал группировку «Ансар Аллах». В этом же году был убит

5. Халед Бахах — премьер-министр (с 2014 года), а также вице-президент Йемена (с апреля 2015 года)