«Евромайдан»

«Евромайдан»

Акции протеста в Украине в контексте уроков социальных выступлений в разных странах мира

Главным социально-политическим событием в Украине последних дней являются массовые акции протеста украинских граждан, требующих возобновить евроинтеграционный курс государства с одновременной сменой руководства. Таким образом, Украина оказалась в числе тех государств, где имели или имеют место социальные явления, связанные с широким спектром проблем внутреннего и внешнего характера. В частности, с 2010–2012 годов такие проблемы возникали или возникают сегодня в странах и регионах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Европы и постсоветского пространства.

В ряде случаев эти акции протеста для государств судьбоносны, как это, в частности, сейчас наблюдается и в Украине. Несмотря на то, что у каждой страны были свои причины для социальных волнений (как и следствия), всем им присущи общие черты, позволяющие извлечь уроки и сделать определенные прогнозы для украинского сообщества. Это особенно актуально, ибо, в отличие от других стран, Украине предстоит сделать жизненно важный исторический выбор.

Отметим, что в большинстве случаев ситуация в кризисных странах и регионах включала несколько характерных взаимосвязанных этапов.

Первый этап — как правило, охватывает довольно продолжительный период времени, в течение которого формировались предпосылки социальных волнений политического, социально–экономического, культурного и религиозного характера.

Политические проблемы в потенциально кризисных странах возникали, как правило, вследствие тоталитарности и фактической узурпации власти правящими режимами, а также из-за несоответствия их политических курсов требованию большинства населения. В частности, руководство Ливии находилось у руля власти с 1969 года, а Египта — с 1981 года. При этом их методы государственного управления и неприятие демократических преобразований вошли в противоречие с чаяниями подавляющей части населения, и прежде всего её наиболее образованной части — молодежи, знающей не понаслышке о жизни в западных странах.

Беларусь

Политической же подоплекой массовых выступлений населения Беларуси стало недовольство белорусов тоталитаризмом сегодняшней власти и политикой русификации страны, а Молдовы — разногласиями в молдавском обществе из-за внешнеполитического выбора государства между Европой и Россией. А вот настоящая причина социальных волнений в Грузии кроется в противостоянии двух идентичных кланов прозападного направления.

Молдова

Основные социально-экономические проблемы в потенциально конфликтных странах — коррумпированность государственной власти, высокий, особенно среди молодежи уровень безработицы, (в ряде стран — до 40–50 %); несправедливое распределение благ; обнищание широких слоев населения на фоне обогащения олигархических группировок; невозможность образованных граждан реализовать свой ​​потенциал из-за установившихся кланово-родственных отношений в органах государственного управления. Эти проблемы имели место, прежде всего в слабо развитых странах Ближнего и Среднего Востока (Ливан, Йемен, Пакистан), Северной Африки (Египет) и Центральной Азии (Кыргызстан, Таджикистан). В последнее время они вышли на первое место и в некоторых странах объединенной Европы, как в «новых» (Румыния, Болгария, Венгрия), так и в «старых» (Греция, Италия, Испания) членах ЕС. Немалые экономические трудности испытывают сегодня также и страны СНГ (в т. ч. Молдова, Беларусь, Украина и Россия) и другие.

Грузия

Существенным фактором обострения ситуации в ряде стран оказались также внутренние противоречия культурного, национального и религиозного характера. В частности, именно такие проблемы стали причиной конфликтов в Египте (между исламистскими и светскими политическими силами), в Сирии (между суннитами и алавитами), Ираке (между суннитами и шиитами), Ливии (между двумя племенными группами на востоке и западе страны). При этом в большинстве случаев к усугублению указанных противоречий приводил захват власти одной из этнических или конфессиональных групп и подавление ею других, или навязывание им своих ценностей.

В целом, эти факторы создали предреволюционную ситуацию в потенциально проблемных странах, где усугублялись кризисные процессы. Катализатором таких процессов послужили негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса 2008 года, фактически продолжающегося в настоящее время.

Второй этап — перерастание общественного недовольства в активные выступления против действующей власти. Этот этап — ключевой в развитии кризисной ситуации в стране. Поводом, как правило, служат знаковые общественно-резонансные события, впоследствии провоцирующие массовые социальные волнения.

К таким событиям относятся:

  • случаи демонстративных самосожжений несогласных с действующим режимом лиц, доведенных до отчаяния социально-экономическими проблемами, как это наблюдалось в Тунисе и Марокко или в «день гнева» против действующей власти Египта;
  • аресты правозащитников в Ливии, протесты против принятия решения правительств европейских стран ограничить социальные льготы и ввести дополнительные налоги;
  • фальсификация властями итогов парламентских и президентских выборов в России и Беларуси;
  • межэтнические столкновения в Кыргызстане, отдельные решения органов власти, вызвавшие общественное недовольство (в частности, меры руководства Турции по реконструкции парка Гези в Стамбуле).

Египет

Такие события использовались отдельными инициативными группами, политическими силами и, в ряде случаев, иностранными государствами в качестве предлога для подталкивания населения к акциям протеста. Для этого широко использовались социальные сети Интернета и мобильных телефонов.

Ирак

Главной движущей силой антиправительственных выступлений была молодежь, которая, с одной стороны, является наиболее мобильной частью населения, а с другой — быстрее реагирует на ухудшение социально-экономических условий.

Катализатором массовых беспорядков, в основном, явились неоправданно жесткие меры самой власти против участников акций протестов. Так, именно чрезмерное применение силы стало «спусковым крючком» массовых антиправительственных выступлений 2011–2012 гг. в Египте, Ливии, Сирии, а также в Турции летом 2013 года.

Третий этап — продолжение предыдущего этапа, и он характеризуется дальнейшим увеличением масштабов и расширением географии протестов, как в центре, так и в регионах.

Как правило, выступления населения на этом этапе начинались спорадически, что объяснялось неорганизованностью и разнородностью оппозиции (политические противники правящих режимов; профсоюзы, разнообразные национальные и религиозные группировки; клановые и племенные объединения и т. п.). Поэтому, а также из-за роста агрессивности молодежи в некоторых случаях митинги и демонстрации выливались в беспорядки, сопровождавшиеся погромами, поджогами, грабежами и кровавыми столкновениями между сторонниками и противниками власти. При этом в ряде случаев кризисными явлениями пытались воспользоваться различные экстремистские организации политического, религиозного и националистического толка.

Однако со временем происходила структуризация оппозиционных сил, возглавлявших акции протеста против правящих режимов, и выступления населения страны стали более организованными и целеустремленными.

Кроме того, возросла роль профсоюзов, начавших выдвигать преимущественно социально-экономические требования. В частности, к протестующей молодежи в Египте присоединились рабочие портов, текстильных фабрик и общественного транспорта. Профсоюзы были также и среди инициаторов и руководителей антиправительственных выступлений в Йемене. Еще более заметную роль сыграли профсоюзы в организации и проведении преимущественно социально-экономического характера акций протеста в Греции, Италии, Румынии и Венгрии.

Нередко все это выливалось в хаос, приводило к противостоянию между различными политическими силами, этническими и религиозными группировками, к масштабным и долговременным вооруженным конфликтам, а также к замене или свержению власти. Такие изменения наблюдались как в странах Северной Африки и Ближнего Востока, так и в европейских государствах, в частности, Италии, Румынии и Болгарии. В таких обстоятельствах правящие режимы проблемных стран пытались удержать в своих руках власть и стабилизировать обстановку, прибегая как к политическим, социально-экономическим, информационным, так и к силовым или специальным мероприятиям.

Прежде всего, это были попытки укрепить свои политические позиции и консолидировать сторонников с помощью информационных кампаний определенной направленности. Национальные СМИ активно распространяли позитивную информацию о деятельности действующей власти (как «единственного гаранта стабильности и государственности»), попутно критикуя оппозицию. Одновременно создавались проправительственные общественные организации, которые в социальных сетях Интернета призывали население поддерживать власть и прекратить акции протеста.

Руководство проблемных стран сосредотачивало свои усилия на решении экономических проблем, которые, по сути, были причиной социальных беспорядков. В частности, начинались экономические реформы, повышалась заработная плата государственных служащих и денежное содержание военнослужащих, снижались налоги, увеличивались расходы на социальную сферу, начиналась реализация проектов по созданию дополнительных рабочих мест.

Кроме того, власть демонстрировала свою готовность пойти на частичные уступки оппозиции. Так, пытаясь договориться:

в 2011–2012 гг. президент Йемена А. Салех отказался баллотироваться на следующий президентский срок и передать власть своему сыну;

президент Египта Х. Мубарак подал в отставку, а военное руководство государства внесло демократические изменения в конституцию страны; президент Алжира А. Бутефлика согласился отменить чрезвычайное положение в стране и начать диалог с оппозицией.

Также в 2013 году, пытаясь положить конец протестам, правительство Турции демократизировало основной закон страны, а правительства Болгарии, Румынии и Чехии сложили свои полномочия.

В том случае, когда не удавалось таким образом достичь желаемого, или принятые меры не отвечали требованиям дня, руководство стран прибегало к более жестким мерам в отношении своих оппонентов. На начальном этапе это были превентивные меры по недопущению расширения акций протеста. Так, в большинстве стран Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока запрещалось проведение митингов и демонстраций, арестовывались активисты оппозиционных сил, блокировалась работа сети Интернет и мобильной связи. Одновременно в некоторых странах социальные сети в Интернете целенаправленно использовались властями для мониторинга деятельности лидеров оппозиции и организаторов антиправительственных выступлений.

Следующий шаг — применение властью жестких силовых мер по подавлению антиправительственных выступлений. Наиболее характерными примерами такого подхода стали вооруженные конфликты в Ливии и Сирии, когда правительства этих стран применили против своих политических противников и мирного населения военную силу.

В последнее время силовые меры предпринимались властями также и против участников акций протестов в России, Турции, Египте и Иране. К сожалению, неоправданное применение силы против демонстрантов имело место также и в Украине во время разгона «Евромайдана» в ноябре-декабре текущего года.

Пытаясь надавить на оппозицию, правящие режимы проблемных стран прибегали и к другим мерам, в том числе и к проведению акций в поддержку власти, которым отводилась роль противовеса антиправительственным выступлениям. Таким образом, предпринимались попытки продемонстрировать поддержку власти населением (порой весьма удачно), а также противодействовать оппозиции. Правда, это, как правило, вносило в общество раскол, провоцировало гражданские конфликты.

В дальнейшем (в зависимости от состояния дел в стране, позиции власти и оппозиции и их решимости отстаивать свои интересы, а также от внешнего воздействия), социально-политические выступления развивались по разным сценариям, но при этом имели общие черты, благодаря которым они могут получить условные названия:

Румуния

румынский — добровольная отставка правительства и парламента, проведение досрочных парламентских выборов как следствие массовых продолжительных протестов;

Турция

турецкий — достижение определенного компромисса между властью и оппозицией после относительно непродолжительных протестов, попыток власти прервать их силовыми методами и вынужденного перехода к уступкам под давлением мирового сообщества (прежде всего — ЕС);

Алжир

алжирский — подавление властями акций протеста на начальном этапе их возникновения, вопреки негативной реакции мирового сообщества, при этом общая стабильность в стране не дала основания внешним силам вмешаться в развитие ситуации на ее территории;

Тунис

египетский (тунисский) — вынужденная отставка президента, правительства и парламента под давлением массовых акций протеста, а также вследствие заговора военного руководства страны (или лидеров олигархических кланов, религиозных групп и политических сил). Однако такой сценарий не исключает дальнейших социальных волнений в стране;

Ливия

ливийский — возникновение вооруженного конфликта между властью и оппозицией с последующей сменой действующего режима посредством внешнего силового вмешательства в ситуацию в стране;

Сирия

сирийский — перерастание репрессий власти против оппозиции в затяжной вооруженный конфликт в виде войны на истощение сторон;

Россия

российский — создание видимости демократии в стране при фактическом подавлении реальной оппозиции.

Во что выльются акции протеста в Украине — время покажет. Однако опыт подобных событий кое в чем требует от всех их участников максимальной ответственности, что позволит избежать развития кризисных тенденций.


  
Новости Центра
Геополитический дневник Виктора Гвоздя
«Евромайдан»
«Евромайдан»

Акции протеста в Украине в контексте уроков социальных выступлений в разных странах мира

Параллели и меридианы Богдана Соколовского
Что подписано от имени Украины в Москве в Приложении от 17 декабря 2013?
Что подписано от имени Украины в Москве в Приложении от 17 декабря 2013?

Подписью под Приложением от 17 декабря 2013 года к Контракту на поставку газа от 19 января 2009 поставлен крест на модернизации украинской экономики

Партнеры