Состояние, сложности и перспективы современного военного реформирования в Республике Болгария

Состояние, сложности и перспективы современного военного реформирования в Республике Болгария

Независимый аналитический центр геополитических исследований «Борисфен Интел» предоставляет возможность аналитикам высказать свою точку зрения относительно конкретной политической, экономической, информационной ситуации в Украине и в мире в целом, на основании личных геополитических исследований и анализа.

 

Заметим, что точка зрения авторов
может не совпадать с редакционной.

Андрей Поспелов, кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории ОНУ имени И. И. Мечникова

 Состояние, сложности и перспективы современного военного реформирования в Республике Болгария. Часть 1.

Военное реформирование в Республике Болгария, по сравнению с другими европейскими государствами постсоциалистического лагеря, по большинству параметров осуществлено наиболее удачно. С 1991 года Болгарии удалось в три этапа (1991–1997гг., 1998–2003 гг., 2004–2010 гг.), с учетом новых экономических и геополитических реалий, решить основные задачи, связанные с трансформацией своего сектора безопасности. По существу вооруженные силы Болгарии были сокращены с 117,5 тысяч военнослужащих до 34,5 тысяч, и в основном переведены на контракт. Из эксплуатации было выведено большое количество тяжелого вооружения, особенно наступательного характера (в 2003 г. — все комплексы тактических и оперативно-тактических баллистических ракет). Болгарские армия и флот практически полностью перешли на стандарты НАТО, а страна активно включилась в миротворческую международную деятельность.

Болгария (2007 год)
Болгария (2007 год). Болгарские вооруженные силы переходили на контрактный принцип комплектования постепенно. Причем сроки перехода зависели от вида войск: первыми профессионалами стали летчики и моряки (в 2006 году), а два года спустя был окончательно отменен призыв в сухопутные войска. Последние призывники отправились в части в конце 2007 года, и прослужить они должны были всего 9 месяцев. http://topwar.ru/

Однако события последних лет демонстрируют, что военное реформирование и дальнейшая трансформация болгарских вооруженных сил в компактную структуру, в полной мере соответствующую современным вызовам, сопровождается существенными трудностями. Впрочем, болгарское военно-политическое руководство не только не приостановило этот процесс, но и нашло возможность его корректировать, в том числе и в противоположном направлении. Это уникально не только по сравнению со странами постсоветского пространства, но и с государствами-членами НАТО.

Финансовые и кадровые проблемы и способы их решения

Строительство и развитие вооруженных сил Республики Болгария ведется в соответствии с 5-летними планами, последний из которых — «План развития вооруженных сил Болгарии на 2010–2014 гг.» — был одобрен Народным собранием страны 29 декабря 2010 года. Основные его концептуальные основы были также изложены в «Белой книге по обороне и вооруженным силам Республики Болгария 2010 г.» и Доктрине вооруженных сил Республики Болгария 2011 г.

Этими учредительными и теоретическими документами предусматривается дальнейшее углубление военной реформы до 2014 г. Главное направление дальнейшей модернизации сектора безопасности Болгарии — завершение организационно-штатной модернизации болгарской армии, ВВС и ВМС.

Для этого был создан специальный орган — Объединенное командование сил — единая система командования и управления вооруженными силами на оперативном уровне, как в мирное время, так и в период кризисных ситуаций. Под ними болгарское военно-политическое руководство подразумевает не полномасштабную войну, а действия, которые могли бы парализовать, пусть и не на длительное время, нормальную работу государства в целом или его учреждений непосредственно.

С апреля 2004 года Болгария - полноправный член НАТО
 С апреля 2004 года Болгария - полноправный член НАТО. Она вошла в состав этого альянса в рамках самого масштабного расширения Североатлантического союза. Вместе с Болгарией в НАТО были приняты Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония. http://нато.рф/ru/

Фактически, на вооруженные силы возлагаются 3 основные задачи: 1). Оборона, которую, в первую очередь, следует осуществлять не самостоятельно, а в содружестве с другими членами НАТО согласно статье 5 Вашингтонского договора 1949 года (Договор о создании Североатлантического альянса) 2). Поддержание международного мира и безопасности предполагается выполнять в рамках операций НАТО, Европейского Союза, ООН и ОБСЕ исключительно за пределами Болгарии. 3). Обеспечение национальной безопасности в мирное время. Эта задача едва ли не единственная, которая должна выполняться почти полностью национальными силами. Предполагается, что она, в первую очередь, оперативно определяет реальные или потенциальные угрозы стране, ее стратегическим объектам и населению.

Стремясь выполнить эти задачи, Болгария отказалась от многочисленной и мощной армии, существовавшей во времена Народной Республики Болгария. Так как она была непомерным бременем для национального бюджета. В значительной степени к этим мерам подталкивает и изменение как геополитической ситуации вокруг страны, так и стратегических приоритетов Болгарии. Это касается, в первую очередь, изменившейся роли Турции и, в меньшей степени, Греции, считавшихся ранее потенциальными противниками Болгарии. С 29 марта 2004 г., когда Республика Болгария вступила в Североатлантический альянс, она практически оказалась в окружении союзных или дружественных государств, что внесло изменение в стратегию национальной безопасности страны.

 Церемония поднятия флага в честь вступления Болгарии в НАТО. Штаб-квартира НАТО, 2 апреля 2004 г. © NATO
 Церемония поднятия флага в честь вступления Болгарии в НАТО. Штаб-квартира НАТО, 2 апреля 2004 г. © NATO http://www.nato.int/

Между тем, после вступления в НАТО, Болгария взяла на себя и определенные обязательства. Прежде всего, это касается одного из основных требований Североатлантического альянса — иметь военный бюджет на уровне не менее 2 % от внутреннего валового продукта (без расходов на военную промышленность). Для Болгарии выполнение этого требования оказалось сложной задачей. Ведь в постсоциалистический период вооруженные силы постоянно недофинансируются. Однако, руководство страны стремилось выйти на соответствующий уровень финансирования, и в 2007 году этот показатель уже составил 1,98 %.

Однако, вскоре, к 2009 году, экономическая и финансовая ситуация в стране сложилась так, что эта цифра стала недосягаемой. Причины — объективные. Государству постоянно не хватало средств на проведение как минимум основных мероприятий военного реформирования. Все это изменило стратегию финансирования вооруженных сил. В 2011 г. болгарский военный бюджет составлял 1,27 % от ВВП, в 2012 г. — 1,3 %, а в 2013 г. — 1,38 %. Как предполагает болгарское военно-политическое руководство, как минимум, только в 2017 году, или, как максимум в — 2020 году страна достигнет полтора и более процента.

Президент Болгарии Росен Плевнелиев
Президент Болгарии Росен Плевнелиев http://obozrevatel.com/

В общем, это только вершина айсберга. В июле 2013 года президент Болгарии Росен Плевнелиев заявил: «Бюджет нашей армии сейчас не соответствует стандартам НАТО, в основном по таким показателям, как расходы на персонал (75 % — прим. автора) и расходы на техническое переоборудование и вооружение (до 5 % — прим. автора). В Болгарии расходы на персонал больше, чем в других странах — членах НАТО. А это значит, что если отказаться от сокращения, то расходы на персонал возрастут еще больше».

Именно поэтому правительство и военное руководство Болгарии компенсирует проблемы финансирования активизацией усилий по дальнейшему изменению организационно-штатной структуры вооруженных сил и сокращению их численности. И если первое в целом одобряется как специалистами, так и болгарским обществом, то взгляды на второе не у всех одинаковы.

 Министр обороны Болгарии Аню Ангелов
 Министр обороны Болгарии Аню Ангелов http://telegrafist.org/

Так, с 2009 по 2014 годы предусматривалось сокращение вооруженных сил Болгарии с 42 до 26 тысяч человек (включительно с гражданским персоналом). В 2010 г. министр обороны Болгарии Аню Ангелов назвал цифру будущих (до 2014 г.) вооруженных сил страны уже в 24 тыс. человек. И действительно, страна уверенно приближалась к таким показателям. Уже в 2011 г. Болгария имела армию численностью более 35 900 человек.

Однако в течение 2010–2013 гг. в стране на неофициальном уровне проходила дискуссия о реальной численности вооруженных сил для Болгарии. Ряд военных специалистов, в том числе и представители Генерального штаба Республики Болгария, активно критиковали правительство за фактическое и неоправданное «разоружение» болгарской армии и военной авиации. Они, как и гражданские эксперты, особенно в электронных средствах коммуникации подвергли критике цифру в 24–26 тысяч военнослужащих будущей армии Болгарии. По их мнению, даже в новых геополитических и геостратегических условиях Болгария должна иметь вооруженные силы на уровне не менее 60 тысяч человек. Причем, главной задачей национальной армии должна быть как раз функция обороны в течение 10–15 дней с момента вторжения противника на территорию Болгарии. Численность национальных вооруженных сил (менее 40 тысяч военнослужащих) теоретически не позволит Болгарии оказывать сопротивление даже и в течение 5 суток — времени, которого, согласно статье 3 Соглашения о коллективной обороне НАТО, должно хватить для развертывания Объединенных контингентов блока.

Одесский филиал Греческого Фонда Культуры провел лекцию: «О БАЛКАНСКИХ ВОЙНАХ 100 ЛЕТ СПУСТЯ»

Октябрь… 2012 г. является 100-летием с момента начала Балканских войн 1912-1913 гг. (1-я Балканская война (октябрь 1912 – май 1913 г.), 2-я Балканская война (июнь – октябрь 1913 г.). Для мировой общественности начала ХХ века эти две войны стали событиями поистине знаковыми, которые ряд исследователей оценивают не иначе как своеобразный прообраз Первой мировой войны 1914 – 1918 гг. Однако куда большее значение Балканские войны имели для самих народов Балканского полуострова — Греции, Болгарии, Сербии, Черногории, Румынии, Албании. Именно последняя, по их результатам, обрела свою независимость, а границы Турции (тогда еще Османской империи) в Европе установились почти на нынешнем рубеже. Крайне серьезно Балканские войны воспринимались и в России (тогда Российской империи), многие подданные которой в добровольном порядке и массово приняли в них участие на стороне православных жителей Балканского полуострова… Именно в Балканских войнах заявили о себе молодые, еще весьма малочисленные, но ведомые смелыми людьми военно-морские флоты Греции и Болгарии. Память об их подвигах до сир пор сохраняется в странах Антитурецкой коалиции образца 1912 г., в том числе и в виде кораблей-памятников, ставших поистине национальными реликвиями.

 Лектор: Поспелов Андрей Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории Одесского национального университета имени И. И. Мечникова.

https://www.facebook.com/events/185239881612600/

 

 Памятник 3-му Бдинскому пехотному полку на центральной площади в Видине. 100-летие Балканских войн
 Памятник 3-му Бдинскому пехотному полку на центральной площади в Видине. 100-летие Балканских войн http://bnr.bg/

Подобная дискуссия, в сочетании с довольно тяжелой экономической ситуацией в стране вызвала некий общественный резонанс. Особенно он накалился к осени 2012 г., когда Болгария отмечала 100-летие Балканских войн.В условиях юбилейного двухлетия (2012–2013 гг.) болгарское общество вынужденно рассматривало Грецию, Турцию и Сербию не как союзников и дружественные государства, а как потенциальных противников. Оно же обратило внимание и на крайне неудовлетворительное состояние дел в кадровой политике вооруженных сил. Только за 2012 г. вооруженные силы добровольно покинуло 1390 человек и еще 1607 были уволены или переведены на должности других силовых структур. Более того, комплект кадров в частях и подразделениях составил лишь 70 % солдат и 89 % офицеров. Фактически, болгарские чиновники называли состояние вооруженных сил катастрофическим.

При таком общественном резонансе болгарское правительство временно приостановило сокращение вооруженных сил, оставив их численность на уровне 34,5 тыс. человек (из них 21тысяча в составе сухопутных войск). А государственные руководители не стали пренебрегать и способом комплектования армии в соответствии с законом о всеобщей воинской обязанности. И хотя в течение почти десяти лет призыв не был основным, так сказать, принципом в комплектовании вооруженных сил, но то, что он не был в свое время отменен, продемонстрировало решительность болгарских политических и военных деятелей проводить военную реформу так, как это выгодно прежде всего болгарскому обществу, а не в угоду временным международным тенденциям.

Как ни странно, но «юбилейное двухлетие» — 2012–2013 гг. — активизировало такой аспект болгарского военного реформирования, как создание дееспособного организационного резерва. В марте 2012 г. Народным собранием Болгарии был принят Закон о резерве вооруженных сил, который по внутриполитическим причинам не принимался с 2004 года. Первоначально отношение к нему было достаточно, так сказать, «инфантильным». Однако ускорили действие нового закона болгарские… историки. В своих работах по актуальной «юбилейной» тематике они приводили цифры мобилизационного развертывания армии страны и во время Балканских войн 1912–1913 гг., и особенно в годы Первой мировой войны. А цифры эти производили впечатление — 800 тысяч человек, или 40 % от численности населения страны. Крупнейший показатель в истории! И при этом Вторую Балканскую и Первую мировую Болгария проиграла, прежде всего, из-за своей довоенной неготовности. Реалии настоящего времени продемонстрировали болгарскому обществу, к чему теоретически могут довести (и довели!) страну радикальные военные реформы. Болгария, теоретически имея современную армию, в принципе не была готова отразить нападение извне.

Быстро выяснилось и то, что предусмотренная «Планом развития вооруженных сил Болгарии на 2010–2014 гг.» численность в 3 500 резервистов недостаточна не только по стратегическим, но и по общественным соображениям. Уже в 2012 г. на сборы резервистов явилось 3 600 человек, а в первое полугодие 2013 г. — 2800. Фактически министерство обороны Болгарии в нынешней ситуации может рассчитывать более чем на 15 000 человек резервного компонента первой очереди. Именно дееспособный постоянный организованный резерв, который только начал занимать свою нишу в структуре вооруженных сил Болгарии, реально покрывает недостаток кадров в частях.

«Моральная» поддержка вооруженных сил Болгарии обществом страны, в условиях снижения их рейтинга до 36 %, положительно сказалась и на мотивации граждан к службе. Поэтому всеобщая воинская обязанность время от времени хотя и подвергается критике, но стабильно обеспечивает национальную армию и флот, по крайней мере, рядовым составом. С учетом того, что повышается материальное и социальное обеспечение военнослужащих, то это укрепляет военную дисциплину и ответственность на всех уровнях национальных вооруженных сил. Так, именно это позволило военному руководству страны активизировать кампанию по набору курсантов в высшие и средние военные учебные заведения. Лишь в 2012 г. состоялось 4 дополнительных набора.

Как следствие, общественная поддержка вооруженных сил и наличие определенного контингента военных позволили руководству министерства обороны Болгарии больше внимания уделить дальнейшей модернизации их организационно-штатной структуры, как основы военного реформирования. За счет сокращения количества организационно-штатных единиц и их вооружения и техники, удалось сэкономить средства, которые были направлены на совершенствование боевой подготовки. Так, если в 2011 г. из запланированных учений удалось провести более чем на 95 %, то в 2012 г. эта цифра достигает 100 %, а по некоторым показателям боевой подготовки (парашютные прыжки, полеты морской авиации и т. д.) даже перевыполнены — 130 %.

Организационно-штатные преобразования

Организационно-штатная структура вооруженных сил — в целом, и отдельных их частей и подразделений — в частности, является наиболее ответственным этапом любых военных реформ. Для Болгарии этот аспект оказался общественно и исторически еще и актуальным, поскольку происходила смена не только структуры вооруженных сил, но и целой парадигмы организации национальной обороны, когда определялись роль и место в ней модернизированных армии, авиации и флота.

Так, до вступления Болгарии в НАТО парадигма или стратегия ее национальной безопасности менялась дважды. Впервые с осени 1989 г., на волне геополитических изменений в Восточной Европе, распада мировой социалистической системы и демократизации бывших стран «советского блока», политическое руководство Болгарии отказалось от задач противодействия НАТО на северо-стратегическом направлении и приступило к постепенному сокращению вооруженных сил. При этом главного их ударного элемента — ракетных войск — соответствующие реформы почти не затрагивали. Благодаря этому сформированная во времена социалистической Болгарии система обороны, состоявшая из трех армий (соответственно для турецкого и греческого оперативных направлений, и резервной, расположенной на севере страны), не претерпела кардинальных структурных изменений.

 В Болгарии начинает работать Центр НАТО по управлению кризисами
 В Болгарии начинает работать Центр НАТО по управлению кризисами http://нато.рф/

С 1998 г. продолжалась так называемая «народная реформа», существенно ускорившая не столько сокращение, сколько ликвидацию существующей структуры вооруженных сил Болгарии и их основного вооружения. Тогда считалось, что в том числе и благодаря таким шагам Республика Болгария быстрее войдет в европейское сообщество и в Североатлантический альянс. В 2004 году страна действительно вступила в НАТО, однако перед ее руководством возник другой вопрос — какие функции возлагаются на национальные вооруженные силы? Фактически, до 2004 г. они были аморфной и малопригодной структурой.

Финансовая помощь и советы специалистов из стран-членов альянса предоставили Болгарии возможность перевооружить свои вооруженные силы. Однако и задача теперь получила более — менее конкретные очертания — участие в совместных операциях блока. А для этого страна нуждалась в компактных, профессиональных и высокомобильных вооруженных силах. Поскольку ряд экономических и социальных проблем тогда заставлял руководство Болгарии и ее минобороны уделять внимание в первую очередь кадровым проблемам, то к выработке перспективной организационно-штатной структуры вооруженных сил страны удалось приступить только в 2009 году. Рассчитанные до 2014 г. изменения организационно-штатной структуры вооруженных сил Болгарии были выполнены в течение 2012–2013 годов. А по некоторым параметрам и перевыполнены. Причем, на данный момент модернизация организационно-штатной структуры вооруженных сил Республики Болгария перешла со стратегического и оперативного звеньев на уровень тактический.

Так, основа системы обороны Болгарии — сухопутные войска. Согласно концепции 2010 г., на начало 2014 года они будут состоять из следующих частей и подразделений, расположенных в 14 гарнизонах и 28 военных зонах (вместо 17 и 30 соответственно, которые были в 2010 г.):

- Бригады: 2-я и 61-я механизированные (вместо четырёх регулярных и одной резервной, существовавших в начале 2010 г.);

- Полки: 4-й артиллерийский, 55-й инженерный, 68-й специальных операций и 110-й логистический;

- Батальоны 1-й разведывательный (вместо полка), 3-й отдельный механизированный (новый ), 38-й защиты от оружия массового поражения (вместо полка) и 78-й психологических операций (вместо роты);

- 2 центра подготовки (вместо одного и двух центров ремонта и хранения вооружения и военной техники) и 1 учебный полигон «Корен» (вместо двух).

 Около $ 50 млн были направлены на строительство объектов на полигоне «Новое село» в районе г. Сливен В 2008 - 2009 г.
 Около $ 50 млн были направлены на строительство объектов на полигоне «Ново Село» в районе г. Сливен В 2008 - 2009 г. http://www.capital.bg/

Между тем, руководство вооруженных сил Болгарии не закрыло прекрасно оснащенного полигона «Ново Село». Он сохранил за собой статус не только крупнейшего в стране центра подготовки сухопутных войск и авиации, но и превратился в главную учебную базу в рамках начатой ​​США в 2007 г. программы Joint Task Force-East. Фактически полигон «Ново село» стал одним из центров подготовки войск в рамках НАТО.

Постоянные обучения и участия в миротворческих операциях, особенно в Афганистане, вынудило военное руководство Болгарии пересмотреть некоторые концепции использования сухопутных войск. Как итог, к середине 2011 г. была выработана структура новой тактической единицы — боевая батальонная группа (ББГ). В общем, до конца 2014 г. предполагается создать 6 таких ББГ, первая из которых получит боеспособный статус в конце 2013 года.

Согласно опубликованной в Болгарии информации, ББГ планируется как универсальная единица, и она в состоянии выполнить почти все функции обороны, наступления, охраны тыла, а, кроме того, ее можно будет использовать в миротворческих, антитеррористических и полицейских операциях. Одной из главных задач ББГ станет выполнение функции гражданской обороны, и это все — с использованием исключительно штатного вооружения. Реально ББГ рассматривается как основа новых мобильных сухопутных войск, однако сама по себе как такая, что только дополняет действующие штатные структуры. И потому будут ли ББГ заменять стандартные механизированные батальоны в бригадах, или их просто дополнят — пока еще не решено. Если реформа сухопутных войск будет осуществляться по первому варианту, то в конце 2014 г. будет возможность наблюдать за теоретическими (обучение) и практическими (операции) действиями боевой структуры совершенно нового типа. Что касается второго варианта, то со всей ответственностью можно утверждать, что реально увеличиваются возможности сухопутных войск Болгарии благодаря их универсализации, увеличению мощности и мобильности.

Кстати, обучения, проведенные в последние годы, определили еще одно направление реформирования организационно-штатной структуры сухопутных войск Болгарии — восстановление в рамках сухопутных войск или ВМС батальона морской пехоты. Его концепция пока не утверждена. Впрочем, болгарские военные руководители не исключают, что со временем она будет обработана.

Военно-воздушные силы Болгарии уже к началу 2013 г. перешли на новую структуру, предусматривающую сохранение только 9, вместо 19 бывших в 2010 г. организационно-штатных единиц: командование, две авиационные базы, база передового развертывания, зенитно-ракетная база (всего 5 зенитно-ракетных дивизионов), база командования, управления и наблюдения, база специальной техники и рота военной полиции. Причем, за ВВС Болгарии закреплены только 5 аэродромов базирования авиации: «Граф Игнатиево» (истребители), «Безмер» (штурмовики), «Долна Митрополия» (учебные самолеты), «Крумово» (вертолеты) и «Враждебна» (транспортная авиация).

 Израильский истребитель «Kfir C.60» с опознавательными знаками ВВС Болгарии во время испытаний на авиабазе «Граф Игнатиево»
 Израильский истребитель «Kfir C.60» с опознавательными знаками ВВС Болгарии во время испытаний на авиабазе «Граф Игнатиево»http://www.flickriver.com/

Планы ближайшего периода предусматривают сохранение за ВВС на постоянной основе лишь трех аэродромов: «Граф Игнатиево» (истребительная и учебная авиация), Безмер (штурмовики и самолеты других стран НАТО, осуществляющие обучение на территории Болгарии или полеты через её территорию), и «Крумово» (транспортная авиация и вертолеты). Фактически это полностью будет соответствовать существующей структуре ВВС с тремя авиабазами.

Однако, не следует считать такие изменения слишком радикальными. С 2010 г. министерство обороны Болгарии официально контролирует приобретение национальными авиакомпаниями страны пассажирских и транспортных самолетов, как резерва ВВС. Поэтому их базирование на существующих в стране капитальных аэродромах, которые были переданы Министерством обороны гражданским организациям, предусматривает сохранение на них соответствующей инфраструктуры, что является реальным позитивом в случае кризисных ситуаций и мобилизационного развертывания. Фактически, ВВС Болгарии сокращением авиабаз пытается перенять хорошо проверенную израильскую систему, когда авиабаза ​​ является не только местом базирования авиации, но и учебными центрами и пунктами сбора мобильных и специальных частей. Последнее полностью соответствует концептуальным основам использования вооруженных сил Республики Болгария в коалиционных операциях — в первую очередь.

Военно-морские силы Болгарии также претерпели изменения, но не совсем такие, которые были запланированы в 2010 году. Так, предусматривалось сокращение оперативных единиц флота — дивизионов с 6 до 3, что должно соответствовать наличию корабельного состава страны в перспективе — 6 боевых кораблей, 6 кораблей боевой поддержки и 5 вспомогательных судов. Первым шагом на этом пути стала ликвидация подводной составляющей ВМС Болгарии, на которую выделялось до 20 % средств бюджета ВМС. В ноябре 2011 г. из состава ВМС страны была выведена последняя подлодка 84 «Слава» (советского проекта 633).

Однако, такая структура не соответствовала не только минимальным потребностям обороны страны с моря, но и не вписывалась в новую концепцию болгарских ВМС, с 2010 г. состоящих из двух компонентов: силы постоянной боеготовности и силы территориальной (прибрежной) обороны. Поэтому сокращены были только административные единицы. Вместо 2-х военно-морских баз Варна и Бургас (Атия) была создана одна ВМБ с двумя пунктами базирования в упомянутых портах. В каждом из них сохранили по 3 дивизиона (соответственно патрульных кораблей, тральщиков и вспомогательных судов).

Продолжение следует…


  
Новости Центра
Параллели и меридианы Богдана Соколовского
Уголь от агрессора для украинцев лучше греет, или нагревает?
Уголь от агрессора для украинцев лучше греет, или нагревает?

Перед аферой с углем была афера с газом...

Партнеры