7 февраля 2017

Эрдоган — Асад: от дружбы к вражде

Алексей Волович

В начале 90-х годов прошлого века роль Турции в качестве форпоста НАТО на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Европе и Черноморско-Каспийском регионе начала постепенно уменьшаться, а ее самостоятельная активность в прилегающих к ней регионах усиливаться. После развала двухполярного мирового порядка геополитические амбиции Анкары, которые исследователи определяют как «неоосманизм» или «пантуранизм», значительно возросли. Согласно концепции «неоосманизма», внешняя политика Турции предусматривает ее превращение в ведущую региональную державу за счет усиления влияния в прилегающих к ней регионах.

Во внешнеполитической концепции Турции особое внимание уделяется формированию внешнего пояса безопасности. Базовый принцип современной внешней политики Турции: «ноль проблем с соседями». Однако с большей частью соседних стран двухсторонние отношения у Турции весьма далеки от стабильных, а с Ираком и Сирией уже несколько лет Турция практически пребывает в состоянии войны. Особое место среди этих стран занимает Сирия, граница Турции с которой составляет более 800 км. За последние 5 лет отношения Турции с Сирией кардинально трансформировались — от стратегического партнерства до военной конфронтации. Попробуем проследить и проанализировать, как это происходило, к чему это привело и чем это может закончиться.

 

Нормализация турецко-сирийских отношений

Взаимное недоверие и подозрения характеризовали турецко-сирийские отношения во второй половине ХХ века. Анкара обвиняла Дамаск в пособничестве армянским террористам в их акциях, направленных против турецких дипломатов за рубежом. Одним из источников напряженности в двухсторонних отношениях стало строительство Турцией плотины на реке Евфрат без предварительных консультаций с Сирией. Среди других причин, усложнявших турецко-сирийские отношения в 90-х годах прошлого века, можно назвать и обвинения Сирии со стороны Анкары в оказании помощи Курдской Рабочей Партии (КРП), а также грекам-киприотам. Подписание в феврале 1996 года турецко-израильского соглашения о военно-техническом сотрудничестве резко обострило и без того напряженные отношения между Турцией и Сирией.

После прихода к власти партии «Справедливость и развитие» в ноябре 2002 года региональная политика Турции претерпела значительные изменения, направленные на возрождение лидирующей роли Турции на Ближнем Востоке путем сближения с арабскими странами и некоторого ослабления турецко-израильских связей, поскольку бывший «стратегический союз» между Израилем и Турцией практически блокировал активизацию этой роли.

Первый визит Б. Асада в Турцию в начале января 2004 года в обеих странах назвали «историческим». Во время визита стороны заявили о стремлении развивать сотрудничество в различных сферах. На переговорах подчеркивалось, что Турция и Сирия имеют больше точек соприкосновения, чем разногласий, что составляет прочную основу для дальнейшего развития добрососедских отношений. С этого момента началась дружба Реджепа Эрдогана и Башара Асада, а также их жен. Они дружили семьями и проводили отпуска и уикенды вместе, как добрые соседи...

В рамках созданного в 2009 году Совета стратегического сотрудничества высшего уровня было подписано около 50 соглашений в политической, социально-экономической и торговой сферах. Товарооборот между Турцией и Сирией вырос с 730 млн долл. в 2000 году до 2,5 млрд долл. в 2010 году. Турецкий ежегодный экспорт в Сирию с 2001 по 2010 годы вырос с 281 млн долл. до 1 млрд 845 млн долл. Турецкие инвестиции в Сирии в 2010 году достигли 1 млрд долл. В 2009 году Турция и Сирия подписали меморандум об объединении газотранспортных систем обеих стран, что позволяло Сирии в будущем получать природный газ из Ирана или Ирака через Турцию в размере 0,5–1 млрд куб. метров в течение пяти лет, начиная с 2011 года. Турецко-сирийские связи укреплялись также на уровне простых граждан. Так, в 2010 году 750 тыс. сирийцев посетили Турцию и 1 млн 350 тыс. турок побывали в Сирии.

Дамаск и Анкара осуждали оккупацию Ирака западной коалицией во главе с США. На встрече лидеров арабских стран в Каире в начале марта 2003 года Б. Асад назвал американские планы по Ираку «разбоем на большой дороге». Осуждение Анкарой американских действий в Ираке вызвало восторг в арабском мире. Оставаясь стратегическим союзником США и членом НАТО, Турция, тем не менее, не позволила дислоцировать американские войска на своей территории накануне их вторжения в Ирак. Развитие добрососедских отношений между Анкарой и Дамаском в условиях, когда Сирия подвергалась массированному давлению со стороны США, было определенным вызовом США и Израилю со стороны турецкого руководства во главе с Р. Эрдоганом.

 

Отношения Турции и Сирии в 2011 году

Так называемые «арабские революции» в начале 2011 года предоставили Турции дополнительную возможность проявить свою активность в ближневосточных процессах. Премьер-министр Р. Эрдоган решительно поддержал «революционное движение» в Тунисе, Египте, Йемене, Ливии и Сирии. В своем выступлении 1 февраля 2011 года Р. Эрдоган заявил, что «Турция играет роль, которая изменит ход истории и поможет перестроить ближневосточный регион с чистого листа». Руководство Турции рассчитывало, что в случае, если на смену авторитарным режимам в арабских странах придут исламисты, то это усилит посреднические позиции Турции между новой властью в арабских странах и Западом.

С самого начала беспорядков в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене и Сирии Анкара выступала за мирное урегулирование конфликтов между властью и оппозицией в арабских странах. Руководство Турции постоянно подчеркивало, что Анкара строит свои отношения с арабскими странами не только на основе сотрудничества между правительствами, но и, прежде всего, на базе взаимодействия и прямых контактов между народами, исходя из того, что власти могут меняться, а народы остаются всегда. Турецкое руководство неоднократно предупреждало «за закрытыми дверями» руководителей арабских стран о необходимости проведения реформ, чтобы избежать социальных потрясений.

Еще до начала 2011 года Анкара и Дамаск стремились сделать свои отношения моделью для сотрудничества Турции с другими арабскими странами. Но не тут-то было. Демонстрации сирийской оппозиции, начавшиеся в середине марта в городе Деръа, вскоре распространились на центральные и северные города страны Баниас, Идлиб, Алеппо, Хомс, Хаму, Латакию. Турецкое руководство внимательно следило за развитием ситуации в Сирии и неоднократно официально выражало свою обеспокоенность. В отличие от западных стран Анкара сначала избегала резких заявлений относительно действий сирийского руководства. Р. Эрдоган поддерживал постоянный диалог с Б. Асадом, призывая его к проведению в Сирии эффективных политических и экономических реформ.

Уже в апреле 2011 года в приграничном с Сирией районе Турции в палаточном городке было размещено около 250 сирийских беженцев. (На сегодняшний день, по данным разных источников, их количество выросло до 3 миллионов). Совет национальной безопасности Турции призвал Сирию «безотлагательно осуществить реформы, направленные на обеспечение законных политических, социальных и экономических требований сирийского народа». В заявлении также подтверждалась поддержка Турцией действий руководства Сирии в проведении реформ. Однако уже в начале мая риторика Р. Эрдогана относительно ситуации в Сирии существенно изменилась. Так 2 мая 2011 года Р. Эрдоган подверг жесткой критике сирийское руководство в связи с инцидентом в Хаме, где погибло большое количество антиправительственных демонстрантов. К концу 2011 года отношения между Турцией и Сирией крайне обострились и превратились из дружеских во враждебные.

 

Турецко-сирийская конфронтация после 2011 года

9 августа 2011 года турецкий министр иностранных дел Ахмет Давутоглу посетил Дамаск, чтобы передать сирийскому правительству «возмущение Р. Эрдогана нецивилизованными действиями сирийского руководства против оппозиции». В ходе визита А. Давутоглу объявил о прекращении всех сделок между Турцией и Сирией. 22 июня 2012 года Сирия сбила разведывательный турецкий самолет RF-4E вблизи турецко-сирийской границы. По утверждению сирийских военных, самолет нарушил воздушное пространство Сирии. Турецкая сторона отрицала нарушение границы.

3 октября 2012 года турецкая армия атаковала сирийские войска после того, как сирийским минометным снарядом были убиты пять человек на территории Турции. После этого инцидента турецкий парламент проголосовал за возможное военное вмешательство в Сирии и фактически дал правительству Р. Эрдогана карт-бланш на военную операцию на сирийской территории. Эрдоган и Асад продолжали обмениваться «любезностями». Эрдоган заявлял, что Асад должен уйти, тогда как Асад советовал Эрдогану не вмешиваться во внутренние дела суверенной Сирии.

10 октября 2012 года истребитель F-16 турецких ВВС перехватил сирийский Airbus A320, летевший из Москвы в Дамаск и вынудил его приземлиться в международном аэропорту Эсенбога в 28 километрах к северо-востоку от Анкары. На борту самолета был обнаружен груз оружия российского производства. Сирия обвинила Турцию в воздушном пиратстве и закрыла свое воздушное пространство для турецкой гражданской авиации. 23 марта 2014 года Турция сбила сирийский военный самолет вблизи общей границы. Сирия осудила турецкие действия, утверждая, что самолет преследовал силы вооруженной сирийской оппозиции, не нарушая воздушного пространства Турции.

В ноябре 2012 года при активном содействии Турции в Дохе (Катар) было сформировано оппозиционное сирийское объединение — Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил (НКРОС), куда вошли 16 организаций. Главой НКРОС стал Ахмед Джарба. Как «законного представителя сирийского народа» коалицию признали шесть арабских монархий Персидского залива, Турция, Франция, Великобритания и США. Главными финансовыми спонсорами сирийской оппозиции стали Саудовская Аравия и Катар. Основная часть организованной сирийской оппозиции («Сирийский национальный совет») базируется на территории Турции.

Оценив шансы своего бывшего «друга» Б. Асада на выживание как минимальные, Р. Эрдоган начал поддерживать сирийскую оппозицию. В августе 2011 года турецкие власти оборудовали на своей территории лагерь для формирования и подготовки вооруженных подразделений так называемой «Свободной сирийской армии» (ССА), состоящей из дезертиров, на начальном этапе около 300 офицеров и десять тысяч солдат. ССА возглавил сирийский полковник-дезертир Рияд аль-Асъад.

Кроме сирийцев на территории Турции формировались также отряды из радикальных исламистов из Ирака, Ливии, Саудовской Аравии, Афганистана, Египта, Сомали, Чечни и многих других стран, включая европейские, которых обучали военные инструкторы из западных стран. По данным турецкой «Газеты Северной Анатолии» («Kuzeyanadolugazetesi»), турецкое государство оказывало также «всестороннюю поддержку» террористической организации «Джабхат ан-Нусра» и другим радикальным исламистским группировкам, ведущим боевые действия на территории Сирии.

 

Война Эрдогана против Асада

24 августа 2016 года Турция начала военную операцию «Щит Евфрата» на территории Сирии в районе города Джараблус с целью очистить приграничные территории с Турцией от боевиков ИГИЛ и вооруженных формирований сирийских курдов, которых Турция считает террористическими и аффинированными с Рабочей партией Курдистана (РПК). При этом Турция при посредничестве России предупредила Дамаск о начале операции. Операция ВС Турции на севере Сирии была запланирована задолго до августа 2016 года, однако крайнее обострение российско-турецких отношений из-за сбитого 24 ноября 2015 года российского бомбардировщика Су-24 вынудило Турцию отложить военную операцию на 10 месяцев.

Сирия назвала военную операцию Турции на своей территории «вторжением и нарушением сирийского суверенитета». В Дамаске заявили, что сирийские средства ПВО будут сбивать любые самолеты ВВС Турции при их появлении в воздушном пространстве САР. 24 ноября сирийские ВВС впервые нанесли удар по турецким войскам с момента начала их операции «Щит Евфрата» на севере Сирии, в результате чего несколько турецких солдат были убиты и ранены.

Вашингтон выступил за немедленное прекращение боев между ВС Турции и формированиями сирийских курдов на севере Сирии. 29 августа глава Пентагона Э. Картер заявил, что Турции следует сосредоточиться на боях с боевиками и ИГИЛ, а не с курдами. 4 сентября во время встречи со своим турецким коллегой Р. Эрдоганом президент США Б. Обама подверг критике продвижение Турции на юг Сирии и боевые действия против курдских «Сил демократической Сирии» (СДС), поддерживаемых США. Анкара назвала подобные заявления неприемлемыми и не соответствующими союзническим отношениям между Анкарой и Вашингтоном.

Карта расселения курдов

Судя по официальным заявлениям, компромисс так и не был достигнут, и стороны остались на своих позициях. Глава генштаба ВС Турции, генерал армии Хулуси Акар в своем заявлении подтвердил, что военная операция на севере Сирии «Щит Евфрата» будет продолжаться «до ликвидации последнего террориста». Турецкое руководство неоднократно заявляло, что рассматривает сирийских курдов как своего стратегического противника и негативно относится к американским планам использовать их в войне против террористической организации ИГИЛ. Во время своего выступления в ООН 23 сентября 2016 года Р. Эрдоган подверг резкой критике поддержку Вашингтоном курдских вооруженных формирований из Партии демократического союза (ПДС).

ООН, МИД России и Ирана также выразили «глубокую озабоченность» действиями турецких вооруженных сил в Сирии. 15 сентября начальник генштаба РФ В. Герасимов указал на незаконность действий турецкой армии в Сирии, и на риски в случае затягивания операции «Щит Евфрата». Однако демарши Вашингтона и Москвы не остановили Анкару. К середине октября 2016 года турецкие войска и союзные с ними группировки повстанцев создали 10-километровую «зону безопасности» на сирийской территории вдоль 800-километровой сирийско-турецкой границы. Позже Турция заявила о готовности расширить «зону безопасности» с 10 до 50 км вглубь Сирии. 18 октября Анкара сообщила, что за два месяца операции «Щит Евфрата» формирования ССА при поддержке турецких войск очистили от боевиков ИГИЛ территорию площадью 1250 кв. км. 11 декабря формирования ССА при поддержке ВС Турции заняли город Эль-Баб в 36 км от Алеппо.

Заявление Р. Эрдогана, сделанное им 29 ноября 2016 года на симпозиуме межпарламентской Иерусалимской платформы в Стамбуле, о том, что Турция начала операцию «Щит Евфрата» в Сирии «для того, чтобы положить конец правлению тирана Асада, терроризирующего население», вызвала явное смятение и возмущение в Кремле, который потребовал объяснений от Р. Эрдогана. С. Лавров, находящийся 1 декабря в Турции с официальным визитом, заявил, что «требование отставки президента Сирии Б. Асада неприемлемо, поскольку таких договоренностей никто не заключал». Упомянутое заявление Р. Эрдогана свидетельствует о том, что Анкара, несмотря на формальные договоренности с Москвой, преследует в Сирии свои цели, явно не совпадающие с российскими, особенно касающиеся судьбы президента САР Б. Асада.

13 октября 2016 года в интервью «Комсомольской правде» Б. Асад выразил надежду, что Россия сможет повлиять на Анкару, чтобы та изменила свою политику в отношении Дамаска и сирийского конфликта. Однако в ответ на неоднократные обращения Москвы к турецкой стороне о необходимости наладить диалог с Дамаском, глава турецкого МИД А. Чавушоглу заявил, что нормализация отношений между Турцией и Россией «не означает изменения позиции Анкары в отношении Сирии и Асада». По его словам, Турция не вела и не будет вести каких-либо переговоров с президентом САР Б. Асадом.

* * *

Об истории и международных отношениях не принято говорить в сослагательном наклонении, но все же если бы Турция сохраняла нейтралитет и, согласно международному праву, не вмешивалась во внутренний сирийский конфликт, то кажется, что таких его разрушительных и трагических последствий не было бы. Впрочем, это касается не только Турции, но и многих других стран, вмешавшихся в сирийский конфликт и утоляющих, прежде всего, свои геополитические амбиции, а не заботясь об интересах сирийского народа. Однако именно Турция стала, к сожалению, основным плацдармом внешней интервенции против суверенной Сирии.

Сколько бы войны не продолжались, но они все же когда-то заканчиваются, хотя и не всегда так, как этого хотели бы их участники. Вполне очевидно, что турецкое руководство и его союзники полностью исключают дальнейшее пребывание Б. Асада на посту президента послевоенной Сирии. Однако этого не только не исключают другие страны (РФ, КНР, ИРИ, Ирак, Египет), но и считают необходимым, чтобы Б. Асад оставался президентом Сирии в течение переходного периода и сохранил право участвовать в предстоящих президентских выборах. Но это должен решать только сирийский народ, а не внешние силы. Обязанность международного сообщества заключается в том, чтобы обеспечить и гарантировать сирийскому народу право на свободное волеизъявление. А кого именно сирийцы изберут на пост президента — это уже им решать.

23–24 января в столице Казахстана Астане было положено начало переговорам между представителями сирийских властей и частью сирийской оппозиции. Хотелось бы надеяться, что стороны, наконец, договорятся о мирном урегулировании сирийского кризиса. Но даже при условии, если сирийский кризис будет мирно урегулирован, прежней дружбы между Эрдоганом и Асадом уже не вернуть. Точка невозврата уже пройдена. Хотя личные отношения двух лидеров не столь важны. Лидеры приходят и уходят. Важно, чтобы турецкий и сирийский народы жили в мире, согласии и добрососедстве. И это время обязательно наступит.

 

www.reliablecounter.com