15 сентября 2013

Китай как локомотив современного мира. Часть 1. Геополитический компас Китая

Геополитический компас Китая

Современная динамика развития Китая предоставляет ему возможность примерить на себя роль нового глобального центра силы. Так, по итогам 2012 года, Китайская Народная Республика вышла на второе место в мире по уровню ВВП 8 трлн. долл. США (на первом — Соединенные Штаты Америки — 16 трлн. долл.). При этом объемы внешней торговли КНР составили 3,87 трлн. долл. США, превысив объемы внешней торговли Соединенных Штатов — 3,82 трлн. долл. США.

Китайская Народная Республика вышла
на второе место в мире по уровню ВВП

Даже вопреки плановому снижению руководством КНР темпов этого экономического развития, прирост ВВП Китайской Народной Республики, по итогам первого полугодия 2013 года, составил 7,6%, что является наивысшим показателем в мире (в абсолютном измерении ВВП Китая за шесть месяцев текущего года составил более 4,2 трлн. долл. США).

 

Авианосец «Ляонин» в порту Далянь http://russian.people.com.cn

Поэтому КНР смогла выделить значительные средства на развитие безопасности страны, достигшие в 2012 году суммы, по разным оценкам, от 100 до 180 млрд. долл. США. Как следствие, на сегодняшний день Народно-освободительная армия Китая (НОАК) владеет одним из самых больших в мире потенциалов, фактически уступающим лишь потенциалу Вооруженных сил США. Так, численность НОАК составляет 2 млн. 250 тыс. человек. В их распоряжении — современная боевая техника, в т.ч. ракетно-ядерные системы дальнего действия наземного и морского базирования, космические средства разведки, управления и связи, атомные подводные лодки и надводные корабли основных классов, ударные, специальные (в т.ч. дальнего радиолокационного выявления) и военно-транспортные самолеты, а также весь спектр вооружения сухопутных войск, включительно с высокоточными системами.

Этого всего достаточно, чтобы объяснить последние изменения, как мирового, так и регионального уровней.

В конечном счете, сложилась новая система мирового уклада с двумя главными ключевыми полюсами — США и КНР. Заметим, что, в отличие от двухполюсного мира времен бывшей «холодной войны» с глобальным противостоянием США и СССР, Соединенные Штаты Америки и Китайская Народная Республика пытаются строить свои отношения на принципах партнерства и компромиссного решения возникающих проблем.

Встреча Председателя КНР Генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Китая Си Цзиньпина и Президента США
Б. Обамы

http://www.cntv.ru/

В частности, об этом свидетельствует встреча Председателя КНР — Генерального секретаря ЦК коммунистической партии Китая Си Цзиньпиня с президентом США Б. Обамой в июне с.г. в Вашингтоне, когда они определялись с принципами построения новой модели американо-китайских отношений: достижением консенсуса по наиболее важным вопросам международных отношений.

По итогам переговоров обе стороны пришли к решению в дальнейшем избегать конфронтации, отдавая предпочтение диалогам на всех уровнях. Лидеры США и КНР, в частности, огласили о готовности координировать макроэкономические политики своих стран, углублять американо-китайское сотрудничество в военных вопросах и сфере безопасности, как основы безопасности в мире и регионе, а также придерживаться установленных правил поведения в киберпространстве и взаимодействовать в вопросах устранения проблем Корейского полуострова и Ближнего Востока.

Глава китайского военного ведомства Чан Ваньцюань на встрече в Пентагоне со своим коллегой Чаком Хейгелом обсудил американско-китайские отношения, региональные проблемы, а также вопросы кибербезопасности. Министры договорились о сотрудничестве двух стран в военной сфере
http://www.cntv.ru/

Названные темы конкретизировались на 5-ой встрече Американо-китайского стратегического и экономического диалога в июле с.г. в Вашингтоне, а также во время визита в США министра обороны Китая Ч. Ванцюаня. По итогам этих мероприятий стороны условились усилить взаимодействие в финансовых, экономических, торговых вопросах и в сфере безопасности. В частности, предусмотрены систематическое консультирование между КНР и США по проблемам экономики и безопасности, обмен информацией в вопросах развития их экономических комплексов и вооруженных сил, совместные военные учения, а также совместная борьба с терроризмом и морским пиратством.

В целом, сближение США и КНР способствует укреплению стратегической безопасности в мире, а также сбалансированному развитию мировой экономики и, в частности, национальных экономик обеих стран. Правда, в американо-китайских отношениях наблюдаются существенные противоречия, касающиеся как их влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и их подходов к решению конфликтов на Ближнем Востоке, а также доступа к рынкам и ресурсам Африки и Латинской Америки.

КНР, заботясь об укреплении своих позиций в мире и отстаивая национальные интересы, проявляет активность в различных международных организациях. Например, она энергично участвует в работе ООН, «большой двадцатки», Шанхайской организации сотрудничества, группы БРИКС, АСЕАН, АТЕС и других межгосударственных объединений, стремясь повысить роль ООН в решении международных проблем безопасности; возобновить мировую экономическую стабильность, реформировать ее финансовую систему на принципах нового, справедливого финансового подхода; защитить интересы развивающихся стран; обеспечить глобальную безопасность в военной, энергетической, продовольственной, экологической и других важных сферах; развивать научно-техническое партнерство и углублять международное сотрудничество в высокотехнологических отраслях; расширять гуманитарный обмен между странами (в том числе развивать сотрудничество в вопросах культуры, туризма и спорта, образования и здравоохранения).

В рамках двух- и многостороннего сотрудничества с партнерами Китай среди ведущих в мировой финансово-экономической системе. На сегодняшний день КНР является крупнейшим в мире владельцем иностранной валюты и других активов. В частности, Китай приобрел активы Соединенных Штатов Америки на сумму около 2 трлн. долл. США.

Динамика прямых иностранных инвестиций
по основным направлениям
и регионам
http://world-economic.com

Кроме того, КНР считается одним из крупнейших инвесторов иностранных экономик и пользователем иностранных инвестиций. Например, в 2012 году Китайская Народная Республика инвестировала в различные заграничные проекты, по меньшей мере, 80 млрд. долл. США. А объемы иностранных инвестиций в китайскую экономику составили почти 100 млрд. долл. США.

Исходя из этого, в мировых финансово-экономических кругах все более укрепляется мысль о целесообразности предоставления китайскому юаню роли второй резервной мировой валюты наравне с долларом США.

Нужно отметить как осуществляется стратегическое влияние КНР на мировую экономику: увеличением масштабов добычи сланцевого газа внутри страны, что приведет к резкому падению мировых цен на газ (общие резервы сланцевого газа в Китае составляют 1300 трлн. куб. м); усилением доминирующей роли Китая в разведке и добыче запасов редкоземельных металлов; выходом КНР в мировые лидеры по производству золота; перемещением центра автомобильной индустрии из США в Китайскую Народную Республику; динамичным увеличением потребления Китаем мировых продовольственных, водных, энергетических, минеральных и других ресурсов.

Используя свой потенциал, Китай пытается закрепить свои позиции в важных для него мировых регионах. Прежде всего это касается особо важного для КНР Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Так, китайская политика в АТР направлена на укрепление роли Китая как ведущего регионального лидера и интеграционного центра региона, в первую очередь за счет экономического и военного превосходства КНР в регионе; углубление союзнических отношений со странами-партнерами; создание зоны безопасности возле китайских границ, а также решение в свою пользу территориальных и других противоречий с соседними странами, в частности, по вопросу спорных островов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.

В основном КНР достигает желаемого, развивая экономические связи со странами АТР (в первую очередь, инвестируя средства в их экономику), а также увеличивая в регионе свое военное присутствие.

Так, общие объемы китайских инвестиций в экономику стран Азиатско-Тихоокеанского региона составляют, по меньшей мере, 130 млрд. долл. США. Основные партнеры Китая — Австралия, Индонезия, Филиппины, Вьетнам, Малайзия, Индия, Япония, Лаос, Южная Корея и Бруней.

Противостояние США и Китая в Тихом океане
http://eurasian-defence.ru

В рамках реализации национальной военной политики в регионе КНР прибегает к последовательному наращиванию сети военных баз в юго-восточных районах страны, а также увеличивает потенциал китайских ВМС, контролирующих прибрежные моря и выходы в Тихий и Индийский океаны. В этой связи особое внимание уделяется созданию современного авианесущего флота, а также авиации дальнего действия.

В целом такие мероприятия способствуют доминированию китайских товаров в АТР и развивают его экономически. Но при этом регион все больше напоминает милитаризированную арену, где возрастает угроза конфликта из-за противостояния интересов КНР и США и ряда других стран.

Следующим приоритетом Китая считается развитие сотрудничества с Россией и странами соседних регионов — Юго-Восточной и Центральной Азии. Так, КНР и Россия реализуют крупные проекты по освоению природных ресурсов Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации. Нельзя забывать, что Китай является одним из крупнейших инвесторов российской промышленности, сельскохозяйственной и пищевой отраслей, транспорта и связи РФ и тому подобное. К тому же Китай обеспечивает Россию, как товарами широкого потребления, так и высокотехнологичной продукцией, проявляя при этом неподдельный интерес к оборонной, космической и другим передовым отраслям российской промышленности.

Динамика торгового оборота России с Китаем
http://selishchev-a.livejournal.com/

Благодаря этому, постоянно увеличивается товарооборот между странами. В частности, по итогам 2012 года, этот показатель увеличился на 11%, достигнув уровня 88,2 млрд. долл. США. Согласно договоренности сторон, до 2015 года торговый оборот между КНР и Россией предполагается увеличить до 100 млрд. долл. США, а в 2020 году — до 200 млрд. долл. США.

Стратегический характер отношений двух сторон подтверждался во время визита президента КНР Си Цзиньпина в Россию в марте этого года (первый заграничный визит на президентской должности) и на встрече с президентом РФ В. Путиным. Лидеры обеих стран подписали пакет соглашений по дальнейшему развитию сотрудничества в энергетической отрасли и банковской сфере, в т.ч. по сооружению газопровода с России в КНР, а также по совместному возведению нефтеперерабатывающего завода и нефтехимического комбината в китайской агломерации Тяньцзинь. Кроме того, есть договоренность об инвестировании китайскими компаниями 2 млрд. долл. США в увеличение добычи угля в Восточной Сибири.

Перспективы развития сотрудничества сторон в энергетике обсуждались также в рамках саммита «большой двадцатки» 5-6 сентября с.г. в Санкт-Петербурге на переговорах главы российского ОАО «Газпром» О. Миллера с руководителем китайской компании CNPC Чжоу Цзипином. Стороны подписали промежуточное соглашение по условиям поставки российского газа в КНР (за исключением главного вопроса о его цене).

Отмечается углубление взаимодействия между КНР и Россией в рамках международных организаций (в первую очередь ООН, БРИКС и ШОС) по политическим, экономическим вопросам и вопросу безопасности, в частности по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке и Корейском полуострове. Также оживилось сотрудничество сторон в военных вопросах, в частности, есть договоренность о проведении совместных учений антитеррористического и миротворческого характера.

Что касается проблемных аспектов в двухсторонних отношениях, то Россия обеспокоена усилением влияния и укреплением позиций КНР в Дальневосточном и Восточносибирском регионах Российской Федерации, а также увеличивающимся дисбалансом в торговле с Китаем (увеличением поставок в Россию продукции высоких технологий китайского производства, уже превышающих объемы поставок российской техники в КНР).

Прогноз Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР)
к 2060 году доля Китая и Индии
в мировом ВВП будет выше всех 34 стран, которые сейчас входят в ОЭСР
http://expert.ru/

Главным партнером КНР в Юго-Восточной Азии является Индия. Невзирая на соперничество за влияние в регионе и наличие отдельных территориальных проблем, обе страны последовательно развивают свои связи в торгово-экономической отрасли.

КНР считается одним из самых крупных торговых партнеров Индии. Например, объемы взаимной торговли составляют около 80 млрд. долл. США. Дальнейшему увеличению этого показателя будет способствовать начатый в 2011 году китайско-индийский стратегический диалог, обещающий вывести отношения сторон на качественно новый уровень. Так, в течение ближайших лет товарооборот между Китаем и Индией планируется довести до 100 млрд. долл. США в год.

Кроме того, развивается сотрудничество сторон в военной сфере, получившей официальное начало в 2006 году в рамках соответствующего меморандума между оборонными ведомствами обеих стран.

КНР усиливает свои связи со странами Центральной Азии — важными партнерами в вопросах реализации совместных энергетических проектов, а также планов построения собственной модели, так называемого нового «Шелкового пути» (в противовес аналогичной инициативе США), а именно — транспортного коридора с Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу через Центральную Азию.

Как и в других случаях, главным инструментом в достижении своих целей КНР считает развитие экономического, торгового и инвестиционного сотрудничества с центрально-азиатскими странами. Благоприятная для этого почва появилась благодаря последовательной и взвешенной политике Китая, сумевшей построить конструктивные, бесконфликтные отношения со своими партнерами в Центральной Азии и устранить существующие противоречия, в частности, связанные с вопросами границы.

 

Важным шагом в углублении связей между Китаем и центрально-азиатскими странами стал визит в регион Главы КНР Си Цзиньпиня в начале сентября этого года. Основные итоги переговоров на высшем государственном уровне следующие:

 

Китай и Туркменистан обещают укрепить отношения. Чжоу Юнкан, член Постоянного комитета Политбюро КПК, на встреч
с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым
http://novostiua.net

в Туркменистане — углубилось стратегическое партнерство сторон в энергетической сфере. Лидеры КНР и Туркменистана участвовали в церемонии, посвященной началу промышленной эксплуатации газового месторождения Галкыныш, разрабатываемого при участии китайской стороны (месторождение на втором месте по запасам газа; объемы китайских инвестиций составляют 8 млрд. долл. США). Между туркменской компанией «Туркменгаз» и китайской СNPC был подписан контракт по увеличению объемов поставок туркменского газа в КНР на 25 млрд. куб. м — до 65 млрд. куб. м газа за год (40% импорта газа в Китай), а также по сооружению четвертой ветки газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай;

 

Китай и Узбекистан подписали соглашени
на 15 миллиардов долларов.  Председатель КН
Си Цзиньпин и президент Узбекистана Ислам Каримов
http://uza.uz/

в Узбекистане — конкретизированы направления сотрудничества между двумя странами на предстоящие 10 лет в рамках «Декларации об установлении стратегического партнерства между КНР и Республикой Узбекистан» (подписанная в июне 2012 года). В частности, предусматривается расширение сотрудничества сторон в рамках ШОС, наращивание объемов двухсторонней торговли, а также участие Узбекистана в нескольких транспортно-энергетических проектах, имеющих стратегическое значение для обеих стран. Это касается, прежде всего, увеличения пропускной мощности газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай и сооружение железной дороги КНР-Киргизстан-Узбекистан-Казахстан. Предусмотрено увеличение объемов китайских инвестиций в узбекскую экономику (сегодня они составляют 4,6 млрд. долл. США);

 

Китай инвестирует в Киргизию $3 миллиарда. Председатель КНР
Си Цзиньпин и Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев
http://www.dni.ru/

в Киргизстане — подписаны договоры по финансированию Китаем ряда ключевых проектов, определенных в «Национальной стратегии устойчивого развития Киргизстана до 2017 года», в частности, по строительству инфраструктуры внутреннего и экспортного энергоснабжения, а также развитию сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, производственной и горно-добывающей отраслей киргизской экономики. В вопросах реализации транспортных проектов Киргизстан дал согласие ускорить разработку проекта сооружения киргизского участка железной дороги Китай-Киргизстан-Узбекистан-Казахстан. Стороны также рассмотрели возможность создания современного Международного узлового центра грузопассажирских перевозок на базе Международного центра Манас после вывода Коалиционных сил ISAF из Афганистана;

 

Китай и Казахстан являются не только соседями, их связывают крепкая дружба и прочное стратегическое партнерство. Встреча Председателя КНР Си Цзиньпина с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым
http://telegrafist.org/

в Казахстане — подписана «Совместная декларация о дальнейшем углублении всестороннего стратегического партнерства между Казахстаном и КНР». Основными направлениями определено дальнейшее сотрудничество сторон в отраслях энергетики, сельского хозяйства, транспорта, связи, высоких технологий, телекоммуникаций, химической промышленности, а также взаимной торговли. В частности, двухсторонний товарооборот будет увеличен до 40 млрд. долл. США в 2015 году. Заявлено также о готовности увеличить взаимные инвестиции, а также нарастить объемы поставок в КНР казахстанской нефти до 20 млн. тонн за год. Для этого планируется расширить взаимодействие в вопросах реализации проектов разведки и освоения нефтегазовых месторождений в Казахстане, а также создать новые мощности для переработки нефти. Предусматривается и активизация сотрудничества сторон в освоении мирной атомной энергии.

 

Рассказывая об итогах своего визита в Центральную Азию во время выступления в казахстанском Университете им. Н. Назарбаєва, лидер КНР предложил странам региона создать новую модель сотрудничества в политической и финансово-экономической сферах, нарастив политические контакты, построив общую транспортную сеть, а также развив свои торгово-экономические связи.

Эксперты считают, что, укрепив таким способом свои позиции в Центральной Азии, КНР создаст необходимые условия для выдавливания из этого региона России и США, как своих основных геополитических и экономических конкурентов.