28 мая 2013

Крым 94. Часть 11 «А в основе всех объединительных идей — «дерибан»

Часть 10 «Как вводился контроль неподконтрольной ситуации»

Часть 9 «В августе девяносто четвертого»

Часть 8. «Раскол»

Часть 7 «Сепаратисты начинают и… проигрывают»

Часть 6 «На пике общефлотского психоза»

Часть 5. «В шаге от войны...»

Часть 4. «Севастополь – Крым – Россия»

Часть 3. Как делился Черноморский флот «по-братски»

Часть 2. Черноморский флот на весах политического торга

Часть 1. Черноморский флот Российской Федерации и национальная безопасность Украины

«...И в это же время все попытки командующего ВМС Украины вице-адмирала В. Безкоровайного ввести этот процесс в рамки правового поля наталкивались на откровенное сопротивление руководства Севастополя.»

Так закончилась предыдущая 10 часть материала «Крым 94».

Часть 11. «А в основе всех объединительных идей — «дерибан»

Однако главное внимание командование Черноморского флота все-таки уделяло политическим вопросам. В частности, в штабе ЧФ была подготовлена аналитическая записка на имя главы Комитета Государственной думы России по вопросам СНГ К. Затулина, в которой излагались меры по сохранению единства флота и его базирования в Севастополе. Так, правительству России рекомендовалось придерживаться жесткой политики в отношении Украины, и ни при каких обстоятельствах не соглашаться на уступки. При этом допускалось подписание Россией широкомасштабного Договора о дружбе и сотрудничестве с Украиной только в том случае, если будут урегулированы, с учетом российских интересов, все проблемы Черноморского флота.

Одновременно группа депутатов парламента Крыма обратилась к Президенту Российской Федерации Б. Ельцину, премьер-министру РФ В. Черномырдину, а также другим должностным лицам России с требованием подтвердить решение Государственной думы от 9 июля 1993 года о «российском федеральном статусе Севастополя».

Разумеется, не прекращалась масштабная информационная кампания в поддержку российских интересов в Крыму, Севастополе и в отношении Черноморского флота. Особенно подвергалось нападкам последовательно отстаивавшее право украинского государства на свой флот командование ВМС Украины. При этом общественности Крыма и Севастополя навязывалась мысль о необходимости проведения российско-украинских переговоров о разделе ЧФ, сохранения системы его базирования на Крымском полуострове под контролем Российской Федерации.

Адмирал А. М. Калинин (1928–2004), командующий ЧФ в 1983–1985 гг., Председатель Союза городов-героев СНГ в 1997–2000 гг.
Адмирал А. М. Калинин (1928–2004), командующий ЧФ в 1983–1985 гг., Председатель Союза городов-героев СНГ в 1997–2000 гг.
http://ru.wikipedia.org/

К примеру, в средствах массовой информации Крыма появилась статья председателя исполкома Союза городов-героев, адмирала в отставке А. Калинина, в которой он утверждал, что боевой потенциал ЧФ, по сравнению с 1991 годом, снизился более чем в два раза. Исходя из этого, отставной адмирал требовал от имени ветеранов флота немедленно подписать оборонный договор всеми странами СНГ, сохранить единый ЧФ, передав России всю его инфраструктуру в Крыму, подтвердить статус Севастополя как главной базы ЧФ, а также расформировать Военно-Морские Силы Украины или ввести их в состав Черноморского флота.

Кстати, в тот момент увеличилось и количество СМИ российской направленности, в том числе откровенно антиукраинского, пророссийски шовинистического характера. Так, в середине декабря в Крыму и Севастополе появилась новая газета «Воин содружества», пропагандировавшая неоимперские идеи силового объединения бывших советских республик вокруг Москвы. Естественно, газета выступала против государственного суверенитета Украины, против раздела Черноморского флота, а также против украинских ВМС.

* * *

Необходимо отметить, что на имперских амбициях России все больше сказывались проблемы ее внутреннего государственного характера, прежде всего — конфликт в Чечне. Коснулся он и Черноморского флота, где тогда началась спешная подготовка десантно-штурмового батальона для участия в боевых действиях на чеченской территории. При этом данный факт российская сторона тщательно скрывала, стремясь избежать обвинений со стороны Украины в несогласованных с ней действиях по использованию сил и средств Черноморского Флота, пребывающего в тот момент в двойном подчинении — России и Украины.

* * *

Ю. Мешков — яркий оратор. Свою политику делал с мегафоном на митингах.
Ю. Мешков — яркий оратор. Свою политику делал с мегафоном на митингах.
Фото Л. Берестовского http://www.segodnya.ua/

Тем временем на общественно-политической ситуации в Крыму сказывалось противостояние двух ветвей власти полуострова, в частности, межфракционная борьба в парламенте автономии. Так, 21 декабря 1994 года безрезультатно завершилась попытка Ю. Мешкова и С. Цекова вернуться к нулевому варианту баланса сил в АРК. Причина — непомерные амбиции обеих сторон, их стремление усилить свои властные позиции.

В частности, с этой целью Ю. Мешков предложил создать так называемый «Совет гражданского согласия», куда приглашались лояльные к нему депутаты, а также представители промышленности, бизнеса, учебных и культурных заведений, общественности и религиозных организаций. Как утверждал «президент» Крыма, этот орган должен способствовать решению политических и экономических проблем на полуострове. На самом же деле его предполагалось использовать для усиления позиций самого Ю. Мешкова.

В противовес этому предложению и вопреки своей откровенно пророссийской позиции, спикер парламента Крыма С. Цеков в очередной раз попытался заручиться поддержкой руководства Украины, вдруг выступив в поддержку законопроекта Верховного Совета Украины «О государственной власти и местном самоуправлении», где Крым определялся как автономная республика в составе украинского государства.

* * *

22 декабря 1994 года закончился очередной раунд переговоров между Россией и Украиной по вопросу раздела Черноморского флота. Стороны так и не смогли решить основные проблемные вопросы переподчинения воинских частей и баз. Кроме того, Россия сохраняла свои претензии в отношении Севастополя, которые активно поддерживались пророссийскими силами Крыма. Так, депутаты Верховного совета АРК из состава фракции движения «Россия-Единство», при поддержке командования ЧФ, пытались сформировать общественное мнение о необходимости закрепления «российского статуса Севастополя» как предпосылки к дальнейшему присоединению Крыма к России, а также объединения Российской Федерации, Украины и Беларуси.

В связи с этим поднимались и вопросы об открытии в Севастополе военно-морского лицея России, о переходе крымских школ на российские образовательные программы. Та делалась попытка закреплять пророссийские идеи в сознании крымской молодежи.

Вторило им и руководство севастопольской организации ВКП(б), которое также навязывало мысль о необходимости сохранения единого Черноморского флота в подчинении исключительно России.

Подключился к этой кампании и мер Москвы Ю. Лужков, прибывший в Севастополь на церемонию сдачи жилого дома для российских моряков.

* * *

Впрочем, действия пророссийских сил Крыма не сосредотачивались только вокруг Черноморского флота. Они имели гораздо более глубокий характер. Так, 23 декабря, в связи с 72-й годовщиной образования бывшего СССР, Верховный совет АРК принял резолюцию с призывом о денонсации Беловежского договора между Россией, Украиной и Беларусью. Парламент автономии даже обратился к высшим законодательным органам этих стран с требованием приступить к созданию нового экономического, политического и военного союза вплоть до создания «единого государства».

Идею Верховного совета Крыма тут же поддержал городской совет Севастополя. Как утверждали крымские коммунисты, аналогичная позиция была и у других местных советов полуострова, а также у некоторых советов районов и областей Украины, в частности — Луганской.

Разумеется, резонансные действия пророссийских сил Крыма сопровождались повышенной активностью Черноморского флота. Так, увеличилась интенсивность боевой подготовки 810-й отдельной бригады морской пехоты ЧФ. Активизировались и полеты флотской авиации с аэродрома Октябрьское.

* * *

Приближение нового года, а также новогодние и рождественские праздники временно снизили напряженность политических страстей в Крыму. Активная деятельность крымских сепаратистов возобновилась только в конце первой декады января 1995 года в виде очередного интервью Ю. Мешкова крымским СМИ, где он категорически исключил возможность реализации в Крыму принятого Верховным Советом Украины Закона «О государственной власти и местном самоуправлении».

При этом Ю. Мешков, как и ранее, делал ставку на пророссийские силы полуострова, концентрировавшиеся вокруг «президента» как основного носителя их идей. В частности, одна из таких заметных сил — «Всекрымское движение избирателей за Республику Крым». Оно создавалось при прямом участии Российской Федерации и традиционно выражало ее интересы. 11 января 1995 года исполком движения принял очередную резолюцию о поддержке усилий Ю. Мешкова, направленных на «дальнейшее укрепление государственности Крыма», а также на активизацию подготовки референдума о досрочном прекращении полномочий Верховного совета АРК.

Поддерживало Ю. Мешкова и командование Черноморского флота. 16 января 1995 года, во время очередного визита «президента» Крыма в Севастополь, его принял командующий ЧФ Э. Балтин, подтвердивший свое благосклонное к нему отношение. Там же, в Севастополе, «президент» Крыма встретился с офицерами штаба флота и подтвердил свой курс на присоединение Крыма к России. Аудитория выразила ему свою признательность.

Еще одной опорой «президента» были так называемые «казаки», объединенные в «Крымский казачий союз»
Еще одной опорой «президента» были так называемые «казаки», объединенные в «Крымский казачий союз»
http://russian.kiev.ua

Еще одной опорой «президента» были так называемые «казаки», объединенные в «Крымский казачий союз» — полувоенную организацию во главе с бывшим офицером ЧФ В. Кобзаревым. Разумеется, политическая платформа этой организации предполагала «верность единому российскому государству».

* * *

 

Традиционно активизация антиукраинских сил Крыма сопровождалась и повышением активности Черноморского флота, на этот раз совпавшая с подготовкой морской пехоты ЧФ к войне в Чечне. Так, на полигоне 810 обрмп продолжалась интенсивная подготовка усиленного тактического батальона морской пехоты к боевым действиям в горной и городской местности. В частности, 17–18 января 1995 года были проведены контрольные стрельбы отправляющихся в Чечню подразделений, а также проверка профессиональных качеств водителей танков, БТР и самоходных артиллерийских установок. При этом никто и не скрывал, что подобные навыки могут пригодиться как в Чечне, так и непосредственно в Крыму для поддержки местных пророссийских сил.

Однако обостряющаяся экономическая ситуация в Российской Федерации вынуждала сокращать Черноморский флот, который, как говорится, «резали по живому», невзирая на российские интересы в Крыму и проблемы на Северном Кавказе. 17 января 1995 года, в разгар вышеназванных мероприятий, штаб ВВС ЧФ получил директиву о своем расформировании до 1 октября 1995 года. Расформированию подлежали также 43-й отдельный морской штурмовой авиационный полк (аэродром Гвардейское, 30 штурмовиков Су-17), 78-й противолодочный вертолетный полк (аэродром Мирный, 52 вертолета Ка-25), 318-й отдельный противолодочный авиационный полк (17 самолетов Бе-12). Большая часть этой авиационной техники, без согласования с Украиной, перебрасывалась в Россию.

Сокращалась и береговая база Черноморского флота. При этом российская сторона делала все возможное, чтобы не передать освободившуюся инфраструктуру для формирования ВМС Украины. В частности, это касалось объектов бывшего соединения подводных сил в Балаклаве, которые должны были отойти Украине. Вопреки российско-украинским договоренностям по этому вопросу, командующий ЧФ Э. Балтин передавал освободившиеся помещения коммерческим структурам Севастополя.

Такая же участь ожидала и военно-морскую базу Донузлав, запланированную под сокращение в 1995 году.

* * *

Как правило, уменьшение в Крыму российского военного присутствия Россия пыталась компенсировать усилением своего влияния на местное население. В первую очередь имелась ввиду молодежь, которую целенаправленно зазывали на службу в российскую армию и фот. Кстати, проблема службы в ВС РФ становилась актуальной из-за тотальной мусульманизации российского государства после распада СССР.

Так, 27 января на ЧФ прибыл начальник Ленинградского Высшего военно-морского училища (ЛВВМУ) контр-адмирал Халлуилин (типичная «русская» фамилия). Главная цель его приезда — подбор кандидатов из числа молодежи Севастополя и Крыма для вступления в училище.

Раиса Телятникова, лидер «Российской общины Севастополя»
Раиса Телятникова, лидер «Российской общины Севастополя»
http://russian.kiev.ua/

Там же, в штабе ЧФ, проводились и вступительные экзамены в ЛВВМУ. Одновременно на базе 7-го учебного отряда Черноморского флота для старшеклассников-выпускников севастопольских школ организовывались так называемые «олимпиады», выявлявшие кандидатов для поступления в военно-морские училища России. Зачисленным в кандидаты предоставлялось российское гражданство. Помощь в оформлении необходимых документов оказывала «Российская община Севастополя» во главе с Р. Телятниковой, пользовавшейся поддержкой командования Черноморского флота.

* * *

Впрочем, все это было всего лишь одним из эпизодов в битве России за Крым и Севастополь. Главные усилия российская сторона сосредотачивала на предоставлении российского гражданства населению Крыма. Причем, этим «гражданством» она стремилась охватить как можно большее количество крымчан. В будущем это должно было послужить основанием для возможной «легитимной» агрессии против Украины под предлогом «защиты российских соотечественников» на украинской территории.

При этом такие действия активно поддерживались как Верховным советом АРК, так и пророссийскими организациями Крыма. Например, в конце января 1995 года по приглашению крымского парламента в Севастополь прибыла российская консульская группа для предоставления российского гражданства жителям города. Это вызвало массовый ажиотаж среди пророссийских сил Севастополя, вылившийся в обращение к министру иностранных дел России А. Козыреву с просьбой открыть в городе постоянное консульство РФ.

* * *

Впрочем, угроза безопасности Крыму исходила не только из Москвы. Все чаще сказывались на ситуации полуострова события в Чечне. Прежде всего это беженцы, хлынувшие в Крым с Северного Кавказа. При этом выходцы из Чечни, а также других регионов юга России начали массово скупать, а то и самовольно захватывать земельные участки.

Участились также случаи вербовки жителей Крыма в северокавказские бандформирования, а также попытки незаконного приобретения оружия в подразделениях Черноморского флота. Все это привело к резкому ухудшению криминогенной ситуации на территории Крымского полуострова.

Эти обстоятельства Ю. Мешков попытался использовать для переподчинения себе силовых структур АРК. Так, 4 февраля под руководством «президента» состоялось расширенное заседание правительства Автономной Республики, на котором Ю. Мешков вновь предложил создать национальную гвардию Крыма. Комплектование предполагалось осуществлять за счет крымских призывников, а их оснащение — путем передачи вооружения, полученного после сокращения в Крыму частей вооруженных сил России и Украины.

* * *

Занимаясь внутренними проблемами, пророссийские силы Крыма пытались выйти на «международный» уровень. 8 февраля 1995 года в Симферополе проходит так называемый «Славянский конгресс Крыма», в котором принимают участие свыше десяти политических партий и организаций России и Украины. Участники «конгресса» приняли постановление, в котором осуждалось руководство Украины за «создание препятствий интеграционным процессам в СНГ».

В развитие указанных действий 10 февраля 1995 года в Ялте была основана «постоянно действующая межпарламентская конференция» Крыма, России, Казахстана и Приднестровья. Цель этого формирования — «координация усилий парламентариев, направленных на возобновление единого политического и экономического пространства на территории бывшего СССР».

* * *

8–9 февраля 1995 года в парламенте Крыма сторонниками Ю. Мешкова была сделана еще одна неудачная попытка убрать с политической арены АРК основного противника «президента» — председателя Верховного совета автономии С. Цекова. Однако депутаты парламента АРК опять переизбрали С. Цекова спикером высшего законодательного органа полуострова.

С этими событиями совпала очередная публикация итогов социологического опроса, проведенного Крымским центром гуманитарных исследований, показавшим резкое снижение популярности Ю. Мешкова среди избирателей АРК. Так, количество разочаровавшихся его работой возросло до 43 %, в то время как поддерживали «президента» только 2 %.

Стремясь повысить рейтинг Ю. Мешкова, его сторонники из «Вскрымского движения избирателей за республику Крым» 19 февраля провели митинг в Севастополе с участием представителей Русской партии Крыма и Либерально-демократической партии России. Митингующие обвинили Президента РФ Б. Ельцина в «развале Советского Союза», а также потребовали отделить Крым от Украины, предоставить Севастополю российский статус и закрепить российское военное присутствие на всей территории бывшего СССР. Кроме того, представители ЛДПР обнародовали планы создания представительства своей партии в Крыму.

В свою очередь 23 февраля 1995 года фракция Верховного совета Крыма «Россия-Единство» вынесла на рассмотрение парламента законопроект о гражданстве АРК, которым предусматривалось двойное гражданство для жителей автономии.

* * *

Активное участие в этих всех процессах принимало и командование Черноморского флота, стремившееся не упустить возможности для продвижения российских интересов на полуострове. Так, на фоне очередной интенсификации антиукраинской деятельности пророссийских сил Крыма увеличилось и количество публичных выступлений представителей ЧФ, направленных на усиление флотских позиций на Крымском полуострове. В частности, в этих выступлениях оправдывалась коммерческая деятельность подразделений Черноморского флота (даже с нарушением законов Украины), обосновывалась необходимость сохранения присутствия ЧФ РФ в Крыму, обвинялась Украина в попытках построить свои Военно-Морские Силы «за счет российской стороны», а также компрометировалось командование ВМСУ в глазах населения Крыма и Севастополя.

А под прикрытием словесной шумихи российское военное командование вывозило содержимое складов авиационного имущества ЧФ в Симферополе, оборудование радиотехнических подразделений Донузлава и Евпатории на территорию Российской Федерации.

* * *

В первой декаде марта 1995 года парламент Крыма сделал еще одну, уже ставшую «традиционной» попытку сместить с поста С. Цекова. Попытка опять завершилась неудачей. 9 марта его полномочия подтвердили 57 депутатов из 97 голосовавших.

А уже 16 марта с очередной акцией выступили сторонники Ю. Мешкова из «Всекрымского движения избирателей за Республику Крым». Так, на съезде организации было решено обратиться к Государственной думе РФ с предложением не ратифицировать базовый Договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Украиной до референдума о статусе Крыма и Севастополя.

* * *

Фактически обстановка заходила в «глухой угол». При этом парламент АРК и не пытался исполнять требование Верховного Совета Украины о приведении конституции Крыма в соответствие с Основным законом Украины.

Возмездие

17 марта 1995 года политико-правовая ситуация в Крыму рассматривалась на пленарном заседании третьей сессии Верховного Совета Украины. После обсуждения этого вопроса принимается решение об отмене конституции АРК от 6 мая 1992 года, ликвидации «института президентства» в Крыму, а также о возбуждении уголовного дела против Ю. Мешкова по обвинению в превышении властных полномочий. До принятия новой конституции Автономная Республика Крым должна была руководствоваться исключительно Основным законом Украины. В то же время Верховный Совет Украины сохранил полномочия парламента и правительства АРК.

Кроме того ВС Украины принял Постановление «О проведении выборов депутатов и глав местных Советов АРК», а также Закон Украины «Об Автономной Республике Крым», который закреплял статус Крыма как автономной республики в составе Украины.

* * *

Решение Верховного Совета вызвало истерическую реакцию, как у руководства Крыма, так и в Москве. 17 марта в Симферополе проходит экстренное заседание президиума парламента АРК, посвященное выработке позиции крымской власти по указанному выше вопросу. В ходе заседания спикер ВС Крыма С. Цеков высказал протест Верховному Совету Украины в связи с принятыми им постановлениями. В то же время он признал, что ряд положений конституции АРК не соответствуют Основному закону Украины.

Подобная позиция С. Цекова объяснялась достаточно просто: с одной стороны, он должен был заботиться о своем имидже в глазах пророссийских сил Крыма, а с другой — демонстрировать лояльность к Украине, поддержавшая его в конфликте с Ю. Мешковым. Интересно, что аналогичную сдержанную позицию занимал и сам Ю. Мешков, заявивший, что не будет предпринимать никаких действий в ответ на решения Верховного Совета Украины.

Вместе с тем некоторые крымские парламентарии призывали к более радикальным действиям, в частности, к снятию моратория на проведение референдума о независимости Крыма. Кроме того, пророссийские силы в парламенте АРК призвали своих сторонников «выступить в защиту государственности Крымского полуострова» якобы в противовес действиям Украины. По итогам совещания на 18 марта было назначено чрезвычайное заседание ВС Крыма.

Заместитель главы комитета Госдумы по делам соотечественников К. Затулин не исключал возможности развития ситуации в Крыму по «чеченскому сценарию»
Заместитель главы комитета Госдумы по делам соотечественников К. Затулин не исключал возможности развития ситуации в Крыму по «чеченскому сценарию»
http://obozrevatel.com/

Не оставалась в стороне и Россия. Выступая с экстренным сообщением, спикер российского парламента И. Рыбкин огласил планы Государственной думы РФ в ближайшее время провести специальное заседание по вопросу Крыма. В свою очередь, известный «друг Украины» — заместитель главы комитета Госдумы по делам соотечественников К. Затулин не исключал возможности развития ситуации в Крыму по «чеченскому сценарию», что, по его словам, могло привести к резкому ухудшению отношений между Россией и Украиной.

А вот Администрация США подтвердила территориальную целостность Украины, а также в своем заявлении признала Крым неотъемлемой частью Украины.

* * *

Несмотря на призывы крымских парламентариев к населению Крыма выступить на защиту «независимости АРК», в целом ситуация на полуострове 17–18 марта 1995 года оставалась спокойной. В центре Симферополя, возле парламента Крыма, собралось нескольких десятков активистов различных пророссийских организаций. В основном это были пенсионеры и ветераны Черноморского флота, не настроенные совершить какие-либо активные действия.

Не оказала сопротивления и охрана «президента» АРК, сдавшая оружие по распоряжению Главного управления Службы безопасности Украины в Крыму. У «президентской» охраны также были изъяты транспортные средства.

Подразделения Службы безопасности и Национальной гвардии Украины усилили охрану телецентра, радиоцентра и других важных объектов.

В таких условиях 18 марта проходит внеочередное заседание Верховного совета Крыма. С сообщением выступил спикер крымского парламента С. Цеков, назвавший решение ВС Украины неожиданным и беспрецедентным. Вместе с тем он призвал депутатов к «взвешенным действиям», которые бы позволили сохранить «государственность Крыма».

Взял слово и бывший «президент» АРК Ю. Мешков, затронув вопрос о причинах парламентско-президентского кризиса на полуострове. Он признал, что это происходило из-за имущественных противоречий между двумя ветвями власти полуострова. Он также назвал «истерией» решения ВС Украины по Крыму, которые, на его взгляд, фактически граничили с «силовыми действиями». Все это, по оценке Ю. Мешкова, было «самым тяжелым испытанием для государственности АРК».

Представители парламентской фракции «Россия», в свою очередь, призвали собравшихся обратиться к международным организациям с призывом защитить полномочия крымского парламента. При этом никто и не скрывал, к кому именно намеревалась обратиться указанная фракция.

По итогам заседания был принят ряд заявлений, в которых, в частности, прозвучала готовность снять мораторий на проведение общекрымского референдума по вопросу статуса Крымского полуострова. Парламент Крыма также обратился к России с просьбой не подписывать базовый Договор между Российской Федерацией и Украиной без учета интересов АРК. А Верховному Совету Украины было предложено подписать широкомасштабный договор с Крымом.

* * *

Вопреки усилиям пророссийских сил Крыма, 19–20 марта 1995 года обстановка на полуострове, в целом, оставалась спокойной. Если не брать во внимание отдельные небольшие митинги (численностью не более 10–20 человек) в Симферополе, Севастополе и некоторых других населенных пунктах АРК, то можно сказать, что жители полуострова практически не реагировали на происходящее.

Более того, в поддержку решений Верховного Совета Украины по крымскому вопросу выступили украинские организации Крыма, а также руководство крымско-татарской организации «Курултай», в том числе ее фракция в парламенте АРК.

Тем не менее, руководство Крыма не отказывалось от активных попыток отстоять свои интересы в АРК. При этом, несмотря на временное объединение в противостоянии с Украиной, у Ю. Мешкова и С. Цекова сохранялись существенные разногласия в методах достижения своих целей.

Так, 20 марта, в своем интервью крымским СМИ, Ю. Мешков в очередной раз обратился к жителям Крыма, призывая к референдуму о независимости АРК, как «единственной и основной возможности разрешения конфликта между Автономной Республикой и Украиной».

В свою очередь, председатель Верховного совета Крыма С. Цеков, занимавший более взвешенную позицию, заявил о своих намерениях предложить парламенту Украины приостановить действия принятых в отношении Крыма решений и продолжить двусторонние переговоры по всему комплексу «украинско-крымских проблем». Он также признал ошибочность предыдущих решений парламента АРК в отношении Украины. В частности, по его словам, это касалось принятия Верховным советом Крыма закона АРК о распределении полномочий между органами исполнительной власти автономии и Украины вместо подписания соответствующего соглашения с Украиной.

* * *

Такое развитие событий в Крыму никак не устраивало Москву, стремившуюся максимально обострить ситуацию на полуострове. В качестве рычага давления на Украину представители руководства РФ и далее использовали вопросы подготовки и подписания базового политического Договора между двумя государствами. В частности, эта тема была в очередной раз затронута заместителем министра иностранных дел России С. Крыловым. Вторил ему и К. Затулин, призывавший руководство РФ отменить запланированный на конец марта визит в Киев первого вице-премьер-министра правительства России О. Сосковца для обсуждения условий подписания вышеуказанного Договора.

20 марта 1995 года крымский вопрос рассматривался на заседании Государственной думы России. По его результатам было принято решение подготовить специальное постановление российского парламента о политической ситуации в Крыму.

В этот же день в здании Верховного совета АРК приступила к работе консульская группа РФ в Украине. По словам ее руководителя М. Глушкова, основной своей задачей группа считала ускорение и расширение масштабов процесса предоставления российского гражданства жителям Крыма. Представители группы направлялись также в Севастополь, другие крымские города. По заявлениям некоторых российских политиков, итоги работы группы могли рассматриваться парламентом АРК как итоги референдума о статусе Крыма. Фактически же, кроме выполнения официально объявленных функций, группа координировала действия пророссийских сил Крыма, поддерживая их связь с Москвой. Чувствуя такую поддержку, последние распоясались в своих выступлениях против Украины. Так, в средствах массовой информации, контролируемых указанными выше силами, резко активизировалась информационная кампания, дискредитирующая решения Верховного Совета Украины по крымскому вопросу. Появились и «доказательства» их «незаконности» и убеждения «необязательности» для их исполнения в Крыму. Одновременно распространялись призывы к массовым акциям протеста в Крыму и Севастополе.

При этом, как и раньше, «первую скрипку» тут играл Ю. Мешков, категорически отказывавшийся выполнять решения ВС Украины о ликвидации «института президентства» в Крыму, ссылаясь на то, что его «избрало большинство населения полуострова». Более того, бывший «президент» Крыма позволял себе высказывать прямые угрозы Украине, утверждая о «непредвиденности развития» как крымско-, так и российско-украинских отношений. В этом контексте особенно негативную реакцию Ю. Мешкова вызывало решение Генеральной прокуратуры Украины возбудить против него уголовное дело.