31 декабря 2013

Военно-морские силы Иракской республики. На пути к самостоятельности

Андрей Поспелов, кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории ОНУ имени И. И. Мечникова

Во вторник 12 марта 2013 г. произошло, на первый взгляд, весьма тривиальное событие. В ходе официального визита в Багдад командующего военно-морскими силами Корпуса Стражей Исламской Революции Исламской Республики Иран (ВМС КСИР ИРИ) контр-адмирала Али Фадави было подписано соглашение о военном сотрудничестве между военно-морскими силами Ирака и ИРИ. Со стороны принимающей стороны — Иракской Республики — соглашение подписал командующий ВМС Ирака, вице-адмирал Али Хусейн Али. В подписанном документе, имеющем, в общем-то, характер декларации о намерениях, речь велась о расширении сотрудничества между флотами двух стран, об организации взаимных визитов кораблей и проведении совместных учений, а также о предстоящей разработке совместных методов и тактических приемов. Стороны выразили намерение делиться инженерно-техническим опытом в вопросах ремонта, сохранения и обслуживания морской инфраструктуры. По результатам визита один из наиболее влиятельных в ИРИ военачальников Али Фадави отметил, что подписанное соглашение положит начало более тесному сотрудничеству между двумя странами в регионе Персидского залива.

Официальная эмблема ВМС Ирака http://www.globalsecurity.org/

Учитывая историю крайне напряжённых отношений в течение последних, как минимум, сорока лет между Ираком и Ираном, предположить о возможности такого их сближения было практически не возможно. Его нереальность, даже теоретически, была более чем очевидна, так как с 2003 года Ирак практически полностью зависим от США. Да и серьёзные, фактически конфликтные противоречия между ИРИ и её ближайшими соседями, в том числе и Иракской Республикой (а в первую очередь со странами Запада и США) отнюдь не способствовали этому сближению.

Тем не менее, соглашение было не только подписано, но и получило конкретное наполнение осенью 2013 года. Уже 29 сентября — 1 октября 2013 г. Али Хусейн Али, оба командующих ВМС подписали специальный меморандум о взаимопонимании в вопросах военно-морского сотрудничества Ирака и Ирана. Документ предусматривает обмен опытом, обучение, производство военной техники и военно-морское сотрудничество в Персидском заливе. Командующие обменялись мнениями по представляющим взаимный интерес вопросам, подчеркнули важность укрепления и развития отношений в военно-морской сфере и в области безопасности, а также пообещали поддерживать военное сотрудничество. Али Фадави высказался за расширение сотрудничества между обоими флотами во имя укрепления безопасности и стабильности в регионе. В свою очередь иракский командующий заявил, что ирано-иракское сотрудничество выгодно жителям этого региона, подчеркнув, что Багдад готов к активному сотрудничеству с Ираном, особенно в морской сфере.

 Командующий ВМС КСИР ИРИ контр-адмирал Али Фадави и командующий ВМС Ирака, вице-адмирал Али Хусейн Али. Тегеран
 http://www.islamicinvitationturkey.com/

И хотя к концу 2013 года между ВМС двух стран было проведено всего лишь одно командно-штабное учение (на картах, в начале декабря 2013 г.), эти все события весьма наглядно продемонстрировали, что возрождённые после войны 2003 года военно-морские силы Иракской Республики фактически обрели если не полную, то заметную самостоятельность. Иное дело, что нельзя еще говорить о том, что ВМС Ирака окончательно избавились от опеки США. Впрочем, вереница разного рода предпринятых иракскими властями шагов (и не только) в 2013 году, позволяет нам со всей серьёзностью утверждать, что вооружённые силы Иракской Республики постепенно освобождаются от внешнего контроля и начинают двигаться своим путём развития. И возглавили это движение военно-морские силы. Это может показаться весьма необычным. Но только на первый взгляд, потому что их главенствование предопределено предшествующим ходом событий.

Общие проблемы строительства ВМС Ирака и их организация

К марту 2003 года ВМС Ирака насчитывали не более 3 000 человек личного состава и являлись самым малочисленным видом вооружённых сил. Поражение в Первой войне в Персидском заливе (17.01 — 28.02.1991г.) и последовавшие за ней международные санкции не позволяли правительству Саддама Хусейна развивать военно-морскую составляющую национальных вооружённых сил. Как следствие, к моменту начала операции «Шок и трепет» в ВМС Ирака имелось 4 корабельные бригады охраны водного района, куда входило до 25 устаревших кораблей и катеров. Из них лишь 1 ракетный и 5 патрульных теоретически были способны хоть как-то противодействовать англо-американским силам. Фактически же иракские ВМС не были боеспособными, и, что удивительно, в планах иракского командования им практически не уделялось внимания. Это и проявилось во Второй войне в Персидском заливе (20.03 — 1.05. 2003 г.), где ВМС Ирака никак не смогли себя проявить и были уничтожены.

То есть, можно сказать, что к концу операции по освобождению Ирака («Свобода Ирака» или «Шок и трепет») ВМС Ирака функционально прекратили свое существование. Другое дело, что его портовая инфраструктура была сохранена и буквально сразу же после иностранного вторжения активно использовалась союзниками. Так, главная военно-морская база и одновременно крупный порт Ирака Умм Каср уже с 23 марта 2003 года вовсю использовались американскими и британскими силами в качестве основного тылового центра. Единственный же открыто расположенный иракский порт Фао (аль-Фао) на одноимённом полуострове, образованным посредством впадения в Персидский залив рек Евфрат и Шатт-эль-Араб, не смотря на уцелевшую инфраструктуру, союзниками первоначально не использовался. Куда важнее для них было обеспечить безопасность нефтеналивной портовой инфраструктуры Фао и двух иракских морских нефтяных терминалов «Хор Аль-Амийя» (Khawar Al Amaya Oil Terminal (KAAOT) и «Аль-Басра» (al Basrah Oil Termina, ABOT — старое наименование Mina Al-Bakr), непосредственно связанных с вышеуказанным портом.

 

Британский танко-десантный корабль RFA L 3005 Sir Galahad под разгрузкой в Умм Касре
http://rnzngunners.wordpress.com/

Важность этой задачи подчёркивалась двумя взаимосвязанными, но противоположными по характеру факторами. Во-первых, технические характеристики терминалов не отвечали современным требованиям, так как они могли обслуживать одновременно лишь 5 танкеров. При этом имеющееся на них оборудование было в значительной степени либо повреждённым, либо даже «ржавым», но в силу технических особенностей проекта данных платформ их модернизация была бессмысленной. Да этого и не требовалось, ибо при нормальной их работе ежегодная стоимость отгружаемой через них сырой нефти составляла порядка 12 млрд. долларов, или 80% всей экспортируемой из Ирака нефти. Во-вторых, в силу специфики шельфа, на котором были расположены платформы, строительство рядом с ними аналогичных сооружений было также не реально (по крайней мере, в период 2003-2005 гг.), равно как и полный их снос и строительство на их месте принципиально новых сооружений. Поэтому хотели того союзники по американо-британской коалиции или не хотели, но они вынужденно использовали данные терминалы в таком именно виде. Равно как и заботились об их сохранности.

 

Расположение нефтяных терминалов Ирака и морских границ страны
http://www.military.com/

Однако в условиях оснащения ВМС ИРИ новейшими высокоскоростными и малозаметными катерами, как собственной, так и северокорейской постройки, а также учитывая нестабильность внутриполитической ситуации в оккупированном Ираке, задача обеспечения безопасности стратегически важной и одновременно критической вышеуказанной иракской морской инфраструктуры по разным причинам не была решена. Яркое свидетельство этому — теракт в апреле 2004 г. на платформе Хор Амайя, осуществленный боевиками проиранской шиитской организации, когда погибло 2 американских спецназовца и один иракский доброволец. При этом террористам удалось безнаказанно вывести из строя часть оборудования. В этих условиях осенью 2003 г. американо-английское командование в Ираке пришло к выводу, что необходимо возродить ВМС поверженного государства. Причин для этого было несколько. Так, американские и английские силы в Ираке имели возможность патрулировать лишь северную часть Персидского залива соединениями своих боевых кораблей, развёрнутых в данной акватории. Одновременно границу с ИРИ вдоль реки Шатт-эль-Араб патрулировали армейские части США и Великобритании на приданных плавсредствах (быстроходных моторных лодках) — соединения 1-й речной эскадры.

Вследствие этого возникло две серьёзные проблемы. Во-первых, довольно значительная акватория, весьма сложная в навигационном отношении, простирающаяся от побережья собственно Ирака до районов патрулирования кораблей ВМС США и Великобритании, оказалась абсолютно открытой. Действовать здесь могли лишь тральщики ВМС Великобритании и катера ВМС Кувейта. Но их было мало и к тому же по чисто политическим причинам они не могли находиться постоянно в территориальных водах Ирака. Апрельский, 2004 г. теракт продемонстрировал уязвимость именно этой зоны. Во-вторых, противостоять целой речной флотилии ИРИ на армейских моторных лодках США и Великобритании не было никакой возможности. Если к этому добавить фактический провал программы создания в США литоральных кораблей, то можно понять мотивы, побудившие союзников возродить ВМС Ирака. Немаловажным фактором являлось и стремление поддержать судостроительные фирмы США и Италии, как по внутриэкономическим соображениям, так и с учётом политической ситуации в Ираке и вокруг него.

Естественно, о создании мощных, времен правления Саддама Хусейна ВМС Ирака, оснащённых кораблями и катерами с ракетным вооружением и амфибийными силами, а также мощной морской авиацией, речи не велось. В основном новые ВМС Ирака предполагалось использовать для патрулирования на реке Шатт-эль-Араб и в северной части Персидского залива на удалении первоначально 12-ти, а в последующем и до 150-200 миль от побережья. То есть, до зоны развёртывания корабельных сил ВМС США и их союзников. Единственным противником ВМС Ирака должны были быть исключительно лёгкие силы ВМС ИРИ, и то — в мирное время. Главными же задачами возрожденных ВМС Ирака являлись: предотвращение проникновения на территорию Ирака с моря контрабанды оружия и наркотиков, боевиков различных террористических организаций, базирующихся на территории ИРИ или поддерживаемых Тегераном; защита нефтеэкспортной морской инфраструктуры, прежде всего, открыто расположенных терминалов.

Менее актуальными, но политически важными являлись задачи обеспечения нормального режима судоходства в территориальных водах Иракской Республики. При этом строительство новых ВМС Ирака должно было осуществляться в тесном взаимодействии с соответствующими структурами США и Великобритании и под их контролем, а также под наблюдением советников из Морской и речной консультативной группы поддержки (Maritime and Riverine Advisory Support Team (M&R AST) и Учебной миссии НАТО в Ираке (NATO Training Mission-1).

Первым шагом в этом направлении стало создание в январе 2004г. Иракских Прибрежных сил обороны (Iraqi Coastal Defense Forcе — ICDF). Их боевой состав должен был включать в себя эскадру из 5 патрульных катеров тайваньской постройки (о них ниже) и батальон пехоты для охраны побережья и нефтяных платформ. Общая численность ICDF первоначально составила 214 добровольцев. С января 2004 г. они приступили к трёхмесячному курсу обучения в учебном лагере. С 21 апреля 2004 г. иракские добровольцы стали получать и техническую подготовку в уже значительно модернизированном американцами Умм Касре. С 19 августа из них было сформировано 5 основных и 3 запасных экипажа патрульных катеров, совершивших по два учебных выхода в море. Наконец, 1 октября 2004 г. Иракские прибрежные силы обороны приступили к регулярному патрулированию вверенных им зон как на оставшихся от старого ВМС Ирака катерах и лодках, так и на переданных в их состав американцами более современных плавсредствах. Одновременно была создана и Иракская речная патрульная служба (Iraqi River Patrol Servicе — IRPS), материальной основой которой стали как имеющиеся маломерные катера, стоявшие в Басре (некоторые из них были построены ещё в 1930-е годы), так и переданные американцами и британцами современные высокоскоростные плавсредства.

Однако это была лишь полумера, а потому 12 января 2005 г. военно-морские силы Иракской Республики (The Iraqi Navy — IQN) были созданы (точнее: воссозданы) официально. Их официальная численность — 1 500 моряков и 800 морских пехотинцев, а комплектование должно было осуществляться исключительно на добровольной основе. Дабы командование ВМС страны и его английские и американские кураторы могли выбирать для службы в этом виде вооружённых сил достойных представителей иракского общества, ежемесячная средняя заработная плата для них была установлена в 1 000 долларов США. Для военнослужащих ВМС Ирака была также разработана система льгот, наиболее значительные из которых были связаны с возможностью получения в период прохождения воинской службы высшего технического образования по степени бакалавр, магистр, аспирант.

Впрочем, нормальному развитию новых ВМС Ирака препятствовал ряд политико-юридических моментов. Ведь с августа 1990 г. фактически не был урегулирован ирако-кувейтский территориальный спор, особенно затрагивающий пролив Абдуллах и фарватеры, обеспечивающие нормальный проход кораблей и судов к портам Умм Каср и Хор-эль-Зубайр. Более того, в марте 1991 г. Умм Каср официально был передан Кувейту как один из элементов компенсации его материальных потерь, понесённых в ходе иракской оккупации страны (2.08.1990 — 28.02.1991). Но в свои права владения Умм Касром до марта 2003 г. Кувейт так и не вступил. При этом сразу же после захвата американскими войсками этого иракского порта он ими был превращён в огромный лагерь для иракских военнопленных и террористов — Camp Bucca. Как следствие, урегулирование целого комплекса юридических проблем вокруг Умм Касра затянулось почти на 3 года.

11 ноября 2008 года командующий ВМС Ирака контр-адмирал Мухаммад Джавад в главной ВМБ Кувейта Рас-эль-Калайх подписал исторический документ Khawr Abd Allah Protocols или «KAA Protocols», юридически урегулировавший вопрос о проливе Абдуллах (предварительная договорённость об их подписании была достигнута 8 мая 2008 г. на борту британского фрегата УРО F87 «Чатам» (HMS Chatam)). В основе Протоколов была концепция, разработанная офицерами Королевских ВМС Великобритании, в частности, юристом Королевской морской пехоты майором Дэвидом Хаммондом (David Hammond). Ею предусматривалось создание Разнородного (многонационального) тактического соединения 158 (Combined Task Force 158), предназначенного для оперирования в северной части Персидского залива, особенно — в территориальных водах Иракской Республики. Главная задача Соединения 158 — защита нефтяных терминалов и территориальных вод Ирака, в том числе и в районе города-порта Басра. Кроме того, Протоколы юридически обозначали методы решения спорных вопросов, которые могли возникнуть между военными и военно-морскими ведомствами Ирака и Кувейта в проливе Абдуллах и в смежных территориальных водах двух стран.

Реально Разнородным тактическим соединением 158 и должны были стать (и фактически стали) новые военно-морские силы Иракской Республики. Не смотря на теоретически самостоятельный их статус, они, равно как ВМС Кувейта, оперативно были подчинены Объединённому Центральному командованию США со штабом в столице Бахрейна Манаме. При этом предусматривалось совместное использование ВМС Ирака и Кувейта по планам американского и британского военно-морского командования в случае обострения международной обстановки в северной части Персидского залива. В качестве потенциального противника рассматривались исключительно быстро увеличивающиеся ВМС Исламской Республики Иран, в частности, их «москитный» или «террористический» флот.

Однако, в отличие от ВМС Кувейта, создавать в составе новых ВМС Ирака ударную компоненту американские адмиралы не разрешили. Ввиду этого основными функциями новых ВМС Ирака должны были стать: патрулирование территориальных вод страны и в будущем — экономической 200-мильной зоны; обеспечение благоприятного оперативного режима для торгового, прежде всего танкерного судоходства в указанных акваториях; защита нефтедобывающей и нефтеэкспортной инфраструктуры Ирака у морского побережья страны, в первую очередь в районе полуострова Фао; патрулирование границы с Ираном на реке Шатт-эль-Араб от её устья до Басры (более 90 км) с целью проникновения в страну контрабандных грузов; защита иракских (британских и американских) интересов в речной акватории и дельте указанной реки.

Так как новым ВМС Ирака патрулировать в основном предстояло в территориальных водах и в 200-мильной экономической зоне страны, почти весь их боевой состав должен был быть сосредоточен в ВМБ Умм Каср. Обуславливалось это тем, что, в отличие от Басры, Фао и порта Хор-эль-Зубайр, Умм Каср в ходе войны 2003 г. пострадал значительно меньше. С сентября 2003 по 2010 г.г. США вложили в восстановление и реконструкцию Умм Касра порядка 100 млн. долларов США, создав на его территории и центр подготовки специалистов для ВМС Ирака (только 30 млн. долларов в Хор-эль-Зубайр). При этом в условиях начала нормального функционирования и иных портов Иракской Республики потребность в Умм Касре, как единственного или главного центра материально-технического обеспечения союзных оккупационных сил, постепенно отходила на второй план. Особенно с учётом вывода из Ирака в 2009 г. британских, а в 2011 г. американских войск. Как следствие, 2 декабря 2011 г. ВМБ Умм Каср окончательно была передана Соединёнными Штатами Ираку, хотя ещё с 30 апреля 2010 г. ВМС Ирака полностью переняли на себя функции её защиты.

 

Портовая инфраструктура Иракской Республики
http://rnzngunners.wordpress.com/

Тем не менее, в силу исключительной стратегической важности Умм Касра, продолжилась её модернизация силами американских частей. Ещё 25 июня 2010 г. между командованием ВМС Ирака и Инженерным корпусом армии США (US Army Corps of Engineers) был заключён контракт общей стоимостью до 25 млн. долларов США (в рамках программы иностранного военного финансирования (Funded by US Foreign Military Financing) о дополнительной модернизации ВМС Умм Каср, уже с учётом базирования там основных сил иракского военного флота. К 25 октября 2013 г. основной объём работ был выполнен. В итоге ВМБ Умм Каср была значительно расширена специально для базирования активно развивающегося флота патрульных иракских катеров. Был введён в строй новый плавучий 165-метровый причал, присоединённый к имеющемуся бетонному пирсу. Работы по углублению дна, объёмом в 900 тыс. кубических метров, привели к тому, что новый причал сможет обслуживать суда с осадкой 6 метров. Благодаря построенным новым портовым сооружениям современного типа, к ноябрю 2013 г. в Умм Касре удалось полностью сосредоточить все оперативные подразделения ВМС Ирака: 3 дивизиона патрульных кораблей и катеров (по 5 единиц в каждом), дивизион вспомогательных судов (4 единицы) и дивизион быстроходных катеров специального назначения (более 10 единиц). Впрочем, созданная инфраструктура позволяет принимать флот, минимум в два раза больший по численности.

Вид на модернизированную ВМБ Умм Каср: виднеется новая дамба и новый плавучий причал
http://www.janes.com/

 

В Басре же в январе 2005 г. был воссоздан штаб военно-морских сил Ирака со структурами управления и вспомогательными подразделениями. Там же возобновила свою работу Арабская академия по морским исследованиям (Морская академия Арабского залива) — единственное высшее учебное заведение Ирака для подготовки морских специалистов всех специальностей (в основном гражданских).

К началу 2013 г. общая численность личного состава ВМС Ирака достигла 5 000 человек военно-морского персонала и военнослужащих морской пехоты. Сама же возрождённая морская пехота Ирака, состоящая из 3-х батальонов (2-х в Умм Касре и 1-го в Басре), не предназначалась для участия в морских десантных операциях амфибийных сил в ВМС Ирака. Её главными функциями являлись оборона военно-морских баз, портов и нефтяной инфраструктуры (по 50 человек на каждой нефтяной платформе) на побережье страны, а также действие в качестве абордажных партий на патрульных кораблях и катерах ВМС Ирака. С учётом размещения групп морских пехотинцев, отныне строились все плавединицы иракских ВМС.