2015 год предъявил новые вызовы для безопасности объединенной Европы. Не успели европейцы прийти в себя от последствий российской агрессии против Украины в 2014-2015 годах (аннексия Крыма и оккупация части Донбасса), как оказались перед новой угрозой — «нашествия мигрантов».
Европейские границы не устояли перед сотнями тысяч мигрантов с Ближнего Востока и Северной Африки, которые были вынуждены покинуть свои дома и налаженную жизнь, разрушенные во время гражданских войн, в результате внутренней нестабильности, издевательств, а в некоторых случаях и откровенного геноцида (уничтожение езидов в Сирии и Ираке террористами т. н. «Исламского государства»). По данным Еврокомиссии, в конфликтных регионах вокруг европейских границ на сегодня сосредоточено до 40 % беженцев в мире и внутренне перемещенных лиц. Открытие в середине июня 2015 года правительством Македонии границ страны для транзита мигрантов и изменения в политике сирийского правительства Б. Асада (призыв резервистов на военную службу и одновременное упрощение процедуры получения паспортов для сирийцев) привело к целой «волне» миграции из стран Ближнего Востока. А непосредственное вмешательство в конце сентября с. г. России в сирийский конфликт привело к эскалации боевых действий в этом регионе и еще большему росту потоков беженцев в Европу.
Реагируя на развитие этих событий, европейские лидеры приложили титанические усилия для удержания ситуации под контролем — многочисленные конференции, внеочередные заседания и саммиты, просмотр бюджетов и дополнительное финансирование, решительные заявления и предостережения... Однако это не помогло и привело к тому, что по европейским странам «расселилось» более миллиона нелегальных мигрантов, страны-члены ЕС начали закрывать свои границы, а сам Европейский союз оказался под угрозой распада.
9 ноября с. г. министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн заявил, что такое развитие событий положит конец Шенгенской зоне свободного передвижения. Предупреждая о риске распада Европейского союза под давлением миграционного кризиса, Ж. Ассельборн отметил: «Если вместо солидарности будет господствовать разобщенность, а основным правилом станет ограничение миграции людей — ЕС может развалиться, и это произойдет очень быстро». По его мнению, на решение этой проблемы у ЕС, возможно, остается всего несколько месяцев.
В свою очередь, президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер 25 ноября с. г. подчеркнул, что Шенгенская система «частично находится в коматозном состоянии», а без Шенгена, по его словам, невозможно функционирование общей европейской валюты «евро».
Эксперты «Борисфен Интел» предлагают собственный анализ причин и предпосылок такого рода драматических предостережений и пессимистических прогнозов будущего Евросоюза, оценив при этом реальность, масштаб угроз от «нашествия мигрантов» и его возможные последствия как для Европы, так и для Украины.
Миграционная угроза и реакция Европы
По подсчетам Агентства по охране внешних границ стран-членов Европейского союза FRONTEX (European Agency for the Management of Operational Cooperation at the External Borders of the Member States of the European Union), с начала 2015 года в страны ЕС уже прибыло более 1,2 млн мигрантов. В то же время, по данным Международной организации по миграции (International Organization for Migration), в Европу в 2015 году прибыло более 907 тыс. мигрантов, из них морским путем — до 880 тыс. При этом в последние месяцы в Грецию из Турции в некоторые дни прибывало до 10 тыс. нелегалов.
Следует подчеркнуть, что потоки мигрантов, прибывающих в страны южного побережья Европы (Италия, Франция и Испания) через Южное Средиземноморье (до 144 тыс. человек с начала 2015 года) в разы меньше их количества, что переправляются из Сирии через Турцию и Эгейское море в Грецию (более 750 тыс. человек).
Неожиданный всплеск масштабов нелегальной миграции в Европу в 2015 году фактически продемонстрировал слабость и неготовность как европейских институций, ответственных за охрану внешних границ и предоставление убежища: агентства FRONTEX и Бюро по вопросам предоставления убежища EASO (European Asylum Support Office), так и откровенные просчеты европейской политики контроля на границах, таких как:
- демократические и гуманные правила обращения с нелегальными мигрантами;
- преобладающий «гуманитарный» подход — как к беженцам и искателям убежища, а не «полицейский» — как к нелегальным мигрантам;
- относительная прозрачность внутренних границ европейских стран;
- низкая эффективность и фактический провал морских операций ЕС, направленных на защиту южных границ Европы: военной операции ЕС по противодействию нелегальной миграции в Средиземном море EU Navfor Med/SOPHIA, а также операций по пограничному контролю под эгидой агентства FRONTEX — Triton (южное Средиземноморье у итальянского побережья) и Poseidon (в Эгейском море у берегов Греции).
Почти полгода понадобилось европейским лидерам на принятие решений о более жестких правилах обращения с контрабандистами и перевозчиками нелегальных мигрантов. Еще в июне с. г. началась первая фаза военной операции ЕС в Средиземном море EU Navfor Med, во время которой шел сбор и анализ информации о перевозчиках нелегальных мигрантов. Переход к следующей (силовой) фазе операции Совет ЕС согласовал 14 сентября с. г. И только 7 октября с. г. в рамках этой операции, получившей новое название SOPHIA, персонал военно-морских сил стран ЕС получил полномочия проводить досмотр суден, подозреваемых в использовании для незаконного перемещения мигрантов, задерживать их в открытом море и проводить осмотр.
Показательно, что такая инициатива ЕС встретила жесткое противодействие со стороны российских дипломатов в ООН, которые смогли существенно ее ограничить. После длительного согласования Совет Безопасности ООН своей резолюцией № 2240 санкционировал такую операцию только через два дня (9 октября) после ее фактического начала, ограничил срок ее проведения во времени (на один год) и масштабы (только в открытом море у побережья Ливии). Такое затягивание с принятием мер по противодействию нелегальной перевозке мигрантов и их неэффективность привели к ожидаемому результату — в октябре с. г. в Грецию через Эгейское море прибыло рекордное количество в 210 тыс. мигрантов.
Такое развитие событий заставило Европу принять срочные дополнительные меры для преодоления кризиса.
18 ноября с. г. Еврокомиссия обнародовала в Брюсселе пересмотренную Европейскую политику соседства (Review of the European Neighbourhood Policy), которая устанавливает новые рамки отношений ЕС с 16 странами-соседями — на востоке и юге Евросоюза (включая Украину). Впервые в таком формате взаимодействия ЕС со своими соседями появились инструменты безопасности, среди которых — борьба с миграцией (как регулярной, так и нерегулярной) и ее причинами.
Считается, что перспективным в этом плане для Украины может стать возможность ее приглашения (как страны-партнера ЕС на индивидуальной основе) к участию в силовых операциях ЕС, боевых группах ЕС (EU Battlegroups), а также к участию в соответствующих агентствах — таких как Европейское оборонное агентство (European Defence Agency) и Европейский колледж по вопросам безопасности и обороны (European Security and Defence College).
20 ноября с. г. на совещании в Брюсселе министры юстиции и внутренних дел стран ЕС договорились об усилении контроля на внешних границах Евросоюза. В утвержденных Советом ЕС выводах были введены усиленные проверки и паспортный контроль на внешних границах для граждан стран-членов Европейского союза. Принятая на фоне последних террористических атак в Париже, такая мера, в первую очередь, призвана противодействовать росту уровня террористической угрозы от граждан ЕС, которые возвращаются в Европу после пребывания в рядах «ИГ». Правда, Нидерланды выступили с предложением создать «мини Шенгенскую зону», чтобы такой паспортный контроль не действовал в странах Бенилюкса, Австрии и ФРГ. В контексте миграционного кризиса страны договорились усовершенствовать процесс сбора отпечатков пальцев у незаконных мигрантов, усилить границы командами быстрого реагирования и пограничными полицейскими, предоставить дополнительные полномочия пограничному агентству FRONTEX.
25 ноября премьер-министр Франции Мануэль Вальс заявил, что европейские страны уже достигли своего предела в миграционном кризисе и не могут принимать новых беженцев. По его словам, эффективный контроль на внешних границах ЕС является решающим для будущего Евросоюза, очень справедливо отметив необходимость поиска эффективных решений, в первую очередь, с соседями Сирии — Турцией, Ливаном и Иорданией.
Следует также заметить, что в рамках борьбы с миграцией и терроризмом в декабре с. г. Европейская комиссия планирует создать Пограничную и береговую охрану ЕС (European Border and Coast Guard), а в января 2016 года агентство Europol откроет Европейский контртеррористическое центр (European Counter Terrorist Centre, ECTC). Комиссар ЕС по вопросам миграции, внутренних дел и гражданства Димитрис Аврамопулос пошел еще дальше, заявив о необходимости создания Европейского разведывательного агентства с целью эффективного обеспечения европейской повестки дня по вопросам безопасности.
Что ожидает Европу?
Сохранение миграционного давления. В 2016 году, несмотря на некоторые прогнозы и ожидания уменьшения миграционных потоков в Европу, ожидается сохранение масштабов «нашествия мигрантов» (по данным Еврокомиссии — до 3 млн беженцев в 2015-2016 годах). Это обусловлено, в первую очередь, эскалацией боевых действий в Сирии и Северном Ираке, сохранением нестабильной ситуации в других странах Ближнего Востока, Центральной Азии, Северной и Центральной Африки.
По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (United Nations High Commissioner for Refugees, UNHCR), 62 % мигрантов в Европу являются мужчинами (по данным агентства FRONTEX — почти 70 %). Это вызывает у экспертов небезосновательные опасения, что после получения официального статуса в европейских странах, к таким беженцами присоединятся их семьи, которые пока остаются дома (тем самым увеличив масштабы миграции в следующем году).
Впрочем, население стран Европейского союза на сегодня составляет более 500 млн (включая 33 млн мигрантов, которые составляют 7 % всего населения стран ЕС). Даже при условии прибытия до конца 2015 года рекордного количества мигрантов, которое может достичь 1,5 млн, это составит лишь треть процента от общего населения европейских стран (Еврокомиссия прогнозирует еще меньше — 0,2 %). Кроме того, в 2010-2014 годах в Европу ежегодно прибывало от 1,35 до 1,45 млн мигрантов, что не считалось существенной угрозой европейским странам.
Переориентация миграционных потоков на сухопутные участки восточных границ Европы. На сегодня основным маршрутом к европейским берегам у «искателей лучшей жизни» является морской, поэтому вполне естественно рекордное увеличение потока мигрантов в летние и осенние месяцы (до 220 тыс. в октябре с. г.).
Считается, что в зимне-весенний период 2015-2016 годов, с ухудшением погодных условий, будет наблюдаться относительный спад численности мигрантов, а их потоки будут переориентированы на сухопутные участки границы Европы. Но, в отличие от тенденций предыдущих годов, по оценкам подавляющего большинства экспертов такие прогнозы могут и не оправдаться, так как почти 80 % мигрантов и беженцев в этом году использовали короткий и относительно безопасный маршрут от турецких берегов к греческим островам.
Среди новых направлений миграционных потоков беженцев могут быть следующие:
- из Афганистана и Ирака — через страны Центральной Азии и Россию;
- из стран Ближнего Востока (в первую очередь из Сирии и Ирака):
- через Турцию и ее сухопутные границы с Болгарией и Грецией или через морские границы со странами Черноморского бассейна;
- через Южный Кавказ и Россию.
Рост расходов на содержание и поддержку беженцев. Отдельные европейские страны и ЕС в целом уже потратили значительные средства для разрешения миграционного кризиса. Из-за транзита и прибытия значительного количества мигрантов выросла финансовая нагрузка на местные бюджеты и государственные расходы. Прогнозируется, что в 2015 и 2016 годах только из бюджета Евросоюза на разрешение проблемы беженцев будет выделено 9,2 млрд евро. Так, в ноябре с. г. Европейской комиссией были приняты решения о выделении 1,8 млрд евро из «Фонда помощи Африке» для сдерживания потока беженцев из стран Северной Африки и Ближнего Востока, а также 3 млрд евро финансовой помощи для Турции, где находится более 2,2 млн сирийских беженцев. 25 ноября с. г. Франция и ФРГ объявили о создании отдельного специального фонда для разрешения проблемы беженцев в размере 10 млрд евро.
В то же время, в последнем экономическом прогнозе Генерального директората Европейской комиссии по экономике и финансам (The Directorate-General for Economic and Financial Affairs, DG ECFIN) от 5 ноября с. г. впервые дается положительная оценка экономического воздействия от прибытия большого количества мигрантов в ЕС — в среднесрочной перспективе ожидается дополнительный положительный эффект роста от увеличения предложения рабочей силы, при условии правильной политики по облегчению мигрантам доступа на рынки труда. Например, DG ECFIN прогнозирует, что Швеция, принявшая в 2015 году наибольшее количество беженцев в пересчете на душу населения, может получить до конца 2015 года до 0,5 % дополнительного роста ВВП.
Усиление террористической угрозы. Примером этому являются террористические атаки в 2015 году во Франции (в январе и ноябре) и Дании (в феврале), попытки проведения террористических атак в Бельгии (в начале года и в ноябре), а также в Великобритании (по заявлению премьер-министра Великобритании Д. Кэмерона, спецслужбы страны предотвратили 7 террористических атак).
Исходя из масштабов нелегальной миграции в Европу в 2015 году, среди потока беженцев может быть определенное количество сторонников идей «радикального исламизма». Следует учитывать, что подавляющее большинство беженцев (до 76 %) в 2015 году прибыли из охваченных войнами Сирии, Ирака и Афганистана. В ноябре с. г. эта цифра достигла 92 %. В первую очередь, эти люди как раз и пытаются спастись от ужасов разнообразных «халифатов», поэтому они не являются первоочередными кандидатами на роль «исламских террористов». Показательно, что среди участников последних террористических атак в Париже 13-14 ноября с. г. только относительно двух террористов есть подозрения, что они прибыли в Европу из Сирии с потоком беженцев, а все остальные — являются гражданами стран ЕС (Франции и Бельгии).
Кроме того, следует также учитывать достаточно высокий риск расшатывания и дестабилизации внутриполитической ситуации в странах Восточной и Юго-Восточной Европы, в первую очередь — на Балканах и в странах Балтии. Так, президент Болгарии Росен Плевнелиев уже открыто обвинил Россию в дестабилизацииситуации в стране и в регионе Балкан. Власти Черногории также откровенно назвали организатором последних беспорядков в стране российские спецслужбы. Вспомним также недавние стычки в Македонии, последние события в Молдове и Румынии. По некоторым источникам, за всеми этими событиями ощущается «рука Москвы».
Ожидается также и рост разногласий среди европейских стран в вопросах распределения квот на прием беженцев и расходов на разрешение миграционного кризиса. Прогнозируется, что террористические угрозы, недовольство населения миграционной политикой своих стран и усиление среди рядовых европейцев антимигрантских настроений приведут к возрастанию роли и влияния правых (ультраправых), националистических (ультранационалистических) партий (движений и организаций) в политической жизни большинства европейских стран.
Что ожидает Украину?
Украина, которая имеет одну из самых протяженных сухопутных границ с восточноевропейскими странами, достаточно ожидаемо для себя может оказаться в роли Греции, Венгрии или Сербии, как транзитная страна на пути мигрантов в страны Европейского союза.
На сегодня Государственная пограничная служба (ГПС) и Государственная миграционная служба (ГМС) Украины не фиксируют значительного увеличения потока сирийских беженцев через территорию страны:
- так, органы ГМС Украины с начала 2015 года выявили 4 612 нелегальных мигрантов (для сравнения — 3 518 человек в 2014 году и 1 723 человека в 2013 году). Кроме того, за последние три года Украина получила 723 заявления на получение убежища от сирийских граждан (в т. ч. 89 таких заявлений с начала 2015 года);
- подразделения ГПС Украины с начала 2015 года задержали 3 021 нелегального мигранта (для сравнения — 2 709 человек в 2014 году и 1 950 человек в 2013 году).
Несущественные масштабы «ближневосточной» миграции в Украину обусловлены неудобным географическим расположением (в качестве транзитной страны) относительно основных миграционных путей в ЕС и непривлекательностью из-за проблем в экономике и безопасности (в качестве принимающей страны). Вместе с тем, в ближайшие месяцы, по оценкам экспертов, возможен рост количества мигрантов, которые будут пытаться попасть в Украину из Турции через черноморские порты. Также достаточно высок риск, что большое количество мигрантов (транзитом через страны Центральной Азии, Южный Кавказ и Россию) могут быть направлены на сухопутный участок российско-украинской границы.
В этом контексте Украину не должны успокаивать заявления руководителя Федеральной миграционной службы РФ К. Ромодановского о том, что «...Россия не является страной транзита» для беженцев с Ближнего Востока. В этом году в Норвегию через «северно-велосипедную» границу с Россией попало 4,5 тыс. беженцев, что в 10 раз больше, чем в 2014 году. Президент Финляндии Саули Ниинистьо на днях также предостерег о возможности увеличения потока мигрантов через восточную границу с Россией.
Негативные факторы, которые будут влиять на развитие ситуации в данном вопросе:
- тесно интегрированная в структуру российской ФСБ Пограничная служба РФ будут всесторонне способствовать переправке нелегальных мигрантов через российско-украинскую границу;
- каждый случай задержания нелегальных мигрантов на западных границах Украины будет активно тиражироваться российской пропагандистской машиной, в т. ч. через европейские СМИ. Будут раздуваться случаи задержания национальными спецслужбами именно сторонников «ИГ». Показательными в этом плане стали последние «фейки» российских т. н. «СМИ» о «тысячах боевиков ИГ в Одессе» и «вербовщиков ИГ в Харькове»;
- российские спецслужбы получат дополнительные каналы инфильтрации своей агентуры на территорию Украины;
- общий рост уровня террористической угрозы в Украине из-за попадания на ее территорию сторонников радикальных исламистских движений;
- дополнительные риски перспективы введения безвизового режима для граждан Украины.
В целом, по оценкам экспертов «Борисфен Интел», в следующем году сохранятся масштабы «нашествия мигрантов» на европейские границы, но это не будет иметь решающего негативного влияния на перспективы единства Европейского союза. Вместе с тем, учитывая огромные доходы организаторов контрабанды людьми, которые получают тысячи долларов за каждого «пассажира», а также геополитические выгоды для правительств некоторых стран — так называемых «спонсоров» нелегальной миграции (в первую очередь Сирии, Турции и России), для мигрантов будут найдены и внедрены новые маршруты и способы доставки.
В то же время специальные службы отдельных стран будут использовать деструктивный потенциал нелегальной миграции для получения влияния и расшатывания внутриполитической стабильности отдельных европейских государств путем создания новых зон напряженности, распространения фобий и антимигрантских настроений, наращивания критической массы радикальных (исламистских) сил и т. п.
При таких обстоятельствах, в условиях продолжающейся агрессии России против Украины, а также учитывая обострение российско-турецких отношений, нашему Государству крайне важно обратить усиленное внимание на сухопутный участок российско-украинской границы и высокий риск потенциального роста миграционных потоков в Украину из Турции через черноморские порты.