3 июля 2016

Саммит НАТО в Варшаве: военно-политические аспекты деятельности Альянса

 

Юрий Радковец

8-9 июля 2016 года в Варшаве состоится очередной саммит НАТО, основной повесткой дня которого будет определена политика Североатлантического Альянса в Восточной Европе, главным образом, в направлении укрепления безопасности стран-союзников в связи с продолжающейся агрессией Российской Федерации против Украины. Данное событие приобретает особую актуальность в условиях обострения проблем в Европейском Союзе в результате предстоящего выхода Великобритании из состава организации, что происходит на фоне усиления военных угроз Европе со стороны России.

При этом важно осознавать, что решения, принятые во время саммита, и положения, заложенные в итоговый документ, будут определяющими для НАТО минимум на два последующих года.

Безусловно, что вопросы усиления сотрудничества между НАТО и Европейским Союзом в контексте увеличения количества и роста провокационности вызовов и угроз глобальной безопасности будут проходить «красной линией» в рамках всех панелей обсуждения.

Сегодня отношения между НАТО и ЕС являются, как никогда ранее, тесными и сплоченными. Это объясняется тем, что обе организации исповедуют одни и те же ценности демократии, свободы, уважения прав человека и верховенства закона, принципы международного права. Одновременно 22 страны — члены Европейского Союза — являются, что немаловажно, и членами Североатлантического Альянса.

Современная обстановка в Европе, а также в пределах всего евроатлантического пространства, характеризуется сложностью ситуации, даже в сравнении с периодом ведения «холодной войны». Это обусловлено прежде всего тем, что вблизи границ стран-членов НАТО и ЕС появились новые вызовы в сфере безопасности, которые представляют непосредственную угрозу на долгосрочную перспективу как национальным системам безопасности каждой страны в отдельности, так и в целом их коалиционной системе безопасности.

Такая ситуация практически сформировалась из-за: более чем двухлетней циничной военной агрессии Российской Федерации против Украины; продолжающейся в течение уже шести лет войны в Сирии; крайнего обострения факторов нестабильности и экстремизма в Северной Африке и на Ближнем Востоке; активизации деятельности террористической организации «Исламское Государство» (ИГ), а также возникшего в результате этого нового миграционного кризиса в Европе.

В этих условиях Североатлантический Альянс всеми своими действиями сосредотачивает значительные усилия для предотвращения непосредственных причин возникновения обозначенных вызовов и угроз. Например, путем участия всех стран-членов НАТО в Глобальной коалиции по борьбе с террористической организацией ИГ с целью противодействия ее экстремистской идеологии и практике, а также в тесном сотрудничестве с Европейским Союзом путем направления 2-ой постоянно действующей военно-морской группы НАТО для патрулирования и мониторинга Эгейского моря с целью борьбы с незаконной миграцией.

Несмотря на то, что НАТО является глобальной военно-политической организацией, ее успех зависит от способности вооружённых сил всех стран-членов действовать сообща, не забывая, однако, о том, что решить все возникающие вопросы одними внешними силами невозможно. Для этого нужны сильные местные (национальные) силы безопасности и обороны, способные защитить свои страны от террора и беспорядков, гарантируя при этом безопасность, свободу и права собственных народов.

В этой связи не следует забывать также и о таких существующих уже инициативах, как «Средиземноморский диалог», «Стамбульская инициатива сотрудничества», а также основанная по результатам саммита в Уэльсе (4-5 сентября 2014 года) амбициозная инициатива расширения оборонных возможностей стран-партнеров «Defence Capacity Building».

НАТО и партнеры

В этом же контексте Варшавский саммит может стать прекрасной платформой для представления новых инициатив, в том числе с участием Украины, с целью подтверждения усилий НАТО обладать стратегическим влиянием на регион и безопасность в евроатлантическом пространстве. Существует также повод рассчитывать и на то, что во время будущего саммита в Варшаве лидеры стран-членов НАТО согласуют вопросы усиления поддержки указанных выше программ, а лидеры стран-членов Европейского Союза возьмут на себя соответствующие обязательства в контексте их имплементации.

Как известно, союзники по Альянсу уже согласились прекратить практику сокращения расходов на национальную (а значит и коалиционную!) оборону, и кроме того — в настоящее время ими продолжается практическое наполнение Плана боевой готовности НАТО.

То есть, следует ожидать, что во время Варшавского саммита будут рассмотрены предложения и по укреплению коалиционной (коллективной) обороны НАТО на долгосрочную перспективу, в том числе за счет перехода от реализации мероприятий, направленных на гарантирование безопасности, к «политике сдерживания России».

Так, по одному из последних заявлений командующего Сухопутными войсками США в Европе генерал-лейтенанта Бена Ходжеса: «...НАТО откажется от «стратегии страхования» своих союзников в Европе в пользу «стратегии сдерживания» России. Для нас приоритет №1 — это иметь возможность приостановить дальнейшую агрессию (России)».

Ключевым моментом в этой связи должно стать решение об усилении возможностей Альянса относительно Сил быстрого развертывания (на ротационной основе) с передовым присутствием войск союзников на территории восточноевропейских стран-членов НАТО. Это станет возможным благодаря принятому решению США о существенном увеличении финансирования так называемой Европейской инициативы поддержки («European Reassurance Initiative»), которая фактически задействована уже с 2014 года и призвана предоставлять помощь европейским военным, обеспокоенным действиями Москвы.

European Reassurance Initiative

Следует также ожидать, что вышеупомянутые меры по укреплению и наращиванию потенциала НАТО на восточном (а также и на южном!) направлении будут заложены в так называемом «Варшавском пакте», основными принципами которого будут баланс и адаптация.

Под балансом следует понимать равновесие между политикой сдерживания и военно-политическим курсом, направленным на диалог с партнерами (в основном со странами ЕС).

Адаптация будет означать внесение в порядок деятельности НАТО новых реалий в сфере безопасности, минимизацию потенциальных вызовов и угроз Альянсу, связанных с агрессивной внешней политикой России, а также значительное укрепление его восточных границ.

В свою очередь, восточные союзники НАТО уже призывают не только к политике сдерживания, но и нейтрализации агрессивных действий Российской Федерации и, тем самым, настаивают на возвращении жесткой военной стратегии коллективной обороны.

В этом контексте, во время проведения саммита в Варшаве, может быть принято решение об усилении присутствия войск союзников по НАТО в Восточной Европе через расширение и укрепление Сил передового базирования на Востоке.

В случае же развертывания сил Альянса на Востоке может появиться новая линия сдерживания, которая будет проходить через такие страны, как: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария.

На сегодняшний день шесть из восьми интеграционных командных подразделений сил НАТО — передовых штабов по управлению совместными действиями союзных и национальных войск — уже практически действуют. Словакия и Венгрия также готовятся к развертыванию подобных штабов на территории своих стран.

Решением Варшавского саммита также может быть утверждено размещение на ротационной основе по одному боевому батальону НАТО (численностью 500-1000 человек) в каждой из вышеперечисленных стран.

Таким образом, наиболее вероятно, что Альянс не будет размещать громоздкие группировки на постоянной основе, а создаст возможности для маневра и быстрого перемещения и развертывания необходимых сил в заранее оборудованных местах с уже подготовленными пунктами управления, логистикой, складами и т. д.

 

Для Украины такое состояние дел будет означать то, что она окажется на передовой позиции восточных рубежей ЕС и НАТО, то есть организаций, которые пока не предлагают четко выраженной перспективы членства Украины в них, но которые всячески будут поддерживать ее нелетальным (оборонным) вооружением, поставками снаряжения и оборудования разного рода, участием в реформировании Вооруженных Сил Украины, подготовкой украинских военнослужащих, их реабилитацией после зоны АТО и т. д.

Вместе с тем, в современных геополитических реалиях страны Альянса могут сформулировать свою консолидированную позицию в отношении военной агрессии Росси на суверенную территорию Украины.

Так, агрессия России против Украины в очередной раз показала всему миру, что территориальная целостность любой европейской страны может оказаться под угрозой. Своими действиями в Молдове, в Грузии, а также оккупацией Автономной Республики Крым и военной дестабилизацией ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины Российская Федерация демонстрирует странам-членам Альянса нежелание быть интегрированной частью евроатлантического сообщества, стремление восстановить свою сферу влияния и готовность к изменению международно-признанных границ даже путем использования военной силы.

Не исключено, что в ответ на такое поведение Российской Федерации, НАТО продолжит трансформацию своей политики и осуществит наибольшее по своим масштабам после времен «холодной войны» усиление коллективной безопасности, которое найдет свое отображение и воплощение по результатам Варшавского саммита.

 

Скорее всего, реальная перспектива членства Украины в НАТО также не будет обсуждаться на Варшавском саммите, так как:

во-первых, этот вопрос на сегодняшний день не поднимается на высшем уровне во время заседаний в формате Украина-НАТО;

во-вторых, Украина официально не подавала заявки на вступление в НАТО. Как в Стратегии национальной безопасности, так и в Военной доктрине Украины определена «…долгосрочная цель присоединения к общеевропейской системе безопасности, основу которой составляет НАТО»;

в-третьих, некоторые страны-члены НАТО считают, что вступление соседних с Россией стран может создать реальную угрозу применения Альянсом статьи 5 Североатлантического договора (о вооружённом нападении), учитывая их длящиеся годами конфликты с Российской Федерацией (Грузия, Молдова, Украина).

Одним из решений, принятых в рамках саммита НАТО в Варшаве, станет создание нового инструментария Альянса с целью противодействия проявлениям «гибридной войны». В этом контексте не исключается, что после окончательного согласования этого вопроса в Киеве откроется Центр НАТО по изучению опыта и противодействию «гибридной войне».

В любом случае, по результатам Варшавского саммита политическая и практическая поддержка Украины силами НАТО и противодействие нарастающей агрессии Российской Федерации будут отображены в Заключительной Варшавской Декларации.

В Варшаве НАТО также в очередной раз задекларирует уважение европейскому и демократическому выбору Украины, подтвердит неизменную приверженность поддержке ее суверенитета и независимости, территориальной целостности и неприкасаемости международно-признанных границ. Кроме того, Альянс подчеркнет необходимость мирного и дипломатического урегулирования российско-украинского конфликта в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины, акцентируя при этом внимание на полном и безотлагательном выполнении Минских договоренностей обоими сторонами.

Вполне очевидно и понятно, что Альянс не хочет прямого военного столкновения с Россией, поэтому для НАТО важно, чтобы Украина сдерживала российскую агрессию, а также не допустила ее распространения и интервенции дальше на Запад.

Также нужно быть готовыми к тому, что руководство Альянса в контексте обсуждения украинского вопроса остановится на необходимости внедрения всеобъемлющих демократических реформ, в том числе в секторе безопасности и обороны, в вопросах стабилизации внутриполитической ситуации, искоренения коррупции.

Одновременно речь будет идти об имплементации Украиной стандартов НАТО, модернизации систем управления и контроля, расширении трастовых фондов, путем создания нового — по разминированию — и усовершенствования существующих. Отдельно могут быть затронуты вопросы кибернетической безопасности, медицинской помощи украинским военнослужащим и их реабилитации, развития системы военного образования и логистики, но только не поставки летального вооружения.

Вполне ожидаемо и акцентирование внимания на стратегически важных инициативах, связанных с активным участием Украины как в проекте создания украинско-польско-литовской военной бригады с целью повышения уровня взаимного доверия и сотрудничества, улучшения ситуации в сфере безопасности в регионе, так и ее присоединения к Черноморской флотилии под эгидой НАТО, поддержания идеи создания украинско-румынско-болгарской военной бригады — что не только приблизит Украину к партнерству со странами Альянса, но также качественно изменит характер и интенсивность сотрудничества с ним.

Как итог — Альянс подтвердит решение Бухарестского саммита НАТО (2-4 апреля 2008 года) о политике «открытых дверей» для Украины как перспективной цели двустороннего стратегического военно-политического партнерства.

 

Таким образом, по оценке экспертов Независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел», в условиях потенциального усиления реальной военной угрозы со стороны Российской Федерации, очередной саммит Североатлантического союза (Варшава, 8-9 июля 2016 года) фактически будет играть ключевую (стратегическую) роль в вопросах обеспечения безопасности как на Европейском континенте, так и в Украине минимум на два последующих года.

 

www.reliablecounter.com