Темой очередной конференции Центра исследования России (CRS) был анализ российского военного ядерного потенциала, об угрозе которого сегодня говорит весь цивилизованный мир. Ведь если когда-то такое оружие преподносили в виде сдерживающего фактора, то теперь его роль несколько иная. Например, тот, кто им владеет, может сегодня шантажировать своих оппонентов, это — во-первых. А во-вторых, может сегодня использовать его с целью удержаться у руля власти, когда общество уже начинает сомневаться в правильности своего выбора государственного руководителя. Два-три примера такого рода из новейшей мировой истории привести сегодня не будет проблемой, не так ли? Руководитель Центра исследования России, посол Владимир Огрызко, приветствовав присутствующих, в общих чертах коснулся этой темы и предоставил право вести конференцию своим коллегам Игорю Кабаненко (бывший первый заместитель начальника ГШ ВС Украины) и Леониду Полякову (бывшему первому заместителю Министра обороны Украины). Они и возглавляли работу двух так называемых панелей этого мероприятия и предоставляли слово для выступления уважаемым политикам и ученым.
Не буду подробно излагать содержание всех выступлений или опровергать какое-то конкретное мнение докладчика, хочу только напомнить названия озвученных докладов. Ведь именно этого будет достаточно, чтобы понять «тональность восприятия» этой важной для нас темы, когда во время боевых действий на востоке Украины, не всегда удачных или наоборот, в обществе время от времени озвучиваются претензии к нашему государственному руководству, мол, когда-то оно поторопилось сдать ядерное оружие, опрометчиво согласилось подписать в Будапеште меморандум о гарантиях для нашего государства, которые нынче оказались пустыми обещаниями.
В своем выступлении кандидат политических наук Полина Синовец (Одесский национальный университет им. И. Мечникова) затронула тему ядерного оружия в военной доктрине РФ и эволюции подходов в ее применении. Член Экспертного совета украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Юрий Бараш рассказал о состоянии российского ядерного арсенала и тактико-технических характеристиках стратегических ядерных сил РФ. А вот какие сейчас возможны варианты применения Россией этих сил, и удастся ли ей достичь желаемого, прибегнув к какому-то из этих вариантов — здесь слово для выступления было предоставлено уже известному в Украине американскому эксперту Филиппу Карберу — президенту Фонда Потомак. Название его доклада говорит само за себя — «Возможные сценарии использования Россией ядерного оружия в современной военно-политической ситуации».
Господин Карбер рассказал, в чем отличие в восприятии концепции гибридных войн Западом и Россией. Обратил внимание на историю развития мощности ядерного оружия, в частности, со времен его применения на Хиросиме до более поздних испытаний. Как отметил американский докладчик, у России меньше шансов для выживания в ядерной войне, чем у Запада, но все-таки ни у кого нет желания в этом убедиться на практике. Что касается методов применения ядерного оружия, то, по мнению американских экспертов, Россия стремительно развивает средства его доставки — танк «Армата», ядерные торпеды и т. п. Фото этих средств он продемонстрировал аудитории, озвучил некоторые их характеристики, в том числе и артиллерийских систем (152 мм), которых сегодня на Донбассе зафиксировано очень и очень много. В общих чертах докладчик обозначил и возможную тактику действий российских войск, которых у границ Украины скопилось немало — до 4-х российских армий. Это чем-то напоминает предвоенные события 1941 года, когда у западных границ СССР сосредоточилось для дальнейшего наступления на запад сотни советских военных частей, тысячи единиц военной техники, сотни тысяч военнослужащих. Правда, противник первым пошел в наступление и нанес сокрушительный удар, последствия которого, образно говоря, устранялись в течение последующих четырех лет войны...
Кстати, как заметил г. Карбер, именно примером боевых действий 1944 года могут воспользоваться сегодня россияне для организации своего наступления и прорыва обороны войск, противостоящих им на Донбассе или в Прибалтике. Это, так сказать, две точки притяжения — Донбасс и Балтика — где возможны серьезные события, уточнил г. Карбер. И добавил, что он — за предоставление полной поддержки Украине, которая должна быть хорошо вооруженной, чтобы с помощью НАТО успешно противостоять нынешнему противнику.
Во второй половине конференции ее участники заслушали доклады «Ядерный шантаж как основополагающий элемент внешней политики РФ и возможные инструменты его нейтрализации» (докладчик — доктор политических наук Григорий Перепелица), «Способно ли международное право сдержать российскую ядерную угрозу?» (посол, доктор юридических наук Владимир Василенко), «Ядерный компонент НАТО как главный элемент сдерживания России. Сравнительный анализ» (эксперт Алексей Куропятник).
По традиции, в конференции приняли участие и эксперты Независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел».
В общем, тема, которую подняли участники и организаторы конференции, будет оставаться актуальной еще продолжительное время и понятно по каким причинам. Но автор этих строк мимоходом обратил внимание, что, как всегда, остаются риторическими часто озвучиваемые вопросы о целесообразности передачи Украиной своего ядерного оружия, и как ею планируют распорядиться ее распорядители. Такие вопросы озвучиваются на различных уровнях и различными так называемыми специалистами, но далее — никаких конкретных и авторитетных действий или объяснений. Почему? Ведь как сказал когда-то классик, если на сцене висит ружье, то его для чего-то там повесили, А если его повесили, то оно обязательно должно выстрелить. Понятно, вследствие того, что кто-то нажмет на спусковой крючок.
Олег Махно
Фоторепортаж Владимира Раевского