В последнее время противостояние между США и Россией выходит на качественно новый уровень, что отражается на ситуации вокруг Украины и ее интересах. Причиной этого стало ужесточение санкционной политики США в отношении России, что угрожает более ощутимыми потерями, чем уже действующие ограничения, как Российской Федерации, так и непосредственно руководству РФ.
Прежде всего, имеется в виду принятый Сенатом (верхней палатой) Конгресса США 15 июня с. г. проект закона о новых санкциях против России из-за ее действий в Украине. Например, максимальный срок возврата кредитов российскими банками, на которые распространяются санкции, сокращен с 30 до 14 суток, а нефтегазовых компаний — с 90 до 30 суток. Особенно серьезно США настроены против российского проекта «Северный поток-2», реализация которого может быть губительной как для энергетической безопасности ЕС, так и для газового рынка в Центрально-Восточной Европе и энергетических реформ в Украине.
В документе также есть положение о государственном контроле за деятельностью российского бизнеса в США, в т. ч. о выявлении связей российских бизнесменов с В. Путиным и его окружением, а также лицами, которые уже находятся под действием американских санкций. Документ оформлен в виде поправки к проекту новых санкций против Ирана. Фактически это означает, что Россия официально приравнивается к странам-террористам и изгоям вместе с Ираном, Сирией и Северной Кореей.
Принципиальность позиций Вашингтона, усиливающего давление на Россию, также подтверждает решение Министерства финансов США от 20 июня с. г. о включении в санкционный список еще 38 частных компаний и организаций. Под действие санкций, к примеру, попал заместитель министра экономического развития РФ Д. Назаров, частная военная компания «Вагнер», дочерние компании «Транснефти» — «Черномортранснефть» и «Гидротрубопровод», а также негосударственный пенсионный фонд «Транснефть».
По оценкам экспертов, эти санкции существенно ограничат возможности России по реализации стратегически важных для нее энергетических проектов, в т. ч. не только «Северного потока-2», но и «Турецкого потока» и даже «Силы Сибири». Существенные убытки понесут и другие отрасли российской экономики, в т. ч. судостроение, железнодорожный транспорт и добыча полезных ископаемых.
В ответ руководство Российской Федерации отказалось от проведения нового раунда двухсторонних консультаций с США на уровне заместителей министров иностранных дел по вопросам налаживания американо-российского диалога. В его рамках предполагалось определить возможные т. н. точки соприкосновения между США и Россией по ключевым проблемам в их отношениях. Таким образом, возобновление сотрудничества между США и РФ фактически откладывается.
Отметим, что политические силы США демонстрируют неизменность своего курса по сдерживанию России и незамедлительно реагируют на ее действия, противоречащие американским принципам, в т. ч. в отношении Украины, Сирии и Ирана. Вместе с тем, сегодняшние разногласия между США и РФ уже вышли за пределы чисто политической плоскости и распространяются на экономическую сферу.
Одна из причин этого — стремительное развитие энергетического сектора США, который ускорился с избранием Д. Трампа на пост президента Соединенных Штатов Америки. В частности, за последнее десятилетие добыча газа в США выросла в 1,5 раза — с 500 млрд до 750 млрд куб. метров в год. По этому показателю США уже обошли Россию. Так, их доля в мировой добыче газа составляет 21 %, в то время, как РФ — 16 %.
К тому же имеющиеся в США ресурсы и технологии позволяют наращивать добычу нефти и газа, что позволяет им двигаться в одном из определенных политикой Д. Трамп экономических направлений о превращении США в «великую энергетическую державу» — одного из ведущих экспортеров энергоносителей в мире. Именно на это были направлены усилия Д. Трампа сразу после того, как он стал президентом. Он, в частности, отменил указ Б. Обамы об ограничении добычи полезных ископаемых на морских и океанских шельфах США, инициировал выход Соединенных Штатов Америки из Парижского соглашения по климату, а также разрешил продолжить разработку месторождений энергоносителей на Аляске.
Как следствие, к 2020 году США планируют полномасштабно экспортировать газ. В рамках реализации таких планов в США создали инфраструктуру по производству и транспортировке сжиженного природного газа (англ. — LNG, liquefied natural gas). При содействии Соединенных Штатов Америки в ряде европейских стран построены терминалы для приема LNG, что позволило США начать экспорт LNG в Европейский регион. С 2016 года газ поставляется в Испанию, Португалию, Италию и Турцию, а с июня 2017 — в Нидерланды и Польшу. С августа текущего года планируется поставка американского сжиженного газа в Литву.
Это значит, что США и Россия конкурируют в вопросе поставок газа в Европу, и их противостояние вышло на качественно новый уровень. Так, если их политические разногласия по характеру отчасти показательно демонстративны, то обострение конкуренции между ними в энергетической сфере затрагивает их реальные финансово-экономические интересы. По оценке Министерства финансов США, появление американского газа на европейском рынке увеличит доходы федерального бюджета в виде налогов с экспортеров газа на приблизительно 120 млрд долл. США. В свою очередь, доходы американских экспортеров газа увеличатся на 110 млрд долл. США. С учетом таких объемов средств сегодня «перезагрузка» отношений между США и Россией (как это происходило в 2009 году после избрания Б. Обамы президентом Соединенных Штатов Америки) фактически невозможна.
В рамках этих процессов именно украинский вопрос стал одним из главных поводов для США, решивших ослабить позиции России на европейском энергетическом рынке и подорвать весь энергетический сектор российской экономики.
В данной связи характерным является факт принятия верхней палатой Конгресса США нового пакета санкций портив России из-за ее действий против Украины сразу же после заключения соглашения между российской компанией Nord Stream 2 AG и европейскими компаниями ENGIE, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall об инвестировании проекта «Северный поток-2» в объеме 5 млрд долл. США. То есть, такое инвестирование стало проблематичным.
В сложившейся ситуации роль Украины для США, а также для всей системы международных отношений становится более весомой. Это демонстрирует позиция президента США Д. Трампа на встрече с президентом Украины П. Порошенко 20 июня с. г., вследствие чего В. Путин демонстративно отказался от приглашения в США. При этом, несмотря на надоедливые и унизительные просьбы России, Д. Трамп согласился лишь на формальную встречу с президентом РФ на полях саммита «большой двадцатки» в Гамбурге 7–8 июля с. г., демонстрируя тем самым приоритеты политики США, которые не предусматривают каких-либо компромиссов с Россией по Украине, в т. ч. за счет Сирии.
Подтверждением этого стало уничтожение ВВС США боевого самолета Су-22 правительственных сил Сирии 19 июня с. г. фактически во время встречи президентов США и Украины. Несмотря на резко отрицательную реакцию Москвы, в т. ч. на ее угрозы применить средства ПВО против американской авиации в Сирии, 20 июня с. г. был сбит также и беспилотный летательный аппарат сирийских правительственных войск. В то же время США предупредили Сирию о возможных новых ракетных ударах по ее военным объектам в случае применения химического оружия против оппозиции.
К тому же 24 июня с. г. американские СМИ сообщили, что Конгресс США рассматривает возможность выхода Соединенных Штатов Америки из Договора о ракетах средней и меньшей дальности в ответ на развертывание Россией оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М» в Калининградской области РФ. То есть, США продемонстрировали, что готовы жестко реагировать на все проявления враждебных действий со стороны Российской Федерации.
Такие факты демонстрируют, что поддержка Украины Соединенными Штатами будет более решительной и они будут более активно участвовать в урегулировании ситуации на Донбассе, предоставят Украине летальное оборонительное вооружение, а также окажут помощь в решении украинских проблем в экономической и энергетической сферах. В частности, очень важно решение поставлять американский уголь в Украину, что позволит компенсировать потерю угольных шахт на оккупированных территориях, а также отказаться от импорта угля из России. В перспективе Украина сможет перейти на использование в полном объеме и ядерного топлива американского производства.
По заявлению президента США Д. Трампа от 30 июня с. г., США готовы поставлять энергоносители Украине в необходимых объемах. При этом он прямо увязал этот вопрос с оказанием помощи Украине в противодействии российской агрессии. По сути, США постепенно вытесняют Россию и из украинского энергетического рынка, что является еще одним фактом их конкуренции.
Разумеется, США и далее будут усиливать свое давление на Россию, в том числе и на президента РФ В. Путина. Не исключено, что окажут поддержку и российской оппозиции, в перспективе выводя ее на пик максимальной активности в канун президентских выборов в Российской Федерации в марте 2018 года. Именно тогда в России могут произойти массовые социальные волнения, которые масштабно дестабилизируют обстановку в обществе и подорвут позиции действующей российской власти, нанеся при этом мощный удар по репутации В. Путина обнародованием доказательств причастности Кремля к катастрофе самолета Ту-154 польского президента Л. Качинского в апреле 2010 года в районе российского Смоленска, а также к уничтожению самолета Boeing-777 рейса МН17 «Малайзийских авиалиний» над зоной конфликта на Донбассе в июле 2014 года.
Конечно, В. Путина «изберут» президентом РФ при любых раскладах. Вместе с тем, США и ЕС могут использовать вышеупомянутые обстоятельства как повод для непризнания результатов президентских выборов, или, по крайней мере, для демонстрации сомнений в их легитимности. В свою очередь, это даст понять российской верхушке, что ее надежды на улучшение отношения Запада к России довольно призрачны, а значит и напрасны чаяния на восстановление благоприятных условий для работы их бизнеса до тех пор, пока Владимир Путин не будет отстранен от власти. Весомым фактором в деле подрыва единства В. Путина и его окружения станет также и вступление в силу вышеупомянутого закона об усилении санкций против России, принятого Сенатом Конгресса США 15 июня с. г. (в части, касающейся выявления связей российских бизнесменов с В. Путиным и его окружением).
В целом политику США по усилению давления на Россию поддерживает также руководство Европейского Союза. Так, 28 июня с. г. ЕС фактически без возражений (в отличие от прошлого года) продлил экономические санкции против России до 31 января 2018 года за провоцирование ею конфликта на Донбассе. Принципиальность позиций ведущих стран ЕС о неприемлемости действий России против Украины продемонстрировал также новоизбранный президент Франции Э. Макрон на встрече с президентом Украины П. Порошенко 26 июня с. г. При этом, как и Д. Трамп, Э. Макрон прямо противопоставил встречу с президентом Украины своей встрече с В. Путиным 29 мая с. г.
Правда, обострение отношений между Россией и Западом будет иметь и определенные негативные последствия для Украины. Например, учитывая ключевой характер украинского вопроса, как инструмента влияния США и ЕС на Российскую Федерацию, россияне попытаются ускорить процесс выхода из создавшейся ситуации вокруг Украины в свою пользу. В данной связи Россия может активизировать свои действия против Украины по всем направлениям, прежде всего, она попытается сменить украинское руководство, спровоцировав политический кризис.
Крайне опасными элементами таких действий России может быть также очередное обострение вооруженного противостояния на Донбассе и резонансные террористические акции на украинской территории. Таким образом она попытается надавить на руководство Украины и ее западных союзников, а также вызвать панику в украинском обществе.
Отдельной целью такой деятельности может быть желание России продемонстрировать свое негативное восприятие сближения Украины с Западом. Ведь предыдущее обострение обстановки на Донбассе наблюдалось в первой половине июня с. г. сразу же после того, как руководство ЕС упростило визовый режим с Украиной, а парламент Нидерландов ратифицировал Соглашение об ассоциации Украины с Европейским Союзом. Аналогичная тенденция наблюдается в последнее время после встреч президентов Д. Трампа и Э. Макрона с президентом Украины П. Порошенко. При этом очередное обострение ситуации на Донбассе сопровождается терактами против представителей украинских спецслужб.
Обострение противостояния между Россией и Западом приводит к общему повышению напряженности обстановки вокруг Украины, в т. ч. в военной сфере. Прежде всего это касается роста военной активности РФ и США и НАТО в Черноморском и Балтийском регионах в рамках наращивания группировок их вооруженных сил, активизации маневров и учений, полетов самолетов стратегической авиации, а также взаимных провокаций. В частности, начиная с июня с. г. ежесуточно фиксируются инциденты в виде опасных сближений самолетов РФ и НАТО. При этом впервые после окончания «холодной войны» происходят полеты самолетов стратегической авиации США и России над Балтийским регионом. Все это может спровоцировать инциденты и вооруженные столкновения с непредсказуемыми последствиями.
Необходимо отметить, что отдельная проблема для Украины — достаточно неоднозначное восприятие ведущими странами ЕС санкций США против России, касающихся российских проектов поставок газа в Европу. Отрицательной была, например, реакция ФРГ и Австрии на соответствующее решение верхней палаты Конгресса США от 15 июня с. г. Не исключено, что такая ситуация может усилить противоречия в политико-экономических кругах стран ЕС по вопросу их отношения к вооруженной агрессии России против Украины, а также подорвать единство Европейского Союза в политике сдерживания режима В. Путина.
В целом, несмотря на вышеупомянутые проблемы, можно утверждать, что США, уделяя повышенное внимание Украине, демонстрируют неизменность своей политики по отношению к России. Со временем такая политика будет только укрепляться, что в полной мере отвечает нашим национальным интересам.