Виктор Гвоздь
В последнее время существенно обострилась ситуация вокруг Корейского полуострова, что может привести к возникновению вооруженного конфликта в Азиатско-Тихоокеанском регионе с прямыми последствиями для Украины.
Так, 5 августа с. г. Совет Безопасности ООН ужесточил санкции против Северной Кореи в связи с проведением ею запусков межконтинентальных баллистических ракет. Резолюция СБ ООН вводит эмбарго на экспорт КНДР железа и свинца и их руд, а также любых морепродуктов, включая рыбу. Кроме того, запрещается создание совместных предприятий с Северной Кореей, а также расширяется список ее граждан, которым не разрешается выезд за границу.
Решение СБ ООН вызвало резко негативную реакцию правительства КНДР, которое назвало его «посягательством на суверенитет Северной Кореи». Исходя из этого, Пхеньян заявил о твердых намерениях продолжать шаги по укреплению ракетно-ядерного потенциала страны. В то же время руководство КНДР усилило агрессивную риторику в отношении США, которые считаются Пхеньяном главным инициатором и движущей силой санкционной политики Совета Безопасности ООН. По утверждениям СМИ Северной Кореи, тем самым США пытаются изолировать и уничтожить КНДР.
Наряду с этим Северная Корея выступила с очередными угрозами о возможности нанесения ракетного удара по территории США. По сообщению северокорейского государственного агентства KCNA от 10 августа с. г., «Вооруженные силы КНДР разрабатывают план запуска четырех баллистических ракет средней дальности в направлении военной базы США на острове Гуам», который может быть введен в действие по решению лидера страны Ким Чен Ына в любой момент. По словам командующего Стратегическими войсками Корейской народной армии генерала Ким Рак Гёма, ракеты «Hwasong-12» пролетят над территорией Японии и упадут в воду на расстоянии 30–40 км от острова Гуам.
В ответ на такие действия КНДР президент США Д. Трамп предупредил Пхеньян о готовности Вашингтона принять жесткие меры против Северной Кореи — «невиданной в мире силы». Он также напомнил о действиях США по обновлению и модернизации своего ядерного потенциала, который на сегодня «мощнее, чем когда-либо». В свою очередь, министр обороны США Дж. Мэттис призвал КНДР отказаться от изоляции, а также прекратить работы по созданию ракетно-ядерного оружия и другие действия, которые могут привести к «уничтожению северокорейского народа и концу правящего режима страны». По словам Дж. Мэттиса, любые «действия КНДР по-прежнему будут сильно уступать американским возможностям, и она проиграет любую гонку вооружений или конфликт, ею инициированный».
Решительность позиций США по данному вопросу подтверждают сообщения влиятельных американских СМИ о подготовке Пентагоном плана превентивного удара по около 20 ракетным базам КНДР. К выполнению данной задачи могут быть привлечены стратегические бомбардировщики В-1В с авиабазы ВВС США Андерсен на острове Гуам. Они будут действовать под прикрытием истребителей во взаимодействии с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и воздушными заправщиками. С мая текущего года бомбардировщики В-1В с авиабазы Андерсен 11 раз привлекались к проведению учений, в ходе которых отрабатывались вопросы нанесения ударов по КНДР. Последнее из таких учений прошло 7 августа с. г.
Такое развитие событий значительно повышает вероятность возникновения вооруженного конфликта между США и КНДР уже в конце августа – начале сентября текущего года. Так, пуск Северной Кореей баллистических ракет в направлении американской базы приведет к обязательной военной реакции Вашингтона, поскольку в противном случае это подорвет позиции США как ведущего центра силы в мире.
Вместе с тем военные действия США против КНДР неизбежно вызовут негативную реакцию со стороны Китая, который считает Северную Корею зоной своего влияния и имеет с ней договор о взаимной помощи в сфере безопасности. В свою очередь, это может поставить США и Китай на грань военной конфронтации. Несмотря на декларирование США и КНР планов построения стратегического партнерства между двумя странами, Китай жестко реагирует на любые проявления американской военной активности в АТР, а тем более — на Корейском полуострове.
Тем самым будет создан еще один очаг нестабильности в мире, который по своим масштабам и последствиям для безопасности всего мира намного превысит вооруженную агрессию России против Украины. Результатом этого станет отвлечение внимания мирового сообщества от Украины на ситуацию в АТР, что развяжет руки России в реализации ее неоимперской политики. Возникновение такой ситуации может быть использовано Россией как для нападения на страны Балтии, так и для расширения масштабов вооруженной агрессии против Украины, в т. ч. с целью «окончательного решения украинского вопроса».
По сути условия для этого уже созданы в рамках подготовки Россией стратегического командно-штабного учения «Запад-2017», которое планируется провести на территории Беларуси и России в сентябре текущего года. Так, с начала августа с. г. осуществляется сосредоточение российских войск на территории Беларуси, а также в северо-западных, западных и юго-западных регионах РФ, в т. ч. около границы с Украиной в Воронежской и Ростовской областях. В частности, отмечается активная переброска военной техники железнодорожным транспортом, которая по своему размаху превышает масштабы подготовки вооруженной агрессии России против Украины в 2014 году.
Согласно планам руководства РФ, предварительно отработанных в ходе комплексной проверки вооруженных сил России за зимний период обучения в марте–апреле 2017 года, в ходе учения «Запад-2017» предполагается отработка вопросов одновременного проведения военных операций на Северо-Западном (Балтийском) и Юго-Западном (Черноморском и Украинском) стратегических направлениях.
С учетом приведенных обстоятельств, возможны два основных варианта (сценария) военных действий России против Украины, а именно:
проведение ограниченной наступательной операции с целью захвата всей территории Донецкой и Луганской областей, а также обеспечения предпосылок для дальнейших действий по созданию сухопутного коридора в Крым и Приднестровье.
Данная задача может быть возложена на 20-ю (штаб г. Воронеж), 8-ю (штаб г. Ростов-на-Дону) и 49-ю (штаб г. Ставрополь) общевойсковые армии ВС РФ, а также группировку российских войск в Крыму и части усиления из состава Воздушно-десантных войск. В то же время группировка российских войск в Белоруссии и в западных и северо-западных регионах России, привлеченная к учению «Запад-2017», будет выполнять задачи демонстрации силы для запугивания Украины, оказания давления на нее и принуждения украинской стороны к распылению сил. При этом, как и ранее, наступательная операция ВС РФ на Донбассе будет маскироваться под действия «местных ополченцев»;
полномасштабное военное вторжение РФ в Украину с Северного (Белорусского) направления с конечной целью реставрации пророссийской власти в Украине и ее фактической оккупации. Сценарий таких действий России может включать несколько этапов, в т. ч.:
первый — провоцирование беспорядков в Киеве на основе социально-экономических и политических проблем. Организация таких беспорядков может быть осуществлена, как через пророссийские силы в Украине, так и через отдельные украинские партии и движения. При этом для России будет важен сам факт начала беспорядков, а не их реальная массовость, как это было во время первого и второго майданов;
второй — радикализация выступлений антиправительственных сил в столице Украины и перевод их в фазу вооруженного противостояния. Для этого, с участием специальных групп провокаторов, замаскированных под подразделения украинской полиции, Вооруженных сил и Национальной гвардии, а также «украинских националистов», могут будут совершены нападения на участников митингов и демонстраций, в т. ч. с применением огнестрельного оружия. Именно таким образом Россия пыталась совершить переворот в Черногории осенью прошлого года;
третий — военное вторжение в Украину с Северного (Белорусского) направления под видом украинских войск, которые «пришли на помощь восставшему украинскому народу». Главная роль в выполнении данной задачи может быть возложена на 1-ю танковую армию (штаб в Подмосковье), часть сил 20-й общевойсковой армии и приданные им соединения из внутренних регионов России. Кроме того, в первом эшелоне российских войск могут быть пущены мобильные вооруженные формирования из боевиков украинского происхождения с документами граждан Украины, в украинской военной форме и с украинскими флагами.
Группировка Вооруженных Сил Украины на Донбассе будет связана путем активизации вооруженного противостояния в зоне конфликта. В свою очередь, выдвижение на Киев частей ВС Украины из западных регионов страны будет блокировано российскими войсками на основных магистралях путем высадки воздушных десантов.
В то же время, для отвлечения внимания США, НАТО и ЕС от Украины, а также распыления их усилий, в рамках учения «Запад-2017» будут проводиться активные мероприятия по демонстрации силы вблизи границ Польши, Литвы, Латвии и Эстонии;
четвертый — блокирование и захват зданий центральных органов власти и силовых структур Украины в Киеве. При этом все попытки сопротивления, в т. ч. со стороны мирного населения, будут решительно подавляться с применением военной силы (в дальнейшем ответственность за жертвы будет возложена на «действия силовых структур Украины и украинских националистов»).
пятый — провозглашение «временного правительства Украины» с последующим проведением парламентских и президентских «выборов» под контролем Российской Федерации и под дулами автоматов российских войск.
Реализация такого сценария позволит режиму В. Путина заявить о «решении всех проблем вокруг Украины» и «установлении добрососедских отношений между Россией и Украиной». Исходя из этого, Москва поднимет вопрос об «отсутствии оснований для сохранения санкций против России».
Данный вопрос приобретает особую актуальность для режима В. Путина вследствие введения США в августе текущего года новых санкций против России критического для нее характера, а также фактической несостоятельности Москвы принять адекватные ответные контрмеры в экономической сфере. В таких условиях единственным инструментом России для давления на США и Европу остается демонстрация военной силы и угроза ее применения против их партнеров из числа стран бывшего СССР, прежде всего Украины и Грузии.