2 сентября 2017

Через тернии к ЕС и НАТО. Геополитические аспекты и проблемы европейской и евроатлантической интеграции Украины

Виктор Гвоздь

1 сентября текущего года вступило в полную силу Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, включая создание углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Это событие имеет историческое значение и создает широкие перспективы для Украины, поскольку является первым практическим шагам на пути ее вступления в ЕС. Заключение Соглашения, решение Европейского Союза об упрощении визового режима для украинских граждан, а также углубление партнерства между Украиной и НАТО в рамках Комплексного плана помощи Украине (принят во время Варшавского саммита Альянса в июле 2016 года) свидетельствуют о принятии США, НАТО и ЕС принципиальных решений о включении Украины в сферу своей ответственности. Тем самым фактически меняется и международное положение Украины, вышедшей из «серой зоны» неопределенности между Западом и Россией и ставшей активным участником европейской и мировой политики с четким курсом на вхождение в Западный мир.

Причиной таких решений США, ЕС и НАТО является роль и значение Украины в сдерживании неоимперской политики России, которая несет угрозу всей западной цивилизации. На сегодняшний день именно Украина является главным направлением экспансии Российской Федерации и оттягивает на себя большую часть ее усилий. При этом без установления своего контроля над Украиной (второй по своему потенциалу страной бывшего СССР) Россия никоим образом не сможет реализовать свои геополитические амбиции, что и обусловливает характер ее действий.

В таких обстоятельствах на сегодняшний день Украина является более важной для США, НАТО и ЕС, чем когда-то были страны Центрально-Восточной Европы и Балтии. Вместе с тем, процесс ее европейской и евроатлантической интеграции имеет гораздо более сложный характер, чем в странах ЦВЕ и Балтии после распада социалистического лагеря («Восточного блока») и СССР. Прежде всего это касается проблем Крыма и Донбасса, которые и были созданы Россией для блокирования возможности вступления Украины в Европейский Союз и НАТО.

Исходя из этого, реализация планов европейской и евроатлантической интеграции Украины требует большего времени и поиска новых форм вхождения в ЕС и НАТО. В частности, такой формой может быть ассоциация или установление качественно нового уровня сотрудничества Украины с Европейским Союзом и Североатлантическим альянсом на уровне фактического членства в этих организациях без его формального получения.

 

Несмотря на это, вхождение Украины в Европейский Союз и НАТО будет иметь ряд важных последствий, в т. ч. геополитического характера, как для Европы, так и для Украины и России.

Во-первых, установление качественно нового уровня отношений между ЕС, НАТО и Украиной, даже без ее официального членства в этих организациях, приведет к существенному изменению баланса сил в Европе в пользу Европейского Союза и Североатлантического альянса за счет демографического, экономического, территориального и военного ресурсов нашего Государства. В свою очередь, это станет мощным фактором повышения потенциала Объединенной Европы и усиления ее безопасности от угроз со стороны Российской Федерации.

Во-вторых, сближение Украины с ЕС и НАТО до уровня фактического (ассоциированного) членства будет означать изменение конфигурации всей восточной границы Европейского Союза и Североатлантического альянса, а именно — их выход непосредственно на западную границу Российской Федерации. При этом Украина вместо «буферной» зоны между Европой и Россией по сути станет «восточным форпостом» ЕС и НАТО, которым на сегодня являются страны Центрально-Восточной Европы. С одной стороны это расширит зону стабильности в Европе в восточном направлении, а с другой — усилит напряженность на ее восточных границах из-за очевидно негативной реакции России и ее ответных шагов (в т. ч. в военной сфере).

В-третьих, интеграция Украины в НАТО и ЕС будет способствовать социально-экономическому развитию нашего Государства и гарантировать его безопасность. Кроме того, нахождение Украины в составе Объединенной Европы, где фактически отсутствуют внутренние границы, объективно снимет все потенциальные территориальные претензии к ней со стороны соседних стран ЦВЕ и поможет решению других проблем в двух- и многосторонних отношениях. В то же время НАТО и ЕС являются надгосударственными структурами, что приведет к необходимости делегирования части национального суверенитета Украины на уровень высших органов этих организаций, а также выполнения их условий и требований. В данной связи коллективные интересы Европейского Союза и Североатлантического альянса будут иметь приоритет над национальными интересами Украины.

В-четвертых, приближение Украины к ЕС и НАТО приведет к переходу проблем Крыма и Донбасса с национального уровня нашего Государства на уровень Европейского Союза и Североатлантического Альянса. В таких условиях руководство ЕС и НАТО будет вынуждено активизировать свое участие в решении конфликта на Востоке Украины, а также урегулировании крымского вопроса. В свою очередь Украина должна будет выполнять рекомендации западных партнеров даже если они не соответствуют ее собственным взглядам на пути восстановления своей территориальной целостности.

В-пятых, сближение Украины с ЕС и НАТО с перспективой членства в этих организациях окончательно подорвет планы России стать «великой мировой державой». Более того, укрепление позиций КНР на постсоветском пространстве в рамках реализации китайской инициативы «Пояс и Путь» по сути делает невозможным создание Москвой полноценного Евразийского Союза, ограничивая также и региональное значение Российской Федерации. Учитывая это, Россия приложит все усилия для противодействия европейской и евроатлантической интеграции Украины вплоть до применения вооруженной силы (от активизации вооруженного противостояния на Донбассе — до проведения полномасштабной наступательной операции против Украины с оккупацией ее территории).

 

Все это ставит перед Украиной и ее западными союзниками ряд тяжелых и сложных вопросов, а также требует переосмысления всей ситуации вокруг процесса европейской и евроатлантической интеграции Украины.

Прежде всего указанное касается необходимости четкого осознания перспектив потери Украиной части своего суверенитета в пользу ЕС и НАТО, а также обязательности выполнения условий и требований членства в этих организациях. Так, интеграция Украины в ЕС и НАТО даже в форме ассоциированного членства приведет к необходимости подчинения своей внешней политики и мер по обеспечению безопасности государства общей внешней политике и политике безопасности Европейского Союза, а также стратегии и военным планам Североатлантического альянса.

Аналогичным образом к стандартам ЕС и НАТО должны быть приведены все составляющие внутренней сферы Украины, что будет требовать проведения комплекса политических, экономических, социальных, юридических и других реформ. При этом такие реформы будут иметь обязательный характер, даже если они будут затрагивать интересы политико-экономических кругов и населения Украины и являться непопулярными по своему характеру. В частности, в этом плане можно отметить требования ЕС об изменении пенсионной системы Украины, приведения внутренних цен на энергоносители к мировым стандартам, открытия рынков и ограничения поддержки внутреннего производителя, а также свободной продажи земли.

Кроме того, достаточно сложным вопросом станет занятие Украиной выделенной для нее ниши в международном разделении труда в Европейском Союзе, а также требование полного открытия своего рынка для европейских товаров. Указанное приведет к необходимости санации отдельных предприятий и отраслей украинской промышленности, которые не смогут выдержать конкуренцию с европейскими аналогами или будут лишними в общей экономической системе ЕС.

В свою очередь, европейская и евроатлантическая интеграция Украины будет требовать от ЕС и НАТО серьезного пересмотра их отношения к новому партнеру и взглядов на сотрудничество. В этой связи наиболее проблемный характер для Европейского Союза будут иметь вопросы открытия доступа Украины к европейским финансовым фондам, а также рынкам товаров, услуг и труда. Сложность этого вопроса обусловливает значительный потенциал Украины, который по сути не уступает потенциалу Польши и превышает потенциалы всех других «новых» членов ЕС.

В то же время крайне чувствительной проблемой для НАТО станет распространение на Украину обязательств Североатлантического альянса по коллективной обороне стран-членов организации. Указанная проблема имеет особенно острый характер в условиях аннексии Крыма Россией и продолжения ее действий по провоцированию вооруженного конфликта на Донбассе. С учетом этого, даже в случае, если руководство НАТО воздержится от распространения таких обязательств на Украину, углубление сотрудничества в сфере безопасности приведет к необходимости пересмотра оперативных планов Альянса.

На этом фоне отдельной проблемой станут вопросы дальнейших отношений между Украиной, ЕС, НАТО и Россией после выхода Украины на уровень углубленного партнерства с Европейским Союзом и Североатлантическим Альянсом. Учитывая принципиальное неприятие Россией европейской и евроатлантической интеграции Украины, такая ситуация будет нуждаться в достаточно сложном диалоге сторон с целью недопущения углубления противостояния между ними до уровня военной конфронтации.

В целом приведенные обстоятельства обусловливают достаточно неоднозначное и даже противоречивое отношение к перспективам вступления Украины в ЕС и НАТО, как украинского общества, так и руководства и общественности стран-членов Европейского Союза и Североатлантического Альянса. В частности, проявлением этого стали трудности в процессах принятия Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, а также решения Европейского Союза об упрощении визового режима с Украиной.

При этом руководство ЕС хотя и поддерживает процесс европейской интеграции Украины, однако отказывается предоставлять четкие гарантии ее будущего членства в Европейском Союзе. Аналогичным образом руководство НАТО подтверждает «открытость дверей» Альянса для Украины, но воздерживается от предоставления ей статуса участника Программы действий по членству.

 

Учитывая изложенное, реализация европейских и евроатлантических планов Украины требует значительных усилий и времени, а также тяжелой, сложной и упорной работы, как нашего Государства, так и западных союзников. В свое время именно в такой ситуации находились Румыния и Болгария, которые изначально не воспринимались Европой, а впоследствии стали членами ЕС и НАТО. Хотя даже и через более чем 15 лет членства в Европейском Союзе они все еще не входят в Шенгенскую и евро- зоны из-за несоответствия определенным критериям и требованиям.

Поэтому крайне непродуктивными и даже вредными являются легкомысленное отношение к процессам европейской и евроатлантической интеграции Украины, а также попытки их искусственного ускорения, что приводит только к проблемам и недопониманию в отношениях с западными союзниками. Более того, это используется Россией с целью дискредитации курса Украины в ЕС и НАТО и распространения недоверия к нему со стороны украинского общества.